Научная статья на тему 'Этнизация и способы формирования этнических стереотипов'

Этнизация и способы формирования этнических стереотипов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1753
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП / КУЛЬТУРА / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ETHNICITY / ETHNIC STEREOTYPE / CULTURE / IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корючкина П. С.

Статья посвящена анализу понятий «этнос», «этнический стереотип», «этнизация», «этническая идентификация» в современной научной литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIZATION AND METHODS OF FORMING ETHNIC STEREOTYPES

The article analyzes the concepts of "ethnicity", "ethnic stereotype", "ethnicity", "ethnic identity" in the modern scientific literature.

Текст научной работы на тему «Этнизация и способы формирования этнических стереотипов»

Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. 2017. №2/3 (21) АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ

УДК 009

П. С. Корючкина

г. Екатеринбург, Россия

ЭТНИЗАЦИЯ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена анализу понятий «этнос», «этнический стереотип», «этнизация», «этническая идентификация» в современной научной литературе.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнос, этнический стереотип, культура, идентификация

P. S. Koruchkina

Yekaterinburg, Russia

ETHNIZATION AND METHODS OF FORMING ETHNIC STEREOTYPES

ABSTRACT. The article analyzes the concepts of "ethnicity", "ethnic stereotype", "ethnicity", "ethnic identity" in the modern scientific literature.

KEYWORDS: ethnicity, ethnic stereotype, culture, identification

В современных исследованиях тема этносов и связанных с ними этнических стереотипов представлены в нескольких плоскостях: в аспекте изучения языка (пословицы, поговорки, фразеологические единицы, анекдоты), в контексте поведения конкретного народа, в анализе полиэтнической среды (образовательные учреждения, повседневность). Актуальность исследования стереотипов заключается в том, что они являются одним из аспектов социализации и инкультурации личности. В процессе формирования этнических стереотипов складываются устойчивые образы, которые описывают членов этнических групп, вызывают определенные ассоциации, оказывают влияние на восприятие этносов.

В современной литературе существует множество трактовок понятия «этнос». Традиционно под этносом понимается, исторически сложившаяся общность людей с общей культурой, языком и самосознанием. По мнению Л. Н. Гумилева, этнос - это «человеческий коллектив», характеризующийся оригинальным стереотипом поведения и неповторимой внутренней структурой. Каждый этнос состоит из трех компонентов: общая территория; опыт предков, зафиксированный в миро-

воззрении, научных идеях, искусстве; осознание своей уникальности - историческая и территориальная общность, наличие самосознания и фиксированное самоназвание. Все эти составляющие формируются в процессе адаптации к природным условиям [5, с. 16]. Отмечается также, что для этноса характерно не только осознание своей отличительности, но и противопоставление по принципу «мы» - «не мы» [5, с.17]. Подобное разделение является основанием для дружбы или вражды. Исследователями отмечается, что появление самосознания и самоназвания завершает процесс становления этноса.

Наряду с этим существует понятие «этничность», которое в некоторых научных областях используется как расширенная форма термина «культура», несмотря на различие в объеме содержания понятий [1, с.22]. Некоторые исследователи описывают ее как социальную идентичность и стоящую за этим идеологию. Отмечая, что часто происходит подмена терминов «национальность» и «этничность». Это касается политических и социальных групп, использующих это понятие как средство борьбы. [1, с.23]. Этничность состоит из нескольких компонентов: этнические границы, имеющие социальное происхожде-

АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ

ние; этническая культура; этноидентич-ность, включающая в себя механизмы эт-ноидентификации и этнической самоидентификации.

Долгое время этничность и этническая идентичность использовались как синонимы: «Этничность - принадлежность к этнической группе, созданная под условием развития этнической идентичности» [3].

Э. Эриксон в работе «Идентичность: юность и кризис» приводит следующее определение идентичности: «Субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности», опираясь на работу В. Джеймса и З. Фрейда идентичность как чувство национальной гордости [9, с. 28-31]. Ссылаясь на данных авторов, Эриксон приходит к следующему определению идентичности: «Формирование идентичности предполагает процесс одновременного отражения и наблюдения, процесс, протекающий на всех уровнях психической деятельности, посредством которого индивид оценивает себя с точки зрения того, как другие оценивают его в сравнении с собой в рамках значимой для них типологии» [9, с. 32].

Идентичность - это представление человека о самом себе, в процессе его отождествления с определенными группами в процессе социального взаимодействия. Она имеет многоуровневую структуру, складывается в ходе исторического развития, зависит от преобладающих на данном историческом этапе представлений о человеке и обществе. Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. Это результат когнитивного и эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествления себя с ним и обособленность от других этносов.

Этническая идентичность имеет следующие этнодифференцированные признаки: осознание общности происхождения, территориальная общность, нали-

чие родного языка и культуры, общность исторической судьбы. Этническая идентичность включает в себя два компонента: когнитивный - знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом); аффективный -чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношения к членству в ней [8].

Роль этнической самоидентификации в структуре самоопределения личности изменчива. Так как этническая идентичность зависит от внешних факторов. Этничность представляет собой одну из первых исторических форм социализации, она базируется на этнической идентичности [Ошибка! Источник ссылки не найден., с. 187]. Таким образом, этническая идентичность динамическая категория, зависящая от процессов адаптации. В процессе развития этническая идентичность формирует этничность, которая является консолидирующим фактором, обеспечивает единство этнической группы.

В процессе становления этнической идентичности особое значение отводится этнизации. В широком смысле под этниза-цией понимается процесс усвоения индивидом духовных ценностей того этноса, к которому он принадлежит [10]. Одной из сторон этнизации является установление в культуре категорий «свой - чужой». Данный процесс происходит в нескольких направлениях:

- развитие представления о культуре своего этноса и ее сохранения;

- формирование чувства этнического единства (осознание общности исторической судьбы и отличительности от других этносов);

- создание автостереотипов и гетеросте-реотипов [4].

В.И. Дятлов рассматривает этниза-цию как социальный процесс, он предполагает, что актуализация этничности выступает в роли регулятора общественных отношений в ряде случаев. К таким случаям относят в урбанизацию, смену политического режима, миграционные потоки, реализацию политических идеологий [6]. В

АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ

немецкоязычных источниках этнизация также понимается как инструмент трансляции этничности. При этом выделяют два типа этничности «этничность в себе» и «этничность для себя», последняя становится объективным критерием, обретающим смысл только тогда, когда этничность формируется на основании чувства «Мы».

Нередко этнизацию рассматривают как причину этнических конфликтов. Для этого должно присутствовать несколько факторов: этническая принадлежность выступает в качестве дифференцирующего критерия, при этом на основании этнично-сти определенной категории людей ограничен к каким-либо ресурсам (доход, символический капитал, профессиональные позиции, национальные символы). Рассматривая этнизацию как способ формирования этнических стереотипов, мы обратимся к понятию этнический (этнокультурный) стереотип.

Т.Г. Стефаненко в статье «Этнические стереотипы - функции и свойства» отмечает ряд свойств этнической стерео-типизации: устойчивость, стабильность, ригидность, согласованность и неточность [8].

Этнокультурные стереотипы -обобщенное представление о типичных чертах, характеристиках какого-либо народа [7, с. 120]. Стереотип является базовой частью ментальной культуры, которая в свою очередь является ничем иным, как «системой условных знаков, регулирующей социальное поведение и функции». К примерам стереотипного восприятия некоторых этносов мы можем отнести реакцию на название и статус мигрантов. Так, в статьях немецкого электронного журнала «Kulturaustausch» проводится параллель между восприятием коннотации слова «беженец» и «мигрант». Приводятся истории нескольких семей, вынужденных покинуть родину по ряду причин. Акцент делается на равноправие всех людей по рождению, при

этом указывается, что в некоторых ситуациях эти права могут быть ущемлены. В большинстве случаев и «беженцы» и «мигранты» видят в Европе надежды на лучшее будущее для своих детей [2].

Исследуя вопрос об этнических стереотипах в аспекте восприятия беженцев в Европе, мы обнаружили, что существуют противоположные акценты в отношении к «беженцам» и «мигрантам». В большинстве случаев в адрес мигрантов высказываются более негативные оценки, чем по отношению к беженцам. Так как беженцы -люди спасающиеся от войны или преследования, мигранты же приобретают дефиницию «рабочий мигрант». В различных публикациях приводится определение: «рабочий мигрант, который живет и работает в стране, которая не является его родиной». В отрицательных коннотациях понятия «трудовой мигрант» не учитываются причины и потребности последних.

Роль этнической самоидентификации в структуре самоопределения личности изменчива. Так как этническая идентичность зависит от внешних факторов. Эт-ничность представляет собой одну из первых исторических форм социализации, она базируется на этнической идентичности.

Таким образом, этническая идентичность динамическая категория, зависящая от процессов адаптации. В процессе развития этническая идентичность формирует этничность, которая является консолидирующим фактором, обеспечивает единство этнической группы.

Этническая идентичность формируется в процессе этнизации и существует в двух формах: личностной и коллективной. Личностная идентичность - это самоидентификация человека при отождествлении себя с определенной общностью. Коллективная этническая идентичность вырабатывается в процессе саморефлексии, иначе говоря, в ходе сопоставления и сравнения себя с другими этносами.

АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ

ЛИТЕРАТУРА

1. Khan-Svik G. E^niz^ und Bildungserfolg - begriffsgeschichtlich und empirisch beleuchtet/ Ethnizitat, Geschlecht, Familie und Schule. HeterogeniW als erziehungswissenschaftliche Herausforderung// Ethnizitat, Geschlecht, Familie und Schule. Heterogeni^t als erziehungs-wissenschaftliche Herausforderung. - VS Verlag fur Sozialwissenschaften // GWV Fachverlage GmbH, Wiesbaden, 2010. - C. 15-33

2. Verzweifelte Suche nach Chancen, Sicherheit und Wurde [Электронный ресурс]// URL: http://www.ifa.de/website/suche.html (дата обращения 15.03.2017 г.)

3. Арутюнов С.А. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 386 с.

4. Глобализация-этнизация: этнокультурные и этноязыковые процессы: в 2 кн. - М.,

2006. [Электронный ресурс]. - URL: http://inslav.ru/publication/globalizaciya-etnizaciya-etnokulturnye-i-etnoyazykovye-processy-v-2-kn-m-2006 (дата обращения 12.04.2017 г.)

5. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. - М.: Книга по требованию, 2011. - 525 с.

6. Дятлов В.И. Этнизация общественного пространства: причины и механизмы процесса //Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2015. № 5 (37). [Электронный ресурс]. - URL: http://journals.tsu.ru/history/&journal_page=archive&id=1306&article_id=24949 (дата обращения 12.04.2017 г.)

7. Нации и этносы в современном мире: словарь-справочник / Росенко М.Н. , Бороно-ев А.О., Доронченков А.И. - Санкт-Петербург: Издательский дом «Петрополис»,

2007. - 174 с.

8. Стефаненко Т.Г. Этнические стереотипы - функции и свойства [Электронный ресурс]. - URL: http://psyfactor.org/lib/stereotype8.htm (дата обращения 12.04.2017 г.)

9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.

10. Этнизация. [Электронный ресурс]. - URL: http://enc-dic.com/sociology/JEtnizacija-10426/ (дата обращения 12.04.2017 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.