источников на ее содержание [1, л. 6 об.]. К сожалению, многие его рекомендации по улучшению врачебной части так и не были воплощены в жизнь.
Через три года после его проверки, в декабре 1906 г. в Калмыцкой степи был проведен съезд врачей, на котором были затронуты многие злободневные вопросы. Делегаты съезда (доктора Пальмирский, Цветков, Залкинд, Смирнов, Абрамов, фельдшеры Мучулаев, Семенов, Зиканов, Чеботарев и фельдшер-акушерка Цапко) в течение 10 дней подробно обсуждали среди прочих такие вопросы, как: условия наилучшего обеспечения населения Калмыцкой степи медицинской помощью; постановка борьбы с заразными болезнями; организация оспопрививания; постановка санитарного дела; улучшение служебного положения медицинского персонала в Калмыцкой степи; улучшение санитарно-гигиенического состояния улусных школ и тюрем и т.д. [6, л. 10]. В ходе съезда предлагались различные пути решения проблем системы здравоохранения, во многом совпадавшие с рекомендациями инспекций 1902 и 1903 годов. Однако из-за проволочек бюрократического аппарата имперской администрации и недостатка финансирования принятые решения также не были реализованы [6, л. 66].
Таким образом, мы можем констатировать, что система здравоохранения в Калмыцкой степи находилась в рассматриваемый
период в очень сложной ситуации. Несмотря на наличие социальных болезней и эпидемий, правительственные органы обращали на охрану здоровья мало внимания. Лечебное дело находилось в крайне неудовлетворительном состоянии, материальная база нескольких медучреждений, которых явно не хватало, была бедной, практически полностью отсутствовала санитарно-эпидемиологическая служба и аптечное дело, не говоря уже о специализированных лечебницах. Даже подвижнический труд таких врачей, как Залкинд, Цветков, Пальмирский и другие, не мог переломить ситуации в условиях отсутствия государственного финансирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Национальный архив Республики Калмыкия. Ф. И-9. Оп. 8. Д. 17.
2. 50 лет под знаменем Октября. Элиста: Калмиз-дат, 1967. 352 с.
3. История Калмыкии с древнейших времен и до наших дней: В 3 т. Т. 3. Элиста: "Гере л", 2009. 752 с. С. 163-164.
4. Эрдниев У.Э., Максимов К.Н. Калмыки. Исто-рико-этнографические очерки. Элиста: Калмиздат, 2007. 427 с.
5. Очерки истории здравоохранения Калмыкии (Воспоминания министра). Элиста: ЗАОр «НПП "Джангар"», 2006. 296 с. С. 59.
6. Национальный архив Республики Калмыкия. Ф. И-9. Оп. 8. Д. 18.
УДК 323.15+341.234
ДИАСПОРЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ
Е.А. Гунаев
Исследование вопросов национально-культурного развития этнических общностей, политико-правовых аспектов национально-государственной политики в стране или регионе опирается на соответствующий понятийный
Гунаев Евгений Александрович - научный сотрудник Отдела социально-политических и экологических исследований Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, 358000, г. Элиста, ул. Илишкина, 8, e-mail: [email protected], т. 8(84722)34885.
аппарат в данной сфере. Одними из ключевых понятий являются "диаспора" и "национальное меньшинство" [1]. Названые понятия недостаточно разработаны и унифицированы. Определенную сложность составляет взаимосвязь и различение данных понятий. В этой
Eugene Gunayev - research worker of the Social-Political and Ecological Researchers Department at the Kalmyk Institute for Humanitarian Studies of the Russian Academy of Sciences, 8, Ilishkina Street, Elista, 358000, e-mail: [email protected], ph.: +7(84722)34885.
связи рассмотрим их значение и использование на примере Республики Калмыкия.
Диаспорой (греч. diaspora - рассеяние) в современной литературе, как правило, называются этнические группы, живущие вне страны своего происхождения [2]. Ут-верждается также, что данный термин не имеет универсального содержания и термином, строго говоря, не является [3]. Например, В.А. Тишков считает, что традиционный (объективистский) подход в отношении диаспоры не учитывает два аспекта: исторической си-туативности и личностной идентификации. По его мнению, диаспора - явление, прежде всего, политическое. "Диаспора - это культурно отличительная общность на основе представления об общей родине и выстраиваемых на этой основе коллективной связи, групповой солидарности и демонстрируемого отношения к родине. Если нет подобных характеристик, значит, нет и диаспоры" [4, с. 50].
Ю.И. Семенов, напротив, утверждает, что диаспора - явление в основе своей этническое. Согласно его точке зрения, об этнической диаспоре речь может идти только в случае, когда члены того или иного этноса живут, причем дисперсно, на территории, основное население которой принадлежит к иной этнической общности. Этим диаспора отличается от этнической периферии - компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделенных от основной его части (этнического ядра) [5, с. 65-66].
С.А. Арутюнов полагает, что «диаспора - это не только и не столько состояние, диаспора это процесс развития от "еще недиаспоры" через "собственно диаспору" к "уже недиаспоре"» [6].
Ж.Т. Тощенко, Т.И. Чаптыкова определяют диаспору "как устойчивую совокупность людей единого этнического происхождения, живущую за пределами своей исторической родины (вне ареала расселения своего народа) и имеющую социальные институты для развития и функционирования данной общности" [7]. Ж.Т. Тощенко подчеркивает характерное для диаспоры качество внутренней соорга-низованности, высокую структурированность как этносоциокультурного организма, функционирующего за пределами своей исторической родины. Он, в частности, отмечает: "Центральный признак, позволяющий назвать данную этническую общность диаспорой, -внутренняя способность к самоорганизации,
которая позволяет диаспоре функционировать длительное время, оставаясь при этом относительно самодостаточным организмом. Диаспора - это такая этническая общность, которая имеет основные или важные характеристики национальной самобытности своего народа, сохраняет их, поддерживает и содействует их развитию: языка, культуры, сознания. Нельзя признать диаспорой в этом случае группу лиц, хотя и представляющих определенный народ, но вступивших на путь ассимиляции" [8].
В этой связи С.Я. Сущий считает, "что вновь возникающие в результате миграции иноэтнические группы не представляют изначально диаспоры и должны организационно и экономически укорениться в составе новой территориальной общности, сохранив при этом свою этнокультурную самобытность. Данный процесс требует порой значительного времени... Только сумевшие самоорганизоваться в новых условиях своего существования этнокультурные группы постепенно обретают право именоваться диаспорами" [9].
М.А. Аствацатурова и Ю.Б. Курилова отмечают, что переселенческие этнические группы идентифицируют себя как общины, землячества, диаспоры. «Такая идентификация представляется приоритетной в сравнении с таким определением, как этнические (национальные) меньшинства. Отнесения себя к национальному меньшинству - вопрос самоопределения, а также качества этнокультурного и этносоциального самочувствия. "Состояние" национального меньшинства обусловливается, прежде всего, явлениями дискриминации, состоянием неуверенности и дискомфорта. Наблюдения и исследования свидетельствуют, что представители диаспор в своем большинстве не стремятся к правовой и политической констатации состояния "национального меньшинства", хотя и заинтересованы в обозначении места соответствующей этнической группы в местном сообществе» [10, с. 111].
Какие же этнические общности в России могут быть отнесены к национальным меньшинствам? По мнению В.А. Кряжкова, сложность при ответе на данный вопрос заключена в том, что в настоящее время в международном и внутрироссийском праве нет их определения [11, с. 270].
Русские составляют почти 80 % от всего населения страны. Согласно В.А. Кряж-
кову, иные этнические общности по государственно-правовым признакам могут быть классифицированы на следующие группы:
- народы (их именуют иногда титульными), которые в лоне российской государственности обрели собственную государственность в форме республик (башкиры, татары, коми, карелы - всего 27), автономной области (евреи) и автономных округов (ханты, манси, чукчи и другие северные народы - всего 9);
- коренные малочисленные народы, выделенные Конституцией РФ как особая этническая общность (ст. 69), к которым относят 26 народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (ненцы, манси, долганы, коряки, саами и др.), а также 19 иных этносов (абазины, ижорцы, нагайбаки, шапсуги и др.), и еще около 40 этносов претендуют на подобный статус. (К малочисленным коренным народам в России отнесены этнические общности, имеющие численность менее 50 тыс. чел. - Е.Г);
- этнические группы, имеющие государственность за пределами Российской Федерации (болгары, греки, корейцы, немцы, поляки, финны и др.) и не имеющие государственности за пределами Российской Федерации (турки-месхетинцы, цыгане, вепсы, шорцы и др.) [11, с. 269-270].
В.А. Кряжков, суммируя мнения, высказанные в научной литературе, приходит к выводу: чтобы признаваться меньшинством, надо удовлетворять нескольким требованиям:
а) быть гражданином данного государства, что отличает меньшинства, их представителей от иностранцев и апатридов;
б) достаточно долго проживать в данном государстве, быть укоренившимся (по названному критерию к меньшинствам не могут быть отнесены беженцы, вынужденные переселенцы, имеющие специальный правовой статус);
в) быть численно меньшим, чем основная группа населения (этот показатель относительный, коррелирующий с последующим);
г) не занимать господствующего положения (например, в органах власти, экономике и т.д.), ибо иное снимает вопрос о специальных мерах защиты соответствующей группы;
д) иметь различия в этническом и национальном характере, культуре, языке, религии, обычаях;
е) стремиться к сохранению своей самобытности [11, с. 271].
Как отмечает В.А. Кряжков, в чистом виде к национальным меньшинствам в Российской Федерации могут быть отнесены коренные малочисленные народы и этнические группы, имеющие государственность за пределами Российской Федерации и не имеющие государственности за пределами Российской Федерации. Таковыми потенциально способны быть и иные общности, составляющие меньшинство по отношению к доминирующему населению в соответствующем субъекте Российской Федерации [11, с. 271].
Указанная классификация относилась к 2002 г., и с тех пор ситуация несколько изменилась. Во-первых, большинство автономных округов (6 из 9) в результате объединения с соседними краями и областями утратили статус субъектов федерации, преобразовавшись в административно-территориальные единицы с особым статусом в составе укрупненных субъектов [12]. Кроме того, отдельные этнические общности, относящиеся к категории малочисленных (к примеру, абазины) или имеющие государственность за пределами России (например, немцы) имеют административно-территориальную или муниципальную автономию в районах компактного проживания (Абазинский район в Карачаево-Черкесии, Азовский немецкий национальный район в Омской области) [13]. Представляется, что необходимо учитывать ситуацию, когда этническая общность имеет административную (муниципальную) автономию и в определенной местности составляет большинство. В результате отдельные малочисленные этнические общности можно охарактеризовать как "титульные", имея в виду территориальные единицы их компактного проживания. Например, абазины в Карачаево-Черкесии характеризуются в литературе как одна из титульных национальностей [14, с. 178]. В то же время это не меняет положения, поскольку коренные малочисленные народы фактически признаны в качестве национальных меньшинств на федеральном уровне. Это относится также и к российским немцам. В частности, принята и действует федеральная целевая программа "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008 - 2012 годы" [15].
В.В. Степанов указывает, что "титульная национальность" - понятие не юридическое, по крайней мере, не должно быть таковым. В отечественной науке его используют
в основном для описания сложившейся в советское время ситуации, когда по названию национальности учреждались национально-территориальные образования [13].
Вместе с тем он отмечает, что «рецепт территориальной автономии не является универсальным. Такая форма управления защищает (и, возможно, способна защищать) только определенные этнические сообщества. Среди сообществ де-факто приоритетом обладают титульные национальности, даже если они составляют численное меньшинство среди населения этих регионов. Поэтому данную форму российского федерализма уместно назвать также и "титульным федерализмом". В настоящее время в 11 республиках (из 21) в составе Российской Федерации титульное население составляет численное меньшинство, причем во многих случаях его доля не превышает одной трети жителей. Каждая из республик имеет собственную конституцию и преференции, прежде всего языковые, в пользу титульной национальности. И в этом смысле титульные национальности в России, по сути, не являются меньшинствами» [13].
Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств не содержит определения понятия "национальное меньшинство", соответствующие государства вправе самостоятельно уточнять круг лиц, относящихся к национальному меньшинству и обладающих правом на защиту в рассматриваемой области отношений в конкретных условиях каждой страны. Ратификация Россией названной Рамочной конвенции поставила и перед российским законодателем непростую задачу определения понятия "национальное меньшинство" [16, с. 41].
Как отмечает Т.Я. Хабриева, Федеральный закон "О национально-культурной автономии" от 17 июня 1996 г. использует термин "этническая общность", а не "национальное меньшинство". Это связано с тем, что «под национальным меньшинством понимается реально существующая конкретная этническая общность, проживающая в определенной местности, в известных географических границах и т.д. ... При разрозненном расселении этноса отсутствуют основания для понимания национального меньшинства как субъекта права, следовательно, отпадает необходимость употребления этого термина. Термин "национальное меньшинство" не является ключевым для понимания проблем национально-культурной автономии. К тому же такая терминология может
быть обидной для представителей разных народов, среди которых могут быть вовсе не малые, а крупные этносы. В то же время имеются все основания для признания прав народа (национальности, этнической общности), представители которого проживают рассеянно» [16, с. 42]. Следовательно, полагает Т.Я. Хабриева, "естественной становится постановка вопроса об определении правовой формы такого национального (этнического) самоопределения, когда выделение в особую территорию и управление ею не являются целью этнической группы. В таких случаях, видимо, правильнее для целей национально-культурной автономии говорить о ситуации национального меньшинства, в которой оказываются упомянутые граждане, а не о национальном меньшинстве как обособленной группе" [16, с. 43].
В 2003 г. в названный Закон были внесены изменения, согласно которым национально-культурная автономия понимается как объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, "находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории. " (ст. 1) [17].
Республика Калмыкия - самый малочисленный субъект Российской Федерации на Юге России. Население республики по переписи 2002 г. составило 292,4 тыс. чел. Тем не менее Калмыкия многонациональна, в ней проживают представители более 90 этносов. Численно преобладающие - калмыки (155,9 тыс. - 53,3 %) и русские (98,1 тыс. -33,6 %). Другие этнические общности по численности составили 38,3 тыс. чел., или 13,1 % от населения республики. Среди них наиболее многочисленны даргинцы (7,2 тыс. - 2,5 %), чеченцы (5,9 тыс. - 2 %), казахи (5 тыс. -1,7 %), украинцы (2,5 тыс. - 0,9 %), аварцы (2,3 тыс. - 0,8 %), немцы (1,6 тыс. - 0,6 %) [18].
В этой связи, исходя из численного показателя, отмечаем, что практически все остальные этнические общности, за исключением калмыков и русских, находятся на территории Республики Калмыкия в "ситуации национального меньшинства". Однако, как указывалось выше, этнические общности, группы не стремятся к констатации состояния "национального меньшинства", а идентифицируют себя как общины, землячества, диаспоры. Если взять такой признак диаспоры, как наличие социальных институтов для развития и функционирования конкретной этнической общности, то в Калмыкии, начиная
с 90-х годов прошлого века, действуют национально-культурные центры, общества. В 2000-е гг. действовало 19 национально-культурных центров: казахский "Жерлестер", дагестанский "Сабур", чеченский "Вайнах" (ныне - "Барт"), еврейский, корейский "Чин-Сен", армянский "Эребуни", центры славянской культуры и др. [19].
Учитывая численный показатель, внутреннюю соорганизованность, социальную активность, к диаспорам в Республике Калмыкия, на наш взгляд, можно отнести следующие этнические группы: азербайджанцы, армяне, народы Дагестана (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, табасараны и др.), казахи, корейцы, немцы, татары, турки-месхетинцы, украинцы, чеченцы [20].
Таким образом, понятия "диаспора" и "национальное меньшинство" взаимосвязаны, зачастую пересекаются. Тем не менее они четко не определены ни в теории, ни на практике (в законодательстве). Вместе с тем они существуют как социальные явления. Общей является цель сохранения национальной идентичности, культуры этнической общности, группы. Для "диаспоры" это связано с внутренней соорганизованностью, консолидацией. Статус "национального меньшинства" - это внешнее признание со стороны государства с целью защиты прав этнической общности, группы.
ЛИТЕРАТУРА
1. О диаспорах и национальных меньшинствах в Калмыкии см.: Очирова Н.Г. Национальные меньшинства в Республике Калмыкия // Народы Калмыкии: современные социокультурные и этнические процессы: Сб. науч. трудов. Элиста: ИИАЭ ДНЦ РАН, 1997. С. 115-123; Она же. К вопросу о диаспорах в этнокультурной структуре Калмыкии // Историко-культурные и экономические связи народов Кавказа: прошлое, настоящее, будущее. Тез. докл. междунар. науч. конф., посвященной 80-летию основания ИИАЭ ДНЦ РАН. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2004. С. 302-303.
2. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. М.А. Прохоров. 2-е изд. М.: Большая российская энциклопедия; СПб.: "Норинт", 1997. 1456 с. С. 354.
3. Милитарев А. О содержании термина "диаспора" (К разработке дефиниции) // Диаспора. 1999. № 12. С. 24.
4. Тишков В.А. Исторический феномен диаспоры // Этнографическое обозрение. 2000. № 2. С. 43-63.
5. Семенов Ю.И. Этнос, нация, диаспора // Там же. С. 64-74.
6. Арутюнов С.А. Диаспора - это процесс // Там же. С. 74-78.
7. Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // Социологические исследования. 1996. № 12. С. 37. Цит. по: Тишков В.А. Указ. соч. С. 62.
8. Тощенко Ж. Т. Этнополитическая ситуация в России. М.: Наука, 1997. 320 с. С. 79-80.
9. Сущий С.Я. Демография и расселение народов Северного Кавказа: реалии и перспективы (модернизационно-трансформационные процессы). Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. 222 с. С. 150-151.
10. Аствацатурова М.А., Курилова Ю.Б. Диа-спорный дискурс: методология и методика организации // Взаимодействие народов и культур на Юге России: история и современность: Сб. науч. ст. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. С. 109-116.
11. Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В.А. Кряжков. М.: ООО "Городец-издат". 2002. 864 с.
12. Гунаев Е.А. Укрупнение регионов в Российской Федерации: этнополитический фактор // Социальное самочувствие населения в современной России: Тез. Всерос. науч.-практ. конф. (4-5 октября 2010 г., г. Ставрополь) / Под ред. Г.Д. Гриценко. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010. С. 51-55.
13. Степанов В.В. Об этническом статусе и понятии "меньшинство" в современной России // Казанский федералист. 2007. № 3-4. иЯЬ: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/ П23-24/13/
14. Аккиева С. Изменение национальной идентификации народов Северного Кавказа за последние десять лет // Федерализм и этническое разнообразие в России: Сб. ст. / Под ред. И. Бусыгиной и А. Хайнеманн-Грюдера. М.: РОССПЭН, 2010. С. 177-192.
15. Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 11 (1 ч.). Ст. 1022.
16. Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2003. 256 с.
17. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 46. Ст. 4432.
18. Численность и размещение населения Республики Калмыкия, национальный и возрастно-по-ловой состав, состояние в браке, распределение населения по уровню образования, источникам средств к существованию и по положению в занятии: Офиц. изд.: В 2 ч. Ч. 1. Элиста: Комитет гос. статистики Республики Калмыкия, 2004. 68 с. С. 49-52.
19. Шалдунова Н. На основе дружбы и взаимопонимания должны гармонично развиваться народы многонациональной России // Хальмг Унн. 2007. 16 янв.
20. Марзаева М.Б. Национально-культурные центры Республики Калмыкия // Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабильности: Мат-лы Всерос. науч. конф. (9-10 июня 2009 г., г. Ростов-на-Дону) / Отв. ред. Г.Г. Матишов. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. 400 с. С. 209-212.