Научная статья на тему '«Этнизированное» предпринимательство: предпринимательские практики дальневосточных корейцев'

«Этнизированное» предпринимательство: предпринимательские практики дальневосточных корейцев Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
252
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионалистика
ВАК
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭТНИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / РОССИЙСКИЕ КОРЕЙЦЫ / ETHNIC ENTREPRENEURSHIP / ETHNICITY / ETHNIC PUBLIC CATERING / RUSSIAN KOREANS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Украинский Вадим Николаевич, Чимитдоржиев Жан Жанович

В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы, связанные с исследованием такого социального феномена, как этническое предпринимательство. Эмпирическая часть работы посвящена предпринимательским практикам дальневосточных корейцев, владеющих «этническими» предприятиями общественного питания и розничной торговли. Выдвигается предположение о специфическом, «этнизированном» характере указанных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Ethnicized» Entrepreneurship: Business Practices of the Far Eastern Koreans

Theoretical and practical issues related to the study of such social phenomena as ethnic entrepreneurship are discussed in the article. The empirical part of the paper is devoted to the business practices of the Far Eastern Koreans who own the «ethnic» enterprises of public catering and retailing. The assumption of a specific «ethnicized» nature of these practices is made.

Текст научной работы на тему ««Этнизированное» предпринимательство: предпринимательские практики дальневосточных корейцев»



Fe

■ //■ -У*. ^¿шШ

шоналмстика

.Л Ж //'А,.*.. ' Ù-

DOI: 10.14530/reg.2016.1

/ iû-m-çÀ

УКРАИНСКИМ Вадим Н иколаевич

Кандидат экономических наук, научный сотрудник

Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042

UKRAINSKY Vadim Nikolaevich

Ph.D. in economics, research fellow Economic Research Institute FEB RAS, 153, Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042

УДК 316

«ЭТНИЗИРОВАННОЕ» ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ КОРЕЙЦЕВ

В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы, связанные с исследованием такого социального феномена, как этническое предпринимательство. Эмпирическая часть работы посвящена предпринимательским практикам дальневосточных корейцев, владеющих «этническими» предприятиями общественного питания и розничной торговли. Выдвигается предположение о специфическом, «этнизированном» характере указанных практик.

Этническое предпринимательство, этничность, этническое общественное питание, российские корейцы

«ETHNICIZED» ENTREPRENEURSHIP: BUSINESS PRACTICES OF THE FAR EASTERN KOREANS

Theoretical and practical issues related to the study of such social phenomena as ethnic entrepreneurship are discussed in the article. The empirical part of the paper is devoted to the business practices of the Far Eastern Koreans who own the «ethnic» enterprises of public catering and retailing. The assumption of a specific «ethnicized» nature of these practices is made.

Ethnic entrepreneurship, ethnicity, ethnic public catering, Russian Koreans

schtirl@pochtamt.ru

© Украинский В.Н., Чимитдоржиев Ж.Ж., 2016

i

43

ичюналмстика

DOI: 10.14530/reg.2016.1

ЧИМИТДОРЖИЕВ Жан

Жанович

Кандидат медицинских наук, доцент

Торгово-технологический факультет, Хабаровский государственный университет экономики и права, ул. Серышева, 60, Хабаровск, Россия, 680038

CHIMITDORZHIEV Zhan

Zhanovich

Ph.D. in medicine, assistant professor

Trade and Technology Faculty, Khabarovsk State University of Economics and Law, 60, Serysheva Street, Khabarovsk, Russia, 680038

jeanjean@mail.ru

^\MJ

Ж

шшшшт

i- m

Введение

Не вызывает больших сомнений то, что публичное пространство многих российских городов стало заметно более «этнизированным» в сравнении с советским временем. Как отмечают В.И. Дятлов и К.В. Григоричев, «...в поздне-советскую эпоху этническое городское пространство было преимущественно там, где город включался в этнический проект, где это было предписано властью или ею разрешалось» [6, с. 14].

Этнизация «как результат актуализации этнического фактора» [6, с. 10] стала таким заметным социальным феноменом ввиду продолжающегося действия целого ряда фундаментальных факторов, вызывающих социальные трансформации. Безусловно, одним из важнейших таких факторов является миграция в различных своих проявлениях: «постсоветские миграции становятся мощнейшим инструментом актуализации этничности и возвращения её в пространство повседневности» [5, с. 15]. В результате миграций в публичном пространстве типичного российского города заметно больше стало «иных»: представителей других этносов, рас и вероисповеданий.

Впрочем, в случае с Россией и другими государствами практически канувшего в лету «социалистического лагеря» не меньшую роль в этнизации сыграли изменения в государственной политике и экономическом укладе этих стран; собственно и миграции на «постсоциалистическом» пространстве в нынешнем их виде стали возможными благодаря существенно большей прозрачности границ и переходу на «капиталистические рельсы». Одним из признаков нового прихода капитализма в бывших социалистических городах стал всплеск разнообразной предпринимательской активности. Как отмечает К. Станилов, «одни из самых сильных общественных реакций в отношении того, как трансформировалась среда постсоциалистических городов, были спровоцированы бросающейся в глаза коммерциализацией общественной сферы. Этот процесс был практически неизбежным результатом высвобождения предпринимательской энергии после краха социалистической системы. .В одночасье появилось большое количество новых предпринимателей... Всем им ... нужно было найти место для своих вновь созданных предприятий, что вызвало волну интенсивного «присвоения» городского пространства» [25, р. 274].

В бурной рыночной среде некоторые предприниматели, движимые присущим этой социальной группе оппортунизмом, неизбежно должны были прийти к тому, чтобы использовать так называемые «этнические ресурсы», тем более

й Ft-

кегианалмстика

¡¡tTE

DOI: 10.14530/reg.2016.1

__Л

' П. Е\Ь

что в свете большей открытости внешнему миру и росту доходов (если не всех, то отдельных категорий населения) существенно вырос спрос на «этническое», в том числе и то, что «поближе к дому», для приобщения к которому не нужно совершать зарубежные вояжи. Другими словами, развернулось поле для деятельности этнических предпринимателей.

В настоящей работе мы постараемся прояснить некоторые моменты, касающиеся этнического предпринимательства как социального феномена, и определиться с тем, в какой мере практики корейцев российского Дальнего Востока соотносятся с ним.

Этническое

предпринимательство: проблема дефиниций

Несмотря на то, что интерес социальных исследователей к взаимосвязи «этнического» и «экономического» возник достаточно давно1, говорить о наличии какого-либо консенсуса в отношении используемой терминологии не приходится2. Это можно объяснить как относительной молодостью соответствующего направления научных исследований3, так и сложностью изучаемого феномена, возникающего

Л.

1 В качестве одной из первых работ, посвящённых этой теме, часто называется «Евреи и экономика» В. Зомбарта [8].

2 Как отмечает А. Пеку, «в литературе по иммигрантской экономике встречаются различные и иногда противоречивые определения того, когда и почему бизнес становится «этническим», и как концепция этничности связана с предпринимательством» [24, р. 60].

3 Подъём волны публикаций, рассматривающих феномен этнического предпринимательства, наметился существенно позднее появления на свет ука-

занной работы В. Зомбарта, в 1970-х гг., когда по-

лучили известность авторы, ныне считающиеся «современными классиками»: Э. Боначич (см., например, её статью о «посреднических меньшинствах» [16]), А. Лайт и др. Собственно, рост внимания к «этничности» в социальных науках относят к началу 1960-х гг. [20, р. 412].

как бы на стыке целого ряда социальных «миров» (предпринимательская деятельность, этносы и т.д.).

Например, А. Лайт в работе 2005 г. отмечает, что данное им (в соавторстве со С. Карагеоргисом) десятилетием ранее определение этнической экономики является неполным, отражающим лишь один из двух равноценных компонентов этой экономики - «экономику этнических собственников» (ethnic ownership economy). Вторым компонентом является «экономика, контролируемая этносами» (ethnic-controlled economy) [18, p. 650]. «Портрет» этнической экономики ещё более усложняется А. Лайтом за счёт выделения в каждом из двух основных секторов субсекторов: формального, неформального и нелегального [18, pp. 651-653].

Акцент на разнообразии «этнично-стей» в ряде своих работ делает и Я. Не-дервеен Питерсе [22; 23]. Из выделенных им четырёх типов этничности наше внимание в свете настоящей работы особенно привлекла «опциональная этничность», которую исследователь описывает, в частности, как «низкоинтенсивную»4. Главная же характеристика этничности (и мы, пожалуй, в этом согласимся с указанным автором) заключается в её «относительности» («ethnicity is relational»). Иллюстрирует эту черту Я. Недервеен Питерсе весьма доходчивым примером: «Китайская еда, которая съедена китайцем в китайском ресторане, находящемся за пределами Китая, - это просто пища (особый вид еды, какое-либо региональное блюдо и т.п.); та же еда, которая съедена некитайцем в том же ресторане, становится "этнической едой"» [23, p. 32]5.

К этому же типу этничности Я. Я. Недервеен Питерсе относит и «символическую этничность» (подробнее о последней см. в [17]). 5 Поэтому оговорка «как правило», которую делает Е.В. Дятлова, описывая этнический общепит («под этническим общепитом понимаются предприятия общественного питания, представляющие национальные кухни, культуру, традиции, как правило, в

й а

кегианалмстика

¡З^ТЕ

DOI: 10.14530/reg.2016.1

__Л

1 тт.^»^' Ш^егО.

Указанное многообразие, по трезвом размышлении, должно приводить к известному скепсису относительно «универсальности» понятий, используемых применительно к этническому предпринимательству. Однако и у зарубежных, и у отечественных исследователей иногда встречается слишком «сфокусированная», жёсткая точка зрения на рассматриваемый феномен1. В ряде случаев это обусловлено скорее не «плохим» инструментарием (понятийным аппаратом), а поверхностным знакомством с ним2.

В частности, модель для анализа этнического предпринимательства, которую в 1980-х гг. начал (и в последующие годы продолжил в соавторстве с коллегами) разрабатывать Р. Уолдингер3, на наш взгляд, по-прежнему может успешно использоваться, если её не трактовать слиш-

инокультурном пространстве» [7, с. 166]), представляется лишней. Именно в инокультурном, ино-этническом окружении и можно распознать специфический «этнический» тип бизнеса (если он, конечно, должным образом «манифестируется» [4, с. 211-212]).

1 Например, А. Пеку отмечает, что «... некоторые из этих определений могут быть парадоксальным образом применены к предпринимателям-неиммигрантам» [24, р. 61]. Безусловно, именно изучение иммигрантских сообществ дало исследователям этнического предпринимательства богатую пищу для теоретизирования. Однако, как представляется, разнообразие «этнического» в бизнесе не сводится только к предпринимательской деятельности иммигрантов.

2 Примером подобного может служить работа [11], автор которой оперирует понятием «этническая ниша» (этим концептом занимался, в частности, Р. Уолдингер - один из числа известнейших зарубежных исследователей проблем этнического предпринимательства [27]). За скобками следует оставить и обвинения в адрес «западных теорий» (по поводу их нерелевантности российской «уникальности» и «политической» ангажированности), которые выдвигают некоторые отечественные авторы (см., например, [1]). В данном случае вина ложится, конечно же, не на инструмент, а на того, кто его использует.

3 Подробнее см., в частности, в [28; 29]; на русском языке - в [12].

Л.

1/Л-.Ш

ком узко .

То, насколько подобные наработки предыдущих поколений исследователей могут быть полезны при изучении частных случаев этнического предпринимательства, в какой-то мере продемонстрируют результаты нашей «полевой» работы.

«Этнический» бизнес корейцев в дальневосточных городах

Безусловно, социальные практики в большинстве своём «порождаются» окружением, в котором действуют социальные акторы. И дальневосточные корейцы, занимающиеся тем или иным этническим бизнесом, здесь не представляют исключение.

Истории корейцев, проживающих на территории современной России и ряда сопредельных стран, ранее входивших в состав СССР, посвящено достаточно большое число публикаций. Поэтому можно предполагать, что этногенез такой социальной общности, как российские корейцы, изучен достаточно детально и раз-нопланово.

Нам здесь будет достаточно зафиксировать два важных момента: во-первых, уникальность и, во-вторых, неоднородность этой общности.

Общность «российские корейцы» (а на дальневосточных корейцев приходится значительная её часть) достаточно уникальна: современные российские корейцы весьма сильно отличаются и от первых поколений корейцев, поселившихся на Дальнем Востоке имперской эпохи, и от современных корейцев, проживающих на исторической родине, и от многочисленных сообществ корейцев-иммигрантов, сформировавшихся в некоторых других

См., например, модификацию этой модели, выполненную Т. Волери, которая не внесла чего-то радикально нового в оригинал [26].

ж

р&шI

he

Mal \ V 'V'1

......

шоналмстика

\

DOI: 10.

i

^ ^ ^¡НЧ' \ ' рЗр"1 у^Д V

странах1.

Во многом эта уникальность является следствием нескольких десятилетий советского нациестроительства. Вот что по этому поводу пишут В.И. Дятлов и К.В. Гри-горичев: «Ключевая характеристика ситуации при советской власти - национальное проектирование. В соответствии с этим - пристальное внимание к этническим проблемам, их актуализация во всех сферах общественной жизни. Однако в соответствии с эволюцией советской власти менялись и проекты, что прямо отражалось на процессах этнизации общественного пространства. Национальное строительство 1920-х гг. плавно перешло в борьбу против "буржуазного национализма" и в проект создания "советской нации" и "новой исторической общности - советский народ"» [6, с. 12].

Не минула чаша сия - превращения в «достойных представителей советского народа»2 - и советских корейцев. В результате усиленных процессов ассимиляции и аккультурации произошла радикальная трансформация: вместо преимущественно крестьян-иммигрантов, проживающих в сельской местности и часто не владевших русским языком, появились преимущественно уже городские русскоговорящие корейцы3, как правило, не зарабатывающие себе на жизнь сельскохозяйственным трудом. Как применительно к са-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Например, портрет корейцев, проживающих в настоящее время в США (см., в частности, [21]), вряд ли окажется сопоставим с «типичным» российским корейцем.

2 «Нельзя утверждать, что цель создания гомогенного «советского народа» была достигнута, однако этническая упорядоченность и границы дореволюционной империи в советском государстве были столь решительно преобразованы, что простое возвращение в прежнее пространство идентичностей, конечно, невозможно» [2, с. 9].

3 Согласно данным переписи населения 2010 г., в России насчитывалось порядка 150 тыс. представителей корейского этноса, а численность владевших

корейским языком составляла около 60 тыс. чело-

век.

.....Щм Щ:-

халинским корейцам резюмирует Ю.И. Дин, «...практически завершившаяся интеграция корейцев Сахалина в российское общество делает корейский язык и культуру всего лишь экзотическим дополнением жизнедеятельности уже ставшей российской диаспоре корейцев.» [3, с. 197].

Неоднородность общности российских корейцев обусловлена как её сложным генезисом, так и присущей многим этносам «внутренней этничности» - наличием разнообразных (субэтнических) границ4, включая и «разную географию»5.

Достаточно наглядно проиллюстрировать упомянутую неоднородность можно на примере того, как в двух дальневосточных городах (в данном случае - крупнейшие города своих регионов, являющиеся региональными столицами) проявляется предпринимательская активность корейцев, в той или иной мере «манифестирующих» соответствующую этническую принадлежность. Речь идёт о Южно-Сахалинске (рис. 1) и Хабаровске (рис. 2). В качестве «этнических» нами здесь учитывались только предприятия общественного питания, предлагающие блюда ко-6

рейской кухни , и предприятия розничной

Подробнее об «internal ethnicity», см., например, в [19].

5 Слишком «крупное» деление (только на три группы/компонента, например, [9, с. 57]) может вводить в заблуждение. Более детальный и тщательный анализ достаточно крупной локальной общности российских корейцев наверняка покажет наличие большего числа «границ». Например, среди дальневосточных корейцев первой половины XX в. можно было выделить, как минимум, 6 групп [10, с. 126-127].

6 Выбор общепита, конечно же, не был случайным: ассоциации между народами и «представляющими» их кухнями сильны. Как замечает Ф. Фукуяма, «довольно распространено, хотя и несколько поверхностно, понятие культуры, которое ассоциируется с едой, особенно в её этническом разнообразии: иметь культурное разнообразие - это значит иметь большой выбор среди китайских, итальянских, греческих, тайских или мексиканских ресторанов» [13, с. 29].

ге

■ #> -У*. -¿Э^ШШ^

гианалистика

.Л Ж //'А,.*.. ' О-

DOI: 10.14530/reg.2016.1

¡Ш

Ж

11!»

^ №

Рис. 1. Этнический бизнес корейских предпринимателей Южно-Сахалинска в 2015 г.

торговли, специализирующиеся на реализации товаров корейского происхождения.

Различия, наблюдаемые в двух картосхемах, достаточно красноречивы. Если в Южно-Сахалинске, столице Сахалинской области (в городе и регионе сконцентрировано соответственно порядка 10% и 20%

всех российских корейцев), уровень этнизации городского пространства, обусловленный функционированием соответствующих «этнических» предприятий, весьма высок, то в Хабаровске, в три раза более крупном по численности населения (однако где число корейцев примерно в

Рис. 2. Этнический бизнес корейских предпринимателей Хабаровска в 2015 г.

2,5 раза меньше), уровень этнизации существенно ниже. Картина вполне закономерная: этнос, меньше представленный в локальном социуме, меньше «манифестируется», в том числе и в сфере предпринимательства. Это можно объяснить как меньшим спросом на соответствующие продукты/услуги, так и тем, что пропорционально

меньшее число корейцев-предпринимателей решают заняться бизнесом, который более тесно связан с их этническим происхождением1.

1 В случае с торговлей товарами корейского производства на принятие соответствующего решения могут влиять разные факторы, включая наличие

й а

кегианалмстика

¡З^ТЕ

DOI: 10.14530/reg.2016.1

__Л

1 тт.^»^' Ш^егО.

Одним из направлений полевого этапа нашего исследования было интервьюирование ряда корейцев-предпринимателей, в настоящее время проживающих и занимающихся бизнесом в Хабаровске. При этом мы, по сути, не вышли за рамки упоминавшейся выше концептуальной схемы, которую предложил Р. Уолдингер с соавторами для изучения этнического предпринимательства: те вопросы, которые мы задавали респондентам, так или иначе были связаны с такими проблемными областями1, как источники первоначального капитала, целевая аудитория, работа с партнёрами и персоналом. То есть с теми элементами, анализ которых и позволяет сделать выводы о проявлении «этнично-сти» том или ином бизнесе.

Полученная в ходе интервьюирования информация позволила нам выдвинуть некоторые предположения2 относительно характера «местного» этнического предпринимательства.

Оказалось, что по большинству интересовавших нас пунктов бизнес наших респондентов оказался в крайне незначительной мере связан с принадлежностью последних к сообществу российских корейцев.

Например, предприятия общественного питания, предлагающие корейскую кухню, а также розничные торговцы, реализующие продукты питания, ориентируются на более массового целевого покупателя, нежели относительно небольшая аудитория в лице представителей корейского этноса. Вот некоторые высказывания респондентов: «...На самый широкий круг с

родственных связей в стране-производителе.

1 См., среди прочего, соответствующий перечень «проблем» и их разбор в [15].

2 Эмпирическая часть нашего исследования носила «поисково-зондажный» характер и была нацелена на отработку ключевых моментов соответствующей исследовательской программы. Поэтому указанные предположения требуют, безусловно, подкрепления результатами более масштабного проекта.

Л.

целью познакомить с национальной кухней... чисто корейская кухня имеет очень узкий сегмент»; «.На более широкие слои. изначально! Это же азиатская еда, её многие едят. Но для других надо адаптировать»; «. В основном ориентируюсь на русскоговорящую категорию, наших корейцев тоже включаю сюда. Я обратил внимание, что острое не любят, поэтому надо адаптировать к вкусам потребителей».

В случае поиска источников капитала и партнёров, найма сотрудников также отсутствует жёсткая ориентация на «свой» этнос. Из материалов интервью: «.Стартовые возможности . больше из своего окружения, .родных и друзей, и это не обязательно корейцы»; «Работа с поставщиками не имеет этнический характер, . определяется ценовым предложением и, соответственно, уровнем рентабельности»; «Современные корейцы не обращают внимание на национальность при приёме на работу, главное - быть работящим»; «Подбор персонала тоже не имеет этнический характер, для меня являются важными профессионализм, работоспособность».

Конечно, некоторые требования, предъявляемые, например, к персоналу этнического общепита, создают преференциальное «окно» для носителей корейской культуры. Вот как это описал один из опрошенных рестораторов: «Чтобы готовить корейскую кухню, человек, скажем так, должен ментально её знать! Должен впитать культуру, понимать и разбираться во вкусах и кухне. Если это не кореец, то он должен очень долго вращаться в корейской среде или долго жить в Корее. Конечно, механически можно научить готовить... Этническая кухня основывается на нюансах, довольно часто бывает, когда нет необходимых продуктов, ингредиентов, и человек, понимающий нюансы, сможет с заменителем добиться того вкуса, который нужен, а человек, который механически готовит, этого не поймёт».

й а

кегианалмстика

¡З^ТЕ

DOI: 10.14530/reg.2016.1

__Л

1 тт.^»^' Ш^егО.

В свете полученных данных мы начали склоняться к тому, чтобы применить к исследованным формам предпринимательства хабаровских корейцев эпитет «этнизированное», который и был вынесен в название нашей статьи. Такую «этнизи-рованную» предпринимательскую деятельность действительно можно сопоставить с проявлением «низкоинтенсивной этничности» и отнести к «опциональному» типу этничности, который выделил Я. Не-дервеен Питерсе.

Полностью же исключить рассмотренные предпринимательские практики из сферы, охватываемой понятием «этническое предпринимательство», не позволяет одно, но крайне важное обстоятельство: проявление достаточно сильного «клано-во-семейного» духа, который является одной из характерных черт корейской национальной культуры1, и который не был полностью искоренён за годы упомянутых «этнических трансформаций» советской эпохи.

Конечно, «семейственность» корейских предпринимателей в наибольшей мере проявляет себя в управлении персоналом2. Но поскольку речь идёт, как правило, о малых предприятиях, принимаемые здесь кадровые решения часто накладывают свой отпечаток на весь бизнес.

Например, упоминавшийся выше ресторатор, родившийся в Средней Азии и переехавший на Дальний Восток уже в 1990-е, постсоветские годы, стихийным образом начал использовать оригинальную схему обновления персонала, формируемого из числа родственников, «выписываемых» с его «малой родины»! Вот какое описание в ходе нескольких проведённых с ним бесед мы получили: «В основном у

Л.

1 Приведём соответствующую краткую характеристику, данную Ф. Фукуямой: «Корейский бизнес опирается на крепкую и стабильную семью.» [14, с. 25].

2 Из материалов интервью: «На ключевых позициях - родственники, а на черновой работе - другие национальности».

меня кухонный персонал - свои, родственники. И на данный момент в зале работают родственники, поскольку с бывшей родины хотят переехать сюда, и я помогаю им»; «...Я исхожу из того, что надо помочь родственнику вырваться, начать новую жизнь здесь, в России. .Я, получается, своего рода стартовая площадка для своих родственников, я никого не принуждаю и никого не удерживаю... Когда им уезжать, они сами принимают решение, разные бывают жизненные ситуации, я никого не удерживаю. У меня ещё есть кадровый резерв, те, кто хочет уехать в Россию, закрепиться и развиваться, тем я помогаю. По сути, у меня нет такой схемы вахтового метода, просто это как-то так сложилось, что люди приезжают-уезжают».

С высокой степенью вероятности схожая семейственность проявляется и в тех бизнес-проектах российских корейцев, которые не манифестируются как этнические. Другими словами, для стороннего наблюдателя «этнизированность» соответствующего предприятия далеко не очевидна и находится под вопросом. Безусловно, интересным представляется сравнение деловых практик корейцев и представителей других этносов: насколько они схожи и насколько специфичны? Но поиск соответствующих ответов - это поле для будущих изысканий.

Благодарности

Авторы выражают свою искреннюю признательность О.Я. Тену за ценные замечания и поддержку при работе над статьёй, Лим Ди Сун, Со Ин Ок и В.А. Федотовой за помощь в сборе эмпирического материала, а также В.Д. Хижняку за содействие в подготовке картосхем. Мы, конечно же, безмерно благодарны и нашим респондентам, нашедшим возможность ответить на наши докучливые вопросы.

й Ft-

►егионалистика

¡¡tTE

'Г"

•'-■ ■■■ Vе и с. . V Список литературы

1. Бредникова О., Паченков О. «Этническое предпринимательство» мигрантов и мифы мультикультурализма // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под ред. В.С. Малахова, В.А. Тишкова. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. С.155-161.

2. Воронков В., Освальд И. Введение. Постсоветские этничности // Конструирование эт-ничности. Этнические общины Санкт-Петербурга / Под ред. В. Воронкова, И. Освальд. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. С. 6-36.

3. Дин Ю.И. Корейская диаспора Сахалина и Курильских островов: проблемы интеграции в советское и российское общество (19452010 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Южно-Сахалинск, 2014. 244 с.

4. Дятлов В.И. Этнизация городского пространства: попытка определиться в исследовательском поле // Переселенческое общество Азиатской России: миграции, пространства, сообщества / Науч. ред. В.И. Дятлов, К.В. Гри-горичев. Иркутск: Оттиск, 2013. С. 211-224.

5. Дятлов В.И., Григоричев К.В. Введение. Трансграничные мигранты в городском пространстве Сибири // Переселенческое общество Азиатской России: миграции, пространства, сообщества / Науч. ред. В.И. Дятлов, К.В. Григоричев. Иркутск: Оттиск, 2013. С. 6-35.

6. Дятлов В.И., Григоричев К.В. Сибирь: динамика этнизации городского пространства переселенческого общества // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2014. Т. 10. С.8-19.

7. Дятлова Е.В. Китайский общепит в процессе этнизации городского пространства (на примере Иркутска) // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2014. Т. 10. С. 166179.

8. Зомбарт В. Евреи и экономика // Зомбарт В. Собрание сочинений в 3 т. Т. 2. СПб: Владимир Даль, 2005. С. 103-643.

9. Киреев А.А. Корейцы на российском Дальнем Востоке: диаспора или субнациональная общность? // Известия Восточного института. 2012. № 1. С. 56-71.

DOI: 10.14530/reg.2016.1 ^-™

7U

ШШ.

10. Пэ Ын Кён. Демографическая характеристика советских корейцев Дальнего Востока 1920-1940 г.г. // Проблемы Дальнего Востока. 1998. № 5. С. 126-130.

11. Рязанцев С.В. Этническое предпринимательство как форма адаптации мигрантов // Общественные науки и современность. 2000. № 5. С. 73-86.

12. Уолдингер Р., Олдрич Х., Уорд Р. Этнические предприниматели // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. С. 340-365.

13. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М.: Издательство АСТ: Ермак, 2004. 474, [6] с.

14. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М.: Издательство АСТ: Ермак, 2004. 730, [6] с.

15. Boissevain J., Blaschke J., Grotenbreg H., Joseph I., Light I., Sway M., Waldinger R., Werbner P. Ethnic Entrepreneurs and Ethnic Strategies // Waldinger R., Aldrich H., Ward R., and associates. Ethnic Entrepreneurs: Immigrant Business in Industrial Society. Newbury Park, CA: Sage, 1990. Pp. 131-156.

16. Bonacich E. A Theory of Middleman Minorities // American Sociological Review. 1973. Vol. 38. № 5. Pp. 583-594.

17. Gans H.J. Symbolic Ethnicity: The Future of Ethnic Groups and Cultures in America // Ethnic and Racial Studies. 1979. Vol. 2. № 1. Pp. 1-20.

18. Light I. The Ethnic Economy // The Handbook of Economic Sociology. Ed. by N.J. Smelser, R. Swedberg. Princeton: Princeton University Press, 2005. Pp. 650-677.

19. Light I., Sabagh G., Bozorgmehr M., Der-Martirosian C. Internal Ethnicity in the Ethnic Economy // Ethnic and Racial Studies. 1993. Vol. 16. № 4. Pp. 581-597.

20. McKay J., Lewins F. Ethnicity and the Ethnic Group: A Conceptual Analysis and Reformation // Ethnic and Racial Studies. 1978. Vol. 1. № 4. Pp. 412-427.

21. Min P.G. Cultural and Economic Boundaries of Korean Ethnicity: A Comparative Analysis // Ethnic and Racial Studies. 1991. Vol. 14. № 2. Pp. 225-241.

22. Nederveen Pieterse J. Deconstructing/Reconstructing Ethnicity // Nations and Nationalism. 1997. Vol. 3. № 3. Pp. 365-395.

à R-

kemoHanucTUKa

¡£TE

m

DOI: 10.14530/reg.2016.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

__li

23. Nederveen Pieterse J. Ethnicities and Multiculturalisms: Politics of Boundaries // Ethnicity, Nationalism and Minority Rights. Ed. by S. May, T. Modood, J. Squires. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. Pp. 27-49.

24. Pécoud A. What is Ethnic in an Ethnic Economy? // International Review of Sociology. 2010. Vol. 20. № 1. Pp. 59-76.

25. Stanilov K. Democracy, Markets, and Public Space in the Transitional Societies of Central and Eastern Europe // The Post-Socialist City: Urban Form and Space Transformations in Central and Eastern Europe after Socialism. Ed. by K. Stanilov. Dordrecht: Springer, 2007. Pp. 269282.

26. Volery T. Ethnic Entrepreneurship: A Theoretical Framework // Handbook of Research on Ethnic Minority Entrepreneurship: A Co-evolutionary View on Resource Management. Ed. by L.-P. Dana. Cheltenham, UK: Edward Elgar, 2007. Pp. 30-41.

27. Waldinger R. The Making of an Immigrant Niche // International Migration Review. 1994. Vol. 28. № 1. Pp. 3-30.

28. Waldinger R. Through the Eye of the Needle: Immigrants and Enterprise in New York's Garment Trades. New York: New York University Press, 1986. 243 p.

29. Waldinger R., Aldrich H., Ward R. Opportunities, Group Characteristics, and Strategies // Waldinger R., Aldrich H., Ward R., and associates. Ethnic Entrepreneurs: Immigrant Business in Industrial Society. Newbury Park, CA: Sage, 1990. Pp.13-48.

References

1. Brednikova O. Pachenkov A. «Ethnic Entrepreneurship» of Migrants and Myths of Multicul-turalism. In: Multiculturalism and Transformation of Post-Soviet Societies. Ed. by V.S. Malakhov, V.A. Tishkov. Moscow, 2002. Pp. 155-161. (In Russian)

2. Voronkov V., Oswald I. Introduction. The Post-Soviet Ethnicity. In: Construction of Ethnicity. Ethnic Communities of S.-Petersburg. Ed. by V. Voronkov, I. Oswald. S.-Petersburg, 1998. Pp. 6-36. (In Russian)

3. Din Yu.I. Korean Diaspora of Sakhalin and Kuril Islands: Problems of Integration in the Soviet and Russian Society (1945-2010). The Thesis

À..--H •-•-

bwr* ■.

for the Degree of Candidate of Historical Sciences. Yuzhno-Sakhalinsk, 2014. 244 p. (In Russian)

4. Dyatlov V.I. Ethnicization of Urban Space: The Attempt to Define in the Research Field. In:

Resettlement Society of Asiatic Russia: Migration, Space, Community. Ed. by V.I. Dyatlov, K.V. Grigorichev. Irkutsk, 2013. Pp. 211-224. (In Russian)

5. Dyatlov V.I., Grigorichev K.V. Introduction. Cross-Border Workers in the Urban Space of Siberia. In: Resettlement Society of Asiatic Russia: Migration, Space, Community. Ed. by V.I. Dyatlov, K.V. Grigorichev. Irkutsk, 2013. Pp. 6-35. (In Russian)

6. Dyatlov V.I., Grigorichev K.V. Siberia: the Dynamics of Urban Space Ethnicization in the Resettlement Society. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Politologiya. Religiovedenie». [The Bulletin of Irkutsk State University. Series «Political Science and Religion Studies»]. 2014. Vol. 10. Pp. 8-19. (In Russian)

7. Dyatlova E.V. Chinese Public Catering in the Process of Urban Space Ethnisation (by the Example of Irkutsk). Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Politologiya. Religiovedenie». [The Bulletin of Irkutsk State University. Series «Political Science and Religion Studies»]. 2014. Vol. 10. Pp. 166179. (In Russian)

8. Sombart W. The Jews and the Economy. In: Sombart W. Works in 3 Vols. Vol. 2. S.-Petersburg, 2005. Pp. 103-643. (In Russian)

9. Kireev A.A. Koreans in the Russian Far East: Diaspora or Subnational Community? Izvestiya Vostochnogo instituta [Oriental Institute Journal]. 2012. No. 1. Pp. 56-71. (In Russian)

10. Bae Eun Gyeong. Demographic Characteristics of the Soviet Koreans of the Far East in 19201940. Problemy Dalnego Vostoka [Far Eastern Affairs]. 1998. No. 5. Pp. 126-130. (In Russian)

11. Ryazantsev S.V. Ethnic Entrepreneurship as a Form of Adaptation of Migrants. Obshchestvennye nauki i sovremennost [Social Sciences and Modernity]. 2000. No. 5. Pp. 73-86. (In Russian)

12. Waldinger R., Aldrich H., Ward R. Ethnic entrepreneurs. In: Western Economic Sociology: A Reader of Modern Classics. Moscow, 2004. Pp. 340-365. (In Russian)

m

ж

ШЩШ;:^

à R-

ШЗЫС? г

►егионалистика

¡£TE

ШЬШшё

^ ж

DOI: 10.14530/reg.2016.1

Л.

* f-f'T-^pii,' п. ь. 1.

13. Fukuyama F. The Great Disruption: Human Nature and the Reconstitution of Social Order. Moscow, 2004. 480 p. (In Russian)

14. Fukuyama F. Trust: The Social Virtues and the Creation of Prosperiry. Moscow, 2004. 736 p. (In Russian)

15. Boissevain J., Blaschke J., Grotenbreg H., Joseph I., Light I., Sway M., Waldinger R., Werbner P. Ethnic Entrepreneurs and Ethnic Strategies. In: Waldinger R., Aldrich H., Ward R., and associates. Ethnic Entrepreneurs: Immigrant Business in Industrial Society. Newbury Park, CA: Sage, 1990. Pp. 131-156.

16. Bonacich E. A Theory of Middleman Minorities. American Sociological Review. 1973. Vol. 38. No. 5. Pp. 583-594.

17. Gans H.J. Symbolic Ethnicity: The Future of Ethnic Groups and Cultures in America. Ethnic and Racial Studies. 1979. Vol. 2. No. 1. Pp. 1-20.

18. Light I. The Ethnic Economy. In: The Handbook of Economic Sociology. Ed. by N.J. Smelser, R. Swedberg. Princeton: Princeton University Press, 2005. Pp. 650-677.

19. Light I., Sabagh G., Bozorgmehr M., Der-Martirosian C. Internal Ethnicity in the Ethnic Economy. Ethnic and Racial Studies. 1993. Vol. 16. No. 4. Pp. 581-597.

20. McKay J., Lewins F. Ethnicity and the Ethnic Group: A Conceptual Analysis and Reformation. Ethnic and Racial Studies. 1978. Vol. 1. No. 4. Pp.412-427.

21. Min P.G. Cultural and Economic Boundaries of Korean Ethnicity: A Comparative Analysis. Ethnic and Racial Studies. 1991. Vol. 14. No. 2. Pp.225-241.

22. Nederveen Pieterse J. Deconstructing/Reconstructing Ethnicity. Nations and Nationalism. 1997. Vol. 3. No. 3. Pp. 365-395.

23. Nederveen Pieterse J. Ethnicities and Multiculturalisms: Politics of Boundaries. In: Ethnicity, Nationalism and Minority Rights. Ed. by S. May, T. Modood, J. Squires. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. Pp. 27-49.

24. Pecoud A. What is Ethnic in an Ethnic Economy? International Review of Sociology. 2010. Vol. 20. No. 1. Pp. 59-76.

25. Stanilov K. Democracy, Markets, and Public Space in the Transitional Societies of Central and Eastern Europe. In: The Post-Socialist City: Urban Form and Space Transformations in Central

m

,-j

and Eastern Europe after Socialism. Ed. by K. Stanilov. Dordrecht: Springer, 2007. Pp. 2б9-2S2.

26. Volery T. Ethnic Entrepreneurship: A Theoretical Framework. In: Handbook of Research on Ethnic Minority Entrepreneurship: A Co-evolutionary View on Resource Management. Ed. by L.-P. Dana. Cheltenham, UK: Edward Elgar, 2007. Pp. 30-41.

27. Waldinger R. The Making of an Immigrant Niche. International Migration Review. 1994. Vol. 2S. No. 1. Pp. 3-30.

2S. Waldinger R. Through the Eye of the Needle: Immigrants and Enterprise in New York's Garment Trades. New York: New York University Press, 19S6. 243 p.

29. Waldinger R., Aldrich H., Ward R. Opportunities, Group Characteristics, and Strategies. In: Waldinger R., Aldrich H., Ward R., and associates. Ethnic Entrepreneurs: Immigrant Business in Industrial Society. Newbury Park, CA: Sage, 1990. Pp.13-4S.

Для цитирования:

Украинский В.Н., Чимитдоржиев Ж.Ж. «Этнизированное» предпринимательство: предпринимательские практики дальневосточных корейцев // Регионалистика. 2016. Т. 3. № 1. С. 43-54. For citing:

Ukrainsky V.N., Chimitdorzhiev Zh.Zh. «Ethnicized» Entrepreneurship: Business Practices of the Far Eastern Koreans. Regionalistica [Regionalistics]. 2016. Vol. 3. No. 1. Pp. 43-54. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.