Международные отношения Кан Юэ
Магистр филологических наук, преподаватель средней школы Шиянг,
города Яньчэн в провинции Цзянсу, Китай.
Берлинская стена: от символа идеологического противостояния до Истсайдской галереи
Многие исследователи сходятся на том, что история циклична и это в значительной степени обуславливает необходимость и значимость ее изучения современными учеными. Исследуя события, происходившие на мировой политической арене, решения, которые тогда принимались и то, как общество на них реагировало, мы можем прогнозировать, как аналогичные события станут развиваться в современной действительности.
В настоящее время во всем мире поднимается тема второй холодной войны, затронувшей три могущественные страны. В связи с этим актуализируются вопросы изучения противостояния стран Запада и Востока в XX веке, как единственного известного примера ведения столь глобальной холодной войны. Для получения наиболее полной картины необходимо исследование данного периода не только с точки зрения политических наук, но и социологических, культурологических и других смежных сфер научного изучения. В процессе изучения данного вопроса мы не можем обойти стороной одни из наиболее заметных и ключевых событий войны двух идеологий: раздел Германии социалистическим и капиталистическим лагерем, и непосредственно связанное с ним воздвижение Берлинской стены, а также события за этим последовавшие.
Так, воздвигнутая в августе 1961 года Берлинская стена стала, пожалуй, самым ярким и значимым символом противостояния социалистического и капиталистического общества в холодной войне. Предпосылки ее возникновения прослеживались еще задолго до принятия решения о ее сооружении. Проведенная в 1948 году на территории Западной Германии денежная реформа ознаменовала раскол не только Германии, но и всего Европейского мира [2]. Так, незадолго после этих событий, уже в 1949 году Западная и Восточная Германия стали официально считаться двумя разными странами - Федеративной Республикой Германии (ФРГ) и Германской Демократической Республикой (ГДР), соответственно. Раздел территорий происходил, в том числе, и в границах
Берлина, поделенного, в итоге, на две части. Долгое время это разделение оставалось условным и перемещение граждан между районами Берлина осуществлялось лишь через блокпосты.
При этом, на территории социалистического Берлина условия жизни людей оставались значительно хуже, чем на стороне капиталистов. Связано это было, в первую очередь с тем, что сторона ФРГ, как и ее основной союзник - Советский Союз, в большей степени пострадали во время Второй Мировой войны и средства на восстановление и развитие были крайне ограничены. Финансовые сложности в сочетании с диктатурой социалистического правительства послужили причиной массового переселения граждан Восточной Германии на Запад. Наиболее доступным путем для этих целей оказалась граница ФРГ и ГДР на территории Берлина. Так, лишь в июле 1961 года из Восточной Германии уехало более 30 тыс. человек [1]. Этот факт стал спусковым в принятии решения Советом министров ГДР о воздвижении физической границы между Восточным и Западным Берлином. Так, в ночь с 13 на 14 августа 1961г., были установлены первые сооружения Берлинской стены.
Только возведенная граница была неоднородной и на различных участках обозначалась от растянутой колючей проволоки до бетонных блоков и вооруженных солдат. С течением времени, со стороны Восточного Берлина, стена совершенствовалась и укреплялась: устанавливались обзорные вышки с пограничными войсками, создавалась пограничная зона с усиленным контролем, а позже, и вторая стена, ограждавшая эту зону [7]. Попытки пересечь Берлинскую стену продолжались на протяжении всего времени ее существования, что вынудило власти ГДР принимать, порой, жестокие меры. Близ стены создавались все условия, чтобы к ней было невозможно подобраться: по всей пограничной зоне были разбросаны «ежи», чтобы гвозди не давали беженцам оперативно скрыться от военных; сама зона ярко освещалась, а обзорные вышки стояли каждые 250м, чтобы у пограничников была возможность своевременно заметить беглецов и вовремя отреагировать [8].
В то же время, с западной стороны стены ситуация складывалась значительно проще. Власти ФРГ не признавали законность основания ГДР, а соответственно, и ее государственной границы. Стена никак не охранялась и ее пересечение не считалось противозаконным [3]. Свободный доступ к стене, разделившей многих жителей Западного Берлина с их близкими и родственниками из Восточного Берлина, открыл для них возможности выразить свою позицию в отношении этого. Так Берлинская
стена стала не только символом раскола Европейского мира, но и западная ее часть стала бетонным холстом для мирного протеста.
Жители Западного Берлина, возмущенные настолько категоричными ограничительными мерами со стороны властей ГДР, стали рисовать на стене политические карикатуры и писать лозунги, призывающие к миру и свободе [6]. Стена стала заполняться рисунками местных художников, граффити и надписями. К 1989 году со стороны Западного Берлина стена уже превратилась в многокилометровую выставку граффити как профессиональных художников, так и любителей, и простых граждан ФРГ. Часть этих изображений была продана в разные страны после демонтажа Берлинской стены. Так, например, некоторые фрагменты стены находятся в штаб-квартире ЦРУ, офисе Microsoft, в Киеве, перед посольством Германии и в Москве, в сквере Сахаровского центра [5].
В то же время восточная часть стены оставалась неприступна вплоть до ее падения, которое произошло 9 ноября 1989 года в связи с принятием в ГДР решения об открытии границ с Западной Германией. В тот же вечер сотни тысяч жителей восточной стороны оказались у стены, вынудив пограничников открыть Берлинскую стену [4].
Вновь воссоединившийся, хоть пока и не официально, германский народ, стремился запечатлеть это знаменательное событие в истории. Уже спустя несколько дней после открытия границ на восточной стороне Берлинской стены появились первые рисунки художников. Однако, они были оперативно закрашены пограничниками ГДР, все еще патрулирующими стену. На этом попытки немецких художников «освоить» непреступную на протяжении 28 лет стену не закончились. Так в Министерстве национальной обороны ГДР вскоре начались переговоры по вопросу создания из стены самой большой открытой галереи в мире. Авторами данной инициативы стали художники Дэвид Монти и Хайке Штефан. Добившись официального мандата Совета министров ГДР, Монти и Штефан основали проект «East Side Gallery» [10].
Открытие галереи состоялось уже 28 сентября 1990 года. К реализации данного проекта были привлечены художники со всего мира и к моменту открытия в нем приняли участие 118 человек из 21 страны [11]. Их работы украсили 1136м бетонной стены. Сюжеты этих картин отражали события, связанные с существованием и падением Берлинской стены. На них изображались люди, пытающиеся преодолеть преграду, разлучившую их с близкими (рис. 1, рис. 2);
• упоминались жертвы социалистического режима Восточной Герма-
Рис. 1. Биргит Кин-дер «Попробуй лучшее».
Рис.2. Габриэль Хаймлер «Прыгун через стену».
CURRICULUM VITAE
7 1978 1979 19Ъ0'
ESC АРЕ is a mighty method
ta destabilise dviTtinfon
19Ы-. GDR-refugees trigger the buildina af the- U* "
GRATITUDE to the
kilted and surviving refugees
19Ù9; GDR-refuq ces trigger +ha -Fall of Me Berlin U/all
Рис. 3. Сюзанна Куньяппу «Биографическая справка».
нии, убитые при попытках пересечения границы (рис. 3);
• изображался сам момент «прорыва» стены (рис. 4) и радость от долгожданного воссоединения, надежды на мирное и свободное будущее.
Соединив их все в единое полотно, Истсайдская галерея стала своеобразным памятником единства и напоминанием о том, как стремление к свободе и миру способно преодолеть любые ограничения и преграды.
Поскольку первые картины создавались за счет средств и материалов самих художников, а сам материал стены не был подходящим для долговременного сохранения работ, Истсайдская галерея пережила несколько реставраций [12]. Самая крупная из них состоялась в 2009 году, когда большинство картин были закрашены и воссозданы заново. Некоторые из них сохранили свой изначальный вид и содержание, а часть была доработана и изменена авторами. Немногие художники отказались от предложения нарисовать свою картину заново и создали новые художественные объекты, отражающие современное положение в обществе [9].
Несмотря на все изменения, которые произошли с фрагментами Берлинской стены, ставшими основой для крупнейшей в мире открытой галереи, они остаются символом освобождения и памятью о временах, когда жители двух германских государств оказались разделены непреступной стеной.
История государственной границы ГДР, ставшей в последствии крупнейшим арт-объектом, заслуживает особого внимания исследователей как истории и политики, так и культуры и искусства. Это уникальный пример того, как политическая нестабильность в обществе вылилась в акт столь масштабного мирного арт-протеста, сохранившегося спустя десятки лет. Изучение событий того времени и их последствий может
Рис. 4. Кани Алави «Это произошло в ноябре».
помочь современным ученым раскрыть многие вопросы, касающиеся политических волнений, происходящих в нынешнее время и реакции общества на них.
Список литературы:
1. Абрасимов П.А. Западный Берлин: вчера и сегодня. - М.: Международные отношения. 1980. 216 с.
2. Краткая история Германии / У. Дирльмайер [и др.]; пер. с нем. К.В. Тимофеевой. - СПб.: Евразия, 2008. 542 с.
3. Минин Е.М. Крушение Берлинской стены: как это было // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2017. № 2 (786). С. 144-153.
4. Павлов Н.В. История современной Германии. 1945-2005. - М.: Астрель, 2006. 510 с.
5. Потемина М.С. Что осталось от Берлинской стены // Слово.ру: Балтийский акцент. 2010. № 1-2. С. 108-115.
6. Ритц Хауке. Утраченное культурное единство большой европы и новая холодная война // Перспективы. Электронный журнал. 2016. № 3 (7). С. 66-74.
7. Самоловов К.Г., Стукалина А.К. Мемориал «берлинская стена». преодоление прошлого как инструмент дизайна городской среды // Системные технологии. 2022. № 1 (42). С. 253-262.
8. Федорова О.О. 155 километров, разделивших германское общество // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. №3-1. С. 118-122.
9. Libo Jing (Bill) Xu, Zhen Sun, Ye Xu. Street art as alternative attractions: A case of the East Side Gallery // Tourism Management Perspectives, 2019. Vol. 29. P. 76-85. // URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S2211973618301004
10. Stiftung Berliner Mauer // URL: https://www.stiftung-berliner-mauer.de/de/east-side-gallery/historischer-ort/laengste-open-air-galerie#der-wandel-der-east-side-gallery
11. Orte der Einheit // URL: https://www.orte-der-einheit.de/east-side-gallery
12. East side gallery // URL: http://eastsidegallery-berlin.com/
13. Рябова Е.Л. К вопросу о единстве образования и воспитания: институциональный дискурс // Казачество. 2023. № 66 (1). С. 11-18.
14. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.
15. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геопсихология и геополитика цветных линий // Казачество. 2022. № 59 (2). С. 9-18.
16. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.
17. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитическая авантюра: цена внешнеполитического просчета в истории // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 5 (31). С. 515-524.
Bibliography
1. Abrasimov P.A. West Berlin: yesterday and today. - M.: International relations. 1980. 216 p.
2. Brief history of Germany / W. Dirlmeier [etc.]; lane with him. K.V. Timofeeva. - St. Petersburg: Eurasia, 2008. 542 p.
3. Minin E.M. The collapse of the Berlin Wall: how it happened // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Social Sciences. 2017. № 2 (786). P. 144-153.
4. Pavlov N.V. History of modern Germany. 1945-2005. - M.: Astrel, 2006. 510 p.
5. Potemina M.S. What remains of the Berlin Wall // Slovo.ru: Baltic accent. 2010. № 1-2. P. 108-115.
6. Ritz Hauke. The lost cultural unity of Greater Europe and the new Cold War // Perspectives. Electronic journal. 2016. № 3 (7). P. 66-74.
7. Samolovov K.G., Stukalina A.K. Memorial "Berlin Wall". overcoming the past as a tool for designing the urban environment // System technologies. 2022. № 1 (42). P. 253-262.
8. Fedorova O.O. 155 kilometers that divided German society // Scientific notes of OSU. Series: Humanities and social sciences. 2010. № 3-1. P. 118-122.
9. Libo Jing (Bill) Xu, Zhen Sun, Ye Xu. Street art as alternative attractions: A case of the East Side Gallery // Tourism Management Perspectives, 2019. Vol. 29. P. 76-85. // URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S2211973618301004
10. Stiftung Berliner Mauer // URL: https://www.stiftung-berliner-mauer.de/de/east-side-gallery/historischer-ort/laengste-open-air-galerie#der-wandel-der-east-side-gallery
11. Orte der Einheit // URL: https://www.orte-der-einheit.de/east-side-gallery
12. East side gallery // URL: http://eastsidegallery-berlin.com/
13. Ryabova E.L. On the issue of the unity of education and upbringing: institutional discourse // Cossacks. 2023. № 66 (1). P. 11-18.
14. Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). P. 75-86.
15. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopsychology and geopolitics of colored lines // Cossacks. 2022. № 59 (2). P. 9-18.
16. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.
17. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical adventure: the price of foreign policy miscalculation in history // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 5 (31). P. 515-524.