Мельников В.П.
д.т.н., профессор МАИ (НИУ), президент РОО АИПАН
Никитин В.Г.
издатель, генеральный директор журнала «Союз национальностей», Санкт- Петербург
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ В СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРЕСАХ И ПРИОРИТЕТАХ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Ключевые слова: национальная идея, интерес, приоритет, технология, Российская Федерация, интеграция, многонациональное сообщество, союз, единство, братство.
Keywords: national idea, interest, priority, technology, Russian Federation, integration, multi-ethnic community, Union, unity, brotherhood.
В печати, на различных конференциях и семинарах, форумах много лет проходит общероссийская дискуссия по вопросам новой национальной идеи современной России. При этом предлагаются различные варианты, начиная от самобытности России, в основном русского народа, в том числе и эмигрантов1, до идеи государственной идеологии, например, какой-либо ведущей партии в современной России.
Став президентом РФ В.В. Путин в 2000 году признавал, что «власть так и не смогла внятно объяснить людям в чем смысл произошедших перемен - и для страны, и для конкретного человека». Он был «убежден, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям». По его мнению, «одна из причин того, что реформы у нас идут так медленно и трудно», заключается «в отсутствии гражданского согласия и общественной консолидации по таким коренным вопросам как цели, ценности, рубежи развития»2.
При этом выдвигается множество идей и соответственно при опросах граждан и специалистов-обществоведов идет разделение понятий: демократического социального государства, патриотизма, национальности, русского и евразийского государства, социалистического или коммунистического государства, консервативного, монархического.
Первое в этом перечне понятие «Россия есть демократическое социальное государство» отражено в Конституции РФ, и поэтому она должна развиваться в демократическом направлении, следуя и отражая в своем развитии функции и положения демократических основ, т.е. отражения формы государства, основанного на признании его народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел, рационально сочетать широкий круг гражданских прав и свобод, подлинная демократия возможна только в социально ориентированном государстве, где демократические права и свободы не только провозглашаются, но и гарантируются государством и обществом.
Но на современном этапе развития Российского общества, учитывая консолидированный характер государственного взаимодействия стран Мира с Российской Федерацией возникает необходимость рассматривать концептуальные положения национальной доктрины (идеи) с учетом информациологических связей и взаимодействий с различными странами и их сообществами на основе интеграции принципов, взглядов и положений, которые должны определять национальную консолидацию России с государствами и странами различного строя и политических воззрений.
Становится очевидным, что национальная идея РФ должна адаптироваться к окружающей среде функционирования России, но в своей фундаментальной основе оставаться постоянной. Такая идея должна нести космопланетар-ный характер и отражать всю сложность информациологических взаимодействий цивилизованного построения и развития земного сообщества.
В современных условиях существования и развития России особую значимость имеют вопросы инновационно-технологической модернизации и жизнеобеспечения населения страны.
Здесь можно выделить ряд основополагающих принципов динамического развития национальной идеи РФ:
- прежде всего необходимо принять как основную базовую идею - геополитической национальной модернизации - позиционирование государства «Россия» как «интеграционного демократического многонационального сообщества» (ИДМС) союза, единства и братства ее народов, с базовым постулатом-лозунгом: «Всем по труду, от каждого по способностям и возможностям».
При этом важнейшим элементом современной национальной идеи России может являться постоянная информационно-технологическая модернизация экономики и общества на инновационной основе за счет интенсификации применения как внутренних ресурсов, так и возможностей от взаимодействия со сторонами-партнерами: например со странами БРИКС, ШОС, ЕврАзЭС и др.;
- для проведения постоянной интенсивной модернизации страны в различных направлениях за счет внутренних и внешних резервов необходима духовная (российская) заинтересованность населения в максимальном использовании
1 Портнягин А. Д. Что спасет Россию? // Союз национальностей. - СПб., 2015. - № 8. - С. 8-11.
2 Какой должна быть национальная идея России? // Союз национальностей. - СПб., 2015. - № 2.
- С. 8-9.
человеческого труда, талантов россиян, технологических возможностей и природных ресурсов под лозунгом в настоящем времени: «Ломоносовский прорыв»;
- реализация возможностей российского сообщества в ускоренной модернизации в политико-экономических и технологических направлениях эффективна только при пересмотре национальной научной парадигмы и обеспечении реализации «Национальной технологической инициативы». Важно перейти к чисто демократическим процедурам в оценках научности и ненаучности (лженаучности) результатов исследований различных неизвестных мировому сообществу явлений, проявлений взаимодействий, многие из которых мы называем аномальными. Следует задуматься над возможностями раскрытия физических основ плохо изученных (аномальных) явлений гипноза, телекинеза, теле-портации, антигравитации и т.д. Эффекты при этом могут быть громадны и могут послужить революционным скачком в технологическом развитии земного сообщества и России.
Для привлечения и интеграции научных сил, которые еще сохранили потенциал творчества и высокого уровня знаний, целесообразно создать при президенте РАН РФ координационный аналитический совет по выработке стратегий развития отечественной науки с правами разработки стратегических планов, активно привлекая в него представителей общественных академий (желательно в объеме 50% от числа членов совета).
В статье «Россия: Национальный вопрос» В.В. Путин высказывает убеждение в том, что национальная идея России в ее неразъемности, в исторически сложившейся общности многих национальностей, культур и народов. Главная национальная идея России в том, что невозможно разделить народы, принявшие добровольно решение жить вместе с русским народом. Россия - многонациональная держава. Это определяет основополагающий взгляд на национальную идею как на фундамент современной научно обоснованной парадигмы сообщества Российской Федерации, обладающей характеристиками постоянного функционирования в своем интеграционном взаимодействии с окружающим миром.
Основная составляющая «Национальной идеи» РФ лежит в сфере современной экономики. Это достижение экономической безопасности на всем протяжении функционирования ИДМС1.
Сфера экономики играет ключевую роль в обеспечении национальной идеи Российской Федерации как интеграционного демократического многофункционального государства, и эта роль проявляется в реализации защиты от угроз экономической безопасности, что является приоритетом технологического развития РФ.
Воздействию угроз РФ в сфере экономики наиболее подвержены:
• система государственной статистики;
• кредитно- финансовая система;
• информационные и учетные автоматизированные системы подразделений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность общества и государства в сфере экономики;
• системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;
• • системы сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности государства, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.
Переход к рыночным отношениям в экономике вызвал появление на внутреннем российском рынке товаров и услуг множества отечественных и зарубежных коммерческих структур - производителей и потребителей информации, средств информатизации и защиты процессов переработки информации. Бесконтрольная деятельность этих структур по созданию и защите систем сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации создает реальную угрозу безопасности России в экономической сфере. Аналогичные угрозы возникают при бесконтрольном привлечении иностранных фирм к созданию подобных систем, поскольку при этом складываются благоприятные условия для несанкционированного доступа (НСД) к конфиденциальной экономической информации и для контроля за процессами ее передачи и обработки со стороны иностранных спецслужб.
Критическое состояние предприятий национальной промышленности, разрабатывающих и производящих средства информатизации, телекоммуникации, связи и защиты процессов переработки информации, приводит к широкому использованию соответствующих импортных средств, что создает угрозу возникновения технологической зависимости России от иностранных государств.
Серьезную угрозу для нормального функционирования экономики в целом представляют компьютерные преступления, связанные с проникновением криминальных элементов в компьютерные системы и сети банков и иных кредитных организаций.
Недостаточность нормативной правовой базы, определяющей ответственность хозяйствующих субъектов за недостоверность или сокрытие сведений об их коммерческой деятельности, о потребительских свойствах производимых ими товаров и услуг, о результатах их хозяйственной деятельности, об инвестициях и т.п., препятствует нормальному функционированию хозяйствующих субъектов. В то же время существенный экономический ущерб хозяйствующим субъектам может быть нанесен вследствие разглашения информации, содержащей коммерческую тайну. В системах сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации наиболее опасны противоправное копирование информации и ее искажение вследствие преднамеренных или случайных нарушений технологии работы с информацией, НСД к ней. Это касается и федеральных органов исполнительной вла-
1 Шевцов В.А., Мельников В.П., Куприянов А.И. и др. Обеспечение ИБ деятельности учебных заведений / Под. ред. проф. В.П. Мельникова. - М.: Вузовская книга, 2012.
сти, занятых формированием и распространением информации о внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
Конечно, для решения вышеуказанных проблем должны быть приняты меры по обеспечению безопасности РФ в сфере экономики.
Отражение «Национальной идеи» должно быть в сфере внешней политики. К наиболее важным объектам и процессам обеспечения безопасности РФ в сфере внешней политики можно отнести:
- информационные ресурсы (ИР) федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях;
- ИР представительств федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, на территориях субъектов Российской Федерации;
- ИР российских предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, реализующим внешнюю политику Российской Федерации;
- российские средства массовой информации, разъясняющие зарубежной аудитории цели и основные направления государственной политики Российской Федерации, ее мнения по социально значимым событиям российской и международной жизни.
Из угроз безопасности РФ в сфере внешней политики наибольшую опасность представляют:
- информационное воздействие иностранных политических, экономических, военных и информационных структур на разработку и реализацию стратегии внешней политики Российской Федерации;
- распространение за рубежом дезинформации о внешней политике Российской Федерации;
- нарушение прав российских граждан и юридических лиц в информационной сфере за рубежом;
- попытки НСД к информации и воздействия на информационные ресурсы, информационную инфраструктуру федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях.
Определенную опасность представляют также следующие угрозы:
- нарушение установленного порядка сбора, обработки, хранения и передачи информации в федеральных органах исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, и подведомственных предприятиях, учреждениях и организациях;
- информационно-пропагандистская деятельность политических сил, общественных объединений, средств массовой информации и отдельных лиц, искажающая стратегию и тактику внешнеполитической деятельности Российской Федерации;
- недостаточная информированность населения о внешнеполитической деятельности Российской Федерации.
Отражение «Национальной идеи» в сфере внутренней политики является основополагающим фактором
существования всего российского государства. Наиболее важными объектами и процессами в интересах обеспечения безопасности РФ в сфере внутренней политики являются:
- конституционные права и свободы человека и гражданина;
- конституционный строй, национальное согласие, стабильность государственной власти, суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации;
- открытые информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти и средств массовой информации.
Наибольшую опасность в сфере внутренней политики представляют следующие угрозы безопасности РФ:
- нарушение конституционных прав и свобод граждан, реализуемых в информационной сфере;
- недостаточное правовое регулирование отношений в области прав различных политических сил на использование средств массовой информации для пропаганды своих идей;
- распространение дезинформации о политике Российской Федерации, деятельности федеральных органов государственной власти, событиях, происходящих в стране и за рубежом;
- деятельность общественных объединений, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, на распространение этих идей в средствах массовой информации;
- создание системы противодействия монополизации отечественными и зарубежными структурами составляющих информационной инфраструктуры, включая рынок информационных услуг и средства массовой информации;
- активизация контрпропагандистской деятельности, направленной на предотвращение негативных последствий распространения дезинформации о внутренней политике России.
Интересы и приоритеты в информационно-технологическом развитии РФ, как направление в «Национальной идее» ИДМС лежит в области науки и техники. Наиболее важными объектами обеспечения безопасности РФ этой в области являются:
- подготовка специалистов любых уровней квалификации, особенно высшей. Использование специалистов внутри страны. Научно-технические кадры и система их подготовки должны быть защищены и работать в интересах РФ;
- результаты фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, потенциально важные для научно-технического, технологического и социально-экономического развития страны, включая сведения, утрата которых может нанести ущерб национальным интересам и престижу Российской Федерации;
- открытия, незапатентованные технологии, промышленные образцы, полезные модели и экспериментальное оборудование;
- научно- технические кадры и система их подготовки;
- системы управления сложными исследовательскими комплексами (ядерными реакторами, ускорителями элементарных частиц, плазменными генераторами и другими).
К числу внешних угроз безопасности РФ в области науки и техники следует отнести:
- использование выпускников колледжей, вузов, аспирантур и докторантур РФ для работы в зарубежных странах;
- стремление развитых иностранных государств получить противоправный доступ к научно-техническим ресурсам России для использования полученных российскими учеными результатов в собственных интересах;
- создание льготных условий на российском рынке для иностранной научно-технической продукции и стремление развитых стран в то же время ограничить развитие научно-технического потенциала России (скупка акций передовых предприятий с их последующим перепрофилированием, сохранение экспортно-импортных ограничений и т. п.);
- политику западных стран, направленную на дальнейшее разрушение унаследованного от СССР единого научно-технического пространства государств- участников СНГ за счет переориентации на западные страны их научно-технических связей, а также отдельных, наиболее перспективных научных коллективов;
- активизацию деятельности иностранных государственных и коммерческих предприятий, учреждений и организаций в области промышленного шпионажа с привлечением к ней разведывательных и специальных служб.
К числу основных внутренних угроз безопасности РФ в области науки и техники следует отнести:
- сохраняющуюся сложную экономическую ситуацию в России, ведущую к резкому снижению финансирования научно-технической деятельности, временному падению престижа научно-технической сферы, утечке за рубеж идей и передовых разработок;
- неспособность предприятий национальных отраслей электронной промышленности производить на базе новейших достижений микроэлектроники, передовых информационных технологий конкурентоспособную наукоемкую продукцию, позволяющую обеспечить достаточный уровень технологической независимости России от зарубежных стран, что приводит к вынужденному широкому использованию импортных программно-аппаратных средств при создании и развитии в России информационной инфраструктуры;
- серьезные проблемы в области патентной защиты результатов научно-технической деятельности российских ученых;
- сложности реализации мероприятий по защите информации, особенно на акционированных предприятиях, в научно-технических учреждениях и организациях.
Реальный путь противодействия угрозам безопасности РФ в области науки и техники - это совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в данной области, и механизмов его реализации. В этих целях государство должно способствовать созданию системы оценки возможного ущерба от реализации угроз наиболее важным объектам обеспечения безопасности РФ в области науки и техники, включая общественные научные советы и организации независимой экспертизы, вырабатывающие рекомендации для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предотвращению противоправного или неэффективного использования интеллектуального потенциала России.
Отражение «Национальной идеи» в сфере духовной жизни является наиболее важной составляющей в интересах и приоритетах развития РФ. Ее положения имеют целью защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, связанных с развитием, формированием и поведением личности, свободой массового информирования, использования культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, с сохранением культурного достояния всех народов России, реализацией конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина в интересах сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, здоровья граждан, культурного и научного потенциала Российской Федерации, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Наибольшую опасность в сфере духовной жизни представляют следующие угрозы:
- деформация системы массового информирования как за счет монополизации средств массовой информации, так и за счет неконтролируемого расширения сектора зарубежных средств массовой информации в отечественном информационном пространстве;
- ухудшение состояния и постепенный упадок объектов российского культурного наследия, включая архивы, музейные фонды, библиотеки, памятники архитектуры, ввиду недостаточного финансирования соответствующих программ и мероприятий;
- возможность нарушения общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект;
использование зарубежными специальными службами средств массовой информации, действующих на территории Российской Федерации, для нанесения ущерба обороноспособности страны и безопасности государства, распространения дезинформации;
- неспособность современного гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержание в обществе общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны.
Отражение «Национальной идеи» в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах должно быть ориентировано в направлении защиты следующих объектов и процессов:
- информационные ресурсы (ИР), содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне и конфиденциальной информации;
- средства и системы информатизации (средства вычислительной техники, информационно-вычислительные комплексы, сети и системы), программные средства (операционные системы, системы управления базами данных, другое общесистемное и прикладное программное обеспечение), автоматизированные системы управления, системы связи и передачи данных, осуществляющие прием, обработку, хранение и передачу информации ограниченного доступа, их информативные физические поля;
- технические средства и системы, обрабатывающие открытую информацию, но размещенные в помещениях, в которых обрабатывается информация ограниченного доступа, а также сами помещения, предназначенные для обработки такой информации;
- помещения, предназначенные для ведения закрытых переговоров, а также переговоров, в ходе которых оглашаются сведения ограниченного доступа.
Основными угрозами безопасности РФ в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются:
- деятельность специальных служб иностранных государств, преступных сообществ, организаций и групп, противозаконная деятельность отдельных лиц, направленная на получение несанкционированного доступа к информации и осуществление контроля за функционированием информационных и телекоммуникационных систем;
- вынужденное в силу объективного отставания отечественной промышленности использование при создании и развитии информационных и телекоммуникационных систем импортных программно-аппаратных средств;
- нарушение установленного регламента сбора, обработки и передачи информации, преднамеренные действия и ошибки персонала информационных и телекоммуникационных систем, отказ технических средств и сбои программного обеспечения в информационных и телекоммуникационных системах;
- использование несертифицированных в соответствии с требованиями безопасности средств и систем информатизации и связи, а также средств защиты информации и контроля их эффективности;
- привлечение к работам по созданию, развитию и защите информационных и телекоммуникационных систем организаций и фирм, не имеющих государственных лицензий на осуществление этих видов деятельности.
Основными организационно-техническими мероприятиями по защите информации в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются:
- лицензирование деятельности организаций в области защиты информации;
- аттестация объектов информатизации по выполнению требований обеспечения защиты информации при проведении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
- сертификация средств защиты информации и контроля эффективности их использования, а также защищенности информации от утечки по техническим каналам систем и средств информатизации и связи;
- введение территориальных, частотных, энергетических, пространственных и временных ограничений в режимах использования технических средств, подлежащих защите;
- создание и применение информационных и автоматизированных систем управления в защищенном исполнении.
Особое значение в условиях санкций, примененных к России, да и в дальнейшем ее развитии, особенно в области информационных технологий, приобретает отражение положений «Национальной идеи» в сфере обороны. К объектам обеспечения безопасности РФ в сфере обороны относятся:
- подготовка технических и других кадров для разработок и эксплуатации современных средств вооружения и военной техники;
- информационная инфраструктура центральных органов военного управления и органов военного управления видов Вооруженных Сил Российской Федерации и родов войск, объединений, соединений, воинских частей и организаций, входящих в Вооруженные Силы Российской Федерации, научно-исследовательских учреждений Министерства обороны Российской Федерации;
- ИР предприятий оборонного комплекса и научно-исследовательских учреждений, выполняющих государственные оборонные заказы либо занимающихся оборонной проблематикой;
- программно-технические средства автоматизированных и автоматических систем управления войсками и оружием, вооружения и военной техники, оснащенных средствами информатизации;
- ИР, системы связи и информационная инфраструктура других войск, воинских формирований и органов.
При этом угрозами внешнего характера, представляющими наибольшую опасность для объектов обеспечения
безопасности РФ в сфере обороны, являются:
- все виды разведывательной деятельности зарубежных государств;
- информационно-технические воздействия (в том числе радиоэлектронная борьба, проникновение в компьютерные сети) со стороны вероятных противников;
- диверсионно-подрывная деятельность специальных служб иностранных государств, осуществляемая методами информационно-психологического воздействия;
- деятельность иностранных политических, экономических и военных структур, направленная против интересов Российской Федерации в сфере обороны.
К внутренним угрозам, представляющими наибольшую опасность для указанных объектов, можно отнести:
- нарушение установленного регламента сбора, обработки, хранения и передачи информации, находящейся в штабах и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, на предприятиях оборонного комплекса;
- преднамеренные действия, а также ошибки персонала информационных и телекоммуникационных систем специального назначения;
- ненадежное функционирование информационных и телекоммуникационных систем специального назначения;
- возможная информационно-пропагандистская деятельность, подрывающая престиж Вооруженных Сил Российской Федерации и их боеготовность;
- нерешенность вопросов защиты интеллектуальной собственности предприятий оборонного комплекса, приводящая к утечке за рубеж ценнейших государственных информационных ресурсов;
- нерешенность вопросов социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
Особое внимание в содержании «Национальной идеи» и ее эффективной реализации должно быть уделено правотворческому направлению в правоохранительной и судебной сферах. Здесь наиболее важными объектами обеспечения безопасности являются:
- информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, реализующих правоохранительные функции, судебных органов, их информационно-вычислительных центров, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, содержащие специальные сведения и оперативные данные служебного характера;
- информационно-вычислительные центры, их информационное, техническое, программное и нормативное обеспечение;
- информационная инфраструктура (информационно-вычислительные сети, пункты управления, узлы и линии
связи).
«Национальная идея» ИДМС РФ должна нести функции обеспечения технологического развития государства и в условиях чрезвычайных ситуаций. Наиболее уязвимыми объектами обеспечения безопасности РФ в условиях чрезвычайных ситуаций являются система принятия решений по оперативным действиям (реакциям), связанным с развитием таких ситуаций и ходом ликвидации их последствий, а также система сбора и обработки информации о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций.
К специфическим для данных условий направлениям обеспечения безопасности относятся:
- разработка эффективной системы мониторинга объектов повышенной опасности, нарушение функционирования которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
- совершенствование системы информирования населения об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций, об условиях их возникновения и развития;
- повышение надежности систем обработки и передачи информации, обеспечивающих деятельность федеральных органов исполнительной власти;
- прогнозирование поведения населения под воздействием ложной или недостоверной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и выработка мер по оказанию помощи большим массам людей в условиях этих ситуаций;
- разработка специальных мер по защите информационных систем, обеспечивающих управление экологически опасными и экономически важными производствами.
В конце XX в. усилилось внимание мировой политической элиты к феномену социальной информации, так как социальная информация может являться индикатором (показателем) функционирования мировой политики, которая базируется в основном на социально-экономических аспектах жизненного цикла государств. Естественно, именно это направление должно быть отражено в «Национальной идее» ИДМС РФ и раскрыто в интересах и приоритетах технологического развития России.
Функционирование социальной информации в мировом процессе можно попытаться охарактеризовать следующими признаками.
По объему циркуляции:
• региональный;
• национальный;
• континентальный;
• глобальный.
По времени циркуляции:
• краткосрочное;
• среднесрочное;
• долгосрочное.
По характеристикам социальная информация может быть:
• позитивной;
• негативной;
• нейтральной.
По способу представления информации:
• с помощью СМИ;
• через спецслужбы;
• через неформальные связи;
• с помощью дипломатических источников;
• через бизнес-структуры;
• через компьютерные, телекоммуникационные и мобильные сети.
По назначению информацию подразделяют для:
•убеждения;
• управления и коррекции принятия решений;
• воздействия;
• получения ответной реакции;
• компрометации;
• создания новых ценностей и правил взаимодействий.
Другую характеристику типов и видов социальной информации дал академик В.Г. Афанасьев в своей книге «Социальная информация».
Типы социальной информации:
1. О прошлом.
2. О настоящем.
3. О будущем:
а) прогностическая (функции: ориентировочная, нормативная предупредительная);
б) плановая.
Виды социальной информации:
1. По направленности:
а) горизонтальная;
б) вертикальная (прямая директивно- нормативная, обратная - контрольно- отчетная).
2. По объему циркуляции:
а) внутренняя;
б) внешняя.
По Н.А. Бердяеву социальная информация определяется традиционной матрицей сознания, в основе которой на современном этапе лежит триада - самоуважение, самоорганизация и самореализация.
В XX в. управление информационными потоками превращается в решающий фактор завоевания, сохранения и удержания руководства и власти.
Пожалуй, первыми это осознали американцы. Так, в январе 1963 г. президенту США Джону Кеннеди был предоставлен доклад директора Окриджской национальной лаборатории Вайнбергера «Наука, правительство и информация». В докладе высказывалась мысль о необходимости создания информационных центров, усиления внимания общества и государства к информационному обеспечению.
В 1967 г. сенатом США был издан «Акт о возможностях, национальных целях и приоритетах». Этот документ содержал требование сформировать при президенте группу советников по социальным вопросам и создать комитет Конгресса США по социальной информации для ежегодной подготовки специального доклада президенту.
Наблюдению подлежала сфера образа жизни населения, а в докладе отражались данные текущего взаимодействия социальных групп.
Показатели этого рода были объединены в официальную общегосударственную систему «Социальные показатели».
Система «Социальные показатели» состоит из 8 блоков, включающих 167 показателей. Распределение показателей по блокам представлено в табл. 1.
Таблица 1
Таблица распределения социальных показателей по блокам
Здоровье 29
Общественная безопасность 23
Образование 20
Труд (выбор ценностей- удовлетворенность трудом) 28
Доход 24
Жилище 17
Досуг - рекреация (т. е. отдых) 11
Демография 15
Отобранные данные рассматриваются как главные показатели стабильности социальных параметров американского общества. Для создания этой системы текущей (оперативной) социальной информации американцам потребовалось более 10 лет (1962-1973).
В 1972 г. в США президентским декретом был образован Комитет по оцениванию перспективных последствий нововведений (ОТА) при Конгрессе США. Возглавил его сенатор Э. Кеннеди. Это была попытка создания системы перспективной социальной информации.
В отличие от созданной системы текущей социальной информации организация системы перспективной социальной информации еще находится в стадии становления, но первые результаты ее воздействия на политику США уже имеются. В частности, характерно, что одной из основных целей стратегии национальной безопасности США в последние десятилетия является зашита образа жизни.
«Защита нашей национальной безопасности - народа, территории и образа жизни - является главной задачей и конструктивной обязанностью моей администрации», - так говорил бывший президент США Б. Клинтон.
А ведь с помощью общегосударственной системы «Социальные показатели» американской политической элите удается определить основные параметры образа жизни рядовых граждан Америки.
Это позволяет политической элите США проводить стратегический анализ психического состояния американцев, оперативно реагировать на возникающие проблемы в «социальном самочувствии нации», фиксировать источники негативных внешних и внутренних информационно-психологических воздействий (ИПВ).
Таким образом, в США создана эффективная система диагностики внутренней социальной информации (в интересах власти), а в конце XX в. началось создание систем диагностики внешней социальной информации с помощью международных ИС (Интернет и др.), ЮСИА и т.д.
Система диагностики социальной информации является ключевым звеном в ходе стратегического информационного противоборства национальных политических элит.
Именно постоянный мониторинг социальной информации в глобальном ИП позволил США добиться в XX в. геополитического мирового лидерства.
По мнению доктора психологических наук Михаила Решетникова - основу американского лидерства также составляет проведение специальной политики по привлечению в страну со всех континентов одаренной молодежи и научной элиты независимо от национальности, расы и т. д., включая создание особых условий, чтобы они оставались в США.
В специальную политику были положены основополагающие исследования, проведенные в XX в. В частности, было установлено:
• количество людей, способных к формированию новых прорывных идей (в науке, культуре, управлении и т.д.) в любой национальной популяции, весьма ограничено и не превышает 3-5 %;
• интеллектуальная элита общества формируется столетиями и тысячелетиями и является самовоспроизводящейся и чрезвычайно хрупкой системой;
• интеллектуал - это особый, в определенной степени эволюционно- искусственный тип личности, для проявления которого именно в этом качестве требуется ряд особых условий:
1) наличие задатков (генетический фактор - абсолютное большинство интеллектуалов прямые потомки столь же интеллектуальных родителей);
2) максимально раннее (в 3-5 лет) погружение в высокоинтеллектуальную семейную или профессиональную среду определенной направленности (химия, физика, медицина, законотворчество и т. д.), что получило наименование фактора «специфически социального исследования»;
3) максимально раннее (до 5-7 лет) выявление преобладающих способностей и склонностей, которые имеют свои периоды «манифестации» (если конкретная способность не была замечена, и не было начато ее развитие в этот период, она может быть утрачена навсегда);
4) наличие талантливых учителей (одаренный ребенок, погруженный в обычную образовательную среду, в большинстве случаев очень быстро усредняется и как талант утрачивается навсегда);
5) для самораскрытия и проявления творческого потенциала одаренной личности весьма существенным способствующим фактором является ограждение ее от озабоченности материальными и бытовыми проблемами;
6) абсолютное большинство одаренных личностей отличаются высоким уровнем самоуважения, чрезмерной чувствительностью к любым психотравмирующим факторам, аполитичны, не склонны к сотрудничеству (в том числе с коллегами, представителями власти и т. д.);
7) значительная часть высокоодаренных личностей отличаются специфической моральной динамичностью (отсутствием склонности следовать принятым в обществе нормам и правилам, в том числе и сфере сексуального поведения и т. д.).
Исходя именно из этих обоснований, в США на протяжении последних десятилетий чрезвычайно активно работает «Система приглашений» а также методика обеспечения солидными грантами талантливых учащихся школ, стажеров, аспирантом и докторантов из зарубежных стран. Действует государственная система выявления талантливых детей.
Все эти положения и выводы в полной мере касаются деятельности образовательных структур и должны быть учтены при обеспечении безопасного функционирования.
Можно утверждать, что проблема безопасности имеет объективный характер и глубокие социальные корни. На ранних этапах развития большинство населения занималось собирательством, охотой, сельским хозяйством, т.е. непосредственным добыванием средств существования. И этот этап тянулся примерно 300 лет. В следующие примерно 300 лет, начиная с эпохи промышленных революций, человечество переключилось, в основном, на работу в индустриальной сфере, т.е. сосредоточилось на переработке вещества и энергии. Наконец, в последние 30 лет наиболее развитые нации занялись информационной деятельностью, потреблением и обслуживанием ИР. Современные инженеры уже создают не вещи, а проектную документацию. Финансисты не считают деньги по подвалам и сундукам, а осуществляют информационное сопровождение циркуляции денежных потоков, которые, без преувеличения, играют в экономике ту же роль, что электрический ток в технике. Процессы во всех сферах управления (государственного, регионального, местного, хозяйственного, военного, экономического) существуют в информационной сфере. И это уже не говоря о бурном развитии в последние десятилетия массмедиа и шоубизнеса, активно эксплуатирующих системы и средства информационного обмена. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации прямо указывает на то, что «современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществ-
ляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений»1.
В продвинутых, экономически развитых обществах: 2% населения заняты в сельском хозяйстве, 12% - в промышленности (в переработке вещества и энергии), 70% - в информационной сфере.
Отечественная статистика не дает такой стратификации общества, традиционно разделяя население только по классовым, половым и возрастным признакам. Но есть все основания предполагать, что и для современной России занятость населения в сфере обслуживания национального ИР весьма значительна.
Если учесть все описанное выше, не покажется большим преувеличением утверждение о том, что XXI в. войдет в историю как век информации и телекоммуникаций, подобно тому, как XX в. был веком электроэнергетики, XIX -веком пара, а XVI - веком великих географических открытий. Инфокоммуникации уже в самом начале XXI века достигли высокой степени мобильности (сотовые сети связи). Они приобрели новое системное качество мультимедийно-сти. В XXI в. человечество вступило, имея реальную возможность для создания общедоступной глобальной инфо-коммуникационной инфраструктуры.
Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
Развитие информационной сферы вызвало к жизни такие явления, которые обозначаются понятиями «информационная культура», «информационный конфликт» (крайняя форма информационного конфликта - информационная война), «информационная безопасность».
1 Мельников В.П. Информационное обеспечение систем управления. - М.: Изд. центр «Академия», 2009.
550