и
УДК 373.1.02:372.8 ГРНТИ 14.25.09
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИГРА «АСЫК АТУ» КАК НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ПОДХОД И ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОПОСРЕДОВАНННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Андатпа
Автор окудагы кейбiр мэселелердi шешуд1 карастырады: зейiнсiздiк, жYpiс-т¥pысы аз eMip салты, мотордын, ыцгайсыздыгы, гаджеттерге тэуелдтк, мшез-к^лыктын, б^зылуы жэне нейро ойындар аркылы балалардагы Yлгеpiм проблема-лары, атап айтканда нейропсихологиялык тYзе-ту мен ойын-сауыкты бipiктipетiн асык ойыны. Нейроойын-б^л миды жаттыктыруга жэне ней-рондык байланыстарды к¥руга арналган гылыми негiзделген гимнастика.
Аннотация
Автор рассматривает решение некоторых проблем в обучении: невнимательность, малоподвижный образ жизни, моторная неловкость, зависимость от гаджетов, поведенческие нарушения и проблемы с успеваемостью у детей через нейроигры, в частности игру в асыки, которая сочетает в себе нейропсихологическую коррекцию и развлечение. Нейроигра - это научно обоснованная гимнастика для тренировки мозга и наращивания нейронных связей.
Annotation
The author considers solutions to some problems in learning: inattention, sedentary lifestyle, motor awkwardness, dependence on gadgets, behavioral impairments and problems with academic performance through neurogames, in particular the game of "asyk atu", which combines neuropsychological correction and entertainment. A neuro-gamе is a science-based gymnastics for brain's training and building neural connections.
Зарецкая О.В.,
магистр дефектологии, уч итель-л огопед, общеобразовательная школа №4, г. Костанай
Нег1зг1 свздер: улттыц ойын, асыц ату, нейропсихологиялыц тэсы, нейроойын, бас миын ын-таландыру.
Ключевые слова: национальная игра, асык ату, нейропсихо-логический подход, нейроигра, стимулирование головного мозга.
Keywords: national game, asyk atu, neuropsychological approach, neuro-game, brain stimulation.
s <
PC
С
cc
£ p=
С
к t^ p= С a 1= к
S «
и к IT S t— С t^
о «
о
E-
к
S
к
S «
и ©
с и с
s ©
и
< РС
С
сс
£ Р=
С
к ^
р= С а 1=
к ^
«
и к ¡т
С ^
О «
о
Е-
к
к
и ©
С
и
с ©
Одна из основных задач казахстанского образования состоит в успешной интеграции в международное образовательное пространство. В Послании Президента народу Казахстана говорится о том, что в целом перед казахстанским образованием и наукой стоит масштабная, неотложная задача - не просто поспевать за новыми веяниями, а быть на шаг впереди, генерировать тренды. В связи с чем педагог всегда находится в поиске новых путей достижения успеха, кем бы он ни был: учителем математики, педагогом начальных классов, психологом.
Согласно словам главы государства К.Токаева системе образования нужны мотивированные и квалифицированные педагоги, так как именно они должны быть носителями новых знаний, настоящими просветителями. В связи с этим я занялась изучением современного опыта работы моих коллег-соотечественников и зарубежных педагогов в плане усовершенствования системы работы по искоренению школьных трудностей, проблем усвоения школьной программы.
Глава государства постоянно подчеркивает необходимость разработки концепции развития национальных видов спорта, отмечает важность проведения V Всемирных игр кочевников в 2024 году. Национальные виды спорта сегодня набирают все большую популярность среди молодежи. Все они без исключения: и развлечения, и национальные игры - всегда выполняли общественные задачи: воспитательные, ритуальные, военно-спортивные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и тд.
В первую очередь меня заинтересовала идея игры «Асык ату» — одной из самых распространённых народных игр в Средней Азии. В последние годы интерес к асык ату повышается. Национальный олимпийский комитет Казахста-
на официально признал эту игру видом спорта. Асык ату - одна из древнейших игр кочевников. По мнению ученых-этнографов, она появилась на территории Казахстана еще в первом тысячелетии до нашей эры и связана с животноводством и охотой. Возрастного ценза для участия в игре нет: соревноваться на меткость могут все от мала до велика: и дошкольники, и пенсионеры. А в 2017 году национальная игра асык ату была включена в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Подобные игры с костями и другими предметами существуют не только на территории Центральной Азии, но и на других континентах: астрагалы - у греков, таба - у испанцев, джекс - у англичан, бабки - у русских.
Необходимость и актуальность развития данного направления диктуют сами родители детей с проблемами в обучении: они часто жалуются на невнимательность, малоподвижный образ жизни, моторную неловкость, зависимость от гаджетов, поведенческие нарушения и проблемы с успеваемостью у детей. Нейрофизиологи, нейропсихологи, нейроло-гопеды предлагают решать проблему с помощью нейроигр, включенных в комплексное развитие ребенка дошкольного и школьного возраста.
С данной проблемой и помогают справиться нейропсихологические упражнения и игры, в частности, игра в асыки, сочетающая в себе нейропсихологическую коррекцию и развлечение (погашение неугасших рефлексов новорожденных, сенсорную интеграцию и реабилитацию по методу замещающего онтогенеза).
Специалисты в области коррекцион-ной педагогики и психологии, врачи отмечают, что за последние годы в Казахстане по разным причинам стремительно
Ш
увеличилось число детей, имеющих нарушения в развитии.
Резко изменился и состав учащихся специальных, а также общеобразовательных учреждений в связи с внедрением инклюзивного образования. Это дети с различными патологиями развития: нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта, физическими дефектами.
Причины их возникновения могут быть различными: биологические и социальные, эндогенные и экзогенные, врожденные и приобретенные. Причинами возникновения нарушений, в основном, занимаются медицинские работники. Педагогам необходимо найти новое решение возникающих в развитии проблем, так как новые патологии требуют новых подходов в коррекционно-разви-вающей практике, а старые методы уже не срабатывают. Поэтому я заинтересована в подборе инновационных методов коррекции, сочетающих в себе развитие и здоровьесбережение, для работы с детьми с различными отклонениями, и не имею права «плестись в хвосте» современных подходов в обучении детей с особыми образовательными потребностями.
Моторная неловкость, неполная интеграция рефлекторных паттернов может
быть причиной как функциональных и структурных проблем в организме, так и проблем, связанных с обучением и воспитанием. Так у детей, имеющих проблемы с памятью, выявлен неправильно интегрированный ассиметричный шей-но-тонический рефлекс. У детей, которые испытывают трудности с переходом от операций на конкретных предметах к образному логическому мышлению, у детей с диагнозами СДВГ, гиперактивность, дефицит внимания, неправильно интегрированы или совсем не интегрированы шейно-тонические рефлексы - симметричный и ассиметричный, рефлексы Галанта и Переса.
Как отмечают международные эксперты, игра в асыки и подобные увлечения способствуют развитию когнитивных и физических навыков. В игре задействованы все части тела, к примеру - мышцы глаз, так как приходится целиться в кость с расстояния пяти-семи метров. Дети развиваются не только физически, но и учатся соревноваться, работать в команде, считать и тд.
Давайте подробнее разберемся на примерах с какими конкретно трудностями развития ребенка помогает справиться данная игра.
Таблица 1 - Проблемы обучения детей, пути решения
Проблема обучения/ воспитания Над чем необходимо работать Как прорабатывается в игре
Плохо видит строчку, клетку Координация "глаз-рука" Развитие мышц глаз, так как приходится целиться в кость с расстояния пяти-семи метров
Неусидчивость Концентрация внимания, сосредоточенность на выполнении задания и конечном результате Комфортная обстановка во время занятий, минимальное количество отвлекающих факторов, тщательная отработка навыков
< РС
С
сс
£ Р=
С
к ^
р= С а 1=
к ^
«
и к ¡г
с—
С ^
О «
о
Е-
к ^
к
и ©
с
и
с ^
©
Нетерпимый, не может ждать Реакции возбуждения/ торможения Ожидание очереди хода
Не умение проигрывать Эмоции, принятие, потребности Проживание различных чувств от поражения до победы, их принятие, сопереживание с ребенком
Не умение работать в команде Коммуникация, взаимодействие Обучение распределению обязанностей, навыки уважительного отношения к другим, сопереживание чувствам другого человека
Проблемы в счетных операциях Зрительно-пространственное и сомато-простран-ственное восприятие; наглядно-образная и вер-бально-логическая формы мышления Развитие соматогнозиса и проприоцепции, ориентировки в пространстве
Плохой почерк Кистевой, пальцевый прак-сис Задействованы мышцы рук, кистей, прорабатываются хватательный рефлекс, ладонный захват, т.д.
Нарушение пространственной ориентации, баланс, осознание собственного тела, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки Межполушарное взаимодействие, недоразвитие мозолистого тела головного мозга Пересечение срединной линии тела, работа обеих рук, одноименная, разноименная работа частей тела
к «
и к
сг ^
С ^
О «
о
Е-
к ^
к
и ©
с
и
с ^
©
Нейропсихологическая особенность игры в асыки для детей в том, что она не воспринимается малышами как сложная обязанность или занятия для дошкольников по подготовке к школе. Это скорее игра и развлечение. Поэтому выполнение заданий, оттачивание навыков успешно проходит как в домашних условиях, так и в детских образовательных учреждениях.
Нейроигра — это научно обоснованная гимнастика для тренировки мозга и
наращивания нейронных связей. Она позволяет развивать одновременно правое и левое полушария мозга, повышает ней-ропластичность. В век многозадачности и необходимости быстро реагировать на изменения это особенно нужно.
Научные исследования доказали, что регулярная нейропрактика может оказывать нейропротекторное воздействие на мозг и настроить его на парасимпатический (расслабляющий) управляемый режим и положительные состояния. Это
■
особенно важно для современных детей, страдающих гиперактивностью, нарушением регуляторных функций головного мозга, нервно - психическими нарушениями.
Глава государства К.Токаев сказал, что залог здоровья - физическая культура. Нейропсихологический подход успешно сочетает в себе опосредованную «прокачку» работы структур головного мозга и физическую активность. Применение нейропсихологических игр и упражнений способствует улучшению памяти, самоконтроля поведения, концентрации внимания, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является маркером психологического здоровья ребенка. А что может быть важнее активного гражданина нашей страны со здоровой психикой?!
Исходя из всего вышесказанного предлагаю активно и регулярно использовать нейроупражнения, нейроигры, в частности игру в асыки, в работе педагогов.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды / Под ред. В.П. Зинченко. 2-е изд., - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. -688 с.
2.Бил Э. Клинический атлас триггер-ных точек. М.: «Практическая медицина», 2019, 189 с.
3.Васильев П.А. Атлас мышц человека. М.: 2015, 199 с.
4.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: Эксмо, 2005, 103 с.
5.Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. М.: Айрис-прес 2021, 401 с.
6.Комплекс дыхательной гимнастики с элементами полного дыхания, авторская методика/ под ред. Н.К. Новиковой, ме-
тодическое пособие, - 16 с.
7. Научно-методическое обеспечение процесса включения семьи в коррекци-онную работу/ авт.-сост. Г.М. Коржова, Г.С. Оразаева, В.В. Малиновский. - Ал-маты: ННПЦ КП, 2018. - 43 с.
8.Раннее развитие ребенка. Выпуск 2. (Советы и рекомендации для родителей ребенка второго года жизни). Составители: А.К. Ерсарина, О.Б. Карелина, Б.С. Халыкова - Алматы - 2014. - 24 с.
9.Сборник материалов занятий с родителями детей с особыми образовательными потребностями / Под общ. ред. Ибра-ева М.У.: авторы Дмитриева-Лепешева О.Г., Жангали 1.Э., Искендирова А.А., Федотова В.Ф. РИК «Эрекет» - Кокше-тау: 2020 г. - 134 с.
10.Семенович А.В. Нейропсихологи-ческая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Аcadema, 2002, 158 с.
11. ИЦр 8: //шок .^ер! га/агйс1 е в/59902 8 (дата обращения: 10.04.2023г.)
12.ИЦр8://и8рог1а1.ги/ (дата обращения: 10.04.2023 г.)
13.ИЦр8:// infourok.rU/o (дата обраще- Ц ния: 10.04.2023г.) |
14.Инстаграм: 8сИоо1_4кв1 (видеомате- ^
р I
риалы учителя-логопеда Зарецкой О.В.). ^
к ¡т
С ^
О «
о
Е-
©
о
и
о -
©