Научная статья на тему '«Национально-региональный» или республиканский?'

«Национально-региональный» или республиканский? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Национально-региональный» или республиканский?»

А. РАЙЦЕВ, проректор Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагу-рова

Государственные образовательные стандарты всех уровней состоят из федерального и национально-регионального компонентов, представляющих собой инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть предусматривает определенный уровень знаний, умений и навыков по всем учебным предметам, а вариативная обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей и интересов этносов страны в лице субъектов Российской Федерации. Если национально-региональный компонент на уровне средней общеобразовательной школы методологически и технологически обоснован (в различных регионах и национальных республиках учебные планы дополнены дисциплинами, связанными с изучением культуры, фольклора, литературы, языка коренных народов), то для высших учебных заведений он пока является малоисследованным.

Понятие «национально-региональный компонент», фигурирующее в нормативных документах, на наш взгляд, научно некорректно. Слово «национальный» связано с особенностями определенного этноса, но в условиях полиэтнической республики дефиниции этого понятия должны включать не только те признаки, которые относятся к одному этносу, пусть даже титульному. Здесь должна найти свою реализацию межэтническая инкультурация личности, способной к межкультурно-му общению в контексте социальнопедагогических доминант гражданского мира и согласия, этнопедагогичес-

«Национальнорегиональный» или республиканский?

кого диалога культур на основе взаимодействия всех этносов в национально-территориальном образовании.

«Регион» - прежде всего географическое понятие, обозначающее, как правило, периферийные территории (область, край, округ, местность), но в разных странах его содержание различно. Комитет сотрудничества по муниципальным и региональным вопросам и Конференция местных и региональных властей Совета Европы «регион» определяет как «сообщество людей на наибольшей территориальной единице в каждой стране» [1, с.44].

Такое сообщество имеет историческую, культурную, географическую или экономическую однородность, что способствует объединению населения и создает предпосылки для «реализации общих интересов и целей» [2, с.9].

Создание некоего «национальнорегионального компонента», который был бы единым для всех субъектов Федерации (краев, областей и республик), входящих в Северокавказский регион, сопряжено с решением множества организационно-финансовых и научно-исследовательских вопросов.

В настоящее время более продуктивно использовать понятие «республиканский компонент», которое в своем содержании должно отражать культуру всех этносов и этнических групп, проживающих в республике. При этом не исключается, что определенный приоритет в объеме учебного материала будет сохраняться за титульной нацией, что вполне объяснимо.

В пользу термина «республиканский компонент» говорит и то, что такие составляющие этого компонента, как животный и растительный мир, природа, история, экология, география, меньше всего обусловлены этническими факторами. А что касается культурологических аспектов республиканского компонента, то и здесь целесообразно подойти дифференцированно. Так, традиционную народную культуру, обычаи в их историческом развитии значительно эффективнее преподавать во взаимосвязи разных этнических культур. Таким образом не только расширяется кругозор учащихся, но и закладываются основы для межнациональной и межконфессиональной терпимости и дружбы.

Основные задачи республиканского компонента:

- социальная адаптация личности к социокультурной среде, в которой она должна реализовать свои личностные и профессиональные качества;

- овладение кругом специальных и культурологических знаний, манифестирующих личность («идентичность») как представителя определенного этноса и социокультурного сообщества;

- формирование творческих способностей личности на основе стимулирования познавательного интереса;

- связь научной дисциплины с практикой, фундаментальных знаний с их практическим преломлением.

Решение этих задач коррелируется с моделью гуманитарно-ориентированного специалиста, развитием его личностных и творческих качеств [3] и с основными функциями высшего образования. Среди последних В.И. Ка-заренков и Т.Б. Казаренкова выделяют: гуманистическую, аксиологическую (сохранение ценностей мировой и российской многонациональной культуры), социокультурную (овладение культурой своего народа в многообразии

связей с национальными культурами других народов и мировой культурой в целом), социально-адаптивную (адаптация к окружающему социуму и профессиональной деятельности), социально-мобильную (стратификационную, обретение человеком нового статуса), инновационную (обновление арсенала знаний и способов деятельности человека), социально-интегративную (включение человека в интегративную образовательно-научно-производственную деятельность), прогностическую (раскрытие перспективы профессионального развития и личностного роста) [4, с.65].

В условиях классического университета можно выделить два направления реализации республиканского компонента: подготовку специалистов по профилю республики и включение материала, связанного с реалиями окружающей социокультурной среды, в содержание научных дисциплин, предусмотренных государственными образовательными стандартами.

Первое направление связано с воспроизводством кадров национальной культуры, языка и литературы, истории и искусства республики. За 80-летнюю историю своего существования Севе-ро-Осетинским государственным университетом подготовлены тысячи высококвалифицированных специалистов, многие из которых стали крупнейшими деятелями национальной культуры, литературы и искусства, заслуженными учителями России и Республики Северная Осетия-Алания. Сотрудниками университета проведены фундаментальные исследования по иранистике, типологии кавказских и иранских языков, национально-русскому двуязычию, истории литературы, географии и истории республики. Университет инициировал и провел более 20 международных, всероссийских и региональных научных конференций, симпозиу-

мов и конгрессов по проблемам языка и литературы, истории и географии, политологии и культурологии, по экологии и журналистике, национальнорусскому двуязычию, функционированию русского языка в республике, использованию национальной культуры и народной педагогики в системе нравственно-эстетического воспитания учащейся молодежи.

Кафедра педагогики университета разработала ряд спецкурсов по проблемам республиканского компонента, которые читаются на разных факультетах: «Общечеловеческое и национальное в педагогическом процессе», «Проблемы современной национальной школы», «Педагогика народов Северного Кавказа», «Воспитание нравственной культуры учащейся молодежи в условиях межкультурного взаимодействия», «Педагогическая эффективность республиканского компонента», «Диалог культур в поликультурном образовательном пространстве», «Проблемы формирования культуры межнационального общения учащейся молодежи».

Второе направление характеризуется включением содержания республиканских курсов в инвариантную часть учебного плана. Проф.Л.Л. Суп-рунова выделяет пять моделей введения национально-регионального компонента в содержание общего образования: межпредметную, модульную, монопредметную, комплексную и дополняющую [5].

Уровень восприятия ценностей культуры, содержащихся в музыке, литературе, искусстве, лексико-семантическом, морфолого-синтаксическом и стилистическом богатстве языков, значительно повышается благодаря тому, что в силу исторически сложившейся близости менталитета и культур осетинского, русского и других народов, проживающих в Северной Осетии, ак-

тивно проявляет себя эффект сопричастности к духовным ценностям Отечества.

Единство информационно-логического и эмоционально-образного, достигаемое в условиях особой нравственно-психологической и полиэтнической ситуации, порождает атмосферу высокой духовности и чувства сопричастности студента к непреходящим ценностям культуры.

Университет в национальной республике выступает в качестве незаменимого звена между молодыми людьми и культурной средой, приобщает студентов к целому комплексу ценностей, идей, эмоций, присущих как титульной нации, так и другим этносам, их традициям и тем самым включает личность студента в культурно-исторический процесс.

Республиканский компонент содержания образования предполагает не просто дополнение традиционных дисциплин учебного плана историко-культурными курсами, а интеграцию местного материала в теоретические положения, дающую возможность проявления социально-культурного сотворчества. Широкое использование местного, краеведческого материала для расширения информационного, мировоззренческого, интеллектуального и эмоционального поля студентов, включение в него республиканского этнокультурного, этнопедагогического материала способствуют удовлетворению образовательных потребностей студентов. Привлечение творческих организаций писателей, художников, композиторов, культурно-просветительных объединений к консультационно-преподавательской деятельности, проведению научных конференций, творческих встреч, празднично-обрядовых и других крупных молодежных акций, связанных с этапными событиями в жизни республики, воспитывают в сту-

денческой молодежи качества, необходимые и применимые в жизненной, общественной и профессиональной практике.

Республиканский компонент в вузе призван обеспечить преодоление актуального сегодня кризиса национальнокультурной идентичности, укрепление связей человека с социальным и культурным миром, сохранение межэтнического мира и согласия, воссоединение с культурой своего и других народов, восстановление референтной роли национальной и отечественной гуманитарной культуры.

Деятельность университета в этом направлении высвечивает и целый ряд проблем, в первую очередь связанных с отсутствием фундаментальных исследований, раскрывающих психологопедагогические механизмы реализации культуросозидающего потенциала республиканского компонента. Сюда относятся разработка способов адаптации молодых людей в реальном поле полиэтнокультурного пространства республики, научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса школы и вуза с учетом экспериментальной проверки эффективности содержания республиканского компонента и конкретных рекомендаций его внедрения в практику обучения и воспитания.

С нашей точки зрения, от степени инкорпорированности всех молодых людей республики безотносительно к их этнической принадлежности в культуру титульной нации во многом зависит их личностная и профессиональная самореализация. В связи с этим знание осетинского языка наряду с русским и другими языками является важным

фактором, способствующим консолидации общества, и, что немаловажно, молодежь эффективно включается в структуры поликультурной, многонациональной среды.

Несмотря на понимание этого положения, о реальном русско-осетинском (греко-осетинском, армяно-осетинском и т.д.) двуязычии говорить не приходится. Пока не разработаны и некоторые другие аспекты республиканского компонента. Все это выдвигает новые задачи не только перед авторами -разработчиками учебных материалов и пособий, но и современной педагогической наукой, которая призвана исследовать, апробировать и экспериментально проверить эффективность содержания и методики республиканского компонента, включить его в систему интеллектуального развития, историко-патриотического и нравственно-эстетического воспитания учащейся молодежи.

Литература

1. Межкультурное образование: подход Совета Европы. - М., 1995.

2. Новичков В.Б. Концепция создания ре-

гионального учебного курса //Педагогика. - 2000. - № 4.

3. Петрунева Р., Дулина Н, Токарев В. О

главной цели образования //Высшее образование в России. - 1998. - № 3.

4. Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Выс-

шая школа: социально-педагогическое взаимодействие //Педагогика. - 2000. -№ 5.

5. Супрунова Л.Л. Гуманистическая направленность государственной образовательной политики на Северном Кавказе // Педагогика. - 2001. - № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.