Научная статья на тему 'ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ КОРЕННЫХ И МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ КОРЕННЫХ И МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
коренные и малочисленные народы / трудовые права / защита трудовых прав / уполномоченный / Россия.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михеева Людмила Анатольевна

В статье анализируются пути решения проблем защиты трудовых прав коренных и малочисленных народов в Российской Федерации. Рассматриваются векторы реализации государственной политики в отношении коренных и малочисленных народов, способствующие обеспечению и защите их трудовых прав. Выявляются особенности института уполномоченного по правам коренных и малочисленных народов, приводятся компетенции уполномоченного и предлагаются направления их расширения. Приводятся возможные меры, способствующие повышению эффективности защиты трудовых прав коренных и малочисленных народов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Михеева Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ КОРЕННЫХ И МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-4-382-385 МИХЕЕВА Людмила Анатольевна,

NIION: 2018-0076-4/23-287 аспирант,

MOSURED: 77/27-023-2023-4-287 Саратовская Государственная

Юридическая Академия, e-mail: myheevy7780@mail.ru

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ КОРЕННЫХ И МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье анализируются пути решения проблем защиты трудовых прав коренных и малочисленных народов в Российской Федерации. Рассматриваются векторы реализации государственной политики в отношении коренных и малочисленных народов, способствующие обеспечению и защите их трудовых прав. Выявляются особенности института уполномоченного по правам коренных и малочисленных народов, приводятся компетенции уполномоченного и предлагаются направления их расширения. Приводятся возможные меры, способствующие повышению эффективности защиты трудовых прав коренных и малочисленных народов в России.

Ключевые слова: коренные и малочисленные народы, трудовые права, защита трудовых прав, уполномоченный, Россия.

MIKHEEVA Ludmila Anatolyevna,

graduate student, Saratov State Law Academy

WAYS TO SOLVING PROBLEMS OF PROTECTION OF LABOR RIGHTS OF INDIGENOUS AND SMALL PEOPLES IN THE RUSSIAN

FEDERATION

Annotation. The article analyzes ways to solve the problems of protecting the labor rights of indigenous and small peoples in the Russian Federation. The vectors of the implementation of the state policy towards indigenous and small peoples, which contribute to the provision and protection of their labor rights, are considered. The features of the institution of the commissioner for the rights of indigenous and small peoples are revealed, the competences of the commissioner are given and directions for their expansion are proposed. Possible measures are given to improve the effectiveness of protecting the labor rights of indigenous and small peoples in Russia.

Key words: indigenous peoples, labor rights, protection of labor rights, commissioner, Russia.

Часть 1 статьи 69 Конституции Российской Федерации гарантирует права коренных и малочисленных народов (далее - КМН) в соответствии с международными нормами и договорами [1]. Данная гарантия особенно важна в условиях глобальной культурной интеграции и широкого распространения индустриальной и постиндустриальной цивилизации, оказывающей сильное воздействие на традиционные общества, которые находятся в уязвимом положении [2]. На эффективность защитных правовых механизмов влияет учёт в правотворческой работе экономических, социальных и культурных особенности жизни КМН. В частности, большое знание имеет реализация трудовых прав представителей КМН, которые в условиях освоения исконных мест их обитания массово теряют возможность заниматься традиционными промыслами, что приводит к росту безработицы, снижению качества и продолжительности жизни, высокой

смертности и низкой рождаемости [3]. Данное обстоятельство делает актуальным исследование проблемы защиты трудовых прав КМН в России.

Целью работы является изучение путей решения проблем защиты трудовых прав КМН в Российской Федерации. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников. Сформированную в настоящее время в России законодательную базу в области регулирования общественных отношений КМН и государства можно рассматривать как систему правового обеспечения национальной безопасности, под которой понимается состояние защищённости национальных интересов от различных угроз и обеспечения прогрессивного личностного, общественного и государственного развития [4]. В связи с этим вопросам необходимости создания условий для

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

устойчивого развития КМН, защиты их прав на сохранение исконной среды обитания и традиционный труд уделяется особое внимание в общественном сознании.

К основным векторам реализации государственной политики в отношении КМН, прямо и косвенно способствующим обеспечению и защите их трудовых прав, относятся [5]:

• увеличение доступности образовательных услуг для представителей КМН;

• модернизация системы здравоохранения в местах традиционного проживания КМН;

• содействие увеличению занятости КМН и развитие традиционной хозяйственной деятельности.

С целью защиты трудовых и иных конституционных прав КМН в России был создан институт уполномоченных, занимающийся внесудебной государственной защитой прав и свобод представителей КМН [6]. Задача уполномоченных - защищать общественные отношения, которые возникают по поводу реализации прав КМН. В соответствии с Федеральным законом от 18.03.2020 N 48-ФЗ, субъекты России могут самостоятельно учреждать должность регионального уполномоченного по правам человека и возлагать на него функции уполномоченного по правам КМН [7]. В компетенции уполномоченного входит приём и разрешение жалоб и обращений граждан, связанных с их нарушенными правами. Для проведения проверок по поступившим обращениям уполномоченный может беспрепятственно посещать государственные и муниципальные органы, знакомиться с условиями проживания и быта КМН. В зависимости от субъекта уполномоченный может как участвовать в разработке региональных нормативных актов, затрагивающих права КМН, так и самостоятельно предлагать проекты таких актов. В одних субъектах он вправе выступать в органах судебной власти в защиту прав представителей КМН, в других - только предлагать компетентным органам обратиться в суд с заявлением о защите нарушенных прав КМН.

При этом конституционно-правовой статус КМН и повышенный уровень гарантий, предоставляемый государством их представителям по сравнению с другими гражданами, требуют особых правовых средств защиты, в частности в части защиты трудовых прав. На это указывают данные докладов уполномоченных по правам КНМ, согласно которым представители КМН регулярно подают жалобы на нарушение трудовых прав [8]. Чаще всего представители КМН сталкиваются с несвоевременной выплатой заработной платы, нарушениями при приёме на работу и увольнении, охраны и условий труда.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

В целях решения данной проблемы целесообразным представляется расширение полномочий уполномоченного по правам КМН [9]. В частности, в компетенции уполномоченного могут быть включены права на:

• широкое взаимодействие с административными структурами по вопросам трудовых прав КМН;

• приостановление актов органов власти на местах при выявлении их несоответствия интересам КМН;

• обращение в международные судебные и прочие инстанции;

• воздействия на территориальные органы исполнительной власти в части защиты трудовых прав КМН;

• обращение в суд для защиты нарушенных трудовых прав представителей КМН;

• участие в судебном рассмотрении дел о нарушении трудовых прав представителей КМН.

Отсутствие единой государственной методологии формирования региональных правозащитных институтов КМН затрудняет защиту трудовых прав КМН, что требует выработки единых подходов к формированию и деятельности института уполномоченных по правам КМН в субъектах России. Государственная унификация способов правовой защиты представителей КМН позволит в полном объёме обеспечить законодательные гарантии, которые указаны в Федеральных законах от 30.04.1999 N 82-ФЗ [10] и от 20.07.2000 N 104-ФЗ [11]. В настоящее же время российское законодательство в сфере защиты трудовых прав КМН можно считать находящимся на этапе правового развития [12]. На это указывает наличие множества правовых норм, нуждающихся в уточнении и конкретизации, а также неоднозначность судебной практики.

Для решения проблем защиты трудовых прав КМН требуется совершенствование российского законодательства, которое возможно по двум сценариям [13]:

1. Радикальный. Предполагает разработку и принятие новой редакции Федерального закона N 82-ФЗ. Подход подразумевает выработку новых эффективных механизмов защиты трудовых прав КМН и корректировку на этой основе специального и отраслевого блока законодательного регулирования в области защиты трудовых прав КМН. Преимущество радикального подхода - усиление системных свойств Федерального закона N 82-ФЗ и обеспечение его прямого действия по ряду направлений, от восполнения категориально-понятийного аппарата и уточнения сферы действия закона до детального

закрепления трудовых прав и обязанностей представителей КМН.

2. Инерционный. Предполагает сохранение действующих специальных федеральных законов и внесение в них точечных изменений, направленных на усиление гарантий трудовых прав КМН. В рамках данного подхода также необходимы сопутствующие изменения всего блока отраслевого законодательства, что позволит обеспечить его внутреннюю согласованность и увеличение качества правового регулирования. Помимо этого, защите трудовых прав КМН будут способствовать следующие мероприятия [14]:

• приведение региональных актов в соответствие с федеральными программными и стратегическими документами в части поддержания самобытности этнокультурных общностей, в том числе путём сохранения их традиционных занятий;

• активизация межрегионального взаимодействия для улучшения нормативно-правовой базы в области обеспечения трудовых прав КМН и ликвидации правовых пробелов;

• формирование позитивной правоприменительной и судебной практики при рассмотрении трудовых споров с участием представителей КМН;

• предоставление юридической помощи представителям КМН в разрешении трудовых споров.

Таким образом, решение проблем защиты трудовых прав КМН в России требует дальнейшего совершенствования этнонациональной политики, подразумевающее дополнение законодательного обеспечения принятиям соответствующих программ развития и выделением финансирования. Также требуются улучшение правоприменительной практики в сфере обеспечения коллективных прав КМН, разработка и введение в действие механизмов компенсации нанесённого ущерба, нацеленных, в том числе, на увеличение количества рабочих мест и повышение качества условий труда.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/ (дата обращения: 20.04.2023).

[2] Леонтенкова Е.А. Права коренных малочисленных народов России: теоретико-правовой аспект // Юридическая наука и практика: Вестник

Нижегородской академии МВД России. - 2022. -№ 1 (57). - С. 160-167. - DOI: 10.36511/2078-53562022-1-160-167

[3] Тураев В.А. Социально-демографические процессы у коренных малочисленных народов Дальнего Востока в 1989-2010 гг. // Россия и АТР.

- 2019. - № 2 (104). - С. 145-164. - DOI 10.24411/1026-8804-2019-10027

[4] Гореликов А.И. Правовое обеспечение национальной безопасности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока // Теория и практика общественного развития. - 2022. - № 6. - С. 109-112. - DOI: 10.24158/ tipor.2022.6.16

[5] Журавель В.П. Права коренных народов российской Арктики: проблемы и решения // Арктика и Север. - 2018. - № 30. - С. 76-95. - DOI: 10.17238/issn2221-2698.2018.30.76

[6] Колесникова О.В. Институт уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации: основные направления совершенствования // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 9 (106).

- С. 63-70. - DOI: 10.17803/19941471.2019.106.9.063-070

[7] Федеральный закон от 18.03.2020 N 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_347911/ (дата обращения: 20.04.2023).

[8] Михеева Л.А. Проблемы осуществления трудовых прав коренных малочисленных народов Севера // Актуальные вопросы современной науки и практики: материалы III Международной научно-практической конференции. - Казань: ООО ПК «Астор и Я», ЧУДПО «НИОЦ», 2021. - С. 26-31.

[9] Стребкова Н.В. Институциональный аспект защиты прав коренных малочисленных народов севера // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2021. - № 4 (80). - С. 142-154. - DOI: 10.17803/2311-5998.2021.80.4.142154

[10] Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Кон-сультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_22928/ (дата обращения: 20.04.2023).

[11] Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от 20.10.2022) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

document/cons_doc_LAW_27908/ (дата обращения: 20.04.2023).

[12] Хайруллина Р.М., Белохвосткин А.В. Проблемы защиты конституционных прав коренных малочисленных народов // Образование и право. - 2023. - № 1. - С. 389-394. - DOI: 10.24412/2076-1503-2023-1-389-394

[13] Андриченко Л.В. Предложения по формированию модели правового регулирования в области отношений, связанных с защитой прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации // Анализ российской и зарубежной правовой базы, международно-правовых актов, а также правоприменительной практики в области защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. - М.: Издание Государственной Думы, 2019.

- С. 173-176.

[14] Задорин М.Ю., Храмцова A.A. Коренные сообщества «Европейского Севера России»: право как инструмент защиты идентичности // Universum: экономика и юриспруденция. - 2018. -№ 8 (53). - 11 с.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) [Elektronnyj resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (data obrash-cheniya: 20.04.2023).

[2] Leontenkova E.A. Prava korennyh malochis-lennyh narodov Rossii: teoretiko-pravovoj aspekt // YUridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhego-rodskoj akademii MVD Rossii. - 2022. - № 1 (57). -S. 160-167. - DOI: 10.36511/2078-5356-2022-1-160167

[3] Turaev V.A. Social'no-demograficheskie processy u korennyh malochislennyh narodov Dal'nego Vostoka v 1989-2010 gg. // Rossiya i ATR.

- 2019. - № 2 (104). - S. 145-164. - DOI 10.24411/1026-8804-2019-10027

[4] Gorelikov A.I. Pravovoe obespechenie nacional'noj bezopasnosti korennyh malochislennyh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2022. - № 6.

- S. 109-112. - DOI: 10.24158/tipor.2022.6.16

[5] ZHuravel' V.P. Prava korennyh narodov rossijskoj Arktiki: problemy i resheniya // Arktika i Sever. - 2018. - № 30. - S. 76-95. - DOI: 10.17238/ issn2221-2698.2018.30.76

[6] Kolesnikova O.V. Institut upolnomochen-nogo po pravam korennyh malochislennyh narodov v

sub"ektah Rossijskoj Federacii: osnovnye naprav-leniya sovershenstvovaniya // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. - 2019. - № 9 (106). - S. 63-70.

- DOI: 10.17803/1994-1471.2019.106.9.063-070

[7] Federal'nyj zakon ot 18.03.2020 N 48-FZ (red. ot 30.04.2021) «Ob upolnomochennyh po pravam cheloveka v sub"ektah Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_347911/ (data obrashcheniya: 20.04.2023).

[8] Miheeva L.A. Problemy osushchestvleniya trudovyh prav korennyh malochislennyh narodov Severa // Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki i praktiki: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii. - Kazan': OOO PK «Astor i YA», CHUDPO «NIOC», 2021. - S. 26-31.

[9] Strebkova N.V. Institucional'nyj aspekt zash-chity prav korennyh malochislennyh narodov severa // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYUA).

- 2021. - № 4 (80). - S. 142-154. - DOI: 10.17803/2311-5998.2021.80.4.142-154

[10] Federal'nyj zakon ot 30.04.1999 N 82-FZ (red. ot 13.07.2020) «O garantiyah prav korennyh malochislennyh narodov Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_22928/ (data obrashcheniya: 20.04.2023).

[11] Federal'nyj zakon ot 20.07.2000 N 104-FZ (red. ot 20.10.2022) «Ob obshchih principah organ-izacii obshchin korennyh malochislennyh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_27908/ (data obrashcheniya: 20.04.2023).

[12] Hajrullina R.M., Belohvostkin A.V. Problemy zashchity konstitucionnyh prav korennyh malochislennyh narodov // Obrazovanie i pravo. -2023. - № 1. - S. 389-394. - DOI: 10.24412/20761503-2023-1-389-394

[13] Andrichenko L.V. Predlozheniya po formirovaniyu modeli pravovogo regulirovaniya v oblasti otnoshenij, svyazannyh s zashchitoj prav korennyh malochislennyh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossijskoj Federacii // Analiz rossi-jskoj i zarubezhnoj pravovoj bazy, mezhdunarod-no-pravovyh aktov, a takzhe pravoprimenitel'noj praktiki v oblasti zashchity prav korennyh malochislennyh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossijskoj Federacii. - M.: Izdanie Gosudarstvennoj Dumy, 2019. - S. 173-176.

[14] Zadorin M.YU., Hramcova A.A. Korennye soobshchestva «Evropejskogo Severa Rossii»: pravo kak instrument zashchity identichnosti // Universum: ekonomika i yurisprudenciya. - 2018. - № 8 (53). -11 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.