чем участие в сражениях в составе российской армии. По мнению правительства, признание заслуг должно было ускорить взаимодействие и сотрудничество с горцами, их быстрейшее включение в состав империи.
Наградная политика России в регионе позволяет характеризовать не только основную направленность правительственного курса, но и многочисленные мирные формы сотрудничества с северокавказцами, незаслуженно подвергнутые забвению в многочисленной литературе по "Кавказской войне".
ЛИТЕРАТУРА 1. См.: Кузнецов А.А. Награды: энциклопедический путеводитель по истории российских наград. М.: Современник, 1999. 480 с.; Судавцов Н.Д. История России в наградах. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. 212 с.; Щербина Ф.А. История кубанского казачьего войска: В 2-х т. Т. 2. Репринтное воспроизведение изд. 1913 г. Краснодар: Традиция, 2010. 336 с.; Федосюк Ю.А. Что непонятного у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. 10-е изд. М.: Флинта: Наука, 2007. 264 с.
2. Казаков А.В. Адыги (черкесы) на российской военной службе. Воеводы и офицеры. Середина XVI - начало XX в. Биографический справочник. Нальчик: Издательский центр "Эль-фа", 2006. 406 с.
3. Кузнецов А.А. Указ. соч.
4. Щербина Ф.А. История Армавира и черкесо-га-ев. Екатеринодар, 1916. 192 с. С. 85, 189.
5. Торнау Ф.Ф. Воспоминания русского офицера. М.: АИРО-ХХ, 2002. 380 с. С. 304, 311-312.
6. Акты Кавказской археографической комиссии (АКАК): В 12 т. Т. 6. Ч. 2. Тифлис, 1874. 942 с. С. 563-564.
7. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 261. Оп. 1. Д. 685. Л. 2-2 об., 3.
8. ГАКК. Ф. 261. Оп. 1. Д. 685. Л. 5-7 об.
9. ГАКК. Ф. 261. Оп. 1. Д. 685. Л. 10, 13, 14 об.-15.
10. ГАКК. Ф. 254. Оп. 1. Д. 187. Л. 2, 3-3 об., 9.
11. ГАКК. Ф. 260. Оп. 1. Д. 6. Л. 8-9, 15.
12. ГАКК. Ф. 260. Оп. 1. Д. 6. Л. 8 об.
13. ГАКК. Ф. 260. Оп. 1. Д. 6. Л. 18-18 об.
14. ГАКК. Ф. 261. Оп. 1. Д. 1276. Л. 1; Ф. 373. Оп. 1. Д. 450. Л. 2-4 об.; Ф. 373. Оп. 1. Д. 658. Л. 1.
23 марта 2011 г.
УДК 947(471.63)О
ЭТНОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НЕМЕЦКОГО НАСЕЛЕНИЯ КАЛМЫКИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ
Н.Г. Очирова, С.С. Белоусов
В отечественной науке до 90-х годов XX века отсутствовали исследования по этносоциальному развитию немецкого населения Калмыкии. Единственной работой, откуда можно было почерпнуть некоторые сведения о прошлом немцев Калмыкии, являлась книга А. Твал-чрелидзе "Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях", вы-
Очирова Нина Гаряевна - кандидат политических наук, директор Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, 388000, г. Элиста, ул. Илишкина, 8, email: [email protected], т. 8(847)2235506;
Белоусов Сергей Степанович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук, 388000, г. Элиста, ул. Илишкина, 8, e-mail: [email protected], т. 8(847)2235536.
шедшая в 1897 г. В ней содержатся сведения справочного характера о населенных пунктах Ставропольской губернии, в том числе о селе Немецкая Хагинка, возникшем на землях калмыков Большедербетовского улуса [1, с. 630-634].
В 1990-е годы вышло несколько небольших по объему статей И.В. Борисенко по исторической географии Калмыкии и по истории немецкого населения [2]. В них автор
Nina Ochirova - Ph.D. of political sciences, director of Establishment at the Russian Academy of Sciences of Kalmyk Institute of Humanitarian Researches, 8, Ilishcina Street, Elista, 358000, email: [email protected], ph. +7(847)2235506.
Sergei Belousov - Ph.D. of history, senior scientific employee of Institute of Socio Economic and Humanitarian Researches of a Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences, 8, Ilishcina Street, Elista, 358000, e-mail: [email protected], ph. +7(847)2235536.
исследовал немецкую топонимику Калмыкии, показал географию расселения немецкого населения, кратко коснулся истории возникновения немецких населенных пунктов на территории Калмыкии. В 2000-е годы были опубликованы статьи С.С. Белоусова по религиозной ситуации в немецких поселениях в 20-30-е годы XX в. [3] и по миграциям немецкого населения в постсоветский период [4].
Обзор научной литературы по истории и современному положению немецкого населения Республики Калмыкия показывает, что оно еще не стало объектом всестороннего научного изучения. Имеющиеся немногочисленные работы охватывают отдельные хронологические периоды, или посвящены отдельным аспектам жизни немецкого населения. Авторы предлагаемой статьи впервые в отечественной и зарубежной науке попытались проследить историю этносоциального развития немецкой этнической группы на территории Калмыкии на протяжении последних 140 лет. В целях более полного освещения вопроса нами привлечен широкий круг архивных, статистических и иного рода источников и публикаций, многие из которых вводятся в научный оборот впервые.
На территории Калмыкии первое немецкое поселение было основано в 1879 г. немецкими переселенцами из Бессарабской и Черниговской губерний. Переселиться их в Калмыкию вынудила земельная нужда, возникшая в результате быстрого увеличения немецкого населения колонии Беловеж. Новое поселение получило название "Кроненталь", затем оно было переименовано в Немецкую Хагинку, и наконец, уже после депортации немецкого населения поселение получило свое современное название "Ульяновка".
По своему вероисповеданию первопоселенцы были протестантами, причем выходцы из Бессарабской губернии - меннониты, а из Черниговской губернии - лютеране.
К началу XIX в. Немецкая Хагинка превратилась в хорошо обжитый населенный пункт, где, по сведению инспектора народных училищ А. Твалчрелидзе, числилось "186 дворов с 1 313 душами обоего пола и 55 душами иногороднего населения" [1, с. 630]. Основным занятием его населения являлось земледелие: немецкие крестьяне выращивали пшеницу,
часть которой вывозилась на продажу на рынки г. Ростова-на-Дону.
В досоветский период власти старались не вмешиваться во внутренний уклад жизни немецких поселенцев. В немецких населенных пунктах действовало самоуправление, организованы национальные школы; немцам была предоставлена довольно широкая автономия в их религиозных делах. Благодаря этому немцы сохранили свой язык, религию и национальный уклад жизни.
Ситуация принципиально изменилась после 1917 г. Пришедшая к власти большевистская партия главной целью своей политики провозгласила создание социалистического государства. Началось строительство социалистического общества, в ходе которого коренным образом ломался весь прежний уклад жизни народов России.
Село Немецкая Хагинка вошло в состав Калмыцкой автономной области в 1924 г. Оно было включено в Большедербетовский улус Калмыцкой автономной области, и на его основе был образован национальный сельский совет. В 1927 г. его население насчитывало 2 131 человека, из которых немцы составляли 93,5 % его жителей, а всего немцев по области числилось 2 603 человек [5]. В конце 1920-х гг. от села Немецкая Хагинка отпочковалось 7 хуторов, положивших начало новым немецким населенным пунктам [6]. Ко времени Всесоюзной переписи населения СССР 1939 г. немецкое население в Калмыкии выросло до 4 150 человек, и по численности оно переместилось на третье место в этнической структуре населения республики [7, с. 64]. Подавляющее большинство немцев проживало в сельской местности в пределах Западного и Яшалтинского улусов Калмыцкой АССР.
В 20-30-е гг. XX столетия государство стало активно вторгаться во внутреннюю жизнь немецких крестьян. В немецких поселениях насаждалась новая коммунистическая идеология, шла борьба с религией, искусственно разрушался старый уклад жизни. Большой удар по крестьянству был нанесен процессом коллективизации. При ее проведении в немецких селах, как и повсюду, допускалось нарушение принципа добровольности вступления в колхозы, происходило раскулачивание не только зажиточных, но и
части средних хозяев, имело место принудительное обобществление не только орудий труда, скота, но и личного имущества. Одновременно с процессом коллективизации советская власть усилила давление на немецкие религиозные организации.
В рассматриваемый период среди немцев Калмыкии были представители трех направлений протестантизма - лютеранства, баптизма и пятидесятничества. Для укрепления позиций своих религиозных обществ и привлечения новых верующих их лидеры активно использовали деятельность хоровых и музыкальных кружков, различные формы проведения досуга населения и религиозных праздников, оказание материальной помощи единоверцам.
В конце 20-х гг. XX в. власти приступили к ликвидации религиозных организаций. В течение десяти лет были закрыты все религиозные объединения Калмыкии и подверглись репрессиям многие служители культа и церковные активисты. В немецких населенных пунктах организованная религиозная жизнь окончательно прекратилась во второй половине 1930-х гг., когда религиозные объединения лютеран, баптистов и пятидесятников были сняты с регистрации, а их лидеры арестованы. За несколько лет до этого местные власти под предлогом необходимости использовать в качестве помещения для школы отобрали в 1927 г. у лютеран молитвенный дом в селе Немецкая Хагинка и в 1929 г. - кирху в селе Эстонская Хагинка. В 1929 г. ОГПУ арестовало авторитетного баптистского проповедника В. Пульмана; в 1930 г. — лютеран А.Г. Якоби, С.Х. Фишера, М.П. Байерле, Д.К. Беркергера, Г.Ф. Бома, Л.Г. Бухмиллера, баптистов Я.Я. Гармиля, Ф.Ф. Арнольда, В.Г. Шульде, пятидесятника И.К. Мартенса. Задержанным было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации и деятельности, антиколхозной агитации и распространении слухов о скорой гибели советской власти [3, с. 343]. Большинство из арестованных получили от 3 до 8 лет концлагерей.
К началу Великой Отечественной войны в немецких поселениях Калмыцкой АССР завершился процесс строительства основ социалистической экономики, что привело к качественному изменению всего уклада
жизни немецкого населения. Произошло раскрестьянивание немецкого населения, перешедшего от индивидуального ведения хозяйства к коллективному. На территории немхагинского сельсовета были организованы колхозы имени Розы Люксембург и В.М. Мо-лотова; на территории Шинфельдского сельсовета - колхоз имени Эрнста Тельмана. Постепенно менялись и духовные основы жизни немецкого населения: под влиянием коммунистической пропаганды молодое поколение немцев отходило от религии и усваивало ценности социалистического общества. Благодаря развернутой советской властью широкой сети школьных учреждений в Калмыцкой АССР в довоенный период были достигнуты впечатляющие успехи в распространении грамотности. В 1926 г. уровень грамотности среди немецкого населения Калмыкии составлял 47 % и уступал только эстонскому населению [7]. Обучение в школах немецких населенных пунктов проходило на немецком языке, русский изучался в качестве иностранного языка. Поэтому в то время немецкий язык сохранил функции родного языка для подавляющего большинства немцев Калмыкии.
С началом Великой Отечественной войны, в течение сентября-ноября 1941 г. немецкое население Калмыкии вместе с немецким населением Европейской части СССР подверглось депортации в Акмолинскую, Ку-станайскую и Северо-Казахстанскую области Казахстана. Немецкое население начало возвращаться на Родину в конце 50-х гг. XX в., когда были сняты административные ограничения на его передвижение. Первая после войны Всесоюзная перепись населения 1959 г. зафиксировала в Калмыкии 1 500 немцев, численность которых к 1970 г. в результате миграционного притока и высокой рождаемости возросла до 5 200 чел., т. е. в 3,5 раза [8, с. 11]. В последующие годы рост численности немецкого населения резко затормозился и шел крайне медленными темпами: в 1979 г. - 5 509 чел., в 1989 г. - 5 586 чел. [8, с. 20]. Для половозрастной структуры немецкой группы Калмыкии в 1970-80-е гг. была характерна тенденция постепенного выравнивания перекосов, вызванных репрессиями предвоенного и военного времени. В эти годы сократились диспропорции в соотношении полов. Так, если в 1970 г. на 1 000
мужчин немецкой национальности приходилось 1 122 женщин, то в 1979 г. - 1 115, а в 1989 г. - 1 089 [8, с. 5]. Немецкое население имело благоприятную возрастную структуру: в 1989 г. удельный вес лиц в возрасте до 15 лет составлял 49 %; от 15 до 39 лет - 35,6 %; от 40 до 59 лет - 12,3 %; свыше 60 лет - 3,1 % [8, с. 88]. Высокие показатели были зафиксированы и в сфере брачных отношений: по данным переписи населения в 1989 г. на каждую 1 000 мужчин немецкой национальности, находящихся в возрасте 16 лет и старше, приходилось 821 женатых мужчин, у женщин эти показатели были ниже - из 1 000 женщин в возрасте 16 лет и старше в браке состояли 755 женщин [8, с. 77, 80].
Согласно переписи населения 1989 г. подавляющее большинство немецкого населения было сосредоточено в местах своего традиционного расселения в Калмыкии - в ее юго-западной части: Городовиковском и Яшалтинском районах. Наиболее значительные по численности группы немцев компактно проживали в Городовиковском районе - в городе Городовиковске, селах Виноградном, Веселом, поселке Садовом; в Яшалтинском районе - в поселках Яшалта, Эсто-Алтай, селах Ульяновском, Полевом, Березовском, Краснополье. Как и прежде, среди немцев Калмыкии преобладали сельские жители, удельный вес которых, однако, постоянно снижался. За десять межпереписных лет (переписи населения 1979 и 1989 гг.) доля немцев-сельчан сократилась с 82,7 % до 60,3 %, и, соответственно, с 27,3 % до 39,7 % выросла доля немцев-горожан [9, л. 1; 10, л. 1].
Являясь в большинстве своем сельскими жителями, немцы в основном были задействованы в колхозном производстве, работали полеводами, механизаторами и животноводами.
Во второй половине XX в. заметно вырос образовательный уровень немецкого населения Калмыкии. Ушла в прошлое неграмотность: молодое поколение почти полностью было охвачено системой начального и среднего образования. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. среди немцев, проживающих в республике, 2,1 % имели высшее образование; 47,5 % - среднее и 13,7 % - среднее специальное [8, с. 84-85].
Иная ситуация складывалась с немецким языком, который постепенно утрачивал для немцев Калмыкии функции родного языка. Причины этого коренились как в объективном повышении для граждан СССР практической значимости русского языка, так и в унификации советской системы образования. Отсутствие национальной немецкой системы обучения вело к утрате молодыми поколениями немцев родного языка. Об этом красноречиво свидетельствуют данные 7080-х гг. прошлого века. Так, если в 1970 г. немецкий язык считали родным 81,6 % немцев Калмыкии, то в 1979 г. - 66,3 %, а в 1989 г. - 60,3 %. Свободно владели русским языком в указанные годы, соответственно, 84,7 %, 61,1 и 57,2 % немцев [8, с. 14]. Для значительной части немцев русский язык стал родным: в 1989 г. таковым его назвали 39,6 % немцев Калмыкии [8, с. 47].
После возвращения из ссылки некоторые представители немецкого населения предприняли попытки возродить религиозные общины. В конце 50-х гг. XX в. баптистские группы возникли в таких населенных пунктах Городовиковского района, как Ульянов -ское, Эсто-Алтай, Краснополье, Виноградное. В 1959 г. возобновили свою деятельность лютеране в селе Краснополье. С большим трудом в 1969 г. немцы сумели добиться регистрации двух обществ евангельских христиан баптистов в селах Ульяновское Яшалтинского района и Виноградное Городовиковского района.
Партийные и государственные власти вели с верующими бескомпромиссную борьбу. В отличие от довоенного времени репрессии в отношении служителей культа и верующих не допускались, однако давление на них оказывалось сильное. Им запрещали воспитывать детей в своей вере, отказывали в регистрации обществ, стесняли в отправлении религиозного культа; в отношении их власти формировали негативное общественное мнение. Религиозные стеснения, а также невнимательное отношение властей к национально-культурным нуждам немцев, ухудшение социально-экономической обстановки в стране во второй половине 1980-х гг. привели к росту среди них эмиграционных настроений.
В 1987 г. между СССР и ФРГ было подписано соглашение, снявшее многие ограничения на эмиграцию советских немцев и суще-
ственно упростившее процедуру оформления их отъезда. После этого началась массовая эмиграция немецкого населения из СССР в ФРГ.
Начавшийся массовый отток немецкого населения из Калмыкии побудил республиканские власти обратить серьезное внимание на эту проблему. В 1988 г. областной комитет КПСС разработал план мероприятий "по преодолению тенденции к выезду на постоянное место жительство в ФРГ части населения республики" [11, л. 27]. План предусматривал создание при местных исполкомах комиссий по рассмотрению заявлений граждан о выезде в ФРГ; комиссии должны были также выявлять причины возникновения эмиграционных настроений и вырабатывать меры по их устранению. В области культурно-просветительской работы планировалось учреждение в СМИ специальной рубрики, освещающей жизнь различных национальных групп республики, кинолекториев, организация циклов публикаций в республиканских и районных газетах, передач на телевидении, радио контрпропагандистского характера, раскрывающих пороки капиталистического строя и жизнь эмигрантов за рубежом [11, л. 28].
21 января 1991 г. Президиум Верховного Совета КССР - Хальмг Тангч принял постановление о проведении республиканской конференции немцев Калмыкии, которая состоялась 22 февраля того же года в Городо-виковске. Участники конференции обсудили проблемы немецкого населения Калмыкии и наметили меры по его национальному возрождению. Большую озабоченность делегатов вызвало состояние немецкой культуры и языка, по подъему которых были приняты конкретные решения. В выступлениях некоторых участников конференции прозвучала мысль о том, что главная причина массовой эмиграции немцев из СССР коренится в нерешенности проблемы государственного и культурно-национального возрождения советских немцев [12].
Несмотря на разработанный и принятый на республиканской конференции план действий по национальному возрождению немецкого населения Калмыкии и призывы ее участников не покидать Калмыкию, немцы продолжали уезжать из республики: в 1991 г. ее покинули 735 лиц немецкой националь-
ности [13, л. 1]; в 1992 г. - 899 [14, л. 1], в 1993 г. - 924 [15, л. 1]. Это были самые высокие за весь постсоветский период показатели немецкой эмиграции из Калмыкии.
Непрекращающийся отток немецкого населения из Калмыкии заставил руководство республики вновь обратиться к этому вопросу. В первой половине 1990-х гг. к решению немецкой проблемы подключились власти Гер -мании, перешедшие от политики поощрения переселений к политике создания в России условий для экономического и этнокультурного развития своих соотечественников. В конце 90-х гг. XX в. в Калмыкии в рамках немецкой государственной программы возрождения немецкого языка и культуры "Брайтенарбайт" были открыты курсы по изучению немецкого языка в Яшалте, Эсто-Алтае, Ульяновке, Крас-нополье, Березовке, в совхозе "Манычский" Яшалтинского района и Элисте.
Заметно оживилась в республике и культурная жизнь немцев: в конце 90-х гг. XX в. и в начале XXI в. в Яшалтинском районе действовали семь фольклорных немецких ансамблей, один - танцевальный и один - современной немецкой песни, и регулярно проводились традиционные немецкие праздники.
С середины 1990-х гг. активизировался процесс создания немецких организаций, которые в отличие от структур конца 1980-х - начала 1990-х гг. главным направлением своей деятельности избрали культурно-просветительское, а не реабилитационное. 26 января 1994 г. в селе Яшалте на конференции немцев была учреждена районная организация «"Общество "Возрождение"», а в августе 1998 г. - республиканское "Общество немцев "Возрождение". Планировалось создание производственной базы общества, национального культурного центра, открытие этнографического музея в Элисте и его филиалов в Городовиковском и Яшал-тинском районах, туристического агентства, учреждение Центра по изучению немецкого языка, исследование истории немецкого населения Калмыкии [16].
Предпринятые в отношении немецкого населения меры культурно-просветительского и организационного характера призваны были уменьшить его непрекращающийся отток за пределы республики и способствовать сохранению этничности немецкой группы. Од-
нако ожидаемого результата они не дали, хотя с 1994 г. число уезжающих немцев постоянно уменьшается. Резкое сокращение в последние 15 лет миграционного процесса можно рассматривать как следствие исчерпанности в значительной степени демографического потенциала немецкого населения.
Следует признать, что попытки удержать немецкое население от миграции за пределы республики преимущественно культурно-просветительными мерами не увенчались успехом. Можно предположить, что для большинства немцев проблемы сохранения языка и традиционной культуры не являются приоритетными в мотивировке выезда за границу. Начавшийся в советский период процесс деэтнизации немецкого населения в постсоветский период, по-видимому, принял необратимый характер. В Калмыкии это предположение подтверждается высокими показателями смешения немецкого населения с представителями других народов: 66,3 % родившихся в период с 1990 г. по 2005 г. от немецких женщин младенцев имели отца другой национальности [17]. В национально смешанных семьях этнический фактор чаще всего не играет существенной роли, и поскольку в Калмыкии приведенные факты свидетельствуют о распространенности данного явления у немецкой группы, то можно с большой долей вероятности предположить отсутствие культурно-национальных мотивов в числе приоритетных у мигрирующего в Гер -манию немецкого населения.
Представляется, что главной причиной массового выезда немецкого населения из Калмыкии является его неудовлетворенность социально-экономическим положением, которое особенно ухудшилось после начала в 1992 г. рыночных реформ. В результате интенсивной миграции из республики немецкое население сократилось в период между переписями населения 1989 г. и 2002 г. с 5 586 [10, с. 4] до 1 643 человек [18], и это несмотря на то, что на протяжении 90-х гг. XX в. и в начале XXI в. немцы были одной из немногих этнических групп Калмыкии, которая имела стабильный положительный естественный прирост населения. Из-за миграционных потерь численность немецкого населения на момент Всероссийской переписи 2002 г. составила
всего 29,4 % по отношению к его численности по Всесоюзной переписи 1989 г [18].
Массовая миграция привела к ухудшению возрастной структуры оставшегося в Калмыкии немецкого населения. Так, по сравнению с 1989 г. в 2002 г. удельный вес лиц в возрасте до 14 лет более чем в два раза уменьшился, в возрасте от 40 до 59 лет - настолько же возрос; в возрасте старше 60 лет - более чем в три раза увеличился [19, с. 7]. По материалам Всероссийской переписи населения 2002 г. трудоспособное немецкое население Калмыкии включало 1 007 человек [19, с. 9], что составляло 61,3 % от общей его численности. Из числа трудоспособного немецкого населения в народном хозяйстве было занято 38,3 %. По данным показателям немцы занимали вторую позицию среди наиболее крупных этнических групп Калмыкии. В конце первого десятилетия текущего столетия немецкая этническая группа в Калмыкии насчитывала немногим более полторы тысячи человек, более 80 % которых проживали в Городовиковском и Яшалтинском районах.
История немецкой группы населения в Калмыкии свидетельствует о том, что в своем этносоциальном развитии она прошла три этапа. В досоветский период немцам удалось адаптироваться к природным и хозяйственным условиям Калмыцкой степи, при этом, не изменив своего прежнего рода экономической деятельности. Им также удалось в целом сохранить свой национальный уклад жизни, социально-профессиональную структуру, язык и положительную динамику воспроизводства. В советское время (второй этап) в результате целенаправленной политики властей в жизни немецкого населения произошли кардинальные перемены, изменившие привычный уклад жизни, социальную и профессиональную структуры немецкого населения. На данном этапе, несмотря на потери, понесенные в годы депортации, немцы продолжали сохранять положительный прирост населения, что привело к расширению географии их проживания. В это же время было положено начало интенсивной социокультурной интеграции немецкого населения в советский социум. На третьем (постсоветском) этапе началась депопуляция немецкого населения. Основными ее причинами является
массовая эмиграция немцев в Германию и их ассимиляция.
ЛИТЕРАТУРА
1. Твалчрелидзе А. Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях. Ставрополь: Ставропольский губернский статистический комитет, 1897. 744 с.
2. Борисенко И.В. Очерки исторической географии Калмыкии. Дореволюционный период. Элиста, КИГИ РАН. 1991. 229 с.; Борисенко И.В., Убуши-ева С.И. Очерки исторической географии Калмыкии. 1917 г. - начало 90-х годов XX в. Элиста, КИГИ РАН. 2000. 168 с.; Борисенко И.В. Из истории поселения немцев Калмыкии // Международная научная конференция "Исторические связи калмыков Нижнего Поволжья и общины Сарепта в XVIII-XIX веках. Взаимоотношения в области истории, науки, религии и культуры". (Волгоград, 6-13 апр. 2000 г.). Волгоград: "Старая Сарента", 2001. С. 141-144.
3. Белоусов С.С. Религиозная жизнь немецкого населения Калмыкии (конец XIX - начало XX вв.) // Международная научная конференция "Исторические связи калмыков Нижнего Поволжья и общины Сарепта в XVIII-XX веках. Взаимоотношения в области истории, науки, религии и культуры". С. 333-347.
4. Белоусов С.С. Миграции немецкого населения в Калмыкии в 1990-е годы XX - начале XXI в. // Взаимодействие народов и культур на Юге России: история и современность. Ростов н/Д: Южный научный центр РАН, 2008. С. 88-94.
5. Национальный архив Республики Калмыкия (далее - НАРК) Ф. Р-3. Оп. 2. Д. 1060. Л. 1.
6. Борисенко И. В. Из истории немецкой топонимики в Калмыкии // Сб. тезисов по материалам научн. конф. "Колония Сарепта и немцы Поволжья в истории России" (Волгоград, 2-4 сентября 1995 г.). Волгоград: "Старая Сарепта", 1995. С. 43-46.
7. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Основные итоги. М.: Наука, 1992. 256 с. С. 60.
8. Национальный состав и языки народов Калмыцкой ССР. Демографическая, культурная и социально-экономическая характеристика отдельных национальностей. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года: В 2 ч. Ч. 2. Госкомстат РСФСР, Элиста: Калмыцкое республиканское управление статистики. 1991. 110 с.
9. Подсчитано по: "Национальный состав населения (по данным Всесоюзной переписи населения 1979 года) // Материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия. Элиста. 2006.
10. Подсчитано по: "Национальный состав населения (по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года) // Материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия. Элиста. 2006.
11. НА РК. Ф. Р-14. Оп. 2. Д. 1080.
12. Иващенко В., Ковалев В. У советских немцев есть будущее, считают делегаты прошедшей в Городовиковске конференции 22 февраля // Советская Калмыкия. 1991. 28 фев.
13. Национальный состав мигрантов за 1991 год. Калмыцкая АССР // Материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия. Элиста. 2006.
14. Национальный состав мигрантов за 1992 год. Калмыцкая АССР-Хальмг Тангч // Материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия. Элиста. 2006.
15. Национальный состав мигрантов за 1993 год. Калмыцкая АССР-Хальмг Тангч // Материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия. Элиста. 2006.
16. Болдуринова Е. Немецкая автономия - диалог дружбы, сотрудничества и процветания народов // Известия Калмыкии. 1999. 28 июля.
17. Подсчитано по ежегодным Таблицам А03 "Родившиеся и умершие по национальности за 1988-2008 гг.". Калмыцкая АССР. Республика Калмыкия // Материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия. Элиста. 2008.
18. Численность и размещение населения Республики Калмыкии, национальный и возрастно-по-ловой состав, состояние в браке, распределение населения по уровню образования, источникам средств к существованию и по положению в занятие. Итоги Всероссийской переписи населения в 2002 г. по Республике Калмыкия. Официальное издание: В 2 ч. Ч. 1. Элиста: Комитет государственной статистики Республики Калмыкия. 2004. 68 с. С. 52.
19. Население отдельных национальностей, владение языками, уровень образования, распределение по статусу в занятие и источникам средств к существованию, группировка домохозяйств и семей по размеру в разрезе городов и районов. Итоги Всероссийской переписи населения в 2002 г. по Республике Калмыкия. Официальное издание: В 2 ч. Ч. 2. Элиста: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия. 2005. 40 с.
15 марта 2011 г.