ством Франции только закон может изменить закон, только закон может установить новые ограничения и гарантии, только закон может признать тот или иной акт окончательно неправовым. Суды могут вынести решение о неправомерности того или иного законодательного акта, но только законодательное закрепление придаст ему универсальный характер, распространив его действие и на участников дела, и на неопределенный круг лиц.
В заключение автор подчеркивает, что структура права Франции хотя и несет на себе влияние римского права, тем не менее обладает существенными особенностями, отличающими ее от большинства правовых систем Европы: многоотраслевое деление, наличие многочисленных кодексов, концептуальность системы и определяющая роль закона в защите прав и свобод человека и гражданина.
А.Н. Лужина
ГЛЕНН П.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ GLENN P.
LA TRADITION JURIDIQUE NATIONALE // Rev. intern. de droit compara. - P., 2003. - N 2. - Р. 263-278.
Автор рассматривает правовую традицию современной Франции: сохранение фундаментальных основ гражданского права, признание государственного права, развитие частных отраслей права. Чтобы понять условия, повлиявшие на формирование подобной правовой традиции, необходимо рассмотреть историю ее становления и те обстоятельства, которые влияют на национальное право сегодня.
Национальная правовая система является всего лишь отражением права в конкретный исторический период. Правовая система - это точка зрения общества о правилах, которым оно должно подчиняться при урегулировании тех или иных социальных отношений. Например, в экономике Восточной Европы всегда большую роль играли сделки с землей, поэтому в странах этого региона развито материальное право. В государствах, где права большинства населения традиционно определял один правитель, бывший и законодателем, и высшим арбитром, получило развитие прецедентное
право (например, в Великобритании). Таким образом, в один и тот же временной промежуток в различных странах могут развиваться диаметрально противоположные правовые системы. И сегодня, когда весь мир стремится к единому правовому пространству, индивидуальность национальных правовых систем препятствует динамичному развитию межгосударственных и межнациональных отношений.
Понятие «система права» сложилось в Греции как единство правил, которым подчиняется неопределенный круг лиц, находящихся на данной территории. В начале ХУ11 в. система права получила распространение в качестве общеобязательных правил для всего населения конкретного государства. Жан Боден отмечал такие характерные качества правовой системы, как прочность и сравнимость. Прочность означает, что система права может быть изменена только при соблюдении определенных условий и процедуры. Сравнимость выражается в том, что государство имеет свою собственную, отличительную от других правовую систему, но все они по своему строению имеют сходные черты и могут сравниваться. Содержание правовой системы зависит от тех временных и общественных условий, в которых она формировалась, а структура -от государственного устройства, при котором был пройден путь становления правовой системы. Так как в мировой практике форм государственного устройства не так много, то сравнение правовых систем по структуре более эффективно, чем по содержанию.
Кодификация является наиболее распространенным способом фиксации правовых систем. Именно кодификация позволяет обеспечить сохранение их характерных качеств. Кодексы не только хранят исторически сложившиеся принципы построения национальных систем права, но и интегрируют их в мировое правовое пространство. Модернизация национальных систем права и приспособление к международным нормам права выражаются в создании универсальных нормативно-правовых документов, отражающих интересы большинства участников международных отношений.
Говоря о модернизации традиционных национальных правовых систем, необходимо определить, что же такое правовые традиции. Традиция - это сложившиеся с годами принципы построения какой-либо социальной системы, в том числе и системы права. Правовые традиции были заложены еще законами Хаммурапи, затем восприняты континентальной, англосаксонской и иными миро-
выми правовыми системами. В то же время традиции отражают специфику не только развития правовых систем в мировом масштабе, но и национальные особенности системы права каждого конкретного государства.
Основными принципами модернизации национальных правовых традиций являются: принцип горизонтального развития, международной защиты прав и принцип взаимного проникновения национальных правовых систем. Принцип горизонтального развития национальных правовых систем выражается в постоянно интенсивном изменении договорных отношений на международной арене.
В условиях динамичного развития межгосударственных и межнациональных отношений вполне возможны нарушения прав и законных интересов участников этих правоотношений, и поэтому необходима их международная защита. Существуют такие объекты правовой защиты, уничтожение и повреждение которых может причинить непоправимый вред всему человечеству, например, безопасность, окружающая среда и т.д. Принцип международной защиты прав направлен на сохранение этих наиболее ценных объектов, для этого необходимы универсальные правовые нормы, позволяющие привлечь к ответственности любого нарушителя, независимо от его национальности и государственной принадлежности, пола и расы.
Принцип взаимного проникновения национальных правовых систем основывается на историческом переделе мира - колонизации. Правовые системы европейских государств оказали влияние на становление права африканских, американских и иных государств мира. Например, французская национальная правовая система повлияла на правовые системы «заморских территорий» и колоний, в том числе: Марокко, Канады (Квебек) и др. Право этих и других государств было создано подобно французской правовой системе.
Указанные принципы легли в основу модернизации национальных правовых систем современности. При их соблюдении обновление и развитие национальных систем, их унификация в рамках международного сотрудничества и формирования единого правового мирового пространства пройдут эффективно, с соблюдением национальных интересов каждого государства.
А.Н. Лужина