УДК 910 (98)
Нюргун МАКСИМОВ
АРКТИКА В XXI ВЕКЕ: ИНТЕРЕСЫ РОССИИ И КИТАЯ ARCTIC ON XXI CENTURY: CHINA'S AND RUSSIAN INTERESTS
Материалы статьи были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Географические исследования Якутии: история, современность и перспективы», посвященной 100-летию со дня создания Якутского отдела Императорского Русского географического общества (21-22 августа 2013 г.).
В ХХ! столетии возрастает стратегическое значение Арктики и её ресурсов, что находит своё отражение в арктических стратегиях других стран мира. Китай присоединяется к числу государств, проявляющих интерес к Арктике как к источнику энергоресурсов и транспортному коридору, связывающему Азию с Европой. Несмотря на то, что Китай не относится к приарктическим странам, а, следовательно, не имеет прав на обладание природными ископаемыми океанского шельфа, официальный Пекин создает политические и правовые условия для будущей деятельности в Арктике. Пока же опасения КНР, судя по некоторым заявлениям китайских экспертов, связаны с расширением присутствия России в Арктике и ее исключительными правами на проход по Северному морскому пути.
21st century is faced with the increasing role of the Arctic and its resources which is obvious in the arctic strategies of other countries of the world. China is joining the states which show colossal interest in the Arctic as a source of energy resources and a transportation corridor connecting Asia and Europe. Although China is not the Arctic region and, therefore, has no rights for its resources, Beijing is now creating political and legal conditions for future activities in the Arctic. Meanwhile, some experts believe that China is being concerned about Russia's expanding role in the Arctic and its exclusive rights to the North Sea Route.
Особое геополитическое положение, огромный ресурсный потенциал и планетарное экологическое значение Арктики делают ее регионом особых стратеги-
ческих интересов ведущих стран мира в XXI веке. Открытие в Арктике богатейших запасов природных ресурсов и возможность появления там новых глобальных торговых маршрутов обусловили переоценку геополитического значения Арктики и привлекли к ней внимание многих влиятельных государств мира, а отсутствие признанной и нормативно оформленной демаркации морских пространств и шельфа лишь способствуют нарастанию геополитических и геоэкономических противоречий в Арктике. Согласно прогнозам ряда экспертов, в этом районе ориентировочно сосредоточена четверть мировых запасов углеводородов. А по уточненным оценкам американских геологов, в арктическом бассейне сосредоточено до 13 процентов неоткрытых запасов нефти и 30 процентов мировых запасов газа, а также крупные месторождения прочих видов энергоресурсов, цветных, благородных металлов и значительные биоресурсы [1].
Стремительное таяние арктического ледового панциря, долгое время сковывавшего практический интерес к этому региону, отныне становится приоритетным фактором. По данным Института океанологии Российской академии наук, в последние несколько лет площадь полярных льдов стала на треть меньше, чем десять лет назад. По некоторым оценкам, через 10-30 лет Арктика может стать судоходной, по крайней мере, в летний период. Столь существенные изменения климатических условий побуждают самые разные страны планировать и даже реализовывать свое активное присутствие в этих северных широтах [2].
Кроме традиционных держав, имеющих прямой выход к Северному Ледовитому океану и входящих в межправительственный форум «Арктический совет» (Россия, США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия, Финляндия и Швеция), все увереннее свои амбиции на освоение арктического бассейна проявляет Китай. Несмотря на отсутствие прямого выхода в Арктику и территориальную непричастность, Китай уже получил статус постоянного наблюдателя в «Арктическом совете», что даст ему определенные политические рамки и правовую основу для освоения региона. Напомним, что целью Арктического совета, созданного в 1996 г., было заявлено сотрудничество и взаимодействие в области устойчивого развития региона и охраны окружающей среды. Подобная активность Китая далеко не однозначно воспринимается мировым сообществом. Например, по заявлению датского посла в Пекине Фриис Арне Петерсона, Китай «имеет в Арктике законные экономические и научные интересы», а президент Исландии Олавур Рагнар Гримссон полагает, что Китай занимает крайне важное положение в мировой экономике и должен принимать «активное участие» в делах арктического региона, тогда как в Канаде убеждены, что он «угрожает суверенитету» арктических стран. Авторитетные китайские эксперты также не отрицают все более возрастающее торгово-экономическое, геополитическое и военно-стратегическое значение Арктической зоны для Китая. «Тот, кто контролирует Арктику, будет контролировать мировую экономику и новый международный стратегический коридор», - предупреждал Ли Женьфу из Морского университета Даляня в опубликованной в 2009 г. статье. Одно из заявлений принадлежит контр-адмиралу Инь Чжо, который высказал мнение, что «Арктика принадлежит всему миру, так что ни
у одного народа нет над ней единоличной власти». Похожее заявление было сделано научным сотрудником Шанхайского института международных исследований Чэном Баочжи. По его словам, «невообразимо представить, чтобы неарктические государства оставались пользователями арктических морских маршрутов и потребителями энергоресурсов Арктики без возможности участия в процессе принятия решений, так что конец монополии циркумполярных держав в арктических вопросах становится абсолютной необходимостью» [4]. О серьезности намерений Китая также говорит наличие в его структуре органов власти особой Арктической и Антарктической администрации (Chinese Arctic and Antarctic Administration), которая отвечает за выполнение научных программ в Арктике.
Данные факты и неоднозначные мнения экспертов заставляют всерьез задуматься о реальных интересах, стратегии, ресурсном потенциале и перспективах арктической политики Пекина.
Интерес КНР к природным ресурсам Арктики обусловлен, по меньшей мере, двумя обстоятельствами - относительным дефицитом таковых в Китае (по общему минерально-сырьевому потенциалу он уступает России не менее чем в 15 раз) и, напротив, богатством арктических природных недр [6].
В стремлении расширить свое влияние на арктическую зону Китай применяет разные подходы, в том числе т.н. инструменты «мягкой силы» - способности добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в которой Китай значительно преуспел за последние годы. Наука при этом остается ключевым фактором влияния Китая в Арктике.
Программа арктических научных исследований Китая является одной из самых диверсифицированных и комплексных национальных программ в мире. Она щедро финансируется государством и обеспечена высококвалифицированными специалистами и самыми современными техническими средствами.
На сегодняшний день уже можно назвать основные направления и некоторые конкретные проекты, которыми занимаются китайские НИИ и практические организации в сфере разработки и начальной стадии реализации общей стратегии Китая в Арктике [5]:
• природные ресурсы Арктики, их изучение, геологоразведка и технологии промышленного освоения;
• морские пути и транспортные перевозки в арктическом регионе;
• арктические экспедиции Китая;
• участие в международных научно-экспертных дискуссиях по проблемам Арктики;
• Арктика в международном законодательстве, международно-правовая деятельность Китая по уточнению и институализации юридического статуса Арктики;
• политика и дипломатия в отношении Арктики и полярных стран, совместное со странами-партнерами освоение региона;
• военно-стратегическая ситуация, перспективы и формы военного присутствия КНР в Арктике.
В числе конкретных активно реализуемых проектов по указанным выше направлениям можно, в частности, назвать комплексный проект «Арктическая экспедиция», который включает в себя: во-первых, осуществление регулярных экспедиций в Северный Ледовитый океан на собственном ледоколе «Сюэ Лун», купленном в 1993 г. у Украины (такие экспедиции состоялись в 1998, 2003, 2008, 2010, 2012 гг., и еще три арктические экспедиции запланированы до 2015 г.); во-вторых, работу на первой и пока что единственной постоянно действующей полярной научно-исследовательской станции «Хуанхэ» (основана в 2004 году), расположенной на арендованной у Норвегии территории на архипелаге Шпицберген.
Китай уже приступил к строительству собственного ледокольного флота. По сообщению заместителя главы Канцелярии полярных исследований Государственного океанологического управления КНР Вэн Лисиня, уже в 2014 г. Китай спустит на воду первый полярный ледокол отечественного производства, способный на длительные автономные плавания. Судно будет оборудовано роботами и батискафами для исследования дна океана [6]. В то же время с кораблями подобного класса остальные державы вроде Дании, США и России испытывают проблемы. Кроме того, к 2015 г. Китай рассчитывает обзавестись специальной авиацией, способной приземляться на Северном полюсе. Параллельно китайская сторона быстрыми темпами модернизирует базу проведения арктических исследований, перестраивая ледокольный порт в Шанхае и возводя новые корпуса для обработки данных, хранилищ полярного льда и др. [1].
Однако Пекин не ограничивается лишь научной стороной и активно ведет политическую работу. В 2000-2010-х гг. Китай заметно активизировал свои дипломатические усилия на арктическом направлении, занимаясь, в частности, поиском стран-партнеров по освоению региона, прежде всего, из числа восьми полярных стран, входящих на правах постоянных членов в Арктический совет. Официальный диалог и сотрудничество по вопросам добычи энергоресурсов, а также грузоперевозок в полярных широтах КНР ведет с Норвегией, Канадой, Исландией, Данией.
Верность арктической стратегии лишний раз продемонстрировал визит премьер-министра Китая Вэнь Цзябао в Исландию и Швецию в апреле 2012 г., ставший заметным прорывом КНР на арктическом направлении. Китайская сторона даже и не скрывала его целей, открыто признав, что ее интересует совместное с этими странами освоение Арктики. Ее даже не смутил прошлогодний провал, связанный с отказом официального Рейкьявика продать китайскому миллиардеру Хуан Нубо земельный участок площадью 300 кв. км на северо-востоке Исландии за 100 млн долларов «для строительства элитного курорта с полем для игры в гольф». Выбор стран для визита был не случаен: Исландия была нужна Пекину как плацдарм для создания новой арктической базы после резкого ухудшения отношений с Норвегией в связи с присуждением Нобелевской премии мира диссиденту Ли Сяобо в начале 2010 г., а позиция Швеции как председателя Арктического Совета имела для Китая не менее важное значение [1]. Именно при поддержке арктических стран-партнеров Китай на восьмой министерской сессии Арктического совета в мае 2013 г. получил статус
постоянного наблюдателя, которого добивался с 2009 г. Статус постоянного наблюдателя дает Китаю политические обоснования и правовую основу для практического освоения арктического региона.
Китай заинтересован не только в перспективе получения контроля над частью сырьевых запасов практически нетронутой Арктики, но и в активизации судоходства через Северный морской путь (далее - Севморпуть), проходящий по морям Северного Ледовитого океана. Такое плавание из Шанхая до Гамбурга через расположенный между Восточной Сибирью и Аляской Берингов пролив будет на 6400 км короче классического маршрута через Индийский океан и Суэцкий канал. Более того, его удешевляет и отсутствие рисков вроде пиратства, которое особенно сильно угрожает китайским кораблям в районе Малаккского пролива и Аденского залива у берегов Африки. По оценке китайских экспертов, один арктический рейс контейнеровоза или сухогруза может сэкономить от 0,5 до 3,5 млн долларов и сократить время доставки грузов на 40% [2]. Поэтому этот путь по судоходной Арктике способен полностью изменить всю мировую торговлю. Китайская экономика весьма сильно зависит от внешней торговли и в связи с этим несложно предположить, что Пекин будет всячески добиваться для себя возможности получить новый морской путь.
Очевидно, что в обозримом будущем арктические исследования Китая будут идти по нарастающей, поскольку научные, экономические, технические и военные возможности у Китая уже есть и год от года они будут только увеличиваться.
Таким образом, для сохранения своих законных позиций и политических прав в Арктике, России и другим арктическим странам придется брать во внимание не только растущую экономическую мощь Китая, но также и его растущие интересы в освоении арктической зоны. Сейчас Пекин открыто не предъявляет своих явных политических претензий на Арктику, что и понятно: чрезмерная активность может лишь спровоцировать соответствующие претензии со стороны других неарктических держав. Так что пока активных агрессивных действий или каких-либо иных мер со стороны Китая на этом направлении ожидать не стоит.
С одной стороны, как уже говорилось выше, Китай добивается выгодных для себя условий, активно работая с арктическими странами. С другой стороны, он не против воспользоваться противоречиями между этими странами. И, разумеется, здесь нельзя не упомянуть Россию.
Арктика всегда была традиционной сферой российских интересов. Россия проявляла интерес к Арктике еще в те времена, когда о ресурсном богатстве ее шельфа и изменении климата не было и речи. Для России она столетиями оставалась неотъемлемой частью ее хозяйственных и политических интересов, средой обитания значительного числа российских граждан. Именно в Советском Союзе было положено начало освоению и активной эксплуатации Севморпути [3].
Россия, в свою очередь, преследуя собственные интересы в Арктике, скорее всего, поддержит стремление Китая к исследованиям в Арктике. В 2014 г. России предстоит доказать в специальной комиссии ООН принадлежность хребта Ломоносова и поднятия Менделеева континентальному шельфу России, и поддержка со
стороны дружественного Китая придется как никогда кстати. В случае положительного решения комиссии, Россия сможет расширить свою территорию в Арктике до 350 морских миль вглубь океана. Право России на оспаривание континентального шельфа дает присоединение к Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) в 1997 г., участниками которой являются все арктические государства за исключением США. В соответствии с данной Конвенцией, все прибрежные арктические государства, включая Россию, распространили свою юрисдикцию на арктический шельф и эксклюзивную экономическую зону в Северном Ледовитом океане шириной 200 морских миль, разделив между собой в рамках этих зон природные богатства в Арктике [3].
Однако, как отмечают эксперты: в Китае попытки России доказать свои права в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву на часть арктического шельфа воспринимаются негативно. Профессор Го Пэйцин из Китайского университета океана даже заявил, что споры в Арктике вокруг прав на шельф - это вызов, который бросают международному порядку и международному праву Россия и некоторые другие государства после окончания холодной войны [1]. Китай и остальные страны мира окажутся в невыгодном положении, если претензии России на подводную территорию между хребтами Ломоносова и поднятия Менделеева будут узаконены, поскольку в этом случае одна Россия получит право распоряжаться ресурсами в этом районе. Сейчас Китай внимательно отслеживает все действия России в Арктике: о чем свидетельствуют регулярные аналитические публикации в новостных лентах агентства «Синьхуа» и газеты «Жэньминь Жибао».
В настоящее время также весьма интенсивно обсуждаются вопросы о свободе навигации по Севморпути и интернационализации управления им. Для России Сев-морпуть - это пока единственный транспортный путь, способный интегрировать отдаленные районы Крайнего Севера страны и их ресурсный потенциал в национальную и мировую экономику.
Китай надеется, что Россия будет более открытой в исследованиях морской среды Арктики и будет беспрепятственно давать разрешение китайским кораблям проходить вдоль берегов российской территории по Севморпути [7]. Россия также проявляет взаимный интерес к научному потенциалу арктических исследований Китая. «Очень важно, чтобы Россия и Китай вели совместное научное исследование в Арктике. В настоящее время еще большая часть территории Арктики не разведена», - заявил заместитель директора Института географии РАН, заместитель председателя Московского городского отделения Русского географического общества Аркадий Тишков.
Таким образом, в августе 2012 г. в ходе Пятой арктической экспедиции ледокол «Сюэ Лун» первым из китайских судов прошел по Севморпути вдоль побережья России. Начало коммерческого использования Севморпути Китаем было положено уже в августе 2013 г. - первое китайское торговое судно отправилось с грузом в Европу из порта в г. Даляне. По оптимистичным китайским прогнозам, к 2020 г. по арктическому маршруту может пройти от 5% до 15% китайского внешнеторгового грузопотока в виде контейнерных перевозок [2]. В то же время часть китайских экспертов не
верит в настоящую эксплуатацию Севморпути по крайней мере в будущие 20 лет. По их мнению, в районе Северного Ледовитого океана очень тяжелый и сложный климат, тем более, что на Севморпути отсутствует необходимая портовая инфраструктура, развитие которой требует длительного времени, усилий и инвестиций [1].
Китай готов совместно с Россией участвовать в освоении Арктики своими финансовыми инвестициями. Эти вопросы частично обсуждались во время государственного визита в Москву председателя КНР Си Цзиньпиня в марте 2013 года. Тогда же Китайская национальная нефтегазовая корпорация (СЫРС) и «Роснефть» подписали соглашение о сотрудничестве в изучении нефтяных и газовых месторождений на арктическом шельфе в Баренцевом и Печорском морях, общие запасы которых оцениваются в 1,7 млрд тонн нефти и 2 трлн кубометров газа.
Китайские инвесторы также выразили готовность вкладывать средства в строительство нового глубоководного морского торгового порта в г. Архангельске, а по сведениям администрации Архангельской области, китайские компании заинтересованы инвестировать в строительство железнодорожной магистрали Белкомур (Белое море - Коми - Урал), которая на 800 км сократит путь из Сибири до Белого моря и откроет новые возможности для грузоперевозок с Дальнего Востока в Европу [2].
Россия как крупнейшая по территории и минерально-ресурсным запасам мировая держава, как одна из арктических стран имеет уникальную возможность использовать для полномасштабного освоения данных запасов, в условиях дефицита собственных средств, избыточные финансовые, технологические и прочие ресурсы Китая, привлекая его, в частности, к совместной разработке месторождений углеводородов на российском арктическом шельфе, к модернизации существующих и строительству новых международных морских портов на всем протяжении Севмор-пути [5].
В настоящее время арктическое партнерство России и Китая находится на самой ранней стадии: никаких официальных заявлений на уровне правительств по поводу совместных действий в регионе пока сделано не было. Однако уже сейчас можно достаточно четко определить содержание будущего арктического сотрудничества двух стран [4].
Главное место в списке приоритетов занимает освоение Северного морского пути китайскими судоходными компаниями, старт которому был уже дан в период летней навигации 2013 г.
На втором месте стоит привлечение китайских добывающих компаний к освоению углеводородных ресурсов шельфа российской Арктики. Этот вопрос уже обсуждался на уровне глав государств в марте 2013 года.
Другие перспективные направления арктического сотрудничества России и Китая - привлечение китайских инвестиций к инфраструктурному развитию Арктики, освоение и экспорт на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона дефицитных полезных ископаемых, сосредоточенных в пределах Арктической зоны Российской Федерации.
Литература
1. Балмасов, С. Китай в Арктике: союзник или противник России? [Электронный ресурс] / Электронное периодическое издание «Аргументы.ру». - М., 2012.
- Режим доступа: №1р://агдитеп11ги.сотМог1С/2012/05/176411?1уре=а11/, свободный. - (дата обращения: 02.08.2013).
2. Дмитриев, В. Лед тронулся. Через Арктику может пройти новый Великий шелковый путь из Китая в Европу [Электронный ресурс] // Российская газета.
- М., 2013. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/05/31/leC.html, свободный.
- (дата обращения: 02.08.2013).
3. Воронков, Л. Интересы России в Арктике [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. - М., 2012. - Режим доступа: ^1р://ги$$1апсоипсП.ги/тпег/?1С_4=732#1ор, свободный. - (дата обращения: 10.08.2013).
4. Тулупов, Д. Членство Китая в Арктическом совете [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. - М., 2013. - Режим доступа: ^1р://ги$$1апсоипсП.ги/тпег/?1С_4=1986#1ор, свободный. - (дата обращения: 10.08.2013).
5. Карлусов, В. Арктический вектор глобализации Китая [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. - М., 2012. - Режим доступа: ^1р://ги$$1апсоипсП.ги/тпег/?1С_4=244, свободный. - (дата обращения: 10.08.2013).
6. Китай: первый отечественный полярный ледокол вступит в строй в 2014 году [Электронный ресурс] / Агентство «Синьхуа». - Пекин, 2012. - Режим доступа: №1р://ги$$1ап.реор1е.сот.сп/31517/7780898.^т1, свободный. - (дата обращения: 14.08.2013).
7. Потенциал научного сотрудничества между Китаем и Россией в исследовании Арктики большой [Электронный ресурс] / Жэньминь Жибао. - Пекин, 2011. - Режим доступа: Ы:1р://ги$$1ап.реор1е.сот.сп/31517/7579662.^т1, свободный. - (дата обращения: 14.08.2013).