Научная статья на тему 'Современная свадьба как социальная и культурная практика: традиции и инновации'

Современная свадьба как социальная и культурная практика: традиции и инновации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
15512
743
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ОБЫЧАЙ / ПОТРЕБНОСТИ ЛЮДЕЙ / СВАДЕБНЫЙ РИТУАЛ / ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА / WEDDING RITUAL VALUES OF THE SOCIETY / CUSTOM AND NEEDS OF THE PEOPLE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чиркова Наталья Владимировна

Статья посвящена исследованию свадебного ритуала как социальной и культурной практики общества. Традиционная свадьба рассматривается как ресурс современной свадебной церемонии. Свадьба анализируется с точки зрения носителей духовных ценностей и смыслов. Автор обращает внимание на такие ключевые понятия, как свадебный ритуал, традиции, новации, потребности людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная свадьба как социальная и культурная практика: традиции и инновации»

ART 470083 УДК 392.51

Чиркова Наталья Владимировна,

кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ ВО «Самарский государ ственный институт культуры», г. Самара nat.chirk@mail.ru

Современная свадьба как социальная и культурная практика:

традиции и инновации

Аннотация. Статья посвящена исследованию свадебного ритуала как социальной и культурной практики общества. Традиционная свадьба рассматривается как ресурс современной свадебной церемонии. Свадьба анализируется с точки зрения носителей духовных ценностей и смыслов. Автор обращает внимание на такие ключевые понятия, как свадебный ритуал, традиции, новации, потребности людей. Ключевые слова: свадебный ритуал, ценности общества, обычай, потребности людей.

Раздел: (05) филология; искусствоведение; культурология.

Свадьба - важный момент в жизни человека. Это ритуал, знаковое событие и праздник. Она является началом новой семейной жизни двух людей. Обряды и обычаи, характерные для предсвадебного периода, а также самой свадьбы, не всегда были одинаковыми. Вышедшие из глубины веков, они подверглись трансформации, а некоторые из них и вовсе исчезли.

В настоящее время в российском обществе и культуре происходит переосмысление и переоценка института брака и семьи, а также интенсивно формируются новые символы и ритуалы, в том числе связанные с празднованием важнейших событий личной жизни. Народная мудрость вложила в понятие обрядность исконное представление о красоте, нравственности человеческих отношений, добропорядочности, справедливости, а также о нормах жизни, регламентируемых, как правило, обычаем. Закономерный процесс взаимодействия традиций и инноваций обеспечивает изменение и сохранение культуры. Во всякой культуре существует динамичное соотношение традиционности, поддерживающей стабильность, и инноваций, благодаря которым общество движется вперед. Это вполне отчетливо можно проследить на примере свадебного обряда. Изучение его изменений в исторической ретроспективе дает зримое представление о динамике духовных ценностей общества, о связи свадебных ритуалов с общекультурным опытом, этническими и конфессиональными особенностями и их изменениями в социокультурной динамике.

Для современного общества характерен как кризис моральных ценностей, так и активный поиск новой парадигмы духовного развития, этнокультурной и нравственной самоидентификации в целях успешного осуществления модернизации России и возвращения к исконно русским традициям. Культура во всей совокупности ее составляющих выступает при этом как важнейший фактор устойчивого развития, для которого остро необходимо органическое единство традиций и новаций, социокультурной преемственности поколений. Процесс трансформации культуры в ХХ веке не мог привести к полному отторжению традиционных ценностей [1, с. 134]. В наше время культура обеспечивается восстановлением национальных обычаев, обрядов и ритуалов, аккумулирующих многовековой опыт народа, базовые начала его мировоззрения и духовности. В этом плане изучение соотношения традиций и новаций в русском свадебном обряде представляется актуальной научной и практической задачей.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

научно-методический электронный журнал

Народная традиция трактовала, свадьбу как обязательный акт признания и провозглашения молодой семьи. Современные молодые люди часто обращаются к прошлому, интересуются национальным духовным наследием. При этом традиционная свадьба «осовременилась», элементы обрядности изменились в соответствии с сознанием людей, их духовными запросами и т. п.

Традиционная свадьба - это ритуал, характеризующийся совокупностью обрядов, символических действий, придающих определенным событиям в жизни человека религиозные значения и смыслы. Последовательность и способы поведения в ходе совершения ритуала инвариантны, воспроизводятся традиционно, в соответствии с обычаем или специально разработанными «сценариями». Последние, как правило, со временем приобретают традиционный характер. Важные моменты в жизни человека переживаются и отмечаются не только им самим, но и членами его семьи, родственниками, друзьями и т. д. Поэтому ритуалы представляют собой в большинстве случаев коллективные действия и способствуют упрочению связи человека со своими близкими [2, с. 468].

В семье брак и семейные ценности в православной традиции играли большую роль. Они влияли на экономическое и духовно-культурное состояние человека. Создание семьи и вступление в брак было одним из решающих событий его жизни. Это событие влияло на поведение и отношение между подрастающим поколением. Тема брака постоянно присутствовала и проявлялась в жизни молодежи, особенно возрастала актуальность по мере приближения к брачному возрасту. Мальчики все больше приобщались к мужским интересам и работам, девушки - к заботам будущей матери и хозяйки. По существу, вся добрачная жизнь девушки и юноши была подготовкой к замужеству или женитьбе. Брачный возраст для девушки наступал в 16-17 лет, для юноши в 18-20 лет [3, с. 78].

Традиционная русская свадьба имеет множество локальных вариантов, которые группируются в два основных - северный и южный, имеющие принципиальные отличия в драматургии. Если северорусская свадьба представляет собой драму для невесты и ее родни, то южнорусский вариант обряда режиссируется как игровое веселое действо. Свадьба переводит жениха и невесту из младшей возрастной группы в старшую. Русская традиционная свадьба концентрирует внимание главным образом на невесте, поэтому для нее этот переход наиболее существенен, чем для жениха. Для невесты это двойной переход: иерархический («вертикальный») - «из девиц в молодухи», а также - «горизонтальный» - из одной семьи в другую. Оба плана перехода относительно самостоятельны и могут разворачиваться одновременно, а могут и переплетаться, тогда обрядовые элементы несут двойную семантическую нагрузку. Художественно-мифологической основой свадебного комплекса является универсальное представление о переходе «через смерть - к новому рождению», что сопровождается актами «проводов - встречи». Невеста в процессе инициации переступает границу между двумя мирами: отделяясь от своей семьи и рода, «умирает» в прежнем качестве, «возрождается» в новом - становится членом семьи мужа, приобретает новый социальный статус женщины.

Традиционный свадебный обряд состоял из трех основных циклов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного, что было одинаково для всех сословий. Предсвадебный цикл включал в себя: сватовство, смотрины, осмотр дома, сговор, рукобитье, помолвку, девишник, мальчишник, обрядовое мытье жениха и невесты в бане перед свадьбой.

научно-методический электронный журнал

Свадебный цикл начинается со сбора свадебного поезда. Затем следовал приезд жениха за невестой, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, свадебный пир, обряды после первой брачной ночи («почестность невесты»). Основная свадебная церемония - собственно свадьба включает в себя обряд в доме невесты (приезд жениха с поездом), венчание и главное свадебное торжество у жениха (княжой стол, большой стол, красный стол и т. п.), которое может происходить сразу после приезда от венчания, или на следующий день после брачной ночи.

Послесвадебный цикл включает в себя «отводины» или «визитную неделю» -визиты молодых к ближайшим родственникам и друзьям, одаривание гостей подарками. Свадебный цикл завершался «хлебинами» - послесвадебным пиром в доме невесты [4, с. 134].

В современном обществе свадебное торжество приобретает свою специфику: несмотря на роскошь и пышность проведения свадебной церемонии, утрачивается традиционность в проведении свадебного ритуала, теряется трепетность и долговечность отношений между женихом и невестой. Тем не менее, сегодня в среде российской молодёжи отмечается возвращение интереса к традиционному свадебному обряду. Вступая в брак, молодые люди стремятся отметить день его заключения запоминающимся образом, так как формальный обряд регистрации не отличается привлекательностью и не способен полностью удовлетворить потребности современных молодоженов. Поэтому разработка современного свадебного торжества с воспроизведением традиционных свадебных ритуалов, превративших свадьбу из обычного праздника в инновационный, и одновременно традиционный, обряд инициации, является актуальной и значимой проблемой в условиях современного общества. Традиционная свадьба становится, таким образом, мощным ресурсом современного свадебного торжества.

Проведение свадьбы в традиционном русском стиле, когда ведущий, молодожены и гости могут быть одеты в национальные костюмы, дает возможность существенно разнообразить и наполнить большим смыслом современный свадебный ритуал. Кроме того, сам свадебный обряд может стать по-новому интересным для молодых людей, если он будет включать в себя элементы традиционного свадебного ритуала. Сегодня эта тенденция становится все более актуальной. Молодые люди используют фрагменты традиционных свадебных действий, не задумываясь о том, что они уходят своими корнями в далекое прошлое. Так, известно, что важной частью современной свадебной церемонии является посещение достопримечательностей. Данное действие сводится к тому, что после регистрации брака в ЗАГСе жених с невестой в компании гостей отправляются кататься на автомобилях, при этом в определенных, «особых» точках маршрута (обычно это местные достопримечательности) делаются остановки и производятся обрядовые действия. В катаниях обычно участвует исключительно молодежь. Гости старшего возраста встречают молодых за свадебным столом, куда те приезжают после катаний. Современному человеку, который не старше среднего возраста, данный обряд кажется привычным и «само собой разумеющимся», однако возник он сравнительно недавно - во второй половине 1960-х годов [5, с. 43]. Современный обряд «катания» может быть сопоставим с традиционным обрядом «свадебный поезд», когда молодожены трижды проезжали по селу в повозке или санях.

Для выявления символики современных «свадебных достопримечательностей» был проведен опрос в интернет пространстве. В нем участвовало более 500 человек.

научно-методический электронный журнал

Обрядовые катания присутствуют в подавляющем большинстве (92%) свадебных церемоний. Было выделено три основных типа посещаемых объектов, причем некоторые могут быть отнесены одновременно и к двум, и к трем типам.

Тип 1. Достопримечательности, связанные с почитанием предков. К данному типу относятся 57% посещаемых объектов, упомянутых информантами, подобные объекты посещаются в 73% свадебных церемоний. Чаще всего к числу объектов этого типа относятся мемориалы в честь погибших в Великой Отечественной войне - Вечные огни, обелиски, братские могилы и т. д. При посещении подобных мемориалов молодожены практически всегда возлагают цветы. Военные памятники являются наиболее распространенной «свадебной достопримечательностью»; если информант, описывая свадебный обряд в своем городе, упоминает хотя бы один объект, посещаемый традиционно, то это, скорее всего, памятник в честь погибших на войне. К числу объектов, связанных с почитанием предков, мы относим и монументы в честь исторических деятелей, «знаковых» для данной местности.

Тип 2. Достопримечательности, связанные с территориальной и культурной самоидентификацией. К данному типу относятся 35% объектов; эти объекты посещаются в 54% свадебных церемоний. В число таких «идентификационных» мест входят «свадебные достопримечательности» в центре города или же возвышенности, с которых открывается панорама на город. Вообще, молодожены любят забираться на высоту - часто для посещения используются площадки не с видом на город, а просто с далеким обзором окрестностей. Самоидентификация молодоженов в культурно-профессиональном пространстве заметна в случаях посещения ими мест их работы или учебы, а также других объектов, связанных со сферой занятости. Самоидентификация и самопрезентация себя как члена некого сообщества людей особо значима, поскольку традиционно свадебное застолье у многих народов считалось выше церковного венчания. В свадебной формуле «перед Богом и людьми» на первое место выступали «люди», идентификация молодоженов как членов сообщества, засвидетельствованная самими членами сообщества, имела первоочередное значение.

Тип 3. Природные объекты - 47% посещаемых мест; визиты на эти объекты фиксируются в 71% свадебных церемоний. Местом, куда заезжают праздничные процессии, может быть парк, лес, возвышенность, пляж. Одним из основных мотивов, связанных с посещением природных объектов является мотив отдыха, праздности, ничегонеделания. В восприятии большинства современных горожан пространство природы связано исключительно с нетрудовыми, праздничными действиями - пикниками, прогулками, купаниями, сбором «даров природы». Возможно, что одной из причин повышенной тяги современных молодоженов к природным объектам является желание привить последующей семейной жизни легкость, беспроблемность, праздничность.

Еще одно повсеместное мероприятие, часто не воспринимаемое как обряд, но, несомненно, имеющее обрядовое наполнение - фотографирование на фоне достопримечательностей. Иногда для той или иной «свадебной достопримечательности» вырабатывается определенный тип фотографии. В Самаре наиболее популярными местами для проведения свадебной фотосессии являются: Загородный парк, набережная р. Волги, Полевой спуск, «Старая» набережная, Речной порт; вертолетная смотровая площадка, Ботанический сад, Струковский парк, Парк имени Ю. Гагарина, Парк Победы, Площадь Славы, Самарская площадь, Самарский драматический театр, улица Ленинградская, Самарский железнодорожный вокзал, Царев курган.

Получает все большее распространение повязывание ленточек (с наряда невесты, с капота свадебного автомобиля и т. д.) на ветви деревьев, обычай вешать в

научно-методический электронный журнал

честь свадьбы замки, а также прогулки на автомобиле по улицам города (например, в Санкт-Петербурге - Невский проспект, в Самаре - улица Ново-Садовая).

Одним из факторов, позволяющим тем или иным обрядам прижиться, является их простота и удобство исполнения. Многие из современных свадебных ритуалов (особенно это относится к ритуалам, связанным с природными объектами), имеют аналоги в архаичной обрядности. Однако подобная архаичность в большинстве случаев обманчива - мы имеем дело не с архаикой, а с обрядами, сформировавшимися в последние десятилетия. Конечно, здесь не может идти речи о какой-либо преемственности - это просто сходные действия, призванные обслужить одну и ту же потребность - ритуально оформить процесс свадебного перехода.

Но есть в современной свадебной церемонии и такие деяния, которые напрямую указывают на связь с традиционным прошлым. Например, свадебный каравай, который выпекали накануне родные, сегодня также считается символом семейного счастья. Или эпизод поднесения женихом подарка невесте, напоминает ларец, который когда-то жених посылал утром избраннице, в день венчания. Битье посуды на свадьбе женихом и невестой сопоставляется с традиционным свадебным ритуалом - «битье горшков»: чем больше осколков, тем больше детей и гостей будет в доме молодых [6, с. 190]. Обряд битья посуды сохранился в наше время в качестве игрового элемента свадьбы. Свадебное застолье также является традиционным свадебным ритуалом. Сегодня молодоженов усаживают в цент праздничного стола (красный угол), рядом с невестой находится лучшая подруга, а с женихом - лучший друг; вокруг них - родители, родные и гости. Важное место, как в современной, так и традиционной свадебной церемонии занимает ритуальная пища. Таким образом, в русской свадьбе старинный обряд никогда полностью не исчезал, хотя претерпел серьезные изменения.

Итак, свадебный ритуал в России за тысячелетия пережил существенную трансформацию. В настоящее время наблюдается тенденция к отказу от традиционного празднования важнейшего события в жизни человека. В русском свадебном обряде появились черты, характерные для западного образа жизни. Современные молодые люди, как правило, сами выбирают тот способ проведения свадебного торжества, какой понравился им самим, который видели у друзей, знакомых, родственников. Свадебный каравай, яркое индивидуальное свадебное платье, необычный свадебный кортеж, осыпание молодых зерном, конфетами, монетами, свадебное веселье с народными и современными танцами, фейерверками - все это говорит о том, что молодежь XXI века увлекается яркими событиями и с удовольствием перенимает элементы старинной свадьбы, иногда даже не зная о том, что это традиционный обряд. Поэтому молодежи XXI века необходимо помочь отобрать и творчески переосмыслить из старого наследства то, что соответствует духу времени, содействует развитию инициативы самой молодежи, вносит в свадебное торжество новую струю и способствует укреплению семейных отношений. Ведь важнейшим механизмом любой культуры является ее культурное наследие. Поэтому задачей современного общества должно стать не только сохранение накопленных культурных ценностей, но и их использование и передача, посредством включения в пространство современной культуры [7, с. 10]. Умение воплотить в нынешнюю действительность свадебные обычаи, которыми богат русский народ - важная и необходимая задача современников.

научно-методический электронный журнал

Ссылки на источники

1. Чирков М. С. К вопросу о характере социальной трансформации в 1920-1980-х годах: советское крестьянство в социокультурном контексте // Креативная экономика и социальные инновации. -2016. - № 4(17). - С.127-134.

Eckert R. Zur slawische Hochzertsterminologie // Zeitschrift fur Slavistik. -1965. - Bd. X. - Hf. 2. - S. 185211.

Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. - М.: Экономика, 1993. - 397 с. Ведерникова Т. И., Александрова С. А. Народная художественная культура. - Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2013. - 300 с.

Лотман Ю. М. Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры и проблемы переводимо-сти. - М.: Наука, 1987. - С. 5-60.

Жирнова Г. В. Русский городской свадебный обряд конца XIX - начала XX вв. // Советская этнография. - 1969. - № 1.- С. 48-58.

Зайцева И.А. Визуальные формы ретрансляции культурного наследия в художественной проекции современного плаката // Национально-культурное наследие России: региональный аспект: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Самара: Самар. гос.ин-т культуры, 2016. - 273 с.

Natalia Chirkova,

PhD, Associate Professor, Samara State Institute of Culture, Samara nat.chirk@mail.ru

Modern wedding as a social and cultural practice: tradition and innovation

Abstract. The article is devoted to the wedding ritual as social and cultural practices of society. Traditional wedding is considered as the resource of the modern wedding ceremony. Wedding are analyzed from the point of view of the bearers of cultural values and meanings. The author pays attention to such key concepts as wedding ceremony, traditions, innovations and needs of the people. Key words: wedding ritual values of the society, custom and needs of the people.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 22.03.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 27.03.17

Принята к публикации Accepted for publication 27.03.17 Опубликована Published 29.03.17

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Чиркова Н. В., 2017

977230412017340

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.