Научная статья на тему '2007.03.041. ГАННАЖЕ Л. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СРЕДИЗЕМНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ: МНЕНИЕ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА НА ПРИЗНАНИЕ ВО ФРАНЦИИ ДОБРОВОЛЬНОГО РАЗВОДА ПО МУСУЛЬМАНСКОМУ ПРАВУ. GANNAGE L. LE RELATIVISME DES DROITS DE L'HOMME DANS L'ESPACE MéDITERRANéEN: REGARDS DU PROCHE-ORIENT SUR LA RECONNAISSANCE EN FRANCE DES RéPUDIATIONS DE DROIT MUSULMAN // RéV. INTERN. DE DROIT COMPARé. - P., 2006. - N 1. - Р. 101-116'

2007.03.041. ГАННАЖЕ Л. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СРЕДИЗЕМНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ: МНЕНИЕ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА НА ПРИЗНАНИЕ ВО ФРАНЦИИ ДОБРОВОЛЬНОГО РАЗВОДА ПО МУСУЛЬМАНСКОМУ ПРАВУ. GANNAGE L. LE RELATIVISME DES DROITS DE L'HOMME DANS L'ESPACE MéDITERRANéEN: REGARDS DU PROCHE-ORIENT SUR LA RECONNAISSANCE EN FRANCE DES RéPUDIATIONS DE DROIT MUSULMAN // RéV. INTERN. DE DROIT COMPARé. - P., 2006. - N 1. - Р. 101-116 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / РАЗВОД
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007.03.041. ГАННАЖЕ Л. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СРЕДИЗЕМНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ: МНЕНИЕ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА НА ПРИЗНАНИЕ ВО ФРАНЦИИ ДОБРОВОЛЬНОГО РАЗВОДА ПО МУСУЛЬМАНСКОМУ ПРАВУ. GANNAGE L. LE RELATIVISME DES DROITS DE L'HOMME DANS L'ESPACE MéDITERRANéEN: REGARDS DU PROCHE-ORIENT SUR LA RECONNAISSANCE EN FRANCE DES RéPUDIATIONS DE DROIT MUSULMAN // RéV. INTERN. DE DROIT COMPARé. - P., 2006. - N 1. - Р. 101-116»

«Война с террором» и связанная с ней новая юридическая процедура рассмотрения дел свидетельствуют о тесной связи и взаимном дополнении прав человека и МГП. Последнее в существующих обстоятельствах обеспечивает лучшее отношение к задержанным. Кроме того, нарушения основных прав человека (предусмотренных МГП в ст. 75 приложения 1 и в ст. 3) являются грубыми, влекущими тяжкие последствия.

Лучшим решением, подчеркивается в статье, было бы совершенствование международного уголовного права, особенно тех норм, которые касаются экстрадиции и введения чрезвычайного положения, а также предусматривающих административное задержание. И хотя последняя норма подвергалась критике, она, несомненно, может быть более полезна, чем отсутствие какого-либо регулирования. Более того, административное задержание подлежит проверке с помощью международных механизмов контроля, в частности со стороны Комитета ООН по правам человека, и является приемлемой мерой с точки зрения международного права.

Е.В. Климова

2007.03.041. ГАННАЖЕ Л. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СРЕДИЗЕМНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ: МНЕНИЕ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА НА ПРИЗНАНИЕ ВО ФРАНЦИИ ДОБРОВОЛЬНОГО РАЗВОДА ПО МУСУЛЬМАНСКОМУ ПРАВУ. GANNAGE L. Le relativisme des droits de l'homme dans l'espace méditerranéen: Regards du Proche-Orient sur la reconnaissance en France des répudiations de droit musulman // Rév. intern. de droit comparé. - P., 2006. - N 1. - Р. 101-116.

Тема настоящей статьи является одной из наиболее актуальных и спорных в действующем законодательстве Франции, по мнению представителей Ближнего Востока. Французская правовая доктрина при регулировании вопроса о разводе на территории средиземноморского региона, с одной стороны, достаточно прогрессивна, но с другой - не последовательна, а в некоторых случаях противоречива. Настоящая статья представляет собой собственную точку зрения на данную проблему.

Отмечается, что отказ от национальных правовых традиций при переезде на постоянное проживание на территорию иностранного государства является проблемой многих развитых европей-

ских государств, которые имели большое количество колоний на Ближнем Востоке. Франция чаще всего сталкивается с проблемой отказа от мусульманского национального права в отношении граждан Ливана, которые иммигрируют в страну. Вступают в противоречия религиозные правила, признаваемые в Ливане как нормы закона, и светский характер законодательства Франции - равенство правового статуса мужчин и женщин во Франции и ограничения в национальном праве Ливана.

Считается, что стремление к универсализации правовых норм должно привести к установлению равенства возможностей для реализации естественных, неотъемлемых прав человека каждого субъекта общества. Таков конституционный принцип равенства. Но данный процесс кроме положительного эффекта привел и к противоположному результату, а именно к развязыванию межрасовой религиозной вражды. Поэтому признание на уровне законодательства многообразия восточной и западной культур, религиозных и правовых традиций - достаточно сложное явление, неоднозначно оцениваемое в юридической науке. Существует ряд точек зрения на эту проблему, в основном касающихся двух положений: взаимодействия прав человека и развития международных отношений в данной сфере.

Если говорить о взаимодействии прав человека, то дискуссии касаются неоднородного развития системы естественных (неотъемлемых) прав человека на территории Средиземноморья. Так, во Франции уровень законодательного регулирования системы прав соответствует уровню государственного признания прав человека в большинстве стран Западной Европы, но в значительной степени отличается от законодательного регулирования на Ближнем Востоке. Спецификой восточной системы права является отсутствие основных позитивных прав человека. Например, Конституция Ливана не закрепляет принцип равенства в сфере семейного права, нет равенства мужчины и женщины в брачно-семейных отношениях, равенства родных и усыновленных детей. Может ли подобная ситуация способствовать развитию страны, обеспечению ее гражданам возможностей для саморазвития и самореализации. Здесь нет однозначного ответа. Исходя из принципов европейского права и морали - нет. Но если принять во внимание приоритет религиозных канонов в общественной жизни? Например, в ст. 2 Конституции

Египта закреплено, что ислам является государственной религией; это можно трактовать следующим образом - «ислам является основным источником права». Но так ли абсолютна сила ислама? Развитие государства, международное право влияют на незыблемые основы религиозного востока. Так, в 1994 г. Верховный суд Египта признал несоответствующим требованиям действующего законодательства право мужчин иметь несколько жен. Свое решение Суд мотивировал тем, что многоженство противоречит законодательному принципу абсолютности, который предусмотрен в отношении семейных отношений законодательством Египта, хотя и соответствует шариату. Это был первый пример признания равенства мужчины и женщины в брачно-семейных отношениях.

В настоящее время изменения коснулись многих сфер законодательства стран Ближнего Востока, которые направлены на установление относительного равенства прав субъектов брачно-семейных отношений. В 2000 г. в Египте был принят закон, который предусмотрел право как жены, так и мужа подать на развод при определенных условиях. Жена может подать на развод, если муж не в состоянии ей обеспечивать тот уровень жизни, к которому она привыкла. Подобные изменения, по мнению консерваторов, приводят к тому, что в странах Ближнего Востока утрачиваются религиозные традиции, формировавшиеся веками и позволяющие говорить о стабильности общественной жизни. Иной точки зрения придерживаются сторонники интеграции стран Ближнего Востока в единое международное сообщество: адаптация законодательства к требованиям современности и нормам международного права -необходимая мера признания восточных стран равноправными участниками международного процесса.

Во Франции ситуация с манифестацией прав человека обстоит несколько иначе. Страна является участницей многочисленных международных договоров, конвенций о защите прав человека и гражданина, о признании равенства всех перед законом и судом, но при этом существуют трудности, касающиеся определенной декларативности норм французского законодательства. Так Страсбург-ский Суд по правам человека указал, что отдельные положения французского законодательства ориентированы не на защиту прав и интересов человека, а на удовлетворение потребностей социума. Исходя из этого, определенные принципы в праве Франции, ка-

сающиеся прав человека, их реализация, признание принципа равенства всех и каждого перед законом и судом требуют конкретизации, разработки государством новых правовых механизмов защиты прав человека и гражданина. Наиболее актуальна проблема признания фундаментальными прав в сфере брачно-семейных отношений, где личностные взаимосвязи порой довлеют над правовыми требованиями. Поэтому в данном случае является насущным определение на государственном уровне форм и механизмов защиты прав супругов, несовершеннолетних детей и нетрудоспособных иждивенцев. Подобная детализация на уровне национального законодательства позволит учесть сложившиеся народные традиции, религиозные предпочтения, а применение норм международного права обеспечит универсальный характер защиты прав и интересов человека независимо от его пола, возраста, религиозной и расовой принадлежности.

Следующее положение, которое рассматривает автор в данной статье, касается адаптации применения прав человека. Речь идет о применении требований о расторжении брака, заключенного по законам иностранного (арабомусульманского) государства. Существует две противоположные точки зрения на решение настоящей проблемы: первая базируется на принципах мусульманского права - независимо от страны проживания арабомусульманской семьи развод производится по законам страны, где этот барк был заключен. В данном случае не учитываются социальные условия места проживания арабской семьи, ограничиваются права супругов изменить свой семейный статус в зависимости от окружающей действительности. Вторая точка зрения основывается на принципе применения норм Всеобщей декларации прав человека и Конвенции Объединенных Наций 1979 г., согласно которым запрещена любая дискриминации человека, его прав и свобод. Поэтому развод должен производиться в соответствии с требованиями законодательства места проживания семьи. На практике французские суды стремятся к компромиссу, т.е. если один из супругов требует развода, исходя из условий их фактического проживания, то тогда используется национальное законодательство Франции. Если основанием к разводу послужил повод, предусмотренный законодательством страны заключения брака, то применяется национальный

закон этой страны. Подобная ситуация, конечно, не отвечает всем требованиям, предъявляемым к защите прав человека.

Автор видит выход из сложившейся ситуации в определении границ взаимопроникновения норм права разных государств в зависимости от культурных традиций, принимая во внимание религиозные предпочтения нации, а также исходя из требований современного динамично развивающего мирового сообщества и универсальных правил международного общежития. Только при соблюдении вышеуказанных требований вопросы применения прав человека будут решаться эффективно и своевременно.

А.Н. Лужина

2007.03.042. ЛЕСТЕР Э., БИТТИ К. НОВАЯ КОМИССИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ РАВНОПРАВИЯ И ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. LESTER A., BEATTIE K. The new Commission for equality and Human rights // Public law. - L., 2006. - Spring. - Р. 197-208.

Авторы статьи лорд Энтони Лестер и Кейт Битти - видные члены английского парламента. Лорд Лестер - член парламентского объединенного Комитета по правам человека, сыграл существенную роль в процессе дебатов по Биллю о правах в Палате лордов; Кейт Битти - парламентский советник по юридическим вопросам, активная участница разработки и принятия законодательства о правах человека.

Законом о равноправии 2006 г. предусмотрено создание в Великобритании объединенной Комиссии по проблемам равноправия и правам человека (CEHR). Она заменит существующие ранее Комиссию по проблемам равноправия - Комиссию равных возможностей, Комиссию по правам трудоспособных, Комиссию по расовому равноправию. Последняя прекратит свое существование в 2009 г. Впервые, пишут авторы, законодательно будет создан орган, которому поручено содействовать соблюдению прав человека и их защите в Соединенном Королевстве, наделенный полномочиями осуществлять контроль за проведением в жизнь законодательства о равноправии во всех областях.

По оценке парламентского Объединенного комитета по правам человека Закон о равноправии 2006 г. является наиболее важным правовым средством по содействию правам человека в Соединенном Королевстве с момента принятия Закона о правах человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.