ской прозы разнообразные культурные контексты, «наращивающие» художественный «объем» произведения, как видим, не безразличны. В поисках жанровых традиций, на которые можно было бы опереться в создании фантастической повести, изображающей «дитятко», Погорельский приходит к синтезу элементов родственных эпических жанров - фольклорных и письменных, к актуализации разнообразного дискурсивного потенциала эпохи, в том числе литературного «путешествия». Литература
1. Бабушкина, А.П. «Черная курица» Антония Погорельского / А.П. Бабушкина // История русской детской литературы. М., 1948. С. 196 - 203.
2. Ботникова, А.Б. Трансформации принципов немецкой романтической сказки в русской литературной сказке первой половины XIX в. (А.По-горельский, В.Ф.Одоевский) / А.Б. Ботникова // Из истории русско-немецких литературных взаимосвязей. М., 1987. С. 56 - 68.
3. Брио, В.В. Творчество Антония Погорельского. К истории русской романтической прозы: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1990. 26 с.
4. Гуминский, В.М. Открытие мира, или Путешествия и странники / В.М. Гуминский. М.: Современник, 1987. 284 с.
5. Демин, А.О. От Улисса до...: материалы Междунар. конф. по исслед. мотива путешествия в мировом искусстве: Империа, 2000 - 2002 // Рус. лит. 2004. № 3. С. 241 - 247.
6. Званцева, Е.П. Жанр литературной сказки в творчестве А. Погорельского / Е.П. Званцева // Проблемы эстетики в творчестве романтиков. Калининград, 1982. С. 51 - 53.
7. Ильин, О.А. История развития «восточной повести» в русской литературе XVIII века: автореф. дис. ... канд. филол. наук / О.А. Ильин. М., 1989. 18 с.
8. Ильченко, Н.М. Русско-немецкие связи в отечественной романтической прозе 30-х гг. XIX в.: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Н.М. Ильченко. М., 2002. 26 с.
9. Кирпичников, А.И. Былые знаменитости русской литературы. Статья 2. Антоний Погорельский (А.А.Перовский) / А.И. Кирпичников // Ист. вестн. 1911. Т. 52. С. 45 - 82.
10. Китанина, Т.А. «Двойник» А. Погорельского в литературном контексте 1810 - 1820-х гг.: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т.А. Китани-на. СПб., 2000. 26 с.
11. Погорельский, А. Черная курица, или Подземные жители / А. Погорельский // Сказки русских писателей / сост., вступ. ст. и ком. В.П. Аникина. М., 1985. С. 201 - 231.
12. Роболи, Т.А. Литература «путешествий» / ТА. Роболи // Русская проза: сб. ст. Л.: Academia, 1926. С. 42 - 73.
13. Рожкова, Т.И. Беллетристическая книга последней трети XVIII века: диалог повествовательных практик / Т.И. Рожкова. Магнитогорск, 2004. 186 с.
14. Турьян, М.А. Вступительная статья / М.А. Турьян // А. Погорельский. Избранное. М., 1985. С. 3 - 22.
15. Чернышевский, Н.Г. Полное собрание сочинений: в 16 т. / Н.Г. Чернышевский. М.: Гослитиздат, 1949. Т. 9.
“The dark hen” or underground inhabitants by A. Pogorelsky, and traditions of literary trip
The peculiarities of one of the earliest in Russian prose author tales for children “Dark hen or underground inhabitants ” by A. Pogrelsky are shown, which are connected with traditions of literal trip and which hadn’t been practically covered in science so far.
Key words: trip subject, Russian literature, literal tale.
А.Ш. АБДУЛЛИНА (Бирск)
НАЦИОНАЛЬНОХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ В ПРОЗЕ А. АМИНЕВА
Раскрывается специфика создания национальной картины мира в прозе А. Аминева, жанровостилевое своеобразие которой, глубокая внутренняя связь с традиционной культурой народа, его историей, мировоззрением остаются пока не изученными. Дан анализ поэтики художника, определяются роль и место национально-художественных традиций в прозе башкирского писателя.
Ключевые слова: поэтика, литература народов России, национальный характер, мифологема, архетип.
Проза А.Аминева воссоздает широкую и разностороннюю картину жизни башкирского народа конца XX - начала XXI в. Основные черты национального характера, неповторимый уклад жизни народа, его
© Абдуллина А.Ш., 2009
многовековой духовный опыт, обычаи и традиции воплощены во многих его произведениях. Создавая картину настоящего, художник широко использует исторический материал в изображении быта и духовной жизни башкир. В его прозе перед читателем разворачиваются панорамные картины народной жизни: народные праздники, обряды, обычаи, различные национальные игры, песни.
А. Аминев обращает особое внимание на раскрытие богатства душевного мира простых людей, глубины их чувств, силы их ума, отзывчивости на добро. Писатель показывает национальный характер, его положительные герои, как правило, благородные, мужественные люди. Таковы старик Файзулла, бывший танкист Тимер-гале, Рамазан Усманов, охотник Юмагул, Билал-карт, Сакина, плотник Магафур и др. Автору удалось нарисовать впечатляющие картины национальной жизни, создать колоритные образы современных башкир, показать существенные черты национального характера. Трудолюбие, забота о судьбе своего народа и земли, пытливый ум закономерно формируются в атмосфере народной жизни, где доброта и человеколюбие мыслятся как высшие ценности человеческой жизни.
Постижение природы башкирского национального характера, основополагающих особенностей менталитета невозможно было, по мнению писателя, без обращения к фольклору, выработавшему устойчивую систему нравственных, культурноэстетических, религиозных и других представлений и норм, характерных не только для личности, но и для этноса в целом. В повествовательную структуру повестей и рассказов А. Аминева включаются в трансформированном виде традиционные для эпосов тюркоязычных народов образы богатыря, мудреца, коня, мотивы подвига, испытания, поединка, огня, очага, выполняющие важные литературные функции в изображении особенностей национального быта, характера, своеобразного мировосприятия и художественного мышления, развитии сюжета, создании картины мира.
Мифологемы создают в прозе А. Аминева не только национальный контекст, но и присутствуют на образном уровне и на уровне мироощущения. Автор исследует художественные возможности познания
мира и человека в прозе через использование универсальных мифологем испытания, подвига, очага, семьи как очень важных ментальных понятий. Архетипы в прозе А. Аминева позволяют увидеть многие существенные стороны в содержании его произведений, прежде всего - преемственность в жизни человеческого рода, связь времен, память о прошлом.
Интерес писателя к народной жизни, национальным образам, обычаям и традициям объясняется поисками общих закономерностей, находится в русле мировоззренческих исканий автора. В контексте широкой картины жизни народа формируется интерес не только к закономерностям жизни вообще, но и к отдельной человеческой судьбе. Такое понимание реализуется во всем творчестве писателя. В рассказе «Волчата» показаны формирование и развитие традиционного характера и поведения башкирской женщины Саки-ны в новых условиях. Писатель показывает сложность и противоречивость национального характера, который может меняться под воздействием социальных обстоятельств.
В структуре рассказа выявляется аналог мифопоэтической модели мира с присущими ей оппозициями: «верх - низ», «небо - земля», «свое - чужое», «лето -зима», «весна - осень», «день - ночь», «закат - восход». Оппозиция «родной дом -чужбина» в повести «Волчата» выражена с помощью образа дороги как метафоры меняющегося мира, разлуки и свидания.
В рассказе «Трижды семь» представлены оппозиции цветовых характеристик. Для мифопоэтического мышления характерно противопоставление «белый - черный», усиливающее сущностную оппозицию «жизнь - смерть», эпитеты «темная ночь», «черные тучи», которые предвещали беду, «светлый мир», «яркое солнце», символизирующие светлую сторону жизни.
На основе синтеза национально-художественных и реалистических традиций башкирской литературы А. Аминев создает неповторимую картину мира в ее национальной специфике. Фольклорно-мифологические и национально-художественные элементы, включенные в виде реминисценций, архетипов, широкое использование изобразительно -выразительных средств, выявляющих непосредственные контакты с традициями, раскрытие специфики на-
ционального характера являются основными способами создания национально-художественного мира в прозе А. Аминева.
В прозе А.Аминева сильно выражено лирическое начало. В авторской речи, речи главных героев, красочных пейзажах, портретных характеристиках героев мы обнаруживаем тонкий лиризм. Изображение картин природы в произведениях А.Ами-нева придает повествованию лирическую тональность. Реалии национального быта, природы входят в прозу А.Аминева не только как этнографический элемент, но и как средство отражения эмоционального восприятия мира. Пейзаж - поэтический образ природы, пространства национального бытия.
Для башкирских писателей основной образной моделью мира являются леса, горы и степи, которые выступают как константа родины, образное воплощение ее природной космической органичности и самодостаточности. Природа накладывает определенный отпечаток на мироощущение героев башкирского писателя.
Психологическое состояние героев в рассказе «Волчата» дано как при помощи прямого самораскрытия и самоанализа, так и через пейзажные картины, сны и видения, психологический портрет, речь героев. Лирические отступления в произведении связаны с описанием мира чувств героини. Героиня Сакина воплощает черты национального характера, она сдержанна и скромна в проявлениях эмоций и чувств, несмотря на свой богатый внутренний мир. Поэтому большую часть времени проводит в одиночестве, в раздумьях, общении с природой, воспринимая окружающий мир поэтически и образно. Приемы внутреннего монолога, несобственно-прямой речи, отражающие процесс взаимопроникновения авторского слова и слова героя, становятся особенностью повествовательной структуры прозы А. Аминева.
Художественный мир прозы А. Аминева представляет собой тесное взаимодействие национальных традиций и реалистических принципов отображения действительности, сложного синтеза национального, лирического и эпического в создании картины мира, концепции личности человека, его отношений с другими людьми. Можно говорить о том, что лироэпическое начало, авторская ирония, яркая индивидуальность писателя определяются на основе национальных традиций.
Излюбленным жанром А.Аминева становится рассказ, который позволил писателю в малом объеме ставить и решать и конкретные, и общие проблемы человеческого бытия, что достигается не только характером пространственно-временных отношений, но и конструктивным построением прозы, своеобразием авторского, лирического и комического начал. Рассказ -это та жанровая форма, в которой, на наш взгляд, талант писателя проявляется наиболее ярко. А.Аминев пробует известные ему приемы и средства лаконичного повествования, экспериментирует, осваивает рассказ.
Дух башкирской земли, национальной жизни живет почти во всех произведениях А. Аминева. Писатель с его обострен -ным интересом к национальной культуре и тонким ощущением всех оттенков народной жизни создает своеобразный художественный мир и самобытный, неповторимый способ его изображения. Особенностью всех его рассказов является преимущественное внимание к семейно-бытовому материалу - фактам, случаям. Художник с любовью к родному народу, к его национальным традициям умеет передать переживание в его тонких нюансах и переливах. Именно через национальное в персонажах писатель проникает в глубину человеческой души.
Герои рассказов А. Аминева - чаще люди немолодые, принадлежащие к тому поколению, которое впитало в себя формы быта, понятия и привычки этнонацио-нального мира. Писатель прекрасно знает этих людей и пишет о них как бы с натуры. А. Аминев, раскрывая характеры башкирских стариков, уверен в том, что именно они - носители многих непреходящих ценностей, хотя иногда и подшучивает над ними. Автор в свойственной ему доброжелательной манере, с тонким юмором, с легкой долей иронии показывает какие-то досадные промахи и недостатки пожилых людей, которые казались таковыми на фоне современной жизни: «Сабит первым узнает все последние новости; от него всегда услышишь что-нибудь новенькое о соседе и даже о самом себе. Потому, видимо, острословы и дали ему более чем подходящее прозвище - Почта-Сабит» [1: 120].
Старики интересуют писателя как сложившиеся личности, носители и хранители национального мира, свидетели прошлого, характеры у них, как правило, сло-
жившиеся, опыт пережитого поучителен. Герои многих его рассказов показаны в неразрывной связи с родной землей, через отношение к которой раскрывается их внутренний мир. В рассказах башкирского писателя старики - это всегда любимые герои. Они наделены особой жизненной мудростью, душевной теплотой, сердечностью, любовью к своим близким, к родной земле.
Герои А. Аминева - немного чудаковатые, немного не от мира сего. Показывая своих героев в разных ситуациях, порою смешных, комических и нелепых, трагических, писатель делает их победителями в силу их чистоты и цельности внутреннего чувства. Характеры, созданные в его произведениях, - живые, противоречивые по своей природе. Сам характер времени дает возможность писателю основное внимание сосредоточить на внутренней жизни, на раскрытии переживаний героев.
Любимые герои А.Аминева, натуры деятельные и цельные, покоряют читателя внутренней силой, заражают своей неутомимой энергией. Таковы старик Фай-зулла, бывший танкист Тимергале, Рамазан Усманов, охотник Юмагул, Билал-карт, Абубакир-бабай, плотник Магафур, По-чта-Сабит, Ишбулды, Кашаф, Кузаир и др. Изображая характеры, имеющие тесную взаимосвязь со средой, писатель поднимает целый ряд общечеловеческих и социально-исторических проблем, таких как роль семейной традиции и ее преемственность, связь поколений, своеобразие народной жизни и национального характера и т. д. Все эти проблемы нашли то или иное художественное отражение в его творчестве.
Персонажи А. Аминева удивительно достоверны. Здесь все словно выхвачено из самой жизни. Из повседневного ее течения писатель берет самые, казалось бы, обыденные куски, эпизоды, воссоздает их во всей сиюминутности, конкретности и вместе с тем обнаруживает их поэтический потенциал, артистично использует в них же таящиеся выразительные возможности, краски, оттенки. В рассказах совершенно не ощутима писательская техника. Кажется, что они возникают и рассказываются стихийно, хотя, конечно, это чудесное их качество достигается богатством и тонкостью мастерства. Амир Аминев - мастер, владеющий искусством композиции, точного штриха и детали, энергичного и
экономного повествования. Он умеет моментально подключить читателя к живой сцене своего рассказа и с первых же строк создает иллюзию действия, завязывающегося и протекающего у нас на глазах. «Председатель колхоза “Алга”, плетущегося по всем показателям в конце районных сводок, рано утром собрал в своем кабинете главных специалистов и бригадиров хозяйства», [1: 3] - так начинается рассказ «Снежный человек». Писатель умеет несколькими штрихами оживить человеческое лицо, характер, он мастерски строит живой диалог с выразительным подтекстом. Этим, в частности, и достигаются стремительность и компактность его рассказов.
А. Аминев - один из тех писателей-рассказчиков, в творчестве которых обновляются и обогащаются сама поэтика жанра, его художественная структура. Он ориентируется не на традиционные литературные формы, а на формы, в которых протекает сама жизнь, стремясь изображать жизнь такой, как она есть. В рассказе «Трижды семь» отказывается от сюжета, основанного только на фабуле как на цепи событий. Сюжет переносится на новую основу — вместо событий ею становится авторский взгляд на мир, а при этом решающее значение приобретает тонкая, продуманная композиция. Сила эстетического воздействия такого рассказа достигается умением художника органически соотносить «внешнее» с «внутренним», освещать мелкие элементы одного события, одного эпизода взглядом и отношением, движением чувств, внутренней работой души и сознания как персонажей, действующих в рассказе, так и повествователя, и самого автора. Порывая со всякой искусственностью и условностью, приближаясь к формам самой жизни и наполняясь энергией чувства, рассказ обнаруживает под пером башкирского писателя новые свои возможности, неисчерпаемость жанра.
В последние годы у писателя вырабатывается стилевая манера, в которой ведущее место принадлежит повествователю, близкому автору. Во многих произведениях автор проявляет себя как человек, не только близкий к главному герою, но и переживший или переживающий подобное. Многие рассказы написаны от лица «повествователя», не названного в тексте, это так называемое «объективное» повествование с элементами субъективности и
лиризма. Таковы «Ворота», «Трижды семь», «Снежный человек». А в других рассказах и повестях («Заблуждение», «Ненаписанный рассказ») наблюдается усиление авторской субъективности, лиризма. Для стилевой манеры А. Аминева последних лет характерны активное проявление лирикосубъективного начала, герои с автобиографическими чертами. Лирическое, субъективное начало становится главной стилевой и жанровой особенностью, усиливается внимание к описаниям и явлениям прошлого, соединяющим разные аспекты восприятия. Лирическая тональность, эмоциональная окраска, иллюзия превращения прошлого в настоящее, характерные для лирического повествования, - это стиле -вые черты многих рассказов и повестей.
Проза писателя богата различными оттенками комического: от легкой усмешки, жизнеутверждающего, доброго юмора, иронии до сатиры, сарказма. Автор то подчеркивает находчивость и остроумие своих героев, то выразительно критикует откровенную глупость, жадность людей, имеющих высокое социальное положение, то добродушно смеется над их недостатками.
В творчестве А. Аминева смешное становится основным приемом сохранения и передачи народных жизнеутверждающих моральных ценностей, определяет истинность и нелепость происходящего, формирует особый мир. Лирическое и комическое начала, юмор и сатира, реализуясь в структуре произведений А. Аминева, играют большую роль в создании образов, типизации и характеристике героев, раскрытии идейного замысла автора, создании особой картины художественного мира.
Яркая индивидуальность писателя А. Аминева, выраженная в самобытности стиля и языка, своеобразии философско-эстетических воззрений и созданной им художественной картины мира, отражают сложность бытия и внутреннего мира человека. Мифологическая и фольклорная основа, синтез национальных и реалистических традиций литературы, использование малых жанров, ярко выраженное лирическое начало, смеховая стихия - это основные черты поэтики башкирского писателя. Анализ художественного мира
А. Аминева позволяет определить роль и место творческих исканий художника в башкирской литературе XXI в.
© Литвинова В.В., 2009
Литература
Аминев, А. Китай-город / А. Аминев. Уфа, 2007. 264 с.
National and artistic traditions in the prose by A. Aminev
The specific of creating a national mapping of the world in the prose by A.Aminev is discussed.
Its genre and style originality, inner deep connection with traditional culture, history and world-view are not well known yet. In the article there is given the analysis of the author’s poetic manner. The role and the position of national and artistic traditions in the prose of Bashkir writer are defined.
Key words: poetic manner, Russian folk literature, national character, mythologem, archetype.
В.В. ЛИТВИНОВА (Краснодар)
БАЗОВЫЕ ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗНОСТИ В РОМАНАХ РЭЯ БРЭДБЕРИ «ВИНО ИЗ ОДУВАНЧИКОВ»
И «451° ПО ФАРЕНГЕЙТУ»
Исследуются механизмы формирования образного ряда и выделяются базовые стилистические приемы создания образности в романах Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков» и «451 ° по Фаренгейту».
Ключевые слова: образ, образность, ассоциативный, суггестивный, метафора, сравнение.
Реальность будет уничтожать вас до тех пор, пока вы не начнете общаться с ней на языке мифов и метафор.
Р. Брэдбери
В настоящее время мнения исследователей творчества Р. Брэдбери относительно жанра, в котором он творит, далеко не однозначны. Одни ученые относят произведения писателя к жанру философской фантастики, другие - к социальной фантастике, третьи именуют особенности стиля Р. Брэдбери «антинаучным гуманизмом», четвертые видят в авторе писателя жанра фэнтэзи. Однако очевидным является то, что в настоящее время не существует еди-