ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ
МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
КОМПАНИИ
Л.А. ЧАЛДАЕВА, доцент Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации
А.А. КИЛЯЧКОВ,
начальник отдела учета и оформления операций департамента ценных бумаг ОАО «Тюменская нефтяная компания»
Обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов в области информационной безопасности осуществляется в русле общегосударственной системы безопасности. Методы обеспечения информационной безопасности можно подразделить на общие (правовые, организационно-технические и экономические) и частные, которые применяются в различных сферах общественной жизни, учитывая ее специфику. Построение системы информационной безопасности и методов, ее обеспечивающих, представлены на рис. 1.
К правовым методам обеспечения информационной безопасности можно отнести нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в информационной сфере, а также поднормативные акты и методические документы, применяемые для регулирования процессов в сфере информации и информационных технологий.
Правовыми методами осуществляется воздействие на процессы обеспечения безопасности в следующих направлениях:
• формирования устойчивой законодательной базы, регулирующей отношения в области обеспечения информационной безопасно-
сти, устанавливающей не только сферы и объекты защиты, но и ответственность за правонарушения в этой области; соблюдения законодательного разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов
Рис. 1. Методы обеспечения информационной безопасности
Российской Федерации, определения целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан;
• совершенствования правил аккредитации иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также организаций, предоставляющих услуги глобальных информационно-телекоммуникационных сетей на территории Российской Федерации;
• развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи;
• создания региональных структур обеспечения информационной безопасности.
Организационно-техническими методами обеспечения информационной безопасности являются:
• организационное построение системы обеспечения информационной безопасности;
• разработка технических средств защиты информации и повышение их эффективности с целью предотвращения перехвата, несанкционированного доступа, опасностей и помех при ее хранении, обработке и передаче;
• сертификация, стандартизация способов и средств защиты информации, а также лицензирование деятельности в этой области;
• контроль над действиями персонала, повышение квалификации и подготовка кадров в защищенных информационных системах;
• формирование системы мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности Российской Федерации в важнейших сферах жизни и деятельности общества и государства.
Экономические методы обеспечения информационной безопасности включают в себя:
• разработку программы экономического обеспечения информационной безопасности;
• совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией экономических, правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков.
В различных сферах общественной жизни общества и государства наряду с общими методами защиты интересов России и ее информационного пространства, исходящими из того, что информационная безопасность является одной
из составных частей в целом национальной безопасности страны, следует учитывать специфику этих сфер и применять частные методы. К областям применения частных методов защиты информации относятся экономика, внутренняя и внешняя политика, обороноспособность государства, наука и техника, духовно-нравственная жизнь общества, информационные и телекоммуникационные системы, правоохранительная и судебная деятельность, деятельность в чрезвычайных ситуациях.
В каждой из них существуют организационно-технические, экономические и правовые особенности в обеспечении информационной безопасности. Кроме того, угрозы могут быть классифицированы не только как внешние и внутренние, но по объектам и направлениям угроз, свойственные только данной, конкретной сфере общественной жизни.
В сфере экономики обеспечение информационной безопасности играет ключевую роль для жизнеобеспечения государства и хозяйствующих субъектов.
Причины возникновения информационной опасности состоят в следующем:
1. Переход к рыночным отношениям в экономике вызвал появление на внутреннем российском рынке товаров и услуг множества отечественных и зарубежных коммерческих структур - производителей и потребителей информации, средств информатизации и защиты информации.
2. Бесконтрольная деятельность отечественных и зарубежных коммерческих структур по созданию и защите систем сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации провоцировала несанкционированный доступ к конфиденциальной экономической информации и создавала условия для контроля над процессами ее передачи и обработки со стороны иностранных спецслужб.
3. Критическое состояние предприятий национальных отраслей промышленности, разрабатывающих и производящих средства информатизации, телекоммуникации, связи и защиты информации, приводит к широкому использованию соответствующих импортных средств, что создает угрозу технологической зависимости России от иностранных государств.
4. Компьютерные преступления, связанные с проникновением криминальных элементов в компьютерные системы и сети банков и иных кредитных организаций создают серьезную угрозу бизнесу и экономическому развитию государства и хозяйствующих субъектов.
5. Несовершенство нормативной правовой базы, определяющей ответственность хозяйствующих субъектов за недостоверность или сокрытие сведений об их коммерческой деятельности, о потребительских свойствах производимых ими товаров и услуг, о результатах их хозяйственной деятельности, об инвестициях, препятствует нормальному функционированию хозяйствующих субъектов.
6. Разглашение информации, содержащей коммерческую тайну о деятельности хозяйствующих субъектов. В системах сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации наиболее опасны противоправное копирование информации и ее искажение вследствие преднамеренных или случайных нарушений технологии работы с информацией и несанкционированного доступа к ней.
Объекты угроз в сфере экономики:
• система координации внутрихозяйственной деятельности;
• система товарно-денежного обращения;
• товарное производство и товародвижение;
• система государственной статистики;
• кредитно-финансовая система;
• система формирования, учета и обмена информацией на различных уровнях управления государством и хозяйствующими субъектами;
• система бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
• система сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности государства, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.
Обеспечение информационной безопасности в сфере экономики может быть осуществлено с помощью мер, которые носят правовой, организационный и экономический характер (рис. 2).
В сфере внутренней политики важнейшими объектами информационной безопасности государства являются:
1. Конституционные права и свободы человека и гражданина.
Рис. 2. Меры по обеспечению информационной безопасности в экономической сфере
2. Конституционный строй, национальное согласие, стабильность государственной власти, суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации.
3. Открытые информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти и средств массовой информации.
Угрозы информационной безопасности в сфере внутренней политики государства исходят от:
• использования средств массовой информации в целях пропаганды враждебными политическими силами;
• распространения дезинформации о политике государства, событиях, происходящих в стране и за рубежом;
• деятельности общественных объединений, направленной на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение территориальной целостности Российской Федерации;
• разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.
Эффективными мерами в области информационной безопасности, противодействующими дестабилизации в сфере внутренней политики,
являются, во-первых, создание системы, препятствующей монополизации отечественными и зарубежными структурами, информационной инфраструктуры, во-вторых, - активизация контр-
Организация информационной безопасности в сфере внешней политики России
Объекты информационной безопасности в сфере внешней политики государства
1. Федеральные информационные ресурсы, ресурсы российских представительств и организаций за рубежом, реализующих внешнюю политику государства
2. Информационные ресурсы федеральных представительств, реализующих внешнюю политику государства на территориях субъектов Российской Федерации
3. Информационные ресурсы российских предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, реализующим внешнюю политику государства
Угрозы в сфере внешней политики государства
Внутренние угрозы
Внешние угрозы
нарушение порядка сбора, обработки, хранения и передачи информации в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях; информационно-пропагандистская деятельность политических сил, общественных объединений, средств массовой информации и отдельных лиц, искажающая стратегию и тактику внешнеполитической деятельности государства; недостаточная информированность населения о внешнеполитической деятельности России
информационное воздействие иностранных политических, экономических, военных и информационных структур на стратегию внешней политики России; распространение дезинформации о внешней политике России; нарушение прав российских граждан и юридических лиц в информационной сфере за рубежом;
несанкционированный доступ к информации и воздействие на информационную инфраструктуру и ресурсы органов исполнительной власти и российских представительств за рубежом
Меры по обеспечению информационной безопасности в сфере внешней политики
улучшение информационного обеспечения внешнеполитического курса Российской Федерации;
повышение безопасности информационной инфраструктуры организаций за рубежом, реализующих внешнюю политику государства; создание представительствам и организациям за рубежом условий для работы по нейтрализации распространяемой дезинформации о внешней политике России;
совершенствование информационного обеспечения работы по противодействию нарушениям прав и свобод российских граждан и юридических лиц за рубежом
Рис. 3. Организация информационной безопасности в сфере внешней политики России
пропагандистской деятельности, направленной на предотвращение негативных последствий распространения дезинформации о внутренней политике России (рис. 3).
В области науки и техники наиболее важными информационными объектами, требующими охраны, являются:
1. Результаты фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований;
2. Открытия, незапатентованные технологии, промышленные образцы, действующие модели и экспериментальное оборудование;
3. Научно-технические кадры и система их подготовки;
4. Системы управления исследовательскими комплексами.
В реальной практике организации информационной безопасности в сфере науки и техники существует классификация угроз, которая предусматривает деление их на внешние и внутренние угрозы.
К числу внешних угроз относятся:
• стремление иностранных государств получить противоправный доступ к российским научно-техническим ресурсам;
• ужесточение условий выхода российской научно-технической продукции на мировой рынок;
• разрушение единого научно-технического пространства государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ);
• активизация деятельности иностранных государственных и коммерческих предприятий, учреждений и организаций в области промышленного шпионажа с привлечением к ней разведывательных и специальных служб.
К внутренним угрозам относятся:
• скудное финансирование научно-технической деятельности, падение престижа научно-технической деятельности, утечка за рубеж идей и передовых разработок;
• низкие темпы развития отраслей электротехнической, электронной и химической промышленности, предприятий цветной металлургии, препятствующие производству конкурентоспособной наукоемкой продукции на основе передовых информационных технологий;
• высокий уровень зависимости от зарубежных стран в области высоких технологий;
• серьезные проблемы в области патентной защиты результатов научно-технической деятельности российских ученых.
Реальный путь противодействия угрозам в области науки и техники - это, во-первых, совершенствование законодательной базы, во-вто-рых, укрепление материально-технической базы и, в-третьих, повышение финансирования и стимулирования деятельности в научно-техничес-ком прогрессе.
В сфере духовной жизни общества обеспечение информационной безопасности имеет целью защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, патриотизма и гуманизма, здоровья граждан, образование подрастающего поколения с целью воспитания гармонично развитой личности.
Объекты информационной безопасности в сфере духовной жизни:
• достоинство личности;
• нравственность и здоровье нации;
• свобода массовой информации;
• частная жизнь, личная и семейная тайна;
• русский язык как фактор духовного единения народов России и межгосударственного общения государств-участников СНГ;
• национальные языки, нравственные ценности и культурное наследие народов и народностей Российской Федерации;
• объекты интеллектуальной собственности.
Наибольшую опасность в сфере духовной жизни обществу представляют следующие угрозы:
• деформация отечественного информационного пространства за счет неконтролируемого расширения сектора зарубежных средств массовой информации;
• низкое финансирование объектов российского культурного наследия;
• нарушение общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни граждан деятельностью религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм;
• неспособность общества обеспечить формирование у подрастающего поколения
нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны.
Меры по обеспечению информационной безопасности в сфере духовной жизни общества:
1. Развитие основ гражданского общества;
2. Формирование правовых и организационных механизмов обеспечения конституционных прав и свобод граждан, повышения их правовой культуры;
3. Создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры;
4. Применение цивилизованных форм и способов общественного контроля над формированием духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитания патриотизма и гражданской зрелости населения;
5. Государственная поддержка мероприятий по сохранению и возрождению культурного наследия народов и народностей России;
6. Разработка организационно-правовых механизмов доступа средств массовой информации и граждан к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти и общественных объединений;
7. Повышение достоверности сведений о социально значимых событиях общественной жизни, распространяемых через средства массовой информации;
8. Пресечение противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества;
9. Обеспечение сохранности культурных и исторических ценностей, составляющих национальное достояние;
10. Введение запрета на программы, пропагандирующие насилие и жестокость, антиобщественное поведение;
11. Противодействие негативному влиянию религиозных иностранных организаций и миссионеров.
В общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах основными объектами защиты являются:
• информационные ресурсы, содержащие сведения, составляющие конфиденциальную информацию и государственную тайну;
• рациональное использование информационных ресурсов;
• средства информатизации, прикладные системы инфраструктуры линий связи и передачи данных, программные продукты, автоматизированные системы управления;
• служебные помещения, технические средства и системы, обрабатывающие информацию;
• помещения, предназначенные для ведения закрытых переговоров.
Угрозы общегосударственным информационным и телекоммуникационным системам исходят от:
• специальных служб иностранных государств, преступных сообществ, организаций, групп и отдельных лиц, противозаконная деятельность которых направлена на получение несанкционированного доступа к информации и осуществление контроля над функционированием информационных и телекоммуникационных систем;
• использования при создании и развитии информационных и телекоммуникационных систем импортных программно-аппаратных средств;
• нарушения регламента сбора, обработки и передачи информации, преднамеренные действия и ошибки персонала, отказ технических средств и сбои программного обеспечения;
• использование ^сертифицированных средств защиты информации и систем информатизации и связи;
• привлечение к работам по созданию, развитию и защите информационных и телекоммуникационных систем организаций и фирм, не имеющих государственных лицензий на осуществление этих видов деятельности.
Основными направлениями обеспечения информационной безопасности являются:
• предотвращение перехвата информации из помещений и с объектов, а также информации, передаваемой по каналам связи с помощью технических средств;
• исключение несанкционированного доступа к обрабатываемой или хранящейся в технических средствах информации;
• предотвращение утечки информации по техническим каналам, возникающей при эксплуатации технических средств ее обработки, хранения и передачи;
• предотвращение специальных программно-технических воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации или сбои в работе средств информатизации;
• обеспечение информационной безопасности при подключении общегосударствен-
ных информационных и телекоммуникационных систем к внешним и международным информационным сетям;
• обеспечение безопасности конфиденциальной информации при взаимодействии информационных и телекоммуникационных систем различных классов защищенности;
• выявление внедренных на объекты и в технические средства электронных устройств перехвата информации.
Организационно-технические методы обеспечения информационной безопасности в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах:
• лицензирование организаций, осуществляющих защиту информации;
• аттестация объектов информатизации при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
• сертификация средств защиты информации и контроля эффективности их использования;
• введение территориальных, частотных, энергетических, пространственных и временных ограничений в режимах использования технических средств;
• создание и применение информационных и автоматизированных систем управления в защищенном исполнении.
В сфере обороны (рис. 4) к объектам обеспечения информационной безопасности государства относятся:
• информационная инфраструктура центральных органов военного управления Вооруженных Сил России;
• информационные ресурсы предприятий оборонного комплекса и научно-исследовательских учреждений, выполняющих государственные оборонные заказы;
• программно-технические средства автоматизированных и автоматических систем управления войсками и оружием, вооружения и военной техники, оснащенных средствами информатизации;
• информационные ресурсы, системы связи и информационная инфраструктура других войск, воинских формирований и органов.
В правоохранительной и судебной сфере объектами охраны являются:
1. Информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, базы данных, содержащие конфиденциальные сведения.
Рис. 4. Внешние и внутреш ие угрозы, представляющие наибольшую опасность для объектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и специфические направления совершенствования системы в сфере обороны
2. Информационно-вычислительные центры, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения и их информационное, техническое, программное и нормативное обеспечение.
3. Информационная инфраструктура.
Угрозы, представляющие наибольшую опасность для информационных объектов.
Внешние угрозы:
• разведывательная деятельность специальных служб иностранных государств, преступных международных сообществ, организаций, групп и лиц, связанная со сбором сведений, раскрывающих задачи, планы деятельности, техническое оснащение, методы работы и места дислокации подразделений и органов внутренних дел России;
• деятельность иностранных государственных и частных коммерческих структур, стремящихся получить несанкционирован-
ный доступ к информационным ресурсам правоохранительных и судебных органов.
Внутренние угрозы:
• несовершенство законодательной базы, сопровождающей информационный обмен в правоохранительной и судебной сфере;
• отсутствие единой методологии сбора, обработки и хранения информации оперативно-розыскного, справочного, криминалистического и статистического характера;
• нарушение регламента сбора, обработки, хранения и передачи информации, содержащейся в банках данных и использующейся для расследования преступлений;
• преднамеренные действия, ошибки персонала, непосредственно занятого формированием автоматизированных банков данных, а также сбои программного обеспечения в информационных и телекоммуникационных системах.
К частным, специфическим методам обеспечения информационной безопасности в правоохранительной и судебной сфере, во-первых, относится использование многоуровневой системы интегрированных банков данных оперативно-розыскного, справочного, криминалистического и статистического характера, во-вторых, систематическое повышение уровня профессиональной подготовки пользователей информационных систем.
В условиях чрезвычайных ситуаций наиболее уязвимыми информационными объектами является система сбора, обработки информации о чрезвычайных событиях и принятия решений по ликвидации их последствий. Особое значение имеет обеспечение безопасности информационной инфраструктуры страны при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Сокрытие, задержка поступления, искажение и разрушение оперативной информации, несанкционированный доступ к ней могут привести как к человеческим жертвам, так и к значительным материальным потерям.
В качестве частного метода обеспечения информационной безопасности в данной ситуации можно применить мониторинг объектов повышенной опасности, информирование и обучение населения действиям в экстремальных условиях, прогнозирование поведения населения под воздействием ложной или недостоверной информации о масштабах катастроф и выработка мер по оказанию помощи большим массам людей в условиях этих ситуаций.
В области охраны окружающей среды и природопользования объектами информационной безопасности являются система сбора и обработки информации о состоянии земли, загрязнении воздушного и водного пространства, влиянии
человеческой деятельности на растительный и животный мир, рациональности использования природных ресурсов, запасах полезных ископаемых. Угрозы в данной области могут быть как внешние, которые исходят от сопредельных государств и враждебно настроенных групп и лиц, так и внутренние, которые исходят от объектов промышленного, энергетического и военно-обо-ронного назначения, браконьеров.
Наряду с широко используемыми общими методами и средствами защиты информации, применяемыми в сфере охраны окружающей среды и природопользования, используются также специфические, частные методы. К ним можно отнести мониторинг состояния объектов окружающей среды и природопользования, проведение экологического аудита, оценку экологической стоимости территории, меры по защите информационных систем, обеспечивающих управление экологически опасными и экономически важными производствами. К ним относятся радиационная безопасность, санитарно-эпи-демиологическая стабильность, психологическая безопасность, защищенность экологических прав граждан и их объединений.
Таким образом, методы обеспечения информационной безопасности, общие и частные, применяются в сфере экономики, внутренней и внешней политики государства, науки и техники, духовной жизни общества, информации и телекоммуникации, обороны, правоохранительной и судебной деятельности, охраны окружающей среды и природопользования, в условиях чрезвычайных ситуаций для защиты информационных объектов путем определения источника и вида угроз, разработки направлений и мероприятий по их пресечению и нейтрализации.