Научная статья на тему 'Информационная безопасность компании'

Информационная безопасность компании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
490
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чаадаева Л. А., Килячков А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная безопасность компании»

ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

КОМПАНИИ

Л.А. ЧАЛДАЕВА,

доцент Финансовой академии при Правительстве РФ

А.А. КИЛЯЧКОВ, начальник отдела учета и оформления операций департамента ценных бумаг ОАО «Тюменская нефтяная компания»

Роль информации в современной жизни общества и хозяйствующих субъектов трудно переоценить. В связи с этим встает вопрос о ее защите от несанкционированного доступа.

Правовую основу информационной безопасности Российской Федерации обеспечивают законы «Об информации, информатизации и защите информации», «О государственной тайне», «Об участии в международном информационном обмене», а также законодательство об Архивном фонде России и архивах.

Понятие информация включает в себя сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Информация может быть представлена в документарной форме на бумажных и магнитных носителях с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, а также речевая информация и информация, полученная с помощью мимики и жестов независимо от способа получения и места хранения: в архивах, библиотеках, фондах, банках данных, в сети Интернет и других информационных системах.

Совокупность документов представляет собой информационные ресурсы, которые могут быть отнесены по категории доступа к открытым и общедоступным ресурсам за исключением информации ограниченного доступа. Она подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Государственную тайну составляют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение

которых может нанести ущерб его безопасности. К носителям государственной тайны относятся материальные объекты, в том числе физические поля, в которых охраняемые сведения отображаются в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Система защиты государственной тайны включает совокупность органов защиты, используемых ими методов и способов охраны носителей сведений, составляющих государственную тайну, а также мероприятий, регламентирующих допуск и доступ к государственной тайне, присвоение грифа секретности и средств защиты информационных ресурсов - технических, криптографических, программных и других средств, а также средства контроля эффективности защиты информации.

Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Конфиденциальная информация и информация, отнесенная к государственной тайне, должна быть снабжена специальными реквизитами — грифом секретности, свидетельствующим о степени секретности сведений, содержащихся в документе, который проставляется на самом носителе и (или) в сопроводительной документации. На практике устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и в соответствии с этим грифы секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Охраняемую государственную тайну составляют сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внеш-

ней политики и экономики, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Защиту государственной тайны осуществляют следующие органы:

• межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

• Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

• Министерство обороны Российской Федерации;

• Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации;

• Служба внешней разведки Российской Федерации;

• Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации;

• органы государственной власти;

• предприятия, учреждения и организации. Информационные ресурсы могут выступать

как элемент состава имущества и объект права собственности (рис. 1). При этом их собственник в полном объеме владеет, пользуется и распоряжается, а владелец информационных ресурсов владеет ими, использует и реализует полномочия распоряжения согласно российскому законодательству.

Различают информационные ресурсы государственные и негосударственные, которые могут находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и общественных объединений.

Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования.

Способы получения информации могут быть легальные и нелегальные. Легальное создание, сбор, владение, пользование, распоряжение и распространение информации могут осуществлять как собственник, владелец, пользователь, потребитель информационных ресурсов, так и посредник в рамках законодательных актов. Что касается нелегальных способов получения информации, то государство и хозяйствующие субъекты вынуждены создавать систему информационной безопасности, целями которой являются:

• предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

• предотвращение угроз безопасности в целом хозяйствующему субъекту в производственно-техническом, социальном, администра-

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

Российская собственность:

Государственная

собственность

Федеральная собственность

Собственность субъектов

Российской Федерации

Муниципальная

собственность

Частная собственность

Собственность российских

граждан, постоянно

проживающих за границей

Собственность

потребительской

кооперации

Собственность

общественных и

религиозных организаций

(объединений)

Собственность

благотворительных

организаций

Собственность политических общественных объединений Собственность профессиональных союзов Собственность общественных объединений Собственность религиозных объединений Смешанная российская собственность

Иностранная собственность:

Собственность международных организаций Собственность иностранных государств Собственность иностранных юридических лиц Собственность иностранных граждан и лиц без гражданства Смешанная иностранная собственность

Совместная российская и иностранная собственность:

Совместная

федеральная

и иностранная

собственность

Совместная

собственность

субъектов

Российской

Федерации

и иностранная

собственность

Совместная

муниципальная

и иностранная

собственность

Совместная

частная

и иностранная

собственность

Совместная

собственность

общественных

и религиозных

организаций

(объединений)

и иностранная

собственность

Рис. 1. Формы собственности в Российской Федерации

Смешанная российская

собственность с долей государственной собственности:

• Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности

• Смешанная российская собственность с долей собственности субъектов Российской Федерации

• Смешанная российская собственность с долями федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации

• Иная смешанная российская собственность

тивно-правовом, финансово-экономическом и экономико-кибернетическом отношении;

• предотвращение угроз безопасности гражданам, обществу и государству;

• предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;

• предотвращение незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы;

• обеспечение правового режима обращения документированной информации как объекта собственности;

• защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

• сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;

• обеспечение прав субъектов информационных процессов в информационной сфере;

• защита информации при разработке, производстве и применении информационных систем и технологий их создания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, система информационной безопасности призвана обеспечить защиту национальных интересов России в информационной сфере, которая может быть представлена как системообразующий фактор существования не только государства, но и хозяйствующих субъектов, создающих его могущество (рис. 2).

Рис. 2. Характеристика информационной сферы государства

При этом сущность информационной сферы определяется ее инфраструктурой, способной создавать условия для формирования информации, сбора и предоставления ее пользователям, регулируя общественные отношения.

Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной, технической и технологической, общественной, социальной, геобиофизической и других составляющих безопасности страны. Таким образом, национальная безопасность России существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, хозяйствующих субъектов, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека на доступ к информации, на использование информации с целью осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы хозяйствующего субъекта в информационной сфере заключаются в реализации целей и установок, направленных на осуществление коммерческих и некоммерческих планов, получение прибыли.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в укреплении общественных институтов, общественного самосознания, духовности и нравственности, упрочении демократии, создании правового государства, достижении и поддержании общественного согласия.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для развития информационной инфраструктуры, формировании систем сбора, распространения, использования информации и регулировании на этой основе общественных отношений, обеспечении незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, осуществлении равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

В целом национальные интересы России в информационной сфере формируются ее внутренней и внешней политикой и обеспечиваются информационной безопасностью, которая, наряду

с перечисленными ранее целями функционирования, в конечном итоге сосредоточена на:

• защите конституционных прав и свобод в области получения и использования информации;

• информационном обеспечении государственной политики России;

• развитии современных информационных технологий, индустрии информации;

• защите информационных ресурсов, информационных и телекоммуникационных систем от несанкционированного доступа. Организация управления информационной

безопасностью эффективна на основе классификации угроз в информационной сфере (рис. 3).

Информационная безопасность России в настоящий момент функционирует под влиянием ряда рбстоятельств, среди которых можно выделить, во-первых, противоречия между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения регламентированных ограничений на ее распространение, во-вторых, несовершенство законодательной базы в информационной сфере, в-третьих, манипулирование информацией и ущемление прав граждан на доступ к информации, в-четвертых, недостаточное правовое, организационное и техническое обеспечение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, в-пятых, неудовлетворительная защита персональных данных о физических лицах.

В целом политика в области формирования российского информационного пространства, развития системы массовой информации, организации международного информационного обмена и интеграции России в мировое информационное пространство не способствует формированию условий для продвижения информационной продукции на зарубежный информационный рынок.

Потребность общества и государства в развитии информационной безопасности продиктована ухудшением ситуации с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, серьезными потерями в кадровом составе научных и производственных коллективов, работающих в области создания средств информатизации, телекоммуникации и связи, что приводит к необходимости приобретения импортной техники и привлечения иностранных фирм, из-за чего повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.

Угрозы информационной безопасности

По направлению угроз

территориальная целостность и суверенитет государства; конституционные права граждан; общественное сознание и нравственность; политические, экономические, научные и

технические устои государства; окружающая среда и природные ресурсы;

обороноспособность и обеспечение жизнедеятельности; исторические и культурные ценности

По видам угроз

угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности угрозы индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России угрозы обороноспособности угрозы экономическому суверенитету угрозы информационному обеспечению государственной политики России угрозы развитию отечественной индустрии информации угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем

По источникам угроз

внешние внутренние

По методам обеспечения информационной безопасности

правовые

организационно-технические экономические

По сферам общественной жизни и ситуациям

экономика внешняя политика внутренняя политика наука и техника образование культура духовная жизнь

общегосударственные информационные и телекоммуникационные системы оборона

правоохранительная и судебная системы

чрезвычайные ситуации

Рис. 3. Классификация угроз информационной безопасности

Все это на фоне слабого бюджетного финансирования, недостаточной координации действий в области информационной безопасности, медленного развития средств космической разведки и радиоэлектронной борьбы приводит к возрастанию угроз применения «информационного оружия» против информационной сферы России.

Следовательно, необходимо сформулировать основные задачи в области обеспечения информационной безопасности России:

на уровне государства разработать государственную программу в области обеспечения информационной безопасности, предусмотрев в ней:

• совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности;

• активизацию координирующего органа государственной власти, подчиненных ему организаций и должностных лиц;

• меры ответственности за соблюдение требований информационной безопасности государством, юридическими лицами и гражданами;

• развитие научно-практических основ информационной безопасности с учетом современной геополитической ситуации, условий политического и социально-экономического развития России и реальности угроз применения «информационного оружия»;

• механизм формирования и реализации государственной информационной политики России;

• способы эффективного участия государства в формировании и реализации информационной политики государственных средств массовой информации;

• обеспечение технологической независимости в областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих безопасность в создании и использовании специализированной вычислительной техники для образцов вооружения и военной техники;

• методы и средства защиты информационных технологий управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;

• технологию управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время;

• взаимодействие с международными и зарубежными органами и организациями при решении научно-технических и правовых вопросов обеспечения безопасности информации;

• условия для развития информационной сферы и участия России в процессах создания и ис-

пользования глобальных информационных сетей и систем;

• систему подготовки кадров в области информационной безопасности и информационных технологий;

на уровне хозяйствующего субъекта разработать систему обеспечения информационной безопасности хозяйствующего субъекта, предусмотрев в ней:

• меры по защите производственных и информационных технологий, результатов научно-технических разработок, сведений об экономическом и финансовом потенциале, кадровом составе, текущем планировании и перспективном развитии;

• методы и критерии оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности;

• организацию службы, отвечающей за обеспечение информационной безопасности;

• ответственность должностных лиц хозяйствующего субъекта за соблюдение требований информационной безопасности;

• взаимодействие с органами государственной власти и должностными лицами, ответственными за соблюдение требований информационной безопасности;

• возможность совершенствования системы защиты информации;

• координацию деятельности хозяйствующего субъекта с предприятиями, учреждениями и организациями в области обеспечения информационной безопасности;

на уровне гражданина, личности:

• овладение знаниями нормативно-правовой базы, обеспечивающей информационную безопасность;

• овладение навыками и умением обеспечения информационной безопасности;

• выполнение законодательно установленных требований информационной безопасности;

• соответствование требованиям, предъявляемым к носителям информации;

• повышение квалификации в области информационной безопасности и информационных технологий.

Источники угроз в области информационной безопасности следует различать как внешние, так и внутренние.

К внешним источникам угроз относятся:

• деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере;

• стремление иностранных государств к ущемле- • нию интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего • и внутреннего информационных рынков;

• обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;

• деятельность международных террористичес- • ких организаций;

• увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможное- • тей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных • технологий;

• деятельность космических, воздушных, морских и наземных видов разведки иностранных • государств, использующих различные средства для получения информации;

• разработка и реализация концепций инфор- • мационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационную сферу России, нарушающую нормальное функционирование информационных

и телекоммуникационных систем, сохранность информационных ресурсов и получение несанкционированного доступа к ним. К внутренним источникам угроз относятся:

• критическое состояние отечественной экономики;

неблагоприятная криминогенная ситуация в стране;

слабая согласованность действий органов государственной власти различных уровней по реализации государственной политики в области обеспечения информационной безопасности;

несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере;

недостаточный государственный контроль над развитием информационного рынка России; низкое финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации; отсутствие концепции подготовки квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности; низкий уровень информатизации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, граждан, кредитно-финансовой сферы, промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства, торговли, науки и научного обслуживания, культуры, просвещения, здравоохранения, сферы услуг и быта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.