УДК 323(73):316.346.32-053.6
НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ
А. А. Зеленин
В статье дается характеристика современной национальной модели молодежной политики США. Описываются основные субъекты молодежной политики, анализируется нормативно-правовая база ее реализации. Выделяются приоритетные направления молодежной политики США, характеризуются принципы ее осуществления, рассматриваются вопросы ее ресурсного обеспечения.
In the article modern national model of the US youth policy is characterized. The basic subjects of the youth policy are described and its regulatory legal basis is analyzed. Priority areas of the US youth policy are underlined, principles of its implementation are studied so as problems of its resource maintenance.
Ключевые слова: молодежная политика, модель реализации молодежной политики.
Одной из актуальных задач, стоящих перед правительствами многих стран, является выработка действенной национальной модели молодежной политики, одновременно учитывающей специфику социальных, экономических, культурных условий, стратегию национальной политики отдельно взятого государства и международный опыт ее формирования и осуществления.
В рамках данной статьи нами рассматривается модель молодежной политики, существующая сегодня США. Наш интерес к сложившейся здесь модели молодежной политики продиктован тем, что в США координирующий орган молодежной политики отсутствует, при этом опыт ее реализации в рамках данного государства преимущественно свидетельствует об эффективности последней.
Прежде чем приступить к описанию действующей сегодня в США модели молодежной политики, выделим необходимые для ее описания параметры. Исходя из анализа и систематизации источниковой базы, посвященной вопросам обсуждения зарубежного опыта в выработке и реализации молодежной политики, можно выделить следующую систему таких параметров: основные субъекты молодежной политики; нормативно-правовая база молодежной политики; приоритетные направления молодежной политики, принципы ее осуществления (т. е. содержание молодежной политики); ресурсное обеспечение (финансирование, инфраструктура учреждений, кадровое обеспечение, информационное обеспечение).
Сегодня в США основной формой реализации молодежной политики является молодежная работа. Именно в США социальная работа (в том числе социально-молодежная работа) приобрела статус отдельной профессиональной деятельности, становление которой непосредственно связано с воплощением идей М. Ричмонд. Здесь система социальномолодежной работы получила свое практическое воплощение и развитие. В частности, энтузиастами из США был предложен новый метод работы с молодежью - «мобильная социальная работа», которая проводится на улицах крупных городов и в местах сбора молодежных группировок [1].
Социальная работа с молодежью в США осуществляется через государственные и негосударственные программы поддержки молодежи, в рамках ко-
торых оказываются различные виды социальных услуг. Данные программы регламентируются либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Отдельные программы принимаются местными властями.
В США важное значение для молодежной политики местных властей имеют программы участия молодежи в жизни своего города или района, носящие добровольческий характер, так называемые программы community service. А. Френсис Янни пишет о программах социальной поддержки молодежи в США на местном уровне: «Один из важнейших аспектов успешных программ заключается в особом внимании к системам поддержки, которые связывают взрослых и подростков в самых разнообразных формальных и неформальных системах социальных отношений» [2, с. 268 - 269].
По данным Американской ассоциации социальных работников, на начало 2002 года было зарегистрировано 1313 видов социальных услуг. Департамент образования, здравоохранения и социального благосостояния правительства США сгруппировал все виды помощи в две большие группы: социальная помощь для поддержания минимального жизненного уровня и помощь в особых жизненных ситуациях.
Отметим, что механизм социальной поддержки включается в том случае, когда налицо все признаки неблагополучия.
Реализация молодежных программ, как правило, лишь в самой общей форме контролируется правительством. «В США нет всеобъемлющей молодежной политики как таковой», федеральное правительство не разработало ясной и определенной молодежной политики [3, с. 52 - 53].
В настоящее время в США действует свыше 300 программ поддержки и защиты молодежи. Наиболее массовыми являются программы Лиги защиты молодежи: «Лиги неограниченных возможностей кампуса», «Студенты за ликвидацию голода», «Лицом к улице», программа «Хелп» для одиноких матерей до 20 лет, «Приобщение к городским проблемам» и, конечно же, программы «Армии спасения», которые охватывают в настоящее время все профессиональные учебные заведения страны.
Субъекты молодежной политики. Основным субъектом разработки и реализации молодежной
|| Вестник КемГУ
политики в США являются различные негосударственные структуры, вырабатывающие определенные программные проекты по поддержке молодежи, отдельные направления которых могут финансироваться правительством.
На федеральном уровне не существует единого министерства или ведомства, которое бы занималось молодежной политикой как таковой, однако проблемами молодежи занимается ряд министерств. Почти каждое министерство или ведомство в США так или иначе занимается решением проблем, связанных с молодежью, например: Министерство труда решает вопросы, связанные с молодежной занятостью, Министерство юстиции - молодежной преступностью, Министерство здравоохранения и социального обеспечения - проблемами здоровья молодежи и подростков.
В США сформирован Федеральный совет по предотвращению делинквентного поведения, в котором решаются проблемы молодежной преступности.
На уровне отдельных штатов и на местном уровне зачастую создаются специальные ведомства - «крыши» или «зонтики», объединяющие в одной организации различные службы штата, которые отвечают за здоровье подрастающего поколения, социальную защиту молодежи и исправительные учреждения для подростков. Примерно 27 штатов организуют свою работу с молодежью подобным образом. Примером подобных ведомств-«зонтиков» являются: Департамент здравоохранения и социального обеспечения (штат Калифорния), Департамент здравоохранения и реабилитации (штат Флорида), Департамент по делам детей и семьи (штат Иллинойс), Американский молодежный совет и др.
В сельских районах США действует организация «Будущие фермеры Америки», объединяющая более полумиллиона членов. В задачи данной организации входит воспитание гражданского сознания молодежи, а также практическая добровольческая работа в своем районе, подготовка к лидерству в области сельского хозяйства, участие в национальных сельскохозяйственных конкурсах, организация досуга в сельской местности.
Координация работы различных организаций, опирающихся на добровольцев, осуществляется государственным ведомством, которое называется ACTION. Данному ведомству подчиняется 9 региональных и 45 местных бюро во всех 50 штатах. Среди добровольческих организаций, координируемых ACTION, - «Молодые волонтеры в действии». Эта организация включает в себя молодых людей в возрасте 14 - 21 лет, которые вовлечены в добровольческую деятельность по оказанию помощи группам населения с низкими доходами [3].
Для США характерна развитая система скаутского движения, основными целями которого являются воспитание характера, формирование будущего гражданина и физическая подготовка.
Существенную роль в организации работы с молодежью выполняют политические, спортивные и церковные организации. Крупнейшими политическими молодежными организациями в США явля-
ются «Национальная федерация молодых республиканцев» и «Молодые демократы Америки» - официальные молодежные организации главных политических партий США. Главная цель политических молодежных организаций заключается в том, чтобы содействовать включению молодежи в политическую жизнь общества, а также способствовать развитию интереса молодых людей к политике и государственной деятельности.
Большинство крупных церквей имеют национальные молодежные организации, такие как «Лютеранская лига» или «Национальная федерация католической молодежи».
Спортивная политика федерального правительства в отношении молодежи формируется Президентским Советом по физической подготовке и спорту, хотя основную ответственность за спортивное воспитание молодежи несут правительства штатов и местные органы власти. Министерство здравоохранения США организует Национальную молодежную спортивную программу, цель которой заключается в развитии молодежного спорта.
Нормативно-правовая база молодежной политики. В США наиболее разработана законодательная база в отношении социально незащищенных и «неблагополучных» категорий молодежи. В 70 - 80-е годы прошлого века были приняты нормативные акты, направленные на реализацию программ помощи молодежи коренного индейского населения, молодым инвалидам, сиротам и т. п.:
1. Закон о судах по делам несовершеннолетних и профилактике подростковой преступности.
2. Акт о молодежной занятости и демонстрационных проектах, направленный на уменьшение молодежной безработицы.
3. Акт о предотвращении и исправлении жестокого обращения с детьми.
4. Акт о борьбе с молодежными правонарушениями.
5. Акт о бездомных и ушедших из дома детях и подростках.
6. Президентская инициатива об образовании и трудоустройстве молодежи [4].
В целом законодательная база США строго регламентирует порядок расходования средств и категорию получателей помощи.
В США не проводится сильной молодежной политики в широком смысле этого слова. В данном случае молодежная политика, скорее, носит характер поддержки слабых слоев населения. Государственная поддержка осуществляется только на уровне программ для беднейших слоев населения, здесь в большей степени развиты благотворительные начала неправительственных и коммерческих структур.
Приоритетные направления молодежной политики. Для молодежной политики США характерно значительное разнообразие реализуемых программных проектов, включающих молодежь в жизнь того населенного пункта, в котором они живут. Целевые установки конкретных молодежных программ определяют и формируют содержательную основу моло-
|| Вестник КемГУ
дежной политики государства, характеризуя тем самым основные ее направления.
Так, в Итаке, штат Нью-Йорк, действует программа «Обучающая сеть». Задача этой программы заключается в том, чтобы устанавливать контакты между молодыми людьми, желающими обучиться каким-либо навыкам, и взрослыми, которые могут и хотят выступать в роли наставников.
Программа «Ребенок напрокат» в Сент-Поле, Миннесота, направлена на предоставление подросткам различных видов работ, в которых нуждается город.
В Тампе, штат Флорида, полиция создала организацию «Молодежный патруль», в которой старшие подростки помогают полиции поддерживать порядок в общественных парках, бассейнах и центрах для пенсионеров.
В Мэдисоне, штат Висконсин, старшеклассники в программе «Молодежная команда позитивного действия» рассказывают учащимся начальных классов о таких проблемах, как алкоголизм и наркомания, сексуальные преступления и самоубийство, а также о путях решения данных проблем.
Многочисленны тьюторские программы, например программа Колумбийского университета «Двойное открытие», в рамках которой студенты университета работают тьюторами (наставниками) для молодых людей, имеющих ограниченный доступ к образованию.
Одной из старейших программ является «Нью-Йоркский добровольческий корпус», в котором молодежь помогает пожилым людям, бедным, бездомным и другим категориям людей, нуждающимся в поддержке - более полумиллиона часов добровольческой работы каждый год.
Существуют также программы, в которых подростки и молодые люди помогают взрослым при выполнении различного рода работ. Так, одна из программ в Нью-Йорке предоставляет молодежи возможность работы в качестве помощников и учеников квалифицированных мастеров и художников, занимающихся реставрацией одного из нью-йоркских соборов.
В сельских районах Массачусетса «Федерация сотрудничества для образовательного опыта» организовала альтернативную школу, имеющую связи с малым бизнесом, которая осуществляет подготовку учащихся в области ремонта и настройки компьютеров, садоводства, а также помогает выработке других трудовых навыков посредством включения учеников в работу предприятий малого бизнеса.
Следует отметить, например, такие программы, как шефство предприятий над школами, когда частные предприниматели и компании создают условия для трудоустройства выпускников школ, не имеющих необходимых семейных и других связей для начала своей трудовой деятельности.
Одним из существенных направлений деятельности подобных программ является создание условий для продуктивного и предсказуемого перехода от периода школьного обучения к началу самостоятельной трудовой деятельности [2, с. 273].
Важнейшим направлением молодежной политики в США являются программы занятости молодежи, направленные на улучшение положения молодежи на рынке труда. С точки зрения американского правительства, уменьшение молодежной безработицы и создание новых рабочих мест для молодежи способствует решению ряда серьезных проблем в молодежной среде. По данным С. Бекски, американская молодежь рассматривает безработицу как важнейшую национальную проблему в США, такой точки зрения придерживаются 52 % опрошенных молодых американцев [3, с. 48]. В качестве примера программы, нацеленной на повышение уровня занятости среди молодежи, можно привести проект «Корпус молодежного соседства», созданный в соответствии с Актом экономических возможностей 1964 года и рассчитанный на молодежь, живущую в городах и относящуюся к национальным меньшинствам. Еще одна программа занятости, - «Трудовой корпус», рассчитана на беднейшую молодежь меньшинств и нацелена на предоставление возможностей профессиональной подготовки для самых бедных молодых людей, нуждающихся в базовом образовании, приобретении профессиональных навыков, а также профориентации [4].
Один из приоритетов молодежной политики в США - это решение проблемы молодежной преступности. Многие молодежные программы ставят перед собой цель снижения уровня преступности среди молодежи.
Ресурсное обеспечение молодежной политики. Основными финансовыми ресурсами осуществления молодежной политики в США являются средства негосударственных структур - частных и некоммерческих общественных организаций. Многие молодежные программы получают финансовую поддержку в форме грантов от различных фондов или правительства, но не имеют финансовых связей с районом или городом, в котором они работают.
Резюмируя все вышеизложенное, можно заключить, что в США реализуется неоконсервативная модель молодежной политики, предоставляющая государственную помощь лишь наименее защищенным и «неблагополучным» категориям молодежи при жесткой регламентации порядка расходования средств и категорий получаемой помощи. Этим американская модель принципиально отличается от западно-европейской - последнюю принято обозначать как социал-демократическую, признающую ответственность государства за интеграцию молодежи в обществе и предусматривающую переход от помощи отдельным категориям - к поддержке самореализации молодежи в целом.
Анализ рассматриваемой модели молодежной политики сквозь призму общероссийской практики формирования и реализации последней может позволить уточнить и конкретизировать необходимые моменты собственно российской модели молодежной политики, наиболее полно отвечающей современным общественно-политическим процессам нашего государства с учетом их динамики на местном, региональном и федеральном уровнях.
Литература
1. Социально-молодежная работа: международный опыт: учебно-методическое пособие [Текст] / Г оскомитет РФ по делам молодежи; Ин-т молодежи; Центр образования молодежи «Демократия и развитие». - М., 1997. - 288 с.
2. Ianni, F. A. J. The search for structure. A report on American youth today [Text] / F. A. J. Ianni. - New York: The Free Press, 1989.
3. Jugend und Jugendhilfe in den USA: Gesell-schaftliche Rahmenbedinungen, Institutionen und Orga-
nizationen [Text] / Von Stefan Becsky. - Weinheim und Munchen: Juventa Verlag, 1986.
4. Anderson, B. E. How much did the programs help minorities and youth? [Text] / B. E. Anderson // Employing the unemployed. - New York: Basic Books, 1980.
Рецензент - М. С. Яницкий, ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».