СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ: ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Раиса Ивановна Платонова, кандидат педагогических наук, проректор по науке, Чурапчинский институт физической культуры и спорта Республики Саха (Якутия),
с. Чурапча
Аннотация
В статье обобщается опыт ведущих вузов Республики Саха (Якутия) по подготовке конкурентоспособных специалистов педагогического профиля. В условиях, когда предложение на рынке труда превышает спрос, учреждения высшего педагогического образования РФ сконцентрировали усилия на формировании конкурентоспособного выпускника, но решают эту проблему разными путями, в зависимости от приоритетов.
Ключевые слова: регион, педагогический вуз, повышение конкурентоспособности выпускника.
SPECIFICITY OF FORMATION OF THE COMPETITIVE EXPERT WITH SPORTS-PEDAGOGICAL PROFILE: THE EXPERIENCE OF REGIONAL HIGHER SCHOOL OF REPUBLIC SAKHAS (YAKUTIYA)
Raisa Ivanovna Platonova, the candidate of pedagogical sciences, science pro-rector, Churapchinsky Institute of Physical Training and Sports Republics Sakhas (Yakutia),
w. Churapcha
Annotation
The article summarizes the experience of leading higher schools of Republic Sakhas (Yakutia) related to preparation of competitive experts with pedagogical profile. In conditions when the offer on a labor market exceeds demand, institutions of higher pedagogical education of the Russian Federation have concentrated efforts on formation of the competitive graduate with solving this problem by different ways, depending on priorities.
Keywords: region, pedagogical higher school, increase of competitiveness of graduate.
Проблема подготовки специалистов педагогического профиля, всегда являвшаяся актуальной в РФ, в период оформления рыночных отношений обретает особую остроту - на региональных рынках труда предложение рабочей силы в сфере образования существенно превышает спрос.
Конкурентоспособность как новое качественное состояние специалиста инсталлируется в число стратегических ценностей, которые, наряду с ориентацией на собственные силы, предприимчивостью, креативностью, способствуют преодолению индивидуального психологического барьера, неопределенности в жизненной перспективе, выстраиванию реальных планов профессиональной карьеры.
В «Энциклопедии профессионального образования» конкурентоспособность молодого специалиста определяется как показатель качества вузовской подготовки и возможность реализации профессиональных и личностных качеств выпускника вуза в интересах современного производства. В соответствии с этим, мы определяем конкурентоспособность будущего специалиста как интегральную характеристика личности, к моменту окончания вуза включающую себя совокупность личностных, профессиональных и общепедагогических компонентов, отражающих уровень знаний, умений, опыта и направленных на освоение рынка труда и достижение дальнейших профессиональных целей в условиях конкуренции.
Как известно, «у народа Саха педагогические профессии продолжают входить в систему традиционных этнокультурных предпочтений в области труда, обеспечивая их носителям высокий социальный статус и стабильные в условиях депрессивных территорий доходы» [3. - С.95]. Появление в Республике Саха (Якутия) в 90-е гг. ХХ века филиалов центральных негосударственных вузов и альтернативных образовательных учреждений, расширение коммерческого приема, спектра форм обучения открыло
доступ к высшему педагогическому образованию категории абитуриентов, ранее не проходившей высокую планку конкурсного отбора на бюджетные места. Подобная «либерализация» и «массовизация» высшего педагогического образования, когда только в г. Якутске с 238 тысячным населением действовали 10 вузов и филиалов, дающих педагогическое образование, привела к «перепроизводству» квалифицированных педагогических кадров, начиная с 2003 года.
Таблица 1
Выпуск специалистов педагогической направленности в вузах на территории
г. Якутска и близлежащих улусах в 2008 г.
ЧГИФКи С СГУ СГА СГИ ЯГУ РУДН Шоло- хова ЯГИТИ СГПА
Педагоги нач. классов 100 50 100 150 100
Учителя иностранного языка 100 100
Психологи 100 100 100 75 100 80 100
Педагог ДОУ 60 100 25 100 100
Учитель физкультуры 100 150 100
Учитель информатики 40 50 100 50
Социальный педагог 50 50 50 100 100 100
Менеджер образования 50 25 50 100 100
Сложившаяся ситуация потребовала кардинального решения - создание новых конкурентоспособных направлений и специальностей в вузах республики.
Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова - ведущее учебное заведение Республики Саха (Якутии), а его филологический факультет - одно из старейших и крупнейших структурных подразделений университета, подготовившее за 1957-2008 годы 7270 специалистов-филологов. Из пяти отделений, входящих в состав филфака, отделения русского языка (РО), русского языка в национальной школе (РН), северной филологии (СФ) можно отнести к педагогическим, остальные готовят специалистов в области рекламы, связей с общественностью и журналистов.
Профессорско-преподавательский состав факультета составляют ведущие филологи и специалисты по методике преподавания языка и литературы республики, поэтому в научно-исследовательской работе и учебной работе студентов доминирует «филологическая» составляющая.
Руководство факультета ориентировано на фундаментализацию классического филологического образования как средство обеспечения конкурентоспособности своих выпускников педагогического профиля на региональном рынке труда. Так, специалисты, окончившие отделение русского языка и литературы, работают преподавателями русской словесности и мировой художественной культуры; окончившие специализацию по русскому языку и литературе в межнациональном общении имеют право преподавать якутский и английский языки, а выпускники северного отделения - языки народов Севера (эвенский, эвенкийский, юкагирский).
В Республике Саха (Якутия) развитие физической культуры и спорта является одной из важнейших составных частей государственной политики. Властные структуры (по традиции, Президент Республики Саха (Якутия) возглавляет Республиканскую Ассоциацию вольной борьбы) и спортивно-педагогическая общественность видят в развитии спорта и спортивной педагогики эффективное средство повышения престижа республики в федеральном и мировом политическом, спортивном и культурнообразовательном пространстве. Поэтому выпускники вузов физической культуры и спорта востребованы на региональном рынке труда. Приоритетность занятий вольной борьбой, кик-боксингом, боксом в массовом сознании населения, закрепление благодаря российским и региональным СМИ за республикой репутации «северной родины борцов-чемпионов», наличие квалифицированного тренерского контингента и института спонсорства позволяют высококвалифицированным спортсменам активно стро-
ить свою карьеру [4. - С.41].
В настоящее время Институт физической культуры и спорта Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова - крупнейшее высшее учебное заведение в ДВФО, оснащенное самыми современными спортивными сооружениями. Получаемая в вузе квалификация «Специалист по физической культуре и спорту» предполагает возможность дальнейшей деятельности и в образовательных учреждениях, и в учреждениях дополнительного образования, и в коммерческих структурах: частных спортивных клубах, профессиональных спортивных командах, фитнес-клубах и магазинах спорттоваров и др.
Сегодня российский рынок труда испытывает потребность в торговых консультантах, управленцах и менеджерах в сфере спортивной индустрии. Региональный рынок Якутии ориентирован, прежде всего, на специалистов физкультурно-спортивного профиля - тренеров по национальным видам спорта, скоростно-силовым и восточным единоборствам, специалистов по рекреационной медицине. Отток существенной части выпускников Института физической культуры ЯГУ в силовые структуры (до 22%) также не способствует заполнению данного сегмента рынка образовательных услуг в регионе.
Конкурентоспособность своих выпускников на региональном рынке труда руководство ИФКиС (директор - канд. пед. наук, доцент Д.Н.Платонов) основывает на повышении уровня спортивного мастерства, что обеспечивается направленностью образовательного процесса на отраслевые интересы.
Направления НИР и НИРС ИФКиС имеют отчетливо выраженную профилиза-
цию:
1. Региональные особенности развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия).
2. Разработка и исследование теоретических и методических основ физического воспитания и спортивной тренировки.
3. Особенности развития высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия).
4. Исследование традиционных игр и национальных видов спорта коренных народов РС (Я) в современной системе физвоспитания.
5. Спортивно-педагогические основы физического воспитания детей в Республике Саха (Якутия).
6. Технология и проектирование спортивной подготовки спортсменов.
Основная форма организации научной работы студентов - выполнение курсовых и дипломных работ, занятия в научных кружках. При педагогических практиках приоритетным считается именно спортивно-педагогическая составляющая, а не классное руководство или управление образовательной системой.
Лучшие выпускники ИФКиС ориентированы на поступление в аспирантуру по специальности 13.00.04 - «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, адаптивной и оздоровительной физической культуры».
Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта -единственный в РФ сельский педагогический вуз, образованный в 2004 году. Осуществляя подготовку бакалавров в области физического воспитания и спорта, данный федеральный вуз занимает свой сегмент регионального рынка педагогических вакансий, соперничая с Институтом физической культуры и спорта Якутского государственного университета, Педагогическим училищем № 1 им. Н.Г.Чернышевского и Училищем олимпийского резерва. Законы рыночной экономики ставят специалистов в сфере физического воспитания в ситуацию профессионально-педагогического отбора, требуя конкурентоспособных выпускников, стремящихся к повышению педагогического и тренерского мастерства, обладающих высокой адаптационной и профессиональной мобильностью.
Если в первых выпусках конкурентоспособность будущего специалиста ЧГИФ-
КиС рассматривалась руководством, исходя из качества знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной спортивно-соревновательной деятельности, и личностных качеств, то в последние годы акценты сместились на достижение конкурентоспособности в различных сферах профессиональной деятельности.
Институт обеспечил доступ в магистратуру своим лучшим выпускникам, заключив договора с ведущими физкультурными вузами РФ. В рамках «Концепции развития вуза» постоянно проводятся научно-методологические семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы с привлечением ведущих специалистов в области физической культуры и спорта из Москвы, Санкт-Петербурга, Чебоксар, Красноярска для учителей физической культуры, тренеров, представителей силовых структур. На этих курсах, семинарах присутствие студентов обязательно, у них появляется возможность познакомиться с представителями различных научных школ РФ.
За четыре последних года в вузе переработаны УМКД и рабочие программы, в которых акцент сделан на личностно-ориентированное преподавание, самостоятельную работу студентов, активные методы обучения, развитие компьютерной грамотности (58% студентов - дети из сельских малообеспеченных семей, не имели дома ПК), элективные курсы, профессионально интересные студентам.
В вузе внедрен мониторинг знаний студентов, на протяжении всех лет обучения ведется «паспорт» спортивного, интеллектуального, педагогического и личностного развития студента. Особое внимание обращается на входной контроль и контроль остаточных знаний, рейтинговую систему. Знания студентов по блоку ГСЭ во многом зависят от уровня подготовленности абитуриентов. При проведении входного контроля выявляются: реальный уровень знаний абитуриентов (сопоставимость его с результатами ЕГЭ); пробелы в знаниях по базовым дисциплинам; причины расхождения результатов ЕГЭ и ректорской проверки; уровень готовности и культуры интеллектуального труда.
Наиболее ярко конкурентные преимущества выпускников сельского вуза проявились в сфере научно-педагогических исследований и социокультурного проектирования. В 2006 году институту был присвоен статус федеральной экспериментальной площадки для реализации проекта «Чемпион своей судьбы» - самодетерминация личности в системе непрерывного образования «детский сад ^ школа ^ вуз».
Если в ИФКиС ЯГУ направления НИР и НИРС имеют выраженную спортивную направленность, то в Чурапче основные научные направления определены потребностями региона в исследованиях, изучающих физиологические особенности организма спортсменов в условиях Крайнего Севера, этнопедагогические аспекты физического воспитания юных спортсменов в системе непрерывного образования, методику многолетней подготовки спортсменов высокого класса, методику физического воспитания в профильных школах. Это предоставляет студентам большие конкурентные преимущества в приобщении к научно-исследовательской деятельности.
В институте действуют медико-восстановительный центр и научноисследовательская лаборатория (НИЛ) по обследованию текущего функционального состояния спортсменов высокого класса, проверки эффективности тренировочных программ. Всего за период 2004-2008 гг. различными видами опросов (анкетирование, тестирование) охвачено более 3000 школьников и студентов вуза, диагностическое обследование уровня развития физических качеств и функционального состояния проведено более чем у 4000 человек. Данные вузовской информационной базы по оценке физического и психологического здоровья, предрасположенности к употреблению алкогольных, наркотических средств среди студентов, населения используются студентами при выполнении курсовых, выпускных квалификационных работ, разработке научных проектов.
К концу обучения в 2008 году у 22 выпускников наличествовали сформированные электронные и бумажные портфолио, в которых изложены не только их достижения, рекомендации известных экспертов, тренеров, преподавателей вуза, но и разрабо-
танные будущими бакалаврами программы курсов и тренировок, социокультурные проекты, которые будут предложены будущим работодателям.
Таким образом, в условиях региональной системы высшего педагогического образования в Республике Саха (Якутия) идет переориентация будущих педагогов на конкурентоспособное поведение в условиях рынка труда. Учет требований потенциальных потребителей «продукции» вуза, расширение спектра образовательных услуг, ориентация на воспитание специалистов с повышенным образовательным уровнем и комплексом навыков в области образования, управления, информационных технологий, научно-исследовательской деятельности позволили повысить конкурентоспособность выпускников педагогического профиля, обучавшихся в Чурапчинском государственном институте физической культуры и спорта, на региональном и федеральном рынках образовательных услуг. Все 22 выпускника 2008 года были трудоустроены, причем 8 - при равных спортивных показателях - получили преференции перед выпускниками ЯГУ и Училища олимпийского резерва, предъявив разработанные проекты и программы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Запесоцкий, А.С. Образование : философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий. - М. : Наука, 2002. - 586 с.
2. Адольф, В.А. Конкурентоспособность - показатель качества ВПО / В.А. Адольф, И.Ю. Степанова // Высшее образование в России. - 2007. - № 6. - С. 77-79.
3. Подойницына, И.И. Этнокультурные стереотипы трудового поведения в области производства / И.И. Подойницына. - Новосибирск : Наука, 1993. - 144 с.
4. Торговкин, В.Г. Педагогические условия физического совершенствования юных спортсменов // Физическая культура и детско-юношеский спорт в современных условиях : идея, духовность, воспитание. - Якутск : Бичик, 2008. - С. 39-42.
Контактная информация: [email protected]
ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОГО КАЧЕСТВА РЕШИТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Екатерина Михайловна Свешникова, аспирант,
Нижневартовский государственный гуманитарный университет
Аннотация
Статья посвящена проблеме влияния системы обучения на развитие волевого качества решительности у детей 7-12 лет, представлены результаты экспериментального исследования, направленные на выявление особенностей развития волевого качества решительности у младших школьников различных систем обучения.
Ключевые слова: развитие решительности, младшие школьники.
THE PROBLEM OF INFLUENCE OF SYSTEM OF TRAINING ON DEVELOPMENT OF WILL QUALITIES OF RESOLUTION AMONG PUPILS OF
ELEMENTARY SCHOOL
Ekaterina Mihajlovna Sveshnikova, the post-graduate student, Nizhnevartovsk State Humanitarian University
Annotation
The article is devoted to the problem of influence of system of training on development of resolution will qualities among children of 7-12 years old, the results of an experimental research directed on revealing the features of development of resolution will qualities among younger schoolboys of various systems of training have been presented.
Keywords: resolution development, younger schoolboys.
Многими психологами отмечено, что психологические предпосылки формиро-