Научная статья на тему 'Управление межэтническими взаимодействиями в современной Калмыкии: социально-экономический и политический контекст'

Управление межэтническими взаимодействиями в современной Калмыкии: социально-экономический и политический контекст Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
241
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ / РЕЙТИНГ РЕГИОНА / ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ / ВЫБОРЫ / КАЛМЫЦКИЙ ЯЗЫК / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / REPUBLIC OF KALMYKIA / POLITICAL LIFE / RATING OF THE REGION / HARMONIZATION OF INTERETHNIC INTERACTIONS / ELECTIONS / KALMYK LANGUAGE / ETHNIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Петрулевич Ирина Анатольевна

В статье рассматривается характер межэтнических взаимодействий в Республике Калмыкия в 2014 г. На обширном фактическом материале показываются экономический и политический факторы, определяющие характер межэтнических взаимодействий, и выбор основной стратегии управления ими поддержка различных форм развития культуры народов республики с явно выраженными преференциями поддержки калмыцкого языка и калмыцкой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INTERETHNIC INTERACTION IN THE MODERN KALMYKIA: SOCIO-ECONOMIC AND POLITICAL CONTEXT

The article discusses the inter-ethnic interactions in the Republic of Kalmykia in 2014. By studying the numerous factual data the author shows the economic and political factors determining the nature of the inter-ethnic communication, and the choice of the main strategy for the interethnic interaction management, which is the support of various forms of culture development of the republican peoples with pronounced preferences to support the Kalmyk language and the Kalmyk culture.

Текст научной работы на тему «Управление межэтническими взаимодействиями в современной Калмыкии: социально-экономический и политический контекст»

УДК 316.35 Петрулевич Ирина Анатольевна

доктор социологических наук, профессор кафедры технологии организации туроператорской и турагентской деятельности Южного федерального университета

УПРАВЛЕНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ М И В СОВРЕМЕННОЙ КАЛМЫКИИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ [1]

Аннотация:

В статье рассматривается характер межэтнических взаимодействий в Республике Калмыкия в 2014 г. На обширном фактическом материале показываются экономический и политический факторы, определяющие характер межэтнических взаимодействий, и выбор основной стратегии управления ими - поддержка различных форм развития культуры народов республики с явно выраженными преференциями поддержки калмыцкого языка и калмыцкой культуры.

Ключевые слова:

Республика Калмыкия, политическая жизнь, рейтинг региона, гармонизация межэтнических взаимодействий, выборы, калмыцкий язык, этническая идентичность.

Petrulevich Irina Anatolyevna

D.Phil. in Social Science, Professor, Department for Organization Technologies of Tour Operator and Travel Agency Activities, Southern Federal University

MANAGEMENT OF INTERETHNIC INTERACTION IN THE MODERN KALMYKIA: SOCIO-ECONOMIC AND POLITICAL CONTEXT [1]

Summary:

The article discusses the inter-ethnic interactions in the Republic of Kalmykia in 2014. By studying the numerous factual data the author shows the economic and political factors determining the nature of the inter-ethnic communication, and the choice of the main strategy for the interethnic interaction management, which is the support of various forms of culture development of the republican peoples with pronounced preferences to support the Kalmyk language and the Kalmyk culture.

Keywords:

Republic of Kalmykia, political life, rating of the region, harmonization of interethnic interactions, elections, Kalmyk language, ethnic identity.

Общая характеристика. Республика Калмыкия с 2010 г. входит в состав Южного федерального округа. Площадь территории составляет 74,7 тыс. кв. км (0,4 % территории Российской Федерации). Число административно-территориальных единиц: районов - 13, городов - 3, сельских администраций - 111. Столица республики - г. Элиста. Калмыкия расположена в степной и полупустынной (юго-восточная часть) природных зонах. Республика располагает значительными природными ресурсами: нефтью, газом, строительными материалами, поваренной солью. Характер сельскохозяйственных угодий - преимущественно солончаки и пески. Для пашни пригодно только 865,3 тыс. га (11,6 %), что объясняет доминирующую отрасль сельского хозяйства - животноводство [2].

Общая численность населения Калмыкии на 1 января 2012 г. составила 286,7 тыс. чел. В экономике занято 113,6 тыс. чел., 25 % из них - в сфере сельского хозяйства, рыболовства и рыбоводства, охоты; 12,4 % - в системе образования; 9 % - в сфере здравоохранения и социальных услуг; 11,2 % - в сфере торговли и ремонте автотранспорта; 6,9 % - в сфере транспорта и связи.

Население проживает большей частью в сельских поселениях. Городское население составляет 44,4 %. При этом в столице г. Элисте вместе с прилегающими населенными пунктами проживает 104,1 тыс. чел. (то есть 36,3 % от населения республики) [3, с. 31].

В общей оценке рейтинга российских регионов по группе показателей «Демографическая ситуация» по итогам 2013 г. Калмыкия заняла 22-е место за счет коэффициента естественного прироста населения (+4,8) и показателя миграционной убыли населения (-3,2 тыс. чел.) [4, с. 34].

Экономическая характеристика. Природно-климатическая зона обусловливает специфику структуры экономики и слабую заселенность территории Калмыкии, что порождает множество инфраструктурных и транспортных проблем и существенно влияет на уровень жизни населения. В рейтинге российских регионов по итогам 2013 г. по группе показателей «Освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры» Калмыкия занимает 77-е место, набрав рейтинговый балл 11,1 (из 100 возможных, как в Санкт-Петербурге) [5, с. 44]. Промышленный комплекс республики насчитывает 461 предприятие и организацию, но они создают только около 10 % валового регионального продукта.

В рейтинговой оценке инвестиционной привлекательности регионов России Калмыкия относится к последней подгруппе из группы «Регионы с умеренным уровнем инвестиционной привлекательности» [6, с. 14]. Статистические данные конкретизируют этот общий вывод. Объем прямых иностранных инвестиций на 1 жителя республики составил в 2013 г. 12 долл. США, объем прямых иностранных инвестиций в республику - 3,4 млн долл. [7, с. 48]. На незначительном уровне в республике развит малый бизнес, им занимается только 14,1 % занятого населения. По группе показателей «Развитие малого бизнеса» Калмыкия набрала только 14,3 балла (из 100 возможных) [8, с. 52].

В апреле 2014 г. Министерство экономического развития РФ опубликовало результаты мониторинга экономического развития регионов, отмечая в январе - феврале 2014 г. спад объема производства в Калмыкии на 40,5 % [9].

Базовой отраслью экономики Калмыкии является сельское хозяйство, в частности животноводство. Доля овцеводства в общем объеме производства скота и птицы на убой в живом весе составляет в республике 42,2 %. Значительная часть населения работает или связана с этой отраслью. Для многих восточных районов республики овцеводство является не только единственным направлением сельского хозяйства, но и образом жизни сельских жителей.

Экономический кризис 90-х гг. в России привел к повсеместному сокращению поголовья овец. В Калмыкии эта тенденция выразилась в сокращении поголовья с 58 млн в 1990 г. до 14 млн в 2009-м. Сегодня на долю Калмыкии приходится 10 % овцепоголовья в Российской Федерации. В общем объеме производства баранины в стране степной регион занимает 8,8 %. Разведением овец в республике занимается более 80 % хозяйств всех форм собственности, в том числе 22 племенные организации, из которых 7 племенных заводов и 15 племенных репродукторов. Несмотря на животноводческую специализацию Калмыкии, в республике до 2014 г. отсутствовали мясоперерабатывающие предприятия, весь скот вывозился в живом весе за пределы республики, и уже там собиралась основная прибавленная стоимость. Кроме того, отсутствовали должные откормочные комплексы, республика не производила корма для скота. Пастбища были перегружены. В этом контексте трудно переоценить значение ввода в действие 11.05.2014 мясоперерабатывающего комплекса в селе Уманцево Сарпинского района, созданного по инициативе ООО «МИТЭКО». Проектная мощность объекта составляет 26 тыс. голов КРС и 12 тыс. мелкого рогатого скота в год, но у предприятия есть потенциал для расширения производства до 40 тыс. КРС в год. По прогнозам гендиректора, новый объект республиканской экономики обеспечит работой почти 200 человек, при этом в отборе персонала предпочтения будут отдаваться жителям региона.

В рейтинге российских регионов по уровню развития государственно-частного партнерства Республика Калмыкия в 2014 г. заняла 78-е место из 83 субъектов РФ. Согласно рейтингу российских регионов ГЧ-2014, Калмыкия оказалась в самой последней, пятой, группе - «регионы с очень низким потенциалом». Данный сегмент, как указывают эксперты, характеризуется лучше всего по таким показателям, как «Опыт региона по реализации проектов ГЧП» и «Инвестиционная привлекательность». По ним Калмыкия получила 0 и 1 балл соответственно. Оппозиционная газета - «Известия Калмыкии» подчеркивает: «...по сути, никакого взаимовыгодного сотрудничества властей и бизнеса. нет и не предвидится» [10]. О зачаточном состоянии деятельности администрации республики по поиску инвестиций и бизнес-партнеров свидетельствует также тот факт, что Калмыкия не была представлена на Международном инвестиционном форуме, который ежегодно проводится в г. Сочи (18-21 сентября).

Общественно-политическая ситуация. Главным событием политической жизни Калмыкии в 2014 г. стала подготовка и проведение выборов (14.09.2014) на должность главы республики. Предвыборную интригу нужно рассматривать в контексте постепенных преобразований за последние четыре года. 21 сентября 2010 г. Президент России Д. Медведев внес на рассмотрение Народного хурала Калмыкии кандидатуру А. Орлова, являвшегося на тот момент заместителем председателя правительства РК и постоянным представителем Республики Калмыкии при Президенте РФ. 28 сентября депутаты абсолютным большинством проголосовали за А. Орлова, который 24 октября вступил в должность главы республики. Завершилась эпоха 18-летнего правления К. Илюмжинова. На исходе этого периода, по официальным данным, в рейтинге российских регионов по качеству жизни Калмыкия занимала 81-е место из 83 [11]. Поэтому главной задачей нового руководства стала разработка и реализация стратегии выведение республики из многолетней стагнации и депрессивного состояния.

Анализируя политическую жизнь Калмыкии, главный редактор газеты «Хальмг унн», известный калмыцкий политолог Менке Конеев отмечает постепенное отдаление А. Орлова от своего предшественника - К. Илюмжинова, в команду которого он входил много лет и который, со слов самого А. Орлова, рекомендовал его кандидатуру на рассмотрение Президенту Д. Медве-

деву. По оценке М. Конеева, «Илюмжинов ждал от "своего человека" беспрекословного подчинения и почти холопской зависимости. Он так работал все эти долгие годы с подчиненными. Орлова такое положение дел не устроило. Уж этим нынешний глава республики заслуживает уважение многих людей в республике... Алексей Орлов не захотел быть пешкой в руке шахматного "короля"... Сегодня поступок Орлова многие в республике оценивают как мужской поступок. Он нашел в себе силы сказать "нет" своему бывшему начальнику. Потому что за ним была республика, народ, и он чувствовал ответственность. За нашу республику» [12].

Вступив в должность главы республики в 2010 г., А. Орлов активизировал управленческие усилия в сфере развития экономики, особенно животноводства. И на этом пути были достигнуты определенные успехи.

6 мая на встрече с Президентом РФ В.В. Путиным глава Калмыкии А. Орлов подал заявление о досрочной отставке и получил согласие идти на досрочные выборы руководителя региона, которые были запланированы на единый день голосования - 14.09.2014.

На пост главы Калмыкии были выдвинуты шесть кандидатур: врио главы Калмыкии А. Орлов, выдвинутый от «Единой России», руководитель регионального отделения КПРФ Николай Нуров, кандидат от экологической партии «Зеленые», директор национальной телерадиокомпании «Хамдан» Хонгор Марилов, генеральный директор ООО «Бетонинвест» Владимир Мацаков от партии «Защитники Отечества», руководитель Калмыцкого отделения ЛДПР Петр Вышкворок и руководитель регионального отделения партии «Народ против коррупции» Евгений Ункуров.

Согласно республиканскому закону о выборах главы региона, кандидат должен пройти муниципальный фильтр: в поддержку кандидата должно быть собрано не менее 9 % (110) подписей депутатов представительных органов муниципальных образований. При этом кандидату нужно получить поддержку депутатов не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов, находящихся на территории республики.

В ситуации предвыборной гонки в медийное пространство республики была вброшена информация о стремлении А. Орлова разыграть «национальную карту». Действующее руководство республики обвиняли в сотрудничестве с националистами (организация «Родной край»). В интернете появились сообщения о конфликте между русскими и калмыками в Элисте, при этом в самом тексте сообщения отмечалось, что это данные не достоверны [13].

Выборы депутатов Элистинского Городского собрания также были проведены в единый день голосования, 14 сентября 2014 г. Депутат ЭГС избирается сроком на 5 лет на основе смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы: 18 депутатов - по пропорциональной системе (по партийным спискам) и 7 депутатов - по мажоритарной системе (по одномандатным округам).

Предвыборная компания в летние месяцы 2014 г. характеризовалась высокой активностью республиканских СМИ, направленной на создание позитивного имиджа А. Орлова, акцентирование его заслуг в период деятельности в качестве главы республики (2010-2014), позиционирование его как «правильного» и оптимального кандидата на пост Главы Республики Калмыкия. Наряду с этим избирательная кампания была отмечена и еще одним событием: с предвыборной гонки был снят один из реальных конкурентов А. Орлова, известный представитель бизнес-элиты региона Владимир Мацаков. Он не сумел преодолеть барьер муниципального фильтра.

В единый день голосования на выборах Главы Республики Калмыкия А. Орлов набрал 82,89 % голосов избирателей по итогам обработки 100 % бюллетеней. Республика Калмыкия вошла в тройку регионов России, где зафиксирована наиболее высокая явка избирателей на выборах. По данным Центральной избирательной комиссии РФ, Калмыкия занимает второе место среди 30 регионов с показателем явки 64,44 %. (Средняя явка на выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации составила 46,25 %.) 19 сентября в зале заседаний Народного хурала состоялась инаугурация главы Калмыкии Алексея Орлова. Обсуждение результатов выборов в медийном пространстве было сфокусировано на конфликтогенной сущности муниципального фильтра, который позволяет отсечь от конкурентной борьбы тех или иных реальных кандидатов.

Избрание на пост Главы Республики Калмыкия А. Орлова закрепляет доминирование едино-россов и в законодательной власти. Расстановка политических партий в законодательной власти -Народном хурале Калмыкии - была определена в результате выборов в республиканский парламент 8 сентября 2013 г. Тогда «Единая Россия» получила абсолютное большинство - 18 мандатов (КПРФ - 4, «Гражданская платформа» - 3 и «Патриоты России» - 2).

Культура, образование. Принципы культурной политики в Калмыкии были заложены в Конституции республики и направлены на поддержание и укрепление калмыцкой национальной культуры. Подчеркивая историческое происхождение калмыков именно на территории современной Калмыкии и необходимость для государства сохранять калмыцкую культуру, Конституция Калмыкии тем самым устанавливает статусную иерархию народов республики, одновременно

декларируя равноправие граждан независимо от их этнической принадлежности и гарантии сохранения культуры других народов. Государственными языками республики являются калмыцкий и русский, поэтому СМИ функционируют на двух языках. В системе образования обязательным является изучение калмыцкого и русского языков, хотя обучение ведется в большинстве школ на русском языке, а калмыцкий преподается как предмет. (Только с 1993 г. в ряде школ функционируют национальные классы, где образование на первой ступени ведется на калмыцком языке.) В повседневной жизни, в СМИ, в учебной и художественной литературе доминирует русский язык. Поэтому важным направлением культурной политики является поддержание и укрепление (в том числе финансовое) функционирования калмыцкого языка, повышение его престижности. Следует отметить также, что в районах компактного проживания других этнических групп организовано обучение детей национальным языкам. Например, в школах Юстинского и Лаганского районов изучают казахский язык, в школах Целинного района - чеченский и т. д.

Согласно рекомендации Общественного совета по развитию родного языка при Главе Республики Калмыкия в феврале 2014 г. были организованы районные фестивали, приуроченные к Международному дню родного языка (21 февраля). Участники фестивалей подключились к движению «Поддержи родной язык» и общереспубликанской акции «Калмыцкий язык в каждый дом и каждую семью».

15 февраля 2014 г. в Элисте состоялось открытое заседание Президиума Межрелигиозного совета Калмыкии «Вера и культура», посвященное открытию Года культуры в России. В мероприятии, которое возглавили сопредседатели Совета - архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зиновий, Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и представитель Духовного управления мусульман Калмыкии Умар Эльжуркаев, приняли участие представители правительства, руководители театров и библиотек, музейные работники, православные, буддийские и мусульманские священнослужители. Архиепископ Зиновий отметил, что представители традиционных религий России должны находить пути для сотрудничества с государственными и общественными институтами в области развития отечественной культуры. Говоря о сохранении калмыцкого языка, архипастырь указал на успешную реализацию проекта по переводу Библии и ряда богослужебных текстов на калмыцкий язык. Издание Священного Писания на калмыцком - это прежде всего вклад в сохранение и развитие родного языка, отметил правящий архиерей.

Значительная часть материалов электронных и печатных СМИ в рассматриваемый период посвящена событиям, направленным на сохранение и поддержание национальной и культурной идентичности калмыков, включая ее религиозную составляющую. К таким событиям можно отнести: фестиваль «Седклин Айс»; выставку калмыцких художников в Центральном хуруле; художественную выставку «Свет Будды»; в Национальном музее - выставку «Остров детства»; день рождения Будды Шакьямуни; фольклорно-этнографический фестиваль в Троицком; праздник калмыцкого чая; воспоминания о депортации.

Не менее массово отмечались праздники со значимыми символами русской культуры: День единения славян; Праздник славянской письменности и культуры; XII Кирилло-Мефодиевские чтения.

Этноконфессиональная ситуация. Этноконфессиональная ситуация в Республике Калмыкия определяется традициями мирного сосуществования этнических групп. Специальные подразделения, которые бы занимались управлением процессов в сфере межэтнических взаимодействий, в структуре органов власти Калмыкии не созданы. Но уже с середины 90-х гг. ХХ в. в Калмыкии были учреждены и функционируют общественные организации, представляющие интересы различных этнокультурных сообществ - казахов, немцев, чеченцев, ингушей, армян, калмыков, ту-рок-месхетинцев, туркмен, казаков и т. д. Русские этнокультурные организации в Калмыкии отсутствуют [14, с. 34-35]. В начале первого десятилетия XXI в. были созданы несколько интегрирующих структур, осуществляющих связь граждан республики, объединенных в различные этнокультурные организации и религиозные общины, с органами республиканской власти. В частности, в 2004 г. был создан Межрелигиозный совет традиционных конфессий, в августе 2007 г. - Общественно-консультативный совет территориального органа ФМС Калмыкии, в который в 2011 г. вошли представители основных религиозных конфессий. В этом же году при мэрии г. Элисты был создан Консультативный совет по взаимодействию с национально-культурными и религиозными организациями. В апреле 2013 г. Правительством республики была утверждена целевая программа «О профилактике экстремизма и терроризма в Республике Калмыкия на 2013-2017 гг.» [15]. Эта программа направлена на обеспечение этнополитической стабильности в Калмыкии, воспитание толерантности и неприятия населением идей экстремизма и терроризма.

В рамках реализации данной Программы, которая имеет в Правительстве функцию стратегии национальной политики, поощряется религиозное обучение, перевод на калмыцкий язык религиозных текстов, изучение калмыцкого языка, проведение традиционных и религиозных праздников

как основы культурной консолидации различных народов. В частности, в Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» с 3 февраля 2014 г. миряне читают буддийские сутры на калмыцком языке, возрождая традиции прошлого. «Возрождение народа начинается с родного языка», - считает шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, а потому в Центральном хуруле Калмыкии многое делается для восстановления и укрепления национальных традиций, развития калмыцкого языка. На протяжении нескольких лет в главном буддийском храме работают бесплатные курсы калмыцкого языка, куда может прийти любой желающий. Также Центральным хурулом издаются священные сутры на родном языке, проводятся различные мероприятия среди школьников и студентов, цель которых - сохранение и развитие калмыцкого языка [1б].

В Калмыкии в январе 2008 г. создано Духовное управление мусульман, которое вошло в состав Координационного центра мусульман Северного Кавказа. Духовное управление включает в себя четыре районных организации и шесть мусульманских групп, в их числе: МРО «Мусульманская община Лаганского района Республики Калмыкия», МРО «Мусульманский религиозный центр "Ислам" Яшалтинского района Республики Калмыкия», Мусульманская община «Вуджаг» Республики Калмыкия. Кроме осуществления духовных функций управление также проводит различные социальные кампании, сотрудничает с общественными и культурными объединениями общин этнических мусульман, проживающих в республике. Всего в республике четыре мечети и шесть молельных домов; восемь имамов, часть из которых являются выпускниками российских исламских университетов, остальные - самоучки. При всех молельных домах и мечетях есть воскресные школы - мектебы, где обучаются и дети, и взрослые.

Управление межэтническими взаимодействиями. За последние десятилетия основной тенденцией в республике стало изменение этнического состава населения. В 90-е гг. ХХ в. из республики выехали в Германию представители группы поволжских немцев. Наблюдается достаточно большой отток представителей русского населения. По результатам переписи 1989 г. население Калмыкии составило 322 579 чел., в настоящее время - 286,7 тыс. чел., то есть за 32 года республика потеряла более 11 % населения. В этническом составе населения четко выражены две доминирующие группы: калмыки - 57,4 %, русские - 30,2 %. Достаточно выражены даргинцы - 2,7 %, казахи - 1,7 %.

Несмотря на численно незначительную часть выходцев из республик Северного Кавказа, ее постепенное увеличение вызывает социальную напряженность. В Калмыкии периодически возникают разбирательства, в том числе и судебные, вокруг вопросов строительства мусульманских культовых сооружений. Так было и с молельным домом, расположенным на объездной дороге около Элисты. Арбитражный суд выносил решение снести его за якобы незаконно возведенную пристройку, однако решение выполнено не было. Глава республики А. Орлов заверил мусульман, что молельный дом никто не тронет. Это единственное культовое мусульманское сооружение в столице республики; поскольку оно стоит на дороге, его посещают и местные жители, и проезжающие водители-мусульмане. В обращении к главе республики по этому вопросу мусульман поддержали владыка Калмыцкий и Элистинский епископ Зиновий и верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

Позже упомянутая молельня пострадала в результате межэтнического конфликта: в ночь со 2 на 3 июля 2014 г. неизвестные люди в масках забросали мусульманскую молельню бутылками с зажигательной смесью. Поджог молельни произошел после совершения верующими коллективной ночной молитвы «таравих», которая проводится каждую ночь в месяц Рамадан. В результате пожара внутреннее помещение сгорело полностью, никто не пострадал.

Периодически межэтническая напряженность проявляется в конфликтах, сторонами которых выступают представители молодежи. Так, 4 июня произошел плановый матч футбольных команд Калмыкии и Дагестана («Динамо») в Махачкале, после которого произошел инцидент между фанатами «Уралана» и дагестанской команды: «И дагестанские ребята забрали у них флаг республики, издевались, произошел конфликт, потому болельщики "Уралана" затаили обиду», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» в условиях анонимности один из болельщиков «Уралана». В социальной сети «ВКонтакте» было опубликовано заявление фанатов «Анжи» с объяснениями ситуации и с пожеланием не переводить инцидент в конфликт [17]. Но через месяц, 2 июля, уже на стадионе «Уралана» в Элисте опять произошел конфликт между футбольными фанатами Калмыкии и Дагестана.

Республиканские органы власти большое внимание уделяют проблеме гармонизации взаимодействий этнических групп населения Калмыкии. В летние месяцы заметно усилилась активность в сфере проведения различных мероприятий, посвященных проблемам гармонизации межэтнических отношений. В частности, были проведены:

- расширенное заседание рабочей группы республиканской администрации по вопросам гармонизации межэтнических отношений в РК;

- республиканская молодежная конференция по вопросам гармонизации межэтнических отношений и профилактики проявлений молодежного экстремизма и радикализма. На ней были подведены итоги месячника молодежи «Выбор за тобой!»;

- встречи руководства республики с религиозными лидерами Калмыкии.

Эта деятельность была синхронизирована с публикациями в СМИ различных материалов, направленных на позиционирование Калмыкии как региона политической стабильности и межэтнического мира. В качестве примеров можно привести следующие материалы: «Калмыкия - регион этнополитической стабильности» [18], «Мы живем в одной стране» [19]. Также были опубликованы материалы, положительно оценивающие процессы миграции («Мигранты пока не приносят хлопот» [20], «Братство, дороже которого нет» [21]).

В материалах республиканской прессы нашла свое отражение оценка деятельности Раисы Дякиевой - заместителя министра образования и науки РК, члена постоянно действующей Комиссии по мониторингу и оперативному реагированию на проявления религиозного и национального экстремизма в Республике Калмыкия [22]. В статье представлен многоплановый опыт региона по профилактике и недопущению распространения экстремизма и ксенофобии в любых проявлениях, а также перечень принятых и практически реализуемых в регионе законодательных актов, комплексных программ и планов.

В летние месяцы была проведена серия мероприятий, направленных на поддержание культуры мира и согласия между народами республики, в частности:

- стартовал межрегиональный проект Национального музея РК имени Н.Н. Пальмова -передвижная художественная выставка «Степная галерея»;

- организован фестиваль «Культурное наследие», посвященный калмыцкому национальному празднику Ур-Сар;

- в Общественной палате РК прошел круглый стол по вопросам международного и межрегионального сотрудничества Республики Калмыкия;

- председатель Народного хурала (парламента) Республики Калмыкия Анатолий Козачко с дружеским визитом посетил Чеченскую Республику;

- дан старт ралли «Великая Степь-2014».

Большим культурным событием, которое также отвечает принципам политики гармонизации межэтнических отношений, стало открытие Казачьего кадетского корпуса. Учреждение создано Распоряжением Правительства РК от 31.10.2013 № 358-р на базе казенного образовательного учреждения «Городовиковский детский дом». Корпус является первым в республике учреждением данного профиля и будет реализовывать общеобразовательные программы основного общего, среднего общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью подготовку кадетов к несению государственной или иной службы российского казачества. Важнейшая составляющая учебно-воспитательного процесса - сохранение исторических, культурных и духовных традиций казачества, при этом кадеты изучают те же предметы, что и их сверстники в школах. Помимо общеобразовательной программы они также осваивают строевую подготовку, могут обучаться стрельбе, рукопашному бою, постигать искусство танца, игры на духовых и народных инструментах, учиться петь казачьи песни и т. п.

3 сентября 2014 г. врио Главы Республики Калмыкия А. Орлов подписал Указ «О мерах государственной поддержки сохранения и развития калмыцкого языка» [22], согласно которому в целях государственной поддержки сохранения и развития калмыцкого языка, повышения престижа и стимулирования педагогической деятельности учителей и преподавателей калмыцкого языка и литературы государственных образовательных организаций Республики Калмыкия и муниципальных образовательных организаций, обновления кадрового состава и закрепления молодых специалистов в образовательных организациях установлена выплата в течение учебного года ежемесячных именных стипендий студентам Калмыцкого государственного университета, обучающимся по очной форме обучения по направлению «Филология (калмыцкий язык и литература)» в размере 5 000 (пять тыс.) руб.; денежная выплата в размере 15 000 (пятнадцать тыс.) руб. молодым учителям и преподавателям калмыцкого языка и литературы государственных образовательных организаций Республики Калмыкия или муниципальных образовательных организаций в качестве подъемного капитала, осуществляемая ежегодно в течение трех лет, начиная с 1 января 2015 г. Этим же указом правительству республики поручено до 15 октября 2014 г. в рамках республиканской программы развития образования принять подпрограмму по сохранению и развитию калмыцкого языка.

Выводы:

1. В 2014 г. в Калмыкии на фоне снижения экономической эффективности промышленного производства и отсутствия активной деятельности администрации республики по привлечению инвестиций в экономику, невысокого уровня жизни населения главным событием политической

жизни стали выборы на пост главы республики. Выборы прошли при фактическом отсутствии альтернативного кандидата в «плановом» порядке, то есть победил с абсолютным превосходством кандидат, который до этого руководил республикой и кандидатура которого на выборы была поддержана федеральной властью.

2. Вместе с тем стагнирующее состояние экономики, высокий отток молодежи в центральные регионы России, критическое отношение к результатам предшествующей деятельности вновь избранного главы республики, а также сохраняющийся фон агрессивных настроений среди части молодежи свидетельствуют о накоплении социальной напряженности в Калмыкии.

3. Стратегия менеджмента межэтнических отношений опирается преимущественно на укрепление культуры народов, проживающих в республике, при поддержании преференций культуры калмыков.

Ссылки и примечания:

1. Статья подготовлена в рамках проекта Распределенного научного центра межнациональных и межконфессиональных отношений «Этнологический мониторинг межэтнических отношений и религиозной ситуации, восприятия итогов Кавказской войны XIX в. и так называемого черкесского вопроса». Госзадание № 213.01 .-11/2014-39 (научный руководитель - академик В. Тишков).

2. Стратегия Социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 г. (Утверждена Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30.12.2008. № 465). Элиста, 2008.

3. Межэтнические и конфессиональные отношения в Южном федеральном округе. Экспертный доклад 2013 / под ред. В.А. Тишкова, Л.Л. Хоперской, В.В. Степанова. М. ; Ростов н/Д., 2013. 114 с.

4. Рейтинг российских регионов по качеству жизни [Электронный ресурс]. М., 2013. URL: http://riarating.ru/info-grafika/20131217/610601622.html (дата обращения: 20.12.2014).

5. Там же.

6. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России [Электронный ресурс]. 2013. Дек. С. 14. URL: http://www.ra-national.ru/uploads/rus/files/analytic/file_review/16.pdf (дата обращения: 20.12.2014).

7. Там же.

8. Там же.

9. Мониторинг и анализ социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring (дата обращения: 20.12.2014).

10. Уланова Ц. Сочи без Калмыкии // Известия Калмыкии. 2014. № 129. 27 сент. С. 2.

11. Регионы России: рейтинг качества жизни [Электронный ресурс]. URL: http://newsland.com/news/detail/id/535440/ (дата обращения: 20.12.2014).

12. На первом посту пешки не стоят [Электронный ресурс] // В Калмыкии : информ. портал. URL: http://vkalmykii.com/na-pervom-postu-peshki-ne-stoyat (дата обращения: 20.12.2014).

13. Межнациональный конфликт русских с калмыками в Элисте. [Электронный ресурс]. 2014. 23 мая. URL: http://pn14.info/?p=154036 (дата обращения: 23.05.2014).

14. Стратегия Социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 г.

15. Республиканская целевая программа «О профилактике экстремизма и терроризма в Республике Калмыкия на 20132017 гг.» (Утверждена Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 апреля 2013 г. № 207).

16. Шалдунова Н. В «Золотой обители Будды Шакьямуни» миряне читают буддийские сутры на калмыцком языке [Электронный ресурс]. URL: http://buddhist.ru/buddhist-news/site/5941-v-zolotoi-obitel-byddy-shakia (дата обращения: 02.03.2014).

17. Заявление футбольных фанатов из Дагестана по поводу флага Калмыкии [Электронный ресурс]. URL: http://kalmykia-online.ru/news/6986 (дата обращения: 20.12.2014).

18. Боваев Б. Калмыкия - регион этнополитической стабильности // Хальмг Унн. 2014. № 132. 2 авг. С. 2.

19. Базыров С. Мы живем в одной стране // Парламентский вестник Калмыкии. 2014. № 053. 16 июля. С. 2.

20. Кекеева Ж. Мигранты пока не приносят хлопот // Хальмг Унн. 2014. № 136.13 авг. С. 3.

21. Сюйва С. Братство, дороже которого нет // Элистинская панорама. 2014. № 101. 19 июля. С. 7.

22. Дякиева Р. Межнациональное согласие как альтернатива экстремизму и конфликтам // Обзор НЦПТ. Ростов н/Д., 2014.

23. О мерах государственной поддержки сохранения и развития калмыцкого языка [Электронный ресурс] : Указ Главы Республики Калмыкия от 3 сентября 2014 г. № 110. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/kalmyk/564675/ (дата обращения: 20.12.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.