Научная статья на тему 'Национально-государственная стратегия экспорта энергоносителей Азербайджанской республики'

Национально-государственная стратегия экспорта энергоносителей Азербайджанской республики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
процесс диверсификации / перспективные направления развития экономики Азербайджана / экономические выгоды / экспорт энергоресурсов / TANAP / TAP / SOCAR / diversification process / promising directions for the development of the Azerbaijani economy / economic benefits / export of energy resources / TANAP / TAP / SOCAR

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Халыгова Гюльшан Камиль Гызы

В статье исследуется стратегия экспорта энергоносителей Азербайджана. Стратегия диверсификации позволила освоить новые виды производства, выйти на новые рынки сбыта, переориентироваться на расширенную категорию потребителей. Методология исследования основана на анализе обследований ЕБРР и Всемирного банка, антикризисных действий Азербайджана. Результат исследования Основные мероприятия стратегии диверсификации способствуют тесной интеграции Азербайджана в мировую экономику, укрепляет политическую стабильность и национальную государственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National state strategy of exporting energy supplies of the republic of Azerbaijan

The article examines Azerbaijan’s energy export strategy. The diversification strategy made it possible to master new types of production, enter new sales markets, and refocus on an expanded category of consumers. The methodology of the study is based on the analysis of the surveys of the EBRD and the World Bank, anti-crisis actions of Azerbaijan. The result of the study The main activities of the diversification strategy contribute to the close integration of Azerbaijan into the world economy, strengthen political stability and national statehood.

Текст научной работы на тему «Национально-государственная стратегия экспорта энергоносителей Азербайджанской республики»

Халыгова Гюльшан Камиль гызы

Диссертант кафедры Международных отношений Западно-каспийского университета. ORCID 0009-0007-7010-1826.

Национально-государственная стратегия экспорта энергоносителей Азербайджанской республики

Введение

Термин диверсификация произошел от латинских слов Diversus - разный, Facere - делать и подразумевает освоение новых видов производства, выход на новые рынки сбыта, его переориентацию на расширенную категорию потребителей. На пути рыночной экономики стран постсоветского общества при принятии необходимых мер по предотвращению экономического спада политика диверсификации является наиболее логичной, помогает снижать риски, улучшает итоговые показатели. Благодаря диверсификации снижается вероятность банкротства, так как способствует анализу ликвидности, анализу иных финансовых показателей, распределению между разнозначными видами активов. То есть ради снижения экономических рисков проводятся такие мероприятия, которые способствуют получению дополнительной выгоды. Рынок получает выбор перспективных направлений. Появляется большой ассортимент товаров и услуг, что способствует распределению капитала между разнозначными видами активов.

Вместе с логичностью применения диверсификации экономики существует и отрицательная сторона, когда при неправильном выборе стратегии диверсификации кризис может охватить сразу весь диапазон рабочих инструментов рыночной экономики. Поэтому целевая важность применения стратегии диверсификации является архиважной. Правильный выбор и применение стратегии диверсификации позволяет избежать целый ряд негативных моментов на пути рыночной экономики. Поэтому при выборе стратегии диверсификации крайне важно максимально охватить доступные рынки и построить разветвленную сеть поставщиков и потребителей, способных компенсировать друг друга в случае временного или полного прекращения сотрудничества. Чтобы достичь высокой степени диверсифицированности здесь многое зависит от гибкой струк-

туре изнутри либо извне и правильного использования комбинации приемов бизнеса. Поэтому разрабатывается целая стратегия, позволяющая динамично реагировать на изменения финансового, товарного, производственного рынков, внедрять и исключать из оборота активы.

Провозгласившая свою независимость 18 октября 1991 года Азербайджанская Республика являлась одной из ведущих республик постсоветского общества. Однако, как и во всех постсоветских республиках распад СССР создал сложную экономическую ситуацию, связанную с развалом системы управления экономикой, нарушением старых экономических связей. И следствием расщепления экономической структуры изнутри и извне стало четкое проявление экономических кризисов, усугубление которых дополнялось чертами внутреннего состояния экономики. Большинство оборудования и сооружений на предприятиях устарело, солидная часть плодородных земель превратилась в солончаки, мелиорационные сооружения устарели, оросительные каналы разрушились и т.д. Тяжелые удары по экономике и культурной жизни страны нанесла агрессия территориальных претензий Армении, усиление армянского сепаратизма в Нагорном Карабахе. Война и поток беженцев не только привел к экономическому спаду, но и усугубил общественно-политическое положение Азербайджанской Республики. Для национального спасения одновременно с экономическими проблемами молодой республике необходимо было вести борьбу за укрепление политической стабильности и национальной государственности.

В такой сложной политической ситуации для сохранения государственной независимости, и национально-культурного возрождения молодой республики процесс тесной интеграции в мировую экономику был крайне необходим. Неоценимые заслуги в этом направлении принадлежат Гейдару Алиеву, поднявшего стратегию диверсификации на уровень национальной государственной стратегии. Главной задачей этой стратегии было вывести республику из этого тяжелого состояния, восстановить промышленность и сельское хозяйство и привести все отрасли хозяйства в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Основная часть. Политические процессы, начавшиеся с распадом СССР, нанесли тяжелые удары по экономике и культурной жизни Азербайджана. Производство быстро сокращалось, а экономический спад углублялся. Крайне тяжелым было положение в нефтяной промышленности, являющейся ведущей отраслью промышленности республики. Добыча нефти была остановлена более чем на четырех тысячах скважи-

нах. Положение усугублялось тем, что более 80% гамма-аппаратов не работали. Плачевными были итоговые цифровые результаты в нефтяной промышленности. В 1992 году было добыто всего 11 миллионов тонн нефти. Для начала эксплуатации новых морских нефтяных месторождений требовались значительные капиталовложения, которые республика не могла себе позволить [1]. Военная агрессия Армении усугубляла экономический спад республики, которая также наносила серьезный удар по экономике. На четверти нашей территории велись боевые действия. 72 тысячи гектаров пашни, десять гектаров пастбищ, виноградников, садов, много скота и крупного рогатого скота, 4 золотых и ртутных, 2 гранитных, 2 мраморных, 10 шахт минеральных вод, 4 каменоломни, 5 месторождений различных строительных материалов попали в руки врага. Было уничтожено более 60 тысяч частных хозяйств, сотни промышленных предприятий, колхозов и совхозов [2]. Были захвачены, разграблены и разрушены сотни учебных заведений, в том числе 855 дошкольных учреждений, 693 общеобразовательных школ, 85 музыкальных школ, 4 техникума и 1 здание высшей школы [3, с. 197-198]. В стране находилось более 1 млн беженцев (230 тыс. азербайджанцев, изгнанных со своих исторических земель в Армении и 230 тыс. турок-махсати, изгнанных из Узбекистана) и внутренне перемещенных лиц (778 тыс. человек, переселившихся с оккупированных Арменией территорий Азербайджана. Две трети это были женщины и дети [4]. В этом социально-экономическом хаосе военно-политических отношений молодая Азербайджанская Республика была вынуждена тратить на войну треть своих доходов.

В действительности все это не позволяло укрепить авторитет Азербайджанской Республики на международном уровне, урегулировать на-горно-карабахский конфликт, укрепить обороноспособность страны. Под руководством Президента Гейдара Алиева была подготовлена и успешно реализована новая Государственная нефтяная стратегия Азербайджана, которая стала началом новой эры в азербайджанской нефтяной промышленности. В целях привлечения инвестиций и новых технологий в нефтяную отрасль Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR) поручено провести переговоры по заключению контрактов с иностранными компаниями на выгодных для республики условиях. Заключению договоренностей серьезно мешали различные, преимущественно иностранные силы. Однако правительству Азербайджана удалось преодолеть эти препятствия, хотя и с большим трудом. 20 сентября 1994 года, во дворце «Гюлистан» в Баку, между SOCAR и консорциумом,

включающим крупные нефтяные компании США, России, Турции, Саудовской Аравии и Греции (позже к этому консорциуму присоединилась японская компания) на азербайджанском участке Каспийского моря, «Азери», «Подписано соглашение сроком на 30 лет о совместной эксплуатации месторождений «Чираг» и части месторождения «Гюнешли» и распределении добытой нефти в виде долей [5] . Этот контракт стал известен в мире под названием «Контракт века».

С 2001 года указом президента этот день отмечается в республике как «День нефтяника». Согласно Контракту, 80% инвестиций вкладывается со стороны Консорциума, а общий доход Азербайджана определяется в размере 80% от добываемой нефти. Кроме того, площади по добыче газа были полностью в распоряжении Азербайджана. После этого огромного контракта заключались все новые и новые контракты с иностранными компаниями. В целом в 1994-2000 гг. ГНКАР подписала 21 договор контракты с 33 нефтяными компаниями 15 стран [6]. В рамках этих контрактов предусматривалось вложение в экономику Азербайджана зарубежных инвестиций в размере 60 миллиардов долларов .

Помимо добычи запасов углеводородов, добываемых в Каспийском море, важным вопросом стал вопрос как вывести и продавать их на мировых рынках. По этому вопросу приоритетной стала политика диверсификации энергоресурсов, выдвинутая Гейдаром Алиевым. Она обеспечила независимость энергетического экспорта Азербайджанской Республики от какого-либо государства, обеспечила безопасность линий электропередач и укрепила нашу республику. [7].

Планировалось, что нефть, добываемая со дня Каспия с месторождений «Азери», «Чираг» и «Гюнешли», будет транспортироваться в порты Черного моря по нефтепроводам «Северный» (1400 км) и Западный (920 км), проходящим через Россию, и Нефтепроводы «Запад» (920 км), проходящие через Грузию, по строительству которых были заключены контракты. Для транспортировки добываемой со дна Каспия нефти к Черноморским портам через Грузию и России в 1997 году был пущен «Северный» нефтепровод Баку-Новороссийск. Строительство «Западного» невтепровода Баку-Супса через Грузию было завершено в 1998 году. 18 ноября 1999 года в Стамбуле было подписано соглашение между Азербайджаном, Грузией, Турцией и Казахстаном о строительстве основного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан для транспортировки Каспийской нефти. Строительство этого нефтепровода, протяженностью 1760 км, соединяющего Каспийское море со Средиземным, и способностью ежегод-

но транспортировать 50 млн тонн нефти, началось в 2002 году [8].

Следует подчеркнуть при обсуждении перспектив диверсификации энергоресурсов именно Азербайджаном был поставлен вопрос об альтернативных экспортных маршрутах как долгосрочной стратегии в Каспийском бассейне. По этому плану углеродная продукция бассейна экспортировалась на мировые рынки. Новые коридоры и трубопроводы проложенные из Каспийского моря и Центральной Азии, соединяли российский черноморский порт Новороссийск, стамбульский пролив Босфор и обеспечивали бы в будущем транспортировку десятков миллионов тонн нефти и миллиардов кубометров газа на европейские и мировые рынки [9].

С самого первого дня Президент Гейдар Алиев придавал большое значение вопросу диверсифицированных и многовариантных энергетических коридоров и маршрутов экспорта углеводородных продуктов Каспийского моря на мировые рынки. Помимо развития независимых экспортных маршрутов для своей нефтегазовой продукции на рынки Турции и Европы, Азербайджан также участвует в деятельности по завоеванию места на внутренних рынках стран, которые в прошлом делили с ним геополитическое пространство. В рамках этой деятельности одним из основных направлений транснациональной энергетической политики, которую он будет реализовывать, является активное участие в обеспечении энергоресурсами Черноморско-Каспийского бассейна и других стран постсоветского пространства, в том числе соседней Грузии [10].

Что касается энергетической безопасности, то правительство Азербайджана в качестве основного фактора выделило вопросы диверсификации энерготрасс, куда входит региональная безопасность экспортных коридоров и трубопроводов. Поэтому в основе соглашения транснациональных компаний большинства стран мира и региона лежат варианты Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Супса — нефтяной и Баку-Тбилиси-Эрзурум — газовой в западном направлении речь идет о безопасности. Азербайджан - страна, обеспечивающая энергетическую безопасность для себя и своих соседей [11].

Политику диверсификации энерготрасс Азербайджана также поддержали соседние государства Грузия и Турция. Президент Европейской Комиссии заявил в своем выступлении в Баку, что выражает благодарность за решимость поддерживать Европейский Союз, так как после обострения российско-украинских отношений поставки российского газа в Европу уже не были надежными. Поэтому Европейский Союз обраща-

ется к более надежным и вероятным партнерам, к которому относится и Азербайджан. Азербайджан для Европейского Союза действительно важный надежный энергетический партнер [12]. 18 июля 2022 года в рамках визита госпожи Урсулы фон дер Ляйен между Азербайджаном и Европейским союзом был подписан Меморандум о взаимопонимании и стратегическом партнерстве в области энергетики. Меморандум о взаимопонимании со стороны Азербайджана подписал Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев. Особо следует отметить три пункта в Меморандуме о взаимопонимании. Во-первых, Азербайджан удвоит объем газа, экспортируемого в Евросоюз. Поэтому Евросоюз берет на себя ответственность за расширение «Южного газового коридора». Это уже очень важный маршрут поставок для Европейского Союза, по которому транспортируется 8 миллиардов кубометров газа в год. В течение нескольких лет планируется увеличить его пропускную способность до 20 миллиардов кубометров. Ожидается, что в следующем году он достигнет 12 миллиардов кубометров. Таким образом, объем поставок газа из России в Европу уменьшится и станет весомым вкладом в обеспечение безопасности поставок газа в Европу.

Второй важный пункт моего меморандума - это сотрудничество в области возобновляемой энергетики. В этом смысле необходимо упомянуть ветроэнергетику Каспийского моря и зеленый водород. Поэтому и в этой сфере заложен прочный фундамент сотрудничества. Помимо того, что Азербайджан является поставщиком топлива, он постепенно становится важным и надежным партнером Европейского Союза, поставляющим возобновляемую энергию.

В-третьих, сотрудничество в газовой сфере должно включать и сотрудничество в области климата. Сюда входят выбросы метана. Меморандум о взаимопонимании включает обязательство по сокращению выбросов метана. Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен также обязала Азербайджан соблюдать глобальные обязательства по метану [13].

Урсула фон дер Лейен оценила Азербайджан транзитно-географиче-ской точки зрения и сказала, что Европейский Союз, работая вместе с Азербайджаном, желает наладить отношения с Центральной Азией и за ее пределами [14].

Идеи и дискуссии, касающиеся важных транскаспийских отношений, остаются важным направлением экономической политики Азербайджанской Республики. Азербайджанская Республики успешно продолжа-

ет политическую линию и осуществление идей Гейдара Алиева, в которой политике диверсификации энергоресурсов отведено важное место. Мировое сообщество большим интересом следит за идеями и дискуссиями, идущими из Азербайджана и способствует этой работе. Азербайджан занимает достойное место среди своих партнеров диверсификации энергоресурсов.

Важное стратегическое положение Азербайджана на Южном Кавказе позволяет ему стать стабилизатором безопасности и процветания Южного Кавказа. Успешная политика Азербайджана в диверсификации энергоресурсов поставила страну в достойное место в мировом сообществе. Согласно выступлению Президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, Европейский Союз тесно связан с южнокавказским регионом, Союз ценит своих партнеров в этом регионе, это партнерство со временем будет последовательно развиваться и углубляться.

Заключение

Стратегия диверсификации национальных энергоносителей, выдвинутая общенациональным лидером Гейдаром Алиевым, преследующая цель построить разветвленную сеть поставщиков, потребителей, способных компенсировать друг друга и максимально охватить доступный рынок, сегодня стала явью. Целенаправленная экономическая политика Азербайджанской Республики в этом направлении приостановила процесс экономического упадка, началось возрождение и развитие промышленности и сельского хозяйства. По национальной диверсификации экспорта энергоносителей проведены ряд мероприятий, позволяющих избежать целый ряд негативных моментов не только в республике, но и в отношении ее партнеров. Из этого ряда мероприятий наиболее приемлемыми стали:

- Оперативная замена более востребованной продукцией при снижении спроса на какой-либо вид продукции.

- Распределение затрат на несколько прибыльные проекты

- Создание возможности полного самообеспечения производства сырьем, товарами, складскими помещениями, средствами перевозки.

- Обеспечение инвестирования для развития отраслей энергоносителей

- Создание резервных направлений, чтобы при отсутствии роста текущей прибыли обеспечить развитие отраслей энергоносителей ключевыми проектами.

На экономических взаимоотношениях с Азербайджаном заинтересованы почти все международные инфраструктуры. Повышается эффективность инвестиций. Строятся долгосрочные и устойчивые системы менеджментства. Увеличивается степень присутствия на рынке новых ассортиментов, исключается вероятность снижения резкого товарооборота из-за потери интереса к одному из видов энергоресурсов и т.д.

В целом политика диверсификации энергоресурсов позволила осуществить мероприятия по формированию многоукладной экономики в республике, способной интегрировать в мировую экономику.

Список литературы:

1. История Азербайджана ХХ века. Баку: изд-во Тахсил, 2005. 502 с.

2. Гаффаров Т. газета «Азербайджан» в 1991-2001 гг. Баку: XXI - Новые издания, 2001. С. 197-198.

3. Керимов М.З. Нефть и море / М.З. Керимов. - Баку: Элм, 1997. 73 с.

4. Президент Республики Гейдар Алиев принял делегацию «Би-Пи» // Азербайджанская газета. 24 января. 1995. № 2.

5. Байрамов В. Торжеством нефтяной стратегии стало официальное открытие магистрального экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан // «Халг газети». 12 июля. 2019. № 1-2.

6. Алиев Н.А. ОЭТ Баку-Тбилиси-Джейхан: от видения к реальности / Н.А. Алиев. - Баку: Азербайджан, 2001. 168 с.

7. Алиев Н.А. Нефть и нефтяной фактор в экономике Азербайджана в XXI веке / Н.А. Алиев. Баку: Letter рге88, 2010. 243 с.

8. Фуад А. Азербайджан увеличил долю в проекте АЧГ. Спрос на нефть останется на высоком уровне // Зеркало. 16 июля. 2011. 16 с.

9. Гасанов А.М. Геополитика Азербайджана . Учебник. Баку: «Зардаби» LTD MMC. В., 2015. 651 с.

10. В Баку состоялось VI совещание министров в рамках Консультативного совета Южного газового коридора. // «Халг газети». 23.02. 2020. № 46 (29311). 2 с.

12. Заявление Президента Европейской комиссии Урсулы фон дер «Ляйен» // Газета «Азербайджан», 19.07. 2022. № 149 (9028). 3 с.

13. Алиев Т.Н. Организации управления потенциалом нефтегазодобывающей отрасли / Т.Н. Алиев. Баку: Элм, 2001. 168 с.

Bibliography

1. XX ssr Azsrbaycan tarixi. Baki: Tshsil, 2005. 502 р. - History of Azerbaijan in the 20th century. Baku: «Tahsil», 2005. 502 p.

2. Qaffarov T. 1991-2001-ci ilbrds Azsrbaycan Respublikasi. Baki: XXI - «Yeni neshrler», 2001. P. 197-198. - Gaffarov T. Azerbaijan Republic in 1991-2001. Baku: XXI - New editions, 2001. Р. 197-198.

3. Kerimov M.Z. Oil and Sea / M.Z. Kerimov. - Baku: Elm, 1997. 73 p.

4. President of the Republic Heydar Aliyev received the delegation of "BP" // "Azerbaijan" newspaper. January 24th. 1995. № 2.

5. Bayramov V. The official opening of the main export oil pipeline Baku-Tbilisi-Ceyhan became a celebration of the oil strategy // «Khalg gazeti». July, 12. 2019. № 1-2.

6. Aliev N.A. OE Baku-Tbilisi-Ceyhan: from vision to reality / N.A. Aliyev. - Baku: Azerbaijan, 2001. 168 p.

7. Aliev N.A. Oil and the oil factor in the economy of Azerbaijan in the XXI century / N.A. Aliyev. Baku: Letter press, 2010. 243 p.

8. Fuad A. Azerbaijan increased its share in the ACG project. Demand for oil will remain at a high level // Mirror. July 16. 2011. 16. p.

9. Gasanov A.M. Geopolitics of Azerbaijan. Textbook. Baku: "Zardabi" LTD MMC. B., 2015. 651 p.

10. Baku hosted the 6th ministerial meeting within the framework of the Consultative Council of the Southern Gas Corridor. // «Khalg gazeti». 23.02. 2020. № 46 (29311). 2 p.

12. Statement by the President of the European Commission Ursula von der Liege // «newspaper «Azerbaijan»», 19.07. 2022. № 149 (9028). 3 p.

13. Aliev T.N. Organizations for managing the potential of the oil and gas industry / T.N. Aliyev. Baku: Elm, 2001. 168 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.