Научная статья на тему 'Русский свадебно-обрядовый комплекс Южного Урала: традиции и современность'

Русский свадебно-обрядовый комплекс Южного Урала: традиции и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1922
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЙ СВАДЕБНО-ОБРЯДОВЫЙ КОМПЛЕКС / ТРАДИЦИОННЫЙ СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД / СОВРЕМЕННАЯ СВАДЬБА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сафонова Н. А.

Анализ фольклорно-этнографических материалов выявляет характерные особенности южнорусского и северорусского типов свадьбы, реализующиеся на исследуемой территории; выделены региональные особенности. Определяется ряд проблем, связанных с сохранением и развитием традиционного свадебно-обрядового комплекса Южного Урала в современных условиях. Обоснованием культурологического изучения исследуемого явления является анализ основных социокультурных изменений произошедших в традиционном свадебно-обрядовом комплексе русского населения Южного Урала (утрачивание магической функции, сворачивание либо полное забвение обрядовых действий, изменение регламента проведения свадебного обряда, привнесение новых традиций, наличие и степень сохранности обрядовых действий, сохраняющихся сегодня в современной свадьбе).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN WEDDING RITUAL COMPLEX OF THE SOUTHERN URALS: TRADITION AND MODERNITY

Analysis of folklore and ethnographic material reveals characteristic features of South Russian and North Russian types of weddings that are realized in the study area; selected regional features were studied. The paper identifies the number of problems associated with the preservation and development of the traditional wedding ritual complex of the southern Urals in modern conditions. The culturological study of the researched phenomenon constitutes the analysis of the main socio-cultural changes occurring in the traditional wedding ritual complex of the Russian population of the southern Urals (forfeiting magical functions, curtailment, or complete oblivion of ritual action, change of regulation for the wedding ceremony, the introduction of new traditions, the presence and degree of preservation of rituals that persist today in modern wedding).

Текст научной работы на тему «Русский свадебно-обрядовый комплекс Южного Урала: традиции и современность»

УДК 392.51 ББК 71

Н. А. Сафонова,

ФГБОУВО «Челябинский государственный институт культуры», ул. Орджоникидзе, д. 36-а, 454091 г. Челябинск, Россия

РУССКИЙ СВАДЕБНО-ОБРЯДОВЫЙ КОМПЛЕКС ЮЖНОГО УРАЛА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация. Анализ фольклорно-этнографических материалов выявляет характерные особенности южнорусского и северорусского типов свадьбы, реализующиеся на исследуемой территории; выделены региональные особенности. Определяется ряд проблем, связанных с сохранением и развитием традиционного свадебно-обрядового комплекса Южного Урала в современных условиях. Обоснованием культурологического изучения исследуемого явления является анализ основных социокультурных изменений произошедших в традиционном свадебно-обрядовом комплексе русского населения Южного Урала (утрачивание магической функции, сворачивание либо полное забвение обрядовых действий, изменение регламента проведения свадебного обряда, привнесение новых традиций, наличие и степень сохранности обрядовых действий, сохраняющихся сегодня в современной свадьбе).

Ключевые слова: традиционный свадебно-обрядовый комплекс, традиционный свадебный обряд, современная свадьба. Дата поступления статьи: 23 .04.2016

Информация об авторе: Наталья Александровна Сафонова — кандидат культурологии, доцент кафедры этнокультурного образования, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры». E-mail: [email protected]

Одним из основополагающих компонентов традиционной культуры, репрезентирующим культуру в целом и человека как её носителя, является свадебно-обрядовый комплекс. Как особый пласт культуры, он имеет не только историческую и эстетическую ценность, но и обладает огромным духовно-нравственным потенциалом.

Это слепок образа жизни, моральных представлений, эстетических идеалов и нравственных норм эпохи. Для того чтобы понять, объективно оценить уровень сохранности и процесс развития традиционного свадебно-обрядового комплекса как явления живого, необходимо рассмотреть его в социально-историческом аспекте, в контексте реального времени, а именно, в соотношении традиций и новаций. «Во всякой культуре существует динамичное соотношение традиционности, поддерживающей стабильность, и новационности, благодаря которой общество продвигается вперед. Закономерный процесс взаимодействия традиций и новаций обеспечивает не только сохранение, но и развитие культуры» [6]. Это вполне отчётливо можно проследить на примере эволюции традиционного свадебно-обрядового комплекса.

Традиционный свадебный обряд, относящийся к «обрядам перехода» (по А. ван Геннепу), во всём своём многообразии локальных вариантов вызывал огромный инте© Сафонова Н. А., 2016

рес у исследователей разной направленности, каждый из которых, выявляя ту или иную сторону исследуемого феномена, пытался определить его сущность, структурно-функциональные особенности и т.д.

К примеру, исследователем А. ван Геннепом была выстроена трёхфазная схема rites de passage (обрядов перехода), включающая: отчуждение, лиминальность и присоединение [1]. Г. А. Левинтоном было определено, что невеста в процессе обряда совершает два перехода: вертикальный «иерархический переход из девиц в молодухи» и горизонтальный «из одной деревни в другую, из одной семьи в другую» [5]. Б. Б. Ефи-менкова вслед за Г. А. Левинтоном в качестве основы классификации свадебных обрядов восточных славян определила наличие двух сущностных линий: инициационной и территориальной, на основании чего выделила основные, ставшие уже хрестоматийными два типа свадьбы — северорусский и южнорусский. Каждый из типов свадеб обладает специфическими особенностями и имеет свой ареал распространения.

Русский свадебно-обрядовый комплекс Южного Урала принадлежит к числу наиболее развитых комплексов традиционной обрядовой культуры, сформировался на основе традиций переселенцев, мигрирующих из разных регионов России. Осваивая южноуральские земли, они адаптировались к новым климатическим, природно-географическим, социальным условиям проживания и привносили традиции своих мест. Исследование свадебных обрядов Южного Урала, относящихся к культуре позднего формирования, предполагает выявление типологических особенностей на основе исходных свадебных комплексов, относящихся к очаговым культурам.

Анализ фольклорно-этнографических материалов, собранных в Челябинской области в период с 1998 по 2013 гг. показывает, что в свадебно-обрядовом комплексе Южного Урала прослеживаются ярко выраженные составляющие двух типов свадьбы: южнорусской свадьбы «веселье» [4; 7] и северорусского типа «свадьба-похороны» [3]. Среди элементов, характеризующих северорусский тип свадьбы, выделены следующие: инициационный (вертикальный) переход невесты, проявляющийся в линейном развёртывании обрядовых действий, начинающихся в доме невесты до венчания и после переходящих в дом жениха; преобладание свадебных причитаний представителями рода невесты в предсвадебный и собственно свадебный периоды до венчания в локусе невесты («вытьё на зорю»), раздача «девьей красоты» (лент), ритуальная баня и в целом общий драматический (скорбный) настрой обрядового действа.

Характерными особенностями южнорусской свадьбы, реализующими на исследуемой территории и обусловливающими подобную атрибуцию, являются: доминирование плана территориального (горизонтального) перехода невесты; развёртывание (развитие) обрядовых действий параллельно в двух локусах — в доме жениха и невесты (сборы, благословение жениха и невесты); актуализируется комплекс обменных действий (обмен хлеба (мяса и соли), подарков для жениха и невесты), купли/продажи (выкуп невестиного места и косы), маркирующих процесс соединения двух родов; чётко прослеживается коллективность и общинность («обход дворов»); доминирование свадебных песен: поезжанских, исполняющихся на встречу свадебного поезда, величальных, корильных и незначительная роль свадебных причитаний; украшение срубленного деревца, как правило, берёзки, либо репья, символизировавшего «девью красоту», баня; название южнорусского типа свадьбы — «веселье» не было зафиксировано, но многие информанты говорили о том, что свадьба «игралась».

В рамках проведённого исследования были выделены региональные особенности, характеризующиеся параллельно сосуществующими, имеющими разные социо-

культурные основы двумя типами свадеб (северорусской и южнорусской), по-разному проявляющиеся на исследуемой территории; среди обрядовых действий: предсвадебная вечеринка у жениха — «мальчишник», символичные сборы и благословение жениха (Пластовский район), обход дворов; обмен хлеба, мяса и соли; окликание «Косьмы и Демьяна» (Катав-Ивановский район); «красу терять» (Брединский район), «поры-вышная» (окончание свадебного обряда), с комплексом символических действий («печением блинов», изготовлением чучела).

В конце XIX - начале XX вв., независимо от территории и соответствующего для него типа свадьбы, браки заключались преимущественно по выбору родителей, руководствовавшихся больше экономическими соображениями. Характер брачных отношений был обусловлен внутренним строем патриархальной крестьянской семьи, сохранявшейся до начала XX в. Порой, из-за несогласия с родителями, совершались распространённые в этот период свадьбы убегом (уходом, уводом). Подобные свадьбы совершались тайно, либо против воли родителей с насильственным похищением, либо с тайного согласия родителей по разного рода причинам: «...во избежание расходов; огласки сельчан, если девки были сомнительного поведения» [2, с. 460]; из-за запретов браков с «иноверцами» в старообрядческой среде, бедности и др. В начале XX в. браки у русских стали всё чаще заключаться по согласию молодых.

Тщательное изучение и реконструкция собранных фольклорно-полевых материалов путём описания, сопоставления, сравнения, а также обобщения и анализа отдельных структурных элементов традиционного свадебного обряда русского населения Южного Урала, раскрытие его природы (содержание, структура, функции, сущность), исторической роли изучаемого явления способствует рассмотрению и пониманию современных интерпретаций, прогнозированию дальнейших судеб этого явления. Анализ материалов, приведённых в таблице 1, показывает степень сохранности этапов и действий свадебного обряда, либо, наоборот, их забвение.

Таблица 1 - Структура свадебного обряда Table 1 - The structure of Wedding Ritual

ТРАДИЦИОННЫЙ СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД СОВРЕМЕННАЯ СВАДЬБА

Предсвадебный период 1. Сватовство 1. Знакомство (сватовство)

2. Запой / Лад / Пирушка / Рукобити 2. Предложение руки и сердца / Помолвка

3. Свадебные посиделки / Свадебные вечёрки / Пирули 3. Знакомство семей / Подготовка к свадьбе

4. Вытьё на зорю 4. -

5. Вешать занавески / Мерить занавески 5. -

6. Ходить за мылом / Носить рубаху (обмен подарками) 6. -

7. Привоз сундука / Кладки / Коробушки 7. -

8. - 8. Объезд родственников

и друзей — приглашение на свадьбу

9. Девичник / Мальчишник 9. Девичник / Мальчишник

(предсвадебная вечерка)

10. Баня. 10. -

Свадебный Свадебный день — Гарны / Свадебный день

период Большой стол

1. Пробуждение невесты 1. Сборы невесты

2. Вытьё на зорю (если невеста 2. -

сирота — посещение кладбища)

3. Обход дворов (приглашение 3. -

родственников невесты на свадьбу)

4. Девичник (украшение 4. -

деревца, расплетение косы,

прощание с девьеи красотой —

раздача лент и т. д.)

5. Баня 5. -

6. Сборы невесты 6. -

7. Приход с повестью (с сообщением) 7. -

8. Окликание Косьмы и Дамиана 8. -

9. Благословение невесты / 9. Благословение невесты /

жениха жениха

10. Встреча свадебного поезда 10. Встреча свадебного кортежа

11. Величание гостей 11. Проведение конкурсов, игр и заданий для жениха и его гостей

12. Выкуп невестиного места 12. Выкуп невесты

и косы

13. Обмен хлеба, мяса и соли 13. -

14. Венчание 14. Регистрация

15. Перевоз приданого 15. -

16. Красу терять / Катание на 16. Объезд памятников,

лошадях достопримечательностей города, возложение цветов, фотосессия

17. Смотрины приданого 17. -

18. Встреча молодых от венца 18. Встреча молодых после регистрации и фотосессии

19. Окручивание невесты 19. -

20. Гарны / Большой стол / 20. Свадебное застолье

Свадебный пир (банкет / фуршет)

21. Поклоны / Дары / Класть на сыр 21. Поздравления и одаривания молодых

22. - 22. Снятие фаты

23. Провожание молодых на подклет 23. Провожание молодых

Второй свадебный день Блинный день Второй свадебный день (проводится не всегда)

1. Приход нарядих / Ряженые / Поиски ярки (невесты) 1. Ряженые / Поиски ярки (сохраняется только в сельской местности)

2. Осведомление о чести молодой (проверка простыни, рубахи, поедание блинов, яишень и т. д.) 2. -

3. Блинный день (свадебное застолье) 3. Свадебное застолье (банкет / фуршет)

4. Порывышная / Концы хоронить / Разгонный (разгон) 4. Провожание гостей (окончание свадьбы)

Послесвадебный период 1. Посещение сродников 1. Посещение родственников

2. Посещение молодых 2. Посещение молодых

3. Приглашение молодых на Масленицу и другие праздники 3. Приглашение молодых в гости

4. - 4. Свадебное путешествие

5. - 5. Венчание (может совершаться, как до, так и после регистрации и самой свадьбы)

Данные таблицы 1 наглядно демонстрируют наличие и степень сохранности обрядовых действий, сохраняющихся сегодня в современной свадьбе. На основании вышеизложенных данных постараемся выделить наиболее важные изменения, произошедшие в свадебно-обрядовом комплексе русского населения Южного Урала.

Многие обрядовые действия, ритуалы, имеющие в прошлом основополагающую магическую функцию, уже не реализуются в современной свадьбе, они преданы забвению и хранятся лишь в пассивной памяти информантов. Некогда важные символические действия, при утрате магической функции, заменяются другими на современный лад, сохраняя лишь упоминание о важности того или иного события в прошлом. К примеру, наиболее важный кульминационный ритуал окручивание невесты (смена девичьего головного убора на женский), совершавшийся в доме жениха перед свадебным застольем, после чего невеста окончательно считалась замужней женщиной, сегодня заменён на снятие фаты, происходящее в конце первого дня свадьбы после застолья, а замужней женщиной невеста считается после совершения регистрации в ЗАГСе. Наблюдаются переосмысление, а точнее «выветривание», смысловой нагрузки наиболее важных, значимых действий в обряде; размывание и утрата магической сакральной ос-

новополагающей функции свадебных обрядовых действий и нарастание функции театрально-игровой, развлекательной.

Сохранность тех или иных традиционных действий в современной свадьбе говорит об их значимости и актуальности в прошлом. К примеру, обрядовое действие прощание с девичеством, на котором невеста раздавала девушкам-подружкам ленты (таким способом осуществлялась передача очереди на свадьбу), сегодня заменена символическим действием на европейский манер (невеста бросает свадебный букет подругам). При замене атрибутов смысл действия сохранился, раздача лент заменилась киданием свадебного букета.

Со временем происходит сокращение, «сворачивание» традиционных обрядовых действий в одно. К примеру, после благополучного сватовства по традиции происходил запой (лад, пирушка, здесь же — рукобитие), после которого невеста считалась просватанной. Сегодня же эти действия — сватовство и последующий запой — отражены в одном, и оно носит европейское название — помолвка, на которой жених просит руки и сердце своей избранницы у её родителей. Зачастую жених делает предложение своей любимой вне чьего-либо присутствия, т. е. наедине.

Многие традиционные действия сегодня приобрели развлекательно-игровую окраску. К примеру, выкуп невесты. Традиция выкупа невесты зародилась ещё в древние времена. Как следует из названия этого обряда, в прошлом жених в буквальном смысле выкупал невесту у её родственников посредством денег, тем самым доказывая родственникам невесты свою состоятельность и право взять её в жены. Но в наше время выкуп невесты превратился просто в весёлое шуточное действие, где деньги порой отходят на второй план и играют просто символическое значение (хотя и не всегда), а на первый план выходят весёлые конкурсы и задания для жениха.

В настоящее время современная свадьба вобрала в себя элементы как традиционного русского свадебного обряда, так и «европейской» и «американской» свадеб, которые становятся сейчас всё более модными: например, заимствованное у европейцев бросание невестой свадебного букета, а также американская традиция бросания женихом свадебной подвязки невесты, обусловливающие выбор будущих невесты и жениха.

В советский период появляется новая традиция: символичным свадебным угощением становится свадебный торт. Его преподносят гостям ближе к концу банкета, первый кусок которого молодожены должны разрезать вместе одним ножом, тем самым символически выражая функцию сближения и породнения двух сторон.

Свадебный поезд, некогда состоящий из запряжённых кошёвок (повозок), заменятся на свадебный кортеж из дорогостоящих автомобилей; свадебный наряд невесты, сшитый по традиционным канонам, — свадебным нарядом, следующим последним тенденциям моды и покупаемым в салоне для новобрачных; обрядовые песни и пляски — современной музыкой и т.д. Многие традиционные названия обрядовых действий, атрибутов, участников приобрели новые современные названия: свадебный поезд — свадебный кортеж; возчики / кучера кошёвок (повозок) — водители автомобилей; дружка — тамада; гарны (большой стол) — свадебный банкет; сватовство, запой (лад) — помолвка и т.д.

Изменились также сроки «справления» свадьбы. Традиционно свадьбы игрались от двух-трёх дней и до недели и больше, сегодня они празднуются в сокращённом варианте от 1 до 2 дней. Организация и проведение свадебного обряда зависели от трудовой деятельности наших предков, существовала прямая зависимость от годового цикла сельскохозяйственных работ, в результате чего дату свадьбы старались приурочить

к определённым периодам, праздникам народного календаря (зимний мясоед, Красная горка и т.д.). Сегодня данная тенденция практически не прослеживается. Массовый характер проводимого свадебного действа, сопричастность жителей всего села, деревни к происходящему событию также утрачивается, в силу обособленности, закрытости, в целом сокращения социального общения людей.

Свадебная обрядность русского населения Южного Урала, в первой половине XX в. во многом ещеё сохраняющая традиционный характер, по причинам социокультурных, экономических, политических перемен претерпевает ряд определённых изменений. Вследствие возросшей самостоятельности молодых, браки стали заключаться по их согласию. Идеология времени вводила запрет на венчание, с появлением ЗАГСов браки стали официально регистрироваться. Социокультурные преобразования первой половины XX столетия повлияли на зарождение новых тенденций: церемонии обмена кольцами, навешивания замков, посещения памятников и достопримечательностей и т.д.

Изменяется регламент проведения свадебного торжества, наблюдается уменьшение, сворачивание обрядовых действий, а порой их полное забвение. Многие формирующиеся сегодня, порою заимствованные обрядовые действия, предметы-атрибуты сегодня находят своё отражение в русском свадебном комплексе и становятся традиционными. Трансформационные процессы происходят и в идеологической направленности свадебного обряда. Увеличение гражданских браков, формирующие чувство безответственности перед гражданскими супругами изменяет и разрушает идеологическое зерно самого института брака, фундаментальным звеном которого является ответственность друг перед другом, наделение определёнными обязанностями, и в первую очередь в воспитании детей.

В настоящее время современная свадьба вобрала в себя как элементы традиционной русской свадьбы, так и особенности других культур, которые становятся сейчас всё более модными. Наличие же традиционных элементов в современной свадьбе определяется значимостью их функций, а также разработанностью того или иного эпизода свадьбы в прошлом. Из многочисленных функций обряда в настоящее время сохранились немногие. На сегодняшний день наиболее актуальными являются эстетическая, игровая и развлекательная функции. Во многих случаях именно с ними связано использование элементов традиционного свадебного обряда. Многие обрядовые действия, имеющие в прошлом основную магическую функцию, утратили своё значение или приобрели развлекательно-игровую окраску; часть из них предана забвению и либо не реализуется в современной свадьбе, либо заменяется современными аналогами. Кардинально меняется обрядовое (ритуальное) поведение участников свадебного действа, регламент проведения свадебного торжества. Обрядовые действия и компоненты, обладающие «корневым» характером, реинтерпретируются в современной культуре и обеспечивают дополнительный ресурс развития, тем самым делая культуру разнообразнее и богаче.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Геннеп ванА. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / пер. с франц.

М.: Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 1999. 198 с. (Этнографическая

библиотека).

2 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Рус. яз.,

1991. Т. IV. С. 460.

3 Ефименкова Б. Б. К типологии свадебных ритуалов восточных славян // Музыка русской свадьбы (проблемы регионального исследования): тез. докл. науч.-практ. конф. М.: КМ и Ф СК РСФСР, 1987. С. 8-15.

4 Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография / пер. с нем. К. Д. Цивиной; примеч. Т. А. Бернштам, Т. В. Станюкович и К. В. Чистова. М.: Наука, 1991. 511 с.

5 Левинтон Г. А. Понятие «кода» в исследовании обряда // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: тез. докл. науч.-практ. конф.: в 2 ч. М., 1988. Ч. 1. С. 136-138.

6 Тимофеева Л. В. Традиции и новации в русском свадебном обряде: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 24.00.01. М., 2004. 18 с. URL: http://dlib.rsl.ru/01002662373 (дата обращения 07.06.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Щуров В. М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве // Музыкальная фольклористика: сб. ст. / ред.-сост. А. А. Банин. М., 1986. Вып. 3. С. 11-47.

***

Natalia A. Safonova,

Chelyabinsk State Institute of culture, Ordzhonikidze street, 36 a, 454 091 Chelyabinsk, Russia

RUSSIAN WEDDING RITUAL COMPLEX OF THE SOUTHERN URALS:

TRADITION AND MODERNITY

Abstract: Analysis of folklore and ethnographic material reveals characteristic features of South Russian and North Russian types of weddings that are realized in the study area; selected regional features were studied. The paper identifies the number of problems associated with the preservation and development of the traditional wedding ritual complex of the southern Urals in modern conditions. The culturological study of the researched phenomenon constitutes the analysis of the main socio-cultural changes occurring in the traditional wedding ritual complex of the Russian population of the southern Urals (forfeiting magical functions, curtailment, or complete oblivion of ritual action, change of regulation for the wedding ceremony, the introduction of new traditions, the presence and degree of preservation of rituals that persist today in modern wedding).

Keywords: traditional wedding-ceremonial complex, a traditional wedding ceremony, contemporary wedding. Received: 23.04.2016

Information about the author: Natalia A. Safonova — PhD in Culturology, Associate Professor of the Department of ethno-cultural education, Chelyabinsk State Institute of culture. E-mail: [email protected]

REFERENCES

1 Gennep van A. Obriady perekhoda. Sistematicheskoe izuchenie obriadovю. [The rites of passage. A systematic study of rites], per. s frants. Moscow, Izdat. firma «Vostochnaia literatura» RAN Publ., 1999. 198 p. (Etnograficheskaia biblioteka). (In Russ.)

2 Dal' V. I. Tolkovyi slovar'zhivogo velikorusskogo iazyka. [Explanatory dictionary of the living Russian language], v 4 t. Moscow, Rus. iaz. Publ., 1991. Vol. IV P. 460. (In Russ.)

3 Efimenkova B. B. K tipologii svadebnykh ritualov vostochnykh slavian [On the typology of the wedding rituals of Eastern Slavs]. Muzyka russkoi svad'by (problemy regional'nogo issledovaniia) [Music of Russian wedding (regional studies)], tez. dokl. nauch.-prakt. konf. Moscow, KM i F SK RSFSR Publ., 1987, pp. 8-15. (In Russ.)

4 Zelenin D. K. Vostochnoslavianskaia etnografiia [East Slavic Ethnography], per. s nem. K. D. Tsivinoi; primech. T. A. Bernshtam, T. V. Staniukovich i K. V. Chistova. Moscow, Nauka Publ., 1991. 511 p. (In Russ.)

5 Levinton G. A. Poniatie «koda» v issledovanii obriada [The notion of «code» in the study of ritual]. Fol'klor: problemy sokhraneniia, izucheniia ipropagandy [Folklore: problems of preservation, study and propaganda], tez. dokl. nauch.-prakt. konf.: v 2 ch. Moscow Publ., 1988, part 1, pp. 136-138. (In Russ.)

6 Timofeeva L. V. Traditsii i novatsii v russkom svadebnom obriade [Traditions and innovations in Russian wedding ceremony], avtoref. dis. ... kand. ist. nauk: 24.00.01. Moscow Publ., 2004. 18 p. Available at: http://dlib.rsl.ru/01002662373 (Accessed 07 June 2015). (In Russ.)

7 Shchurov V. M. O regional'nykh traditsiiakh v russkom narodnom muzykal'nom tvorchestve [About the regional traditions of Russian folk music]. Muzykal'naia fol'kloristika [Musical folklore study], sb. st., ed.-comp. A. A. Banin. Moscow Publ., 1986, issue 3, pp. 11-47. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.