УДК 008
ПОНЯТИЕ «ПРАЗДНИК». АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ИХ ОСМЫСЛЕНИЕ
В.В. Кибалко
Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: e-mail: [email protected]
В работе обозреваются определения понятия «праздник», проводится детальное рассмотрение феномена, с целью углубления его понимания. Важной частью работы является выявление несоответствия между имеющимися определениями и их современным прочтением, в связи с недостаточной актуализацией. Также, в работе предпринята попытка дать максимально емкое определение понятия, дающее развернутое представление о феномене праздника.
Ключевые слова: праздник, понятие, гуманитарная мысль, определение, антитеза труду, обрядово-ритуальное действо, отражение реальности, манифестация сакрального.
Праздники всегда тесно переплетены с важными, а иногда и переломными этапами в жизни социума. Событие, лежащее в основе праздника, пробуждает у людей желание стать частью произошедшего, выразить свое отношение, эмоционально объединиться с другими людьми1. Именно праздник всегда выступал откликом на происходящее в жизни общества, способствовал передаче традиций из поколения в поколение, объединял всех участников, отвлекал от проблем, помогал познавать новое, преобразовывать настоящее, созидать.
В разные времена многие исследователи пытались понять феномен праздника и дать ему определение, однако по сей день, многозначное понятие «праздник» единой трактовки не имеет. В данной статье мы предприняли попытку проанализировать основные определения понятия «праздник». Нами был сделан вывод, что в подавляющем большинстве, исследователи рассматривают лишь одну сторону данного явления, в то время как праздник многокомпонентен, и постоянно трансформируется вследствие ответной реакции на многие факторы и потребности общества в определенный промежуток времени.
Рассматривая этимологию слова «праздник», можно заметить, что в большинстве языков европейской группы слово «праздник» и однокоренные словообразующие имеют латинскую основу в виде корня «fest», вышедшее из словосочетания «dies festus», «fesia/feria», которое означает «день, свободный от работы»2.
В славянской группе языков распространены корни «праз» (от церковного «празъ», означающего «снятие», вместо народного «порожний») и «свят» (связь с сакральным)
Изучение значений понятия «праздник», сформулированных исследователями разных направлений позволило установить, что В.И. Даль определяет праздник, как
1 Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М.: Высшая школа, 1990. С. 77.
2 Воловикова М.И., Тихомирова С.В., Борисова A.M. Психология и праздник: Праздник в жизни человека. М: ПЕРСЭ, 2003. С. 27.
нерабочий день, празднуемый по уставу церкви, по случаю и в память гражданского, местного или государственного обычая .
Верное по сути определение В.И. Даля выглядит довольно поверхностным, однако в нем указан элемент, который достоин отдельного упоминания. Этот элемент - непосредственная часть праздника, - обычай - привычный установившийся стереотипизированный порядок действий, воспроизводящийся в определенной социальной группе.
Д.Н.Ушаков в «толковом словаре русского языка» даёт семь значений: это и день или несколько дней, посвященных памяти какого-либо религиозного события, и день торжества в память какого-либо выдающегося исторического или гражданского события, и веселье, и день массовых развлечений, и счастливый день, и праздник в переносном значении. Однако нам ближе всего это определение: «Официально установленный день отдыха по случаю празднования выдающихся событий»5. В определении Д.Н. Ушаков упомянул про важнейший компонент праздника - событие. Праздник без событийной основы - просто зрелище и ничего больше. В то время как действо, в основе которого лежит важное событие, становится ежегодно отмечаемым и необходимым обществу. Так же упомянуты неотъемлемые компоненты как веселье, радость и игры.
Нельзя не указать пять определений, данных в словаре С.И. Ожегова. Так праздник - это день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день. День радости и торжества. День игр и развлечений .
Ожегов, данной характеристикой объединяя толкование праздника Даля и Ушакова, заостряет внимание на том, что праздник это выходной день, не рабочий, образованный от слова «праздный», то есть пустой, свободный, вакантный. Этот момент, при более подробном рассмотрении, выступает как необычайно важная часть в понимании и происхождении праздника вообще. Появление времени, свободного от трудовой деятельности, способствовало формированию представления о времени и его границах, в целом. Время, свободное от трудовой деятельности и наполненное своими особенными традициями, периодически возникающее в жизни общества есть «одно из первых и наиболее четко фиксируемых проявлений человеческой культуры»7. Это время является симбиозом двух сфер человеческой деятельности, таких как труд и общение. Когда трудовая деятельность и повседневность отступают на второй план, возникает особая специфическая сфера праздничного общения, которая регулирует социальный организм и становится элементом развития культуры (в праздничных действах можно наблюдать зарождение многих видов искусств, появление эстетического восприятия).
Осмысление феномена праздника в античности происходило в различных направлениях, так например праздники рассматривались с позиции воцарения божественного на земле, как смена деятельности, Платон видел основу праздника в воспитательном воздействии «... удовольствия и страдания, составляют воспитание.
3 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка М.: Олма-пресс. 2 т., 2002. С. 309.
4 Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект. Трикста, 52003. С. 50.
5 Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. 4 т. М.: Астрель АСТ, 2000. С. 699.
6 http://www.ozhegov.org/
7 Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука, 1978. С. 75.
Боги, из сострадания к человеческому роду, рожденному для трудов, установили, взамен передышки от этих трудов... празднества, даровали Муз, Аполлона, их
предводителя, и Диониса, как участников этих празднеств, чтобы можно было
8
исправлять недостатки воспитания на празднествах.» , утверждал, что праздник является достоянием человека. Роль воспитательной функции в празднике очень велика, более того праздник выступает как фактор формирующий преемственность поколений, нравственные и патриотические качества и эстетический вкус.
В эпоху Средневековья «праздники задавали ритм всему распорядку
9 -
монастырской жизни на целый год» , а главной идеей праздников выступала идея освящения реальности, ведь каждый праздник был установлен ради того, чтобы дать нам возможность опытно пережить стоящую за ним реальность10. Преподобный Феодор Студит считал, что «праздник открывает и прообразует состояние будущего века»11, что он есть «время радости и благодушия; спасение души, жизнь вечная и царство небесное»12.
В эпоху Просвещения, праздник по утверждению М. Робеспьера был «создателем самых крепких уз братства и могущественным средством возрождения»13.
Т.А. Бернштам, в анализе праздника эпохи традиционализма отмечает, что «под словом «праздник» обычно понимают все сколько-нибудь значительные обряды календарно-хозяйственного и жизненного циклов, в том числе и те, что происходят в будни»14. В своем определении она открывает нам еще один компонент праздника, без которого последний немыслим - это обряд, представляющий собой совокупность действий, определяемых обычаем или ритуалом15 (ритуал - стилизованный спланированный тип действий, включающий жесты и слова, исполняемый специально подготовленными людьми и имеющий глубокое символическое значение16; также определяется как специфически символическая классификационная
17
система, культовая практика, обусловленная специфической формой мышления ). Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни и не ограничиваются одной социальной группой.
В.Н. Топоров видит следующее значение: «Праздник в архаичной мифопоэтической и религиозной традиции - временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в празднике и отмечаемый как некое
8 Платон. Собрание сочинений в 3-х т. Т. 3. Ч. 2. М., 1972. С. 117.
9 Епископ Илларион(Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. СПб., 2008. С. 121.
10 Там же, с. 121-122.
11 Поучение 72, текст приводится по изданию: Преподобный Феодор Студит. Огласительные поучения и завещание. на сайте http://www.orthlib.ru.
12 Поучение 73, текст приводится по изданию: Преподобный Феодор Студит. Огласительные поучения и завещание. на сайте http://www.orthlib.ru.
13 Цитата взята из речи в Конвенте 7 мая 1794 г. «Об отношении религиозных и моральных идей к республиканским принципам и о национальных праздниках» на сайте http://larevolution.ru.
14Бернштам Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX начало XX века) // Этнические стереотипы поведения. М., 1985. С. 136 .
15 Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект. Трикста. 2003. С. 51.
16 Там же.
17 Тернер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. С. 40.
институциализированное (даже если оно носит импровизационный характер) действо»18.
В.Н. Топоров один из немногих отечественных исследователей, говорящих о связи праздника с сакральным. Прошлое человека насквозь пропитано мифологичностью восприятия, которое как следствие накладывает отпечаток своеобразной «религиозности» на все стороны человеческой жизни, в том числе и праздничной. В основе каждого древнего праздника лежала связь с божественным, духовным, иррациональным. Она была двигателем обрядово-ритуальных таинств, ставших, затем, традиционными. Также В.Н. Топоров отмечает коллективность праздника и «включенность» - сопричастность к действию, что переводит всех празднующих в категорию участников, то есть, непосредственно задействованных в происходящем если не физически, то эмоционально.
Л.С. Лаптева определяет праздник как традиционную форму народного отдыха, удовлетворяющую естественные для человека потребности в массовом общении, в нем переплетаются все виды культуры19. Можно рассмотреть общение с позиции фактора, повлиявшего на зарождение праздника, взяв во внимание то, что человек нуждался в коммуникациях при основной деятельности - трудовой. Назрела необходимость выделить специальный отрезок свободного от прочей работы времени, предназначенный для удовлетворения коммуникативных потребностей и построения крепких связей внутри общества. Во время, свободное от нагрузок, было принято гостить друг у друга или совершать совместные прогулки, общаясь, деля пищу, играя, развлекаясь и выполняя совместные ритуальные действия. Естественно то, что праздник возникает не стихийно, а плавно перерастает из периодов свободного времени, отведенного для общения. В свою очередь, общение
способствует осознанию времени и его разграничению, что и приводит нас к
20
возникновению праздника .
М. Элиаде считает что, человек имеет социально-психологическую потребность периодически выходить из временного потока повседневности и
погружаться в особое время, в «вечное настоящее», которое находится в
21
праздниках . В данном аспекте, выделенном М. Элиаде, затрагивается тема праздничного времени (а, следовательно, и праздничного пространства, создающего особое время) и его необходимости. Важно заметить, что за счет своего особого времени, праздники играют весомую «разгрузочную функцию» - человек отвлекается от своих забот, от повседневной рутины и живет здесь и сейчас.
И.М. Снегирев, первым давший определение понятию «праздник», также говорит об особом времени: «Само слово «праздник» выражает упразднение, свободу
от будничных трудов, соединенную с веселием и радостью. Праздник есть свободное
22
время»
О специфике праздничного времени и пространства в празднике говорят многие исследователи. Например, В.П. Курбатов в своей монографии приходит к выводу, что «праздник является пространственно-временным видом искусства, и на ход праздника влияет время. Точнее, пространство подчиняет себе время, переносит
18 Топоров В.Н. Праздник // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 823.
19 Лаптева Л.С. Социально-эстетическая природа и функции массовых праздников: Автореф. дис. М., 1975.
20 Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука. 1978. С. 67.
21 Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 57.
22 Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М.:1837. С. 37.
присутствующих в прошлое или будущее, а может спрессовать его и век продемонстрировать за час. Таким образом, время праздника - понятие относительное. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени,
23
сюжета, истории» . Немаловажным является и то, что праздничное время всегда входило в разряд времени волшебного - лишенного голода, болезней, трудовой деятельности, напряжения, страданий и смерти. А.И. Мазаев считает, что это время обладает специфической особенностью снимать запреты и противоречия обыденной жизни с помощью смещения и переворачивания всех имеемых в быту установок, путем ритуального смеха24. Праздничное время это переворот всей социальной структуры, абсолютное изменение иерархии, снятие табуируемых элементов.
Кроме специфического времени, празднику характерно присутствие специального пространства - особого места, наделенного какими-либо характеристиками, зачастую мистического характера (места силы, святилища, культовые места). Праздничное пространство представляет собой определенное место, служащее для совершения обрядовых действий, развлечений, вызывающее у общества схожий эмоциональный фон. Эта дань традициям присутствует и сейчас -праздничные массовые гуляния проходят на главных городских площадях, в парках, возле важных монументов и архитектурных памятников. Стоит обратить внимание на то, что пространство праздника имеет свои правила и законы, которые разрешают осуществлять какие-либо действия, запрещенные или невостребованные в другое время.
Итак, совокупность праздничного времени и места, представляет собой особенный праздничный мир, который является зеркальным отражением мира реального. Правильно организованный праздник, в основе которого лежит важное событие, происходящий в определенно пространственно-временном промежутке, становится важным элементом человеческой жизни, требующим регулярного воссоздания, со всеми имеющимися обычаями и традициями, включая установившиеся место и время проведения праздника.
К. Жигульский настаивает на том, что «Праздник - зеркало своей эпохи. По создаваемым народом праздникам можно судить о политической, исторической и
духовной жизни общественно-экономической формации, определить идеи, интересы
25
и стремления самых различных ее социальных слоев» . И. Хейзинга имел подобный взгляд и считал, что праздник был суверенным выражением культуры, являлся формой, посредством которой люди сообща выражали величайшую радость жизни и воплощали свое чувство единства друг с другом. «Во время великих обновлений общества ... праздник нередко вновь берет на себя важные социальные и эстетические
функции»26.
Праздник определенно является носителем важных функций, отражением культуры и эпохи. Однако оба данных определения трудно назвать полными и всеохватывающими.
23 Курбатов В.П. Праздничная культура как способ воспитания и образования. Томск: Изд-во ТГАСУ, 2014. С. 133.
24 Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука, 1978. С. 71.
25 Жигульский К. Праздник и культура: Праздники старые и новые. Размышления социолога. М.: Прогресс, 1985. С. 14.
26 Хейзинга И. Осень средневековья. СПб.: Изд-во И. Лимбаха, 2011. С. 207.
М. Бахтин утверждал, что «празднество - это очень важная первичная форма человеческой культуры. Празднество всегда имело существенное и глубокое смысловое, миросозерцательное содержание. Никакое «упражнение» в организации и усовершенствовании общественно-трудового процесса, никакая «игра в труд» и никакой отдых или передышка в труде сами по себе никогда не могут стать праздничными. Моменты смерти и возрождения, смены и обновления всегда были ведущими в праздничном мироощущении. Именно эти моменты - в конкретных формах определенных праздников - и создавали специфическую праздничность
27
праздника» .
Бахтин затрагивает сакральный смысл праздника, момент умирания и возрождения, без которого ни один архаичный праздник не мог обойтись. Поскольку отмечались в основном анимистические (связанные с верой в духов и души умерших) праздники и праздники трудового цикла (они же аграрные, связанные со сменой сезонов и сезонными работами), все они были сопряжены с возрождением природы или с загробным миром - духами, которые могли помочь в любых начинаниях, если их задобрить или умилостивить. Почти во всех современных праздниках сохранился пережиток этой традиции - богатый праздничный стол с чрезмерно обильным количеством яств.
Кроме того, М. Бахтин, останавливает свое внимание на празднике как вместилище смеховой культуры. Стоит заметить, что категории комического и непосредственно сам смех, серьезно влияют на праздник (важно понимать, что древний праздник был нацелен на защиту от всевозможных негативных явлений, представляя собой некое художественно оформленное сопротивление страшному, темному и тяжелому; противовесом являлись веселье и смех), однако, не стоит рассматривать смеховую культуру, как основу праздника, забыв об остальных сторонах этого многополярного явления. Смех - это защитная реакция, а не главенствующий фактор.
А. Конович определяет праздники, как «особый вид социально-культурной деятельности масс, протекающей в свободное время»28. Также он утверждает, что праздник является тем многосторонним явлением в жизни общества, которое способно отразить жизнь как одного человека, так и общества в целом, а так же выступает в роли транслятора традиций и побудителя к действиям. А.А. Конович дает новую трактовку праздника и определяет его как вид деятельности. С этой концепцией можно согласиться, учитывая радикальное разделение рабочего и праздничного времени, а также учитывая регулярность воспроизводства праздничных действ. В современных реалиях, когда сфера праздника для некоторых превратилась в работу, эта трактовка как никогда актуальна.
Й. Хейзинга в последующих своих работах трактует праздник уже с позиции игры, он утверждает, что между празднествами и играми существуют теснейшие отношения. Так, например, такие признаки праздничного действа как: выключение из реальной жизни, радость и веселый тон всего мероприятия, даже если оно будет сопровождаться кровавыми жертвами и посвящено чему-нибудь по сути страшному, «временные и пространственные границы, существование заодно строгой определенности и настоящей свободы - таковы самые основные социальные особенности, характерные и для игры, и для праздника»29.
27 Бахтин М. Творчество Француа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М.: Эксмо, 2015. С. 5.
28 Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М.: Высшая школа, 1990. С. 4.
Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. М.: Азбука-классика, 2007. С. 40.
30
Выделенные И. Хейзинга свойства игры, такие как свободность , «необыденность», замкнутость и ограниченность31 пространством и временем, повторяемость являются компонентами праздника. Праздник существует в своем сверх-времени и имеет специальную отведенную локацию, праздник позволяет абстрагироваться от будних дней и погрузиться в свою атмосферу. Праздник цикличен; имеет правила, которым все участники должны подчиняться -нарушающий изгоняется из общества (так например, на Ивана Купала, девушка или женщина, не приходившая на лобное место к костру, считалась ведьмой, которую все избегали. В празднике происходит радикальная смена иерархии - обычный крестьянин, перевоплотившись в землевладельца, может заставить знатных господ рядиться шутами и развлекать народ. Важно, что ответных негативных действий после праздника не было, так как всё происходившее является частью единого праздничного действа. Если руководствоваться выделенными И. Хейзинга свойствами, можно заключить что в основе праздника лежит игра.
А.И. Мазаев, проанализировав феномен праздника, дает ему такое определение «Праздники - древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры, который в отдельные периоды истории способен переживать упадок, но не может исчезнуть
32
совсем . А.И. Мазаев строит своё определение на традиционности, цикличности, неистощимости и бессрочности праздника как явления. В понимании Мазаева, праздник, как культура, предполагает под собой сбережение, приумножение и эволюцию высших ценностей в жизни общества и отдельного человека.
О.Л. Орлов считает что «праздник - это проявление всех форм и видов культуры коллектива, начиная от принятых норм поведения, заканчивая
демонстрацией нарядов и исполнением традиционных песен. Праздник есть время
33
особенно интенсивной культурной инициации и социализации личности» . Нельзя не согласиться с тем, что в празднике действительно многое переплетено: виды искусств, модели поведений, символика. За счет своей полифункциональности, зрелищности, необычности, недоступности в другие дни и эмоционального климата, праздники помогают формировать эстетическую основу, морально-ценностный базис и обеспечивают преемственность традиций из поколения в поколение.
С.Б. Маркарьян рассуждает о празднике, опираясь на социально-воспитательную функцию и функцию трансляции данных: «праздник - это сплав многих сторон духовной жизни народа»34. Также С.Б. Маркарьян отмечает постоянство праздника: «Праздник - одна из наиболее устойчивых форм духовной культуры, где, как правило, традиция превалирует над инновацией, поскольку в нем отражаются не только мифологическое сознание народа, древний культ и ритуал, но и характер общественного уклада, семейно-бытовых отношений, мораль,
35
психология» .
З. Фрейд небезосновательно полагал, что «Праздник - это разрешенный, больше - обязательный эксцесс, торжественное нарушение запрещения. Не потому,
Хейзинга И. Homo ludens. Человек играющий. М.: Азбука-классика, 2007. С. 27.
31 Там же, с. 29.
32 Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука, 1978. С. 10.
33 Орлов О.Л. Российский праздник как историко-культурный феномен: Автореф.дис. СПб., 2004. С.18.
34 Маркарьян С.Б., Э.В.Молодякова. Праздники в Японии: обычаи, обряды, социальные функции. М.: Наука, 1990. С. 3.
35 Там же, с. 5.
что люди, весело настроенные, следуя какому-нибудь предписанию, предаются
36
излишествам, а потому, что эксцесс составляет сущность праздника» .
Р. Кайуа рассматривал праздник через призму отношений сакрального и профанного: «Жизни размеренной, проходящей в повседневных трудах, мирной, скованной системой запретов, полной предосторожностей, когда мировой порядок
„ • 37
поддерживается максимой quieta non movere, противостоит кипение праздника ... Действительно, праздник часто прямо рассматривается как царство сакрального. Праздничный день, даже простое воскресенье, - это, прежде всего время, посвященное божественному, когда запрещено трудиться, и следует отдыхать, радоваться и славить Бога. В обществах, где праздники не рассеяны по всему циклу трудовой жизни, а сгруппированы в настоящий сезон праздников, еще лучше видно,
38
насколько эта пора фактически образует собой период преобладания сакрального» .
Проанализировав основные определения понятия «праздник», мы можем наметить основные смыслы этого феномена в истории гуманитарной мысли. В частности, праздник понимался как: обрядово-ритуальное действо (Т. Бернштам), одна из форм манифестации сакрального (В. Топоров, Р. Кайуа, М. Элиаде, М. Бахтин), антитеза труду (И. Снегирев, Л. Лаптева), отражение исторической действительности (К. Жигульский, Й. Хейзинга, А. Мазаев), вид особой деятельности (А. Конович), концентрация культуры (О. Орлов, С. Маркарьян) и т.д.
Мы можем отметить, что ситуация сложившаяся в понимании определения праздника в настоящее время несколько запутанна. Свидетельством этого служит то, что, не смотря на появление новых, интересных и многообещающих работ, попытки глобального осмысления феномена праздника угасают. Доказательством этого может служить то, что современные исследования феномена, базируются на обширном опыте XIX-XX веков (в больше мере - в первой половине XX). Поскольку праздник явление динамичное, важно понимать, что каждое определение дается в своеобразном историческом контексте, а значит в современной реальности, оно, не смотря на свою истинность, нуждается в актуализации. Это не умаляет значимости уже имеющихся трактовок - все они отражают какой-либо важный аспект такого многогранного явления как праздник.
Каждый исследователь праздника находит что-то новое в характеристике этого явления, расширяя понятийный аппарат, что характеризует «праздник» как эволюционирующий многосоставный элемент, однако данная черта имеет и свои минусы: делая упор, на одном из имеющихся определений, исследователь, не проведя работы по изучению многочисленных трактовок праздника, может упустить суть, лишив себя глубинного понимания этого феномена.
Единой трактовки понятия «праздник» в настоящее время не имеется, поэтому, представляется возможным дать предварительное и обобщенное определение понятия праздника (в нашем понимании), как особого иерархичного, цикличного, эволюционирующего исторически события, происходящего в особенной пространственно-временной зоне, отличающегося массовостью с эмоционально-психологическим единением участников и имеющего обрядово-ритуальную, игровую основу.
36 Фрейд З. Я и оно. Т. 1. Тбилиси: Мерани, 1991. С. 330.
37 Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М.: ОГИ, 2003. С. 218.
38 Там же, с. 220.
Список литературы
1.Бахтин М. Творчество Француа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. - М.: Эксмо, 2015. - 640 с.
2. Бернштам Т. А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX начало XX века) // Этнические стереотипы поведения. - М., 1985. - С. 120-153.
3.Воловикова М.И., Тихомирова С.В., Борисова A.M. Психология и праздник: Праздник в жизни человека. - М.: ПЕРСЭ, 2003. - 143 с.
4.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Олма-пресс. - 2 т., 2002. - 1088 с.
5.Епископ Илларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. -СПб., 2008. - 448 с.
6.Жигульский К. Праздник и культура: Праздники старые и новые. Размышления социолога. - М.: Прогресс, 1985. - 336 с.
7.Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. - М.: ОГИ, 2003. - 296 с.
8.Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. - М.: Высшая школа, 1990. - 208 с.
9.Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, Трикста, 2003. - 496 с
10.Курбатов В.П. Праздничная культура как способ воспитания и образования. - Томск: Изд-во ТГАСУ, 2014. - 196 с.
11.Лаптева Л.С. Социально-эстетическая природа и функции массовых праздников: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1975.
12.Мазаев А.И.. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования. - М.: Наука, 1978. - 392 с.
13.Маркарьян С.Б., Молодякова Э.В. Праздники в Японии: обычаи, обряды, социальные функции. -М.: Наука, 1990. - 248 с.
14.Орлов О.Л. Российский праздник как историко-культурный феномен: Автореф дис. докт. культуролог. - СПб, 2004.
15.Платон. Собрание сочинений в 3-х т. Т. 3. Ч. 2. - М., 1972. - 678 с.
16.Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. - М., 1837. - 1600 с.
17.Тернер В. Символ и ритуал. - М.: Наука, 1983. - 280 с.
18.Топоров В.Н. Праздник //Мифы народов мира. - М.: Советская энциклопедия, 1980. - С. 823-825. -1147 с.
19.Фрейд З. Я и оно. Т.1. - Тбилиси: Мерани, 1991. - 401 с.
20.Хейзинга Й. Осень средневековья. - СПб.: Изд-во И. Лимбаха, 2011. - 768 с.
21.Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. - М.: Азбука-классика, 2007. - 384 с. 22.Элиаде М. Священное и мирское. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.
23.Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова: 4 т. - М.: Астрель, АСТ, 2000. - 1499 с.
24.Толковый словарь русского языка. - URL: http://www.ozhegov.org/ (дата обращения 25.10.2017).
25.Речь в Конвенте 7 мая 1794 г. «Об отношении религиозных и моральных идей к республиканским принципам и о национальных праздниках.», публикуется по изданию: Максимилиан Робеспьер. Избранные произведения - М.: Наука, 1965. - Т. 3. - С. 161-199, URL: http://larevolution.ru/robespierre/Robes5.html (дата обращения 25.10.2017).
26.Преподобный Феодор Студит. Огласительные поучения и завещание. - М.: Издательство московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. - 342 с. - URL: http://www.orthlib.ru/Feodor_Studit/p_ogl.html (дата обращения 25.10.2017).
NOTION OF THE «HOLIDAY». ANALYSIS AND COMPREHENSION OF DEFINITIONS
V.V. Kibalko
Belgorod state university of arts and culture e-mail: [email protected]
In this work are considered definitions of the notion of "holiday". Also in article are held detailed review of festive phenomenon for expansion of it understanding. The main part of that work is detection of inconsistencies between definitions of holiday and their understanding in reality (because definitions are not relevant). As well in that article has been made an attempt for give new deployed definition of holiday.
Keywords: holiday, notion, humanitarian thought, definition, the antithesis to work, the ritual action, the reflection of reality, the manifestation of the sacred.