А. БЕЛОГУРОВ, доцент
В диалектике «глобального» и «регионального» на рубеже ХХ-XXI вв. формируется новая образовательная политика, в основу которой закладывается идея поликультурности. В связи с возросшей актуальностью поликультурного образования во многих странах мира оно получило отражение в научном языке под разными терминами: мультиэтническое образование (Дж. Бэнкс), мультикультурное образование (Я. Пэй, Р. Люсиер и др.), школа диалога культур (В.С. Библер), поликультурное образование (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова), образовательный мульти-культурализм (М. Уолцер), либеральный плюрализм в образовании (Б. Уильямс), по-ликультурализм в образовании (Г.М. Код-жаспирова), поликультурное воспитание (Н.В. Бордовская, А.А. Реан), многокультурное образование (Г.Д. Дмитриев), сложнокультурный подход (В.А. Тишков), воспитание конвертируемого человека (В.Д. Семенов), глобальное образование (А.Ю. Коджаспиров) и другие [1]. В условиях разнообразия и многомерности социальных явлений поликультурность выступает важным условием устойчивого социального развития, обеспечивающим интеграцию каждого человека в мировое культурно-образовательное пространство.
Проблема сохранения и развития целостного поликультурного образовательного пространства Юга России изучается учеными региона в рамках комплексной программы научных исследований РАО «Развитие образовательных систем на Юге России»
[2]. Данная программа учитывает весь спектр задач, выдвинутых Национальной доктриной образования в Российской Федерации. Для конкретизации исследований сформированы такие подпрограммы, как
Идея поликультурности в образовательном процессе
«Актуальные проблемы духовного развития учащейся молодежи в условиях современного Северо-Кавказского региона» и «Этнопедагогика и развитие этнорегиональ-ных систем образования в республиках Северного Кавказа». Исследования охватывают изучение проблем социализации молодежи, этнической идентификации личности в современных условиях, этнокультурных компонентов образовательной практики, выявление проблем межэтнической напряженности и разработку психолого-пе-дагогических механизмов их устранения, принципов построения и развития поли-культурной образовательной среды.
Одной из задач поликультурного образования в региональном вузе является создание необходимых условий для подготовки специалистов, которые будут жить в системе мирового сотрудничества, интенсивного обмена информацией и продуктами труда, взаимодействовать посредством развития совместных культурных, научно-исследовательских и производственных про-
ектов. В логике поликультурного образования целесообразно знакомить студентов с национальной и общероссийской историей, их искусством и традициями, что позволяет определить роль и место родной культуры в общецивилизационном и культуросозидающем процессе, дидактически обеспечить развитие единого культурно-образовательного пространства, что в конечном итоге будет способствовать расширению социальной мобильности будущего специалиста.
В этой связи приоритетной задачей обеспечения высокого уровня преподавания общественно-ориентированных курсов является усиление интегративной основы содержания образования, что способствует формированию целостного мировоззрения и гуманитарной грамотности студентов. В качестве важнейших учебных дисциплин в нашем университете преподаются такие, как историография России и Осетии, специальный курс русского и осетинского языков, осетинская и русская словесность и литература. При этом в целостном педагогическом процессе по различным специальностям реализуются как федеральные, так и национально-региональные компоненты содержания образования.
Поликультурный аспект национальнорегионального компонента акцентирует внимание на решении следующих основных задач: адаптации личности к особенностям социокультурной среды, в которой реализуются ее профессионально-личностные качества; осмыслении Я-концепции на основе рефлексии и саморегуляции; овладении кругом общекультурных и специальных знаний, манифестирующих личность как представителя определенного этнокультурного сообщества; формировании и развитии ее креативных способностей на основе стимулирования учебно-познавательного интереса; реализации связи научной теории с практикой, фундаментальных знаний с их практическим преломлением.
Все это коррелирует с моделью гуманитарно-ориентированного специалиста, раз-
витием его личностных и творческих качеств
[3], а также отвечает основным функциям высшего образования: гуманистической, аксиологической (сохранение ценностей мировой и российской многонациональной культуры), социокультурной (овладение культурой своего народа в многообразии связей с национальными культурами других народов и мировой культурой в целом), социальноадаптивной (адаптация к окружающему социуму и профессиональной деятельности), социально-мобильной (обретение человеком нового статуса), инновационной (обновление арсенала знаний и способов деятельности человека), социально-интегративной (включение человека в интегративную образовательно-научно-производственную деятельность), прогностической (раскрытие перспективы профессионального развития и личностного роста) [4].
В структуре поликультурного образования национально-региональный компонент призван реализовать ряд функций, способствующих формированию у молодежи мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество с носителями различных этнических и других культурных ценностей. К числу таких функций мы относим: философско-культурологическую, этико-гуманистическую, гуманитарно-гностическую, воспитательно-рефлексивную, личностно-развивающую. Реализуя указанные функции, национально-региональный компонент содержания образования приобретает типические черты и становится связующим звеном в решении образовательных задач республиканского и общероссийского уровня.
Как показал опыт гуманитарных факультетов СОГУ, национально-региональный компонент содержания общего и профессионального образования наиболее эффективно реализуется в образовательной практике при учете следующих принципов: диалектической включенности национальной культуры в системы российской и мировой культур, историко-культурной и цивилизационной направленности националь-
ного образования, поликультурной идентификации и самоактуализации личности, глобальности культурно-образовательного процесса, поликультурной толерантности и интеробразовательной перспективы.
Проблемам построения поликультур-ной образовательной среды в процессе преподавания различных учебных курсов посвящены исследования сотрудников университета (Т.М. Елканова, М.Т. Сикоева,
Н.М. Чеджемова и др.).
Создание открытой образовательной системы, способной интегрироваться в мировое образовательное пространство, выступает одним из приоритетных направлений реформирования отечественной общеобразовательной и профессиональной школы. При этом основной упор делается на необходимость построения информационнообразовательной среды на основе внедрения различных видов дистанционного обучения: интерактивного телевидения, компьютерных телекоммуникационных сетей с использованием таких современных информационных технологий, как электронная почта, компьютерная видеоконференция, Интернет. Именно в развитии дистанционного обучения видится «наиболее эффективный способ реализации единого образовательного пространства» (Я.М. Нейматов), действенный механизм интеграции образовательной системы регионального вуза в российское, европейское и мировое образовательное пространство.
В университете накоплен интересный опыт развития дистанционного обучения в контексте целостного профессиональноориентированного образовательного процесса. В 2001-2003 уч. годах на факультете международных отношений введены такие дистанционные образовательные курсы, как «Международная безопасность в меняющемся мире», «Безопасность, гражданские свободы и терроризм», «Международная политика в области охраны окружающей среды», «Основные вопросы разрешения международных конфликтов».
На семинарских занятиях студентами
выполняются задания различных видов сложности и креативности. Ориентированные на активизацию самостоятельной работы студентов, задания требуют обоснования собственной точки зрения на мировые и региональные политические и социокультурные процессы, проявление умения аргументированно доказать свою позицию, продемонстрировав общую и профессиональную эрудицию. Важнейшими элементами семинарских занятий являются диспуты и дискуссии, широкое обсуждение предлагаемых проблем и выработка общего видения путей решения целого спектра международных конфликтов. Заключительная часть курса предусматривает проведение телеконференций с ведущими экспертами по данным проблемам, что позволяет студентам задавать вопросы (в большей степени на иностранном языке) и оперативно получать ответы на них.
Учитывая то, что представленные учебные курсы направлены на формирование готовности будущего специалиста к межкуль-турной коммуникации, были проанализированы уровни сформированности социокультурного, ситуативно-рефлексивного, когнитивно-деятельностного, компаративистского, поликультурно-мировоззренческого, ре-гионально-презентативного компонентов учебно-познавательной деятельности, каждый из которых показал устойчивую позитивную динамику в среднем на 40-45%.
Таким образом, использование современных технологий дистанционного обучения в учебном процессе регионального университета в сочетании с традиционными формами и средствами выступает основой построения гуманитарно- и личностно-ориентированной образовательной среды через актуализацию мировоззренческой, общекультурной и аксиологической составляющих содержания общего и профессионального образования, позволяет решать задачи поликультурного воспитания будущих специалистов.
Сегодня высшее образование играет исключительно важную и все возрастающую
роль в жизни цивилизации. Интеллектуальный потенциал нации, который в первую очередь создается системой образования, становится определяющим фактором прогрессивного развития стран и народов. По-липарадигмальность образования в современном мире, множественность возложенных на него социальных функций делают данную сферу важнейшим механизмом устойчивого развития общества. Именно с образованием связываются сегодня задачи консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства России, формирования ценностной системы - «открытой,вариативной, духовно и культурно насыщенной, диалогичной, толерантной, обеспечивающей становление подлинной гражданственности и патриотизма» [5]. В стенах одного из старейших вузов Юга России - Северо-Осе-тинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова - накоплен огромный опыт подготовки высококвалифицированных специалистов. В настоящее время продолжается интенсивный педагогический поиск новых, более совершенных форм и
технологий учебно-воспитательной работы со студентами, приобщения их к передовым научным достижениям, подлинным ценностям культуры и цивилизации.
Литература
1. Проблемы поликультурного образования
в Дагестане / Под ред. С.И. Муртазалие-ва, Г.И. Кисловой. - Махачкала, 2002. -С.177.
2. Греков А.А. О состоянии педагогической
науки и педагогического образования в Южном Федеральном округе // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. IX Годичное собрание Южного отделения РАО. Часть I. - Ростов н/Д, 2002. - С.3-8.
3. ПетруневаР., ДулинаН., ТокаревВ. О глав-
ной цели образования // Высшее образование в России. - 1998. - № 3.
4. Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Высшая
школа: социально-педагогическое взаимодействие // Педагогика. - 2000. - № 5.
5. Материалы заседания Государственного
совета Российской Федерации и официальные документы (август 2001 г.). - М., 2001. - С.57.
Б. ТАХОХОВ, профессор
Одним из ведущих направлений деятельности ректората и Ученого совета университета является научное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, которое осуществляется двумя путями: пополнением библиотечного фонда современной литературой и созданием учебных пособий, программ, дидактических материалов, методических рекомендаций учеными университета.
Научная библиотека вуза располагает достаточными возможностями для удовлетворения запросов студентов, аспирантов, докторантов и преподавателей. Ежегодно ее
Научно-методический совет университета
фонд, формируемый по заказу кафедр, пополняется более 70 тысячами книг по всем специальностям, доля расходов библиотеки в бюджете вуза из года в год повышается. Следует отметить, что интенсивно внедряются такие виды технологий, как микрофильмирование, ксерокопирование, автоматизация; изысканы средства для расширения электронной части фондов, комплексной автоматизации обслуживания читателей.
Наряду с основными читальными залами, на ряде факультетов (юридическом, русской, осетинской филологии и журна-