© 2013
Г. Г. Кусярбаева
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПОВЕСТИ АМИРА АМИНЕВА «КИТАЙ-ГОРОД»
В статье исследуется художественное своеобразие изображения человека в стиле, возникшего в современной литературе путем трансформирования классического реализма. Одна из главных особенностей прозы А. Аминева — изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах - рассматривается в повести «Китай-город» в контексте идейно-эстетического, художественного содержания произведения.
Ключевые слова: башкирская проза, образ народа в современной литературе, стиль
В современной башкирской прозе особое место занимает творчество Амира Аминева, который пришел в литературу со своим словом и особым стилем. Его произведения стали в буквальном смысле открытием в национальной литературе на рубеже ХХ-ХХ1 вв. В его прозе нашло художественное отображение большие, глобальные социальные проблемы современности, которые затрагивают судьбы народов и всего человечества.
В творчестве писателя наблюдается использование и традиционных, и нетрадиционных приемов в отображении современного мира и человека. Наиболее явственно оно раскрывается в повести «Китай-город» (2001). Реалистичное в своей основе и в то же время сливающееся с условностью и символикой произведение означало начало нового эстетического освоения действительности. Сюжет «Китай-города» построен на событии, которое на самом деле еще не произошло, но в будущем вполне может случиться. Еще Аристотель писал о том, что задача поэта — говорить не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться, возможном. В таком стиле были написаны многие произведения классика русской литературы Н. В. Гоголя. О схожести стилей двух прозаиков отмечает и Г. Б. Хусаинов: «Используя художественные приемы, характерные поэтике произведений Н. Гоголя, А. Аминев таким образом вводит в нашу современную прозу своеобразный стиль»1.
Проведя параллель между «Китай-городом» и «Носом», можно увидеть, что в обоих произведениях «происходят вещи» странные, противоестественные, и происходят они в мире совсем не фантастическом, не воображаемом, а в реальнейшем. Повесть «Нос» начинается с сообщения о ранее неизвестном и небывалом событии: «Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенно-странное происшествие...»2. Свою повесть А. Аминев также начинает с повествования о том, что в обыкновенной башкирской деревушке под названием Хыбай произошло необычное событие: в эту глубинку нагрянул гость из самого Китая, инвестор, который хотел бы взять в аренду земли этого колхоза, а сельчанам предоставит жилье в близлежащем городе. Ахнули люди, услышав подобное предложение,
Кусярбаева Гульсия Гибадатовна — аспирантка отдела литературоведения Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. E-mail: [email protected]
2 Хусаинов 2006, 205.
2 Гуковский 1959, 280.
долго не могут вникнуть в суть дела, они удивляются, как такое вообще возможно, не верят своим ушам. Поверив, что это не сон, а самая что ни на есть явь, большинство сельчан принимают условия китайского бизнесмена. Волей случая жителям села Хыбай дана возможность жить без забот, которую они не обдумав принимают. Всякая другая ценность прекращает существовать с этого момента перед одурманенными мечтой о легкой и беззаботной жизни сельчанами.
Пожив в городе всего лишь полгода, люди начинают осознавать, что совершили большую ошибку. Тоска по былой жизни, по родной земле одолевает их, и они решают вернуться. Однако оказывается, что на месте их деревни китайцы успели построить большой город и деревни свою хыбайцам никогда больше не видать.
Как видим, в художественно воссозданную реальную действительность вкрапливается фантастический мотив, который ставит повесть в ряды условно-метафорических. Создается ощущение «смешанной», «искривленной» реальности. Писатель, будто сделав шаг вперед, представил вполне возможные явления, показал неизбежность трагедии народа, если мы и дальше будем продолжать идти по пути легкомыслия, безразличия и эгоизма. То есть в произведении идет постижение действительности не как она есть, а наблюдается тенденция ее развития, своеобразная проекция в преображенную социально-этическую реальность.
Использование в реалистическом произведении не прямого, а косвенного, иносказательного, фантастического и символического способа в отражении действительности говорит об обогащении литературы новыми художественно-выразительными средствами. Кроме того, создание внереальных ситуаций также обусловлено тем, что противоречивая объективная реальность требовала иной трактовки смысла человеческого существования и перспектив общественного развития. Цель А. Аминева — показать, к каким последствиям может привести та или иная необдуманная деятельность отдельного человека и целого народа, результат деятельности и отношения современника к другим, к своему будущему, к судьбе народа. «Писатель, представляющий самое гуманное общество, — пишет Б. С. Буряк, — выступает в роли разведчика-экспериментатора. Ему не отводится роль «иллюстратора», и он не «сова Миневры», которая, как известно, вылетает только ночью. Нет, писатель выходит на сцену не тогда, когда все социальные споры уже разрешены, и не для того, чтобы сказать: теперь я вам спою песню, которая покажет вам окончательно, что это дело решено верно. Писатель — пионер-экспериментатор, он должен идти впереди нашей армии»3.
Если убрать из повести несколько заостренных фантастических моментов, как приезд китайского бизнесмена, аренда им башкирских земель, построение Китай-города, и оставить реалистически конкретизированные, обытовленные сюжетные линии, то можно ясно увидеть, что изображенная в повести башкирская деревня Хыбай и ее жители — это аллюзия на башкирский народ в условиях современности такой, какая она есть, далекая от идеала, но подлинная, реальная. Именно народ является главным героем данного произведения. В нем автор воплощает национальные качества и свойства.
Народ в повести бездуховен, безразличен, наивен и глуп. Людей привлекает беззаботная жизнь в городе, характерно легкомысленное отношение к собствен-
3 Буряк 1972, 223.
ной судьбе и легкомыслие в принятии важных решений. Народ в повести показан как неразумная толпа, привыкшая к подчинению, бесприкословному выполнению поручений «сверху», утратившая свойство мыслить, самостоятельно принимать решение, живущая одним днем. Эгоизм и беспечность овладели им. Таким образом, для образа народа в лице хыбайцев характерны многие отрицательные свойства и социального, и национального их проявления. Подобными чертами современников наделены герои Т. Гиниятуллина. Он также видит причину многих бед народа, трагедию отдельных людей, удручающее состояние нынешних деревень в бездействии и хандре своих современников.
Рассматривая художественное своеобразие изображения современных людей в лице героя-народа, важно сказать, что этот образ так или иначе складывается из отдельных характеров, из того множества лиц, черт современников, которые объединены одной территорией, единой исторической судьбой, традициями и менталитетом. В повести имеются персонажи, чьи черты изображены выпукло. Это заместитель министра, глава администрации района Нурислам Нурлыгаянович, председатель колхоза, его замы, старик Файзулла, Нагима, школьный учитель — все они конкретные персонажи, образы современников, создающие единый образ народа. Этим персонажам автор дает прямую оценку, конкретно обозначив их главные, зачастую негативные качества, конкретные социальные черты. Так, образ главы района со своеобразным прозвищем Хаким («Правитель») представляет собой человека ловкого, предприимчивого, умеющего быстро подстраиваться к любым социально-экономическим переменам. Отсутствие патриотических чувств, безразличие к судьбе народа в данном образе раскрываются позже, когда на общем собрании решается судьба жителей села и вместе с ней будущее народа, вопросы языка и земли. Действия и речи Хакима прямо противоречат идеалу автора. Ради материальных благ, ради денег он готов пренебречь всеми нравственными и гуманными принципами.
Из чиновничьей среды в повести, кроме Хакима, имеется также образ председателя колхоза и заместителя министра. Они также представлены как отрицательные персонажи, лишенные сознания государственного долга. Одни, становясь хозяевами положения, навязывают всем свою идеологию и психологию, свое отношение к важным социальным вопросам. Другие, «маленькие», «мелкие» чиновники, как председатель колхоза, все время прячутся за спинами «больших», плывут по течению, повинуются людям, стоящими выше по чиновничьей иерархии. И все, начиная с министра до председателя, строят иллюзию благополучия и спокойствия.
Как видно, образам чиновников А. Аминев уделяет достаточно много внимания. Одним из главных объектов художественного исследования писателя в данном произведении стала именно система власти и управления, в которую вовлечены множество людей — чиновники, начальники, председатели и их замы. В этом плане нетрудно заметить доминирующие черты аминевского видения реальности, а именно — изображение тех качеств в людях и в их отношениях, что обусловлены социальным аспектом их природы. Это закономерно, поскольку в произведении поднимаются проблемы устройстве общественно-экономической сферы общества. Писателю удалось психологически верно отразить взаимоотношения между руководителем и подчиненным.
Тем не менее, персонажи в повести не однотипны, здесь также имеются положительные герои. Одним из них является старик Файзулла, бывший председатель колхоза. Его характер — воплощение разума, мудрости и основных жизненных принципов. Герой верит, что человечество сможет себя сохранить и совершенствоваться только развивая разум, нравственность и гуманность. Он как представитель старшего поколения дает советы, наставления молодым. В его речах содержатся знания и мудрость, веками передававшиеся из поколения в поколение. Файзулла-карт — один из немногих персонажей повести, который видит реальные последствия того или иного неразумного шага. Судьба народа, его будущее, вопросы языка и земли — об этом прежде всего он думает перед принятием важных решений. Он говорит: «... человек не может жить только сегодняшним днем, он обязан думать и о будущем. А будущее — это наши дети и внуки. Разлучив их с родной землей, мы отучим их и от родного языка. Лишатся они языка — считай, и народу конец.»4.
Таким образом, персонажи повести, создающие единый портрет народа, разнохарактерны и многообразны. Их автор изображает в тесной связи с социальными проблемами. Тем временем, здесь важно отметить еще об одной художественной особенности: из-за условно-метафорической направленности произведения персонажи лишены психологической определенности. В основном описываются их действия и поступки как знак некой идеи. Они моделируют ряд универсальных поведенческих ситуаций, присущих современной действительности. Психологическая мотивировка действий героев не отображается, какие-либо качества в характерах персонажей становится известно со слов повествователя. В субъективной реальности писателя герой представляет собой функциональную единицу, задействованную в реализации системы смыслов всего художественного целого.
Своеобразие исторической эпохи обусловило тот факт, что в творчестве прозаика сливаются различные течения, разнообразные приемы отражения действительности. В повести «Китай-город» с наибольшей отчетливостью можно проследить появление новой модели повествования с нарушением пространственно-временных связей, усилением символических, знаковых элементов, ассоциативных цепочек и аллюзий. Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах породило гротескность и фантастичность его произведений. Герои оказываются в не совсем обычном мире, условном и фантастическом, в связи с которым действуют по его заранее определенным правилам, порой их поступки также нелепы, абсурдны и противоестественны.
ЛИТЕРАТУРА
Аминев А. М. 2007: Китай-город: повести и рассказы. Уфа.
Буряк Б. С. 1972: Художественный идеал и характер. М.
Гуковский Г. А. 1959: Реализм Гоголя. М.; Л.
Хусаинов Г. Б. 2006: Поэтика башкирской литературы. Ч. 2. Историческая поэтика, психологическая поэтика и поэтика стиха. Уфа.
4 Аминев 2007, 23.
THE ARTISTIC ORIGINALITY OF A HUMAN IMAGES IN THE STORY
OF AMIR AMINEV
G. G. Kusiarbaeva
The article investigates the artistic originality of a human images in the style that emerged in modern literature by transforming classical realism. One of the main features of prose A. Aminev — the image of the exceptional character in exceptional circumstances — is seen in the story of «Kitay-gorod» in the context of the ideological and aesthetic, artistic content of the work.
Key words: Bashkir prose, the image of people in modern literature, style