Научная статья на тему 'Берлинская стена: от символа идеологического противостояния до Истсайдской галереи'

Берлинская стена: от символа идеологического противостояния до Истсайдской галереи Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
холодная война / Истсайдская галерея / Берлинская стена / ГДР / ФРГ / социализм / капитализм / мирный протест / политическая карикатура / cold war / East Side Gallery / Berlin Wall / East Germany / West Germany / socialism / capitalism / peaceful protest / political cartoon

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Кан Юэ

Изучение событий холодной войны XX века не прекращается на протяжении десятилетий. Отчасти, связано это и с тем, что незадолго после ее окончания, многие исследователи и политики стали говорить о начале новой холодной войны, затронувшей, на этот раз, сразу три мировых державы. Однако, сам феномен холодной войны остается недостаточно изученным и ее события могут оказаться довольно непредсказуемыми. Несмотря на это, ученые, исследующие данный вопрос сходятся на том, что основной силой в холодной войне является не вооружение, а так называемые «мягкие силы», воздействующие постепенно на мировое сообщество и граждан стран-противников. В этом контексте становится очевидно, что необходимо проводить дальнейшие изучения с точки зрения междисциплинарного подхода, позволяющего, в частности, изучить вопросы влияния политических решений на культуру и искусство, и наоборот, их влияние на политические стратегии и решения. Одним из наиболее ярких примеров сочетания международных политических отношений с народным искусством и культурой является трансформация Берлинской стены в крупнейшую открытую художественную галерею. Ставшая воплощением и, буквально, холстом для отражения настроений в обществе, Берлинская стена представляет особый интерес для исследования в различных научных областях. В связи с этим в данной статье рассматриваются как события, приведшие к воздвижению стены, так и те, что за этим последовали. События анализируются с точки зрения реакции общества двух соседних государств и прослеживается, как государственная граница превратилась в арт-объект. Кроме того, в статье изучаются события и после падения стены. Приводится история создания и развития Истсайдской галереи, а также анализируется ее символическое значение и смыслы, заложенные в наиболее распространенных сюжетах картин данной инсталляции. В завершение отмечается, что данная тема остается актуальной до сих пор и нуждается в дополнительном междисциплинарном изучении, поскольку это позволит шире взглянуть на события сегодняшних дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Berlin Wall: from a symbol of ideological confrontation to the East Side Gallery

The study of the events of the Cold War of the 20th century has not stopped for decades. This is partly due to the fact that shortly after its end, many researchers and politicians began to talk about the beginning of a new Cold War, which this time affected three world powers at once. However, the phenomenon of the Cold War itself remains insufficiently studied and its events may turn out to be quite unpredictable. Despite this, scientists studying this issue agree that the main force in the Cold War is not weapons, but the so-called “soft forces” that gradually influence the world community and citizens of enemy countries. In this context, it becomes obvious that further research is necessary from the point of view of an interdisciplinary approach, allowing, in particular, to study the influence of political decisions on culture and art, and vice versa, their influence on political strategies and decisions. One of the most striking examples of the combination of international political relations with folk art and culture is the transformation of the Berlin Wall into the largest open art gallery. Having become the embodiment and, literally, a canvas for reflecting the mood in society, the Berlin Wall is of particular interest for research in various scientific fields. In this regard, this article examines both the events that led to the construction of the wall and those that followed. The events are analyzed from the point of view of the reaction of the society of two neighboring states and it is traced how the state border turned into an art object. In addition, the article examines events after the fall of the wall. The history of the creation and development of the East Side Gallery is given, and its symbolic meaning and the meanings embedded in the most common subjects of paintings in this installation are analyzed. In conclusion, it is noted that this topic remains relevant to this day and requires additional interdisciplinary study, as this will allow a broader look at the events of today.

Текст научной работы на тему «Берлинская стена: от символа идеологического противостояния до Истсайдской галереи»

Международные отношения Кан Юэ

Магистр филологических наук, преподаватель средней школы Шиянг,

города Яньчэн в провинции Цзянсу, Китай.

Берлинская стена: от символа идеологического противостояния до Истсайдской галереи

Многие исследователи сходятся на том, что история циклична и это в значительной степени обуславливает необходимость и значимость ее изучения современными учеными. Исследуя события, происходившие на мировой политической арене, решения, которые тогда принимались и то, как общество на них реагировало, мы можем прогнозировать, как аналогичные события станут развиваться в современной действительности.

В настоящее время во всем мире поднимается тема второй холодной войны, затронувшей три могущественные страны. В связи с этим актуализируются вопросы изучения противостояния стран Запада и Востока в XX веке, как единственного известного примера ведения столь глобальной холодной войны. Для получения наиболее полной картины необходимо исследование данного периода не только с точки зрения политических наук, но и социологических, культурологических и других смежных сфер научного изучения. В процессе изучения данного вопроса мы не можем обойти стороной одни из наиболее заметных и ключевых событий войны двух идеологий: раздел Германии социалистическим и капиталистическим лагерем, и непосредственно связанное с ним воздвижение Берлинской стены, а также события за этим последовавшие.

Так, воздвигнутая в августе 1961 года Берлинская стена стала, пожалуй, самым ярким и значимым символом противостояния социалистического и капиталистического общества в холодной войне. Предпосылки ее возникновения прослеживались еще задолго до принятия решения о ее сооружении. Проведенная в 1948 году на территории Западной Германии денежная реформа ознаменовала раскол не только Германии, но и всего Европейского мира [2]. Так, незадолго после этих событий, уже в 1949 году Западная и Восточная Германия стали официально считаться двумя разными странами - Федеративной Республикой Германии (ФРГ) и Германской Демократической Республикой (ГДР), соответственно. Раздел территорий происходил, в том числе, и в границах

Берлина, поделенного, в итоге, на две части. Долгое время это разделение оставалось условным и перемещение граждан между районами Берлина осуществлялось лишь через блокпосты.

При этом, на территории социалистического Берлина условия жизни людей оставались значительно хуже, чем на стороне капиталистов. Связано это было, в первую очередь с тем, что сторона ФРГ, как и ее основной союзник - Советский Союз, в большей степени пострадали во время Второй Мировой войны и средства на восстановление и развитие были крайне ограничены. Финансовые сложности в сочетании с диктатурой социалистического правительства послужили причиной массового переселения граждан Восточной Германии на Запад. Наиболее доступным путем для этих целей оказалась граница ФРГ и ГДР на территории Берлина. Так, лишь в июле 1961 года из Восточной Германии уехало более 30 тыс. человек [1]. Этот факт стал спусковым в принятии решения Советом министров ГДР о воздвижении физической границы между Восточным и Западным Берлином. Так, в ночь с 13 на 14 августа 1961г., были установлены первые сооружения Берлинской стены.

Только возведенная граница была неоднородной и на различных участках обозначалась от растянутой колючей проволоки до бетонных блоков и вооруженных солдат. С течением времени, со стороны Восточного Берлина, стена совершенствовалась и укреплялась: устанавливались обзорные вышки с пограничными войсками, создавалась пограничная зона с усиленным контролем, а позже, и вторая стена, ограждавшая эту зону [7]. Попытки пересечь Берлинскую стену продолжались на протяжении всего времени ее существования, что вынудило власти ГДР принимать, порой, жестокие меры. Близ стены создавались все условия, чтобы к ней было невозможно подобраться: по всей пограничной зоне были разбросаны «ежи», чтобы гвозди не давали беженцам оперативно скрыться от военных; сама зона ярко освещалась, а обзорные вышки стояли каждые 250м, чтобы у пограничников была возможность своевременно заметить беглецов и вовремя отреагировать [8].

В то же время, с западной стороны стены ситуация складывалась значительно проще. Власти ФРГ не признавали законность основания ГДР, а соответственно, и ее государственной границы. Стена никак не охранялась и ее пересечение не считалось противозаконным [3]. Свободный доступ к стене, разделившей многих жителей Западного Берлина с их близкими и родственниками из Восточного Берлина, открыл для них возможности выразить свою позицию в отношении этого. Так Берлинская

стена стала не только символом раскола Европейского мира, но и западная ее часть стала бетонным холстом для мирного протеста.

Жители Западного Берлина, возмущенные настолько категоричными ограничительными мерами со стороны властей ГДР, стали рисовать на стене политические карикатуры и писать лозунги, призывающие к миру и свободе [6]. Стена стала заполняться рисунками местных художников, граффити и надписями. К 1989 году со стороны Западного Берлина стена уже превратилась в многокилометровую выставку граффити как профессиональных художников, так и любителей, и простых граждан ФРГ. Часть этих изображений была продана в разные страны после демонтажа Берлинской стены. Так, например, некоторые фрагменты стены находятся в штаб-квартире ЦРУ, офисе Microsoft, в Киеве, перед посольством Германии и в Москве, в сквере Сахаровского центра [5].

В то же время восточная часть стены оставалась неприступна вплоть до ее падения, которое произошло 9 ноября 1989 года в связи с принятием в ГДР решения об открытии границ с Западной Германией. В тот же вечер сотни тысяч жителей восточной стороны оказались у стены, вынудив пограничников открыть Берлинскую стену [4].

Вновь воссоединившийся, хоть пока и не официально, германский народ, стремился запечатлеть это знаменательное событие в истории. Уже спустя несколько дней после открытия границ на восточной стороне Берлинской стены появились первые рисунки художников. Однако, они были оперативно закрашены пограничниками ГДР, все еще патрулирующими стену. На этом попытки немецких художников «освоить» непреступную на протяжении 28 лет стену не закончились. Так в Министерстве национальной обороны ГДР вскоре начались переговоры по вопросу создания из стены самой большой открытой галереи в мире. Авторами данной инициативы стали художники Дэвид Монти и Хайке Штефан. Добившись официального мандата Совета министров ГДР, Монти и Штефан основали проект «East Side Gallery» [10].

Открытие галереи состоялось уже 28 сентября 1990 года. К реализации данного проекта были привлечены художники со всего мира и к моменту открытия в нем приняли участие 118 человек из 21 страны [11]. Их работы украсили 1136м бетонной стены. Сюжеты этих картин отражали события, связанные с существованием и падением Берлинской стены. На них изображались люди, пытающиеся преодолеть преграду, разлучившую их с близкими (рис. 1, рис. 2);

• упоминались жертвы социалистического режима Восточной Герма-

Рис. 1. Биргит Кин-дер «Попробуй лучшее».

Рис.2. Габриэль Хаймлер «Прыгун через стену».

CURRICULUM VITAE

7 1978 1979 19Ъ0'

ESC АРЕ is a mighty method

ta destabilise dviTtinfon

19Ы-. GDR-refugees trigger the buildina af the- U* "

GRATITUDE to the

kilted and surviving refugees

19Ù9; GDR-refuq ces trigger +ha -Fall of Me Berlin U/all

Рис. 3. Сюзанна Куньяппу «Биографическая справка».

нии, убитые при попытках пересечения границы (рис. 3);

• изображался сам момент «прорыва» стены (рис. 4) и радость от долгожданного воссоединения, надежды на мирное и свободное будущее.

Соединив их все в единое полотно, Истсайдская галерея стала своеобразным памятником единства и напоминанием о том, как стремление к свободе и миру способно преодолеть любые ограничения и преграды.

Поскольку первые картины создавались за счет средств и материалов самих художников, а сам материал стены не был подходящим для долговременного сохранения работ, Истсайдская галерея пережила несколько реставраций [12]. Самая крупная из них состоялась в 2009 году, когда большинство картин были закрашены и воссозданы заново. Некоторые из них сохранили свой изначальный вид и содержание, а часть была доработана и изменена авторами. Немногие художники отказались от предложения нарисовать свою картину заново и создали новые художественные объекты, отражающие современное положение в обществе [9].

Несмотря на все изменения, которые произошли с фрагментами Берлинской стены, ставшими основой для крупнейшей в мире открытой галереи, они остаются символом освобождения и памятью о временах, когда жители двух германских государств оказались разделены непреступной стеной.

История государственной границы ГДР, ставшей в последствии крупнейшим арт-объектом, заслуживает особого внимания исследователей как истории и политики, так и культуры и искусства. Это уникальный пример того, как политическая нестабильность в обществе вылилась в акт столь масштабного мирного арт-протеста, сохранившегося спустя десятки лет. Изучение событий того времени и их последствий может

Рис. 4. Кани Алави «Это произошло в ноябре».

помочь современным ученым раскрыть многие вопросы, касающиеся политических волнений, происходящих в нынешнее время и реакции общества на них.

Список литературы:

1. Абрасимов П.А. Западный Берлин: вчера и сегодня. - М.: Международные отношения. 1980. 216 с.

2. Краткая история Германии / У. Дирльмайер [и др.]; пер. с нем. К.В. Тимофеевой. - СПб.: Евразия, 2008. 542 с.

3. Минин Е.М. Крушение Берлинской стены: как это было // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2017. № 2 (786). С. 144-153.

4. Павлов Н.В. История современной Германии. 1945-2005. - М.: Астрель, 2006. 510 с.

5. Потемина М.С. Что осталось от Берлинской стены // Слово.ру: Балтийский акцент. 2010. № 1-2. С. 108-115.

6. Ритц Хауке. Утраченное культурное единство большой европы и новая холодная война // Перспективы. Электронный журнал. 2016. № 3 (7). С. 66-74.

7. Самоловов К.Г., Стукалина А.К. Мемориал «берлинская стена». преодоление прошлого как инструмент дизайна городской среды // Системные технологии. 2022. № 1 (42). С. 253-262.

8. Федорова О.О. 155 километров, разделивших германское общество // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. №3-1. С. 118-122.

9. Libo Jing (Bill) Xu, Zhen Sun, Ye Xu. Street art as alternative attractions: A case of the East Side Gallery // Tourism Management Perspectives, 2019. Vol. 29. P. 76-85. // URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S2211973618301004

10. Stiftung Berliner Mauer // URL: https://www.stiftung-berliner-mauer.de/de/east-side-gallery/historischer-ort/laengste-open-air-galerie#der-wandel-der-east-side-gallery

11. Orte der Einheit // URL: https://www.orte-der-einheit.de/east-side-gallery

12. East side gallery // URL: http://eastsidegallery-berlin.com/

13. Рябова Е.Л. К вопросу о единстве образования и воспитания: институциональный дискурс // Казачество. 2023. № 66 (1). С. 11-18.

14. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.

15. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геопсихология и геополитика цветных линий // Казачество. 2022. № 59 (2). С. 9-18.

16. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.

17. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитическая авантюра: цена внешнеполитического просчета в истории // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 5 (31). С. 515-524.

Bibliography

1. Abrasimov P.A. West Berlin: yesterday and today. - M.: International relations. 1980. 216 p.

2. Brief history of Germany / W. Dirlmeier [etc.]; lane with him. K.V. Timofeeva. - St. Petersburg: Eurasia, 2008. 542 p.

3. Minin E.M. The collapse of the Berlin Wall: how it happened // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Social Sciences. 2017. № 2 (786). P. 144-153.

4. Pavlov N.V. History of modern Germany. 1945-2005. - M.: Astrel, 2006. 510 p.

5. Potemina M.S. What remains of the Berlin Wall // Slovo.ru: Baltic accent. 2010. № 1-2. P. 108-115.

6. Ritz Hauke. The lost cultural unity of Greater Europe and the new Cold War // Perspectives. Electronic journal. 2016. № 3 (7). P. 66-74.

7. Samolovov K.G., Stukalina A.K. Memorial "Berlin Wall". overcoming the past as a tool for designing the urban environment // System technologies. 2022. № 1 (42). P. 253-262.

8. Fedorova O.O. 155 kilometers that divided German society // Scientific notes of OSU. Series: Humanities and social sciences. 2010. № 3-1. P. 118-122.

9. Libo Jing (Bill) Xu, Zhen Sun, Ye Xu. Street art as alternative attractions: A case of the East Side Gallery // Tourism Management Perspectives, 2019. Vol. 29. P. 76-85. // URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S2211973618301004

10. Stiftung Berliner Mauer // URL: https://www.stiftung-berliner-mauer.de/de/east-side-gallery/historischer-ort/laengste-open-air-galerie#der-wandel-der-east-side-gallery

11. Orte der Einheit // URL: https://www.orte-der-einheit.de/east-side-gallery

12. East side gallery // URL: http://eastsidegallery-berlin.com/

13. Ryabova E.L. On the issue of the unity of education and upbringing: institutional discourse // Cossacks. 2023. № 66 (1). P. 11-18.

14. Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). P. 75-86.

15. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopsychology and geopolitics of colored lines // Cossacks. 2022. № 59 (2). P. 9-18.

16. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.

17. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical adventure: the price of foreign policy miscalculation in history // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 5 (31). P. 515-524.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.