УЧЕНЫЕ
ЗАПИСКИ
0.0. ФЕДОРОВА, аспирант кафедры всеобщей истории Орловского государственного университета Тел. 89050465100;[email protected]
155 КИЛОМЕТРОВ, РАЗДЕЛИВШИХ ЕЕРМАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
В данной статье предпринимается попытка показать историю создания Стены в Берлине, которая на десятилетия разделила не только город, но и все немецкое общество. Автор исследует трагические последствия возведения стены как с точки зрения обострения политической ситуации в мире, так и с позиции личной драмы в жизни десятков тысяч западных и восточных немцев.
Ключевые слова: Берлинская стена, Западный Берлин, Восточный Берлин, Берлинский кризис, доктрина Хальштейна.
Берлинская стена всегда была не только историческим фактом, но и залитой светом прожекторов сценой, на которой разыгрывался спектакль, полный личных трагедий, идеологического противоборства и атомного противостояния. Она стояла беззвучно и неколебимо и всегда была больше, чем просто бетон. Начало истории Берлинской стены было таким же неожиданным, как и ее конец. Годами западные интеллектуалы публично высмеивали страхи людей, предвидевших возможность возведения стены, и писали, что «такая нелепость, как физическое разделение огромного города, может возникнуть только в головах коммунистов»1. Однако то, что им казалось невозможным, было исполнено буквально в течение нескольких часов - за два выходных. Рано утром в понедельник 14 августа 1961 года пожилая женщина на станции метро Фридрихштрассе подошла к полицейскому и нервно спросила, когда идет следующий поезд в Западный Берлин. «Никогда больше поезд туда не пойдет, бабушка, - сказал полицейский. - Все! Вы теперь в мышеловке»2. Немецкий народ оказался заложником, по объективным обстоятельствам истории вынужденным жить в двух политических и экономических системах, но на одной земле.
Берлинская стена, воздвигнутая в одну ночь, созревала годами. Начиная с 1948 года, когда в Западной Германии и в Западном Берлине была проведена денежная реформа и единая валюта и единое денежное обращение в Германии перестали существовать, были оборваны естественные экономические связи между отдельными районами страны. В ответ советские оккупационные власти приняли ряд жестких мер временного характера, ограничив передвижение людей между зонами оккупации и секторами Берлина. Западные державы охарактеризовали эти действия как «блокаду» Западного Берлина3. Возникшее при этом обострение международной обстановки привело к так называемому Берлинскому кризису 1948 года4.
Соединенные Штаты приняли в связи с этим решение доставлять населению двухмиллионного Берлина жизненно важные товары по воздуху на своих военных самолетах и открыли так называемый «воздушный мост» между Берлином и базой американских ВВС близ Франкфурта-на-Майне. Вскоре к этой акции присоединились Великобритания и Франция. В течение всех десяти с половиной месяцев блокады Берлина в его аэропортах каждые две-три минуты приземлялись самолеты, доставившие более двух миллионов тонн угля, медикаментов, продовольствия и других товаров. Каждый день в операции задействовалось до 300 самолетов. Достаточно быстро стало ясно, что блокада Берлина бесперспективна, и весной 1949 г. она была снята5.
После этого наступило затишье - обманчивый период мирного сосуществования двух Берлинов. Город все еще во многих смыслах функционировал как единое целое: телефонные линии, канализация, городской транспорт - все было общим. В городе были указания секторов, пропускные пункты, временные и постоянные запреты6.
© О.О. Федорова
В. Ульбрихт, коммунистический лидер Восточной Германии, много раз пытался тем или иным путем закрыть Западный Берлин от собственных граждан. Одним из кульминационных пунктов в «холодной войне» между Западом и Востоком стали события 1953 года в ГДР, когда 17 июня на улицы столицы ГДР вышли представители рабочего класса и служащие, недовольные курсом, взятым руководством ГДР7. Резкое ухудшение социально-экономического положения в стране вызвало у населения недовольство. Недавно опубликованные документы говорят о том, что подверглись штурму и были разгромлены 160 зданий государственных и партийных учреждений, разогнана охрана 12 тюрем, а заключенные выпущены на свободу. Пострадали от самосуда партийные и комсомольские активисты8. Советские оккупационные власти применили тогда в ГДР жесткие меры, вплоть до использования в Берлине танков для подавления, как отмечалось в советской печати, «контрреволюционного путча». Сегодня в немецких публикациях преобладает стремление преуменьшить влияние западной пропаганды на провоцирование этих событий. Особенно это касается подстрекательских передач американской радиостанции в Западном Берлине РИАС ^ипсИ'ипк ^ amerikanischen Эек1;ог), которая имела огромную аудиторию в Восточной Германии. Прозвучавшее ранним утром 17 июня 1953 года в передаче этой радиостанции обращение западноберлинского профсоюзного лидера Шарновского с призывом к восточным немцам выйти на площади своих городов с протестом против политики Социалистической единой партии ГДР подавалось не как призыв ко всеобщей забастовке или даже к восстанию, а чуть ли не как приглашение к мирной прогулке9. В антиправительственных выступлениях в различных городах ГДР в июне 1953 г. приняли участие, по сегодняшним оценкам немецких специалистов, от 400 тысяч до полутора миллионов восточных немцев10.
В 1955 году была обнародована «доктрина Хальштейна», целью которой являлась задача изолировать Восточную Германию на мировой арене и подорвать позиции восточногерманских властей внутри страны. В результате ФРГ не только не признала ГДР, но и активно препятствовала ее связям с другими странами, демонстрировала подход к восточным землям как к части Германии, временно оккупированной советскими войсками. Ситуация усугубилась летом 1961 г., когда тысячи граждан ГДР осуществили массовые бегства на Запад. По последним данным, только за июль 1961 г. более 30 тыс. восточных немцев бежали из стра-
ны. Это были преимущественно молодые и квалифицированные специалисты. Возмущенные власти Восточной Германии обвиняли Западный Берлин и ФРГ в «торговле людьми», «переманивании» кадров и попытках сорвать их экономические планы, заявляя о том, что экономика Восточного Берлина ежегодно из-за этого теряет 2,5 млрд. марок11 . На деле всем здравомыслящим людям было ясно, что унылый прилавок гэдээровского социализма не выдерживает конкуренции с ломящейся от товаров витриной капиталистической Германии. Убедиться в этом мог любой желающий, перейдя на западную сторону и заглянув в окна ресторанов и магазинов.
Для властей ГДР стало очевидно, что границу необходимо было закрыть, потому что в противном случае пришлось бы закрыть всю Восточную Германию. Сегодня мы знаем, как шла подготовка к осуществлению «Проекта Роза» - дерзкого и коварного плана правительства ГДР отделить Восточный Берлин от Западного в течение одного тихого августовского уик-энда12. 12 августа 1961 г. соответствующее постановление принял Совет министров ГДР, а на следующий день в 1 час ночи около 25 тысяч членов военизированных «боевых групп» с предприятий ГДР и военнослужащие восточногерманской армии заняли линию границы с Западным Берлином. Эта титаническая работа проходила ночью, в ней принимали участие 20 тысяч восточногерманских солдат, полицейских и строительных рабочих. К утру трехмиллионный город оказался разделенным на две части. Колючая проволока перегородила 193 улицы, 8 трамвайных путей и 4 линии метро13. В приближенных к границе местах с немецкой пунктуальностью были заварены водопроводные и газовые трубы, перерезаны электрические и телефонные кабели, заложены кирпичом канализационные туннели. Рано утром берлинцы узнали, что отныне живут в двух разных городах. Тысячи людей утром 14 августа 1961 г. тщетно пытались уехать домой или на работу14. Десятки тысяч людей скопились у Бранденбургских ворот и в других местах по обе стороны вновь созданной границы, но все их попытки перебраться через нее решительно пресекались полицией ГДР. Въезд в Западный Берлин и выезд из него стал невозможен без разрешения восточногерманских властей.
Уже через несколько дней по решению властей Восточного Берлина колючая проволока во многих местах стала заменяться каменной стеной. В Германской Демократической Республике Стена официально вошла в «систему государственных пограничных сооружений ГДР», а в пропаганде
стала называться «антифашистским пограничным валом»15. Западные страны выступили с протестом, но он не был услышан. Её высота достигала 5 метров, а строительство обошлось, по современным оценкам, в 150 миллионов долларов16.
Ограничительные меры властей ГДР, нарушавшие устоявшийся за послевоенные годы порядок взаимоотношений между населением двух германских государств, вызвали негативный общественный резонанс в ФРГ и странах Запада, способствовали нарастанию социального пессимизма в Восточной Германии. С западной стороны люди подходили к стене, рисовали на ней карикатуры или писали призывы к миру. Можно было увидеть надписи различного характера: призывные: «Долой стену!», острополитические: «Долой краснонацистский режим ГДР!», философские: «Для мыслей и чувств стены не существует!», теологические: «На небесах стен нет!», насмешливые: «Ну чего смотришь? Стены не видел?»17.
Стена казалась совершенно неприступным сооружением, но мечта о свободе обостряла изобретательность жителей Восточного Берлина, и некоторые попытки прорваться сквозь стену завершались удачно. Согласно последним опубликованным данным в ФРГ, известно, что за все время ее существования убежать удалось более 5 тысячам человек18. Люди бросались через неё «на рывок», прятались в радиаторах или специальных контейнерах, смонтированных под шасси автомашин, проходящих через пропускные пункты, посылали грузовики на таран шлагбаумов, перелетали на воздушных шарах, переплывали под водой в скафандрах каналы и реки. В 1964 г. под Стеной был прорыт туннель длиной 145 м, через который, пока его не обнаружили, на Запад перебрались 57 человек19. Цирковая артистка Рената Хаген бежала с помощью западного дипломата, спрятавшись в колонке усилителя20. Водитель трамвая, разогнавшись до большой скорости, под градом пуль просто пробил стену и оказался в Западном Берлине с семьей и несколькими случайными пассажирами. Сегодня становятся известными уникальные факты, когда организованные группы западных немцев, в основном студенты, шли на аресты и тюремное заключение, чтобы провести восточных берлинцев через пропускные пункты или по туннелям21.
В период между строительством Берлинской стены в 1961 году и ее падением в 1989-м в среднем семь человек в день осуждались в ГДР за попытку побега22. Среди перебежчиков были тысячи восточногерманских пограничников, из которых 2500 благополучно добрались до западной
стороны. В то же время более 5500 пограничников были пойманы и осуждены за попытку бегства в среднем на пять лет. Задержанные гражданские лица, как правило, получали сроки от одного до двух лет. В 1961 году Министерство государственной безопасности ГДР (Штази) выделило почти 50 тысяч своих сотрудников для того, чтобы пресечь попытки покинуть страну23. Считавшихся неблагонадежными насильно переселяли из приграничных районов в глубь страны. Спецслужбы ГДР активно поощряли своих граждан следить за друзьями, соседями и коллегами и доносить при малейшем подозрении о планируемых побегах на Запад.
Однако известны факты, когда люди пытались бежать с Запада на Восток. С 1961 по 1989 год с территории Запада на Восток пытались перебраться через стену 410 человек, из которых семеро погибли24. Все эти случаи были детально зафиксированы в актах спецслужб ГДР. С Запада на Восток через Берлинскую стену люди перебирались по разным причинам, одной из которых была ностальгия. «Это были те, кто когда-то бежал из ГДР, а затем соскучился по родным и близким», -рассказывал историк Мартин Шаад25. Попасть назад законным путем таким людям было нельзя, поэтому приходилось лезть через стену. Если таких нарушителей границы ловили, то их судили по двум статьям: за бегство на Запад и за провокационный переход границы, а потом отправляли в тюрьму на несколько лет. Попадались среди перебежчиков и психически нездоровые люди, и те, кто просто хотел похулиганить.
С западноберлинской стороны подняться на гребень стены было легко, например, с помощью лестницы. В глазах западных полицейских это не было нарушением закона, поскольку в Западном Берлине не признавали законность создания ГДР, а значит, и внутригерманской границы. Юридически стены не существовало, и охраны ее с западной стороны не было. Многие перебирались через стену на Восток в состоянии алкогольного опьянения, часто это происходило на спор, но такое веселое развлечение могло кончиться драматично. У солдат ГДР не было приказа стрелять по нарушителям с Запада, но иногда ситуация выходила из-под контроля. «Особенно ночью солдатам было трудно понять, с какой стороны кто-то движется по пограничной полосе, с Запада или с Востока. По беглецам из ГДР стреляли на поражение, а гостей с Запада, как правило, арестовывали», - рассказывал Шаад26. В случае, когда их признавали политическими провокаторами, могли осудить на срок до полутора лет, а если нет, то
быстро депортировали назад, в Западный Берлин. В любом случае задержанным предстояли допросы, в ходе которых их пытались вербовать, угрожая возбуждением мнимых уголовных дел.
Очевиден тот факт, что с момента возведения стены между двумя германскими государствами началась длительная полоса застоя в решении германского вопроса. Фактически он был надолго снят с повестки дня великими державами. Немцы научились привыкать к Стене, которая со временем стала частью современной Германии, и ее крушение в 1989 г. было чуть ли не большим шоком для всего мира, чем ее возведение. Сегодня известно, что Берлинскую стену разрушили в тот момент, когда был готов проект ее ультрасовременной высокотехнологической модернизации. Новую Берлинскую стену собирались возводить как Великую Китайскую - на века27. Частично она еще стоит и сегодня, но только как памятник, расписанная сотней художников со всего света кило-
метровая «галерея-стена» напротив восточноберлинского Центрального вокзала. Но уличные торговцы у Бранденбургских ворот, зимой 1989-90 года предлагавшие разноцветные обломки этого самого спорного сооружения Европы легко раскошеливавшимся туристам по немыслимым ценам, сейчас с трудом находят сбыт для своего товара. К падению Берлинской стены давно успели привыкнуть. Спустя два десятилетия после этого знаменательного события в Германии уже выросло поколение, которое, согласно проведенному опросу, больше не считает себя так называемыми «осси» или «весси», а 80% опрошенных в возрасте от 14 до 20 лет называют себя гражданами объединенной Германии28. В современном немецком обществе объединение в единую нацию теперь все реже является предметом обсуждения, разве что в тех случаях, если какая-нибудь годовщина заставляет делать признания, подводить итоги или высказывать предупреждения.
Примечания
1 Taylor F. The Berlin Wall. A World Divided, 1961-1989. - London, 2006. - S. 42.
2 Ляйперт Л., Вайц В. Электричкой из Восточного Берлина в Западный - воспоминания очевидцев //www.dw-world.de/dw/article/0,,4771352,00.html
3 Грызунов С. Как рушили стену // Независимая газета. - 1999. - № 6. - С. 23.
4 Андреев Е.В. Германия. Осенняя сказка. Или еще раз об объединении ГДР и ФРГ. - М., 2007. - С. 37.
5 Жуков Е. Юбилей окончания Берлинской блокады. Германия. 12.05.2009 //www.dw-world.de/dw/article/ 0,,4245845,00.html
6 Ахтамзян А.А. Объединение Германии. Обстоятельства и последствия. Очерки. - М., 2008. - С. 56.
7 Там же. С. 62.
8 Интервью И.Н. Кузьмина. Что произошло в «день икс». События в ГДР летом 1953-го и осенью 1989-го глазами очевидца // Красная звезда. - 2003. - № 7. - С. 14.
9 Интервью И.Н. Кузьмина. Что произошло в «день икс» События в ГДР летом 1953-го и осенью 1989-го глазами очевидца // Красная звезда. - 2003. - № 7. - С. 15.
10 Андреев Е.В. Современная историография ФРГ о германском единстве // Обозреватель-Observer. - 2005. -№ 6. - С. 24.
11 Грызунов С. Как рушили стену // Независимая газета. - 1999. - № 6. - С. 24.
12 Taylor F.. The Berlin Wall. A World Divided, 1961-1989. - London, 2006. - S. 56.
13 Стомахин И. Берлинская стена //www.gsvg.ru/berlin-mauer.html
14 Хальтер Г. Вкус свободы // Искусство кино. - 1998. - № 9. - С. 58.
15 Грызунов С. Как рушили стену // Независимая газета. - 1999. - № 6. - С. 28.
16 Любарский К. Стена // Новое время. - 1999. - № 45. - С. 28.
17 Schaad M. Dann geh doch ^ber. - Berlin, 2008. - S. 42.
18 Schaad M. Dann geh doch ^ber. - Berlin, 2008.- S. 45.
19 Ibidem.
20 Стомахин И. Берлинская стена. //www.gsvg.ru/berlin-mauer.html
21 Taylor F.. The Berlin Wall. A World Divided, 1961-1989. - London, 2006. - S. 51.
22 Ibidem.
23 Берлинская стена: больше семи побегов в день// www.news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_1478000/ 1478130.stm
24 Зиньковский О. Я умею прыгать через стены, или Ради чего западному немцу было бежать в ГДР? 04.11.2009 // www.dw-world.de/dw/article/0,,4860737,00.html
25 Зиньковский О. Я умею прыгать через стены, или Ради чего западному немцу было бежать в ГДР? 04.11.2009 // www.dw-world.de/dw/article/0,,4860737,00.html
26 Schaad M. Dann geh doch ^ber. - Berlin, 2008. - S. 56.
УЧЕНЫЕ
ЗАПИСКИ
27 Wilke M. Der Mauerfall und der Beginn der Vereinigungspolitik von Helmut Kohl // Послевоенная история Германии: российско-немецкий опыт и перспективы. Конференция российских и немецких историков. - М.,
28 Wilke M. Der Mauerfall und der Beginn der Vereinigungspolitik von Helmut Kohl // Послевоенная история Германии: российско-немецкий опыт и перспективы. Конференция российских и немецких историков. - М.,
This article attempts to show the history of the Wall in Berlin, which for decades has divided not only the city but all of German society. The author explores the tragic consequences of the wall in terms of the political situation in the world, and from a position of personal drama in the lives of tens of thousands of eastern and western Germans.
Key words: the Berlin Wall, West Berlin, East Berlin, the Berlin crisis, the Hallstein’s Doctrine.
2005. - С. 48.
2005. - С. 52.
O.O. FEDOROWA
155 KILOMETERS, WHICH HAVE DIVIDED THE GERMAN SOCIETY