Казахстан и страны Востока // Еуразия университета 2010. ( № 69). С.4-5; 6) Об изучении памятников письменности Востока в Казахстане (лингвоисточниковедческий аспект) // Вестник Казах. нац. ун-т им. аль-Фараби. Сер.: «Востоковедения». 2010. № 2.С.97-102 [и др.].
5. Алиева, Б. Ш.: Этнопедагогические основы семейного воспитания народов Дагестана // Молодежь и наука: реальность и будущее: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. Невинномысск, 2008. С.21-23; Семья как фактор сохранения этнической толерантности в условиях полиэтнического макрорегиона // Молодежь и наука: реальность и будущее... С. 23-29.
6. Цатуров, В.Н. Актуальность поликультурного образования в Дагестане // Молодежь и наука: реальность и будущее: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. Невинномысск, 2008. С. 224-227.
DOI: 10.24411/2071-7830-2019-10038 ОЧИРОВА Н.Г.
УДК 93/94 ББК 63.3
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО УКРЕПЛЕНИЮ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД1
Аннотация: Статья посвящена проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений в Калмыкии. Показана роль национально-культурных центров по укреплению стабильности в регионе, их взаимодействие с государственными органами власти и традиционными конфессиями.
Ключевые слова: Калмыкия, национально-культурные центры, межнациональные и межконфессиональные отношения, органы государственной власти, взаимодействие.
Этнокультурная жизнь Калмыкии регулируется законодательными актами Российской Федерации и Республики Калмыкия, важнейшими из которых являются Конституция Российской Федерации, Федеральные законы от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии» (в редакции 2009 г.), от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», от 25 октября 1991 г. (в редакции от 11 декабря 2002 г.) «О языках народов РФ», Степное Уложение (Основной закон) РК от 5 апреля 1994 г., республиканский закон от 27 октября 1999 г. «О языках народов Республики Калмыкия». Основной Закон Республики Калмыкия и законодательные акты республики в этнокультурной сфере в качестве приоритетных задач провозглашают сохранение самобытности, традиций и языков народов, проживающих на ее территории, на основе равноправного, межнационального и культурного взаимодействия. Государственными признаны русский и калмыцкий языки. Калмыцкий язык, как и русский язык, является обязательным для изучения во всех образовательных учреждениях, его использование (наряду с русским) законодательно закреплено в деятельности органов государственной власти Республики Калмыкия. Калмыцкий язык как государст-венный преподаётся в школах независимо от наци-ональности. В 1990 - 2000-е гг. в результате принятых мер со стороны исполнительной власти всех уровней в республике сложилась калмыцкая национальная система обучения и воспитания в образовательных учреждениях. В местах компактного проживания диаспор созданы условия для овладения детьми национальных языков. Так, аварский язык изучался в Прикумской СШ Черноземельского района, казахский язык - в Эрдниевской и Бергинской СШ Юстинского района, в Октябрьской МКСШ и Лаганской СШ № 4 Лаганского района, корейский язык- в Восходовской СШ Октябрьского района, традиции и обы-чаи народов Северного Кавказа и культуру Казахстана дети познавали в Уттинской, Молодежненской СШ Яшкульского района [1].
Одним из важнейших принципов государственной национальной политики в современной России является признание равного достоинства культур всех народов страны, а также укрепление целостности российской культуры посредством создания равных условий для их сохранения и развития. Это дало возможность передать часть функций по этническому и культурному самоопределению народов в руки самих национальностей и этносов. Однако миграционные процессы последних десятилетий, возрастание полиэтничности населения, как в мегаполисах, так и в национальных субъектах Российской Федерации, а также новый характер международных контактов обусловили обособление этнических культур.
В оптимизации национальных отношений немаловажную роль играют национально-культурные центры (НКЦ) и землячества. Главной целью национальных объединений стало развитие этнических культур, сохранение родного языка, обычаев, традиций, форм досуга, исторической памяти своего народа, консолидация этнических общностей. Изучение деятельности национально - культурных центров Калмыкии обусловлена, прежде всего, полинациональным составом населения республики, где, по статистическим данным, проживают калмыки, русские, украинцы, татары, немцы, казахи, чеченцы, даргинцы, лезгины, корейцы, турки-месхетинцы и представители других национальностей. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. в Республике Калмыкия 283 691 человек указали свою национальную принадлежность (98%). В том числе - 162 740 калмыков (57,4 % среди лиц, указавших национальную принадлежность), 85 712 русских (30,2 %), 7 590 даргинцев (2,7 %), 3343 чеченцев (1,2 %), 4 948 казахов (1,7 %), 3 675 турок-месхетинцев (1,3 %), 2 396 украинцев (0,8 %), 1 531 корейцев (0,5 %), 1 071 немцев (0,4 %), 9 343 других (3,3 %). Благодаря деятельности НКЦ происходит социализация и этническая идентификация молодого поколения, они выполняют роль и функции досуговых учреждений. Кроме того, проблемы межкультурного диалога не могут быть решены без изучения специфики этнических культур. Поэтому исследование деятельности национально-культурных центров является, несомненно, насущной проблемой, как на теоретическом, так и практическом уровнях. Данный вопрос в большей степени актуализируется и тем обстоятельством, что национально-культурные центры консолидируют люди не только разных национальностей, но и разных вероисповеданий: буддистов и православных, мусульман и католиков, др.
Представителями региональной отечественной истории, этнографии, социологии, философии и других дисциплин накоплен значительный научный материал, отражающий изучение различных сторон межнациональных отношений, национальной и этнической культур. Многие аспекты исследуемой проблемы рассмотрены в работах У.Э. Эрдниева [2], К. П. Катушова, Б.М. Муняновой, С.Э. Лиджи-Горяевой [3], Б.Г. Тян [4], И.В. Борисенко [5], С.С.Белоусова [6], Б.Б. Дякиевой [7], Н.Г. Очировой [8], Е.А. Гунаева [9], У. М. Эльжуркаева [10] и др. Как отмечают исследователи, этническая культура позволяет приобщить каждого к ценностям и достижениям, имеющим непреходящий характер. Она способствует формированию духовно-нравственного облика личности, выработке ее ценностных ориентаций и жизненной позиции. Национально-культурные центры принадлежат к виду общественного объединения, основанного на общих интересах. НКЦ возникают после того, как люди осознают общность интересов в ходе коллективных действий по их защите и реализации. Община выполняет такие важные функции как социализация - передача людям знаний, общественных ценностей и норм поведения посредством семьи и школы; социальный контроль - способ воздействия на поведение членов общины; социальное участие - совместная деятельность членов организации в семейных, молодежных и других организациях общины; взаимопомощь - материальная и психологическая поддержка нуждающихся.
В конце 1990-х - начале 2000-х гг. этнокультурная жизнь Калмыкии отмечена созданием национально-культурных центров, национальных обществ и землячеств. Они стали функционировать в рамках Закона РФ от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». В разделе III. данного Закона «Права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры» содержится констатация того, что народы и иные этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания [11].
Национальные культурные центры, общества и землячества вправе разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти и управления предложения о сохранении и развитии национальной культуры, проводить фестивали, выставки и другие аналогичные мероприятия; содействовать организации национального краеведения, охране национальных исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев; учреждать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национальных языков, общероссийские, региональные и иные ассоциации. В условиях кризиса 90-х гг. прошлого столетия, чтобы адаптироваться в новых условиях, люди стали объединяются в национально-культурные сообщества. Первые национально-культурные центры Калмыкии были созданы при поддержке республиканских органов власти Их появление было связано, с одной стороны, ростом национального самосознания народов, населяющих Калмыкию, с другой - попытками государства перевести энергию национального возрождения в культурно-просветительское русло, используя общины как фактор стабилизации в межнациональных и межконфессиональных отношениях.
1 Публикация подготовлена в рамках реализации Государственного задания ЮНЦ РАН, №2 гос. проекта АААА - А 19-119011190182-8
Национально-культурные центры создавались как представителями народов традиционно проживающими в республике (казахи, татары, немцы), так и сравнительно недавно появившимися диаспорами, представляющими ближнее зарубежье (армяне, азербайджанцы, турки-месхетинцы). Они различались по численности, интенсивности своей деятельности, участию в общественной жизни республики, уровню и активности контактов с этнической родиной. В этот период на территории республики действовали 19 национально-культурных объединений, имевших региональный статус, в том числе Калмыцкое республиканское «Общество калмыцко-корейской дружбы», Казахский культурный центр «Жерлестер», Общество немцев «Возрождение» в Яшалтинском районе, Армянский культурный центр «Эребуни», Татарский региональный центр «Багт», «Калмыцкий республиканский еврейский центр», «Культурно-экономическая организация азербайджанцев Республики Калмыкия», «Национально-культурный центр народов Северного Кавказа» в Ики-Бурульском районе и другие. При НКЦ имеются фольклорные ансамбли, такие как татарский ансамбль «Аллабуга», кавказский танцевальный ансамбль «Ассалам». Национально-культурные центры совместно с органами государственной власти проводят большую работу по пропаганде этнических культур: фестивали, праздники, конкурсы, смотры. Традиционными стали в республике Дни национальных культур народов Калмыкии, День славянской письменности и культуры в рамках Кирилло-Мефодиевских чтений, «Джангариада» по национальным видам спорта, День народного единства и другие, в которых активное участие принимают национально-культурные центры.
Национальные объединения участвуют в общественно-политической жизни республики, их представители входят в состав различных комиссий, оргкомитетов, советов, в том числе и в женсоветы, избираются в региональные органы государственной власти различных уровней. Среди руководителей объединений наиболее активной деятельностью отличается У.М. Эльджуркаев, возглавляющий чеченский центр «Барт». Он является членом Координационного совета по межнациональным отношениям, выступает на научных конференциях, публикует материалы о деятельности НКЦ в СМИ, ведет активную работу по сохранению и укреплению дружеских отношений Калмыкии с Чеченской Республикой. Многие национально-культурные центры поддерживают связи со своей исторической родиной, развивают в основном культурные контакты. Так, в 2006 г. при Общественном фонде «Гарант Республики Калмыкия» был учреждён Центр развития культурно-экономических связей «Калмыкия - Азербайджан», на территории республики также была зарегистрирована общественная организация «Культурно-экономическая организация азербайджанцев Республики Калмыкия». Обе структуры ориентированы на развитие культурно-экономических связей с Азербайджаном, что является важным для налаживания сотрудничества в сфере экономики и культуры регионов [13].
В первом десятилетии XXI в. деятельность национально-культурных объединений была менее активной, чем в предшествующие годы. Этот спад лидеры НКЦ объясняют главным образом материальными трудностями и инертностью основной массы членов землячеств. Национально-культурные организации не получают от государства необходимой поддержки в вопросах финансирования, поэтому не в состоянии реализовать многие свои проекты, связанные с удовлетворением культурных запросов диаспор, что также снижает уровень активности сообществ. Вместе с тем, в последние годы заметно укрепилось взаимодействие национально-культурных обществ с органами исполнительной власти и самоуправления республики, хотя численность объединений в последние годы заметно сократилась. Республиканский дом народного творчества оказывает НКЦ методическую и организационную помощь в проведении мероприятий, приобретении сценических костюмов, инвентаря, книг на родном. Как отмечалось выше, Калмыкия является полиэтнической и поликонфессиональной республикой, в которой проживают представители свыше 90 национальностей и характеризуется преобладанием двух этнических групп: калмыков и русских (57, 4 и 30,2 % соответственно). В этническом составе достаточно выражены представители народов Северного Кавказа. Большое внимание руководители традиционных конфессий в сотрудничестве с НКЦ уделяют формированию межнационального согласия между народами, проживающими в регионе. В настоящее время в Калмыкии действуют 10 национально-культурных центров и обществ, которые являются активными участниками общественных процессов, связанных с укреплением межнационального мира и согласия - 4 входят в республиканский реестр общественных организаций Управления Министерства юстиции РФ по Республике Калмыкия (армянский, азербайджанский, дагестанский, украинский,) и 4 национально - культурных центра функционируют без образования юридического лица (корейский, казахский, чеченский и турко - месхетинский). В целях оказания грантовой поддержки (предоставления субсидий) на реализацию проектов, связанных с вопросами развития межнационального и межконфессионального сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языков и традиций народов, проживающих на территории Калмыкии, охраны и содержания объектов и
территорий, имеющих культовое значение и предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний, отражена в подпрограмме «Укрепление единства Российской нации и этнокультурное развитие народов Республики Калмыкия» Государственной программы Республики Калмыкия «Развитие культуры и туризма Республики Калмыкия на 2013-2020 годы». На основании вышеназванной программы повсеместно в РМО и г. Элиста, в сельских муниципальных органах разработаны и реализуются планы мероприятий для поддержки деятельности НКЦ и религиозных организаций, ежегодно проводятся конкурсы по грантам. Религиозные организации традиционных конфессий играют важную роль в сохранении и пропаганде религиозных и культурных традиций народов Калмыкии. Национально-культурные объединения совместно с традиционными религиозными общинами широко отмечают национально-религиозные праздники - Зул, Цаган Сар, Ур Сар, славянские - Масленица, Рождество, Пасха; мусульманские - Ураза - байрам, Навруз, Курбан - байрам и др.
Таким образом, практика показывает, что национальные проблемы не замыкаются исключительно на культурном аспекте жизни народов Калмыкии. Для многих из них вопросы социально-экономической, правовой адаптации и интеграции в современное калмыцкое общество занимают важное место. Со временем приходит понимание того, что этнокультурное развитие немыслимо вне политических процессов. Это означает, что морально-нравственные устои общества - основа культурно-исторического развития любого этноса - во многом определяются экономической, социальной, правовой составляющими государственного устройства.
I. Национальная система образования в фактах// Алтн товч. 2003 №1)
2.Эрдниев У.Э. Калмыки: историко-этнографические очерки. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1985. - 282 с.
3. Катушов К.П., Мунянова Б.М., Лиджи-Горяева С.Э. Особенности современных межнациональных отношений в Республике Калмыкия // Вестник Калмыцкого института социально-экономических и правовых исследований. Элиста: КИСЭПИ, 2000. С.157-163.
4.Тян Б.Г. Корейцы в Республике Калмыкия // Народы Калмыкии: перспективы социокультурного и этнического развития. Элиста: Издательство Калмыцкого государственного университета, 2000. С. 111 -115.
5. Борисенко И.В. Из истории поселения немцев Калмыкии // Международная научная конференция «Исторические связи калмыков Нижнего Поволжья и общины Сарепта в XVIII - XX веках. Взаимоотношения в области истории, науки, религии и культуры». (6 - 13 апреля 2000 г., Сарепта). Волгоград: Издательский центр музея-заповедника «Старая Сарепта», 2001. С.141 - 144.
6.Белоусов С.С. Изменения в этнической структуре населения Калмыкии в 90-е годы XX века // Россия и Центральная Азия: историко-культурное наследие и перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции (г.Элиста. 13 - 14 сентября 2006 г.): В 2-х ч.. Элиста: КИГИ РАН, 2008. Ч.2. С.66-68.
7.Дякиева Б.Б. Развитие национально-регионального образования Республики Калмыкия (организационно-управленческие аспекты). Элиста, 2005; Народы Калмыкии: проблемы национального самосознания и толерантности. Элиста: Издательство Калмыцкого государственного университета, 2008 - 154 с.
8.Очирова Н.Г. Национальные меньшинства в Республике Калмыкия // Народы Калмыкии: современные культурные и экономические процессы. Элиста: Издательство Калмыцкого государственного университета, 1997. С. 115-123; Процессы формирования современной этнической ситуации в Калмыкии // Калмыки и их соседи в составе Российского государства: Материалы международной научной конференции (Элиста, 7 -11 сентября 2001 г.). Элиста: АПП «Джангар», 2002. С. 3 - 15.
9. Гунаев Е.А. Актуальные проблемы учреждения национально-культурных автономий в Республике Калмыкия // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. Элиста: КИГИ РАН, 2009. № 2. С. 45- 49.
10. Эльжуркаев У.М. Чеченцнр Хальмгт // Хальмг Унн. 2010. 30 марта. (Чеченцы в Калмыкии. На калм. языке).
II. Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992.№ 46. Ст. 2615.
12.НА РК. Ф. Р-156. оп. 1 вр. Д. 98.
13. НА РК. Ф.Р -156. оп. 1вр. Д.66.