Научная статья на тему 'Зачем России нужна арктика?'

Зачем России нужна арктика? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4433
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ В АРКТИКЕ / РАЗДЕЛ ГРАНИЦ / ИНТЕРЕСЫ РОССИИ / DEFENSE IN ARCTIC / DELIMITATION OF BORDERS / RUSSIAN INTERESTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Конышев Валерий Николаевич, Сергунин Александр Анатольевич

В статье рассмотрены стратегические интересы России в регионе Арктики, а также основы арктической политики России, направленной на экономическое освоение региона и защиту национальных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Why Russia needs Arctic?

This paper studies strategic interests of Russia in the region of Arctic as well as principles of Russian policy intended to economical development of the region and defense of national interests.

Текст научной работы на тему «Зачем России нужна арктика?»

В. Н. Конышев, А. А. Сергунин ЗАЧЕМ РОССИИ НУЖНА АРКТИКА?

В статье рассмотрены стратегические интересы России в регионе Арктики, а также основы арктической политики России, направленной на экономическое освоение региона и защиту национальных интересов.

Ключевые слова: безопасность в Арктике, раздел границ, интересы России.

В международно-политическом плане в Арктике накопилось немало проблем, связанных с экологией, нерешенными территориальными спорами, организацией совместной хозяйственной деятельности государств и эффективных механизмов их сотрудничества, подчас бедственным положением коренных народностей. К сожалению, пока этот регион является скорее предметом соперничества, чем сотрудничества между различными международными акторами. В этих условиях важно определить приоритеты и основные направления политики России в регионе.

Интересы и задачи России в Арктике

Интересы России в Арктической зоне России (АЗР) определяются несколькими факторами. На первом месте из них стоят экономические интересы. В настоящее время этот регион обеспечивает около 11% национального дохода России, при том что здесь проживает только 1,95 млн человек — около 1,4% населения всей страны. Именно здесь добывается значительное количество полезных ископаемых, имеющих стратегическую важность для России. Согласно опубликованным прогнозам, в Арктике находятся 90 млрд баррелей нефти, 47,3 трлн куб м газа, 44 млрд баррелей газового конденсата. По зарубежным оценкам, это составляет около 25% от неразведанных запасов углеводородов в мире (Smith, Giles, 2007, p. 1).

Важно, что более 60% этих ресурсов приходится на территории, которыми уже владеет или на которые, согласно нормам международного права, претендует Россия (Спецслужбам России..., http://www.dni.ru/economy/2008/9/12/149006.html). В будущем они могут стать основным источником нефти и газа для России и для мирового рынка в целом. Кроме того, прогнозные запасы угля в российской Арктике составляют 780 млрд т, из которых 81 млрд т — коксующиеся угли. Все вместе это составляет половину угольных ресурсов России. В АЗР находится более половины российских за-

© В. Н. Конышев, А. А. Сергунин, 2011

пасов апатитового концентрата, никеля, меди; вольфрама; редкоземельных элементов; платиноидов, олова, ртути, золота, серебра, алмазов, марганца, хрома, титана (Основы стратегии..., www.arctictoday.ru/council/654.html).

В арктическом регионе сохраняется значительный промышленный потенциал. В течение десятилетий создавалась объекты нефтегазового комплекса, магистральные трубопроводы протяженностью в тысячи километров, электростанции, в том числе Билибин-ская АЭС, шахты, железные дороги, аэродромы, морские и речные порты.

Арктические моря служат ареалом существования множества уникальных видов рыб и животных, среди которых белый медведь, песец, нарвал, касатка, морж, белуха. Более 150 видов рыб населяют арктические и субарктические воды, в том числе важнейшие для рыбного промысла треска, сельдь, пикша, камбала. Рыбное хозяйство арктической зоны обеспечивает до 15% вылова и производства морепродуктов в России (Кочемасов, Моргунов, Солома-тин, www.ecoenergy.ru/Article54.html).

В случае дальнейшего таяния льдов, Россия может извлечь немалые экономические выгоды от развития и эксплуатации Северного морского пути (СМП). Он служит основной транспортной артерией, связывающей многие арктические регионы с остальной частью России. Кроме того, СМП позволяет доставлять грузы из Европы в Азиатско-тихоокеанский регион значительно более коротким путем по сравнению с традиционными маршрутами через Суэцкий канал или мыс Доброй надежды на юге Африки. Поэтому развитие СМП даст России как внутриэкономические, так и внешнеэкономические выгоды, тем более что Россия обладает самым мощным в мире ледокольным флотом для обеспечения перевозок. Хорошие коммерческие перспективы имеет освоение и обслуживание международных кроссполярных авиационных маршрутов.

Арктический регион имеет непосредственное отношение к обеспечению безопасности России. Здесь сосредоточен ряд важнейших предприятий оборонной промышленности. Государственная граница Российской Федерации на протяжении почти 20 тыс. км проходит по Северному Ледовитому океану. Немаловажен и внешний фактор. В случае постоянного присутствия ядерного подводного флота США и размещения систем ПРО морского базирования (которые активно разрабатываются в США) здесь будут созданы возможности для перехвата пусков баллистических ракет и нанесения превентивного удара. Здесь же сохраняется значительный военный потенциал России и НАТО, который, хотя и значительно уменьшился по сравнению с периодом «холодной войны», но все

еще представляет значительную силу. По сути дела, противостояние России и НАТО/США по-прежнему продолжается, хотя и в более мягкой форме, чем в прошлом.

При всем этом Россия пытается занимать взвешенную позицию, ориентированную на сотрудничество с другими государствами, не упуская из виду военную активность в регионе других государств. Представитель российского МИД А. Васильев заявил, что «многие из оценок средств массовой информации о возможном противостоянии в Арктике, вплоть до третьей мировой войны, представляются чрезмерно алармистскими и провокационными» (Россия не хочет воевать..., http://www.dni.ru/polit/2008/10/22/151708.html). Основные усилия российское руководство планирует направлять на расширение границ континентального шельфа России за пределы 200-мильной зоны в сторону полюса, если удастся доказать в комиссии ООН, что шельф является продолжением хребта Ломоносова и поднятия Менделеева. Речь идет не о суверенитете над заявленной территорией, а только о праве на разведку и использование недр и морского дна.

Наличие столь значимых интересов России в Арктике привело российское руководство к осознанию необходимости принятия основополагающих документов для определения арктической стратегии страны.

В соответствии с решением Совета по проблемам Крайнего Севера и Арктики при Правительстве Российской Федерации (ноябрь 2002 г.) была разработана Концепция устойчивого развития АЗР. Она определяла стратегическую цель, долгосрочные ориентиры, задачи, принципы и механизмы реализации государственной политики РФ в области устойчивого развития Арктики.

Концепция исходила из основополагающих принципов укрепления партнерства с приарктическими странами и выполнения обязательств Российской Федерации в интересах циркумполярного развития в контексте Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию и плана выполнения решений Всемирного саммита на высшем уровне по устойчивому развитию, а также решений Арктического Совета.

Концепция была ориентирована на развитие взаимодействия государства, бизнеса, общества в интересах устойчивого развития АЗР. Концепция являлась базовым документом для формирования национального и региональных планов действий по устойчивому развитию АЗР.

Реализация Концепции предусматривалась в период с 2004 по 2015 г. с поэтапным достижением следующих результатов:

1 этап (2004-2006 гг.) — создание нормативных правовых и со_ 155

ПОЯИШЭКС. 2011. Том 7. № 2

циально-экономических условий для перехода арктической зоны к устойчивому развитию;

2 этап (2007-2010 гг.) — обеспечение стабильного экономического роста, повышение эффективности основных видов хозяйственной деятельности, создание условий для решения основных экологических проблем, оптимизация численности населения в арктических регионах;

3 этап (2011-2015 гг.) — переход от экономического роста к устойчивому развитию арктических регионов.

В сентябре 2008 г. президентом Д. Медведевым был утвержден документ «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу» (Основы государственной политики..., http://www.rg.ru/2009/03/30/ arktika-osnovy-dok.html). Согласно документу, основными национальными интересами Российской Федерации в Арктике являются: а) использование АЗР в качестве стратегической ресурсной базы России, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны; б) сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества; в) сбережение уникальных экологических систем Арктики; г) использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации РФ в Арктике.

Согласно планам комплексного развития северных территорий, к 2016-2020 гг. Арктика должна стать не просто ресурсной, а «ведущей стратегической ресурсной базой» России. В сфере обеспечения безопасности стратегической целью названы «обеспечение благоприятного оперативного режима в Арктической зоне Российской Федерации, включая поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в этом регионе» (Там же). В Арктической стратегии РФ 2008 г. поставлена задача по радикальному изменению системы обеспечения безопасности АЗР, что влечет за собой не менее радикальные изменения в пограничной инфраструктуре. В частности речь идет об оптимизации системы комплексного контроля за обстановкой в Арктике, включая пограничный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ, введении режима пограничных зон в административно-территориальных образованиях АЗР и организации инструментального технического контроля за проливными зонами, устьями рек, лиманами на трассе Северного морского пути. Некоторые эксперты считают, что для этого понадобится усилить ударный потенциал Северного флота, в первую очередь, за счет палубной авиации (Дятликович, Гребцов, 2009, с. 28).

156 _

ПОЯИТЭКГ. 2011. Том 7. № 2

Развитие пограничной инфраструктуры актуально еще и потому, что в арктическом секторе государственной границы России и на ее приграничной территории наблюдается активизация деятельности спецслужб США и их союзников по НАТО. Для этого используются новейшие радиотехнические средства. Над акваторией Баренцева моря фиксируют полеты иностранных разведывательных самолетов. Боевые корабли и атомные многоцелевые подводные лодки Военно-морских сил США совершают походы в Баренцево море в разведывательных целях. К ведению разведки привлекаются научно-исследовательские суда Норвегии. Кроме того, используются международные неправительственные организации, в особенности экологические. Иностранные исследователи работают в районах архипелага Новая Земля и в горле Белого моря, где проводятся испытания российских атомных подводных лодок (Борисов, www. rg. ru/2009/03/30/ arktika. html).

В Арктике на пограничников помимо охраны морских и сухопутных границ возлагаются задачи борьбы с наркотрафиком, браконьерством, незаконной миграцией из стран СНГ, а также содействие научному изучению Арктики. Например, подразделение «Нагур-ское» на Земле Александры архипелага Земля Франца-Иосифа осуществляете поддержку всех экспедиций на Северный полюс (Проничев, www.rg.ru/2010/06/02/ pronichev.html). Таким образом, арктическая группировка сил призвана обеспечивать не только защиту границ России, но и активно содействовать экономическому освоению региона.

Проблемы границ в Арктическом регионе

Обострение международной конкуренции по вопросу о контроле над Арктикой сделало особенно актуальным международно-правовое оформление претензий разных стран на арктические территории, в частности по разделу континентального морского шельфа и делимитации морских границ.

Что касается арктического шельфа, простирающегося до Северного полюса, то в настоящее время он не принадлежит ни одному из государств. Это зона контролируется Международным управлением по проблемам морского дна в Кингстоне (Ямайка).

Конвенция ООН по морскому праву от 1982 г., к которой Россия присоединилась к ней в 1997 г., предоставляет прибрежным государствам право контроля над континентальным морским шельфом (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориальных вод государства). При этом, согласно 76-й статье этой Конвенции, никакая страна не вправе устанавливать контроль над Арктикой, но имеющие выход к Ледовитому океану

_ 157

ПОЯИШЭКС. 2011. Том 7. № 2

государства могут объявить своей исключительной экономической зоной территорию, простирающуюся на 200 миль от берега. Эта зона может быть расширена еще на 150 морских миль, если страна докажет, что арктический шельф является продолжением ее сухопутной территории. В своей экономической зоне прибрежное государство имеет преимущественное право на добычу полезных ископаемых.

Для реализации этого права стране необходимо подать заявку в специальный международный орган — комиссию ООН по границам континентального шельфа. Границы шельфа, установленные комиссией, являются окончательными и обязательными для всех. При этом третьи государства имеют здесь право только на рыболовный промысел.

Сегодня на шельф в Арктике, в частности на богатый нефтью и газом Ломоносовский хребет, претендуют 5 стран — Россия, Норвегия, Дания, Канада и США. Канада, присоединившаяся к Конвенции в 2003 г., считает, что трансарктический хребет Ломоносова начинается с американского материка. Дания, участник Конвенции с 2004 г., выдвигает свою гипотезу, что хребет — это затонувшая часть Гренландии, которая является датской территорией. США международную Конвенцию по морскому праву пока не ратифицировали.

Возможны два основных принципа раздела арктического шельфа. Согласно «медианному линейному методу», арктические воды делятся между странами в соответствии с протяженностью их ближайшей береговой линии. Этот способ более выгоден для Канады и Дании, получающей Северный полюс. Согласно другому методу — «секторному» — полюс рассматривается в качестве точки, от которой проводятся линии вдоль долгот. В этом случае Канада отчасти проиграет, зато выиграют Норвегия и Россия.

Чтобы претендовать на расширение внешней границы континентального шельфа (ВГКШ) в Арктике, Россия должна научно обосновать, что земная кора континентального типа, т. е. подводные хребет Ломоносова и поднятие Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологически являются продолжением Сибирской континентальной платформы.

В декабре 2001 г. Россия подготовила представление (заявку) по установлению ВГКШ Российской Федерации и передала его Генеральному Секретарю ООН. Российская заявка была принята Секретариатом ООН, признана соответствующей научно-техническим положениям Комиссии ООН по границам континентального шельфа (далее — Комиссия) и опубликована Генеральным Секретарем на сайте ООН. Тем самым мировая общественность была извещена о

том, что Россия в рамках Конвенции заявила свое право на включение в юридический шельф РФ морского дна Арктического бассейна, включая хребет Ломоносова и поднятие Менделеева вплоть до Северного полюса.

После рассмотрения российской заявки по установлению ВГКШ в Арктическом бассейне Комиссией ООН были высказаны следующие основные рекомендации и замечания. По мнению членов Комиссии, Россия не представила убедительных доказательств континентальной природы и принадлежности к естественным компонентам материковой окраины поднятия Менделеева и хребта Ломоносова. В связи с этим Комиссия посчитала, что для недвусмысленной классификации каждого из глубоководных поднятий дна в Амеразийском суббассейне российская сторона должна представить подкрепленные экспериментальными данными доказательства их континентальной природы и структурной принадлежности поднятий к континентальной окраине северо-восточной Евразии, а также разработать непротиворечивую модель эволюции Арктики, объясняющую геологическую природу указанных поднятий.

При отсутствии этих данных ВГКШ России не может находиться далее 350 морских миль от исходных линий, т. е. площадь на которую может претендовать Россия в этом регионе составит не более 400 тыс. км2. В то же время, использование второго критерия ограничения юридического шельфа (100 морских миль от изобаты 2500 м), который применяется только к подводным возвышенностям, являющимися естественными компонентами материковой окраины, позволит распространить юрисдикцию РФ вплоть до Северного полюса. В этом случае приращиваемая площадь расширенного континентального шельфа России составит 1,2 млн км2 (Справка № 1..., http://www.morskayakollegiya.ru/os/nauchno-ekspertn/protocol_NES/ 20080415155343-1963.doc).

По оценкам специалистов, здесь сосредоточено от 83 до 110 млрд тонн углеводородов в нефтяном эквиваленте (16 млрд тонн нефти и более 82 трлн кубометров газа). Они распределены в 16 крупных морских нефтегазоносных провинциях и бассейнах. Основная часть этих ресурсов — около 66,5% — приходится на шельфы северных морей: Баренцева, Печорского и Карского (Добровольский, http://news.km.ru/zapad_xochet_lishit_rossiyu_arkt).

Другим серьезным замечанием Комиссии было отсутствие в заявке первичных сейсмических и батиметрических материалов о положении подножия континентального склона. Представленные российской стороной компиляционные (интерполированные) данные не удовлетворили Комиссию.

Для реализации замечаний Комиссии и получения дополни_ 159

ПОЯИШЭКС. 2011. Том 7. № 2

тельных геолого-геофизических данных Россия провела в последующие годы комплексные геолого-геофизические экспедиционные исследования в Арктическом бассейне на поднятии Менделеева и хребте Ломоносова, а также в зоне их сочленения с шельфом морей Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского.

По мнению российских геологов, уже в настоящее время российская позиция по вопросу о хребте Ломоносова и поднятии Менделеева вполне обеспечена научными аргументами. Но поскольку она базируется на интерпретации компиляционных геофизических данных, российская позиция может быть оспорена. Однозначно ответ на этот вопрос сможет дать только глубоководное бурение в пределах указанных поднятий. Необходимо получить новые батиметрические и сейсмические данные по осадочному чехлу в Арктическом бассейне (по профилям, расположенным вкрест простирания континентального склона), чтобы полностью удовлетворить рекомендации Комиссии.

По этой причине сроки представления новой заявки в Комиссию неоднократно откладывались. Сейчас называются 2013 и 2014 г. как наиболее реалистичные временные пределы для выполнения этой задачи.

Другие страны также активно занимаются экспедиционной деятельностью с целью доказать свою правоту. Даже далекий от региона Китай каждый год проводит свои арктические исследования. Норвегия подала заявку в Комиссию ООН на свой участок шельфа в 2006 г. В 2009 г. эта заявка была одобрена и Норвегия стала первой арктической страной, получившей одобрение органа ООН на расширение своей юрисдикции в значительной части Арктики. Норвежцы рассчитывали «прирастить» к своему шельфу 250 тыс. кв км, однако решением комиссии их аппетиты были урезаны до 235 тыс. кв км.

Что касается проблемы определения морских границ в Арктике, то для России это, прежде всего, вопрос о делимитации пространств между Россией и Норвегией в Баренцевом море. Долгое время эта проблема являлась камнем преткновения на пути к налаживанию добрососедских отношений между двумя странами. Переговоры на эту тему шли около 40 лет. Спорная площадь, по российским данным, была равна 180 тыс. кв км, а по норвежским — 175 тыс. кв км, включая район площадью 20 тыс. кв км в Северном Ледовитом океане. Здесь, если верить оптимистичным прогнозам, залегает около 2% мировых запасов нефти и газа.

Спор решался поэтапно, по участкам. В 2007 г. удалось подпи-

сать соглашение о Варангер-фьорде1, которое предполагало разграничение морских пространств внешней части залива и снимало часть нерешенных вопросов. В дальнейшем споры между Москвой и Осло сконцентрировались вокруг географического принципа раздела спорной территории моря. По этому вопросу единства не было и в самой России. Так, бывший губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов считал, что деление спорной территории на северную и южную части было бы крайне невыгодно для России, так как «все богатства расположены в южной части — именно там многие разведанные и прогнозируемые месторождения» (Норвегию перестал пугать., www.gzt.ru/topnews/economics/-norvezhskaya-myshj-legla-v-postelj-s-russkim-/303367.html?from=1columndownfromindex). Если же спорный участок поделили бы на западную и восточные части, то обоюдный баланс интересов был бы соблюден.

Принципиальное согласие по всему комплексу спорных вопросов между Москвой и Осло было достигнуто на встрече президента РФ Д. А. Медведева и премьер-министра Норвегии Йенса Столтен-берга 27 апреля 2010 г. Было решено поделить спорный участок Баренцева моря, наиболее богатый рыбой и нефтегазовыми ресурсами, «пополам», причем, как и настаивала российская сторона, на западную и восточную части. Юридически этот компромисс был закреплен в российско-норвежском договоре от 15 сентября 2010 г. (Договор. , www.regjeringen.no/upload/SMK/Vedlegg/2010/avtalen_russisk.pdf).

Большинство экспертных оценок договора носит положительный характер. Отмечается, что договор создаёт благоприятные правовые условия для освоения нефтегазовых ресурсов арктического континентального шельфа, возможности кооперации по разведке и добыче углеводородов в бывшем спорном районе. Договор предусматривает, в частности, подробную регламентацию российско-норвежского сотрудничества в эксплуатации минеральных ресурсов: основой взаимодействия в этой сфере станет принцип, в соответствии с которым каждое месторождение, пересекаемое линией разграничения, может эксплуатироваться только совместно и как единое целое. Такой подход позволит заблаговременно и эффективно снимать возможные разногласия по вопросу распределения углеводородных ресурсов.

По мнению аналитиков, подписание договора выводит на новый этап двустороннее сотрудничество в области рыболовства. Уста-

1 Варангер-фьорд — Варяжский залив Баренцева моря — расположен между полуостровами Рыбачий (Российская Федерация) и Варангер (Норвегия). Длина фьорда — 120 километров, глубина — до 420 метров.

_ 161

новление чётких границ зон юрисдикции России и Норвегии создаёт более ясные и понятные правовые условия для осуществления рыболовства, объективно сужает вероятность конфликтных ситуаций в этой сфере.

После вступления договора в силу ещё в течение пятнадцати лет (с возможным продлением на последующие шестилетние периоды) будут действовать основополагающие российско-норвежские соглашения 1975-1976 гг. в этой сфере. Продолжится работа Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству, в рамках которой согласовываются объёмы общего допустимого улова, квоты вылова рыбы, а также ведётся разработка единых технических мер регулирования промысла совместных запасов в Баренцевом и Норвежском морях.

Однако далеко не все в России остались довольными условиями договора. Прежде всего, это касается российских рыбопромышленников, которые считают, что по договору у Норвегии оказались наиболее богатые рыбой территории. В их открытом письме российскому президенту говорится, что «игнорирование этих важнейших положений и интересов отечественного рыболовства в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане при разграничении морских пространств не только повлечет потери в вылове не менее 5060%, но и вызовет значительные социально-экономические потрясения прибрежного населения этого района России», и содержится ссылка на печальный опыт передачи Соединенным Штатам акватории в районе Берингова пролива (Россия подарила Норвегии., www.stringer.ru/Publication.mhtml?Part=37&PubID=14426http://www.str тдег.ш/РиЫюа^оп.тМт1?Ра|1=37&РиЬЮ=14426).

Остались нерешенными и многие спорные вопросы, касающиеся Шпицбергена. Так, Россия не признает установленную Норвегией вокруг архипелага еще в 1977 г. так называемую рыбоохранную зону, что постоянно приводило к конфликтам между российскими рыбаками и норвежской береговой охраной. Дело даже доходило до того, что кораблям российского Северного флота приходилось сопровождать «свои» рыболовецкие суда, дабы избежать их ареста норвежскими властями.

Норвегия в нарушение положений о Парижском договоре по Шпицбергену 1920 г. продолжает создавать помехи международной хозяйственной деятельности на самом архипелаге и на его шельфе. Так, рядом норвежских законов, по сути дела, был установлен такой правовой режим, по которому у архипелага фактически нет шельфа. Это было сделано, чтобы не допустить предусмотренный Парижским договором льготный экспортный режим для международных субъектов хозяйственной деятельности в случае, если на

шельфе архипелага начнется добыча полезных ископаемых (нефти и газа). Налоговое законодательство континентальной Норвегии предусматривает выплату компаниями 78% доходов, получаемых при разработке месторождений континентального шельфа этой страны, а по Парижскому договору 1920 г. экспортная пошлина на Шпицбергене не должна превышать одного процента с максимальной стоимости вывозимых полезных ископаемых в пределах 100000 тонн, а свыше этого количества — идти в понижающемся соотношении. В случае начала добычи полезных ископаемых на шельфе Осло не хотелось бы лишаться существенных налоговых поступлений от хозяйственной деятельности иностранных компаний.

Россия, как и другие государства-участники Парижского договора, придерживаются совершенно иной точки зрения в вопросе о режиме пространств, прилегающих к архипелагу. Так, Россия, утверждает, что нормы Парижского договора должны действовать в пределах пространств, указанных в его первой статье (в так называемом шпицбергенском квадрате), а Великобритания — что нормы договора действуют в тех пространственных пределах, которые допускают положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Осло пока не идет на уступки по всем этим вопросам.

Неурегулированность арктических морских границ продолжает оставаться серьезным источником международных конфликтов в этом регионе и препятствием на пути к сотрудничеству между разными странами, принимающими (или желающими принять) участие в освоении Арктики.

Таким образом, России необходимо искать пути оптимизации стратегии в АЗР, чтобы извлечь немалые экономические выгоды и защитить весь спектр своих интересов в регионе. Все это требует дальнейшей проработки и реализации комплекса мер политического, правового, научного, социального, экономического и военного характера.

Важным средством обеспечения российских интересов в АЗР является интенсивное развитие гражданской и военной инфраструктур в регионе. Акцент должен быть сделан на возрождении СМП, а также создании благоприятных условий для налаживания кроссполярных авиаперевозок. Создаваемая военная инфраструктура должна максимально способствовать экономическому освоению Арктики. Без успеха в социально-экономическом возрождении Арктики Россия не будет иметь ресурса для реального сотрудничества с другими государствами, а потому ее вынудят пойти на уступки.

Согласно современному международно-правовому статусу Арктики, нет документов, которые позволяли бы ее разделить исключи_ 163

ПОЛИТЭКС. 2011. Том 7. № 2

тельно странам, имеющим выход к Северному Ледовитому океану. Нужно отдавать себе отчет, что теоретически любая страна (Китай, Индия, Австралия, Япония) может заявить, что Арктика должна находиться в общем пользовании. Арктике не позволят остаться «ничьей», а ее деление, скорее всего, будет основано на факте реального экономического, а уже затем военного присутствия в регионе. Поэтому эффективное экономическое присутствие России в Арктике — ключ к успеху в политике на этом направлении.

Литература

1. Борисов Т. Без боевых пингвинов: Россия создает арктическую группировку войск без милитаризации региона // www.rg.ru/2009/03/30/ arktika.html

2. Добровольский А. Запад хочет лишить Россию Арктики // http://news.km.ru/zapad_xochet_lishit_rossiyu_arkt

3. Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегией о разграничении морских пространств и сотрудничеств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане // www.regjeringen.no/upload/SMK/Vedlegg/2010/avtalen_russisk.pdf

4. Дятликович В., Гоебцов И. Шельф цвета хаки // Русский репортер. 2009. 2-9 апреля.

5. Кочемасов Ю. В., Моргунов Б. А, Соломатин В. И. Эколого-экономическая оценка перспективы развития Арктики // www.ecoenergy.ru/Article54.html

6. Норвегию перестал пугать мезальянс с Россией // www.gzt.ru/topnews/ economics/-norvezhskaya-myshj-legla-v-postelj-s-russkim-

/303367. html?from=1 columndownfromindex

7. Орешенков А. М. Арктический пирог. Норвегия первой продвигает свои права на шельф // Независимая газета. 2009. 13 мая.

8. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу // http://www.rg.ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok.html

9. Основы стратегии устойчивого развития арктической зоны России // www.arctictoday. ru/council/654. html

10. Проничев В. Е. Граница меняет замки // www.rg.ru/2010/06/02/ pronichev.html

11. Россия не хочет воевать за Арктику // http://www.dni.ru/polit/2008/10/22/151708.html

12. Россия подарила Норвегии рыбные места в Баренцевом море // http://www.stringer.ru/Publication.mhtml?Part=37&PubID=14426http://www.stringer.ru/P ublication.mhtml?Part=37&PubID=14426

13. Спецслужбам России указали цели в Арктике // http://www.dni.ru/economy/2008/9/12/149006. html

14. Справка № 1 по материалам МПР России к вопросу «О деятельности по обоснованию внешней границы континентального шельфа Российской Федерации и перспективах по его изучению и освоению» // http://www.morskayakollegiya. ru/os/nauchno-ekspertn/protocol_NES/20080415155343-1963.doc

15. Smith M., Giles K. Russia and the Arctic: «The last Dash North». Advanced Research and Assessment Group. Russia Series 07/26. Defense Academy of the United Kingdom, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.