Научная статья на тему 'Национальное государство vs мировая республика И. Канта'

Национальное государство vs мировая республика И. Канта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Иммануил Кант / национальное государство / мировая республика / война / Immanuel Kant / nation state / world republic / war

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иларионова Т.С.

Книга “К вечному миру” в творческом наследии Иммануила Канта стоит особняком: философ попытался представить собственный проект гармонично устроенного сообщества народов, сформулировал в этом проекте шесть пунктов, на которых следовало бы построить новые международные отношения. Эти положения в последующем вдохновляли и философов от политики, и практических политиков на самостоятельный поиски рецептов сохранения мира, устройства сожительства народов без войн. В настоящей статье автор показывает, что главным препятствием на пути к воплощению кантовских идей в жизнь стало развитие национального государства как такой организации деятельности людей, которая вместо прежних дистанций и проблем породила новые, содержащие в себе большие риски для мирового развития. Национальное государство стало самой распространенной формой государственной организации, хотя стремление наций быть вместе и сообща противостоять вызовам после Первой мировой и после Второй мировой войн было сильным и приводило к формированию глобальных систем для сохранения мира. Автор уверена: эта цель достижима только в том случае, если само национальное государство уйдет с исторической арены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National state vs world republic of I. Kant

The book “Towards Eternal Peace” stands apart in the creative heritage of Immanuel Kant: the philosopher tried to present his own project of a harmoniously arranged community of peoples, formulated in this project six points on which new international relations should be built. These provisions subsequently inspired both political philosophers and practical politicians to independently search for recipes for preserving peace and creating coexistence among peoples without war. In this article, the author shows that the main obstacle to the implementation of Kant’s ideas was the development of the national state as an organization of people’s activities, which, instead of the previous distances and problems, gave rise to new ones, containing great risks for world development. The nation-state became the most common form of government organization, although the desire of nations to be together and face challenges together after World War I and after World War II was strong and led to the formation of global systems to maintain peace. The author is sure: this goal is achievable only if the national state itself leaves the historical arena.

Текст научной работы на тему «Национальное государство vs мировая республика И. Канта»

Иларионова Т.С.

Доктор философских наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Национальное государство vs мировая республика И. Канта

Прошлое Германии демонстрирует подчас удивительные примеры взаимодействия власти и науки, власти и гуманитарного знания. Именно поэтому на определенных этапах этой истории интеллектуальная мысль немцев приносила поразительные открытия, задавала вектор всемирных поисков пути "сосуществования", гармонизации отношений государства и общества. Достаточно только вспомнить эпоху канцлера Отто фон Бисмарка, чтобы убедиться: германское государство было до страшного ХХ века более чем толерантным в своих связях с мыслителями. Советы, как управлять только что возникшей империей, немецким властям (т.е. Бисмарку и императору Вильгельму II) давали их современники - философы Карл Маркс (1813-1883 гг.), Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.), Август Бебель (1840-1913 гг.), Фридрих Ницше (1844-1900 гг.), Макс Вебер (1864-1920 гг.), Освальд Шпенглер (1880-1936 гг.) и многие другие общественные деятели. Научным и нравственным капиталом Германии были и труды предшественников, таких как Иоганн Гот-либ Фихте (1762-1814 гг.), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.), Артур Шопенгауэр (1788-1860 гг.) и, конечно, фактически родоначальник философии политики среди немцев - Иммануил Кант (1724-1804 гг.), чье 300-летие со дня рождения празднуется в апреле 2024 года.

Перечисление этих имен свидетельствует о том, насколько чуткой (или, напротив, толстокожей?) была тогдашняя власть в Германии, а ранее в германских землях - правители не преследовали авторов, по сути, крамольных мыслей по поводу того, как нужно управлять людьми, не чернили их публично, не сажали в тюрьму, хотя и могли "мягко" наказать - высылать или принудить к отъезду из страны, как это случилось с единственными из перечисленных философов, кто активно включился в революционную борьбу с существовавшей властью, - с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в 1849 году, нашедшими свое пристанище как

политические эмигранты в Лондоне.

Иммануил Кант, лишь на короткое время в молодости покидавший Кенигсберг, был пруссаком и в то же время человеком мира. Он жил под властью короля и мечтал о мировой республике. Он не критиковал существовавший порядок, но объявлял идеалом свободу человека, а равенство всех перед законом провозглашал особенно нужным государству - именно оно должно, в первую очередь, по мысли Канта, подчиняться закону. Он был вдохновлен Великой Французской революцией, хотя и видел драматическое развитие порожденных ею политико-административных структур, он верил: республиканская форма правления - вот путь человечества к лучшему будущему.

Книга "К вечному миру"1 в том числе и об этом.

В ней, в частности, говорится: "В соответствии с разумом в отношениях государств между собою не может существовать никакого другого пути выйти из беззаконного состояния постоянной войны, кроме как отречься подобно отдельным людям от своей дикой (беззаконной) свободы, приспособиться к публичным принудительным законам и образовать таким путем (безусловно, постоянно расширяющееся) государство народов (civitas gentium), которое в конце концов охватило бы все народы Земли"2.

В чем же был "дефект" конструкта, порожденного Великой Французской революцией и чем он отличался от идеи Канта?

Существовавший после эпохи Реформации и, особенно, Вестфальского мира (1648 г.) тренд на создание национальных государств французами был усилен. Вместо единения народов на обломках абсолютных монархий Европа получила новый вид государственных противоречий и дистанций: теперь территории различались не только по своим суверенам и стилям их управления, но и по особенностям самого населения, огромную роль начинают играть язык, религия, культура, коллективная психология и память, общие пороки и достоинства людей.

Кант в своем философском проекте шел вразрез с обозначившейся тенденцией, он видел свое идеальное государство в виде мировой республики. "...Идея права всемирного гражданства есть не фантастическое или нелепое представление о праве, а необходимое дополнение неписан-ного кодекса как государственного, так и международного права к публичному праву человека вообще и, таким образом, к вечному миру. И

1 Kant I. Zum ewigen Frieden. Ein philosophischer Entwurf. Königsberg: F. Nicolovius, 1795. P. 23.

2 Кант И. К вечному миру. Философский проект. 1795 // Кант И. К вечному миру (сборник) / И. Кант; [пер. с нем. И.Д. Копцева, И.А. Шапиро, Ц.Г. Арзаканьяна, Ю.Н. Попова, Н. Виндельберга, А.В. Гулыги, И.С. Андреевой, М. И. Левиной; вступит. ст. А. В. Га силина; сост. Б. В. Подороги]. - М.: РИПОЛ классик, 2019. С. 267-268.

только при этом условии можно льстить себя надеждой, что мы постепенно приближаемся к нему",- писал мыслитель3.

Он последовательно развивает эту фундаментальную идею в своем труде. Хотя (и об этом идет речь уже в первом разделе "К вечному миру") единицей международных отношений выступают государства, то есть не аморфные образования, отрицающие организованную власть, о чем позже говорили коммунисты, а, напротив, высоконравственные и высокосплоченные сообщества, в которых управляющие структуры находятся под контролем граждан, и эти структуры действуют в коллективных интересах - не только в интересах конкретного государства, но и в интересах всего мира. Интересы всего мира - суть интересы конкретного государства. Амбивалентность этих отношений, по И.Канту, составляет сердцевину международных отношений.

Кант отрицает полезность объединения всех государств в одно, он видит в этом угрозу благотворному развитию и стабильности (говоря современным языком):

"Идея международного права предполагает раздельное существование многих соседних государств, независимых друг от друга. Несмотря на то что такое состояние само по себе уже есть состояние войны (если федеративное объединение государств не предотвращает возникновения военных действий), все же оно, согласно разуму, лучше, чем слияние государств в единую державу, превосходящую другие и переходящую во всеобщую монархию, так как с увеличением сферы правления законы все более и более теряют свою силу и бездушный деспотизм, искоренив зачатки добра, в конце концов превращается в анархию"4.

Идея суверенитета предстает в его трактате как одна из фундаментальных, и насильственное вмешательство в дела соседей по международному сожительству кажется ему недопустимой, источником возможных войн и конфликтов. Мыслитель фактически провозглашает создание государства нового типа - государство мирного развития, государство договорного принуждения к отказу от войны.

Однако Европа и россыпь ее государств возводили в абсолют иные принципы. Еще такие лидеры общественного мнения, как Жан Боден (1528 или 1529-1596 гг.), рассматривали историю континента не как еди-

3 Кант И. К вечному миру. Философский проект. 1795 // Кант И. К вечному миру (сборник) / И. Кант; [пер. с нем. И.Д. Копцева, И.А. Шапиро, Ц.Г. Арзаканьяна, Ю.Н. Попова, Н. Виндельберга, А.В. Гулыги, И.С. Андреевой, М.И. Левиной; вступит. ст. А.В. Гасилина; сост. Б.В. Подороги]. - М.: РИПОЛ классик, 2019. С. 272.

4 Кант И. К вечному миру. Философский проект. 1795 // Кант И. К вечному миру (сборник) / И. Кант; [пер. с нем. И.Д. Копцева, И.А. Шапиро, Ц.Г. Арзаканьяна, Ю.Н. Попова, Н. Виндельберга, А.В. Гулыги, И.С. Андреевой, М.И. Левиной; вступит. ст. А.В. Гасилина; сост. Б. В. Подороги]. - М.: РИПОЛ классик, 2019. С. 281.

ный цивилизационной поток, стремящийся к благополучию и миру, а как мозаику разрозненных национальных целей и воль. Его углубленный обзор отдельных государственных образований римлян, лакедемонян, венетов, германцев и др. - свидетельство того, что будет позже положено в основу политико-административного явления, которое назовут национальным государством. И хотя в представлении Ж.Бодена основная примета государства - единая власть5 (без различия особенностей населения), сам подход к рассмотрению его вариантов - пролог к философскому обоснованию государства на основе национальной общности.

Национальное государство, определившее такие признаки суверенитета, как государственный язык, система национального права и институтов управления, возвышение собственной истории (как правило, истории войн с соседями и побед над ними), лояльность не только власти, но и в целом государству, стало, как идея, соединяться после Великой Французской революции и с монархическими формами правления: модель "монарх - подданный" на основе общей территории и религии стала заменяться на "государство (с монархом как частью государственной организации) - население (и в нем подданные с объемом гражданских прав/ граждане)" на основе общей территории и общей психологии. И Германия, в частности, после создания империи как раз и пошла по такому пути: она не отринула власть короны, но стала столь вожделенным немцами национальным государством. Германская империя не была похожа на иные образования древних времен, когда шло соединение под единой властью разных народов (тут Россия - один из образцов такого развития). Германия стремилась стать монархическим и в то же время национальным государством. И стала им.

Кант предчувствовал это. И пытался свою модель противопоставить тренду.

Республика И.Канта - это власть народа без различий в языках и привычках. Право, закон должны стоять над этими частными устремлениями и особенностями. Республика И. Канта - вненациональна, она - прототип глобального общества, с коренными интересами поверх интересов разъединения. Почему же философ, понимая существо общего развития, противится ему, отстаивает иную концепцию международного устройства? "Опыт никогда не дает своим суждениям истинной или строгой всеобщности, он сообщает им только условную и сравнительную всеобщность",- утверждает И.Кант в другом своем фундаментальном труде

5 Боден Ж. Метод легкого чтения историй: в 3 т. Т. II. Об устройстве государств. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. С. 18.

- в "Критике чистого разума"6. Этим путем - вопреки опыту, для исправления опыта - будут идти по его стопам многие мыслители и политики.

Созданные на основе национального государства, особенно окрепшие после Наполеоновских войн, Венского конгресса и буржуазных революций 1848 года, не только не отказались от армий и насилия, но после полувекового затишья вновь ринулись в бой, и многие имперские режимы, не вписавшиеся в новые реалии и проигравшие Первую мировую, погибли. 14 пунктов Вудро Вильсона7 - это фактически мысли Канта в переработке начала ХХ века. Американский президент с его предложением открытых переговоров, устранения экономических барьеров, сокращения вооружений, наконец, создания Лиги наций, следовал путем, начертанным пруссаком в трактате "К вечному миру".

Но вновь восторжествовало национальное государство, а не всеобщее единение ради спокойствия и благоденствия.

История повторилась, и не в виде фарса, а в виде чудовищной трагедии Второй мировой войны.

"Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей, и вообще в мире нет ничего простого"8 - снова Кант, снова "Критика чистого разума".

Казалось бы, Вторая мировая война должна была похоронить самую мысль о национальном государстве. Но практика показала другое: государства полиэтничные до войны стали гомогенными во время войны и, особенно, в послевоенное время из-за депортаций, изгнаний и обменов населением. Американский историк Норман Наймарк справедливо указывал на это: никогда Польша не была более польской или Германия более немецкой, чем после войны9. Распространившаяся в Восточной Европе советская административная система не только не препятствовала (в соответствии с доктриной пролетарского интернационализма в отрицание буржуазного национализма) укреплению национального государства как модели общественной организации, но и прибавила ему ярких красок.

Кант мыслил содружество государств вечного мира как федерализм10, вновь подчеркивая, что это "был бы союз народов, который, однако, не

6 Кант И. Критика чистого разума. - М.: Академический проект, 2018. С. 34.

7 «14 пунктов» Вильсона сто лет спустя: как переизобрести мировой порядок / А.В. Кортунов, О.В. Троицкая, О.И. Шакиров [и др.]. - Москва: Центр стратегических разработок, 2018.

8 Кант И. Критика чистого разума. М.: Академический проект, 2018. С. 255.

9 Naimark N. Stalin and the Fate of Europe. The postwar Struggle for Sovereignty. Cambridge, Massachusetts; London, England: The Belknap Press of Harvard University, 2019. P. 2.

10 Кант И. К вечному миру. Философский проект. 1795 // Кант И. К вечному миру (сборник) / И. Кант; [пер. с нем. И.Д. Копцева, И.А. Шапиро, Ц.Г. Арзаканьяна, Ю.Н. Попова, Н. Виндельберга, А.В. Гулыги, И.С. Андреевой, М.И. Левиной; вступит. ст. А.В. Гасилина; сост. Б.В. Подороги]. - М.: РИПОЛ классик, 2019. С. 262.

должен был бы быть государством народов"11. И такой союз понимался им как суррогат мировой республики, как трансфер от раздираемых войнами государств к мирному будущему.

Организацию Объединенных Наций можно признать попыткой создать такой "союз народов". Но несмотря на свое название, именно государственный суверенитет, государства как таковые и нашли свое представительство в этой организации. Они стали ответственными за "вечный мир", но, как мы видим, не достигли его.

Удивительное развитие получили национальные государства в начале XXI века. "Цветные революции", экономический рост в Китае, подъем самосознания народов "черного континента" после завершение великой африканской войны, начавшейся с геноцида в Руанде, укрепление тео-кратий в Иране и Афганистане и напротив, продолжающаяся секуляризация европейских обществ - ни один из новых путей не ведет нас к единению мира. Даже миграции, которые, казалось бы, делают ничтожными границы, да и саму мысль о "чистоте" той или иной нации, гомогенном и оттого изолированном развитии отдельных народов, не приближают нас к пониманию общности мировых судеб, к отказу от войн, потому что сегрегация внутри обществ, взаимная настороженность людей друг к другу, перерастающая во вражду, вынуждают правительства цепляться за спасительный круг "традиционных ценностей", по сути, толкая страны назад, к тому, что и составляло цементирующую, железобетонную основу национального государства. Этот мир полон войн...

...В русском языке одним и тем же словом "мир" обозначаются два разных немецких понятия - мир как невойна (Frieden) и мир как внешнее расширенное (физическое или политическое) пространство (Welt). Мировая республика И. Канта - это Weltrepublik как гарантия Frieden. Однако нынешнее преобразование расширяющегося политического пространства вовсе не ведет к отказу от войны. И даже взамен существующему праву на гражданство конкретного государства (Staatsbürgerrecht) приходящее право на мировое гражданство (Weltbürgerrecht) не в силах сдержать это12.

...В блестяще написанной биографии И.Канта советский ученый Арсений Гулыга отмечал, что название "К вечному миру" для современников философа звучало двусмысленно: как вывеска трактира13. Немцы, как из-

11 Кант И. К вечному миру. Философский проект. 1795 // Кант И. К вечному миру (сборник) / И. Кант; [пер. с нем. И.Д. Копцева, И.А. Шапиро, Ц.Г. Арзаканьяна, Ю.Н. Попова, Н. Виндельберга, А.В. Гулыги, И.С. Андреевой, М.И. Левиной; вступит. ст. А.В. Гасилина; сост. Б. В. Подороги]. - М.: РИПОЛ классик, 2019. С. 263.

12 Kant I. Zum ewigen Frieden. Ein philosophischer Entwurf. Königsberg: F. Nicolovius, 1795. P. 23.

13 Гулыга А. Кант. - М.: "Молодая гвардия", 1981. С. 236.

вестно, любят подобные шутки, достаточно вспомнить "черный юмор" в названии знаменитой пивной "Zum letzten Instanz" ("Последняя инстанция") рядом со зданием Имперского суда в Лейпциге. Попытка с мировой республикой не удалась. Не удалась пока. Но не будем воспринимать это как повод произносить речи за упокой. Будущее неизвестно. Может быть, потомки найдут проект И. Канта неплохим и воплотят его в жизнь. И это будет день смерти национального государства. Вот тогда можно будет праздновать вечный мир.

Список литературы:

1. «14 пунктов» Вильсона сто лет спустя: как переизобрести мировой порядок / А.В. Кортунов, О.В. Троицкая, О.И. Шакиров [и др.]. - Москва: Центр стратегических разработок, 2018.

2. Боден Ж. Метод легкого чтения историй: в 3 т. Т. II. Об устройстве государств. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021.

3. Гулыга А. Кант. - М.: "Молодая гвардия", 1981.

4. Кант И. К вечному миру. Философский проект. 1795 // Кант И. К вечному миру (сборник) / И. Кант ; [пер. с нем. И.Д. Коп-цева, И.А. Шапиро, Ц.Г. Арзаканьяна, Ю.Н. Попова, Н. Виндельберга, А.В. Гулыги, И.С. Андреевой, М.И. Левиной; вступит. ст. А.В. Га силина; сост. Б.В. Подороги]. - М.: РИПОЛ классик, 2019.

5. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Академический проект, 2018.

6. Kant I. Zum ewigen Frieden. Ein philosophischer Entwurf. Königsberg: F. Nicolovius, 1795.

7. Naimark N. Stalin and the Fate of Europe. The postwar Struggle for Sovereignty. Cambridge, Massachusetts; London, England: The Belknap Press of Harvard University, 2019.

8. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Предметное поле государственного управления в системе политических наук // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 10 (184). С. 57-61.

9. Рябова Е.Л. К вопросу о единстве образования и воспитания: институциональный дискурс // Казачество. 2023. № 66 (1). С. 11-18.

10. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.

11. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геопсихология и геополитика цветных линий // Казачество. 2022. № 59 (2). С. 9-18.

12. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Чумаки и казаки: опыт сравнительного исследования // Казачество. 2022. № 62 (5). С. 42-50.

13. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.

14. Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.

15. Кантаева О.В., Рябова Е.Л. Региональные аспекты реализации государственных инициатив по стимулированию активного долголетия и физической активности пожилых граждан // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 42-51.

16. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Явные и скрытые смыслы забастовок // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 30-42.

17. Бирюков С.В., Рябова Е.Л. Феномен лидерства в контексте современных кризисов и вызовов // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 1 (151). С. 9-19.

18. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Эволюция дипломатического подарка как индикатор изменений в международных отношениях // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 6 (156). С. 45-54.

19. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. 80-лет парада на красной площади: историко-культурный и геополитический смыслы парадов // Казачество. 2021. № 57 (7). С. 9-18.

20. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Боль разделенных городов - последствия геополитических игр // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 1 (27). С. 10-20.

21. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитическая авантюра: цена внешнеполитического просчета в истории // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 5 (31). С. 515-524.

22. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Политизация образов истории повседневности (на примере образа ворот) // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 7 (33). С. 782-791.

23. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитические смыслы закрытых границ: размышления в связи с карантином // Альманах Крым. 2020. № 20. С. 11-22.

24. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экологические смыслы международного сотрудничества: все тайное становится явным // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 1 (19). С. 10-19.

25. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика в маске // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 4 (22). С. 500-511.

26. Рыбаков С.В., Рябова Е.Л. К вопросу об инновационном компоненте молодежной политике в Российской Федерации // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. № 11 (137). С. 44.

27. Рябова Е.Л. Международный круглый стол на тему «Внешняя политика России в условиях обострения международной обстановки» // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 5 (167). С. 52-55.

28. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.

29. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Православные основы самоидентификации российского казачества: история и современность

// Казачество. 2019. № 38 (2). С. 35-44.

30. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Связь времен и смыслов: священные деревья // Миссия конфессий. 2019. Том 8. Часть 2 (№ 37). С. 133-142

31. Рябова Е.Л., Чапкин Н.С. Некоммерческие и коммерческие медицинские организации: теоретические аспекты осуществления деятельности // Власть истории - История власти. 2024. Том 10. Часть 3. (№ 53). С. 12-21.

32. Рябова Е.Л., Чапкин Н.С. Роль некоммерческих организаций в укреплении здравоохранения и обеспечении доступности медицинской помощи // Культура Мира. 2024. Т. 12. № 37 (2). С. 14-23.

Bibliography

1. Wilson's "14 points" a hundred years later: how to reinvent the world order / A.V. Kortunov, O.V. Troitskaya, O.I. Shakirov [and others]. - Moscow: Center for Strategic Research, 2018.

2. Boden J. Method of easy reading of stories: in 3 volumes. Vol. II. About the structure of states. - M.: Publishing house. House of the Higher School of Economics, 2021.

3. Gulyga A. Kant. - M.: "Young Guard", 1981.

4. Kant I. Towards eternal peace. Philosophical project. 1795 // Kant I. Towards Eternal Peace (collection) / I. Kant; [transl. with him. I.D. Koptseva, I.A. Shapiro, Ts.G. Arzakanyana, Yu.N. Popov, N. Windelberg, A.V. Gulygi, I.S. Andreeva, M.I. Levina; will enter. Art. A.V. Ga silina; comp. B.V. Roads]. - M.: RIPOL classic, 2019.

5. Kant I. Critique of Pure Reason. - M.: Academic project, 2018.

6. Kant I. Zum ewigen Frieden. Ein philosophischer Entwurf. Königsberg: F. Nicolovius, 1795.

7. Naimark N. Stalin and the Fate of Europe. The postwar Struggle for Sovereignty. Cambridge, Massachusetts; London, England: The Belknap Press of Harvard University, 2019.

8. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Subject field of public administration in the system of political sciences // Ethnosocium and inter-ethnic culture. 2023. № 10 (184). P. 57-61.

9. Ryabova E.L. On the issue of the unity of education and upbringing: institutional discourse // Cossacks. 2023. № 66 (1). P. 11-18.

10. Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). P. 75-86.

11. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopsychology and geopolitics of colored lines // Cossacks. 2022. № 59 (2). P. 9-18.

12. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Chumaks and Cossacks: experience of comparative research // Cossacks. 2022. № 62 (5). P. 42-50.

13. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.

14. Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: conflict between the values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 11-19.

15. Kantaeva O.V., Ryabova E.L. Regional aspects of the implementation of state initiatives to stimulate active longevity and physical activity of older citizens // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 42-51.

16. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Explicit and hidden meanings of strikes // Power of history and history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 30-42.

17. Biryukov S.V., Ryabova E.L. The phenomenon of leadership in the context of modern crises and challenges // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 1 (151). P. 9-19.

18. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The evolution of a diplomatic gift as an indicator of changes in international relations // Ethnoso-cium and interethnic culture. 2021. № 6 (156). P. 45-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. 80 years of the parade on Red Square: historical, cultural and geopolitical meanings of the parades // Cossacks. 2021. № 57 (7). P. 9-18.

20. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The pain of divided cities - the consequences of geopolitical games // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 1 (27). P. 10-20.

21. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical adventure: the price of foreign policy miscalculation in history // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 5 (31). P. 515-524.

22. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Politicization of images of everyday history (using the example of the image of a gate) // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 7 (33). P. 782-791.

23. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical meanings of closed borders: reflections in connection with quarantine // Almanac Crimea. 2020. № 20. P. 11-22.

24. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Ecological meanings of international cooperation: everything secret becomes clear // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 1 (19). P. 10-19.

25. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitics in a mask // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 4 (22). P. 500-511.

26. Rybakov S.V., Ryabova E.L. On the issue of the innovative component of youth policy in the Russian Federation // Ethnosocium and interethnic culture. 2019. № 11 (137). P. 44.

27. Ryabova E.L. International round table on the topic "Russian Foreign Policy in the Conditions of Aggravation of the International Situation" // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 5 (167). P. 52-55.

28. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.

29. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Orthodox foundations of self-identification of the Russian Cossacks: history and modernity // Cossacks. 2019. № 38 (2). P. 35-44.

30. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Connection of times and meanings: sacred trees // Mission of confessions. 2019. Volume 8. Part 2 (№ 37). P. 133-142

31. Ryabova E.L., Chapkin N.S. Non-profit and commercial medical organizations: theoretical aspects of the implementation of activities // The power of history - History of power. 2024. Volume 10. Part 3. (№ 53). P. 12-21.

32. Ryabova E.L., Chapkin N.S. The role of non-profit organizations in strengthening healthcare and ensuring access to medical care // Culture of the World. 2024. Vol. 12. № 37 (2). P. 14-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.