УДК 338.1
стратегия ведущих государств мира в Арктике в xxi веке и вызовы национальным интересам россии
в регионе
Ю. В. МОРОЗОВ,
кандидат военных наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института США и Канады, Института дальнего Востока РАН E-male: morozovyury51@yandex.ru
В статье рассматриваются рост значения Арктики в XXI в. и вызовы региональной стабильности, затрагивающие интересы России. В ней выделены ключевые моменты, касающиеся стратегии ведущих стран мира в этом регионе. Предлагаются возможные шаги России по укреплению позиций в Арктике.
Ключевые слова: Арктический регион, при-арктические государства, США, Китай, Россия, Северный морской путь, экономическая зона, милитаризация.
Значение Арктики в условиях глобализации в XXI в.
Характерной чертой XXI в. является усиление международной конкуренции за доступ к энергоресурсам, обеспеченность которыми определяет состояние современной экономики ведущих государств мира. В обозримом будущем такая зависимость сохранится, несмотря на интенсивные поиски альтернативных источников энергии. Между тем разведанные запасы разрабатываемых месторождений нефти близятся к истощению. По оценкам германских экспертов, этих разведанных запасов при нынешнем уровне их извлечения хватит не более чем на 30-40 лет.
В этих условиях Арктика как кладовая значительных запасов углеводородов, а также область расположения удобных трансконтинентальных морских и воздушных маршрутов стала привлекать к себе при-
стальное внимание развитых государств мира и международных объединений. Уже сегодня добыча полезных ископаемых в ряде ее районов становится все более рентабельной, а потому растет число акторов, намеренных активно осваивать арктический регион. Это неизбежно влечет столкновения их интересов, что подтверждают как обострение споров по поводу границ экономических зон между приарктическими государствами, так и желание не относящихся к их числу стран любыми путями получить свои права на использование арктических недр.
Физическая география определяет Арктику как часть земного шара, которая расположена севернее Полярного круга. Ее площадь составляет 21 млн км2 и включает Северный Ледовитый океан с окраинными морями, расположенные там острова и прилегающие части материковой суши Европы, Азии и Северной Америки. В соответствии с географическим расположением к приарктическим государствам относятся Россия, Канада, Соединенные Штаты Америки, Норвегия и Дания. Однако на этот статус активно претендуют также Финляндия, Швеция и Исландия. Согласно Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) этим странам в указанном регионе принадлежат исключительные экономические зоны (шириной до 200 миль) и континентальный шельф (до 350 миль), в пределах которых они обладают суверенным правом на разработку недр.
Отметим, что с правовой точки зрения Арктика пока остается, по сути, «ничейной землей». На
- 37
международном уровне до сих пор не решен вопрос о способах «дележа» Арктики, его юридических основах и о том, кто имеет право делить - лишь соседние с Арктикой страны или же более широкий круг государств, причем в итоге Арктика должна стать достоянием всего человечества. Поэтому для решения проблем разграничения арктического шельфа и для определения принадлежности участков шельфа, выходящих за эти пределы, в рамках Конвенции по морскому праву была создана Комиссия ООН по границам континентального шельфа1 (далее - Комиссия).
Государство, сумевшее доказать Комиссии, что его континентальный шельф простирается за границу автоматически принадлежащей ему полосы прибрежных вод шириной в 200 морских миль, будет обладать правами на всю нефть, газ и минеральные ресурсы данного шельфа. Наиболее верный способ убедить Комиссию ООН в «своей» принадлежности шельфа Арктики - представить исследование, полученное экспериментальным путем. Для этого международные функционеры требуют представить результаты прямого наблюдения этих территорий с помощью эхолотов.
Вместе с тем еще до основания ООН и создания Комиссии Канада распространила свою юрисдикцию на сектор Арктики, ограниченный меридианами, начинающимися в точках выхода ее сухопутной границы к Северному Ледовитому океану и сходящимися на полюсе (1909 г.). Ее поддержала Россия, приняв в 1916 г. аналогичный закон. И хотя другие приарктические государства подобного законодательного оформления своих владений в Арктике не предприняли, но и возражений Канаде и России не высказали. Поэтому принцип секторального деления этого региона является признанной реальностью, хотя в последнее время зазвучали настойчивые призывы к его пересмотру (см. рисунок).
1 Комиссия по границам континентального шельфа призвана содействовать соблюдению Конвенции в отношении определения внешних границ континентального шельфа, выходящего за 200 морских миль от базовой линии, от которой отмеряется ширина территориальных вод. Согласно Конвенции прибрежное государство устанавливает внешние границы своего континентального шельфа там, где он выходит за пределы 200-мильной зоны на основе рекомендаций Комиссии. Комиссия в составе 21 члена провела свою первую сессию в центральных учреждениях ООН в 1997 г Члены Комиссии избираются государствами -участниками Конвенции, они выступают в личном качестве как эксперты в области геологии, геофизики, гидрографии и геодезии. Комиссия получила первое обращение от государства-члена - Российской Федерации - в декабре 2001 г.
38 -
Причиной указанной ситуации стало обнаружение в Арктике широкой номенклатуры полезных ископаемых, запасы которых к тому же имеют объемы, вполне достаточные для промышленного освоения. Так, по оценкам Геологической службы США, в зоне Северного Ледовитого океана находится до 20 % мировых запасов углеводородов, причем потенциальные запасы нефти составляют 90 млрд баррелей, газа - 47,3 трлн м3, газового конденсата - 44 млрд баррелей [4]. Наиболее значительные газовые месторождения лежат у берегов Аляски и Сибири [11]. В связи с этим арктический шельф в перспективе может стать исключительно важным и даже основным источником углеводородного сырья.
Кроме того, в северных широтах открыты значительные залежи различных руд, включая редкоземельные металлы. В Арктике также сконцентрированы крупнейшие биоресурсы, включающие более 150 видов рыб [12], некоторые из которых играют ведущую роль в мировом рыбном промысле [1].
Следует отметить, что Россия, которой принадлежит половина побережья Ледовитого океана, закономерно претендует и на большую долю ресурсов региона. Так, около 80 % запасов нефти и 90 % запасов газа и угля России залегают в ее Арктическом секторе. Одно только Штокмановс-кое месторождение, которое совместно с Россией разрабатывают транснациональные компании, содержит 3 800 млрд м3 газа - эквивалент объема газопотребления Франции на протяжении 80 лет. И в ближайшей перспективе Москва намерена расширить свои северные владения еще на 1,2 млн км2 (по территории это почти три Германии), подав соответствующую заявку в ООН.
Этот регион также играет особую роль в глобальных метеорологических и гидрологических процессах, которые определяют климат на Земле. Он влияет на перемещение воздушных масс в атмосфере и на циркуляцию воды в Мировом океане, которые определяют погоду во всем северном полушарии.
Арктика имеет и важное военно-стратегическое значение. Здесь находятся удобные позиции для старта баллистических ракет по целям их применения, а также систем противоракетной обороны (ПРО) и другие элементы систем стратегического сдерживания, что важно для национальной безопасности. Благодаря тому, что в условиях глобального потепления площадь льдов продолжает неуклонно сокращаться, военно-морские силы получают воз-
Границы секторов национальной юрисдикции Арктики
можность действовать в Арктике на протяжении значительной части года.
В условиях глобализации для транснациональных корпораций весьма важно и то, что через Арктику проходят кратчайшие морские и воздушные маршруты, соединяющие Северную Америку и Евразию. И по мере таяния льдов морской путь через арктические широты позволит сократить на 40 % протяженность маршрутов между Европой и Дальним Востоком. Так, расстояние от Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути - 14,8 тыс. км, а вокруг мыса Доброй Надежды - 29,4 тыс. км.
Правда, использование этих путей пока сдерживают серьезные сложности плавания и полетов в высоких широтах, а также слабая транспортная инфраструктура региона. Из-за таяния полярных льдов может возрасти реальная опасность, которую
представляют дрейфующие льдины, что потребует крупных инвестиций в безопасность судоходства. Не избежать и необходимого для плавания на Севере дооборудования транспортных судов (укрепления корпусов в районе ватерлинии, установки защиты винторулевой группы от повреждений во льдах, монтажа систем обогрева служебных, жилых и грузовых помещений и др.). Все это значительно снижает скорость перехода судов (дооборудование судна снижает его скорость на 5-10 %, плавающие льды - в 2 раза, караванная проводка - в 3 раза), что сводит на «нет» выигрыш в расстоянии для данного маршрута в сравнении с альтернативными южными.
На широкое освоение природных ресурсов Арктики накладывают ограничения ее экстремальные климатические условия: низкий температурный фон, мощный постоянный и сезонный ледовый
- 39
покров на акваториях, вечная мерзлота на суше, полярные ночи. Хозяйственная деятельность там связана с высокими энергозатратами и зависимостью от внешнего завоза топлива и оборудования, а также товаров первой необходимости, от чего такая деятельность носит очаговый характер, локализируясь только в тех местах, которые важны для экономики промыслов и производств.
Другим ограничением является высокая уязвимость экосистемы Арктики, вызванная крайним дефицитом солнечного тепла. Прогнозируемое смягчение климата на планете вовсе не так однозначно, о чем свидетельствует факт случившихся там несколько лет назад сильных и рано наступивших холодов, что тогда не позволило даже привычной к этому России выполнить в необходимом объеме план «северного завоза» в пункты Заполярья. Как считает ряд экспертов, если отмечаемое потепление климата, в основе которого лежат не познанные еще циклы развития планеты, выразится в заметном изменении его констант, то до этого момента пройдут еще многие десятилетия и сменится не одно поколение людей.
И все же, несмотря на указанные ограничения, стратегическое значение Арктики в условиях глобализации XXI в. неуклонно растет. Вследствие глобальных изменений мировой политики экономическая и военно-стратегическая роль Севера существенно повысилась. Арктика становится «лакомым пирогом» для ведущих государств мира и их союзов, а также полигоном территориальной, ресурсной и военно-политической игры. Попытки инициировать вопрос о пересмотре принципов и действующих международных норм, определяющих порядок разграничения владений в нем между государствами, содержат серьезный конфликтный потенциал. В борьбе за правообладание Арктической зоной обостряются политические и юридические споры, которые оказываются тесно сплетены с экономическими. Конечно, государству, которое в этом регионе будет сильнее в военной области, легче будет доказать свое «право на Арктику» и заниматься там добычей полезных ископаемых.
Стратегия и аспекты военной политики западных стран и их союзов в Арктическом регионе
Интерес арктических и иных держав к разработке недр Арктики растет по мере интенсивности
таяния полярных льдов. И каждый из этих акторов разрабатывает собственную программу освоения оттаивающих территорий, в которых военная составляющая занимает далеко не последнее место.
Так, в 2008 г. США обнародовали свой стратегический план развития Арктического региона. Его концептуальная основа была разработана Комиссией по арктическим исследованиям, занимающаяся разработкой вопросов геополитики. В поддержку деятельности комиссии была учреждена межведомственная «Группа анализа и оценки обстановки в Арктике». В ее состав включены представители ВМС, береговой охраны, а также службы управления минеральными ресурсами, которые отвечает за запасы нефти, природного газа и других минералов на внешнем континентальном шельфе Америки.
Указанные группа и комиссия рассматривают курс приполярных стран на юридическое закрепление за собой территорий арктического шельфа как угрозу национальным интересам США и считают необходимым для сдерживания «территориальной экспансии» конкурентов в регионе интенсифицировать политику Соединенных Штатов в Арктике, в том числе путем включения в соответствующие международные институты и присоединения к международным договорам. Для решения этой задачи комиссией был разработан перечень территориальных претензий США на арктический шельф.
Базируясь на этой основе, Вашингтон не принимает ни один из вариантов уточнения секторального деления границ арктического шельфа, которые предлагаются приполярными государствами, оставаясь страной, не ратифицировавшей Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. При этом ключевым направлением политики Белого дома в Арктике является участие США в освоении континентального шельфа арктической зоны. Вашингтон стремится дополнительно получить территорию, простирающуюся на 600 морских миль (965 км) от Аляски к Северному полюсу. Присоединение шельфовых территорий Арктики увеличит общую площадь территории страны сразу на 4,1 млн км2. В результате США по совокупной площади обойдут Россию, Китай и Канаду, станут самым крупным государством в мире. Кроме того, они смогут осваивать природные ресурсы общей стоимостью 1,3 трлн долл., включая ресурсы нефти на 650 млрд долл. только на шельфе Аляски [13].
Особое внимание уделяют США формированию негативного отношения американского и меж-
дународного сообщества к приполярным государствам как к своим непосредственным конкурентам в регионе. Вашингтон проводит целенаправленную кампанию по дискредитации их действий в Арктике. Задействуются и рычаги влияния внутри этих стран: американские и транснациональные нефтяные и газовые компании, претендующие на работу в северных широтах, международные экологические организации и другие структуры.
Также у Вашингтона свой подход к определению статуса арктических проливов, который отличается от точек зрения Оттавы и Москвы.
Конкретные претензии в этом смысле предъявляются к Оттаве по задействованию СевероЗападного прохода (СЗП) близ берегов Аляски, который Канада еще вначале 1970-х гг. объявила частью своих внутренних вод. А США претендует на прибрежную полосу в 200 миль в СЗП, ссылаясь на неподписанную ей (!) Конвенцию ООН по морскому праву и оспаривает право Канады пользоваться проходом как своими внутренними водами.
Американские эксперты выдвигают тезис о необходимости максимальной «интернационализации» прохода. Очевидно, что США стремятся взять под контроль этот путь из Атлантического в Тихий океан через море Бофорта и море Баффина вдоль побережья Аляски, Канады и Гренландии, открывающийся по мере глобального потепления. Ибо в перспективе этот путь может сократить торговые пути на Восток на несколько тысяч километров. Аналогичный мотив - необходимость максимальной «интернационализации» - используется и в отношении к российскому Северному морскому пути (СМП).
К приоритетным областям, в которых действия зарубежных государств в Арктике оказываются под пристальным вниманием Белого дома, относится и экология. Американские СМИ развернули настоящую информационную войну и периодически вбрасывают в глобальное информационное пространство различные сценарии нарушений приполярными странами стандартов использования окружающей среды. Пока это носит характер скрытой кампании, однако нельзя не отметить, что фоном к сюжетам о деятельности России в Арктике становятся именно ее разнообразные экологические проблемы.
Преобладание негативных тезисов в сюжетах не только о «российской» и «канадской», но о «датской» Арктике, большое количество озвучиваемых на различных площадках претензий к ним позволя-
ют предположить, что арктическая тема становится предметом жесткого экономического и политического торга США с Канадой, Данией и Россией.
Очевидно, что курс Москвы на юридическое закрепление за Россией территорий арктического шельфа рассматривается как угроза национальным интересам США. В этой связи одной из задач американской стратегии становится получение Вашингтоном как минимум высокой степени влияния на экономическую, экологическую и военную деятельность России в регионе. И нефтяные компании США, допущенные к проектам на территории российской Арктики, становятся подлинными проводниками этой линии. А для торможения проектов, непосредственно не связанных с американскими промышленными кругами, задействуются международные и российские экологические организации, создающие общественный резонанс вокруг мнимого вреда, наносимого Россией окружающей среде. Наиболее яркое свидетельство тому - акция Гринпис в Баренцевом море (сентябрь 2013 г.), направленная против деятельности российской нефтедобывающей платформы Прилазломная.
Другой задачей США становится установление контроля над российским Северным флотом. В Баренцевом море с разведывательной целью совершаются полеты ВВС, походы боевых кораблей и подводных лодок ВМС США. К выполнению задач разведки привлекаются и научно-исследовательские суда. Присутствие американских экспертов отмечается и в горле Белого моря - там, где Россия проводит испытания атомных подводных лодок. Самому пристальному изучению подвергается деятельность РФ на полигоне на Новой земле.
Для нагнетания страстей по теме ядерной безопасности в этом районе активно используются СМИ, причем наиболее авторитетные и влиятельные в мире. В публикациях крайне сомнительного содержания в СМИ и заявлениях американских политиков массовой аудитории насаждается представление о том, что российская Арктика - это едва ли не полностью милитаризированный регион, где вся деятельность подчинена исключительно военным целям. При отсутствии реальных доказательств противоправных действий России при испытаниях оружия в СМИ тиражируются обвинения неопределенного характера, позволяющие удерживать нужную для США тему «на плаву».
Если военные аспекты российского освоения Арктики в США зачастую искусственно преувели-
чиваются, то масштабы социально-экономической деятельности, наоборот, умело принижаются. Американские СМИ постоянно подчеркивают экономические и социальные проблемы в арктической зоне РФ. Формируется мнение, что только расширение иностранного экономического, гуманитарного, а в перспективе и политического присутствия в российской Арктике может спасти регион от полной деградации.
По сути, таким образом готовится почва для «гуманитарной интервенции» в будущем (такое информационное воздействие хорошо зарекомендовало себя на Балканах, когда США в рамках «гуманитарной интервенции» способствовали отделению Косово от Сербии, а также в дальнейшем -при смене режимов в Ираке, Ливии и Египте). В ее преддверии возможна активизация американских или других контролируемых США гуманитарных организаций, якобы сориентированных на помощь в сохранении традиционного образа жизни коренных народов, реализацию экологических и образовательных программ.
Одновременно Вашингтон наращивает свои военные возможности в Арктике, где во всех смыслах «оголенной» в 1990-х гг. в военном отношении российской Чукотке противостоит постоянно расширяющийся американский аляскинский бастион [8]. На территории этого штата расположены морская, армейская и военно-воздушные базы, а также еще 54 других военных объекта. Принято решение о строительстве двух новых передовых баз береговой охраны в Барроу и в Номе.
Аляска также выполняет роль первого наземного «щита» Америки (база в Форт-Грили) в развертываемой глобальной системе ПРО. Наземный щит дополняет система ПРО передового морского базирования, первые элементы которой заработали на боевых кораблях уже в 2011 г. При этом зенитные управляемые ракеты (ЗУР) «Стандарт^МЗ» могут запускаться с крейсеров (типа «Тикондерога») и с эсминцев (типа «Орли Берк»).
В условиях таяния арктических льдов Пентагон может постоянно держать в высоких широтах (на траекториях полета межконтинентальных баллистических ракет из России в США) оперативную группу в составе 3-4 крейсеров и 4-6 эсминцев (каждый крейсер может нести до 122 ЗУР, эсминец -до 90 ЗУР). Их суммарное вооружение (не менее 1 000 ЗУР «Стандарт^МЗ») способно эффективно сбивать как МБР, так и их боевые части, что доста-
точно для того, чтобы гарантировать безопасность США от возможных атак с Севера.
Американские ВВС и подлодки, выполняющие боевое патрулирование в зоне Северного Ледовитого океана, также обладают высокоточным оружием, которым, в случае развязывания военного конфликта, смогут уничтожать российские МБР, подводные лодки и бомбардировщики. Освободившаяся ото льда Арктика может сильно помочь Пентагону в этом. Американские ВВС и многоцелевые подлодки получат возможность наносить удары крылатыми ракетами из акватории Северного Ледовитого океана по всей территории России при почти полном отсутствии систем ПВО РФ в этом районе.
К этому следует добавить, что пространственная организация «Национальная противоракетная оборона» (НПРО) показывает, что стратегическое направление военной политики США на Север, в сторону России, полностью сохраняется. Дела не меняет даже тот факт, что на сегодняшний день основные военные усилия США сосредоточиваются в АТР, а также нацелены на Сирию, Северную Корею и Иран. Вместе с тем НПРО США не меняет свою северную ориентацию.
В целом арктическая стратегия США соответствует сложившейся практике американских действий в ключевых регионах мира. Обеспечивая свои экономические интересы, Вашингтон сначала проводит информационные кампании определенного содержания. Одновременно в регионе расширяется военное присутствие США, на базе которого формируется механизм силового реагирования на возникающие кризисы. Аналогично будет развиваться и арктическая стратегия Вашингтона в отношении конкурентов, целями которой является расширение экономического и военного присутствия США в районах Арктики, интернационализация СМП и СЗП и, в конечном итоге, постепенное вытеснение России и других конкурентов из региона.
Отметим, что от США в военной области нисколько не отстает и Канада. В 2009 г. она обнародовала правительственный доклад о своей северной стратегии. В нем говорится о создании армейского тренировочного центра (в районе Резолют Бей), расположенного в 595 км от Северного полюса, увеличении численности подразделений арктических рейнджеров, формирующихся из представителей коренных народов и индейцев-инуитов (в 2012 г. их численность в войсках была доведена до 5 тыс. чел.). На острове Баффинова Земля планируется
сооружение глубоководного порта, который будет построен возле стратегически важного СЗП. Объявлено и о строительстве ледокола «Дж. Дифенбейкер» для Береговой охраны. Оттава также обнародовала планы о постройке 8 арктических патрульных кораблей помимо уже имеющихся в Береговой охране 17 ледоколов. Параллельно принимаются поправки к закону «О предотвращении загрязнения арктических вод», согласно которым юрисдикция Канады распространится еще на 100 миль морской акватории архипелага для освоения его ресурсов.
Правительство Дании одобрило план создания до 2014 г. объединенного Арктического военного командования, развертывание военной базы на севере Гренландии, а также формирование Арктической группировки сил реагирования. По заявлениям датской стороны, возрастающая международная активность в Арктике изменит геостратегическое значение региона и, таким образом, поставит новые задачи перед вооруженными силами страны.
Норвегия также все активнее включается в орбиту военных приготовлений на Севере. Военные проблемы стали значительно чаще обсуждаться в печати, в научных кругах, в структурах власти страны. В акватории Баренцева моря круглосуточно патрулируют подлодки Норвегии. Действуют 4 радиолокационных центра, крупнейшие из которых -в Варде и Киркенесе - способны фиксировать происходящее в радиусе 2 тыс. км, что позволяет держать под контролем весь Кольский полуостров и деятельность кораблей российского ВМФ.
Все вышеперечисленные страны входят в НАТО, которая никогда и не скрывала своих интересов в Арктике, прежде всего - военных. Ныне на Северо-Западном европейском театре военных действий в зоне ОВС альянса находится акватория западной части Баренцева моря и архипелаг Шпицберген, а в зоне на Атлантике - атлантический сектор Арктики.
Планируемое дальнейшее расширение ответственности НАТО в направлении Северного полюса означает фактический отказ от границ операционных зон ОВС альянса, установленных документами в 1949-1953 гг. По мнению экспертов НАТО, международное соперничество вокруг Арктики в ближайшем будущем обострится, причем не только из-за секторов и энергоресурсов, но также из-за биоресурсов и пресной воды, судоходных и воздушных путей. В совокупности это является глобальным вызовом безопасности Евроатланти-
ческого сообщества. Поэтому в документе, посвященном путям реформирования НАТО, говорится о высокой вероятности возникновения конфликтов в Арктике в результате потепления.
Готовясь к возможным конфликтам, альянс непрерывно укрепляется в рамках межгосударственной интеграции: США строят океанский флот, Великобритания, Бельгия, Нидерланды - противолодочные корабли, остальные специализируются на кораблях для закрытых ТВД. О растущей мощи ОВМС НАТО можно судить и по размаху маневров в Северном и Баренцевом морях. Только в середине 1990-х гг. было проведено 13 учений, из них 9 крупномасштабных, в каждом из которых участвовало свыше 50 кораблей, 150 самолетов и вертолетов. Страны - члены НАТО также ведут постоянную работу по совершенствованию способности своих сухопутных подразделений действовать в северных широтах.
Стратегия Китая по освоению Арктического региона
Среди тех государств, которые по своему географическому положению не относятся к при-арктическим государствам, наиболее активно в Арктике ведет себя Китай. Строго говоря, далеко идущие интересы КНР в Арктике тайной ни для кого не являются. Не случайно такое авторитетное в мире учреждение, как Стокгольмский Институт исследования проблем мира опубликовал целевое исследование «Китай готовится к Арктике, свободной ото льда» [15].
Тем не менее в северных широтах Пекину приходится действовать крайне осторожно, поскольку мало кто заинтересован в том, чтобы одно из крупнейших государств мира получило доступ еще и к арктическим ресурсам. А для Китая принципиально важно показать, что он является великой державой и поэтому должен доказывать свой статус на деле, в том числе и в Арктике. В мае 2013 г. на УШ-й сессии Арктического совета (АС)2 в шведском
2 Арктический совет (АС) был основан 19 сентября 1996 г. Заявленной целью Арктического совета является сотрудничество и взаимодействие в области устойчивого развития региона и охраны окружающей среды. Организация состоит из 8 приар-ктических государств: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США. Специальный статус постоянных участников, дающий право принимать решения вместе с правительствами стран - участников Арктического Совета, имеют 6 организаций коренных народов Арктики. По состоянию на сентябрь 2013 г к странам - наблюдателям АС относятся
городе Кируна Китайская Народная Республика получила статус наблюдателя этой организации. Повышенный интерес руководства КНР к Арктике и стремление Пекина участвовать в деятельности АС объясняется стратегической важностью этого региона, которая по мере глобального потепления постоянно растет.
Пекин уже давно стремится стать постоянным участником экономической деятельности в Заполярье. Так, в 1980-е гг. китайский инвестор пытался купить за 100 млн долл. участок в 300 км2 (почти 25 % площади Гонконга) на северо-востоке Исландии под предлогом создания экологического парка. Имея такую территорию за Полярным кругом, Китай получил бы основание не ограничиваться статусом наблюдателя в Арктическом совете, а добиваться постоянного членства в АС. Однако в то время, несмотря на заманчивое предложение, власти Исландии на такой шаг не пошли. Примечательно и то, что рупор КПК - газета «Жэньминь жибао» -еще до открытия VIII сессии АС опубликовала сообщение, что якобы Россия, Канада, Норвегия и несколько других государств Арктического совета уже поддержали заявку Китая на право стать постоянным наблюдателем при АС с определенными дальнейшими перспективами в этой международной организации, что не соответствовало действительности.
Современная стратегия Пекина по освоению Арктики включает несколько направлений.
Во-первых, проведение широкомасштабных научных исследований Арктики. До 2015 г. Пекин планирует отправить на Северный полюс две научные экспедиции (китайские ученые уже побывали здесь в 1999, 2003, 2008 и 2010 гг.). С начала 1980-х гг. в норвежской зоне архипелага Шпицберген в Баренцевом море работает китайская научная станция «Хуанхэ» 3. Основными направлениями китайских
10 государств: Великобритания, Германия, Испания, Италия, КНР, Республика Корея, Нидерланды, Польша, Франция, Япония, Индия и Сингапур. К международным организациям -наблюдателям относятся 7 структур: Всемирный союз охраны природы, Конференция парламентариев Арктических стран, Международный комитет Красного Креста, Программа ООН по окружающей среде, Программа развития ООН, Северный совет, Северный форум и 3 неправительственные организации -наблюдатели: Арктическая программа Всемирного фонда дикой природы, Всемирная ассоциация пастухов северного оленя и Университет Арктики. В 2013 г пост председателя АС приняла Канада, в 2015 г ее должны сменить США.
3 Здесь КНР демонстрировал свою новейшую технику, включая оборудование для особых глубоководных роботов.
исследований служат изучение льдообразования, полярная океанография, исследования биоресурсов, изучение метеорологии, изменение окружающей среды на Северном полюсе и др. Эти исследования проводятся в целях учета глобальных изменений климата в интересах развития экономики КНР.
О серьезности намерений Китая в регионе говорит тот факт, что за проведение научных программ в Арктике отвечает специальное управление по Арктике и Антарктике (Chinese Arctic and Antarctic Administration), организационно подчиняющееся Государственному океанологическому управлению, а китайский полярный Научно-исследовательский центр заметно увеличил штат своих сотрудников (до 230 чел.).
Во-вторых, активное использование Северного морского пути. Интерес Китая к Севморпути понятен: это кратчайший водный маршрут между Европой и Дальним Востоком. Он почти на 4,5 тыс. км короче, чем путь через Суэцкий канал. Изменившиеся климатические условия позволяют проводить по нему суда с июля по конец ноября. Маршрут этот не только короче, но и безопаснее: здесь нет пиратов, которые подстерегают торговые суда у берегов Сомали, которые до недавнего времени хозяйничали в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, а также в Малаккском проливе. Поэтому плавание вдоль северных берегов России привлекает зарубежные транспортные фирмы все сильнее и сильнее. Если в 2010 г. по СМП прошли всего 4 судна, то в 2011 г. их было уже 34, а в 2012 г. - 46. В 2013 г. российские власти выдали разрешения на совершение 400 рейсов по СМП.
Разрешение на транзит по СМП имеет важное значение для Китая, ибо летняя проводка судов по канадским и российским путям в Северном Ледовитом океане становится все более рентабельной. В 2013 г. по Северному морскому пути из порта Тайцан до голландского Роттердама прошел китайский сухогруз Yong Sheng на две недели быстрее, чем продолжалось бы плавание по обычному маршруту через Индийский океан и Суэцкий канал. Разрешение на проход также получили китайские суда Da Cai Yun, Hong Xing. Есть разрешение на плавание по СМП судна Nordic Bothnia, ходящего под флагом Гонконга.
К 2008 г. китайцы провели восемь подледных и подводных исследований, в которых задействовали автоматического подводного робота «Арктика-ROV», оснащенного видеокамерой и гидролокатором и способного работать на глубине до 50 м.
По оценке китайских экспертов, только на одном «северном» рейсе простого контейнеровоза или сухогруза можно сэкономить до полумиллиона долларов. Согласно ряду прогнозов китайских ученых, к 2030 г. весь Северный Ледовитый океан может очиститься от ледяного покрова. А это открывает горизонты для новых, более коротких и безопасных, а главное - дешевых маршрутов судоходства. Для Пекина этот вопрос крайне важен, с учетом того что экономика этой крупнейшей страны-экспортера на 46 % зависит от международного судоходства. Освобожденная ото льда Арктика способна не только увеличить китайский грузопоток по морю, но и коренным образом изменить всю мировую торговлю.
В связи с этим обстоятельством нельзя исключать, что в будущем (по мере усиления КНР и продолжающейся стагнации экономики России) Пекин может потребовать предоставления Северному морскому пути статуса нейтральных вод. Неслучайно представитель Даляньского морского университета Ли Чжэнфу считает, что тот, кто получит контроль над арктическим маршрутом, будет контролировать новый путь мировой экономики. А профессор Го Пэйцин из Китайского университета океана называет споры арктических держав за шельф «вызовом» международному праву, в том числе и со стороны России.
Перспективу освоения Арктики в интересах своей страны китайские лидеры видят в развитии собственного ледокольного флота. Для этого Пекин собирается интенсифицировать работу по строительству мощных ледоколов, став самым крупным производителем морской техники, предназначенной для освоения северных широт. В высоких широтах уже ходит китайский ледокол «Сюелун» («Снежный дракон»), который КНР приобрела у Украины. В 2014 г. к нему присоединится более мощный ледокол водоизмещением 8 тыс. т, который сможет преодолевать льды толщиной более полутора метров. В Шанхае перестраивается порт приписки ледокольного флота, возводятся корпуса для центра обработки данных, хранилища полярного льда и др. Также в Китае принята программа создания других специальных ледоколов, которые, по мнению китайцев, будут сверхмощными.
В-третьих, Китай также начал освоение арктических богатств на практике. В частности, китайская корпорация по добыче шельфовой нефти CNOOC в партнерстве с исландской группой Еукоп
Energy приняла участие в тендере на получение лицензии на разведку и добычу углеводородов у северного побережья Исландии.
Китайская корпорация CNPC приобрела 20 %-ную долю в проекте «Ямал СПГ». Этот проект предусматривает строительство завода, на котором природный газ Южно-Тамбейского месторождения будет сжижаться и закачиваться в крупнотоннажные СПГ-танкеры. Мощность завода - примерно 16,5 млн т сжиженного газа в год. Параллельно здесь будет создаваться морской порт, а в районе поселка Сабетта на Обской губе будет построен аэропорт. Капитальные затраты на реализацию проекта составят более 20 млрд долл. Он финансируется консорциумом, в который в том числе вошли Банковская корпорация развития Китая, Промышленный и коммерческий банк Китая, Банк Китая и Китайский строительный банк.
Таким образом, не обладая значительными запасами полезных ископаемых, Китай стремится обеспечить себе доступ к их разработке в Арктике с помощью своей значительной финансовой базы. В связи с этим небезынтересен комментарий российского эксперта А. Инджиева, которой так объясняет поведение Китая: «Они не хотят быть отрезанными от доступа к Арктике, активно продвигая мысль о том, что у России, контролирующей существенную часть региональных ресурсов, нет ни технологий, ни капитала для добычи этих богатств. Поэтому и грезят о создании совместных предприятий для добычи в российских водах с привлечением китайского капитала и западных технологий. На самом же деле Поднебесная, конечно же, печется только о своих интересах» [3].
Китайские амбиции в Арктике стимулирует и то, что формально с международно-правовой точки зрения Арктика является «ничьей», чем и пользуется Китай, стремящейся доказать, что ни у кого нет исключительных прав на освоение этого региона. Как заявил еще в 2010 г. китайский контр-адмирал Инь Чжо, «Арктика принадлежит всему миру, так что ни у одного народа нет над ней единоличной власти. При этом Китай как страна, где проживает пятая часть населения всего Земного шара, должен непременно принять участие в арктическом освоении».
В реализации своей стратегии в Арктике Китай предпочитает блокироваться со странами АС, чьи позиции не так сильны перед лицом таких крупных держав региона, как США, Россия и Канада.
Так, несмотря на свои противоречия с Норвегией4, он заключил с ней договоры по освоению Арктической зоны. Если же говорить о стратегическом партнере КНР, то государство, которое выражает однозначную поддержку Китаю в плане освоения Арктики - это Исландия. Причина заключается в том, что с начала экономического кризиса Исландия стала существенным образом зависеть от китайских инвестиций. КНР выдает этой стране кредиты под щадящие проценты. Между Рейкьявиком и Пекином даже действует договор о свободной торговле.
Еще одной сторонницей присутствия Китая в Арктике является Дания. Одно из оснований является не только стремление Копенгагена получить поддержку Пекина в спорных вопросах с другими странами, но и желание также получить китайские инвестиции при разработке природных ресурсов Гренландии, в частности, месторождений нефти и газа на шельфе. А для Китая эта автономная провинция Дании является идеальным местом для закрепления своего присутствия в регионе, который богат не только энергетическими ресурсами, но и 10 % мировых запасов пресной воды. Гренландия - оптимальная географическая точка входа для китайских предприятий, интересующихся арктическими ресурсами, потому что у правительства острова нет возможностей для самостоятельной добычи полезных ископаемых. Вполне вероятно, что по причине малонаселенности острова китайские фирмы будут завозить туда из КНР большое количество рабочих для строительства электростанций, предприятий по обогащению руды и прочих объектов гренландской инфраструктуры, в которую Китай инвестирует средства.
Таким образом, стратегия Китая в северных широтах не на словах, а на деле доказывает то, что он все увереннее становится глобальной державой, способной бросить решительный вызов остальным странам мира, не исключая США и Россию. Борьба за ресурсы Арктики становится все более интенсивной, причем Китай будет играть в ней все более значимую роль. Помогать сверхдержаве вынуждены представители слабеющей Европы, стремящиеся хоть как-то удержаться на плаву и подыскивающие новых, пусть и несколько неожиданных союзников.
4 В 2013 г. несколько норвежских газет призвали руководство своей страны не голосовать за получение Китаем статуса постоянного наблюдателя при АС, увязав это с тем, что Китай «плохо отреагировал на вручение Нобелевской премии мира Лю Сяобао» - участнику событий 1989 г. на площади Тяньа-ньмэнь.
В связи с активностью Китая в Арктике для Российской Федерации складывается двоякая ситуация. С одной стороны, Китай для России - стратегический партнер, с которым по многим геополитическим вопросам просматриваются схожие позиции. Но с другой стороны, для России это означает появление в арктических широтах еще одного мощного конкурента, претендующего на освоение арктических богатств. КНР в качестве страны - наблюдателя АС уже получила юридические предпосылки для того, чтобы осуществить доступ к ресурсной базе богатейшего региона. И рассчитывать на то, что Китай остановится только на позиции наблюдателя в АС, просто наивно.
Национальные интересы и стратегия России в Арктике
В связи с ростом значимости Арктического региона в России в 2008 г. была принята стратегия его освоения [7]. Она определяет основные принципы государственной политики в Арктике до 2020 г. и призвана оптимизировать систему контроля за обстановкой в этом регионе, где Россия намерена сотрудничать с другими приарктическими державами в его освоении.
В этом документе в качестве национальных интересов названы:
1) использование Арктической зоны РФ в качестве стратегической ресурсной базы государства, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны;
2) сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества;
3) сбережение уникальных экологических систем региона;
4) использование Северного морского пути в качестве единой национальной транспортной коммуникации РФ.
Эти интересы определяют главные цели, а также стратегические приоритеты государственной политики России в Арктике, которые конкретизируются по ряду направлений, в том числе:
• в области социально-экономического развития -расширение ресурсной базы Арктической зоны РФ, способной в значительной степени обеспечить потребности России в углеводородных ресурсах и других видах стратегического сырья;
• в сфере военной безопасности - обеспечение благоприятного режима в Арктической зоне для России, включая поддержание необходимого
боевого потенциала группировок войск (сил) Вооруженных сил РФ;
• в области экологической безопасности - сохранение и защита природной среды Арктики, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата;
• в сфере международного сотрудничества -обеспечение режима взаимовыгодного двустороннего и многостороннего сотрудничества России с другими государствами на основе международных договоров и соглашений, участницей которых она является.
Эти цели достигаются решением следующих задач.
В области социально-экономического развития - осуществлением геолого-геофизических, гидрографических и картографических работ по подготовке материалов для обоснования внешней границы Арктической зоны РФ; разработкой и внедрением новых видов техники для освоения морских месторождений полезных ископаемых и водных биологических ресурсов в арктических условиях; реструктуризацией объемов грузоперевозок по Северному морскому пути и оптимизацией «северного завоза» за счет использования возобновляемых и альтернативных источников энергии, реконструкции и модернизации выработавших ресурс энергетических установок, внедрения энергосберегающих материалов и технологий.
В сфере военной безопасности - созданием группировки войск (сил) общего назначения Вооруженных сил РФ, других войск и органов в Арктической зоне России, способных обеспечить военную безопасность государства в регионе; оптимизацией системы комплексного контроля обстановки в Арктике, включая контроль в пунктах пропуска через госграницу и на трассе Северного морского пути; созданием активно функционирующей системы береговой охраны в Арктической зоне России.
В области экологической безопасности - обеспечением сохранения биологического разнообразия арктической флоры и фауны путем расширения сети охраняемых природных территорий и акваторий в условиях расширения экономической деятельности и глобальных изменений климата; плановой утилизации судов с ядерными энергетическими установками, отслуживших установленные сроки эксплуатации.
Решение этих задач реализуется поэтапно. Так, на нынешнем, втором этапе реализации стратегии (2011-2015 гг.) планируются следующие мероприятия: международно-правовое оформление внешней границы Арктической зоны России (Москва должна была представить такую заявку в ООН еще в 2010 г., однако этот срок был перенесен на 2013 г.) и решение задач ее структурной оптимизации.
А в последующем, на третьем этапе (20162020 гг.) должно быть реализовано превращение Арктической зоны России в ведущую стратегическую ресурсную базу государства. Ряд задач уже выполнены или находятся в процессе реализации. Так, на Ямале растет добыча газа, в сфере военной безопасности России в Арктической зоне воссоздается группировка войск в Арктике. Еще одним нововведением является создание системы Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. В связи с активизацией мореплавания по СМП было принято решение о реанимации военной базы на Новосибирских островах.
С этим решением была связана ледокольная проводка 10 боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота летом 2013 г. Отряд во главе с тяжелым ракетным крейсером «Петр Великий» вышел из Североморска и совершил переход по Баренцеву и Карскому морям, преодолев более 1,5 тыс. морских миль, причем 400 миль - по районам со сложной ледовой обстановкой. Отряд сопровождали 4 атомных ледокола («Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы» и «Таймыр»).
Однако это только первые шаги в воссоздании необходимого боевого потенциала группировок войск (сил) Вооруженных сил РФ в северных широтах. Остальные же задачи стратегии, увы, пока остаются «декларативными намерениями на бумаге». Особенно это касается разработки и внедрения новых видов техники для освоения морских месторождений полезных ископаемых и водных биологических ресурсов в арктических условиях, получения иностранных инвестиций для освоения северных территорий страны.
Тенденции развития обстановки в регионе и вызовы национальным интересам России
Точно просчитать, как будет меняться будущая роль ведущих игроков в Арктике, чрезвычайно сложно из-за необходимости учитывать множество
независимых переменных. И то, что Россия сможет позволить себе в Арктике в будущем, во многом будет зависеть от эффективности мер, направленных на выход из стагнации страны, взлетов и падений других держав и их коалиций, от изменения их веса по отношению к России, о чем говорил Президент России В. В. Путин на совещании Правительства РФ в октябре 2013 г.
В целом центр глобальной динамики и далее будет перемещаться из Европы и Атлантического региона в страны Азии и Тихоокеанского бассейна, где продолжится динамичное развитие Китая и Индии. Глобализация будет и далее определять международную обстановку и значение Арктического региона для развитых государств мирового сообщества, будет неуклонно возрастать в связи с открывающимися возможностями региона.
Очевидно, что арктические исследования и военные приготовления западных стран будут идти только по нарастающей, поскольку научные, экономические и технические возможности у них уже есть, а в дальнейшем из год от года они будут только увеличиваться. В перспективе возможностями, которые открываются для Китая в Арктике в связи с глобальным потеплением, могут воспользоваться и военные ведомства НОАК.
Пока западные государства - члены АС будут прагматично преследовать свои национальные интересы в Арктике, между ними вряд ли возникнут существенные идеологические расхождения, способные обострить межнациональную конкуренцию. Очевидна и другая тенденция: эти страны во главе с США не только все больше будут сближаться в своих общих интересах против России, но и противодействовать закреплению Китая в Арктике, привлекая к этому другие государства.
В рамках информационных войн в западных СМИ будут периодически появляться публикации мнений «авторитетов» о необходимости приостановить наращивание деятельности Москвы и Пекина в Арктике, будет инициироваться широкое обсуждение данного вопроса. Подобные призывы, не учитывающие исторически сложившиеся реалии и устремления России сотрудничать с другими державами в освоении Арктики, будут иметь цель лишить Россию каких-либо возможностей для отстаивания ее национальных интересов на самом обширном участке прилегающих акваторий и шельфов.
Независимо от того, какое решение будет принято комиссией ООН по уточнению границ
принадлежности арктического шельфа для приар-ктических государств, споры и конкуренция межу ними будут нарастать. Усилится милитаризация региона, роль военной силы в Арктике будет играть все более существенную роль. Увы, ВМС США будут по-прежнему являться главным «козырным» аргументом Вашингтона в решении основных проблем Арктики.
Россия будет окружена антироссийски настроенными странами и их союзами, причем союзами гораздо более динамичными, нежели она сама - в экономическом, военном и политическом отношении. И по мере глобального потепления они усилят мощное давление на Москву в интересах интернационализации использования Севморпути в качестве транспортной коммуникации мирового сообщества. К такому давлению может успешно присоединиться и Пекин. Интернационализация этого вопроса будет одним из способов Китая получить более весомые козыри в споре за арктические богатства.
В настоящее время в Арктике наблюдается относительная стабильность. Но нельзя полностью исключить того варианта, что если в будущем начнется «силовой передел» этого региона, то в Северных широтах возможна реализация сценария межгосударственного вооруженного конфликта.
Администрация США уже предупредила мировое сообщество о возможности такого конфликта вокруг природных ресурсов и «земель» Арктики. Об этом говорится в американской Стратегии сотрудничества по военно-морским силам XXI века. Будущую ситуацию в Арктике ее авторы включили в список «вызовов новой эры», к которым необходимо быть готовым. Для этого США планируют использовать свои ВМС как для прямой демонстрации военной мощи, так и для опосредованного давления на государства, политика которых в Арктике не устраивает Вашингтон. В частности, в документе подтверждается, что «мощь крупнейшей в мире армады, насчитывающей 279 надводных и подводных кораблей, будет концентрироваться там, где высока напряженность, или где США захотят продемонстрировать союзникам приверженность идеям безопасности региона».
В Арктике существуют и другие вызовы региональной стабильности, которые затрагивают национальные интересы России.
Первый из них - это проблема разграничения полярных владений. России предстоит вести борьбу в ООН с США, Канадой, Норвегией и Данией,
отстаивая свое право на богатства в условном треугольнике «Архангельск - Северный полюс - Чукотка». В этом треугольнике оппоненты России будут проводить единую и скоординированную политику недопущения РФ к богатствам шельфа. Для чего ими уже выдвигаются идеи, что к Арктике надо подходить как «к общему наследию человечества», имея в виду открытие этого региона для международных нефтегазодобывающих компаний. Многое в этих планах не совпадает с экономическими, геополитическими и оборонными интересами России и представляет системную угрозу ее национальной безопасности.
Другой вызов региональной стабильности - существующие противоречия между приарктичес-кими государствами. В позициях каждого из них по вопросам деятельности в своих секторах существуют противоречия с другими странами региона. Так, Канада не желает, чтобы СЗП приобрел статус международного. При этом необходимо отметить двойственность политики Оттавы по этому вопросу: СЗП - «свой», никому не отдадим, в то время как путь вдоль берегов России должен быть «общим», за его интернационализацию Канада выступает активно. Словом, повод для грустной улыбки: все, что твое - то наше, а что наше - не твое...
Дания не может договориться с Канадой относительно границ юрисдикции на разделяющих их владения акваториях. Есть у нее разногласия по ряду проблем использования Арктики с Норвегией и Россией.
Предметом длительного спора России с Норвегией являлся «серый сектор» континентального шельфа в Баренцевом море площадью 170-180 тыс. км2 (больше, чем территория всей Прибалтики), где есть богатые нефтегазовые месторождения. Причем норвежцы чувствуют себя на спорных территориях настоящими хозяевами. Нефтедобычу они пока там не ведут, но российские рыболовные суда выпроваживают оттуда крайне решительно.
Этим обусловливается следующий вызов стабильности - постоянный рост милитаризации региона. Пять лет тому назад несколько комиссаров Евросоюза подготовили для стран - членов Евросоюза доклад, в котором предупредили об опасности возможных конфликтов в Арктике. Следуя в русле таких опасений, скандинавские страны объявили о создании собственного военного блока. В него вошли Дания, Исландия и Норвегия, являющиеся членами НАТО, а также придерживавшиеся до последнего времени политики неприсоединения к военно-поли-
тическим альянсам Финляндия и Швеция. При этом они объявили, что их объединение преследует цели «обеспечения безопасности в Арктическом регионе» [9]. Если для Дании и Норвегии, обладающих секторами в Арктике, так и для Исландии, примыкающей к ним, но не имеющей собственных вооруженных сил, подобные действия в целом оправданны, то не совсем ясен интерес к «Скандинавскому блоку» Швеции и Финляндии, которые не располагают прямым выходом в Арктику. Вероятно, можно классифицировать намерение Стокгольма и Хельсинки включиться в пересмотр существующего status quo в регионе как желание оказать давление на Москву, которая ужесточает свои позиции в вопросах продажи леса, за счет которого во многом функционирует скандинавская бумажная и деревообрабатывающая промышленность.
«Скандинавский блок» создает «военный кулак», который будет способен конкурировать и даже преобладать над силами общего назначения России в Арктике. Суммарные силы нового блока будут насчитывать около 600 боевых самолетов, 24 подводные лодки и свыше 30 боевых кораблей основных классов, а также до 220 более мелких кораблей и катеров. Арктическая направленность создаваемого блока, как и его преимущественно антироссийская направленность, очевидны. Ибо давно известно, что в основе всякого военного объединения лежит подготовка к проведению силовых акций, а значит, нужен и объект, консолидирующий необходимость такой подготовки (против кого дружим?). Если взглянуть на карту Севера, то кроме России и выбрать-то в качестве такого объекта там больше некого. И если США и НАТО давно проводят военные приготовления в Арктике, то сейчас к ним присоединяется и «скандинавский блок», что добавляет тревожные «ноты» в полемику относительно возможных направлений дальнейшего развития событий в Арктике.
Проблемы трансарктических перевозок. Следует отметить, что с точки зрения международных правовых основ маршрут СМП проходит по акваториям с различным правовым статусом. Это -внутренние воды России, территориальное море и прилежащие воды, а также районы, отнесенные к исключительной экономической зоне РФ, и открытое море [5]. Начиная с 1991 г. Москва открыла СМП для проводки иностранных судов, установив при этом некоторые ограничения, поскольку его маршрут в основном проходит по водам, находящимся под юрисдикцией России. По некоторым оценкам,
потенциальный объем транзита по СМП может достичь 8-12 млн т в год. Правда, это значение пока не дотягивает и до 0,05 % (!) того объема транзита, который сейчас осуществляется через проливную зону Юго-Восточной Азии, превысившего 2 млрд т в год. Как считают российские эксперты, в обозримом будущем плавание в арктических водах будет возможно по-прежнему только в течение нескольких теплых и светлых летних месяцев. Причем и тогда на некоторых и довольно протяженных участках пути, например, между островами Врангеля и Новая Земля (свыше 3 тыс. км) не представится возможным полностью отказаться от ледовой проводки.
Несомненно, что широко рекламируемая в СМИ оценка западными специалистами данного маршрута как весьма перспективного для коммерческого судоходства между Америкой, Европой и Азией имеет совсем иную цель. Это один из способов, с помощью которого транснациональные и крупные национальные компании развитых стран стремятся проникнуть в российское Заполярье с задачей закрепиться там и развернуть хозяйственную деятельность для установления в последующем своего контроля над добычей ресурсов (прежде всего энергетических) в этом регионе планеты [10].
Тем не менее Россия заинтересована в участии западных компаний в освоении ресурсов на своем шельфе и расширении транзита грузов по СМП как дополнительного источника валютных поступлений для развития инфраструктуры российского Арктического региона. Ведь Заполярье приносит 21 % в национальный ВВП, а его экспортная продукция составляет 17 % всего экспорта РФ [14]. Наряду с задачей привлечения иностранных инвестиций в модернизацию северных предприятий у Москвы есть потребность шире привлекать к вывозу этой продукции зарубежных перевозчиков. В этих целях РФ уже открыла значительное число своих северных портов для захода судов, несущих флаги других государств. Аналогичные мотивы определяют заинтересованность Москвы в развитии кроссполяр-ных воздушных маршрутов в Арктике, что нашло прямое отражение в документах, определяющих приоритеты российской политики в этом регионе.
На этом фоне деструктивными для российских интересов выглядит стремление «интернационализировать» СМП (или хотя бы некоторые его участки). Так, Евросоюз, подавляющее большинство членов которого имеют весьма отдаленное отношение к Арктическому региону, настаивает на непременном
расширении круга акторов, которые бы участвовали в решении проблем региона и эксплуатировали там месторождения полезных ископаемых, а также подводит юридическую базу под идею интернационализации СМП, игнорируя уже существующую нормативно-правовую основу.
Поэтому за предложениями типа создания международного транспортного консорциума для управления СМП видится желание третьих акторов оттеснить Россию от руководства этой важной артерией (в том числе от выработки эксплуатационной и тарифной политики, правил безопасности и контроля за их исполнением). Причем в случае поступления аналогичных по сути предложений Москвы (в отношении владений самих инициаторов этого предложения) указанные акторы вряд ли стали бы их даже рассматривать и обсуждать.
Экологические вызовы. Как уже отмечалось, природа в Арктике в высшей степени чувствительна к антропогенному воздействию и очень медленно восстанавливается после грубого вмешательства. Хозяйственная деятельность человека там особенно негативно влияет на окружающую среду, которая ранее считалась эталонно чистой. В нынешнее время зимой и весной в регион нередко попадают загрязненные воздушные массы из отдаленных районов Евразии. Так, в докладе Арктического совета сообщается, что в регион постоянно заносятся устойчивые к разложению вещества, которые обнаруживаются уже не только в почве, но и в организмах животных. При этом уровень их концентрации в большей части Арктической зоны можно объяснить только переносом из районов более низких широт.
Также в Арктической зоне РФ экспертами выделено 27 районов, получивших название «им-пактных», где процессы загрязнения уже привели к сильной трансформации естественного геохимического фона, загрязнению атмосферы, деградации растительного покрова и почвы, повышенной заболеваемости местного населения. Крайне остро стоит проблема утилизации промышленных отходов, в большом количестве накапливающихся вокруг предприятий. Так, российское объединение «Апатит» ежегодно складирует около 30 млн т отходов. За относительно короткий срок освоения Арктики пробурено десятки тысяч скважин и на половине из них случаются аварийные утечки [6].
Существует потенциальная опасность радиоактивного загрязнения Арктического региона. Ее причина - неудовлетворительное техническое
состояние объектов хранения радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива. Только на атомных подводных лодках Северного флота РФ, находящихся в отстое, и на береговых хранилищах Кольского полуострова сосредоточено около 250 активных зон реакторов [2].
Аналогичные примеры негативного воздействия на экологию Арктики можно привести и из деятельности других приарктических государств. Поэтому экологические проблемы Арктики нельзя рассматривать как сугубо национальные или региональные, поскольку они являются индикатором глобальных тенденций. К тому же следствия нарушения экологического равновесия рано или поздно выходят за границы отдельных стран. Реализовать такие важнейшие проекты, как обоснование «экологической емкости» территорий допустимых «антропогенных нагрузок», а также разработать нормативы природопользования для условий Арктики можно только усилиями всех приарктических государств.
Возможные шаги России по укреплению своих позиций в Арктике
Из анализа имеющихся фактов следует, что в свете стоящих перед страной задач по освоению Арктики основной целью России на ближайшее десятилетие должно стать укрепление статуса арктической державы по следующим направлениям.
Во-первых, в Арктическом совете целесообразно выступать ведущим субъектом в освоении и эксплуатации ресурсов Арктики, развивая диалог и партнерство в этой сфере с недавно принятыми в АС странами-наблюдателями. Прагматичная политика РФ в этой организации, основанная на уважении чужих национальных интересов, может свести к минимуму число потенциальных недругов и установить благоприятный международный климат, при котором Россия могла бы направить свою энергию на развитие арктических владений.
Во-вторых, необходимо стать ключевым субъектом глобальной энергетики и лидером в разработке новых технологий в нефтегазовой сфере в условиях Крайнего Севера. При этом продолжать оставаться ведущим поставщиком энергоносителей с севера России в страны Европы и в Китай, инициируя их инвестиции в российский Север.
В-третьих, важно стать основным партнером для всех государств, заинтересованных в освоении Арктики, используя для этого свои преимущества -
обладание самым мощным ледокольным флотом в мире и контроль за Северным морским путем. Это сильные козыри для России: на самом трудном участке маршрута корабли могут проходить этот путь только в сопровождении российских ледоколов.
В-четвертых, союзником России в освоении ресурсов Арктического региона может стать Китай. Для этого у обоих государств есть объективная заинтересованность. КНР стремится выйти из-под американского контроля поставок энергоресурсов в страну из нефтедобывающих государств арабского мира. Зависимость от экспорта энергоресурсов (и особенно нефти) является «ахиллесовой пятой» промышленности КНР, главного соперника США. Альтернативой этому является развитие энергопоставок из России, включая в перспективе и из Арктики. Россия может оказать КНР помощь в проведении исследований в Арктике и в развитии флота, предназначенного для плавания в северных широтах. В свою очередь Россия заинтересована в финансовых инвестициях из Китая в развитие инфраструктуры северных территорий. В связи с этим в МИД России целесообразно проработать вопрос о перспективе тандема в ООН Москвы и Пекина при решении спорных вопросов в Арктическом регионе.
В-пятых, необходимо быть готовым к усилению информационного противоборства по проблемам Арктического региона, играя на опережение оппонентов в этой сфере и не повторяя прошлых ошибок (например, по освещению событий на Кавказе в 2008 г.). Важной составляющей российского информационного противодействия интернационализации Северного морского пути должна стать непрерывная научно аргументированная разъяснительная кампания в зарубежных СМИ. Примером положительного эффекта таких акций может послужить статья В. В. Путина о Сирии, опубликованная в американских СМИ в сентябре 2013 г.
В-шестых, одновременно целесообразно продолжать развивать систему военной безопасности на севере страны, укрепляя группировку войск (сил) общего назначения и других формирований в Арктической зоне РФ, способных обеспечить защиту государственной границы и экономической зоны РФ, а также осуществлять эффективный контроль за Северным морским путем. Для этого целесообразно ускорить внедрение глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и системы контроля за военной обстановкой в регионе, которая включала бы радиотехнические, военно-морские,
авиационные и армейские силы и средства.
В-седьмых, ближайшими задачами на нынешнем этапе реализации Основ политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу могут стать:
- международно-правовое оформление границ в регионе в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и заявки России в ООН по расширению ее границ принадлежности арктического шельфа;
- организация транзитных полетов в Арктике и использование Северного морского пути на базе международного права и российского законодательства;
- развитие партнерства с Китаем в освоении Арктики, основанного на совпадении национальных интересов в противостоянии западной гегемонии в регионе во главе с США.
В заключение следует отметить, что во всем мире растет осознание того, что в обозримом будущем Арктика станет основной ресурсной базой человечества. Арктический регион в целом, СЗП и СМП как неотъемлемые части данного региона становятся в XXI в. центрами притяжения мировой экономики и торговли. В стратегиях западных держав одно из центральных мест занимает признание растущего значения региона не только для их экономики, но и для военных целей.
Динамизм происходящих в регионе процессов создает угрозу возникновения межгосударственных трений и противоречий, грозящих обернуться крупными столкновениями на международном уровне. Приарктические страны имеют территориальные и иные претензии друг к другу. Часть из них можно и нужно решить в ближайшие годы, решение же наиболее сложных, к сожалению, возможно лишь в весьма отдаленном будущем.
Китайская Народная Республика становится все более заметным участником деятельности в арктических широтах. Торговое плавание по Северному морскому пути, научные высокоширотные экспедиции, а также получение статуса наблюдателя в Арктическом совете дополняются активным участием в реализации проектов разработки полезных ископаемых на шельфе северных морей.
Стремительная эволюция международных отношений в Арктике обязывает высшее руководство России по-новому взглянуть на ситуацию в регионе и уточнить приоритеты национальной стратегии с учетом существующих реалий. Нельзя допустить,
чтобы северные широты стали очередной «горячей точкой» в сфере межгосударственных отношений. Над Арктикой должно быть чистое небо.
Список литературы
1. Арктика: перспективы развития // Информационно-аналитический бюллетень РИСИ. 2008. № 4. URL: www. riss. ru.
2. Загрязнение радионуклидами арктических морей России // Арктика сегодня. URL: http://www/ arctictoday. ru.
3. Инджиев А. Битва за Арктику. М., 2011.
4. Кашин В. Арктическая кладовая // Газета «Ведомости» от 25.07.2008.
5 .Материалы заседания Экспертного совета СФ РФ «Государственная политика Российской Федерации в Арктике: парламентское измерение» от 24 апреля 2009 г. URL: http://www. economicom. ru.
6. Моргунов Б. А. Методология учета экологического фактора в процессе выработки стратегии устойчивого развития Арктической зоны России. СПб, 2006.
7. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу: утверждены Президентом РФ 17 декабря 2008 г. № Пр-1969.
8. После Ирака Америка взялась за Арктику. URL: http://www.yoki.ru/social/08-12-2005/13294-arc-0.
9. Скандинавские страны создают «арктический кулак» // Правда. Ру. URL: http://news. mail. ru/politics/2364882.
10. Тезисы выступления академика Н. А. Симония на круглом столе в МИД России «Арктика в политических ориентирах» 19 мая 2009 г. URL: http://www. mid. ru/bdomp/sitemap. nsf/kartaflat.
11. Matthias Schepp, Gerald Traufetter. Russia builds bold Arctic plans // Business Week. 2010/05/24.
12. Steve Robinson & Ben DiPierto. Seafood International. URL: www. Fish online. ru.
13. Morozov Y. Arctic region: the Next «Hot Point» in Sphere of the International Relations or an Area for the Regional Cooperation? // Peace Review: a journal of social justice. № 5/2011. Volume 27. P. 25-41.
14. Svend Aage Cristensen. Are the northern sea routs really the shortens? URL: www. diis. dk/sac.
15. URL: http://www. publicsea. ru/arctic/pekin_ nameren_stroit_ledokoly_i_ispolzovat_severnyiy_ morskoiy_put_2010-2-4-31-30.htm.