Научная статья на тему 'Формирование компетентностного подхода в управлении медицинским персоналом'

Формирование компетентностного подхода в управлении медицинским персоналом Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здравоохранение / кадры / медицинский персонал / компетенции / компетентность / компетентностный подход / обучение / медицинские организации / развитие / health care / personnel / medical staff / competencies / competence / competency approach / training / medical organizations / development

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пономаренко Б. Т., Суслякова Е. В.

В статью включены результаты исследования проблемы формирования компетентностного подхода в управлении медицинским персоналом. Охарактеризована сущность компетенций и компетентности. Раскрыта специфика применения компетентностного подхода в обучении и развитии медицинского персонала. Приведена краткая компетентностная характеристика Национального медицинского исследовательского центра радиологии Минздрава России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of competency-based approach in medical personnel management

The article includes the results of the research of the problem of competence approach formation in medical personnel management. The essence of competencies and competence is characterized. The specifics of application of the competence approach in training and development of medical personnel are disclosed. A brief competence characteristic of the National Medical Research Center of Radiology of the Ministry of Health of Russia is given.

Текст научной работы на тему «Формирование компетентностного подхода в управлении медицинским персоналом»

Пономаренко Б.Т.

Доктор исторических наук, профессор ИГСУ РАНХиГС (Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации).

Суслякова Е.В.

Магистрант кафедры управления персоналом РАНХиГС (Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации), специалист отдела МНИЦ радиологии Минздрава России.

Формирование компетентностного подхода в управлении медицинским персоналом

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы формирования и развития компетентностного подхода, как и необходимость проектирования модели компетенций, обучения и развития медицинского персонала, ориентированных на приоритеты развития здравоохранения в стране, повышают актуальность и необходимость исследования проблем, рассматриваемых в магистерской диссертации. При этом, компетентностный подход в управлении медицинским персоналом, особенно в медицинских научных центрах, представляет актуальную научную и практическую задачу. Уровень теоретической проработки проблем использования компетентностного подхода относительно высок в управлении персоналом организаций и компаний производственной сферы. Однако, его научно - методическое обеспечение и результаты не в полной мере применимы в реализации кадровой политики современных медицинских организаций.

В российском здравоохранении взят курс на модернизацию его региональных подсистем и вертикали взаимодействия «центр-регион». Предусматриваются меры по укреплению инфраструктуры территориальных учреждений здравоохранения и модернизации их структуры, наряду с внедрением современных медицинских и информационных технологий. Возникают и законодательно оформляются новые требования к формированию кадрового потенциала здравоохранения, региональной и субъектной обеспеченности этой системы квалифицированными

кадрами - их численности, качественному составу, внутриресурсному соотношению.

Специфика российской системы здравоохранения такова, что объемы стационарной помощи в стране на 30-50 процентов выше, чем в западноевропейских странах, заработная плата стационарных врачей выше. Этим обеспечивается кадровый «перекос» врачей в сторону стационаров, и, как следствие - недостаток специалистов в амбулаторных организациях-Например, в головном национальном медицинском исследовательском центре «НМИЦ радиологии» Минздрава России, дефицит специалистов - онкологов первичного звена составляет более пяти тысяч человек.

Раскрывая компетентностную характеристику ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России отмечаем, что с учетом кадрового состава филиалов, его общий штат составляют на 01.01.2024 года 3452 специалиста. В их числе 485 врачей, 297 кандидатов и 125 докторов медицинских наук, 6 академиков и 7 членов-корреспондентов Российской академии наук, 57 профессоров. Сейчас различными формами послевузовского обучения в Центре охвачены 170 ординаторов и 40 аспирантов. Научные кадры Центра — постоянные и непременные участники международных и всероссийских конгрессов и конференций по проблемам развития здравоохранения и его специфичных направлений, включая радиологию.

Состояние системы управления здравоохранением, включая медицинские организации, перспективы их развития требуют эффективного применения накопленных знаний и использования инноваций для улучшения технологизации управления кадровым составом. Наполнение кадровых технологий новым содержанием, обеспечивающим стратегический подход к управлению персоналом медицинской организации, может способствовать разработке эффективных моделей ее взаимодействия с социальной средой. Реализация целевых функций здравоохранения возможна при развитии человеческого капитала, основанном на стратегическом планировании и прогнозировании потребности в кадрах, системном анализе управления, выявлении и устранении причин неэффективного использования трудового потенциала. В последние годы вместо квалификационного подхода к оценке персонала все больше организаций переходят к компетентностной оценке кадров.

Компетентностный подход рассматривается как инструмент управления персоналом, который дает четкое определение профессиональных и поведенческих требований, предъявляемых к работнику в зависимости от его руководящего уровня, профессии, занимаемой должности и вы-

полняемых задач. Компетентностный подход считается эффективным, поскольку позволяет развивать не только знания и умения, но и способности анализировать информацию, принимать решения, решать проблемы, работать в команде и т.д. Компетентностный подход также способствует развитию самостоятельности и саморегуляции учащихся, что является важным для успешной адаптации в современном обществе. В качестве результата профессиональной деятельности может рассматриваться не сумма знаний и усвоенной" информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, применять свои знания и навыки для достижения конкретных целей и решения задач.

В современной медицине все большее внимание уделяется развитию компетенций врачей и медицинского персонала, а также оценке и поддержке их профессионального роста. Компетентность в медицине становится важным критерием при найме и оценке профессиональной деятельности медицинского персонала. Авторы придерживается мнения, что компетенции - это функциональная сфера потенциала личности -знаний, мотивов, убеждений, ценностей и отношений, психофизиологических особенностей и представлений, сопряженных с самооценкой, имеющих причинное отношение к эффективному выполнению должностных функций. Профессиональные компетенции - это способность сотрудника выполнять функциональные обязанности на необходимом в организации уровне. При этом, профессиональную компетентность рассматриваем, как уровень сформированности профессиональных знаний, опыта и умений, достаточный для эффективной деятельности в профессиональной медицинской сфере. Компетентность отражает обладание работником компетенцией.

В контексте раскрытия содержания общекультурных компетенций, отмечаем, что их характеризуют как способность успешно действовать при решении профессиональных задач во многих видах деятельности, взаимодействуя с людьми различных культур и национальностей. Они включают в себя знания, умения и навыки, а также осознанное отношение к культурным различиям и умение адаптироваться к ним.

Знания в области общекультурных компетенций включают в себя знание основных культурных ценностей, традиций, обычаев и норм поведения различных культур. Это также включает знание исторического и культурного контекста, в котором развиваются эти ценности и тради-ции.Умения в области общекультурных компетенций включают в себя умение эффективно коммуницировать с представителями других куль-

тур, умение адаптироваться к различным культурным контекстам и ситуациям, умение решать конфликты и находить компромиссы. Навыки в области общекультурных компетенций включают в себя навыки межкультурного общения, навыки работы в многонациональных коллективах, навыки межкультурного менеджмента и навыки решения проблем в культурно разнообразной среде. Осознанное отношение к культурным различиям включает в себя умение понимать и уважать различия в ценностях, обычаях и нормах поведения других культур, а также готовность к сотрудничеству и сотрудничеству с представителями разных культур. Развитие общекультурных компетенций позволяет успешно справляться с межкультурными вызовами и эффективно работать в многонациональных и мультикультурных средах. Это также способствует укреплению международного сотрудничества и взаимопонимания между различными культурами.

Встречающееся в научной литературе понятие «надпрофессиональ-ные компетенции» в значительной степени дополняет термин «общекультурные компетенции», который отражает знания, навыки и умения, необходимые для успешного функционирования в обществе и взаимодействия с другими людьми в различных сферах жизни. Для формирования компетентностных характеристик медицинских кадров путем повышение публикационной активности к перспективным компетенциям относим следующие:

1. Научное исследование: умение проводить научные исследования, анализировать полученные данные и выводы, публиковать результаты исследования в научных журналах.

2. Академическое письмо: умение писать научные статьи, обзоры, рецензии и другие научные тексты, соблюдая требования научного стиля и структуры.

3. Критическое мышление: способность анализировать и оценивать научные и медицинские публикации, выделять основные идеи, аргументы и выводы, а также критически оценивать достоверность и значимость исследований.

4. Коммуникационные навыки: умение эффективно представлять свои исследования, аргументировать свои позиции и убеждать аудиторию, а также вести научные дискуссии и обмен информацией с коллегами.

5. Коллаборация и лидерство: способность работать в команде, сотрудничать с другими учеными и специалистами, а также организовывать и руководить коллективными научными проектами.

6. Этические принципы: знание и соблюдение этических норм и принципов при публикации научных работ, включая правила цитирования и защиту интеллектуальной собственности.

7. Непрерывное обучение: готовность к самообразованию, освоению новых методов и технологий, а также участию в научных конференциях, семинарах и других профессиональных мероприятиях.

При формировании компетентностного подхода в управлении персоналом перечень необходимых специалисту компетенций определяется в соответствии с запросами потенциальных работодателей, со стороны общественного обсуждения на основании социологических исследований. Таким образом, овладение различными видами компетенций в современных реалиях становится основной целью и результатов обучения. Степень усвоения компетенций оценивается по результатам разрешения проблемных ситуаций, а также в процессе их применения, использования по заранее заданным критериям.

Компетентностный подход в обучении и развитии медицинского персонала является эффективным и актуальным подходом, который позволяет повысить качество и эффективность профессиональной деятельности медицинских работников. Он основан на развитии не только знаний, но и практических навыков, умений и компетенций, необходимых для выполнения профессиональных задач. Применение компетентностного подхода в обучении и развитии медицинского персонала имеет несколько специфических особенностей:

- ориентация на практическую деятельность;

- интеграция знаний и навыков;

- формирование профессиональных компетенций;

Применение компетентностного подхода в обучении и развитии медицинского персонала позволяет повысить качество медицинской помощи и улучшить результаты лечения пациентов. Он способствует развитию профессиональной самооценки и саморазвития медицинского работника, а также повышению его мотивации и ответственности за результаты своей работы.

В последние годы в мире на передний план социальной актуальности вышла борьба с онкологическими заболеваниями. В нашей стране она стала национальным приоритетом, что получило отражение в Национальном проекте «Здравоохранение» и соответствующих Федеральных программах. Решение о создании первого в стране крупного онкологического кластера является для российского здравоохранения своевремен-

ным и архиважным приоритетом развития системы здравоохранения.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы формирования и развития компетентностного подхода, как и необходимость проектирования модели компетенций, обучения и развития медицинского персонала, ориентированных на приоритеты развития здравоохранения в стране, повышают актуальность и необходимость исследования проблем, рассматриваемых в магистерской диссертации. При этом, компетентностный подход в управлении медицинским персоналом, особенно в медицинских научных центрах, представляет актуальную научную и практическую задачу.

Технологии развития компетентности медицинских кадров, формирования необходимых в медицинской деятельности компетенций включают в себя широкий диапазон форм и методов. Сюда относятся, прежде всего, реализуемые в филиалах технологии дополнительного профессионального обучения в форме повышения квалификации, стажировки сотрудников различных групп, ординатура для молодых специалистов, тематические семинары и тренинги, участие в международных и региональных научно-практических конференциях и др..

Для формирования и освоения инструментов компетентностного подхода в управлении медицинским персоналом на этапе отбора, оценки, обучения, профессионального развития, составления кадрового резерва технологий в ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России учтен методологический опыт формирования моделей компетенций, с учетом специфики деятельности современных медицинских организаций. В целом, компетентностный подход обусловил формирование высокопрофессионального кадрового состава научных сотрудников, специалистов, способных качественно и эффективно решать задачи и достигать целей, поставленных перед головным медицинским

Подводя итоги данного обзора, обозначим в качестве выводов следующее.

1. Компетентностный подход способствует повышению уровня профессионализма и качества работы медицинского персонала, поскольку открывает возможность оценки и развития компетенций каждого сотрудника, а также позволяет более гибко управлять персоналом, учитывая его сильные и слабые стороны.

2. Разработка и освоение компетентностной модели управления персоналом является важным шагом в развитии медицинских организаций. Модель компетенций позволяет определить компетенции, включающие

необходимые в профессиональной деятельности знания, умения и способности, которыми должны обладать кадры для успешного выполнения своих функциональных задач.

3. Для совершенствования организации подготовки медицинских кадров, ориентированных на приоритеты развития здравоохранения страны, улучшения кадрового обеспечения организаций, учреждений и центров представляется рациональным формирование компетентностного подхода в управлении медицинским персоналом, разработка и освоение моделей компетенций, а в итоге - востребование профессиональных знаний, умений и навыков медицинских кадров.

Список литературы:

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». С последующими изменениями и дополнениями. - М.: Проспект. 2021. 128 с.

2. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 // Российская газета. 2018 г. № 97 (75601).

3. Кибанов А.Я., Чуланова О.Л. и др. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом. Монография. -М.:ИНФРА-М., 2017. 156 с.

4. Костин А.А., Пономаренко Б.Т., Самсонов Ю.В. Государственная кадровая политика в сфере здравоохранения. Научное издание. - М.: Этносоциум, 2015. 96 с.

5. Ревская И.А., Пономаренко Б.Т., Работа с персоналом в медицинских организациях // Государственная служба. 2016. № 2 (100). С. 54.

6. Шегай П.В. Концептуальные основы формирования системы управления качеством оказываемой помощи в зарубежной медицинской практике. // Сб. Вопросы совершенствования системы государственного управления. - М.: МАКС-Пресс, 2020. С. 304-314.

7. Чуланова О.Л. Управление персоналом на основе компетенций: монография. / О.Л. Чуланова. - М.: ИНФРА-М, 2021. 122 с.

8. Рябова Е.Л. К вопросу о единстве образования и воспитания: институциональный дискурс // Казачество. 2023. № 66 (1). С. 11-18.

9. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.

10. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геопсихология и геополитика цветных линий // Казачество. 2022. № 59 (2). С. 9-18.

11. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Чумаки и казаки: опыт сравнительного исследования // Казачество. 2022. № 62 (5). С. 42-50.

12. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.

13. Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.

14. Кантаева О.В., Рябова Е.Л. Региональные аспекты реализации государственных инициатив по стимулированию активного долголетия и физической активности пожилых граждан // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 42-51.

15. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Явные и скрытые смыслы забастовок // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 30-42.

16. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. 80-лет парада на красной площади: историко-культурный и геополитический смыслы парадов // Казачество. 2021. № 57 (7). С. 9-18.

17. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Боль разделенных городов - последствия геополитических игр // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 1 (27). С. 10-20.

18. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитическая авантюра: цена внешнеполитического просчета в истории // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 5 (31). С. 515-524.

19. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Политизация образов истории повседневности (на примере образа ворот) // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 7 (33). С. 782-791.

20. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитические смыслы закрытых границ: размышления в связи с карантином // Альманах Крым. 2020. № 20. С. 11-22.

21. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экологические смыслы международного сотрудничества: все тайное становится явным // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 1 (19). С. 10-19.

22. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика в маске // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 4 (22). С. 500-511.

23. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Итало-Российская торговая палата: торговые связи в конфигурации международных отношений // Миссия конфессий. 2018. Том 7. Часть 5 (№ 32). С. 585-595.

24. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Православные основы самоидентификации российского казачества: история и современность // Казачество. 2019. № 38 (2). С. 35-44.

25. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Связь времен и смыслов: священные деревья // Миссия конфессий. 2019. Том 8. Часть 2 (№ 37). С. 133-142.

Bibliography

1. Federal Law of the Russian Federation dated December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation." With subsequent changes and additions. - M.: Prospekt. 2021. 128 p.

2. Decree of the President of the Russian Federation "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024" dated 05/07/2018 No. 204 // Russian newspaper. 2018. № 97 (75601).

3. Kibanov A.Ya., Chulanova O.L. and others. The concept of a competency-based approach to personnel management. Monograph. - M.:INFRA-M., 2017. 156 p.

4. Kostin A.A., Ponomarenko B.T., Samsonov Yu.V. State personnel policy in the healthcare sector. Scientific publication. - M.: Eth-nosocium, 2015. 96 p.

5. Revskaya I.A., Ponomarenko B.T., Work with personnel in medical organizations // State Service. 2016. № 2 (100). P. 54.

6. Shegai P.V. Conceptual basis for the formation of a quality management system for care provided in foreign medical practice. // Sat. Issues of improving the public administration system. - M.: MAKS-Press, 2020. P. 304-314.

7. Chulanova O.L. Competency-based personnel management: monograph. / O.L. Chulanova. - M.: INFRA-M, 2021. 122 p.

8. Ryabova E.L. On the issue of the unity of education and upbringing: institutional discourse // Cossacks. 2023. № 66 (1). P. 11-18.

9. Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). P. 75-86.

10. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopsychology and geopolitics of colored lines // Cossacks. 2022. № 59 (2). P. 9-18.

11. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Chumaks and Cossacks: experience of comparative research // Cossacks. 2022. № 62 (5). P. 42-50.

12. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.

13. Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: conflict between the values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 11-19.

14. Kantaeva O.V., Ryabova E.L. Regional aspects of the implementation of state initiatives to stimulate active longevity and physical activity of older citizens // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 42-51.

15. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Explicit and hidden meanings of strikes // Power of history and history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 30-42.

16. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. 80 years of the parade on Red Square: historical, cultural and geopolitical meanings of the parades // Cossacks. 2021. № 57 (7). P. 9-18.

17. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The pain of divided cities - the consequences of geopolitical games // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 1 (27). P. 10-20.

18. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical adventure: the price of foreign policy miscalculation in history // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 5 (31). P. 515-524.

19. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Politicization of images of everyday history (using the example of the image of a gate) // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 7 (33). P. 782-791.

20. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical meanings of closed borders: reflections in connection with quarantine // Almanac Crimea. 2020. № 20. P. 11-22.

21. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Ecological meanings of international cooperation: everything secret becomes clear // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 1 (19). P. 10-19.

22. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitics in a mask // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 4 (22).

P. 500-511.

23. 26. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Italian-Russian Chamber of Commerce: trade relations in the configuration of international relations // Mission of Confessions. 2018. Volume 7. Issue 5 (№ 32). P. 585-595.

24. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Orthodox foundations of self-identification of the Russian Cossacks: history and modernity // Cossacks. 2019. № 38 (2). P. 35-44.

25. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Connection of times and meanings: sacred trees // Mission of confessions. 2019. Volume 8. Issue 2 (№ 37). P. 133-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.