УДК [332.14+913](985)
ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
Россия - великая арктическая держава.
История открытия и освоения Арктики и Севера насчитывает несколько тысячелетий. Большой вклад в это дело внесли мореплаватели, крупные государственные деятели, ученые, представляющие государственные и общественные организации: В. Баренц, Г. Гудзон, В. Беринг, Дж. Кабот, А. Норденшёльд, Р Амундсен, Ф. Нансен, Р Пири, Петр I, Д.И. Менделеев, С.О. Макаров, В.А. Русанов, В.И. Вернадский, А.П. Карпинский, В.А. Обручев, С.И. Дежнев, Ф. Минин, Д. Лаптев и Х. Лаптев, С.И. Челюскин, А.И. Чириков, В.Я. Чичагов, ГИ. Шелехов, Э.В. Толль, Ф.П. Врангель, А.Ф. Миддендорф, А.М. Сибиряков, А.В. Колчак, Г.Я. Седов, И.Д. Черский, А.Е. Ферсман, И.С. Грамберг, Г.А. Агранат, А.Н. Пилясов и др. История освоения и развития Арктики - история развития географии, геологии, метеорологии, металлургии, биологии, химии, экономики и других отраслей знания [2].
Арктика - северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразия и Северная Америка (кроме южной части
о. Гренландия и п-ова Лабрадор), Северный Ледовитый океан (кроме южных и восточных частей норвежского моря) с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Отметим, что существует множество подходов как к определению термина «Арктика», так и установлению южной границы данной области [3].
Сектор Российской Арктики (вершина -Северный полюс, южная граница - зона тун-
дры) охватывает площадь 9,46 млн км2, из которых почти 7 млн км2 приходится на водное пространство, что составляет 45 % площади Северного Ледовитого океана. Особо следует отметить, что 70 % площади российского арктического сектора постоянно находится подо льдом - 5,14 млн км2, из них под паковым льдом
- 1,554 млн км2 (23 % площади). Общая протяженность арктического побережья прилегающих к данному региону государств составляет 38,7 тыс. км. Доля России - 22,6 тыс. км [1].
Количественные и качественные характеристики арктического пространства свидетельствуют о его огромном значении (геополитическом, включая военное; экономическом и социально-экономическом; экологическом и пр.) и о том, что статус Арктики будет возрастать [1, 2]. В настоящее время приарктически-ми (США, Канада, Норвегия, Дания, Исландия, Швеция, Финляндия), а также некоторыми вне-региональными государствами (Индия, Китай) и Европейским союзом (ЕС) разработаны программы с конкретными целями, направлениями и способами освоения арктических территорий.
В последние годы руководство нашей страны предприняло ряд важных шагов по формированию государственной политики в Арктике. Ее цели и способы их достижения раскрывают «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утверждены Президентом РФ в 2008 году; далее «Основы...»)1 и «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения на-
1 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. иКЬ: http://www.rg.ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok.html (дата обращения: 10.10.2010).
© Кондратов Н.А., 2014
циональной безопасности на период до 2020 года» (утверждена в 2013 году Президентом России; далее «Стратегия...»)2. Федеральный закон «Об Арктической зоне Российской Федерации» еще не принят, но в соответствии с текстом «Стратегии.» Арктическую зону России образуют Мурманская область, субъекты Архангельской области (города Архангельск, Северодвинск и новодвинск, Онежский, Приморский и Мезенский районы и все острова региона), 13 улусов Республики Якутия, три выходящих к Белому морю района Республики Карелия (Лоухский, Кемский, Беломорский), город Воркута, Чукотский, ненецкий и Ямало-ненецкий автономные округа, города Норильск и Игарка, Таймырский район Красноярского края. Кроме того, к российской Арктической зоне относятся открытые земли и острова, а также те, что могут быть открыты в дальнейшем в Северном Ледовитом океане к северу от побережья России до Северного полюса, а также внутренние воды, исключительная экономическая зона и континентальный шельф России, прилегающие к перечисленным арктическим территориям3.
«Основы.» и «Стратегия.» формулируют национальные приоритеты России в Арктике.
Первый из них заключается в том, что государство рассматривает Арктику как источник невосполнимых природных ресурсов, как опорный регион для наращивания российского геополитического и экономического потенциала, как один из локомотивов социально-экономического развития страны, место сосредоточения уникального культурного потенциала. Здесь проживает около 2,5 млн чел. (менее 2 % населения страны, около 40 % населения всей Арктики), производится почти 15 %
ВВП России, создается У5 российского экспорта. Континентальный шельф Северного Ледовитого океана содержит примерно 25 % мировых шельфовых запасов углеводородов [3]. По данным Геологической службы США 2008 года, в северных регионах может содержаться до 134 млрд баррелей нефти (около
18 млрд т) и почти 47 трлн м3 природного газа [1]. Заметим, что российские оценки запасов углеводородов, в отличие от зарубежных аналогов, демонстрируют практически ежегодный прирост запасов углеводородов. В начале XXI века на российскую Арктику приходится до 60 % общероссийской добычи меди и нефти, почти 100 % природного газа, 100 % алмазов, барита, платиноидов, никеля, кобальта, редкоземельных элементов, вермикулита, апатитового концентрата. Добавим, что на Крайнем Севере сконцентрированы глобальные запасы боре-альных лесных, водных (сопоставимых с ресурсами пресной воды в озере Байкал), биологических (включая редкие и исчезающие виды растений и животных) ресурсов [2].
Второй приоритет состоит в сохранении Арктики как зоны мира, безопасности и стабильности. Этот регион демонстрирует огромный потенциал межгосударственного экономического, технологического, образовательного, научного, гуманитарного сотрудничества, реализуемого с участием России. Среди институтов, созданных в этих целях, - «Северное измерение» ЕС, Баренцев Евро-Арктический регион, Совет министров Северных стран. Особо выделим, что Россия провозглашает потребность укрепления роли Арктического совета в качестве ведущей структуры по вопросам сотрудничества в Арктике. Смысл успешной деятельности названных объединений видится
2 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности на период до 2020 г. иКЬ: http://govemment.ru/news/432 (дата обращения: 12.03.2013).
3 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. иКЬ: http://www.rg.ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok.html (дата обращения: 10.10.2010); Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности на период до 2020 г. иКЬ: http://government.ru/news/432 (дата обращения: 12.03.2013).
в обмене ценным опытом решения актуальных социально-экономических и экологических проблем, улучшения условий жизни населения, развития туризма, совершенствования инфраструктуры, науки и образования, здра-вохранения и культуры российского Севера и, шире, всей Арктики.
Большое внимание уделяется реализации разработанного в рамках Арктического совета с участием России панарктического Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике (Нуук,
2011 год) и Соглашения о сотрудничестве в сфере готовности реагирования на загрязнение нефтью арктических морей (Кируна, 2013 год).
Среди значимых международных проектов -освоение арктического шельфа с участием российских государственных компаний ОАО «НК “Роснефть”» и ОАО «Газпром». Его активная реализация способна принести синергетический эффект, отражает складывающиеся в России в целом благоприятные ресурсные и экономические (в частности, в налоговой сфере и в сфере привлечения иностранных инвестиций) предпосылки для разведки и разработки недр в российской Арктике. Так, с 2008 года разрабатываются планы освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения («Газпромом» совместно с французским энергоконцерном «Total», до 2012 года - и с норвежским «Statoil»), шельфа Сахалина, участков в Баренцевом и Карском морях (ОАО «НК “Роснефть”» и «British Petroleum», «ExxonMobil», «General Electric», ENI, «Statoil»). ОАО «НОВАТЭК» и «Total» разрабатывают Южно-Тай-бейское газоконденсатное месторождение на Ямале.
Третья стратегическая задача развития Арктики, сформулированная в программных документах, связана с охраной уникальных арктических экологических систем. Деградация природной среды интенсивно проявляется в отдельных районах Кольского полуострова,
Тимано-Печоры, Норильского района, Средней Оби, Новой Земли, ряде крупных городов Заполярья. Здесь, как ни в каком другом регионе страны, важно создавать новые и расширять уже имеющиеся особо охраняемые природные территории (ООПТ) и акватории. Поставленные задачи - сбережение хрупкой северной природы, научные исследования, экологическое просвещение, развитие экологического туризма.
За последние 20 лет в Арктике создана географическая система из заповедников, два из которых - Таймырский и Лапландский -имеют статус международных биосферных резерватов, а международный заповедник «Пас-вик» на границе России и Норвегии положил начало созданию российско-норвежской эт-ноэкологической зоны. В качестве примеров ООПТ назовем также созданный в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15 июня 2009 года № 821 национальный парк «Русская Арктика» на островах архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа. Постановлением Правительства РФ № 153 от 26 февраля 2013 года предписывается создать в Архангельской области национальный парк «Онежское Поморье»4.
Перспективы развития Арктики и актуальность решения ее экологических проблем также обуславливается значительными проявлениями в этом регионе глобального изменения климата. По данным NASA, за последние 30 лет в Арктике площадь льда в результате повышения температуры воздуха сократилась примерно на 2 млн км2 (с 15 до 13 млн км2) [11]. Глобальное потепление способно оказать влияние на географию морских транспортных путей, добычу полезных ископаемых, традиционное природопользование коренного населения Севера.
Четвертый приоритет - совершенствование производственной и транспортной инфраструктуры, предназначенной для надежного
4 Дмитрий Медведев подписал постановление об учреждении национального парка «Онежское Поморье». иКЬ: http://govemment.ru/news/612 (дата обращения: 02.03.2013).
функционирования всего народнохозяйственного комплекса страны, его диверсификации, формирования новых полюсов роста, основанных на экономике знания.
Происходящие в Арктике процессы, связанные с изменением климата и появлением новых технологий, позволяют инициировать проекты по прокладыванию альтернативных сухопутных магистралей и путей морского судоходства, тем самым постепенно приступать к экономически обоснованному освоению богатых арктических ресурсов.
В 1996 году положено начало строительству железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Республика Коми - Урал) по направлению Архангельск - Сыктывкар - Кудымкар -Пермь5. В СССР вопрос о строительстве этой дороги был поставлен еще в 1930-е годы. И позднее он неоднократно поднимался в научной литературе [4]. Стратегическое значение проекта для нашей страны выражается в предоставлении субъектам Европейского Севера (Республике Коми и Архангельской области) и Урала (Пермскому краю) прямого выхода к незамерзающему порту Мурманск, к порту Архангельск (нуждается в расширении и дно-углублении), в пункты стран Северной Европы. В перспективе магистраль обеспечит кратчайший транзит грузов через Россию в Северную Европу, например из стран Средней Азии. Ныне этот путь примерно на 800 км длиннее. Проектируемая железная дорога будет способствовать освоению новых месторождений полезных ископаемых, улучшит условия транспортного обслуживания зоны тяготения, внесет вклад в формирование транспортной системы регионов Севера России. В конечном
итоге можно ожидать преодоления изолированности внутренних районов нашей страны, частичного решения проблем занятости населения в прилегающих к трассе субъектах РФ, развития в них инфраструктуры. В 2011 году «Белкомур» был включен в Стратегию социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года, предусмотрен в Транспортной стратегии России до 2030 года. Интерес к магистрали проявляют китайские инвесторы6.
Особое место в «Основах.» отводится интенсификации использования Северного морского пути (СМП) - национальной транспортной коммуникации нашей страны. СМП связывает транспортные подсистемы Европейского, Сибирского и Дальневосточного Севера, обеспечивает кратчайший выход продукции российских (и европейских) предприятий в Атлантический океан и на перспективные рынки стран Юго-Восточной Азии. Укреплению статуса СМП служит Федеральный закон России № 132 от 28 июля 2012 года7. Предполагается крупная модернизация этой магистрали, наращивание грузооборота на нем до 30-65 млн т в год за счет транспортировки сырья с шельфовых месторождений, транзитных перевозок, реализации проектов «Белкомур», «Урал промышленный - Урал полярный». Добавим, что в связи с выработкой ресурса к 2020 году в эксплуатации останется лишь один (из шести ныне имеющихся) атомный ледокол - «50 лет Победы». Постановление Правительства РФ от
19 августа 2013 года № 175 предписывает начать бюджетные инвестиции (около 86 млрд р. в 2014-2020 годах) в строительство двух атомных ледоколов8.
5 О проекте «Белкомур». URL: http://www.belkomur.eom/belkomur/3.php (дата обращения: 22.02.2013).
6 Там же.
7 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути: федер. закон Рос. Федерации от 28 июля
2012 г. № 132-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 3 июля 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 18 июля 2012 г. URL: http://www.rg.ru/2012/07/30/more-dok.html (дата обращения: 10.10.2012).
8 Об осуществлении бюджетных инвестиций в строительство двух серийных универсальных атомных ледоколов: постановление Правительства Российской Федерации № 715 от 19 августа 2013 г. URL: http://government.ru/docs/3940 (дата обращения: 24.09.2013).
«Стратегия.» - еще один базовый документ планирования социально-экономического развития Арктической зоны России. В его основу положен принцип наращивания и концентрации конкурентоспособного научного знания, инвестиций и производственного потенциала в наиболее перспективных направлениях, в центрах, формирующих «очаги социально-экономической эффективности» в этой зоне. Ядром новой политики России в Арктике становится знание, инновационная модернизация во имя интересов национальной безопасности, устойчивого природопользования, сбережения уникальных экосистем и жизнеспособности местных сообществ9.
В «Стратегии.» в двух сценариях, инерционном и инновационном, раскрываются альтернативные пути развития Арктической зоны России. Они различаются характером гипотез, принятых при формировании социально-экономических тенденций, внешними и внутренними факторами, а также ограничениями, в т. ч. случайными. При их разработке учитывались программные сценарные положения профильных министерств и ведомств России, рекомендации рабочих групп Арктического совета, зарубежные арктические стратегии и другие документы [3].
«Стратегия.» описывает механизмы укрепления военной безопасности в Арктике. Протяженность государственной границы РФ вдоль побережья Северного Ледовитого океана превышает 20 тыс. км, ее охрана и защита сопряжены с особыми трудностями. На ограниченной по размерам незамерзающей части Кольского полуострова, составляющей около 2,5 % протяженности арктического побережья нашей страны, созданы условия для размещения сил и средств Северного флота, создан ракетно-ядерный щит России, в Мурманской и Архангельской областях базируются предприятия военно-промышленного комплекса.
Специфические физико-географические условия Арктики, в частности ее высокоширотное положение, ледовый припай прилегающих к России арктических морей, особые интересы нашего государства в геополитике, экономике, экологии и других сферах обуславливают значение установления международно-правового статуса прилегающих акваторий и их разграничения с другими государствами. Руководствуясь намерениями решить многолетние (с 1970-х годов) спорные вопросы вокруг неурегулированных зон в Баренцевом море, Россия и Королевство Норвегия в 2010 году подписали Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане (ратифицирован российским парламентом в 2011 году). Таким образом, был произведен раздел акватории на площади около 175 тыс. км2 на две части примерно равного размера. Документ предполагает, в частности, совместную разработку месторождений, пересекаемых линией разграничения.
По-прежнему не разрешена проблема разграничения шельфов в районах хребтов Ломоносова и Менделеева. В 2001-2007 годах по итогам национальных научных экспедиций к Северному полюсу Россией сформирована заявка в специализированный международный орган - Комиссию ООН по границам континентального шельфа, согласно Конвенции ООН по морскому праву (1982 год, Монтего-Бей), на право расширения арктического шельфа на площади около 1,2 млн км2. В случае ее удовлетворения Россия приобретет суверенные права на разведку и разработку минеральных и других природных ресурсов на континентальном шельфе за пределами исключительной экономической зоны, а также на прокладку подводных кабелей и трубопроводов, строительство установок и сооружений. Отметим, что итоги
9 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности на период до 2020 г. иКЬ: http://government.ru/news/432 (дата обращения: 12.03.2013).
российской экспедиции в 2007 году вызвали ажиотаж вокруг Арктики, пять приарктиче-ских государств (Россия, США, Канада, Дания и Норвегия) с тех пор заявляют свои права на часть шельфа Северного Ледовитого океана.
С точки зрения долговременных тенденций можно предположить, что одним из важнейших факторов, определяющих расстановку и взаимодействие различных политических и экономических сил в XXI веке, будет борьба за ресурсы. В связи с этим вероятно объективное нарастание геоэкономических противоречий в Арктике, связанное с ее ресурсным потенциалом и транспортным значением с одной стороны и с отсутствием признанной и нормативно оформленной демаркации морских пространств и шельфа - с другой.
Перспективы экономического развития приарктических территорий, а следовательно, позиционирование государств и крупных компаний связаны исключительно с естественными конкурентными преимуществами Арктической зоны, которые можно объединить в три группы:
- природные ресурсы, перспективные в плане освоения в ближайшие 30-50 лет с учетом интенсивного развития инновационных технологий;
- транспортные системы, как в настоящее время, так и в перспективе связанные в первую очередь с транспортировкой сырьевых ресурсов, в т. ч. с учетом возможных климатических изменений;
- пространственные ресурсы, которые начиная с середины ХХ века играют все более значительную роль.
Приарктические государства ныне находятся на важном историческом рубеже: этап осмысления изменений в Арктике пройден, наступило время ее практического освоения. Происходящие на Крайнем Севере перемены открывают новые области сотрудничества в сферах использования природных ресурсов, прежде всего минеральных, эксплуатации морских транспортных путей, освобождающихся ото льда, защиты хрупкой окружающей среды, спасения и поиска попавших в беду людей, сбережения коренных народов, развития науки, формирования компетенций трудовых ресурсов, готовых к работе в суровых природно-климатических условиях Арктики. Наиболее эффективно решить задачи устойчивого развития Арктической зоны можно, используя опыт и знания друг друга в ключевых отраслях северной экономики, решая спорные вопросы на основе принципов международного права.
Список литературы
1. Арктика: интересы России и международные условия их реализации / под ред. Ю.Г. Барсегова, В.А. Кор-зуна, И.М. Могилевкина и др. М., 2002. 356 с.
2. Додин Д.А. Устойчивое развитие Арктики (проблемы и перспективы). СПб., 2005. 283 с.
3. Пилясов А.Н. Контуры Стратегии развития Арктической зоны России // Арктика: экология и экономика.
2011. № 1. С. 38-48.
4. Чистобаев А.И. Транспортно-экономические связи Европейского Северо-Востока. М., 1974. 168 с.
5. Шварцман Ю.Г., Игловский С.А. Изменения климата и их последствия для многолетнемерзлых пород Европейского Севера России // Экология северных территорий: материалы междунар. конгресса. Новосибирск,
2012. С. 80-87.
References
1. Arktika: interesyRossii i mezhdunarodnye usloviya ikh realizatsii [The Arctic: Russia’s Interests and International Conditions for Their Implementation]. Ed. by Barsegov Yu.G., Korzun V.A., et al. Moscow, 2002. 356 p.
2. Dodin D.A. Ustoychivoe razvitie Arktiki (problemy i perspektivy) [Sustainable Development of the Arctic (Problems and Prospects)]. St. Petersburg, 2005. 283 p.
3. Pilyasov A.N. Kontury Strategii razvitiya Arkticheskoy zony Rossii [Outlines of the Strategy for the Development of Russia’s Arctic Zone]. Arktika: ekologiya i ekonomika, 2011, no 1, pp. 38-48.
4. Chistobaev A.I. Transportno-ekonomicheskie svyazi Evropeyskogo Severo-Vostoka [Transport and Economic Ties in the European Northeast]. Moscow, 1974. 168 p.
5. Shvartsman Yu.G., Iglovskiy S.A. Izmeneniya klimata i ikh posledstviya dlya mnogoletnemerzlykh porod Evropeyskogo Severa Rossii [Climate Change and Its Consequences for the Permafrost of the European North of Russia]. Ekologiya severnykh territoriy: materialy mezhdunar. kongressa [The Ecology of Northern Territories: Proc. Int. Congress]. Novosibirsk, 2012, pp. 80-87.
КОНДРАТОВ Николай Александрович, кандидат географических наук, доцент кафедры географии и геоэкологии института естественных наук и биомедицины Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 56 научных публикаций, в т. ч. одной монографии и трех учебных пособий
Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 4;
e-mail: n.kondratov@narfu.ru