Научная статья на тему 'Национальное искусство как этнический идентификатор личности'

Национальное искусство как этнический идентификатор личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1322
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Юсупов И. Ф.

Статья посвящена актуальной проблеме современного общества этнической идентификации личности. Основное внимание уделено механизмам этнической идентификации личности через национальное искусство, а также роли национального искусства в духовном формировании личности в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL ART AS THE ETHNIC IDENTIFIER OF A PERSONALITY

The article is devoted to the actual problem of modern society ethnic identification of a personality. The author pays special attention to the methods of ethnic identification of a personality with the help of national art, besides, the role of it in moral formation of an identity in the circumstances of modern life.

Текст научной работы на тему «Национальное искусство как этнический идентификатор личности»

Вестник Башкирского университета.2007.№1.

113

УДК 316.7 ББК 60.562.6

НАЦИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ЭТНИЧЕСКИЙ ИДЕНТИФИКАТОР ЛИЧНОСТИ Юсупов И.Ф.

Статья посвящена актуальной проблеме современного общества — этнической идентификации личности. Основное внимание уделено механизмам этнической идентификации личности через национальное искусство, а также роли национального искусства в духовном формировании личности в современных условиях.

Национальное искусство можно отнести к основным этническим идентификаторам личности, поскольку искусство в жизни народа всегда являлось корнем художественного сознания и важнейшей частью духовной культуры.

Следует отметить, что в искусстве, по сравнению с политикой, правом, наукой, религией, и другими сферами общественной жизни, особое значение имеет национальная форма. Национальное искусство как отражение объективной реальности в особой художественной форме запечатлело в своих произведениях социальный опыт народа, его житейскую мудрость и нравственные ценности.

Этническая идентификация через культуру и искусство подчеркивается многими современными отечественными исследователями. Как справедливо отметила Н.С.Гребенникова: «Именно культура сосредотачивает фундаментальные ценности и представления нации и этноса, являясь, таким образом, способом самоидентификации нации в мире» [1].

В науке существует множество различных определений этнической идентичности. Мы определили этническую идентичность как процесс осознания индивидом своей принадлежности к этнической группе, результатом которой является не только осознание человеком своей принадлежности к определенной этнической общности, но и осознание принадлежности его к лучшим традициям национальной культуры и искусства.

Р.И.Ирназаров отмечает: «Этничность - это имманентно присущее отличие общности от других общностей, которое выделяет эту общность как особое образование, предопределяет ее взаимодействие с другими, выступая в виде целой совокупности атрибутов (признаков), олицетворяющих природу бытования данного сообщества (этнокультуру) и проявляется в субъективном ощущение принадлежности людей и сообщества друг другу (во взаимной идентификации)» [2].

Многие отмечают, что процесс формирования личности происходит на основе этнической идентификации, осознания человеком принадлежности к определенному этносу и его культуре, к его лучшим традициям. Этническая идентичность, как отмечает Г.Р.Шакурова - составная часть социальной идентичности личности, это психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнокультурной общности [3].

Формирование личности в современном обществе - процесс не простой, и национальная художественная культура и искусство в данном процессе играют немаловажное значение. Личность следует рассматривать как типичного носителя норм, ценно-

стных ориентаций, традиций, культуры определенной социальной общности, в частности как представителя отдельно взятого этноса.

Как отмечает Р.М.Тухватуллин: «Развитость ценностных ориентаций личности в сфере национальных отношений - это развитость этничности человека, показатель ее приобщенности к национальным и межнациональным, общечеловеческим ценностям» [4]. С этим нельзя не согласиться. У человека, который формируется в условиях национально-исторической среды, в течение жизни вырабатываются определенные стереотипы восприятия окружающего мира, определенные установки на восприятие. Отсюда избирательное отношение личности к социальной эстетической информации. Она становится более восприимчивой к художественноэстетической информации национальной культуры своего этноса.

Искусство как часть общей культуры является важной составной частью национальной культуры любого народа, которая формирует его ценностное сознание. Она потому и существует в обществе, что есть потребность в удовлетворении духовных и эстетических запросов народа. Именно в процессе потребления элементов национального искусства человек начинает отличать свою культуру этноса от культуры других этносов. Таким образом, в процессе потребления (освоения), т. е. удовлетворения человеком своих этнокультурных потребностей через искусство и его основных элементов, происходит процесс осознания, ощущения человеком принадлежности, сопричастности к той или иной этнической группе, т.е. происходит этническая идентификация, формируется в человеке этническое самосознание.

Удовлетворение этнокультурных потребностей через искусство является мощным стимулом приобщения человека к своему этносу, к своей национальной культуре и формирования его этнического самосознания. Важнейшим способом духовного существования этноса является именно удовлетворение потребностей народа в сфере национальной художественной культуры.

Этническая идентификация через искусство способствует формированию в человеке своеобразного психического склада, понимания духовной принадлежности к своему народу, уважения к лучшим ее традициям и богатствам его неповторимо своеобразной культуры, любви и уважения к своей малой родине, которые составляют сегодня неотъемлемые свойства патриотического и гражданского сознания личности.

114

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

Основной компонент, отражающий характер этнического самосознания любого этноса - это его национальная культура, в том числе и национальное искусство, где заложен идентификационный код нации, через них передается опыт поколений, традиции, общая система менталитета народа.

Вместе с тем искусство - это путь к познанию человеком истории своей родины, культуры своего народа, его традиций. В национальных произведениях искусства отражается история народа, его исторический социальный опыт. Сама художественная природа большинства произведений искусства как бы «специально настроена» на передачу историкокультурной информации о культуре того или иного народа. Национальное искусство стало незаменимым средством сохранения и передачи национальной культуры и социального опыта этноса.

Герои художественных произведений искусства непосредственно отражают особенности конкретной национальной действительности в виде конкретных действий, поступков, проявления ими общечеловеческих свойств. Именно в национальном искусстве «заложено» духовное составляющее национальных ценностей, ценностных ориентаций личности. Нельзя сегодня не согласиться с мнением Г. Ломидзе, что: «Не существует подлинной культурной ценности без национальных красок, без национального колорита»[5].

Ценностные ориентации - это разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющиеся важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведения [6].

Национально ориентированное ценностное сознание становится личностным свойством человека, в котором отражены социальные требования к поведению личности. Ф.С.Файзуллин, У.В.Вильданов, Х.С.Вильданов отмечают, что «...формирование ценностного мировоззрения (знания, взгляды, убеждения) на основе национальных ценностей влечет за собой духовное обогащение личности, а это

позволяет выработать верные целевые установки и основы ценностного мировосприятия человека, которые в свою очередь способствуют формированию национально и социально-ценностной мотивации его деятельности» [7].

Менталитет любого народа, его образ в глазах других народов формируют его лидеры. Это - личности, деятели, которые представляют разные сферы человеческой жизнедеятельности: спорт, науку, политику, культуру, (ученые, артисты, композиторы, художники, поэты, писатели, врачи, спортсмены и т.д.). Личности, на которые равняется вся нация, вся страна. Именно они являются носителями нравственных стереотипов в обществе. Чем больше таких личностей, тем сильнее национальный дух, национальное самосознание народа. Именно национальное искусство призвано быть орудием развития национального самосознания народа.

Главными хранителями и двигателями культуры народа являются национальные искусство, традиции, образование, мораль, религия и т.д., и сохранение национальной культуры как «генотипа общества» должно стать основной задачей государственной политики.

Веками сложившаяся богатая башкирская национальная культура и башкирский народ получили шанс возрождения и создания новых традиций, созвучных духу времени и бережно хранящих ценное наследие прошлых поколений. Сегодня важно сохранить это ценное наследие прошлых поколений и транслировать его последующим поколениям. Поскольку именно национальная культура и искусство является основным гарантом сохранения этноса в общемировом пространстве.

В заключение хотелось бы процитировать слова Р. Воан-Уильямса, который пишет: «Наилучшим образом служит человечеству тот, кто, будучи связан корнями со своим народом, развивая его духовные и нравственные ценности до такой высокой степени, что оказывается способным обогатить все че-ловечество»[8].

ЛИТЕРАТУРА

1. Гребенникова Н.С. Традиция и этническая картина мира // Вестник Томского гос. ун-та: Общенаучный периодический журнал. Бюллетень оперативной научной информации №60, февраль 2006. Картина мира (лингвистические и этнокультурные аспекты). Томск: ТГУ, 2006. С.71.

2. Ирназаров Р.И. Социологическая сущность этничности // Ядкяр. 2002. № 1. С.51.

3. Шакурова Г.Р. Этническая идентичность современных башкир. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2006. С. 44.

4. Тухватуллин Р.М. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. Уфа, 1997. С.72.

5. Ломидзе Г. Единство и Многообразие. М., 1960. С. 47.

6. Социологический энциклопедический словарь/на русском, английском, немецком, французском и чешском языках /Редактор-координатор - академик РАН Г.В.Осипов. М.: Изд. группа ИНФРА М-НОРМА,1998. С.225.

7. Файзуллин Ф.С., Вильданов У.С., Вильданов Х.С. Сущность и особенности национальных ценностей /В кн. Межнациональные отношения в полиэтничном регионе: проблемы и пути оптимизации: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Уфа: Информреклама, 2005. С.115.

8. Цит. по Шахназарова Н. Г. Проблема народности в советском музыкальном искусстве на современном этапе. М.: Музыка, 1987.С. 49.

Поступила в редакцию 27.12.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.