Научная статья на тему 'Региональные аспекты формирования конкурентоспособного специалиста в условиях педагогического вуза'

Региональные аспекты формирования конкурентоспособного специалиста в условиях педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / REGIONAL ASPECTS / A COMPETITIVE SPECIALIST / PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дашинорбоев В. Д., Платонова Р. И.

В статье дается краткий анализ современных исследований по вопросам подготовки конкурентоспособных специалистов в системе высшей школы, изучения состояния процессов на региональном рынке образовательных услуг, соответствия содержания образования вуза к реалиям школы нового столетия. Определены организационно педагогические условия формирования конкурентоспособности будущих педагогов на примере факультета вуза. Предлагается система подготовки специалистов с внедрением инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая существенно повысить уровень востребованности будущих педагогов на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дашинорбоев В. Д., Платонова Р. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ASPECTS OF FORMING A COMPETETIVE SPECIALIST IN THE CONDITIONS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL ESTABLISHMENT1The East Siberian Technological University

This article gives the analysis of modern researches on the questions of training the competitive specialists in the system of high school, the process of educational services investigation in regional market, the correspondence of high school educational content to reality of new millennium school. The organizing-pedagogical conditions of forming competitive future specialist are defined on the example of high-school department. The system of training specialist with innovative form of educative process organization is given which helps to raise the level of competitiveness of future specialists in the labor market.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты формирования конкурентоспособного специалиста в условиях педагогического вуза»

нениям интеллектуальных и физических показателей подготовленности спортсменов и формируют компенсаторно-приспособительные механизмы в соответствии со спецификой соревновательной деятельности. Это даёт основание использовать в тренировочном процессе принцип эволюционного подхода, означающий необходимость постоянного учёта и использования в практическом построении многолетней тренировки соотношения и взаимосвязи биологических и социальных факторов эволюции физических и интеллектуальных способностей. Выявленные особенности биологического развития организма ориентировщиков 9-15 лет явились основой разработки инновационной технологии управления многолетней подготовкой, а практическое её применение позволило спортсменам, участвующим в педагогическом эксперименте, значительно улучшить результативность соревновательной деятельности на основе индивидуализации тренировочного процесса (Р<0,05).

ЛИТЕРАТУРА

1. Губа, В.П. Индивидуальные особенности юных спортсменов / В.П. Губа, В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук. - Смоленск, 1997. - 219 с.

2. Квашук, П.В. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации юных спортсменов / П.В. Квашук, В.Г. Никитушкин // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 10. - С. 18-22.

3. Квашук, П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Квашук П.В. - М., 2003. - 49 с.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Валерий Дугаржапович Дашинорбоев, доктор педагогических наук, профессор, Восточно-Сибирский государственный технологический университет (ВСГТУ)

г. Улан-Удэ

Раиса Ивановна Платонова, кандидат педагогических наук, доцент, Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова (ЯГУ)

г. Якутск

Аннотация

В статье дается краткий анализ современных исследований по вопросам подготовки конкурентоспособных специалистов в системе высшей школы, изучения состояния процессов на региональном рынке образовательных услуг, соответствия содержания образования вуза к реалиям школы нового столетия. Определены организационно - педагогические условия формирования конкурентоспособности будущих педагогов на примере факультета вуза. Предлагается система подготовки специалистов с внедрением инновационных форм организации учебновоспитательного процесса, позволяющая существенно повысить уровень востребованности будущих педагогов на рынке труда.

Ключевые слова: региональные аспекты, конкурентоспособный специалист, педагогический вуз.

REGIONAL ASPECTS OF FORMING A COMPETETIVE SPECIALIST IN THE

CONDITIONS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL ESTABLISHMENT

Valeriy Dugarzhapovich Dashinorboyev, doctor of pedagogical sciences, professor,

The East Siberian Technological University,

Ulan-Ude

Raisa Ivanovna Platonova, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer The Yakut State University after M.K. Ammosov,

Yakutsk

Abstract

This article gives the analysis of modem researches on the questions of training the competitive

specialists in the system of high school, the process of educational services investigation in régional market, the correspondence of high school educational content to reality of new millennium school. The organizing-pedagogical conditions of forming competitive future specialist are defined on the example of high-school department.

The system of training specialist with innovative form of educative process organization is given which helps to raise the level of competitiveness of future specialists in the labor market.

Keywords: regional aspects, a competitive specialist, pedagogical high school establishment

ВВЕДЕНИЕ

По данным ряда авторов [2, 6, 8, 9, 12-14 и др.], особое значение в условиях Болонского процесса придают инновационным методикам и технологиям формирования конкурентоспособного отечественного выпускника высшей профессиональной школы. Социально-педагогические аспекты вузовской педагогики различных республик, в частности Республик Саха (Якутия) и Бурятия выделены в трудах [1, 3, 4], экономические аспекты на региональном рынке образовательных услуг отражены в разработках [1, 2, 4, 5, 10, 11].

Рынок труда, в частности, Республик Саха (Якутия) и Бурятия оказывает существенное влияние на деятельность региональной высшей школы, активно воздействуя на процессы формирования потребностей и спроса на образовательные услуги в различных областях педагогики. У вышеназванных народов педагогические профессии входят в систему традиционных этнокультурных предпочтений в области труда, являются социально престижными, обеспечивая их носителям высокий социальный статус.

Появление в 90-е гг. прошлого века филиалов центральных негосударственных вузов и альтернативных образовательных учреждений, расширение коммерческого приема, спектра форм обучения открыло доступ к высшему педагогическому образованию категориям абитуриентов, ранее не проходившим планку конкурсного отбора на плановые места. Подобная либерализация набора студентов привела к "перепроизводству" квалифицированных педагогических кадров в центральных улусах и в городах республиканского подчинения, снижению потребности региональных дошкольных образовательных учреждений и средних общеобразовательных школ в специалистах с квалификацией учитель начальных классов, "преподаватель дошкольной педагогики и психологии", начиная с 2001 года.

Например, большая конкуренция на плановые места по педагогическим специальностям (5-6 человек на одно место при проходных баллах 112-120) в педагогическом институте Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова приводит к уменьшению количества подаваемых заявлений от абитуриентов с высокими баллами в аттестате, которые переориентируются на плановые места по более "доступным" специальностям. Абитуриенты со средними баллами, ориентированные сельскими школами и родственниками на престижность учительской профессии, зачисляются на целевые и коммерческие места, существенно понижая образовательный потенциал группы и качество обучения.

Фиксируемое снижение "качества" студенческого контингента требует инновационных подходов к процессу профессиональной подготовки и повышению конкурентоспособности выпускников педагогического института ЯГУ на региональном рынке образовательных услуг, где стремятся к расширению своих сегментов Вилюйский педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского, Саха-Педагогическая Академия, Не-рюнгринский филиал Якутского госуниверситета, Якутский филиал института им. М. Шолохова, филиал Института Государственного Администрирования (г. Москва), педагогический колледж 2, г. Якутска и др.

По мнению [6] - руководителя одного из наиболее успешных в плане профессиональной подготовки и качества образования российских вузов, повышение конкурентоспособности выпускника вуза зависит не только от соответствующих образовательных технологий и критериев оценки результатов совместного труда студента и преподавателей высшей школы, но и от ценностей и целей профессиональной дея-

тельности. Профессиональная подготовка специалиста осуществляется в процессе усвоения многоуровневого комплекса, суть которого можно выразить формулой: "ценности - цели - средства - методы - ресурсы".

МЕТОДИКА

Разработка маркетинговой стратегии на региональном рынке образовательных услуг требует учета внешних специфических факторов:

- престиж работы в дошкольных образовательных учреждениях - ДОУ;

- наличие в регионе образовательных учреждений - государственных и негосударственных;

-платежеспособность родителей будущих студентов

и внутренних факторов:

- кадровый потенциал вуза;

- материально-техническая база;

- наличие комплексной системы управления качеством,

- наработанных педагогических технологий и др. [3, 7 и др.]

Таким образом, на уровне факультета педагогики начального образования педагогического института Якутского госуниверситета конкурентоспособность будущих специалистов в области дошкольной и начальной педагогики определяется следующими организационно-педагогическими условиями:

1. Постоянным обновлением и совершенствованием содержания вузовской подготовки специалистов.

2. Введением новой организационно-управленческой тактики в стенах вуза -прогностического (опережающего) управления, так как в новых условиях управление функционированием должно быть заменено управлением развития.

3. Обновление материально-технической базы и информационного обеспечения образовательного процесса.

4. Формирование эффективной маркетинговой политики.

Факультет педагогики начального образования педагогического института Якутского госуниверситета наполнил рынок труда РС(Я) своими выпускниками по базовым специальностям, поэтому следует налаживать подготовку нового поколения специалистов в области ДОУ и начальной школы на основе индивидуализации и универсализации профессионального образования, особенно на стадии освоения дисциплин предметной подготовки и дисциплин специализаций.

Создание педагогического "бренда" вуза, проведение эффективной маркетинговой политики становится неотъемлемой частью организации современного образовательного процесса высшей школы. Региональный вуз должен собирать и обрабатывать информацию, разрабатывать и проводить исследования и социологические опросы для анализа потребностей регионального сообщества в образовательных услугах.

Разработка стратегической технологии развития специальности на сегодняшний момент становится основным направлением деятельности кафедр ПДВ и ПНО:

1. Разработка нового учебного плана по следующим специализациям: "Обучение информатике в ДОУ"; "Обучение информатике в начальной школе"; "Обучение риторике в начальной школе"; "Обучение ЛФК в ДОУ" или начальной школе; "Управление дошкольным учреждением"; "Организация дополнительного образования в ДОУ и начальной школе" (творческих студий) и др.

2. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг, предоставляемых кафедрами, для выработки новых знаний и умений, повышающих конкурентоспособность выпускника. Такая дополнительная "догрузка" позволяет "позволяет обществу решать проблему переквалификации и переподготовки кадров, обеспечивающих общество человеческим капиталом, необходимым для эффективного функционирования и развития культуры, экономики, социальной структуры в целом" [11].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Как известно, не все абитуриенты, поступившие в педагогический вуз, готовы к интенсивной интеллектуальной деятельности, саморазвитию и самообразованию. Такой разноуровневый по базовой подготовке контингент первокурсников вынуждает вузы подстраивать образовательные программы под их стартовые возможности, что отражается на качестве вузовской подготовки и уровне профессиональных знаний выпускника. Данные, проведенного 18 ноября 2007 г. опроса среди студентов 5-го курса отделения "Дошкольная педагогика и психология" и "Педагогика и методика начального образования" фиксируют наличие довольно значительной (до 27%) части старшекурсников, не проявившей собственной учебной активности и возлагающей ответственность за пробелы в собственных знаниях на преподавателей. Такие студенты имеют откровенно потребительскую позицию: не посещают кружки, имеют минимальные записи в читательском формуляре и др.

Усилить мотивацию на пополнение профессиональных компетенций деканат предлагает за счет предоставления студенту возможности широкого выбора дисциплин, элективных курсов, дополнительных специальностей и специализаций, активного участия в НИРС, организации, оценивании и управлении качеством получаемого образования.

Повышение конкурентоспособности дипломированного специалиста за счет повышенного образовательного уровня обеспечивается освоением многопрофильного учебно-развивающего комплекса, включающего коррекцию информационнопознавательного уровня студента, экспертизу его потенциальных способностей, создание развивающей среды, развитие креативных и прикладных навыков, профессиональную направленность практик и внеучебных занятий, рациональное послевузовское трудоустройство.

Нами обосновано, что будущий педагог, обучившись навыкам согласованной деятельности с другими специалистами (умение "работать в команде") и методу социокультурного проектирования не только актуализирует освоенные виды в процессе учебы знания, но ощутит потребность в новой информации, новых практикоориентированных навыках для решения конкретных педагогических проблем, что, естественно, стимулирует их самообразовательную деятельность. Таким образом, опыт социальных проектов выступает системообразующим фактором развития базовой профессиональной компетентности, объединяющей формальные (система семинаров, консультаций, коллоквиумов и др.), неформальные (работа творческих групп, индивидуальное творчество) и информальные (свободное профессиональное общение) образовательные формы, стимулирующие равноправный, открытый диалог будущих педагогов, взаимообогащение их социального и профессионального опыта [6, 11-13 и др.].

ВЫВОДЫ

1. В современных условиях конкуренции на образовательном рынке региона возрастает роль кадрового потенциала кафедр, обеспечивающих воспитание студентов с повышенным образовательным уровнем (студенческой элиты). С этой целью предлагается создание групп кадрового резерва (элитных групп) на основе дифференциации студентов по уровню и качеству профессиональной подготовленности.

2. Вхождение российских вузов в Болонский процесс повлечет за собой переориентацию будущих педагогов на принципы, методы и ценности, присущие рынку образовательных услуг.

3. Учет требований потенциальных потребителей "продукции" вуза, расширение спектра образовательных услуг, ориентация на воспитание специалистов с повышенным образовательным уровнем и комплексом навыков в области бизнес-образования, управления, информационных технологий, определение оптимального

уровня соответствия между рентабельностью деятельности вуза и ликвидностью существующих и внедряемых образовательных услуг позволят повысить качество подготовки, конкурентоспособность выпускников вузов республик Саха (Якутия) и Бурятия на региональном и федеральном рынках образовательных услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брылева, Л.Г. Онтология самореализации личности как предмет прикладной культурологи : автореф. дис. ... д-ра культуролог. наук / Брылева Л.Г. // Онтология самореализации личности как предмет прикладной культурологии. - СПб., 1997. - С. 10.

2. Вяткин, А.А. Интегративный подход в педагогике как основа профессионального образования курсантов вузов внутренних войск МВД России / А.А. Вяткин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 3 (25). - С. 82-84.

3. Галкина, Т. В. Маркетинговая образовательная стратегия как средство ориентации студентов на профессиональные ценности / Т.В. Галкина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 3 (25). - С. 90-96.

4. Дашинорбоев, В.Д. Формирование профессиональных качеств студентов технических специальностей средствами физической культуры и спорта / В. Д. Дашинорбоев, Н.В. Кострюшина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2007. - № 7 (29). - С. 43-45.

5. Дягилев, Д.А. Высшее образование и спортивная подготовка студентов-боксеров через призму личностно ориентированного подхода Д.А. Дягилев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 10 (32). - С. 3-7.

6. Запесоцкий, А. С. Образование : философия, культурология, политика / А. С. Запесоцкий. - М. : [б.и.], 2002. - 347 с.

7. Ибрагимова, О.В. О готовности будущего менеджера к использованию информационных технологий управления в профессиональной деятельности / О.В. Ибрагимова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 12 (34). - С. 55-57.

8. Князев, А.А. Особенности перехода вузов на европейские стандарты профессионального образования / А.А. Князев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 11 (33). - С. 10-11.

9. Котлярова, О.В. Инновационный подход к методике преподавания естественнонаучных дисциплин при формировании профессиональных компетенций специалиста в сфере туриндустрии / О. В. Котлярова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 10 (32). - С. 65-70.

10. Михайлова, Д.А. Инновационная методика проведения учебных занятий по спортивной борьбе в зеркале Болонского процесса / Д.А. Михайлова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 11 (33). - С. 64-68.

11. Мудрик, А.В. Дополнительное образование в 21 веке : стратегии, перспективы, приоритеты / А.В. Мудрик // Педагогический профессионализм в современном образовании : материалы междунар. науч.-практ. конф. 20-22 февраля г. Новосибирск.

Ч. 1 / Новосибирский гос. пед. ун-т. - Новосибирск, 2006. - С. 8-12.

12. Таймазов, В. А. Развитие системного подхода к изучению деятельности человека / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 (23). - С. 68-75.

13. Чистяков, В.А. Процесс маркетинговой деятельности в сфере физкультурнооздоровительных услуг как объект управления / В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - № 18. - С. 91-100.

14. Чистяков, В.А. О содержании дополнительного урока физкультуры в средней школе как самостоятельной учебной дисциплины / В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 (23). - С. 41-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.