Научная статья на тему 'Национальные интересы России в Арктике: мифы и реальность'

Национальные интересы России в Арктике: мифы и реальность Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2176
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ / АРКТИКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕГИОН / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Конышев В. Н., Сергунин А. А.

В статье анализируются социально-экономические, политические, военно-стратегические и экологические интересы России в Арктике. Подчеркивается, что они имеют не конъюнктурный, а долговременный характер и требуют постоянного внимания не только со стороны государства, но и всего общества в целом. Необходимы их регулярное уточнение и обеспечение соответствующей концептуальной и нормативно-правовой базой. Делается вывод, что международное сотрудничество в регионе предпочтительней, чем конфронтация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальные интересы России в Арктике: мифы и реальность»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

29 (122) - 2011

УДК 327

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В АРКТИКЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

В. Н. КОНЫШЕВ, доктор политических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений E-mail: [email protected]

А. А. СЕРГУНИН,

доктор политических наук,

профессор кафедры теории и истории

международных отношений

E-mail: [email protected]

Санкт-Петербургский

государственный университет

В статье анализируются социально-экономические, политические, военно-стратегические и экологические интересы России в Арктике. Подчеркивается, что они имеют не конъюнктурный, а долговременный характер и требуют постоянного внимания не только со стороны государства, но и всего общества в целом. Необходимы их регулярное уточнение и обеспечение соответствующей концептуальной и нормативно-правовой базой. Делается вывод, что международное сотрудничество в регионе предпочтительней конфронтации.

Ключевые слова: национальные интересы России, Арктика, международное сотрудничество, регион, нормативно-правовая база.

В начале XXI в. резко возрос интерес к Арктике со стороны всего мирового сообщества. Причем это касается не только пяти официальных арктических стран (Россия, США, Канада, Норвегия и Дания), но и других государств, расположенных далеко от этого региона (например Китай, Япония, Южная Корея), и ряда международных организаций, которые ранее не участвовали в арктических делах (например НАТО и ЕС). Этот интерес объясняется прежде всего тем, что в Арктике сосредоточены огромные природные богатства (особенно углеводороды). По некоторым оценкам, в Арктике находятся 90 млрд барр. нефти,

47,3 трлн м3 газа, 44 млрд барр. газового конденсата. По зарубежным оценкам, это составляет около 25 % от неразведанных запасов углеводородов в мире1. Северный морской путь представляет важную транспортную артерию не только для России, но и для других стран и регионов планеты. Возрастает интерес различных стран к организации и развитию кроссполярных перелетов (особенно из Северной Америки в Азию и обратно). Арктика также имеет огромные биологические ресурсы, имеющие общемировое значение. Наконец, Арктика влияет на состояние окружающей среды во всем мире (климат, уровень мирового океана и пр.).

Не случайно в мировой публицистической и даже научной литературе появились броские утверждения о том, что мы живем в «век Арктики», что будущее всего человечества зависит от этого региона и пр. На фоне этих дискуссий возникает вопрос: а каковы интересы России в этом регионе? Что из упоминаемого в литературе имеет реальный, а что — мифический характер? Ответить на эти и ряд связанных с ними вопросов и является задачей данной статьи.

1 Smith M., Giles K. Russia and the Arctic: «The last Dash North». Advanced Research and Assessment Group. Russia Series 07/26.

Defense Academy of the United Kingdom, 2007. P. 1.

Необходимо отметить, что интересы России в Арктической зоне России (АЗР) многообразны. В сентябре 2008 г. Президентом РФ Д. Медведевым были утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу2. Согласно этому документу основными национальными интересами Российской Федерации в Арктике являются:

• использование АЗР в качестве стратегической ресурсной базы России, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны;

• сбережение уникальных экологических систем Арктики;

• использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации РФ в Арктике;

• сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества.

В соответствии с планами комплексного развития северных территорий к 2016—2020 гг. Арктика должна стать «ведущей стратегической ресурсной базой» России. Очевидно, что на первом месте стоят экономические интересы государства и общества. Однако арктическая стратегия России нуждается в постоянном уточнении и обновлении ее доктринальных принципов, а также практических подходов к решению проблем региона.

Арктическая зона как стратегическая ресурсная база России. Высокая значимость Арктики в экономике России определяется тем, что в настоящее время АЗР обеспечивает около 11 % национального дохода России, притом, что здесь проживает только 1,95 млн чел. — около 1,4 % населения всей страны. В экономике АЗР получили развитие преимущественно сырьевые отрасли, военно-промышленный и транспортный (Северный морской путь — СМП) комплексы. Большая часть производимой здесь продукции не имеет альтернативы с точки зрения их возможного производства в других регионах страны или закупки за рубежом. Только Канада имеет арктические территории, сравнимые с российскими по протяженности береговой линии и по площади занимаемой территории. Однако по сравнению с канадским российское Заполярье освоено гораздо в большей степени.

Освоение богатейших ресурсов Арктики способно обеспечить экономическое процветание общества. Именно здесь добывается значительное

количество полезных ископаемых, имеющих стратегическую важность для России.

Более 60 % нефтегазовых ресурсов всей Арктики приходится на территории, которыми уже владеет или на которые, согласно нормам международного права, претендует Россия. В абсолютном выражении это эквивалентно 375 млрд барр. нефти. Для сравнения: запасы Саудовской Аравия составляют 261 млрд барр. нефти3. Пока разведана лишь небольшая часть арктических запасов4, поэтому необходимо своевременно вкладывать средства в разведку новых месторождений.

В настоящее время выявлено более 200 нефте-газоперспективных объектов и открыто несколько десятков месторождений, среди них:

• на шельфе Баренцева моря (включая Печорское) — 11 месторождений, в том числе четыре нефтяных (Приразломное, Варандей-море, Медынское-море, Долгинское), одно нефте-газоконденсатное (Северо-Гуляевское), три га-зоконденсатных (Штокмановское, Поморское, Ледовое), три газовых (Северо-Кильдинское, Мурманское, Лудловское);

• на шельфе Карского моря (в том числе в Та-зовской и Обской губах) — 11 месторождений, в том числе два нефтегазоконденсатных (Са-лекаптское, Юрхаровское), два газоконден-сатных (Ленинградское, Русановское), семь газовых (Антипаютинское, Семаковское, Тота-Яхинское, Каменномысское-море, Северо-Каменномысское, Гугорьяхинское, Обское)5. Дальнейшее освоение ресурсов АЗР российской стороной требует прежде всего проведения масштабных геологоразведочных работ, создания соответствующей инфраструктуры, овладения безопасными для окружающей среды технологиями бурения, переработки, хранения и доставки сырья.

Если сегодня почти две трети извлекаемых в России углеводородов находятся на шельфе Баренцева и Карского морей, то к перспективным районам добычи относят шельфы Восточно-Сибирского, Чукотского морей и моря Лаптевых. В будущем российский шельф может стать основным источником нефти и газа для России, а также для мирового рынка в целом.

2 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. URL: www.rg.ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok.html.

3 Smith M, Giles K. Russia and the Arctic: «The last Dash North». Advanced Research and Assessment Group. Russia Series 07/26. Defense Academy of the United Kingdom, 2007. P. 1.

4 Истомин А., Павлов К., Селин В. Экономика Арктической зоны России // Общество и экономика. 2008. № 7. С. 158-172.

5 Природные ресурсы Арктики. URL: 20100415/220120223. html.

Кроме того, прогнозные запасы угля в российской Арктике составляют 780 млрд т., из которых 81 млрд т — коксующиеся угли, что составляет около половины всех угольных ресурсов России.

В Арктическом регионе находится более половины российских запасов редких и редкоземельных металлов, минералов, руд и другого сырья, имеющего стратегическое значение:

• апатитового концентрата (более 90 % запасов — Кольский полуостров, полуостров Таймыр, Якутия, Чукотка);

• никеля и кобальта (85 % запасов — Норильск, остальное — Кольский полуостров);

• меди (около 60 % запасов — Норильск, Кольский полуостров);

• вольфрама (более 50 % запасов — север Якутии, Чукотка);

• редкоземельных элементов (более 95 % — Таймыр, Кольский полуостров, север Якутии);

• платиноидов (свыше 98 % запасов — Норильск, Кольский полуостров);

• олова (более 75 % разведанных запасов и 50 % прогнозных — Северо-Янское месторождение);

• ртути (основные разведанные запасы — на Чукотке, крупные месторождения на Таймыре);

• золота, серебра (из 90 % запасов, находящихся на Севере, значительная часть приходится на Чукотку, Таймыр, Кольский полуостров);

• алмазов, по разведанным запасам которых Россия занимает первое место в мире (более 99 % запасов — Якутия, Архангельская область, Таймыр);

• марганца (важнейшие месторождения на Новой Земле);

• хрома (важнейшие месторождения на Ямале и на Кольском полуострове);

• титана (важнейшие месторождения на Кольском полуострове)6.

Важной особенностью никелевых месторождений на территории России является комплексный состав руд, из которых попутно извлекается большое количество меди, металлов платиновой группы, а также золото, серебро, селен и теллур, что резко повышает ценность руды, несмотря на высокую себестоимость добычи и производства в условиях Крайнего Севера7. Месторождения хрома жизненно важны для экономики, так как с распадом СССР Россия лишилась источников

6 Основы стратегии устойчивого развития Арктической зоны России. URL: www.arctictoday.ru/council/654.html.

7 Витязева В.А., Котырло Е. С. Социально-экономическое развитие Российского и зарубежного Севера. Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет, 2007. С. 128.

4 -

хрома с Кемпирсайского месторождения, которое расположено в Казахстане.

Регион обладает огромными биоресурсами. Арктические моря служат ареалом существования множества уникальных видов рыб и животных, среди которых белый медведь, песец, нарвал, касатка, морж, белуха. Более 150 видов рыб населяют арктические и субарктические воды, в том числе важнейшие для рыбного промысла треска, сельдь, пикша, камбала. Рыбное хозяйство АЗР обеспечивает до 15 % вылова и производства морепродуктов в России8.

Есть ли у России необходимый социально-экономический потенциал, чтобы распорядиться богатствами в свою пользу?

В Арктике при прямой поддержке государства в течение десятилетий создавалась мощная промышленная инфраструктура. В советский период были построены многочисленные объекты нефтегазового комплекса, магистральные трубопроводы протяженностью в тысячи километров, электростанции, в том числе Билибинская АЭС, шахты, железные дороги, аэродромы, морские и речные порты. В российской Арктике расположено 46 городов с населением свыше 5 тыс. чел., из них 4 города с населением свыше 100 тыс. чел.: Мурманск, Норильск, Новый Уренгой и Ноябрьск.

Однако общественно-политические перемены в России в 1990-х гг. привели к разрушению плановой экономики и свертыванию активной государственной политики в Арктике. Результатом такого поворота стали изношенность производственной базы и инфраструктуры и массовый отток работоспособного населения в другие регионы страны.

Надеяться на то, что рыночные механизмы и приватизация смогут исправить эту ситуацию, было бы наивно. Речь идет о комплексном развитии региона и социально ответственной политике, а не просто о вложении с целью получения прибыли. В то же время в современной России частный капитал не обеспечивает долгосрочные вложения в экономику даже в более благоприятных условиях, чем Крайний Север. Поэтому именно в АЗР государство обязано взять инициативу в свои руки, руководствуясь национальными интересами, и при этом систематически создавать условия для участия частного капитала в государственных программах комплексного развития Арктики.

В организации арктической политики России необходимо делать упор на государственные про-

8 Кочемасов Ю. В., Моргунов Б. А., Соломатин В. И. Эколого-экономическая оценка перспективы развития Арктики. URL: www.ecoenergy.ru/Article54.html.

граммы, ориентированные на устойчивое развитие АЗР. Целью этих программ должны стать обновление инфраструктуры, вложение финансовых средств по принципу государственно-частного сотрудничества в конкретные проекты, привлечение необходимых трудовых резервов и решение социальных проблем коренного населения, ре-индустриализация Арктики на базе передовых и экологически безопасных технологий. Речь идет о технологиях по бурению на шельфе (а в перспективе и на больших глубинах), по сжижению и транспортировке газа, по глубокой переработке добытых ресурсов.

Экономическая деятельность в Арктике не должна иметь целью преимущественно добычу и транспортировку энергоносителей в другие страны. В первую очередь энергетические ресурсы Арктики следует поставить на службу экономике самой России. Имеется в виду развитие современной нефте- и газоперерабатывающей промышленности, на выходе которой — продукция глубокой переработки (с высокой добавленной стоимостью). Государственные субсидии по-прежнему необходимы, но они должны носить адресный и дифференцированный, а не общий характер9. Необходимо улучшить гидрометеорологическое обеспечение хозяйственной деятельности, обновлять транспортную инфраструктуру, системы связи и коммуникаций.

В случае дальнейшего технологического отставания России следует ожидать серьезных негативных последствий в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Во-первых, существует вероятность того, что разработка российских ресурсов в акватории Баренцева и других морей будет проводиться на условиях поставщика технологий. Существует мнение (хотя и не бесспорное), что при заключении российско-норвежского договора 15 сентября 2010 г. о разделе акватории Баренцева моря Москва уступила Осло наиболее богатые ресурсами части акватории из-за отсутствия технологий и в надеже получить их за уступки в будущем.

Во-вторых, вероятно, что вопросы раздела Арктики за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны будут в дальнейшем увязываться с технологическими возможностями претендентов на разработку ресурсов. Международное право не дает четких оснований для раздела этой части Арктики. На первый план выйдет фактор реального экономического присутствия,

9 Выступление Президента РФ В. Путина на заседаниях Президиума Государственного совета РФ. Салехард, 28—29 апреля 2004 г. URL: www.arctictoday.ru/council/702.html.

который затем будет закрепляться правовыми и иными средствами.

При разработке и внедрении технологий добычи и транспортировки энергоносителей необходимо использовать зарубежный опыт подобного рода, прежде всего Норвегии, поскольку она имеет значительные достижения в этой области, к тому же достигнутый недавно прогресс в российско-норвежских отношениях по разделу морских территорий создает общий благоприятный фон для интенсификации сотрудничества между двумя странами в области освоения природных ресурсов Арктики.

Следует также учитывать и тот факт, что не только у российской, но и у норвежской стороны есть стимулы к сотрудничеству с РФ, прежде всего в лице нефтегазовой компании HydroStatoil. Дело в том, что под давлением рыболовецкого лобби и экологических организаций норвежское правительство существенно ограничило территории Баренцева моря, на которых разрешены поиск и добыча углеводородов. По этой причине HydroStatoil испытывает устойчивый интерес к участию в освоении российских месторождений и даже планирует перенести часть своей деятельности в РФ. О наличии подобных планов говорит такой факт, как приобретение HydroStatoil 24 % акций компании Shtockman Development, оператора проекта по освоению Штокмановского месторождения в Баренцевом море.

В этой связи было бы целесообразно:

• творчески заимствовать норвежские технологии и внедрять этот опыт в отечественную науку и производство;

• изучить возможности обучения в Норвегии российских специалистов;

• создать совместные научно-исследовательские российско-норвежские группы по работе на шельфе.

При этом российско-норвежское сотрудничество в данной сфере необходимо строить на строго равноправной основе, ибо, как уже упоминалось, и у норвежской стороны есть не меньше, чем у России, стимулы к совместному освоению природных ресурсов Арктики.

Есть еще одно направление внешнеполитической деятельности России, необходимое для успешной защиты национальных интересов, которое касается международно-правового закрепления прав России по разделу арктического шельфа. Как известно, российская заявка 2001 г. о включении в российский шельф хребта Ломоносова и поднятия Менделеева, богатых углеводородами, в исключительную экономическую зону РФ была отклонена

- 5

Комиссией ООН по границам континентального шельфа из-за нехватки геологических доказательств. Необходимо ускорить работу по подготовке новой заявки в указанную комиссию ООН, которая явно затягивается. Конкурентами России по данному вопросу выступают Канада и Дания.

В свою очередь для того, чтобы эта заявка опиралась на надежные научные данные, необходимо реализовать затратную программу комплексных геолого-геофизических экспедиционных исследований в Арктическом бассейне на поднятии Менделеева и хребте Ломоносова, а также в зоне их сочленения с шельфом морей Лаптевых, ВосточноСибирского и Чукотского.

Особую ценность имеют данные отечественных и зарубежных геолого-геофизических исследований по прогнозу и уточнению запасов углеводородов и другого ценного сырья, а также по определению внешней границы континентального шельфа. Их сравнительный анализ необходим при подготовке решений по разделу спорных морских акваторий Арктики, а также для обоснования расширения исключительной экономической зоны за пределы 200-мильной зоны.

Таким образом, первостепенную значимость в деле обеспечения экономических интересов России в регионе приобрели научные исследования Арктики. И сегодня это поле деятельности прежде всего российского государства. Научные обоснования должны учитываться в принятии решений по арктической политике России по всем направлениям и на всех уровнях. Они позволят снизить риски при разработке планов по модернизации инфраструктуры в АЗР, которая требует вложения огромных финансовых и материальных средств, а также уточнить приоритеты внешнеполитической деятельности на арктическом направлении.

Без успеха в социально-экономическом возрождении АЗР Россия не будет иметь ресурса ни для сотрудничества, ни для конкурирования с другими государствами, а потому ее могут вынудить пойти на уступки.

Развитие Северного морского пути (СМП) и других транспортных коммуникаций. Северный морской путь играет исключительную роль для транспортной системы России. Он служит основной транспортной артерией, связывающей многие арктические регионы с остальной частью России. Основными пользователями северного пути в самой России сегодня являются корпорации «Норильский никель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», а также Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Чукотка.

6 -

К сожалению, из-за экономической разрухи 1990-х гг. по сравнению с 1980-ми гг. объем перевозок по СМП пути снизился примерно в 5—6 раз. Следует отметить, что в то время, когда российская активность в регионе СМП существенно снизилась за последние двадцать лет, другие арктические страны вовсе не сворачивали, а наращивали темпы освоения Арктики. По оценке ряда экспертов, потенциальный объем грузоперевозок в восточном направлении может составить 5—6 млн т и в западном — 2—3 млн т. Объем грузоперевозок по СМП в целом к 2015— 2020 гг. оценивается в 35—40 млн т в год10.

Возрождение СМП необходимо начать с восстановления единой администрации Севморпути, приняв для этого соответствующий федеральный закон11. Органы управления следует воссоздавать в Архангельской области (там они и существовали с 1920 г.), где в значительной мере удалось сохранить систему портов, единую транспортную сеть, включающую базовый для арктической авиации аэропорт, автодороги, воздушные линии, нефтебазу, нефтеналивной терминал, железнодорожные пути и водные артерии.

Судьба Севморпути в значительной степени зависит от разработки разведанных в его зоне минеральных ресурсов. В качестве значительных клиентов СМП могут оказаться собственники уникального Штокмановского месторождения нефти и газа, Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции с месторождениями (Приразломное), североонежских бокситов, полиметаллов и марганца на архипелаге Новая Земля. В перспективе возможно вывозить газовый конденсат с полуострова Ямал.

В случае продолжения таяния льдов СМП имеет перспективу превратиться также в важный транспортный коридор мирового значения, значительно сокращая маршруты морских перевозок между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. По СМП от Гамбурга до Иокогамы всего 6 600 морских миль, тогда как через Суэцкий канал — 11 400 миль. В настоящее время цель США и союзников по НАТО — интернационализировать СМП и в перспективе вытеснить оттуда Россию. За этим стоят прежде всего экономические интересы.

Россия должна ускорить освоение северного маршрута, пока потепление климата не открыло

10 Восстановление Северного морского пути как импульс развитию приарктических территорий. Доклад на заседании консультативного совета при главе администрации Архангельской области 26 ноября 2009 г. URL: www.dvinaland.ru/economy/ priority/smp_doclad. htm.

11 URL: http://www.barentsobserver.com/cppage. 4635550-16149.

html.

возможности для судоходства за пределами двухсотмильной экономической зоны России, считает губернатор Архангельской области И. Михальчук. «Мы должны начать освоение, иначе за нас это сделают другие», — заявил губернатор. Как известно, в настоящий момент Россия имеет преимущество, поскольку льды у ее берегов тоньше, чем за пределами двухсотмильной зоны.

Другие меры по развитию инфраструктуры СМП могли бы включать:

• обеспечение строгого контроля за выполнением федеральных целевых программ по строительству ледокольного и вспомогательного флотов;

• модернизацию существующих портов;

• строительство новых терминалов для перевалки грузов (в связи с ожидаемым увеличением грузопотока);

• сооружение вблизи мест добычи заводов по сжижению газа для его последующей транспортировки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создание службы поиска и спасения на море для обеспечения безопасности судов на протяжении всего маршрута (в связи с этим следует ускорить выполнение принятого в 2010 г. МЧС России решения о создании 10 спасательных центров, ориентированных на действия в российском секторе Арктики);

• бесперебойное обеспечение экипажей всех судов информацией о погодных и ледовых условиях на всех участках трассы;

• подготовку квалифицированного персонала по обеспечению проводки иностранных судов по СМП (включая хорошую языковую подготовку)12.

Реализация этих мер позволит не только восстановить масштабы перевозок по СМП, но со временем превратит его в глобальную мировую транспортную артерию, соединяющую Европу и Азию, что принесет России немалые экономические выгоды.

Поставленная в арктической стратегии РФ задача по организации и эффективному использованию транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов также требует создания и поддержания соответствующей инфраструктуры. Это необхо-

12 Подробнее см.: Восстановление Северного морского пути как импульс развитию приарктических территорий. Доклад на заседании консультативного совета при главе администрации Архангельской области 26 ноября 2009 г. URL: www.dvinaland. ru/economy/priority/smp_doclad.htm; Арктика — исконно русская земля, и осваивать ее будем мы. URL: www.dvinaland. ru/power/head/appearances /10162/ index.php.

димые шаги не только в интересах всестороннего развития АЗР, но и для освоения коммерческих трансарктических перелетов.

Кроссполярные маршруты — наиболее динамично развивающееся авиатранспортное направление в мире. Значительные перспективы имеют и трансарктические авиаперевозки из Северной Америки в Европу и Азию через Северный полюс. Их интенсивность с каждым годом растет, причем примерно в 4 раза быстрее, чем в среднем на рынке авиаперевозок. По словам О. Войтенко, директора Центра стратегических разработок «Регион», северное направление с транзитом через сибирские аэропорты в перспективе может стать основным на рынке азиатско-американских авиаперевозок13.

Для обслуживания арктических территорий России кроме больших лайнеров требуются ускоренная модернизация и замена изношенного парка малых воздушных судов. Например, по Якутии уровень летной годности таких самолетов как Ан-2, Ан-12, Л-140 составляет лишь 20 %. На долю полностью исправных самолетов приходится одна треть от их общего количества. Высоки цены на топливо и содержание авиатехники. Последнее обстоятельство связано с упадком авиационной промышленности России. В итоге небольшие северные аэропорты становятся нерентабельными. Целесообразно поддерживать производство таких моделей отечественных самолетов, как АН-3 (Омское производственное объединение «Полет»), предназначенных для работы в Арктических условиях14.

Что касается улучшения авиационной инфраструктуры АЗР, то речь идет о развитии надежных систем мониторинга и связи, прежде всего космических, диспетчерского сопровождения гражданских трансарктических полетов, пунктов гидро- и метеонаблюдения, аэродромов «подскока» для военных нужд и гражданских аэродромов.

Особый акцент на космических средствах связи объясняется тем, что смена продолжительных полярной ночи и дня резко меняют условия для прохождения радиосигналов, делая радиосвязь неустойчивой. В условиях Крайнего Севера до недавнего времени гидрологическую и метеорологическую информацию получали с наземных и авиационных платформ, которые устарели и не отвечают современным требованиям. Как считают специалисты, получение такой информации по арктическим зонам с геостационарной орбиты фи-

13 Кроссполярный экспресс. URL: zubow.ru/page/1/225_1.shtml.

14 Алексеев А. Развитие транспортной инфраструктуры —

залог подъема экономики Якутии. URL: www.parldv.ru/index.

php?mod=art_show&id_art=195.

зически невозможно, поэтому данные, получаемые с международных метеорологических аппаратов, и оказались малоэффективными. В настоящее время Федеральное космическое агентство (Роскосмос) создает свою космическую многоцелевую систему «Арктика», способную решать комплекс задач с помощью спутников на высокоэллиптических орбитах: сбор и передачу гидрометеорологической информации; дистанционное зондирования Земли; связь15.

Система «Арктика», включающая наземные компоненты, позволит передавать данные о техническом состоянии воздушного судна в штаб-квартиры авиакомпании в режиме реального времени. Имея постоянный доступ к такой информации, можно сократить до минимума простои самолетов и увеличить время их полезной эксплуатации в воздухе. Чтобы воспользоваться возможностями новой технологии, авиаперевозчик должен установить на свои воздушные суда соответствующую аппаратуру. Но отечественные авиакомпании вряд ли смогут купить новейшую аппаратуру связи из-за того, что парк их самолетов по большей части безнадежно устарел. Эту проблему опять же вряд ли удастся решить без участия государства16.

Сбережение уникальных экологических систем Арктики. Природа Арктики гораздо более уязвима по сравнению с другими регионами мира, поэтому экономическое освоение региона требует соблюдения повышенных экологических требований по охране и защите окружающей среды со стороны России и ее зарубежных партнеров. Деятельность человека должна учитывать, что экологические системы Крайнего Севера неустойчивы из-за низкой продуктивности, поэтому они легко повреждаются и затем крайне медленно восстанавливаются после внешних воздействий. В то же время нарастающая хозяйственная деятельность государств и транснациональных компаний остро ставит вопрос об ответственной политике в Арктике.

Освоение российской Арктики привело к созданию крупнейших в мире промышленных комплексов и территорий добычи углеводородов. Общей проблемой для всего арктического региона является загрязнение окружающей среды устойчивыми к разложению органическими соединениями и другими веществами, которые годами накапливаются на этих территориях. Следы загрязнения обнаруживаются не только в воздухе, почве, воде, но и в

организмах рыб и животных. В АЗР экологические проблемы особенно остро стоят на территориях, прилегающих к Норильску, в Мурманской и Архангельской областях, районах нефтегазовой добычи в Западной Сибири17. По некоторым оценкам, на 15 % площади российской Арктики зафиксирован критический уровень загрязнения18.

Этому способствует и то обстоятельство, что в Арктике сходятся основные атмосферные потоки, речные и морские течения, которые издалека приносят сюда загрязняющие вещества. В итоге сюда попадают, например, загрязненные воздушные массы из отдаленных районов Евразии. Атмосферные потоки и течение Гольфстрим приносят на запад российского сектора Арктики загрязняющие вещества из Западной Европы.

По данным Минприроды России, загрязнение арктических морей России пока ограничивается прибрежными участками акваторий, прилегающих к районам активной хозяйственной деятельности. Особо сильное антропогенное воздействие испытывают экосистемы Белого, Баренцева и Карского морей.

Серьезную озабоченность Запада вызывают практика утилизации ядерных отходов и захоронение ядерных реакторов российских подводных лодок. Но, по мнению специалистов из разных стран, работавших по программе арктического мониторинга19, российские заводы по утилизации отработавшего ядерного топлива ответственны преимущественно за локальное радиоактивное загрязнение, и их негативное влияние сказывается только на российской территории. По данному параметру существенного загрязнения Карского моря зарегистрировано не было. Фактически концентрация радионуклидов в воде была ниже, чем, например, в Ирландском, Балтийском и Северном морях. Однако опасность радиоактивного загрязнения Арктики сохраняется. Основной причиной считается неудовлетворительное техническое состояние специальных объектов хранения на Северном флоте России.

Проблема сохранения арктической биосферы актуальна и в отношении деятельности иностранных компаний на Крайнем Севере России. Так, например, ТНК British Petroleum претендует на участие в разработке Штокмановского месторождения, а между тем официальное расследование

15 URL: http://www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid= 12070.

16 Кроссполярный экспресс. URL: zubow.ru/page/1/225_ l.shtml.

17 Арктика: перспективы развития. URL: www.perspektivy. info/rus/ekob/arktika _perspektivy_ razvitija_ 2009-04-24.htm.

18 Боярский П., ВеликановЮ, Павлов А. Арктику пора спасать // Нефть России. 1999. № 3.

19 Arctic Monitoring and Assessment Program, AMAP.

аварии в Мексиканском заливе на нефтепромысле British Petroleum показало, что руководство компании экономило деньги на создании систем безопасности, что и привело к экологической катастрофе в Мексиканском заливе. Подобный инцидент в Арктике имел бы еще более разрушительные последствия для природы. В этой связи показателен опыт Канады, которая воздерживается от бурения на шельфе, пока не будут разработаны экологически безопасные технологии и проработан механизм финансовой ответственности отечественных и зарубежных компаний на случай аварии20.

В России ощущается острый недостаток, а порой и отсутствие новых конкурентоспособных и экологически чистых промышленных технологий. Поэтому требуются новые технологические решения и технологии добычи и транспортировки, гарантирующие сохранение окружающей среды Заполярья.

Сложившийся в России механизм учета экологического фактора при принятии стратегических решений и крупных программ развития Арктики нуждается в совершенствовании. Для учета экологического фактора есть два основных способа: оценка воздействия на окружающую среду и государственная экологическая экспертиза. Однако обычно они применяются при подготовке технико-экономических обоснований или проектов строительства в АЗР. На более высоких уровнях принятия решений механизмы учета экологических факторов, за редким исключением, не применяются вовсе. Во многом такое положение дел является следствием слабого нормативно-методического обеспечения, низкого уровня общественного понимания преимуществ от их применения, отсутствия ответственности за невыполнение требований о проведении государственной экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду при подготовке документов стратегического уровня.

Сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества. Эта задача должна решаться с учетом того, что Арктика имеет важное военно-стратегическое значение для России. В АЗР находится ряд важнейших предприятий оборонной промышленности. Государственная граница РФ на протяжении почти 20 тыс. км проходит по территории региона. Немаловажен и внешний фактор. В случае постоянного присутствия ядерного подводного флота США и размещения систем ПРО морского базирования

20 Amos W. If there's an oil spill, who's at risk? Canadian taxpayers. URL: http://www.theglobeandmail.com/news/opmions/if-theres-an-oil-spill-whos-at-risk-canadian-taxpayers/article1638799.

(которые активно разрабатываются в США) здесь будут созданы возможности для перехвата пусков баллистических ракет и нанесения превентивного удара по России. Здесь же сохраняется значительный военный потенциал России и НАТО, который, хотя и значительно уменьшился по сравнению с периодом «холодной войны», все еще представляет значительную силу. По сути дела, противостояние России и НАТО/США по-прежнему продолжается, хотя и в более мягкой форме, чем в прошлом.

Несмотря на очевидную значимость АЗР для России, социально-экономическая, демографическая и экологическая ситуация в этом регионе остается весьма сложной, а гражданская и военная инфраструктуры, необходимые для реализации стратегических возможностей региона в таких сферах, как освоение его природных богатств и развитие международной транспортной системы, не соответствуют ни сегодняшним, ни тем более будущим потребностям.

В то же время в международно-политическом плане в Арктике накопилось немало проблем, связанных с экологией, нерешенными территориальными спорами, организацией совместной хозяйственной деятельности государств и эффективных механизмов их сотрудничества, подчас бедственным положением коренных народностей.

К сожалению, пока этот регион является скорее предметом соперничества, чем сотрудничества между различными государствами и международными организациями. Стороны часто склонны решать накопившиеся проблемы конфликтно-силовым, а не политико-правовым путем. Усилилось давление на Россию по таким вопросам, как определение внешних границ континентального шельфа, раздел морских территорий, разработка нефтегазовых ресурсов, эксплуатация биоресурсов, доступ иностранных государств к СМП и пр.

В условиях повышения геополитического статуса Арктики явно намечается опасная тенденция к милитаризации региона. Это выражается в усилении военного присутствия и активности ряда стран, а также НАТО в Арктике; в модернизации их вооруженных сил, дислоцированных в Арктике, и соответствующей военной инфраструктуры; в интенсивном использовании вооруженных сил (прежде всего военно-морских флотов) для отстаивания своих экономических интересов.

Одной из мер для защиты национальных интересов России в Арктике является развитие военной инфраструктуры. Но ее основная цель видится не в последующем значительном наращивании российского военного присутствия в АЗР, а в установ-

- 9

лении системы мер по контролю над воздушным, водными и сухопутными пространствами. Более того, создаваемая инфраструктура должна максимально способствовать экономическому освоению Арктики.

В этой связи, как указывается в арктической доктрине России 2008 г., особое внимание необходимо уделить оптимизации системы комплексного контроля за обстановкой в Арктике, включая пограничный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ, введение режима пограничных зон в административно-территориальных образованиях АЗР и организацию инструментального технического контроля за проливными зонами, устьями рек, лиманами на трассе СМП21.

В Арктике на пограничников помимо охраны морских и сухопутных границ возлагаются задачи борьбы с наркотрафиком, браконьерством, незаконной миграцией из стран СНГ, а также содействие научному изучению Арктики. Например, подразделение «Нагурское» на Земле Александры архипелага Земля Франца-Иосифа осуществляет поддержку всех экспедиций на Северный полюс22.

Другое направление политики, направленное на поддержание региональной безопасности, связано с деятельностью России в рамках международных организаций. Россия заинтересована в укреплении и развитии Арктического совета (АС). Здесь союзником России объективно становится Канада, которая стояла у истоков создания АС, является его активным членом и настаивает на закреплении преимущественных прав арктических государств (США, Канада, Россия, Дания, Норвегия) на освоение шельфа. Канада также выступает за то, чтобы в рамках АС недвусмысленно ограничить права неарктических государств, в числе которых такие конкуренты России, как Китай и Япония.

Превращение АС из консультативного форума в полноценную международную организацию, принимающую обязательные для исполнения решения, позволит не допустить дальнейшей милитаризации Арктики. А эта тенденции связана с активностью США и ряда европейских государств. Они стремятся, чтобы НАТО стала главным арбитром и одновременно инструментом в решении любых споров. Если вспомнить, что НАТО фактически выдавливает Россию из европейской

21 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом РФ от 18 сентября 2008 г (Пр — 1969).

22 Проничев В. Е. Граница меняет замки. URL: www.rg. ru/2010/06/02/ pronichev.html.

10 -

системы безопасности, оставляя ей только право совещательного голоса, то очевидно, что в борьбе за ресурсы Арктики политика НАТО также будет антироссийской.

В заключение следует подчеркнуть, что Россия имеет существенные и разнообразные национальные интересы в Артике, и эти интересы имеют не конъюнктурный, а долговременный характер. Они требуют внимания и заботы не только со стороны государства, но и всего российского общества в целом. Необходимы также регулярное всенародное обсуждение этих интересов, их уточнение, а также разработка и постоянная корректировка соответствующей концептуальной и нормативно-правовой базы российской стратегии в этом регионе.

В международном плане Россия стоит перед нелегким выбором между жестким отстаиванием своих национальных интересов в Арктике и попыткой найти баланс с интересами других региональных игроков. Следует отметить, что, несмотря на конфронтационный по сути курс некоторых арктических государств и НАТО, нацеленный на ущемление интересов России, она не должна идти у них на поводу. Наоборот, политика России в этом регионе должна основываться на международном сотрудничестве и взаимном учете интересов друг друга.

Список литературы

1. Арктика — исконно русская земля, и осваивать ее будем мы. URL: www.dvinaland.ru/power/ head/appearances /10162/ index.php.

2. Арктика: перспективы развития. URL: www. perspektivy.info/rus/ekob/arktika_perspektivy_ razvitija_2009-04-24.htm.

3. Боярский П., Великанов Ю, Павлов А. Арктику пора спасать // Нефть России. 1999. № 3.

4. Витязева В. А., Котырло Е. С. Социально-экономическое развитие Российского и зарубежного Севера. Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет, 2007.

5. Восстановление Северного морского пути как импульс развитию приарктических территорий. Доклад на заседании консультативного совета при главе администрации Архангельской области 26 ноября 2009 г. URL: www. dvinaland.ru/economy/priority/smp_doclad.htm.

6. Выступление Президента РФ В. Путина на заседаниях Президиума Государственного совета Российской Федерации. Салехард, 28—29 апреля 2004 г. URL: www.arctictoday.ru/council/702. html.

7. Истомин А., Павлов К., Селин В. Экономика Арктической зоны России // Общество и экономика. 2008. № 7. С. 158-172.

8. Кочемасов Ю. В., Моргунов Б. А, Соломатин В. И. Эколого-экономическая оценка перспективы развития Арктики. URL: www.ecoenergy. га/ Article54.html.

9. Кроссполярный экспресс. URL: zubow.ru/ page/1/225_1.shtml.

10. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. URL: www. rg.ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok. html.

11. Основы стратегии устойчивого развития Арктической зоны России. URL: www.arctictoday. ru/council/654.html.

12. Природные ресурсы Арктики. Справка. URL: www.rian.ru/arctic_spravka/20100415/ 220120223. html.

13. Проничев В. Е. Граница меняет замки. URL: www.rg.ru/2010/06/02/ pronichev.html.

14. Amos W. Ifthere's an oil spill, who's at risk? Canadian taxpayers // http://www.theglobeandmail.com/ news/opinions/if-theres-an-oil-spill-whos-at-risk-canadian-taxpayers/article1638799/.

15. Smith M, Giles K. Russia and the Arctic: «The last Dash North». Advanced Research and Assessment Group. Russia Series 07/26. Defense Academy of the United Kingdom, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.