Научная статья на тему 'Культурное наследие как фактор этического воспитания'

Культурное наследие как фактор этического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЛЕДИЕ / HERITAGE / НАЦИОНАЛЬНЫЙ / NATIONAL / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЯЗЫЧЕСКИЙ / PAGAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овакимян Г. П.

В статье рассамтривается проблема выяснения роли национального культурного наследия в процессе формирования нового образа личности, независимо от ее социальногo статуса в данном обществе. Выявляются основные функции философии образования, с учетом основных принципов европейской образовательной политики. Подчеркивается проблема функционирования общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат национальные ценности, где ведущим выступает принцип природосообразности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурное наследие как фактор этического воспитания»

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ФАКТОР ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Овакимян Г.П. ©

Доктор пед. наук, профессор, АГПУ им. Х. Абовяна, фак. культуры

Аннотация

В статье рассамтривается проблема выяснения роли национального культурного наследия в процессе формирования нового образа личности, независимо от ее социального статуса в данном обществе. Выявляются основные функции философии образования, с учетом основных принципов европейской образовательной политики. Подчеркивается проблема функционирования общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат национальные ценности, где ведущим выступает принцип природосообразности.

Ключевые слова: наследие, национальный, традиция, культура, языческий. Keywords: heritage, national, tradition, culture, pagan,

Многовековой опыт народной педагогики свидетельствует - чем проще отношения и духовные качества (учитывая возрастные особенности) в ходе их формирования, тем они прочнее. Народ всегда воспитывал простыми духовными качествами, стандартными воспитательными методами. В истории народной педагогики эти методы приобрели устойчивость обычаев.

Обычаи армянского народа имели совершенно определенное предназначение: что и с какого возраста должны делать мальчики или девочки. Воспитание основных качеств личности в семье или школе с успехом осуществлялось методом организации единой системы обязанностей и сохранением формы данных обычаев.

Развитие этического сознания должно соответствовать правилам и принципам национальных, общественных, этических предназначений личности, так как этические убеждения формируются на разных возрастных этапах - с соответствующими этическими правилами и принципами. Однако убеждения, как результат глубоких знаний, отражают лишь одну сторону самих убеждений - его идейное содержание. Последнее может представлять не только знание, но и ложные идеи, влияние различных религий и сект. По различным причинам /родители, воспитатели, учителя, друзья, родственники/ ребенок, не представляя сущности явления, оказывается в сфере влияний и, слепо повторяя предписания старших, извращает свои чувства и представления. Тем самым извращается структура его убеждений.

В процессе учебы, игнорируя роль национального культурного наследия и давая место чужеродным новшествам, мы отдаляемся от наших истоков и разрушаем основы национального мышления, оставляем без присмотра, раскрываем «школьные ворота». Ребенок - не подопытный кролик. Любое воспитательное, педагогическое новшество должно лишь опираться на еще одну превосходную степень хорошо обоснованного старого.

История этического развития любого народа построена на правилах, этических нормах и принципах и зафиксирована в обычаях.

Необходимые черты характера, которые в будущем становятся своеобразными контролерами его душевной структуры, формируются только в результате организованной деятельности. На этой основе формируется и индивидуальность личности.

Необходимо подчеркнуть, что современная молодежь самостоятельна, имеет собственное оценочное суждение по различным вопросам. У нее есть многосторонние интересы, возможности заниматься различными видами искусства. Средства массовой

© Овакимян Г.П., 2016 г.

информации ускоряют их духовное и интеллектуальное развитие, оказывая, разумеется, и непоправимое негативное влияние.

Молодые люди отличаются склонностью быстро реагировать, эмоциональной активностью, способностью тонко чувствовать эмоционально-образные моменты. В этом возрасте творческие способности находятся в процессе становления и связаны с процессом возрастного формирования. Гибкость и острота восприятия, наличие необходимых предпосылок теоретического мышления создают благоприятные условия для духовного формирования личности.

Изучая поставленную задачу, мы находим, что необходимо обратить внимание на особенности общественной и культурной среды как средства развития молодежи.

Обеспечение возрождения духовной культуры народа является одним из актуальных вопросов. Прежде всего, это обусловлено необходимостью восстановления этических и эстетических канонов и ориентиров.

Народной художественной культуре присущи эффективные воспитательные методы. Поэтому крайне необходимо уделять должное внимание обстоятельному изучению народной культуры. [1].

Известно, что восприятие сущности любого явления возможно путем анализа истории его возникновения и основных этапов развития. Таким образом, становится понятно, какие изменения происходят в народной художественной культуре, влияниям каких религиозных или идеологических взглядов она подверглась, как, соответственно историческому периоду, видоизменялись ее форма и содержание.

Развитие культуры тесно связано с историей данной страны, вероисповеданием людей. Без учета всего этого невозможно понять армянскую символику, систему украшений, армянские символические узоры, вышивку, смысл народных праздников и так далее. Можно сказать, что эти знания полностью отражены в национальных обрядах и празднованиях, это -сведения, которые наши предки пытались передать будущим поколениям [4]. Все это настолько переплелось, срослось друг с другом, что незнание одного перекрывает дорогу к познанию другого.

В армянских народных сказках [2, 3] цари разбивают сады и поручают их охранять своим сыновьям, чтобы никто не попробовал плодов раньше них самих. Приходит нищий или старуха и просит гроздь винограда. Получив отказ, насылает проклятье и сад засыхает. Кто эти нищие, какой смысл вложен в эти образы? Дело в том, что нарушен святой закон гостеприимства, его правила и законы. "Гость от Бога" - говорили армяне, никто не имел права отказать ему.

Из сказок становится ясным, что нищий или старуха - это замаскированные языческие божества Ванатур или Аманор, покровители гостеприимства и садоводства.

Как известно, армянский тонир и помещение, в котором он находился, считались священными, там даже проводились обряды крещения и венчания - что даже получило название "тонри псак" (венчание у тонира). Гончары украшали тонир узорами в виде яблоневого дерева или в виде юноши, собирающего яблоки, чтобы узоры повторились на хлебе - лаваше.

Есть тониры, украшенные "древом жизни", что связано с долголетием, благополучием семьи, продолжением рода. Обнаженный юноша, собирающий яблоки - мифологический персонаж, покровитель садоводства Ванатур.

Глиняные крышки тонира также были насыщены символами, где выделялась символика, связанная с мужским и женским началом. Крышки с выпуклыми ручками из-за своей фаллообразной формы назывались мальчиками, а выпуклые крышки с выемкой у края - девочками. Конечно, они символизировали Ванатура и Аманор (языческих богов). Треугольники на крышках являются женским знаком, в центре находится образ матери -Аманор, рядом с ней Михр (языческое божество) что символизирует единство хлеба и огня.

Деревянные лари (для хлеба, муки и зерна) также украшались символами. Самый древний из символов, пришедший из язычества - свастика, которую сменил христианский крест, знаки Вечности, которыми украшались в основном ножки ларя.

Ванатур и Аманор также связаны с ритуальным хлебом, который описывает Г. Флобер. [7] Хлеб с отверстием символизировал женское (Аманор), а хлеб цилиндрической формы - мужское начало (Ванатур), как и человеческие фигурки из теста, так называемые Васил и Асил-Басил. Таким образом, скрытый смысл символики, узоров и украшений есть повсюду, необходимо лишь знание народного творчества, сопоставление фольклора и реальной жизни, и тогда мы получим то, что хотели передать будущим поколениям наши предки.

В процессе исторического развития опыт, знания и умения, накопленные людьми, передавались из поколения в поколение - путем символических обрядов и магических ритуалов. Так сформировалась система ритуалов и праздников древности, которая, посредством условных и символических действий, помогает людям ориентироваться в окружающем мире, передавать молодым накопленное старшими поколениями и знаменует начало или конец какого-либо действа. Армяне, первые в мире официально принявшие христианство, соединили древние армянские праздники с христианскими.

Христианская церковь долго боролась против празднования древних пантеистических праздников. Однако постепенно ей удалось изменить их идеологическое содержание. Сущность христианских праздников выражает победу света над тьмой, вливанием светлого в людские сердца. Форма и содержание проведения празднований были направлены на формирование высших духовных ценностей.

Сегодня у нашего общества нет достаточных представлений о сущности и содержании народных и христианских праздников, ритуалов и, по сути, люди не знают, какие таинства содержат эти праздники. Понимание всего этого необходимо уже в начальных классах. Приобщая учеников к современным праздникам и праздникам его народа, прежде всего необходимо научить, объяснить, ознакомить с их смыслом и содержанием. Народная художественная культура тесно связана с народной педагогикой. Ее история и теория содержат огромное количество материалов для воспитания молодых поколений, формирования их эстетических и этических знаний, умений и навыков. Народная педагогика включает в себя национальные, семейные традиции, богатый опыт воспитания, народные традиции, возможность передачи навыков и умений, то есть - предпосылки для развития народных ремесел и творчеств, управления хозяйством. [5]

Этот опыт передавался из поколения в поколение путем устного народного творчества - сказок, песен, ритуалов и т. д.

Ни один жанр искусства в отдельности не может решить задачи, подлежащие всей системе эстетического воспитания. Если под понятием «эстетика» в первую очередь подразумевается воспитание при помощи искусства, то его качество, отголоски и результаты обусловлены активностью, последовательностью, разносторонностью художественного влияния. Ориентирами для формирования системы эстетического воспитания может служить расширение и обогащение воспитания этой сферы, что является предметом, официально не считающимся обязательным в общеобразовательной школе. Традиционные учебные предметы уже не в состоянии моделировать эстетическое образование личности, удовлетворить его предпочтения. [6]

Жизнь для ребенка - сказка. Однако он мечтает видеть настоящую сказку в жизни. Используя эту психологическую опору, наши любимые школьные учителя, особенно учителя начальных классов, могут инсценировать такие перлы народного творчества, как сказки. Стали модными школьные торжества (мы ничего не имеем против них). Дети выстраиваются в ряд и декламируют стихи (неважно, хорошо или плохо). Учителю здесь практически нечего делать - дети учат наизусть стихи при помощи родителей, костюмы для представления достают также родители, и, пожалуйста, торжество практически готово. Все довольны, восхищены собственными детьми. Это внешняя сторона явления.

Однако не было бы предпочтительнее, целесообразнее для активизации воспитания художественным влиянием инсценировать какую-нибудь сказку?

Участвуя в инсценировке, дети проявили бы индивидуальные качества и, самое главное, были бы задействованы и художественная речь, музыка, танец, художественное оформление и так далее. Важно то, что ребенок с детства усвоит познавательное значение сказки.

Разве не звучит в армянских народных сказках и песнях хвала родительской любви, родине, труду и ремеслам? Если не черпать знания из сокровищницы национального культурного наследия, то из чего тогда?

Мы считаем, что слово и дело - основные методы народной педагогики. В этом вопросе огромную роль играли высокие духовные качества, вера, общественное мнение. Существенное воспитательное значение для человека имеют природа, искусство, традиции, обычаи и игры.

Как известно, в устном народном творчестве, в пословицах и поговорках заключены огромные возможности в деле воспитания поколений и познания внешнего мира. В старину детей с самого раннего возраста готовили к будущей самостоятельной жизни. Их учили видеть окружающий мир, следить за погодными изменениями и за ростом растений.

Принимая во внимание то, что наши предки с раннего детства приучали ребенка к работе, он становился участником всех дел и усваивал весь рабочий процесс. Главным было воспитание трудолюбия. Рассказывая о своих поступках, дети получали возможность проанализировать свое поведение, давая ему нравственную оценку. Таким образом, ребенок понимал, что есть добро а что - зло, что поощряется, а что - нет. С раннего возраста детей готовили также к будущей семейной жизни. Девочки с семи-восьми лет учились шить и вязать. В мальчиках формировалось сознание того, что они сильнее девочек и должны их защищать. Таким образом в будущем они могли защитить свою семью, страну, таким образом рождались, вырастали армянские фидаины.

До сих пор наши матери и бабушки, как народные умельцы, владеют ремеслом вышивки, плетения кружев, вязания крючком. Разве нельзя в случае необходимости попросить их посредством родительских советов передать детям тайны этого прикладного искусства? Мы думаем, что они с удовольствием согласятся. Ведь у них тоже есть психологическая потребность выразить общественную активность. Можно также обратиться в культурные центры, чтобы они взяли на учет группу данной школы, с условием предоставить учителя. Эти структуры также нуждаются в воспитанниках. Чтобы все это осуществить, надо проявить заботливое отношение и готовность быть чуть выше бытовых забот.

Культура армянского народа сопровождала его со времени появления на свет, способствовала формированию его мировосприятия в различных жизненных ситуациях, созданию условий гармоничного сосуществования с природой и обществом.

Мы живем в новую эпоху народной художественной культуры. Это период национального возрождения, самопознания, осознания высоких воспитательных ценностей.

Представляя себе будущее культуры армянского народа, необходимо помнить педагогические, христианские заветы, переданные нам старшим поколением.

В наши дни отмечается факт существования беспризорных и бездомных детей, искажения нравственных ценностей, наркомании и пьянства, показа насилия в СМИ. Развал семей приводит к развалу традиционной народной культуры. Даже во внешне благополучных семьях не все гладко.

Принимая все это во внимание, приходим к заключению, что радикальные изменения общественных отношений не сразу укореняются во внутреннем мире человека. Человек чувствует тревогу и беспокойство за свою судьбу, за завтрашний день своего ребенка, теряет оптимизм и веру в собственные силы. Недооценка социальных факторов и их последствий привела нас к существующему положению. Необходимо создание общества, которое отдаст

предпочтение духовно-этическим ценностям. В центре такого общества будет человек с его способностями, с его вечным стремлением к развитию и совершенству.

Предсказать развитие и будущее Армении можно лишь на основе сегодняшнего уровня жизни человека, народа, общества - главных ценностей нашей страны.

Литература

1. Армянские народные сказки, т. V, Е., 1966.

2. Армянские народные сказки, т. VI, Е., 1966.

3. Бинэ А., Современные идеи о детях. Пер. с франц. / Под ред. Г. Г. Шпета, М., 1910.

4. Мелик-Пашаян К., Культ богини Анаит, Е., 1963.

5. Одна страница из истории армянской культуры и искусства, Алеппо, 1930.

6. Овакимян Г.П., Психология национальных традиций и обычаев, Е., изд. Ван Арян,

7. Флобер. Г., Саламбо. М., 1947.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.