Вестник Башкирского университета.2007.№1.
113
УДК 316.7 ББК 60.562.6
НАЦИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ЭТНИЧЕСКИЙ ИДЕНТИФИКАТОР ЛИЧНОСТИ Юсупов И.Ф.
Статья посвящена актуальной проблеме современного общества — этнической идентификации личности. Основное внимание уделено механизмам этнической идентификации личности через национальное искусство, а также роли национального искусства в духовном формировании личности в современных условиях.
Национальное искусство можно отнести к основным этническим идентификаторам личности, поскольку искусство в жизни народа всегда являлось корнем художественного сознания и важнейшей частью духовной культуры.
Следует отметить, что в искусстве, по сравнению с политикой, правом, наукой, религией, и другими сферами общественной жизни, особое значение имеет национальная форма. Национальное искусство как отражение объективной реальности в особой художественной форме запечатлело в своих произведениях социальный опыт народа, его житейскую мудрость и нравственные ценности.
Этническая идентификация через культуру и искусство подчеркивается многими современными отечественными исследователями. Как справедливо отметила Н.С.Гребенникова: «Именно культура сосредотачивает фундаментальные ценности и представления нации и этноса, являясь, таким образом, способом самоидентификации нации в мире» [1].
В науке существует множество различных определений этнической идентичности. Мы определили этническую идентичность как процесс осознания индивидом своей принадлежности к этнической группе, результатом которой является не только осознание человеком своей принадлежности к определенной этнической общности, но и осознание принадлежности его к лучшим традициям национальной культуры и искусства.
Р.И.Ирназаров отмечает: «Этничность - это имманентно присущее отличие общности от других общностей, которое выделяет эту общность как особое образование, предопределяет ее взаимодействие с другими, выступая в виде целой совокупности атрибутов (признаков), олицетворяющих природу бытования данного сообщества (этнокультуру) и проявляется в субъективном ощущение принадлежности людей и сообщества друг другу (во взаимной идентификации)» [2].
Многие отмечают, что процесс формирования личности происходит на основе этнической идентификации, осознания человеком принадлежности к определенному этносу и его культуре, к его лучшим традициям. Этническая идентичность, как отмечает Г.Р.Шакурова - составная часть социальной идентичности личности, это психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнокультурной общности [3].
Формирование личности в современном обществе - процесс не простой, и национальная художественная культура и искусство в данном процессе играют немаловажное значение. Личность следует рассматривать как типичного носителя норм, ценно-
стных ориентаций, традиций, культуры определенной социальной общности, в частности как представителя отдельно взятого этноса.
Как отмечает Р.М.Тухватуллин: «Развитость ценностных ориентаций личности в сфере национальных отношений - это развитость этничности человека, показатель ее приобщенности к национальным и межнациональным, общечеловеческим ценностям» [4]. С этим нельзя не согласиться. У человека, который формируется в условиях национально-исторической среды, в течение жизни вырабатываются определенные стереотипы восприятия окружающего мира, определенные установки на восприятие. Отсюда избирательное отношение личности к социальной эстетической информации. Она становится более восприимчивой к художественноэстетической информации национальной культуры своего этноса.
Искусство как часть общей культуры является важной составной частью национальной культуры любого народа, которая формирует его ценностное сознание. Она потому и существует в обществе, что есть потребность в удовлетворении духовных и эстетических запросов народа. Именно в процессе потребления элементов национального искусства человек начинает отличать свою культуру этноса от культуры других этносов. Таким образом, в процессе потребления (освоения), т. е. удовлетворения человеком своих этнокультурных потребностей через искусство и его основных элементов, происходит процесс осознания, ощущения человеком принадлежности, сопричастности к той или иной этнической группе, т.е. происходит этническая идентификация, формируется в человеке этническое самосознание.
Удовлетворение этнокультурных потребностей через искусство является мощным стимулом приобщения человека к своему этносу, к своей национальной культуре и формирования его этнического самосознания. Важнейшим способом духовного существования этноса является именно удовлетворение потребностей народа в сфере национальной художественной культуры.
Этническая идентификация через искусство способствует формированию в человеке своеобразного психического склада, понимания духовной принадлежности к своему народу, уважения к лучшим ее традициям и богатствам его неповторимо своеобразной культуры, любви и уважения к своей малой родине, которые составляют сегодня неотъемлемые свойства патриотического и гражданского сознания личности.
114
раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ
Основной компонент, отражающий характер этнического самосознания любого этноса - это его национальная культура, в том числе и национальное искусство, где заложен идентификационный код нации, через них передается опыт поколений, традиции, общая система менталитета народа.
Вместе с тем искусство - это путь к познанию человеком истории своей родины, культуры своего народа, его традиций. В национальных произведениях искусства отражается история народа, его исторический социальный опыт. Сама художественная природа большинства произведений искусства как бы «специально настроена» на передачу историкокультурной информации о культуре того или иного народа. Национальное искусство стало незаменимым средством сохранения и передачи национальной культуры и социального опыта этноса.
Герои художественных произведений искусства непосредственно отражают особенности конкретной национальной действительности в виде конкретных действий, поступков, проявления ими общечеловеческих свойств. Именно в национальном искусстве «заложено» духовное составляющее национальных ценностей, ценностных ориентаций личности. Нельзя сегодня не согласиться с мнением Г. Ломидзе, что: «Не существует подлинной культурной ценности без национальных красок, без национального колорита»[5].
Ценностные ориентации - это разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющиеся важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведения [6].
Национально ориентированное ценностное сознание становится личностным свойством человека, в котором отражены социальные требования к поведению личности. Ф.С.Файзуллин, У.В.Вильданов, Х.С.Вильданов отмечают, что «...формирование ценностного мировоззрения (знания, взгляды, убеждения) на основе национальных ценностей влечет за собой духовное обогащение личности, а это
позволяет выработать верные целевые установки и основы ценностного мировосприятия человека, которые в свою очередь способствуют формированию национально и социально-ценностной мотивации его деятельности» [7].
Менталитет любого народа, его образ в глазах других народов формируют его лидеры. Это - личности, деятели, которые представляют разные сферы человеческой жизнедеятельности: спорт, науку, политику, культуру, (ученые, артисты, композиторы, художники, поэты, писатели, врачи, спортсмены и т.д.). Личности, на которые равняется вся нация, вся страна. Именно они являются носителями нравственных стереотипов в обществе. Чем больше таких личностей, тем сильнее национальный дух, национальное самосознание народа. Именно национальное искусство призвано быть орудием развития национального самосознания народа.
Главными хранителями и двигателями культуры народа являются национальные искусство, традиции, образование, мораль, религия и т.д., и сохранение национальной культуры как «генотипа общества» должно стать основной задачей государственной политики.
Веками сложившаяся богатая башкирская национальная культура и башкирский народ получили шанс возрождения и создания новых традиций, созвучных духу времени и бережно хранящих ценное наследие прошлых поколений. Сегодня важно сохранить это ценное наследие прошлых поколений и транслировать его последующим поколениям. Поскольку именно национальная культура и искусство является основным гарантом сохранения этноса в общемировом пространстве.
В заключение хотелось бы процитировать слова Р. Воан-Уильямса, который пишет: «Наилучшим образом служит человечеству тот, кто, будучи связан корнями со своим народом, развивая его духовные и нравственные ценности до такой высокой степени, что оказывается способным обогатить все че-ловечество»[8].
ЛИТЕРАТУРА
1. Гребенникова Н.С. Традиция и этническая картина мира // Вестник Томского гос. ун-та: Общенаучный периодический журнал. Бюллетень оперативной научной информации №60, февраль 2006. Картина мира (лингвистические и этнокультурные аспекты). Томск: ТГУ, 2006. С.71.
2. Ирназаров Р.И. Социологическая сущность этничности // Ядкяр. 2002. № 1. С.51.
3. Шакурова Г.Р. Этническая идентичность современных башкир. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2006. С. 44.
4. Тухватуллин Р.М. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. Уфа, 1997. С.72.
5. Ломидзе Г. Единство и Многообразие. М., 1960. С. 47.
6. Социологический энциклопедический словарь/на русском, английском, немецком, французском и чешском языках /Редактор-координатор - академик РАН Г.В.Осипов. М.: Изд. группа ИНФРА М-НОРМА,1998. С.225.
7. Файзуллин Ф.С., Вильданов У.С., Вильданов Х.С. Сущность и особенности национальных ценностей /В кн. Межнациональные отношения в полиэтничном регионе: проблемы и пути оптимизации: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Уфа: Информреклама, 2005. С.115.
8. Цит. по Шахназарова Н. Г. Проблема народности в советском музыкальном искусстве на современном этапе. М.: Музыка, 1987.С. 49.
Поступила в редакцию 27.12.2006 г.