Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН'

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
101
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / НАЦИОНАЛЬНЫЕ - РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ / NATIONAL AND RELIGIOUS HOLIDAYS / ОБРЯДЫ / RITES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аванесян Р. А.

Исследуя взаимосвязи культуры, мы подойдем ближе к познанию самого себя и своего этноса: его психофизического здоровья, духовно-нравственного климата, ритма бытовой и праздничной жизни, и внесем свою творческую энергию в возрождение этнокультурного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН»

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Аванесян Р.А. ©

Лектор АГПУ им. Х. Абовяна, фак. культуры,

Аннотация

Исследуя взаимосвязи культуры, мы подойдем ближе к познанию самого себя и своего этноса: его психофизического здоровья, духовно-нравственного климата, ритма бытовой и праздничной жизни, и внесем свою творческую энергию в возрождение этнокультурного сознания.

Ключевые слова: историко-культурное наследие, национальные - религиозные праздники, обряды.

Keywords: Historical and cultural heritage, national and religious holidays, rites.

Культура - человеческое творение, будь это шедевр искусства, или легенда о прошлых веках. Культура существует благодаря творческой энергии людей, хотя она может сохраниться или рушиться.

Духовное наследие армянского народа - огромное и многозначительное. Историко-культурные памятники, традиции, обычаи, обряды, фольклор и прикладное искусство, ремесла являются живыми свидетелями существования нашего народа.

Национальное культурное наследие как историко-культурный феномен сам представляет собой древнюю Армению. Духовная и материальная культура, постоянно развиваясь в древней Армении, полностью отражала ее более значительные достижения. Нынешнее состояние сокровищницы армянской культуры вызывает серьезную озабоченность. Пассивное наблюдение за искажением собственной культуры становится синонимом вандализма.

Учитывая глобальные вызовы, нынешняя эпоха требует внедрение новых социально-педагогических принципов и технологий для освоения методов развития этнокультурного образования и исследования культурного наследия на разных уровнях системы культуры. Последнее может стать осью образовательной модели национальной культуры, ее ядром.

Фольклор, этнология и историко-культурное наследие являются огромной и полноценной сокровищницей для восстановления традиционно-бытовых и празднично-ритуальных видов культуры, для воссоздания образовательно-психологической среды, для решения и организации проблем в рамках социально-культурной деятельности.

И сегодня Армения, будучи верной своим многовековым традициям, остается колыбелью армянских дедовских ремесел и представляющим их миру лучшим образом. В последние годы многие забытые промыслы возрождаются, а действующие с древних времен получают новые качества в основном в виде искусства.

Праздники заключают в себе функции социального укрепления, единства и сплоченности. Религиозные праздники и ритуалы исходят из внутренней жизни семьи, образуются вместе с развитием общества сначала в деревнях, потом в городах. Праздники, связанные с торговлей, угощением и развлекательными местами, являлись способом не только для укрепления единства одного и того же социума, но и для сближения, сроднения разных наций. Сегодня тоже этнографические исследования национальных - религиозных праздников,

© Аванесян Р.А., 2016 г.

семейно-бытовых традиций продолжаются, и эти исследования и в наши дни должны стать основой для развития и основания ритуальной культуры в нашей повседневной жизни.

Советские ученные в свое время анализировали и перерабатывали важные теоретические положения новых советских праздников и ритуалов, обеспечивая ритуальные функции и социальный и идеологический характер- взаимоотношение обрядов, традиций, обычаев, обрядовые формы и содержание.

Стоит обратить внимание на то, что известные теоретики и эксперты сферы научно-игровых видов советской культуры, Д.М. Генкин, А.А. Конович, В.А. Трятский [2], и другие, которые активно использовали фольклорные сюжеты, мотивы в театральных торжествах, добавили в них цепь праздничных действий.

Мы считаем, что пришло время пересматривать методы воспроизводства традиционной праздничной культуры в рамках социально-культурной деятельности, так как они являются важнейшим звеном, центром для преобразования мировоззрения, для укрепления духовного и культурного здоровья.

Когда то праздник в общественной жизни был массовым совместным действием, где торжественное шествие, ношение священных символов, тамадство, песни, игры, круговой танец исполнялись как мистерия, где человек с окружающим миром переживал циклы природы, и завершением одного цикла природы начинал новый этап жизни со стремлением к красоте и идеалу.

Многочисленные монографии национальной художественной культуры доказывают, что протяжение между идеями, стремлениями, целями, вопросами и заданиями связывает время. Сегодняшняя эпоха предъявляет свои требования, и чтобы найти ответы мы часто направляемся в прошлое.

В общественной жизни праздники существовали всегда. С начального периода истории до нашей эры праздники, религиозные обряды имели свое место в человеческой жизни.

В праздничных торжествах, кроме религиозных обрядов сохранились также некоторые народные обычаи и религиозные, национальные традиции, которые остались из языческого периода. Часто языческие традиции и христианские праздники совместно представляются в церкви и в народных торжествах.

Изучив исторические и психологические мотивы падения этнокультурных традиций Армении, можно отметить, что мы армяне жили стадиями природы - зима, весна, лето, осень, посев, жатва, сбор урожая - молотьба. В этом периоде год был разделен на части и праздники составили неотъемлемыми компонентами. Каждый праздник различался своими святыми качествами, поэтичностью и оригинальностью; барекендан (армянская масленица), встреча весны, летние разбрызгивания водой, осенние подготовки, празднование свадеб и дней рождений. Для каждого праздника было свое время, которое вернул человека к самому себе, в этот момент, снимая всю тяжесть забот и мысли о повседневных делах, императивно требуя выход для эмоций и чувств.

Ритуал является «золотым» ядром торжества. По словам Г.П. Овакимяна, традиции и обычаи уникальные по своей природе «пакеты», старшее поколение передает новому поколению со своими идеями, духовными характеристиками ритуальными церемониями, в ходе совместной деятельности направляя его действия. Автор наиболее эффективным аспектом развития традиций и обычаев считает ритуальные церемонии.

Ритуальная церемония в ходе выполнения собственных функций не сопровождает традициям или обычаям, она выступает в какой-то момент, выражая, углубляя общие мысли, чувства людей. Ритуальная церемония- часть структуры традиций и обычая, является системой действий, иногда довольно символичной, где выражены мысли и чувства предыдущих поколений, которые предназначены для выполнения естественных функции общественных отношений.[4]

Согласно исследованиям Ю. М. Лотмана, изменение в культуре обычно сопровождается резким увеличением семиотического поведения. В то же время, не только введение новых форм поведения, но и укрепление символов старых форм может указывать на определенный вид изменения культуры. [3]

Для того чтобы следить за этим процессом, необходимо знать, что культура символична по своей природе. Ее символичность она получила благодаря культовым символам. В культуре духовная жизнь выражается не реалистичными, но символическими формами. В них представлены не данные, полученные в повседневной жизни, а только их символические знаки.

Ритуальный символ отличается тем, что оно выражает свою символическую сущность в соответствии с ритуальным контекстом. По словам М.М. Бахтина, каждая творческая сфера используют специальные знаки и символы, которые не используются в других сферах. В этом контексте знак образуется специфической идеологической функцией и не различим с ней. [1]:

Символы ритуалов стадий года должны быть распределены по нескольким группам и праздники по сходству - на четыре основные группы. Но непрерывная цепь преобразования отдельных мотивов, символов, признаков, знаков переходящих из одного праздника в другой, приводит к следующему выводу об органическом единстве годового цикла: зимние, весенние, летние, осенние ритуалы и обычаи образуют единую целостную систему.

Возникает праздничная культура, где ритуал становится, золотим ядром, средством, чтобы жить и взаимодействовать с красотой и идеей.

Торжества, как средство обобщения художественного - образного восприятия, способствовали духовно- эмоциональному наследованию культуры.

Литература

1. Бахтин М.М.-Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965, с. 14.

2. Генкин Д.М., А. А. Конович - Сценарное мастерство культпросветработника. М.: Сов. Россия, 1984. - 136 . - (Б-ка < В помощь клубному работнику> N 11).

3. Лотман Ю.М.-О семиотическом механизме культуры // Антология культурологической мысли. М.: Изд. Роу, 1996. с. 324.

4. Овакимян Г. П .-Психология национальных традиций и обычаев, Ереван, <Кайл Прес>, 2005, 220с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.