Е. В. Говердовская
К ПРОБЛЕМЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ
Проблема модернизации высшего профессионального образования в Северо-Кавказском регионе рассматривается с учетом региональных особенностей территории. Одним из основополагающих постулатов в системе европейского образовательного сообщества является сохранение национальных и региональных особенностей при соблюдении общего уровня качества подготовки обучающихся. Этому посвящена статья, в которой дается характеристика языковым, этническим, культурным особенностям региона, а высшее профессиональное образование рассматривается как средство уменьшения социальной напряженности региона и социализации личности.
E. Goverdovskaya
MODERNISATION OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION IN THE NORTHERN CAUCASUS
The problem of higher education modernisation in the Northern Caucasus is considered in the context of the territory’s regional features. One of the foundational postulates in the European educational society is preservation of national and regional features under the common education level. Linguistic, ethnic and cultural features of the region are characterised in the article, and higher education is viewed as a way to reduce social tension in the region and to promote personal socialisation.
Северокавказская система высшего профессионального образования является важной частью образовательного пространства РФ, которое, в свою очередь, со-
ставляет европейское и мировое образовательное сообщество. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового каче-
ства экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. В XXI в. независимыми смогут остаться лишь те государства, которые выдержат интеллектуальную и технологическую конкуренцию. Хотя Россия в настоящее время отстает от многих стран в своем развитии, ее богатый генетический, ресурсный и сохранившийся пока научнотехнический потенциал еще в состоянии преодолеть нынешний упадок и вывести государство на достойный уровень. Решающую роль в этом должно сыграть высшее и послевузовское профессиональное образование.
Подготовка в вузах в современных условиях характеризуется рядом противоречий и существенных недостатков. Общество не в полной мере удовлетворено результатами работы учебных заведений по подготовке специалистов. Технократический подход в подготовке специалистов вытеснил из процесса профессионального образования такие занятия, как познавательная активность, индивидуальность, способность к самообразованию. Студентам отводилась пассивная роль объекта учебно-вспомогательных воздействий.
К современным проблемам в профессиональном образовании следует отнести отсутствие функциональной взаимообусловленности отдельных этапов в сложившейся системе непрерывного образования. Слабо используются активные методы обучения и методические решения, направленные на стимуляцию познавательной активности студентов. До сих пор, как и много лет назад, остается вне поля зрения исследователей идея обобщения в обучении1.
Отсюда остается низкий коэффициент полезного действия образовательных учреждений и актуальной становится проблема перестройки процесса профессионального образования.
Реальным становится угроза профессиональной некомпетентности и функциональной неподготовленности специалистов к удовлетворению социального заказа
в современных условиях и девальвации его общественной значимости.
Необходимо переосмыслить целевые функции профессионального образования, пересмотреть традиционные представления о социальной сущности образования. В этой связи актуальной становится необходимость разработки новых концептуальных подходов к совершенствованию системы профессионального образования. Вместе с тем суждения отдельных специалистов о необходимости модернизации отечественного высшего профессионального образования нередко резко контрастируют друг с другом. Для одних — реформирование высшего образования России является актуальной необходимостью. Для других, находящихся на стадии самолюбования, отечественная высшая школа богата своими былыми и нынешними достоинствами и нет смысла что-то менять в этой системе. Подобная позиция чревата тем, что мы рискуем оказаться вне мирового образовательного пространства.
Реалии таковы, что по экспорту образовательных услуг Россия значительно отстает от США, Англии, Германии, Франции и других стран. На долю США приходится 28,3% иностранных студентов. В Соединенном Королевстве численность иностранных студентов составила 12,3%. Далее следуют Германия (10,0%), Франция (8,2%). В денежном выражении США экспортируют образовательных услуг на 14 млрд долл. США, Великобритания — на 5—6 млрд долл. США, Австралия — на 2—3 млрд долл. США, а Россия только на 300 млн долл. США. Итак отечественное высшее профессиональное образование востребовано (читай конкурентноспособно) на мировом рынке вакансий в 47 раз меньше, чем образование США, в 20 раз меньше, чем образование Великобритании и в 10 раз меньше, чем а Австралии. «Чистыми импортерами» студентов Европейского союза являются Соединенное Королевство, Франция, Австрия, Бельгия и Швеция2.
Особенно это проявляется при зачислении студентов на платное обучение. В бывшем СССР образовательный процесс по программам ВПО осуществлялся в 895 вузах, а к 2005 г. только в России функционировало 1330 высших учебных заведений (из них 700 ГОУ и 600 НОУ) и 2100 их филиалов. За последние 12 лет количество студентов на 10 000 населения в России выросло в 2,6 раза. Массовое открытие вузов и их филиалов привело к тому, что число студентов на 10 000 населения оказалось равным 292, в то время как государство финансирует только 170 мест в системе ВПО.
Примерно 90% всех учащихся, окончивших среднюю школу, поступают в вузы. Очевидно, что рост количества вузов на фоне уменьшения количества выпускников школ приводит к тому, что в отдельных случаях при формировании студенческого корпуса речь идет не об отборе абитуриентов, а о наборе. За последние годы качество образования, в том числе и высшего, резко упало (Аралов А.).
В это же время университеты Европы предпринимают значительные усилия по повышению качества подготовленности и конкурентоспособности своих выпускников — 60% студентов в Европе направляются в три страны: Соединенное Королевство, Германию и Францию3. В соответствии с рейтингом 500 лучших университетов мира (2004 г.) Московский университет занимает 62, а Санкт-Петербургский — 302 место4.
Основные противоречия профессионального образования как диалектического процесса — это противоречия между между необходимостью: а) усиления гуманистической направленности образования и технократическим характером высшего профессионального образования; б) подготовки профессионально мобильных специалистов и консервативной системой отечественного профессионального образования; в) повышения роли самостоятельной работы и познавательной активности учащихся и традиционной (ретрансляционной) системой обучения.
В формировании специалистов современной формации первостепенное значение имеет развитие системного мышления, умения видеть объект в единстве его многосторонних связей и отношений. Значимость результатов интегрированного познания настолько возросла на современном этапе, что приобщение студентов к продуктам научной интеграции стало насущной задачей высшей школы, не менее важной, чем усвоение знаний конкретных наук.
Социокультурная модернизация северокавказского высшего профессионального образования представляется достаточно сложной в силу неоднозначности реформирования российского и мирового образования. Это влечет за собой обострение проблем социокультурного характера в среде северокавказской молодежи. Она наиболее остро и болезненно переживает духовный кризис, обусловленный утратой общественного идеала и частичным разрушением традиционных механизмов культурной преемственности. Основная сфера проявления этого кризиса — драматическое становление идентификации, проистекающей из противоречия российско-кавказских коллективистских ценностей и индивидуалистических ценностей «западного» мира.
Демографическая ситуация в данном регионе более благополучная, чем в целом по стране, из чего следует, что количество учащейся молодежи будет не снижаться, а повышаться. Очевидны значительная раз-ноуровневость подготовленности выпускников общеобразовательных школ региона; полиэтничность и поликультурность студенческой молодежи, без выраженного стремления к ассимиляции среди других культур. В активную общественную жизнь на Северном Кавказе вступает поколение тех, кто родился в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого века. Это поколение практически оказалось вне сферы воздействия советской пропаганды ценностей интернационализма и светского общества. Моло-
дежь на Кавказе стала утрачивать (прежде органичные) контакты с российским общественным и культурным пространством, что делает ее неокрепшее сознание уязвимым для деструктивных идеологий радикального исламизма и этнонационализма. Проблемы практически во всех северокавказских республиках одни и те же и в той или иной мере косвенно связаны с общей геополитической ситуацией.
От правильного выбора стратегии работы с молодежью зависит будущее региона и страны в целом. Следовательно, образование в данном регионе должно рассматриваться не только как процесс профессиональной подготовки специалистов, ориентированных на запросы потенциального работодателя, но и как процесс социализации подрастающего поколения, формирование у него здоровых созидательных социальных ориентиров, снятия социальной напряженности в регионе. Для региона Северного Кавказа в настоящее время характерна социальная напряженность, обусловленная различными причинами, приведшими к снижению порога межэтнической толерантности.
Научно-педагогические исследования этих вопросов показывают, что степень противоречивости коллективистского и индивидуалистического самоопределения молодого человека существенно снижается в процессе обучения его в вузе. Возможности высшего профессионального образования в оптимизации процессов коллективизации и индивидуализации молодежи определяются его смыслоориентационным, идентификационным и самореализа-ционным потенциалами, которые в совокупности обеспечивают гармоничное становление личности. Аккумулируя в себе опыт педагогической мысли, воспитания и обучения, образование содержит потенциал для ценностно-ориентированного обучения в рамках социума и культуры региона.
Весьма существенным в структуре модернизации высшего профессионального образования на Северном Кавказе являет-
ся учет аксиологического аспекта и следующих положений: 1) в период общественных преобразований образование выступает важнейшим социокультурным институтом трансляции ценностей, норм и идеалов, специфической формой воспроизводства «национально-культурного мира»; 2) новая знаниево-гуманистическая парадигма ВПО требует пересмотра и осмысления ее аксиологических основ для России и северокавказского региона; 3) в основу выделения ценностных компонентов высшего профессионального образования на Северном Кавказе следует положить сравнительно-сопоставительный анализ постмодернистской «западной», патриархальных русской и горских культур.
Выдвижение этих положений базировалось на базисных аксиологических исследованиях Н. Ф. Басова, М. В. Богуславского, Р. Б. Вендеровской, Л. Д. Гиревой, О. З. Даш-ковской, В. И. Додонова, Т. Б. Игнатьевой, Г. Б. Корнетова, З. И. Равкина и др.
Определить базовые ценности современного молодого россиянина, жителя Северного Кавказа весьма сложно в силу дихотомии основных ценностей индивидуалистской (западной) и коллективистской (восточной) культур в России и на Северном Кавказе. Установлено, что коллективизм и индивидуализм — не всегда взаимоисключающие полюса. Эти, казалось бы, совершено противоречивых культурных феномена могут взаимодополняться, и в зависимости от ситуации проявляться в каждой культуре и у каждого человека.
Направления модернизации северокавказской высшей школы должна соответствовать:
1) основным процессам глобализации, протекающим в мировом образовательном пространстве;
2) принципам интеграции ВПО в рамках европейского образовательного сообщества;
3) основным тенденциям развития современного мирового высшего профессионального образования;
4) приоритетным направлениям российской государственной политики в сфере ВПО;
5) особенностям содержания северокавказского регионального образования, условий его функционирования и развития.
Особенности содержания регионального образования и условий его функционирования и развития на Северном Кавказе обусловлены спецификой физико-географических, экономических, политико-административных, этнических, социокультурных, правовых, политических компонентов и соответствующих им социальных институтов (О. М. Барбаков). Состояние и условия функционирования и развития ВПО на Северном Кавказе характеризуется следующим:
1) тенденциями к «суверенизации» процессов обучения и воспитания учащихся, что выразилось в переводе образовательных учреждений на языки титульных народов, однако фундаментальная основа этого процесса в регионе отсутствует, поэтому все это сводится к расширению социальной базы для возрождения или интенсификации развития этнических культур;
2) противоречивостью в образовательной политике региона: при отрицании прежнего принципа интернационализма проводится в жизнь идея сближения национальных культур как условие их расцвета;
3) отсутствием должной совместимости целей национального образования и федеральной социальной политики, обусловленной ростом национально-этнического сознания и национальных чувств в условиях этносоциальной напряженности и военных конфликтов на территориях региона;
4) конфессиональной окрашенностью системы образования ряда республик, вызванной политической конъюнктурой, что, в свою очередь, усиливает центробежные тенденции;
5) наряду с национально-русским двуязычием развивается и русско-националь-ное двуязычие, что связано с возрастани-
ем роли родного языка в обучении учащихся;
6) повышается значимость религии в образовании;
7) в рамках образовательных проектов все больше внимания обращается на необходимость возрождения этнокультуры народов региона и традиций этнопедагогики;
8) в образовательных учреждениях ряда республик приоритет отдается национально-региональному компоненту ВПО, что негативно влияет на качество освоения дисциплин федерального компонента и не способствует качественному овладению русским языком;
9) вузы региона сталкиваются с тем, что проблема соотношения между национальным и русским языками преподавания до сих пор ни теоретически, на практически не решена, как это требуется осуществить согласно принципам регионализации и глобализации ВПО;
10) действующая законодательная система региона по ряду положений не соответствует федеральным законам и подзаконным актам, и потому в должной мере не обеспечена организация эффективного взаимодействия между федеральным центром и регионами в сфере образования;
11) как позитивный факт можно отметить, что нормативно-правовое регулирование регионального ВПО гарантирует национальное равенство граждан в сфере образования;
12) формируется и развивается разветвленная сеть учреждений ВПО региона, обеспечивающая все большую доступность ВПО, академическую и образовательную мобильность студенческой молодежи;
13) ориентаций сети филиалов и негосударственных вузов не только на потребности регионального рынка труда, реалии демографической ситуации, но и на платежеспособный спрос, прежде всего формирующийся с учетом соображений престижности;
14) полноценно функционируют и развиваются только крупные, сильные фили-
алы и негосударственные вузы, обеспечивающие высокое качество образования;
15) региональная программа развития ВПО недостаточно учитывает сложившуюся специализацию северокавказских республик и краев в подготовке кадров и их потребности в соответствующих специалистах;
16) неблагоприятной тенденцией, проявляющейся в изменении профессорско-преподавательского состава вузов по возрасту, занимаемой должности согласно штатно-должностной структуре;
17) в настоящее время у научно-педагогических работников — одна из самых низких заработных плат в регионе, что ведет к снижению социального статуса ученого-педагога, качества научно-педагогической деятельности и образовательного процесса;
18) значительная часть выпускников вузов не ориентирована работать по освоенной специальности;
19) подготовка специалистов в вузах ведется по направлениям и специальностям, недостаточно соответствующим потребностям регионального рынка труда;
20) качество подготовки специалистов не отвечает в должной мере государственным требованиям, а также запросам работодателей: например, в вузах изучаются общие вопросы экономики менеджмента, маркетинга, налогообложения, стратегического планирования и других дисциплин без необходимого учета рыночных условий и современного производства в регионе;
21) в системе регионального ВПО у будущих специалистов недостаточно формируется организационно-управленческая и коммуникативная компетентности;
22) у выпускников вузов региона должным образом не формируется необходимый уровень практических навыков по специальности, одной из причин чего является весьма резкое ухудшение ситуации с базой производственных практик;
23) в регионе не налажена система трудоустройства выпускников вузов, а также их социальных гарантий;
24) в уникальном по своей полиэтнич-ности регионе соответствующим образом не решена проблема языка обучения и преподавания в системе ВПО; мало изучены социокультурный феномен русского языка в северокавказском полиэтническом обществе, этнорегиональная обусловленность преподавания русского языка, северокавказское двуязычие и методика обучения ему в условиях естественной языковой среды, культурно-языковые детерминанты образовательного процесса в национальной и многонациональной высшей школе; обучение национальным и русскому языкам в республиках неполно соответствуют ГОС ВПО;
25) преподавание основ религии в вузе вносит противоречивость между светским характером просвещения и популяризацией в регионе религиозных основ. Вместе с тем весьма позитивным в религиозном образовании отмечается то, что оно обеспечивает высоконравственное воспитание студентов;
26) в регионе действуют исследовательские лаборатории, созданные на базе инновационных образовательных учреждений;
27) проблема сохранения и развития целостного поликультурного образовательного пространства изучается учеными региона в рамках комплексной программы научных исследований РАО «Развитие образовательных систем на Юге России», разработана концепция единого образовательного пространства Северного Кавказа.
Исходя из характеристики ВПО на Северном Кавказе, его обновление необходимо осуществлять на основе взаимопроникновения этнокультурных ценностей, выработанных всеми народами за многовековую историю своего развития. Создать единую концепцию построения содержания ВПО на основе реализации национальнорегионального компонента, в рамках которой разработать и включить в республиканские профессиональные образовательные программы учебные курсы и дисциплины,
раскрывающие историю, культуру и систему образования, в том числе и высшего образования Северного Кавказа.
На межреспубликанском уровне решить проблему создания учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам и курсам, составляющим профессиональные образовательные программы, реализуемые на Северном Кавказе в рамках национально-регионального компонента ГОС ВПО с учетом глобалистических тенденций в культурно-образовательной сфере России. При этом необходимо учитывать следующие положения:
1) сохранение «генетической матрицы» современной России и ее регионов возможно лишь в рамках поликультурной образовательной парадигмы, реализуемой в соответствии с универсальным принципом гуманитаризации образования. Только при этом условии может быть обеспечено единство и преемственность региональных, российских и мировых культурных традиций, обоснование приоритета человеческих измерений и ориентаций;
2) гуманитаризация ВПО благоприятствует переходу от регионализации в рамках российского ВПО к реализации идеи «глобальной регионализации высшего образования». Сегодня российское ВПО характеризуется усилением этнизации его содержания, возрастанием роли национальной культуры в процессе социализации и интериоризации личности. Поэтому этнокультурный фактор должен выступить основой для поликультурного образования. Ведущий принцип реализации национального в поликультурном образовании — социокультурный контекст развития личности — предполагает максимальный учет конкретных национальных реалий и определение их места и значимости в интернациональном мире. На основе данной целевой установки определяется образовательная стратегия формирования личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей разви-
тым чувством понимания и уважения различных национальных культур.
Выстроенная таким образом стратегия ВПО Северо-Кавказского региона позволит решать следующие задачи:
1) глубокое и всестороннее освоение студентами основ национальной культуры как непременное условие врастание в другие культуры;
2) формирование у будущих специалистов представлений о многообразии национальных культур, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации их личности;
3) приобщение молодых людей к основам мировой культуры, раскрытие объективных причин процесса глобализации, взаимозависимости народов в современных условиях.
Современное поликультурное образование в регионе должно строиться на основе учета:
1) принципа диалектической включенности национальных культур региона в систему российской и мировой культур. Понятие «национальная культура» приобретает всеобъемлющий смысл, интегрируя всевозможные аспекты идентификации социума в региональной, российской и мировой культурах. Поскольку ментальность формируется во взаимодействии народной философии, народной религии и фольклора, то эти составляющие выступают ориентирами в построении педагогических теорий как национального, так и поликуль-турного образования;
2) принципа историко-культурной и цивилизационной направленности регионального ВПО, предполагающего раскрытие исторической обусловленности явлений прошлого и настоящего, изучения фольклора, национальных искусств, обычаев и традиций;
3) принципа поликультурной идентификации и самоактуализации личности, основанного на включении в содержание регионального образования знаний о человеке и обществе;
4) принципа глобальности культурно-образовательного процесса, направленного на развитие целостного поликультурного мировоззрения, коммуникативных особенностей личности в современном мире;
5) принципа поликультурной толерантности и интеробразовательной перспективы, отражающего механизм этнокультурной идентификации личности в структуре гармонизации межэтнических отношений.
Современное поликультурное образование должно не только опираться на сравнительно-сопоставительный анализ различных этнокультурных модусов, но всемерно использовать диахронический подход, позволяющий проследить этапы формирования системы духовно-нравственных ценностей, увидеть в историкоретроспективном аспекте инвариантные и специфические явления в развитии определенного типа культуры, почувствовать «духовный стиль эпохи» и выявить артефакты в развитии данной этнокультуры. Диахронический подход к исследованию проблем поликультурного образования позволяет выявить и проанализировать «культурные стереотипы» как совокупность взаимодополняющих элементов, рассмотрение каждого из них неизбежно выводит на уровень изучения самой системы. Это отвечает идее гуманитаризации образования как целостного феномена культуры.
Организованное таким образом поли-культурное образование опирается на междисциплинарный творческий подход и направлено на формирование культурологической рефлексии, в результате которой познающий субъект поднимается над различными этнокультурными парадигмами видения мира и человека. Результатом такого образовательного процесса является формирование поликультурного мышления, выступающего отражением современных глобалистических тенденций в образовательной сфере. Хотя национальное воспитание не является конечной целью функционирования региональной системы
ВПО, оно служит необходимой предпосылкой к общечеловеческому воспитанию. В свою очередь, общечеловеческое воспитание способствует более глубокому и широкому пониманию своего национального, ощущению себя как представителя этноса, а также своей роли и места в современном мире, своей стране, своей республике. Высшее профессиональное образование, ориентированное на обеспечение гармоничного единства общечеловеческого и национального, должно базироваться в своем функционировании и развитии на принципы «центробежности» и «центростреми-тельности», т. е. сочетать два встречных направления — от национального к интернациональному и наоборот.
Одним из направлений в реализации современного подхода к развитию образовательных систем северокавказских субъектов РФ является их регионализация, предполагающая, в частности, обновление законодательной основы ВПО, разработку и согласование перспективных программ его развития — от федерального уровня до отдельного вуза. При разработке региональной программы ВПО целесообразно учитывать сложившуюся специализацию республик и краев Северного Кавказа в подготовке кадров и потребность региона в соответствующих специалистах, а также возможности систем организации и финансирования образования конкретных субъектов.
Учитывая традиции региона, высокую значимость для народов Северного Кавказа религиозного образования разумно преподавание основ религии осуществлять с общей историко-культурологической позиции, в основе которой лежат духовные искания человечества.
Сохраняя и расширяя объем подготовки специалистов с высшим образованием в условиях перехода к рынку и спада производства, вузы способствуют снижению уровня социальной напряженности в обществе и уменьшению безработицы, в первую очередь среди молодежи.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Барбаков О. М. Регион как объект управления / СОЦИС. — 2002. — № 7. — С. 96—100; Бордов-ский Г. А., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001; Буйдаков Х. Дидактические основы формирования обобщенных знаний учащихся старших классов в целостном педагогическом процессе: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — Душанбе, 1993; Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогика, 1972; Зеер Э. Ф, Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2005; Козмински А. Роль высшего образования в реформировании общества в условиях глобализации: академическая надежность и стремление к повышению уровня вузов» // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 3. - С. 35-38.
2 Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры. Всемирный статистический обзор по высшему образованию.1980-1995 гг. Рабочий документ. ЮНЕСКО. - Париж, 5-9 октября 1998 г.
3 Там же.
4 Терешатова Е. Кому нужны рейтинги? Экономика. Образование сегодня. - 2005. - № 5. -С. 16-17.