УДК 94(470)
DOI: 10.24412/2070-9773-2024-3-199-207
Дата поступления (Submitted) 21.02.2024
Дата принятия к печати (Accepted) 04.03.2024
Национальная политика в отношении северных народов в постсоветский период. Нормативно-правовой аспект
ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА ДОРЖЕЕВА
доктор исторических наук зав. кафедрой юриспруденции ФГБОУ ВО «Северо-Восточный
государственный университет» 685000, г. Магадан, Портовая, 13 e-mail: [email protected]
ОЛЬГА ЮРЬЕВНА СЛЕПЦОВА
кандидат исторических наук старший преподаватель кафедры юриспруденции ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет» 685000, г. Магадан, Портовая, 13 e-mail: [email protected]
Финансирование исследование выполнено при финансовой поддержке НОЦ «Север: территория устойчивого развития». Технологический проект 9
«Технологическое обеспечение социальной стабильности полиэтнических сообществ на Северо-Востоке России». Соглашение № П-16 от16.10.2023
Аннотация. Арктическая повестка современной России актуализирует поиск адекватных форм взаимодействия государства с коренными народами. Объектом данного исследования является нормативный аспект государственной национальной политики в период с 1990-х гг. до 2020-х гг. Предметом - федеральные и региональные программы социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов. Авторы на основе анализа нормативных актов прослеживают развитие государственной национальной политики в постсоветский период. Изучены формы правового регулирования, базовые принципы формирования государственной национальной политики, источники финансирования мероприятий по ее реализации. Отмечено, что комплексный характер проблем развития коренных малочисленных народов обусловил необходимость разработки комплексных мер, направленных на защиту их интересов. Программно-целевой принцип деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления позволял определять приоритетные задачи развития на среднесрочную перспективу, формировать соответствующую нормативную базу и планировать финансирование. Указана взаимосвязь целей, задач, целевых индикаторов программ развития с уровнем стабилизации социально-экономического положения в стране, со стратегическими векторами и государственными интересами на разных этапах развития. Рассмотрены особенности и приоритеты региональных моделей национальной политики, а также проблемы их реализации. Государственная национальная политика в данный период характеризуется постепенным отходом от государственного патернализма, сочетанием этого принципа с принципом партнерства, поиском моделей в условиях перехода к рынку, новыми вызовами и сменой идеологии. Авторы отмечают продуктивность сочетания патернализма и партнерства во взаимоотношениях государства и коренных народов. Без патернализма многие вопросы не могут быть решены финансово, организационно, а коренные народы выступают объектом государственной национальной политики. Партнерство предполагает субъектность коренных этносов, равенство в процессах формирования политической повестки.
Ключевые слова: государственная национальная политика, государственная программа Российской Федерации, государственная программа субъекта Российской Федерации, федеральная целевая программа, подпрограмма, коренные малочисленные народы севера.
National policy towards northern peoples in the post-Soviet period.
Regulatory aspect
VIKTORIYA VLADIMIROVNA DORZHEEVA
Doctor of Historical Sciences head Department of Jurisprudence The North-Eastern State University 13 Portovaia St. Magadan 685000, Russian Federation.
e-mail: [email protected]
OLGA YUR'EVNA SLEPTSOVA
Candidate of Historical Sciences Senior Lecturer at the Department of Jurisprudence The North-Eastern State University 13 Portovaia St., Magadan 685000, Russian Federation
e-mail: [email protected]
Abstract. The Arctic agenda of modern Russia actualizes the search for adequate forms of interaction between the state and indigenous peoples. The object of this study is the regulatory aspect of state national policy since the 1990s. until the 2020s. The subject is federal and regional programs for the socio-economic and cultural development of indigenous peoples. The authors, based on an analysis of regulations, trace the development of state ethnic policy in the post-Soviet period. The forms of legal regulation, the basic principles of the formation of state national policy, and the sources of financing for measures for its implementation have been studied. It is noted that the complex nature of the problems of development of indigenous peoples has necessitated the development of comprehensive measures aimed at protecting their interests. The program-target principle of activity of state authorities and local self-government bodies made it possible to determine priority development tasks for the medium term, formulate an appropriate regulatory framework and plan financing. The relationship of goals, objectives, target indicators of development programs with the level of stabilization of the socio-economic situation in the country, with strategic vectors and state interests at different stages of development is indicated. The features and priorities of regional models of national policy, as well as the problems of their implementation, are considered. State national policy in this period is characterized by a gradual departure from state paternalism, a combination of this principle with the principle of partnership, a search for models in the context of the transition to a market, new challenges and a change of ideology. The authors note the productivity of the combination of paternalism and partnership in relations between the state and indigenous peoples. Without paternalism, many issues cannot be resolved financially and organizationally, and indigenous peoples are the object of state national policy. Partnership presupposes the subjectivity of indigenous ethnic groups and equality in the processes of shaping the political agenda.
Keywords: state national policy, state program of the Russian Federation, state program of a subject of the Russian Federation, federal target program, subprogram, indigenous peoples of the north
История взаимоотношений государства и коренных малочисленных народов российского Севера началась в период освоения северных территорий, когда начали складываться контуры государственной политики в отношении северных народов. Государственная власть всегда искала адекватные формы взаимодействия с коренными народами, исходя из собственных интересов, ресурсов, возможностей и идеологем. В рамках каждого этапа формировалась соответствующая нормативно-правовая база, в большей или меньшей степени разработанная и детализированная, отражавшая отношение государства к традиционным социальным институтам и культуре коренных народов, вектор, цели и задачи государственной национальной политики, сферы и границы контроля и администрирования. Создавались государственные органы и региональные структуры, в компетенцию которых включались вопросы реализации национальной политики.
В рамках данной работы рассмотрен период с начала 1990-х годов по 2020-х годов. Период характеризуется постепенным отходом от госу-
дарственного патернализма, поиском моделей в условиях перехода к рынку, становлением рыночной экономики, новыми вызовами и сменой идеологии. Недостаточная эффективность реализации инструментов советской национальной политики породила комплекс негативных тенденций - снижение численности коренных народов, угасание традиционной культуры, экономическую слабость хозяйственных организаций, нарастание экологических проблем в северных регионах на фоне социально-экономических проблем в масштабах всей страны. Эти векторы в социально-экономическом и культурном развитии малочисленных народов Севера проявились на рубеже 80-х - 90-х годов ХХ века, носили комплексный характер [1]. Переход к рыночным отношениям в 1990-е годы показал, что традиционные виды хозяйственной деятельности и промыслы, обеспечивающие занятость коренных малочисленных народов, оказались неконкурентоспособными в новых экономических условиях, что сказалось на социальной ситуации [2].
Принимавшиеся государством оперативные меры оказались недостаточными [3]. Комплекс-
ный характер проблем социально-экономического и социокультурного развития коренных народов требовал такого же комплексного подхода для их решения на общегосударственном и региональном уровне. В 1991 г. Совет министров РСФСР принял Государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991-1995 гг., которая в 1992 г. была включена в перечень федеральных целевых программ [4]. Государственным заказчиком программы выступил Комитет Российской Федерации по социально-экономическому развитию Севера (Госкомсевер), ежегодно корректировавший программу совместно с федеральными и региональными органами государственной власти и ассоциациями малочисленных народов Севера [5]. Финансирование программы осуществлялось за счет средств соответствующих бюджетов (республиканских, краевых, областных) и ассоциаций малочисленных народов Севера. На практике, реализация программ была затруднена из-за недостаточного финансирования. Например, в Магаданской области финансирование по федеральной программе составило: в 1991 г. - 22,4% от годовой потребности, в 1993 г. - 64,1%, в 1994 г. - 19,0% [6]. Несмотря на финансовые затруднения, программа была продлена до 1997 г.
Следующим важным шагом стало утверждение в 1996 г. Концепции государственной национальной политики Российской Федерации. Концепция определила основные цели, задачи и принципы государственной национальной политики Российской Федерации, гарантии прав коренных малочисленных народов. Важное место в Концепции заняли вопросы национально-культурного самоопределения народов страны и федеративных отношений, представлявших достаточно острый на тот момент аспект федеративного строительства. Одним из инструментов реализации государственной национальной политики был определен программно-целевой подход, обеспечивавший интеграцию деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и национальных общностей в достижении общей цели улучшения качества жизни, удовлетворения национально-культурных запросов всех народов Российской Федерации [7].
Основным механизмом реализации государственной национальной политики стали государственные программы, целевые федеральные (ФЦП) и соответствующие программы субъектов Российской Федерации. Параллельно складывалось новое российское законодательство о коренных малочисленных народах [8, 9].
Концепция государственной национальной политики 1996 г. ориентировала на создание условий для равноправного участия малочисленных народов в управлении государственными и общественными делами, развития традицион-
ных для них отраслей хозяйства, духовного возрождения. Региональные программы в первую очередь должны были быть сосредоточены на решении социальных и экологических проблем, вопросах сохранения языка и культуры коренных народов [7]. Одновременно с Концепцией был принят акт, имевший принципиальное значение для малочисленных народов Севера - федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации». Закон закрепил направленность государственной политики на развитие традиционных образа жизни, природопользования, форм социальной организации коренных малочисленных народов Севера, для чего предусматривались бюджетные ассигнования, льготы по налогообложению и иные меры [10].
Негативные тенденции в развитии страны и, соответственно, северных территорий, продолжали нарастать. С 1996 г. был последовательно принят ряд ФЦП по экономическому и социальному развитию коренных малочисленных народов Севера. Цели программы 1996 г. - стабилизация экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, создание условий для реализации их национально-культурных запросов, сохранении сложившихся традиций [11]. Программа 2001 г. предусматривала комплекс мер в разных областях: социальной, духовной, финансово-экономической, инфраструктурной, экологической, управленческой [12]. Исполнителями основных мероприятий были назначены федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, объединения коренных малочисленных народов Севера, Союз оленеводов России и другие организации. Обе программы предусматривали финансирование за счет средств федерального и региональных бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников. Субъекты получали субсидии из бюджета Российской Федерации, предназначенные для поддержки традиционных отраслей и других насущных нужд. Однако в процессе реализации данных программ многие субъекты Российской Федерации вновь столкнулись с проблемой финансирования.
В рамках ФЦП были разработаны подпрограммы «Коренные малочисленные народы Российской Федерации» Государственной программы РФ «Реализация государственной национальной политики» [13]; «Дети Севера» Президентской программы «Дети России» (1994 - 1997) [14].
По мере развития российской государственности, встал вопрос определения стратегических целей развития. Возникла необходимость иного, средне- и долгосрочного прогнозирования и целеполагания. Появляются документы стратегического планирования. В Концепции устойчивого развития коренных малочислен-
ных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации 2009 г., нашли закрепление принципы, положенные в основание государственной национальной политики: гарантии прав малочисленных народов Севера; комплексность решения задач социально-экономического и этнокультурного развития малочисленных этносов; координация действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов социально-экономического и этнокультурного развития малочисленных народов; признание значения земли, других природных ресурсов, включая биологические, и благополучия окружающей природной среды как основы традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера; необходимость оценки культурных, экологических и социальных последствий предлагаемых к реализации проектов и работ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера; возмещение ущерба, нанесенного исконной среде обитания, традиционному образу жизни и здоровью малочисленных народов Севера и др. [15]
По мере развития общества и российского государства, происходила смена политических, социальных и экономических вызовов и трендов. Вопросы гармонизации федеративных отношений, являвшиеся жизненно значимыми для государства в конце ХХ века, утратили свою остроту. Актуализировались другие задачи, среди которых - формирование и развитие российской гражданской духовной и нравственной общности. Концепция государственной национальной политики РФ 1996 г. требовала актуализации. С 2012 г. приоритетные направления и задачи национальной политики стали определяться новым документом - Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Согласно Стратегии, к основным вопросам государственной национальной политики, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, относится соблюдение прав коренных малочисленных народов Российской Федерации [16]. В Стратегии прослеживается преемственность в целях и содержании государственной национальной политики и новые акценты: гармонизация межнациональных отношений, укрепление гражданского единства, совместная работа государственных органов, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества по формированию единых подходов к решению вопросов государственной национальной политики. Данный документ имел и недостатки. Исследователи отмечают минусы Стратегии: отсутствие фундаментальных для данной сферы правового регулирования дефиниций - «этничность», «нация», «наци-
ональность», «народ» и т.д., терминологическую нечеткость и путаницу [17, с. 108]. В то же время, отмечается, что отсутствие в этом основополагающем нормативном акте зафиксированных измеряемых результатов выполнения, позволяющих объективно и комплексно оценить эффективность реализации Стратегии - не недостаток, а особенность данного вида документов, задающих векторы развития государственной политики, приобретающие детализацию в государственных программах. В силу этого кажущаяся декларативность Стратегии - это общая характеристика документов стратегического планирования [18, с. 58]. По сравнению с Концепцией 1996 года, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года содержит более конкретные формулировки, закрепляет конкретные задачи и меры для их решения.
Помимо комплексных Программ, отдельные вопросы сохранения традиционной культуры коренных малочисленных народов регулировались отраслевыми программами. В рамках подпрограмм предусматривалось обеспечение приоритетного доступа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к водным биологическим ресурсам и реализация их прав на сохранение самобытного образа жизни [19]; обеспечение социальных гарантий и льгот педагогам, проживающим в районах Крайнего Севера [20]; увеличение поголовья северных оленей и маралов, обеспечение народам Арктической зоны РФ традиционного для них питания, повышение уровня занятости населения и уровня доходов [21].
В рамках двухуровневого федеративного правового регулирования, одновременно с формированием федеральной нормативной базы, продолжался нормотворческий процесс в регионах проживания коренных малочисленных народов Севера. Региональные концепции и долгосрочные целевые программы социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов были приняты в Республике Саха (Якутия), ХМАО, ЯНАО, Хабаровском крае, Сахалинской области, Красноярском крае, Магаданской области и др. Часть программ финансировалась за счет собственных средств региональных бюджетов [22], но значительная доля региональных долгосрочных программ получала средства для реализации из федерального, регионального и местного бюджетов, а также, за счет привлечения внебюджетных средств [23]. В отдельных регионах были формированы целевые фонды [24].
В рамках первого международного десятилетия коренных народов мира (1995-2004 гг.) был принят ряд специальных региональных программ. Администрация Магаданской области утвердила в 1995 г. комплексный план мероприятий по подготовке и проведению десятилетия,
в 1999 г. - областную программу по проведению десятилетия, которая включала комплекс неотложных мер по стабилизации социально-экономического положения коренных малочисленных народов Севера и поддержке традиционного хозяйства [25].
В последующее десятилетие региональные власти продолжали последовательно принимать и реализовывать программы по социально-экономическому и культурному развитию коренных малочисленных народов Севера [26]. На аборигенное население распространялось действие и других программ разнообразного спектра (программы развития сельского хозяйства и отдельных видов традиционной хозяйственной деятельности; программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций; программы по сохранению репродуктивного здоровья, профилактики заболеваний; программы в сфере образования и молодежной политики, финансовой поддержки общественных объединений и т.п.).
Большинство региональных целевых программ носит длящийся характер и реализуется поэтапно: программа развития институтов гражданского общества [27], программы развития сельского хозяйства и отдельных традиционных отраслей [28]; программы сохранения традиционной культуры[29].
Исследователями выявлен двойственный характер формирования отношений государства и коренных народов в данный период - сочетание принципа государственного патернализма и принципа партнерства. Отмечена зависимость объема внимания региональных властей к решению проблем коренных народов от доли малочисленных народов в этноструктуре региона [30, с. 74]
Разворот России в Арктику обусловил создание блока специальных нормативно-правовых актов. В 2014 г. была принята государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» [31]. Целью программы было повышение уровня социально-экономического развития АЗРФ. Программа была рассчитана до 2025 года. Однако в 2021 году была утверждена новая Комплексная государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» [32]. Отдельные положения государственной национальной политики содержатся в новой Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года (пришедшей на смену Стратегии развития АЗРФ на период до 2020 года) [33]. Анализ текста Стратегии позволяет сделать вывод о том, что государство, как и в 1950-е годы «ускоренного промышленного освоения Севера», обеспечивая национальную безопасность в Арктике, проводя индустриальную и инфраструктурную политику
в регионе, не оставляет вниманием коренные народы: «в Арктической зоне проживает 19 малочисленных народов, располагаются объекты их историко-культурного наследия, имеющие историческую и культурную ценность общемирового значения». В данном нормативном акте содержатся целевые показатели реализации Стратегии, включающие такие важные индикаторы как продолжительность жизни, уровень безработицы, средняя заработная плата и др. Также в Стратегии сформированы основные направления работы в конкретных регионах и населенных пунктах. Среди основных задач в сфере социального развития Арктической зоны отмечены задачи по сохранению, популяризации и развитию культурного наследия, традиционной культуры, языков малочисленных народов, стимулирование участия госкорпораций, компаний с государственным участием и частных инвесторов в создании и развитии инфраструктуры в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов, выработка и реализация программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов. Формируемая российская арктическая политика охватывает комплекс значимых направлений, и ее реализация должна сказаться на уровне жизни коренных малочисленных народов. Учитывая хрупкость и уязвимость арктической экосистемы, планируемое масштабирование промышленного и инфраструктурного освоения Арктики, отметим экологическую повестку Стратегии развития Арктической зоны. Полагаем, что реализация запланированных мер по обеспечению экологической безопасности будет способствовать сохранению и развитию этнических культур коренных народов региона, ведущих традиционный образ жизни и тесно связанных с окружающей средой.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
- Проблемы развития коренных малочисленных народов, не разрешенные в советский период, ярко и болезненно проявились в период постсоветский. Осознавая опасность кризисных тенденций, государство предпринимало ряд действий, направленных на защиту коренных малочисленных народов Севера и разрабатывало комплекс мер. Особым инструментом государственной национальной политики стали целевые программы различного уровня. Программно-целевой принцип деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления позволял определять приоритетные задачи развития на среднесрочную перспективу, формировать соответствующую нормативную базу и планировать финансирование. Разработка региональных программ позволяла учесть местную специфику организации традиционного хозяйства и иные аспекты жизни ко-
ренных малочисленных народов и их потребности.
- На первом этапе 1990 - е - начало 2000-х гг. целевые программы были направлены на фор-мированиеусловий устойчивого развития коренных этносов. Сравнительный анализ основных целей, задач и целевых индикаторов программ показывает, что актуальными проблемами длительное время оставались поддержание традиционных видов хозяйственной деятельности, обеспечение уровня занятости, благоустройство жилья в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов, снабжение товарами первой необходимости и др. Несмотря на определенные положительные результаты, реализация региональных программ была затруднена из-за недостаточного финансирования. Кризисные явления, имевшие общероссийский масштаб, не позволяли в полной мере удовлетворить финансовые потребности, а у региональных властей не было механизмов решения отдельных проблем малочисленных народов, поскольку это было прерогативой центра.
- По мере стабилизации социально-экономического положения в стране 2000 - 2010-е гг., на первый план стали выходить задачи сохранения традиционной культуры и языка. Анализ содержания региональных государственных программ свидетельствует о смене акцента государственной политики и его перенос на сохранение и возрождение культурных и духовных традиций коренных этносов, популяризации традиционной культуры, поддержку преподавания на родных языках, развитие практики кочевых школ. Таким образом, реализация государственных программ разного уровня (даже с учетом проблем их финансового обеспечения, связанных с объективными экономическими процессами), позволила решить ряд значимых задач, прежде всего - стабилизировать социально-экономическое положение коренных малочисленных народов и способствовать сохранению их культурного наследия [34].
- На сегодняшний день в РФ в сфере государ-Литература и источники
ственной национальной политики действуют нормативные акты стратегического планирования (Концепции, Стратегии) и акты, определяющие непосредственные параметры и показатели (индикаторы), мероприятия и ответственные госорганы (Государственные и региональные программы). Данная система регулирования представляется достаточно эффективной при условии запланированного финансового обеспечения в полном объеме и своевременных мер по корректировке планов в соответствии с изменениями условий. Базовыми принципами политики остаются патернализм по отношению к коренным народам в сочетании с принципом партнёрства. Полагаем, что данный тренд является долгосрочным, поскольку каждый из этих принципов отражает современную ситуацию и позволяет решать актуальные задачи. Без патернализма многие вопросы не могут быть решены финансово, организационно, а коренные народы выступают объектом государственной национальной политики. Партнерство предполагает субъектность коренных этносов, равенство в процессах формирования политической повестки.
- Формирующийся арктический вектор российской политики затрагивает и сферу взаимоотношения государства с коренными народами. Однако, арктическая повестка распространяется на регионы, входящие в АЗРФ, и оставляет за скобками северные, но неарктические субъекты с проживающими в них коренными малочисленными народами (например, Магаданская область, в которой проживают более 6 тыс. представителей коренных народов не вошла в Арктическую зону). Полагаем, что актуальность развития Арктики не скажется на внимании государства к проблемам коренных северных этносов в целом. Региональные власти субъектов, не включенных в АЗРФ, должны разработать механизмы регулирования этнокультурных и этносоциальных процессов в условиях ограниченных бюджетов и в соответствии с трендами арктической повестки.
1. О дополнительных мерах по улучшению социально-экономических условий жизни малочисленных народов Севера на 1991-1995 годы: Постановление Кабинета Министров СССР от 11.03.1991 № 84, Совета Министров РСФСР от 11.03.1991 № 84. [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102010891& rdk=0 (дата обращения: 01.02.2023);
2. Основные показатели социального и экономического развития районов проживания малочисленных народов Севера (1985, 1990-1996 гг.): сборник / Гос. ком. РФ по статистике. Магадан. Обл. ком гос. Статистики.
- Магадан: Магадан. обл. ком. гос. статистики, 1997. - 43 с.;
3. О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера: Указ Президента РФ от 22.04.1992 г. № 397 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1992. - № 18. - Ст.1009;
4. О включении государственной программы развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991-1995 гг. в перечень федеральных целевых программ: Постановление Верховного Совета РФ от 25.12.1992 № 4240-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1993. - № 2. - Ст. 80;
5. Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по социально-экономическому развитию Севера: Постановление Правительства РФ от 25.12.1992 № 1018 (утр. силу 10.11.1993) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 4. - Ст. 307;
6. Об утверждении областной программы «Проведение международного десятилетия коренных народов мира на территории Магаданской области (социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера по 2004 год): постановление Думы Магаданской области от 26.05.1999 г. № 260 // Магаданская правда.
- 16.06.1999;
7. Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации: указ Прези-
дента РФ от 15.06.1996 № 909 (утр. силу с 19.12.2012) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 3010;
8. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ (с изм. от 13.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 18. - Ст. 2208;
9. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федеральный закон от 20.07.2000 № 104-ФЗ (ред. от 20.10.2022) //Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 30. - Ст. 3122;
10. Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации: федеральный закон от 19.06.1996 № 78-ФЗ (утр. силу с 01.01.2005) // Собрание законодательства РФ.
- 1996. - № 26. - Ст. 3030;
11. О федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года: постановление Правительства РФ от 13.09.1996 № 1099 (с изм. и доп. от 30.12.2000) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 39. - Ст.4566;
12. О федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года»: Постановление Правительства Российской Федерации от 27.07.2001 № 564 // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 32. - Ст. 3327;
13. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»: постановление Правительства РФ от 29.12.2016 № 1532 // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 2 (часть I). - Ст. 361;
14. О президентской программе «Дети России»: Указ Президента Российской Федерации от 18.08.1994 № 1696 // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 17. - Ст. 1955;
15. О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 № 132-р // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 7. - Ст. 876;
16. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 52. - Ст. 7477;
17. Виноградова Е.А., Носова Н.П. Реализация современной национальной политики в Российской Федерации: проблемы и противоречия // Academy. - 2016. - №6 (9). [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/realizatsiya-sovremennoy-natsionalnoy-politiki-v-rossiyskoy-federatsii-problemy-i-protivorechiya (дата обращения: 03.01.2024);
18. Гаджигасанова Н.С., Хайруллина Н.Г. Особенности проявления этнической толерантности в малых социальных группах в моно- и полиэтничном регионах России // Знание. Понимание. Умение. - 2015. - №3. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/osobennosti-proyavleniya-etnicheskoy-tolerantnosti-v-malyh-sotsialnyh-gruppah-v-mono-i-polietnichnom-regionah-rossii (дата обращения: 03.01.2024);
19. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 314 (с изм. на 25.08.2023) // Собрание законодательства РФ. - № 18 (ч.М). - 2014. - Ст.2160;
20. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 // Собрание законодательства РФ. - № 17.
- 2014. - Ст.2058;
21. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: Постановление Правительства РФ от 14.06.2012 № 717 (с изм. на
22.12.2023) // Собрание законодательства РФ. - № 32. - 2012. - Ст.4549;
22. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Сохранение и развитие коренных малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе на 2011 - 2013 годы»: постановление Администрации НАО от 09.09.2010 г. № 176-п // Сборник нормативных правовых актов НАО. - 2010. - №17;
23. Об утверждении государственной программы Магаданской области «Социально-экономическое и культурное развитие коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Магаданской области на 2014-2018-годы»: Постановление Администрации Магаданской области от 07.11.2013 № 1093-па // Магаданская правда. - 12.11.2013;
24. О фонде поддержки и развития коренных малочисленных народов Севера Корякского автономного округа (Действие распространяется на территории Корякского АО): Закон Корякского АО от 13.06.1995 № 9 // Народовластие. - 1995. - № 74.
25. Об утверждении областной программы «Проведение международного десятилетия коренных народов мира на территории Магаданской области (социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера по 2004 год): постановление Думы Магаданской области от 26.05.1999 № 260 // Магаданская правда. - 16.06.1999;
26. О Государственной программе Камчатского края «Социальное и экономическое развитие территории с особым статусом «Корякский округ»: постановление Правительства Камчатского края от 05.02.2014 № 62-П (утр. силу 19.07.2023). [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/424070982 (дата обращения:
05.01.2024);
27. Об утверждении государственной программы Магаданской области «Содействие развитию институтов гражданского общества, укреплению единства российской нации и гармонизации межнациональных отношений в Магаданской области» на 2015-2021 годы»: Постановление Правительства Магаданской области от 06.11.2014 № 947-пп // Магаданская правда. - 19.11.2014;
28. Обутверждении долгосрочной региональной целевой программы «Государственная поддержка морского зверобойного промысла в Чукотском автономном округе на 2009-2012 годы» и её реализации: Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 14.08.2009 № 239 // Ведомости. - 25.7.2014. - № 29;
29. Об утверждении долгосрочной региональной целевой программы «Культура Чукотки на 2013-2015 годы»: Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 12.10.2012 № 452 // Ведомости. - 19.10.2012.
- № 41;
30. Маклашова Е.Г., Осипова О.В. Региональные программы по реализации государственной национальной политики России: регулирование вопросов в отношении коренных малочисленных народов на Дальнем Востоке // Социум и власть. - 2017. - № 1. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnye-programmy-po-realizatsii-gosudarstvennoy-natsionalnoy-politiki-rossii-regulirovanie-voprosov-v-otnoshenii-korennyh (дата обращения: 05.01.2024);
31. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 № 366 (утр. силу 31.03.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 18 (часть IV). - Ст. 2207;
32. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2021 № 484 (с изм. на 30.11.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2021. - № 14. - Ст.2352;
33. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года: Указ Президента РФ от 26.10.2020 № 645 (с изм. и доп. от 27.02.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 44. - Ст. 6970;
34. Парламентские слушания от 12.10.2017. [Электронный ресурс]. - URL: http://region.council.gov.ru/activity/ activities/parliamentary/84801/ (дата обращения: 28.01.2024).
References
1. O dopolnitel'nyh merah po uluchsheniyu social'no-ekonomicheskih uslovij zhizni malochislennyh narodov Severa na 1991-1995 gody: Postanovlenie Kabineta Ministrov SSSR ot 11.03.1991 № 84, Soveta Ministrov RSFSR ot 11.03.1991 № 84. [On additional measures to improve the socio-economic living conditions of the small peoples of the North for 1991-1995: Resolution of the USSR Cabinet of Ministers dated 03/11/1991 No. 84, Council of Ministers of the RSFSR dated 03/11/1991 No. 84]. Available at: ehlektronnyj-resurs-url-http-pravo-gov-ru-proxy-ips-docbody-nd-102010891-rdk-0-data-obrashcheniya-01-02-2023 (accessed: 01.02.2024);
2. Osnovnye pokazateli social'nogo i ekonomicheskogo razvitiya rajonov prozhivaniya malochislennyh narodov Severa (1985, 1990-1996 gg.) : sbornik/ Gos. kom. RFpo statistike. Magadan. Obl. kom gos. Statistiki [Main indicators of social and economic development of areas inhabited by small peoples of the North (1985, 1990-1996): collection / State. com. Russian Federation according to statistics. Magadan. Region com state statistics]. Magadan: Magadan. obl. kom. gos. Statistiki Publ., 1997. 43 p.;
3. O neotlozhnyh merah po zashchite mest prozhivaniya i hozyajstvennoj deyatel'nosti malochislennyh narodov Severa: ukaz Prezidenta RF ot 22.04.1992 № 397 [On urgent measures to protect the places of residence and economic activity of small peoples of the North: Decree of the President of the Russian Federation of April 22, 1992 No. 397]. Vedomosti SND RF i VS RF [Gazette of the SND of the RSFSR and the Supreme Council of the RSFSR]. 1992. No. 18. Art. 1009;
4. O vklyuchenii gosudarstvennoj programmy razvitiya ekonomiki i kul'tury malochislennyh narodov Severa v 1991-1995 gg. v perechen' federal'nyh celevyh programm: postanovlenie Verhovnogo Soveta RF ot 25.12.1992. № 4240-1 [On the inclusion of the state program for the development of the economy and culture of small peoples of the North in 1991-1995. to the list of federal target programs: Resolution of the Supreme Council of the Russian Federation dated December 25, 1992 No. 4240-1]. Vedomosti SND RSFSR i VS RSFSR [Gazette of the SND of the RSFSR and the Supreme Council of the RSFSR]. 1993. No. 2. Art. 80;
5. Ob utverzhdenii Polozheniya o Komitete Rossijskoj Federacii po social'no-ekonomicheskomu razvitiyu Severa: Postanovlenie Pravi-tel'stva RF ot 25.12.1992 № 1018 (utr. silu 10.11.1993) [On approval of the Regulations on the Committee of the Russian Federation for the Socio-Economic Development of the North: Decree of the Government of the Russian Federation of December 25, 1992 No. 1018 (in force on November 10, 1993)]. Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva RF [Collection of acts of the President and Government of the Russian Federation]. 1993. No. 4. Art. 307;
6. Ob utverzhdenii oblastnoj programmy «Provedenie mezhdunarodnogo desyatiletiya korennyh narodov mira na territorii Magadanskojj oblasti (social'no-ekonomicheskoe razvitie korennyh malochislennyh narodov Severa po 2004 god): postanovlenie Dumy Magadanskoj oblasti ot 26.05.1999 № 260 [On approval of the regional program "Carrying out the International Decade of the World's Indigenous Peoples in the Magadan Region (socio-economic development of indigenous peoples of the North until 2004): Resolution of the Duma of the Magadan Region dated May 26, 1999 No. 260]. Magadanskaya Pravda [Magadanskaya Pravda newspaper]. 16.06.1999;
7. Ob utverzhdenii Koncepcii gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii: ukaz Prezidenta Rf ot 15.06.1996 № 909 (utr. silu s 19.12.2012) [On approval of the Concept of State National Policy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of June 15, 1996 No. 909 (effective from December 19, 2012)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation]. 1996. No. 25. Art. 3010;
8. O garantiyah prav korennyh malochislennyh narodov Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 30.04.1999 № 82-FZ (s izm. ot 13.07.2020) [On guarantees of the rights of indigenous peoples of the Russian Federation: Federal Law of April 30, 1999 No. 82-FZ (as amended on July 13, 2020)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation]. 1999. No. 18. Art. 2208;
9. Ob obshchih principah organizacii obshchin korennyh malochislennyh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 20ю07.2000 № 104-FZ (red. ot 20.10.2022) [On the general principles of organizing communities of indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation: Federal Law No. 104-FZ dated July 20, 2000 (as amended on October 20, 2022)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation]. 2000. No. 30. Art. 3122;
10. Ob osnovah gosudarstvennogo regulirovaniya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Severa Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 19.06.1996 № 78-FZ (utr. silu s 01.01.2005) [On the fundamentals of state regulation of socio-economic development of the North of the Russian Federation: federal law of June 19, 1996 No. 78-FZ (in force from January 1, 2005)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation]. 1996. No. 26. Art. 3030;
11. O federal'noj celevoj programme «Ekonomicheskoe i social'noe razvitie korennyh malochislennyh narodov Severa do 2000 goda : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13.09.1996 № 1099 (s izm. i dop. ot 30.12.2000) [On the federal target program "Economic and social development of indigenous peoples of the North until 2000: Decree of the Government of the Russian Federation of September 13, 1996 No. 1099 (as amended and supplemented by December 30, 2000)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation]. 1996. No. 39. Art.4566;
12. O federal'noj celevoj programme «Ekonomicheskoe i social'noe razvitie korennyh malochislennyh narodov Severa do 2011 goda»: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 27.07.2001 № 564 [On the federal target program "Economic and social development of indigenous peoples of the North until 2011": Decree of the Government of the Russian Federation dated July 27, 2001 No. 564]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation]. 2001. No. 32. Art. 3327;
13. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Realizaciya gosudarstvennoj nacional'noj politiki»: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.12.2016 № 1532 [On approval of the state program of the Russian Federation "Implementation of state national policy": Decree of the Government of the Russian Federation dated December 29, 2016 No. 1532]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation]. 2017. No. 2 (Part I). Art.361;
14. O prezidentskoj programme «Deti Rossii»: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 18.08.1994 № 1696 [On the presidential program "Children of Russia": Decree of the President of the Russian Federation of August 18, 1994 No. 1696]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation]. 1994. No. 17. Art. 1955;
15. O Koncepcii ustojchivogo razvitiya korennyh malochislennyh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossijskoj Federacii: raspory-azhenie Pravitel'stva RF ot 04.02.2009 № 132-r [On the Concept of sustainable development of indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation: order of the Government of the Russian Federation dated 04.02.2009 No. 132-r]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation]. 2009. No. 7. Art. 876;
16. O Strategii gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 19.12.2012 № 1666 [On the Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period until 2025: Decree of the President of the Russian Federation of December 19, 2012 No. 1666]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation]. 2012. No. 52. Art. 7477;
17. Vinogradova E.A., Nosova N.P. Realizaciya sovremennoj nacional'noj politiki v Rossijskojj Federacii: problemy i protivorechiya [Implementation of modern nationality policy in the Russian Federation: problems and contradictions]. Academy. 2016. No.6 (9). Available at: ehlektronnyj-resurs-url-https-cyberleninka-ru-article-n-realizatsiya-sovremennoy-natsionalnoy-politiki-v-rossiyskoy-federatsii-proble-my-i-protivorechiya-data-obr-03-01-2024 (accessed: 03.01.2024);
18. Gadzhigasanova N.S., Hajrullina N.G. Osobennostiproyavleniya etnicheskoj tolerantnosti v malyh social'nyh gruppah vmono- ipoliet-nichnom regionah Rossii [Features of the manifestation of ethnic tolerance in small social groups in mono- and multi-ethnic regions of Russia]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. 2015. No. 3. Available at: ehlektronnyj-resurs-url-https-cyber-leninka-ru-article-n-osobennosti-proyavleniya-etnicheskoy-tolerantnosti-v-malyh-sotsialnyh-gruppah-v-mono-i-polietnichnom-region-ah-rossii-data-obrashcheniya-03-01-2024 (accessed: 03.01.2024);
19. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie rybohozyajstvennogo kompleksa»: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 314 (s izm. na 25.08.2023) [On approval of the state program of the Russian Federation "Development of the fishery complex": Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 314 (as amended on August 25, 2023)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation]. No. 18 (Part II). 2014. Art. 2160;
20. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 295 [On approval of the state program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020:
Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 295]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation]. No. 17. 2014. Art. 2058;
21. O Gosudarstvennoj programme razvitiya sel'skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i pro-dovol'stviya: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14.06.2012 № 717 (s izm. na 22.12.2023) [On the State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food: Decree of the Government of the Russian Federation of June 14, 2012 No. 717 (as amended on December 22, 2023)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation]. No.32. 2012. Art. 4549;
22. Ob utverzhdenii dolgosrochnoj celevoj programmy «Sohranenie i razvitie korennyh malochislennyh narodov Severa v Neneckom avtonomnom okruge na 2011 - 2013 gody»: postanovlenie Administracii NAO ot 09.09.2010 № 176-p [On approval of the long-term target program "Preservation and development of indigenous peoples of the North in the Nenets Autonomous Okrug for 2011 - 2013": Decree of the Administration of the Nenets Autonomous Okrug dated 09.09.2010 No. 176-p]. Sbornik normativnyh pravovyh aktov NAO [Collection of normative legal acts of the Nenets Autonomous Okrug]. 2010. No.17;
23. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Magadanskoj oblasti «Social'no-ekonomicheskoe i kul'turnoe razvitie korennyh malochislennyh narodov Severa, prozhivayushchih na territorii Magadanskoj oblasti na 2014-2018-gody»: Postanovlenie Administracii Magadanskoj oblasti ot 07.11.2013 № 1093-pa [On approval of the state program of the Magadan Region "Socio-economic and cultural development of indigenous peoples of the North living in the territory of the Magadan Region for 2014-2018": Resolution of the Administration of the Magadan Region dated November 7, 2013 No. 1093-pa]. Magadanskaya Pravda [Magadanskaya Pravda newspaper]. 12.11.2013;
24. O fonde podderzhki i razvitiya korennyh malochislennyh narodov Severa Koryakskogo avtonomnogo okruga (Dejstvie rasprostranyaet-sya na territorii Koryakskogo AO): Zakon Koryakskogo AO ot 13.06.1995 № 9 [On the fund for the support and development of indigenous peoples of the North of the Koryak Autonomous Okrug (Action extends to the territory of the Koryak Autonomous Okrug): Law of the Koryak Autonomous Okrug dated June 13, 1995 No. 9]. Narodovlastie [newspaper Democracy]. 1995. No.74.
25. Ob utverzhdenii oblastnoj programmy «Provedenie mezhdunarodnogo desyatiletiya korennyh narodov mira na territorii Magadanskojj oblasti (social'no-ekonomicheskoe razvitie korennyh malochislennyh narodov Severa po 2004 god): postanovlenie Dumy Magadanskoj oblasti ot 26.05.1999 № 260 [On approval of the regional program "Carrying out the International Decade of the World's Indigenous Peoples in the Magadan Region (socio-economic development of indigenous peoples of the North until 2004): Resolution of the Duma of the Magadan Region dated May 26, 1999 No. 260]. Magadanskaya Pravda [Magadanskaya Pravda newspaper]. 16.06.1999;
26. O Gosudarstvennoj programme Kamchatskogo kraya «Social'noe i ekonomicheskoe razvitie territorii s osobym statusom «Koryakskij okrug»: postanovlenie Pravitel'stva Kamchatskogo kraya ot 05.02.2014 № 62-P (utr. silu 19.07.2023) [On the State Program of the Kamchatka Territory "Social and economic development of the territory with a special status "Koryak Okrug": Decree of the Government of the Kamchatka Territory dated 02/05/2014 No. 62-P (in force 07/19/2023)]. Available at: ehlektronnyj-resurs-url-https-docs-cntd-ru-document-424070982 (accessed: 05.01.2024);
27. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy' Magadanskoj oblasti «Sodejstvie razvitiyu institutov grazhdanskogo obshchestva, ukrepleniyu edinstva rossijskoj nacii i garmonizacii mezhnacional'nyh otnoshenij v Magadanskoj oblasti» na 2015-2021 gody»: Postanovlenie Pravitel'stva Magadanskoj oblasti ot 06.11. 2014 № 947-pp [On approval of the state program of the Magadan Region "Promoting the development of civil society institutions, strengthening the unity of the Russian nation and harmonization of interethnic relations in the Magadan Region" for 2015-2021": Decree of the Government of the Magadan Region dated November 6, 2014 No. 947-pp]. Magadanskaya Pravda [Magadanskaya Pravda newspaper]. 19.11.2014;
28. Ob utverzhdenii dolgosrochnoj regional'noj celevoj programmy «Gosudarstvennaya podderzhka morskogo zverobojnogo promysla v CHukotskom avtonomnom okruge na 2009-2012 gody» i eyo realizacii: Postanovlenie Pravitel'stva CHukotskogo avtonomnogo okruga ot 14.08.2009 №239 [On approval of the long-term regional target program "State support for marine hunting in the Chukotka Autonomous Okrug for 2009-2012" and its implementation: Decree of the Government of the Chukotka Autonomous Okrug dated August 14, 2009 No. 239] Vedomosti [Vedomosti newspaper]. 25.7.2014. No.29;
29. Ob utverzhdenii dolgosrochnoj regional'noj celevoj programmy «Kul'tura CHukotki na 2013-2015 gody»: Postanovlenie Pravitel'stva CHukotskogo avtonomnogo okruga ot 12.10.2012 № 452 [On approval of the long-term regional target program "Culture of Chukotka for 2013-2015": Decree of the Government of the Chukotka Autonomous Okrug dated October 12, 2012 No. 452]. Vedomosti [Vedomosti newspaper]. 19.10.2012. No. 41;
30. Maklashova E.G., Osipova O.V. Regional'nye programmy po realizacii gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossii: regulirovanie vo-prosov v otnoshenii korennyh malochislennyh narodov na Dal'nem Vostoke [Regional programs for the implementation of the state national policy of Russia: regulation of issues regarding indigenous peoples in the Far East]. Socium i vlast [Society and power]. 2017. No. 1. Available at: ehlektronnyj-resurs-url-https-cyberleninka-ru-article-n-regionalnye-programmy-po-realizatsii-gosudarstvennoy-nat-sionalnoy-politiki-rossii-regulirovanie-voprosov-v-otnoshenii-korennyh-data-obrashcheniya-05-01-2024 (accessed: 05.01.2024);
31. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Social'no-ekonomicheskoe razvitie Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii»: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21.04.2014 № 366 (utr. silu 31.03.2020) [On approval of the state program of the Russian Federation "Socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation": Decree of the Government of the Russian Federation of 04/21/2014 No. 366 (valid 03/31/2020)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation]. 2014. No. 18 (Part IV). Art. 2207;
32. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Social'no-ekonomicheskoe razvitie Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii»: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30.03.2021 № 484 (s izm. na 30.11.2023) [On approval of the state program of the Russian Federation "Socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation": Decree of the Government of the Russian Federation of March 30, 2021 No. 484 (as amended on November 30, 2023)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation]. 2021. No.14. Art. 2352;
33. Strategiya razvitiya Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii i obespecheniya nacional'noj bezopasnosti na period do 2035 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 26.10.2020 № 645 (s izm. i dop. ot 27.02.2023) [Strategy for the development of the Arctic zone of the Russian Federation and ensuring national security for the period until 2035: Decree of the President of the Russian Federation of October 26, 2020 No. 645 (as amended and supplemented from February 27, 2023)]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation]. 2020. No. 44. Art. 6970;
34. Parlamentskie slushaniya ot 12.10.2017 [Parliamentary hearings from 10/12/2017]. Available at: ehlektronnyj-resurs-url-http-re-gion-council-gov-ru-activity-activities-parliamentary-84801-data-obrashcheniya-28-01-2024 (accessed: 28.01.2024).
© «Клио», 2024 © Доржеева В.В., Слепцова О.Ю., 2024