Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСТАНА: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ'

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСТАНА: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

940
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / ИДЕОЛОГИЯ / КАЗАХСТАНСКАЯ НАЦИЯ / ЕВРОАЗИЙСКАЯ ИДЕЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Язева Е. В.

Статья посвящена анализу основных вех в поисках национальной идеи в современном Казахстане. В ней рассмотрены главные идеологические конструкты и составляющие национальной идеи, такие как евразийская идея, казахстанская нация, националистический комплекс, и их отражение и интерпретация в официальных политических и научных кругах. Автор также уделяет внимание новым тенденциям в определении национальной идеи в условиях глобализации и мирового экономического кризиса и альтернативным предложениям со стороны оппозиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСТАНА: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ»

ББК 63.3(5Каз)64

Е. В. Язева

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСТАНА: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ

Факторы и условия формирования национальной идеи

Идеологические факторы в ХХ веке играли важную роль в самоопределении национальных государств и идеология служила основой идентичности. В ХХ1 веке сфера применения и распространения национальных идеологий заметно суживается и видоизменяется. На существенное уменьшение значения идеологий в традиционном смысле этого понятия радикально повлияли грандиозные геополитические и экономические изменения на рубеже 80— 90-х годов ХХ века. С утратой актуальности социалистической идеи и распространением либерализма спектр идей ограничивается. Идейные поиски перестали быть столь активными и постепенно в ХХ1 веке уступают место прагматическому подходу и экономическим инструментам, нивелированию ценностных установок на Востоке и Западе. Деидеологизация стала одним из основных методологических принципов нового мирового порядка. Однако в условиях глобализации в связи с угрозой утраты национальной и культурной идентичности снова обострилась проблема «пути развития», интенсивным становится поиск национальной идеи. Особенно это характерно для молодых государств Центральной Азии.

В рамках данной статьи речь пойдет об основных вехах в поиске национальной идеи в современном Казахстане. Своеобразие Казахстана заключается, на наш взгляд, в беспрецедентных усилиях и пассионарности поисков так называемой национальной идеи. Публикаций на эту тему в казахстанской прессе и научных изданиях насчитываются десятки наименований [2, 3, 4, 8, 10, 13, 21, 26, 33, 36, 45, 50, 57, 63, 64]. Особое внимание идеологическому компоненту, по мнению политолога Т. Б. Умбеталиевой, стало уделяться с 1985 года [62]. В период с 1985 по 1991 год в центре идейных поисков была идея национального суверенитета. Составным элементом стратегии поиска национальной идеи являлись установки на «чужих» и «своих». Главной «скрытой угрозой» были объявлены «противники суверенитета» из среды активистов русских и казачьих организаций республики. В действительности же под данное определение подпадало все неказахское население страны («потомки колонизаторов», «носители имперского сознания» и т. д.) [18]. Эти поиски носили большей частью латентный характер и не были артикулированы на официальном уровне. Распад СССР, разрыв экономических связей вызвал негативную реакцию в республике. С 1991 года, с обретения независимости, в Казахстане наступило время идеологического вакуума и некоторой растерянности. Важно отметить, что в этот момент руководство республики поставило задачу найти некий новый эквивалент прежней идеологии. В период до 1996 года официальные круги стремятся вывести необходимые формулы для обозначения идеологических ориентиров, поиска идейной опоры и ценностных ориентаций. В связи с этим в 1992 году была обнародована «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства»,

© Язева Е. В., 2009 2009. Вып. 4. История •

где говорилось, что «доперестроечная державная политика центра поставила казахскую нацию на грань катастрофы и вырождения, десятилетиями шел целенаправленный процесс окультуривания и денационализации» [60, с. 1]. Начало 90-х годов — это время неожиданной свободы мнений и взглядов. В принятой в 1993 году Конституции была закреплена норма, предполагающая развитие идеологического плюрализма. В том же году подготовлена концепция «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана», в которой были определены следующие приоритеты: обеспечение стабильности и межнационального согласия как политического условия успешного осуществления реформ; развитие общества, обеспечивающего достаточный уровень благосостояния всех граждан; развитие этнической самобытности и сохранение национально-культурного многообразия Казахстана; углубление демократических преобразований, обеспечение плюрализма в политике [38, а 10]. Президент Н. Назарбаев рассматривал социалистические и либеральные идеи как два полюса существующего общественно-политического многообразия. Он отметил, что новая идеология должна исходить из того, что современная эпоха характеризуется не конфронтацией капитализма и социализма, а их взаимным слиянием, синтезом. Основой обновления должна была стать идея вхождения страны в русло мировой цивилизации с опорой на общечеловеческие, общепланетарные ценности, не подавляющие вековые национальные традиции и общественно-государственную специфику. Однако руководство республики не торопилось с внедрением либеральных ценностей, тем более что было признано отсутствие объективных предпосылок и социальной опоры либерализма — среднего класса (см.: [62]). Н. Назарбаев выделил в этот период следующие приоритеты: идея казахстанского патриотизма, правовая культура народа, идея социального партнерства [38].

Интересно отметить, что в казахстанском обществе было в этот период распространено представление о ненужности идеологии. После десятилетий господства коммунистического режима слово «идеология» воспринималось как нечто пагубное, обозначающее явление, дезорганизующее общество [6]. Негативное мнение общественности в тот период относительно необходимости единой государственной идеологии обосновывалось тем, что тоталитарная идеология противоречит политическому плюрализму. Несмотря на падение «авторитета» коммунистической идеи и настойчивое внедрение в массовое сознание исторической ответственности коммунизма за трагедию, которую переживали все бывшие страны СССР, марксизм продолжал оставаться мировоззрением определенной части общества, функционировать и влиять на сознание людей [44, с. 35].

С 1994 года вектор дискуссии по поводу идеологии Казахстана сместился в другую сторону. Главной точкой споров стала объединяющая идея, а также выяснение ее основных целей. Если в первой половине 90-х годов речь шла главным образом о формировании единой государственной идеологии, то во второй половине спор разгорается вокруг разработки принципов национальной или общенациональной идеологии, а также национальной идеи [62]. В обществе продолжается интенсивная дискуссия о идеологических основах Казахстана.

Идея евразийства

В 1994 году из широкого спектра различных идейных установок глава государства Н. Назарбаев в качестве концептуального ключа выбирает идею

евразийства. На саммите стран СНГ, состоявшемся в октябре 1994 года, он выдвинул проект «Евразийский Союз», который должен был заложить основы нового сообщества, свободного от тоталитарной идеологии прошлого. Евразийство стало одним из удачных ходов во внутренней политике и практически синонимом национальной идеи во второй половине 90-х годов ХХ века. Оно помогло ограничить влияние радикальных и экстремистских идеологий, прежде всего исламского экстремизма. Евразийская идея должна была, по мысли Н. Назарбаева, решить множество проблем внешнего и внутреннего плана: дать возможность вступить Казахстану в клуб развитых стран; придать стране функцию «моста» между Востоком и Западом, стать связующим звеном на пути интеграции культур Востока и Запада, а также способствовать консолидации общества в единую «казахстанскую» нацию. Интересен тот факт, что из стран СНГ евразийство поддержал только Казахстан в лице президента Н. Назарбаева. Другие же страны Содружества восприняли это учение весьма прохладно, а некоторые (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова — будущие члены ГУУАМ) посчитали евразийство скрытой формой российского империализма [65]. Сейчас евразийская идея активно разрабатывается и поддерживается рядом крупных политиков и ученых — писателем Азильханом Нуршанховым, профессором Казахского национального университета В. А. Кимом и др. По мнению А. Головкова, евразийство стало одним из самых удачных тактических ходов во внутренней политике, помогло ограничить влияние радикальных и экстремистских идеологий [16]. Несмотря на заверения А. Дугина о том, что «Казахстан и Россия близки по духу, стилю, по социальному измерению, логике реформ и геополитическим интересам» [69], евразийство Н. Назарбаева нельзя рассматривать с точки зрения представлений данного автора. Н. Назарбаев делает акцент на уникальности опыта и пути Казахстана. Евразийство по-назарбаевски резко отличается от «классического», отторгавшего иудейский фактор как чужеродный элемент. В Казахстане же поощряли деятельность А. Машке-вича, возглавлявшего Еврейский конгресс и объявившего себя «преемником евразийцев» [53]. Утверждать, что эта идея была принята и утвердилась в обществе, мы не можем. Для широких кругов общественности она была непонятна, апелляция к наднациональной общности не встретила сочувствия в националистических кругах Казахстана, в поддержке поликультурности усмотрели возврат к тоталитаризму.

Однако Н. Назарбаев осознавал необходимость евразийской интеграции в контексте международной безопасности республики. В книге «Критическое десятилетие» он писал: «Национальная безопасность Казахстана должна быть тесно связана с безопасностью Центрально-Азиатского региона. Безопасность Центрально-Азиатского региона следует рассматривать как составляющую безопасности Центральной Евразии. Центрально-евразийский регион должен быть частью евразийской безопасности, являющейся частью глобальной системы безопасности» (цит по: [20, с. 23]).

Национальная идея имеет еще одну важнейшую составляющую, задача которой сформировать обшенациональный синдром превосходства или хотя бы уникальности страны. Такие идеи были сформулированы в Программе 2030. Следует отметить, что в актуализации евразийской идеи Н. Назарбаев демонстрирует амбиции и претензии, выходящие за рамки трезвого и взвешенного подхода. Так, в своей лекции в Евразийском национальном универ-

ситете он утверждал: «Евразийская Идея как теория была рождена в прошлом веке. Но уверен, что Евразийская Идея как практика организации новой жизни будет воплощена в этом веке. Евразийство — одна из главных идей XXI века. Три кита Евразийской Идеи, практически реализованные по инициативе Казахстана, — это ЕврАзЭс, СВМДА и ШОС. И это — три разных практических выражения одного невыразимого Центра, Единой Евразийской Идеи. И духовной столицей, сердцем Евразии может стать Астана» [39]. В 1997 году Н. Назарбаев пытается сформулировать национальную идею в стиле евразийства в знаменитом Послании «Казахстан — 2030», в котором он говорит о задаче превратить РК через тридцать лет в некий аналог «азиатских тигров» — «Центральноазиатского Барса» с «присущими ему элитарностью, независимостью, благородством, храбростью и хитростью» [42]. Столь многозначные и провокационные эпитеты не были поняты, особенно на Западе, и в ХХ1 веке эту фразу практически перестали цитировать.

Идея казахстанской нации

Еще в 1996 году в Концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан было отмечено, что «...основными идеями государства должны стать единство народа, гражданский мир, социальная стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие, компромисс и терпимость» [30]. В обществе, по мнению руководства, должны утвердиться духовные ценности, основанные на общечеловеческих нормах морали, национальных традициях, воспитывающие гражданскую ответственность и патриотизм. Постепенно из всех этих бесспорных установок выкри-сталлизировалась идея необходимости формирования казахстанской нации. Эта идея стала новым идеологическим конструктом, в котором совместились и традиционные ценности, и либерально-демократические. На VII сессии Ассамблеи народов Казахстана в 2000 году Н. Назарбаев поставил задачу «создать казахстанцев», а в последнее время (октябрь 2007 г.) им была предложена идея формирования единой казахстанской конкурентоспособной нации. Эта идея получила обоснование и развитие в работах Б. Абдыгалиева, А. Ахмеджанова, А. Гали, В. Курганской, А. Нысанбаева, Р. Кадыржанова и других [1, 15, 32, 48]. Диапазон мнений по этому вопросу представлен довольно широко. Формирование гражданской нации в Казахстане, по мнению доктора философских наук, профессора В. Курганской, является ядром проекта национальной идеи. Она с оптимизмом смотрит на перспективы формирования казахстанской нации и считает, что новая национальная идентичность казахов («казахская миссия») может помочь избежать конфликтов и дестабилизации [32]. В настоящее время формирование казахстанской нации уже часто рассматривается как свершившийся факт [27]. Идею казахстанской нации в ряде работ стали основывать прежде всего на духовно-нравственных ценностях, так называемых общечеловеческих ценностях, на философии ненасилия, компромисса, толерантности и терпимости [6] Однако эту идею все чаще интерпретируют в националистическом духе. Так, по мнению экспертов центра актуальных исследований «Альтернатива», казахстанский патриотизм должен базироваться на казахском патриотизме, а общая направленность данного процесса идти от этнического единения к культурному и языковому единству [1].

Традиционалистская и националистическая составляющая национальной идеи

Н. Назарбаев в выступлении на III съезде республиканской политической партии «Отан» сделал акцент на духовно-нравственных, в том числе религиозных, национальных традициях народов страны. Это — дружба и согласие, национальное примирение, позитивная историческая преемственность, уважение к памяти предков и своей истории. Это, обобщенно, обеспеченная семья, цветущая Земля, в смысле Отчизна, рачительное независимое государство, политическая и гражданская стабильность, мир и спокойствие [41]. Однако характер и тональность высказываний в ряде работ вышли за рамки «уважения к памяти предков и своей истории». В Казахстане идет процесс возвеличивания казахов, идеализации прошлого, фальсификации истории под предлогом воссоздания и закрепления традиционных культурных и мировоззренческих ориентиров. Мифотворчество началось в Казахстане еще в начале 90-х годов ХХ века в работах Фадли Али, Мурад Аджи (см.: [7, 24]). Сам Н. Назарбаев в этот период высказывал мысли далекие от исторических реалий. В программной речи на торжественном заседании Всемирного курултая казахов Н. Назарбаев заявил: «В результате самоотверженной, упорной борьбы наши далекие предки сумели сохранить не только свою целостность и единство, но и создать в ХУ веке сильное Казахское ханство. В ХУШ— Х1Х веках наш народ лишился свободы и независимости. <...> Колониализм царской России ни в чем не уступал другим колониальным системам, если не превосходил их. Безбрежная наша степь обернулась собственностью империи. Мы оказались перед угрозой потери веры и языка, культуры и традиций» [17, с. 30]. В работе «"Историческая наука" в постсоветских азиатских государствах А. В. Грозин приводит высказывания и выдержки из наиболее одиозных выступлений и публикаций. Так, в 1996 году в своем докладе, посвященном 10-летию массовых беспорядков в Алма-Ате, президент Казахстана Н. Назарбаев в качестве приоритетной задачи назвал создание этнократиче-ского государства, «государства для казахов», которое стало бы лидером в Центральной Азии и укрепило свое положение на мировой арене, участвуя в реализации идеи «Великого Турана» (см.: [18]). В своей книге «В потоке истории» Н. Назарбаев так писал об этом: «"Консервация" традиционного уклада жизни вплоть до начала ХХ века, несмотря на все давления и деформации, способствовала сохранению мощного этнокультурного сознания. Несмотря на жесткий социокультурный прессинг, никому не удалось сломить механизмы национально-культурного воспроизводства. Работа национального духа, часто не заметная за казенщиной тоталитарных излияний лояльности, продолжалась всегда. Казахи не поменяли за долгие годы ни своей конфессиональной, ни этнической идентичности» [37, с. 20].

В публикациях, посвященных истории казахов, с пафосом писали о «метафизике Степи», «номадическом традиционализме», «тенгрианстве» как исконной религии казахов [5; 11, с. 265]. В Казахстане разворачивается новый процесс «исторического переосмысления» — с середины 2003 г. «официальные историки» заговорили о историко-этнической принадлежности монгольского полководца Чингисхана к казахам [18]. В публикациях встречается шовинистическая идея «соединения казахского ума и русских рук» как залога возрождения страны [52].

Акцент на традиционализме для руководства республики носит не столько принципиально идеологический характер, сколько прагматический, т. к. руководство страны уверено, что для успешной модернизации необходимо использовать инструментальную категорию традиции в качестве опоры.

Идея конкурентоспособности

Однако и эти идейно-духовные ценности затем уступили пальму первенства новой идее — конкурентоспособности нации. Одним из первых технократический и прагматический подход высказал К. Ермеков, который в качестве консолидирующей идеи предлагал идеологию модернизации экономики с внедрением в процесс управления рыночного механизма. Он так характеризует данный тип идеологии: «Это и идейная платформа экономических реформ, и трансформация политических институтов, и новый тип социального поведения» [21, с. 35]. В качестве «главной национальной идеи» идея конкурентоспособности нации была провозглашена в октябре 2006 года в рамках выступления Назарбаева на 12-й сессии тогда еще Ассамблеи народов Казахстана [14]. Этому событию предшествовало его выступление в марте того же года с Посланием «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира» [59]. В ходе дальнейшего процесса идеологизации Нурсултан Назарбаев во время работы прошедшего в июле 2007 года 11-го съезда возглавляемой им народно-демократической партии «Нур Отан» отметил следующее: «Казахстану предстоит войти в число пятидесяти конкурентоспособных стран и жить так, как там живут, какая еще нужна национальная идея?» ( цит. по: [66]). Еще более существенным событием стало утверждение 28 декабря 2007 года правительством РК Концепции достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики Республики Казахстан на 2008—2015 годы. В этом документе прямо сказано, что «национальная идея казахстанцев — стать конкурентоспособными, работать в конкурентоспособных предприятиях и жить в конкурентоспособной стране» [29]. Для достижения этих целей правительство намерено, используя систему образования, госуправления, СМИ, НПО и «становление современной культуры отечественного предпринимательства», развивать «конкурентоспособную ментальность» казахстанского общества. Пока же конкурентоспособность не стала полноценной национальной идеей, глава государства в том же декабре 2007 года провозгласил параллельно в качестве таковой еще и столицу республики — Астану, которая, по его словам, объединила казахстанцев и «стала символом веры народа в свои силы и великое предназначение». Хотя сам факт признания национальной идеей главного города страны является нонсенсом, практически не имеющим зарубежных аналогов, считает директор центра актуальных исследований «Альтернатива» (Казахстан) А. Чеботарев [66].

Технократический и прагматический подход широко применялся к формированию национальной идеи [19, 55, 61, 68]. Даниал Ахметов, в прошлом премьер-министр РК, утверждал: «Нам следует осознать, что конкурентоспособность предприятий в первую очередь зависит от качества продукции в современном понимании этого слова. По большему счету — идея качества должна стать национальной идеей» [9]. Кайрат Келимбетов, в недалеком прошлом министр экономики и бюджетного планирования, говорил: «Сегодня на повестке дня программа повышения производительности труда. Она описана

в стратегии индустриально-инновационного развития. Вот национальная идея» [47]. Галым Оразбаков в период своего пребывания в должности министра индустрии и торговли отмечал: «Доведение качества казахстанской продукции до уровня мировых стандартов должно стать национальной идеей. Сама по себе система сертификации, стандартизации и качества выпускаемой продукции, на наш взгляд, должна стать национальной идеей» (цит. по: [66]).

Поиски альтернативы

В политических и научных кругах Казахстана царит путаница в подходах и определениях национальной идеи и явная методологическая несостоятельность. А. Чеботарев в работе «Национальная идея Казахстана: быть или не быть?» приводит высказывания заместителя руководителя администрации президента РК Маулена Ашимбаева, который в одном из своих интервью подчеркивает, что «идея модернизационного прорыва, мощного рывка, вхождения в число 50 наиболее конкурентоспособных, то есть развитых, стран мира» может стать «одним из базовых элементов Национальной идеи» (цит. по: [66]). Как обоснованно пишет автор, то, что президент страны объявил национальной идеей, один из руководящих функционеров его администрации считает всего лишь ее частью [66]. Создается впечатление, что каждый политик или чиновник формулирует собственную национальную идею страны. Так, в ранг национальной идеи были «возведены» «национальная безопасность» [31] «конституция» [54], «космос» [46], «казахский язык», «наш общий дом» и пр. [74].

Наряду с официальной позицией, высказываниями чиновников, которые, как правило, не выступают в противовес официальной точке зрения, в оппозиционных кругах Казахстана по вопросу национальной идеи продолжается интенсивная дискуссия, которая носит достаточно критический характер по отношению к декларируемым руководством республики установкам. Так, политолог Досым Сатпаев считает, что национальной идеи в Казахстане нет как таковой. То есть она есть, но не используется, не работает на практике, а существует только в виде деклараций на бумаге [56]. Петр Новиков полагает, что бессистемный порядок выхватывания отдельных фрагментов чужого опыта приводит к таким же бессистемным результатам. Аскар Умаров, идеолог оргкомитета движения «Ар», утверждает, что на данный момент в Казахстане господствует идеолохия, своего рода ассорти из чиновничьей недальновидности, западных отбросов и местной бездуховности. По существу, говорит он, деидеологизация казахстанского общества, без реальных альтернатив, обернулась его «дебилизацией», люди сейчас живут без определения идейных ценностей, довольствуясь неоколониальной массовой поп-культурой для лохов-аборигенов [22]. В последние годы внимание к проблеме и острота обсуждений не снижаются, а, наоборот, возрастают. В октябре 2008 года в Москве прошел Международный экспертный семинар на тему «Национальная идея и проблемы национального государственного строительства на постсоветском пространстве». Речь шла в основном о Казахстане. Как считает директор казахского центра актуальных исследований Андрей Чеботарев, у Казахстана до сих пор нет своей четко обозначенной идеи, способной сплотить всех граждан республики независимо от их социальной, политической, этнической, религиозной и прочей принадлежности в единую общность [58]. На том же семинаре Юрий Булуктаев, старший научный со-

трудник Института философии и политологии Министерства образования и науки Казахстана, заметил, что, с одной стороны, существует казахская стратегия «Путь в Европу» с приоритетом европейских либеральных ценностей. С другой — политику Казахстана можно определить как этнократическую, что плохо сочетается с европейскими представлениями о гражданском обществе: «Процессы идентификации населения еще не завершены. Сегодня одни говорят о себе "казахи", другие называют себя "казахстанцами", третьи — "евразийцами", а четвертые вообще выбирают "путь в Европу"» [58]. Есть и пессимистические, и резко негативные оценки предпринимаемых усилий. Так, доктор исторических наук Беймбет Ирмуханов, критикуя учебники по истории, публикуемые в Казахстане, призывает отказаться от самообмана, навязываемого безудержным хвастовством и демагогией власти: «Мы хвастаемся будущим, ничего реального не сделав, закрываем глаза на суровую действительность, питаем иллюзорную надежду на конкурентоспособность наших товаров, на создание конкурентоспособного государства» [23]. Критики официальной позиции не только высказываются, но и пишут о проблеме поиска национальной идеи откровенно с иронией и сарказмом. Так, политический обозреватель (под псевдонимом Еркинбек Егеменов), комментируя новости в мае 2009 года, написал о том, что партия «Нур Отан» собралась искоренять... «действующую национальную идею» Казахстана?! [71]. А известный театральный режиссер и деятель культуры Булат Атабаев в своем телевизионном выступлении по 31-му телеканалу на вопрос о том, какой должна быть национальная идея в стране, ответил: «В Казахстане есть действующая национальная идея. Это — коррупция» [72]. Все эти критические и саркастические высказывания — свидетельства того, что в Казахстане произошла явная девальвация национальной идеи, политика правящего клана характеризуется «забалтыванием» реальных проблем, утопизмом и отрывом от реальности.

Трансформация национальной идеи

в условиях экономического кризиса

В 2008 году начался новый виток в поиске национальной идеи [12, 25, 28, 34, 49, 51, 67]. Формирование национальной идеи становится официальным госзаказом научным структурам. Оно поручено заведующему культмассовым сектором правительства Имангали Тасмагамбетову. В апреле 2008 года в Казахском национальном университете им. аль-Фараби на факультете журналистики состоялась Международная научно-практическая конференция «Национальная идея Казахстана и СМИ: приоритеты будущего». Конференция претендовала на самый широкий охват тем и проблем, связанных с формированием национальной идеи. Проект под названием «Казахстанская национальная идея в контексте диалога культур Востока и Запада» ведет группа ученых факультета философии и политологии (научный руководитель — профессор Т. Х. Габитов). На конференции также рассматривались другие направления: «Консолидация полиэтнического казахстанского общества как основа общенациональной идеи», «Национальная идея и ее художественная разработка в казахской литературе и искусстве».

Очередной этап в поиске национальной идеи был вызван началом глобального экономического кризиса, что потребовало определить новые подходы и пересмотреть старые позиции. В настоящее время Н. Назарбаев сместил

акцент на внешнеполитические аспекты. Во главу угла он поставил партнерство цивилизаций и выдвинул целый ряд инициатив радикального характера для обновления мирового сообщества на основе «акмекапитализма» как высшей стадии глобального партнерства [43]. Основные составляющие национальной идеи остаются неизменными. Это экономический рост, межнациональное согласие, благополучие граждан, демократия и безопасность. Лидер страны поставил задачу беспрецедентную в новейшей истории — встать над национальными интересами и порадеть о всечеловеческом благе. Им предлагается конструирование как новых институтов мирового масштаба, так и изменение терминологии, языка науки и политической практики, отражающих деятельность инновативных институтов, а территорию Казахстана он считает возможным использовать как инкубатор проектной деятельности, некий полигон для апробации новых методик выхода из кризиса. Доминирующей ценностью провозглашается социальная справедливость для всех стран (национальных валют) [40]. Предложенная концепция по-новому ставит вопрос о конкретно-исторической ответственности всех субъектов. В стратегической перспективе президент является приверженцем прогрессисткой концепции, которая в качестве общего тренда мирового развития выделяет радикализм новой глобальной модели экономики и политики, основанной на новых мировых финансовых институтах, а также нового языка такого радикализма, считает Гульшат Уразалиева [70]. Национальная идея в этих новых реалиях глобализационного подхода была подвергнута коррекции. Теперь она выражается в триаде: открытость, толерантность, любовь к Родине [73].

И Н. Назарбаев видит ее не в последнюю очередь через опыт Казахстана и евразийского пути, соединяющего многие народы, культуры, религии: «Необходимость "третьего пути", пути синтеза западной технологической модели и восточной культуры из теоретической гипотезы постепенно превращается в практический императив» (цит по: [35]).

Процесс поиска национальной идеи в Казахстане далек от завершения. Для руководства республики важно найти идеологическую основу национальной и государственной идентичности, а также попытаться добиться консолидации общества вокруг общих и всеми признанных ценностей. На протяжении последних полутора-двух десятилетий менялись приоритеты, смещались акценты, изменялась и сущностная составляющая национальной идеи. В настоящее время выкристаллизовались несколько четко обозначенных тенденций. Во-первых, приоритет сейчас отдается национальным ценностям, евразийство как синтез культур уходит на второй план. Во-вторых, в поисках идейных основ превалирует прагматический и технократический подход, при котором главными критериями становится конкурентоспособность и эффективность экономики.

Библиографический список

1. Абдыгалиев Б., АхмеджановА. Казахская миссия : (концепция модернизации казахской нации). URL: http://www.altemativakz.org/index.php?go=polinfo&in= view&id=16

2. АженовМ. Отношение к марксизму сегодня // Мысль. 1993. № 11. 2009. Вып. 4. История •

3. АженовМ., Максименко Н. Какой быть идеологии в Казахстане? // Там же. 1994. № 1.

4. Айталиев А. Патриотизм. Идеология. Какими они должны быть? // Там же. № 5.

5. Акбашев Т. На пути к национальной идее // Саф Сана — идея, нация, страна : (системная философия). URL: http://safsana.chat.ru/teor46.html

6. Алияров Е. К., Борбасов С. М. Приоритеты национальной идеологии Казахстана. URL: http://www.sarap.kz/rus/view.php?id=171

7. Артыкбаев Ж. О. История Казахстана. Костанай ; Астана, 2006.

8. Арынов Е., Машанов М. Идейные парадигмы в эволюции общественно-политического процесса в Казахстане // Саясат. 1997. № 9.

9. Ахметов Д. Казахстанская промышленность должна переходить на международные стандарты качества. URL: http://www.nomad.su/?a=3-200310200029

10. Ахметова Л. О патриотизме и идеологии // Мысль. 1994. № 5.

11. Аюпов Н. Г. Духовные ценности, как стабилизирующий фактор // Казахстан на пути к устойчивому развитию. Алматы, 1996.

12. БалгимбаевА. Нация и национальная идея // Литер. 2008. 11 сент. URL: http://www.liter.kz

13. Бендогаров К. Идеи должны работать на объединение // Мысль. 1994. № 4, 5.

14. Выступление Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева на XII сессии Ассамблеи народов Казахстана (Астана, 24 октября 2006 года). URL: http:// www.akorda.kz/

15. Гали А . Б. Контуры казахской национальной идеи. Киян ; Алматы, 2004.

16. ГоловковА. Умеренный автократ : линия судьбы Н. Назарбаева. URL: http://faces. ng.ru/forein/2000-06-29/7_line.html

17. Государственные символы Республики Казахстан. Алматы, 1997.

18. Грозин А. В. «Историческая наука» в постсоветских азиатских государствах. URL: http://yaik.nichost.ru/forum/showthread.php?t=42

19. Доведение качества продукции до уровня мировых стандартов должно стать национальной идеей // Казахстан сегодня : информ. альм. 2008. 23 янв.

20. Дутбаев Н. Региональная безопасность // Мысль. 2003. № 6.

21. Ермеков К. Главное — осознавать себя гражданином // Там же. 1994. № 3.

22. Еще раз о национальной идеологии. URL: http://www.zonakz.net/.../articles/ nonkonf030401a.shtml

23. Ирмуханов Б. Согнем историю в бараний рог // Простор. 2008. № 1. URL: http://prostor.ucoz.ru/publ/23-1-0-1043

24. История Казахстана с древнейших времен до наших дней : очерк / А. Акишев, М. Асылбеков, К. Байпаков, Ж. Касымбаев, М. Козыбаев, Т. Мансуров, К. Нур-пеисов. Алматы, 1993.

25. Какая идеология нужна казахстанцам и нужна ли она вообще? // Литер. 2008. 19 июля. URL: http://www.liter.kz

26. Какая нам нужна идеология? : круглый стол журнала «Мысль» // Мысль. 1994. № 5.

27. Калетаев Д. А. Социально-политическая консолидация казахстанского народа: особенности и проблемы : моногр. Алматы, 2007.

28. Коновалов С. А. Социальный оптимизм как социологическое открытие и идеология в Казахстане // Казахстан-Спектр. 2008. № 4.

29. Концепция достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики Республики Казахстан на 2008—2015 годы: (одобрена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года № 1332) // Законодательство : юрид. справ. URL: http://www. do.ektu.kz/laws/prk7.asp

30. Концепция формирования государственной идентичности Республики Казахстан. URL: http://www.zonakz.net/articles/14849

31. Косанов А. Особенности «национальной безопасности». URL: http://kaz0302.htm

32. Курганская В. Национальная идея и перспективы формирования казахстанской нации. URL: http://www.ia-centr.ru/expert/2109/

33. Кшибеков Д. Какой быть новой идеологии? // Мысль. 1993. № 10.

34. Лобанов А. Казахстан: кризис культуры, время собирать камни // Литер. 2008. 25 февp. URL: http://www.liter.kz

35. Майлыбаев Б. Национальная идентичность и императив истории : политический дискурс в книгах Нурсултана Назарбаева. URL: http://www.baiterek.kz/archive /b02_03/pr1.html

36. Мурадов М. К поиску объединяющей идеи, или О моральной диктатуре интеллигенции // Мысль. 1994. № 3.

37. Назарбаев Н. А. В потоке истории. Алматы, 1999.

38. Назарбаев Н. А. Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана. Алматы, 1993. URL: http://www.contur.kz/node/161

39. Назарбаев Н. А. К экономике знаний через инновации и образование : лекция Президента Республики Казахстан в Евразийском национальном университете им. Л. Н. Гумилева // Казахстанская правда. 2006. 27 мая.

40. Назарбаев Н. А. Ключи от кризиса // Российская газета. 2009. 2 февр.

41. Назарбаев Н. Выступление на III съезде республиканской политической партии «Отан». URL: http://safsana.chat.ru/teor46.html

42. Назарбаев Н. Казахстан — 2030 : Послание Президента страны народу Казахстана // Казахстанская правда. 1997. 11 окт.

43. Назарбаев Н. Стратегия радикального обновления глобального сообщества и партнерство цивилизаций. Астана, 2009.

44. Назарбаев Н. Три кита единой евразийской идеи — ЕврАзЭС, СВМДА и ШОС. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1148709660

45. Николаев С. Как создается национальная идея? // Свободная мысль. 1997. № 6.

46. Новой национальной идеей Казахстана становится космос. URL: http://www.nkau. gov.ua/gateway/news.nsf/NewsTodayR/8B0E4A28E1D79F9BC225702A002F760A!open

47. Нос И., Келимбетов К. Быть прагматиками, считать и зарабатывать // Казахстанская правда. 2005. 3 июня.

48. Нысанбаев А. Кадыржанов Р. Национальная идея Казахстана: гражданская или этническая? URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1166999820

49. Общенациональная идея. URL: http://www.pois.ru/

50. Ориентиры общественного сознания : к итогам республиканского совещания по идеологической деятельности // Мысль. 1993. № 8.

51. Охота на идеологию: на этой неделе снова говорили о внутренней идеологии применительно к перспективам Казахстана // Литер. 2008. 6 июля. URL: http://www.liter.kz

52. Петров И. Казахский каганат. URL: http://kazakhstan.htm

53. Прохоров С. Страна «мыльных пузырей». URL: http://www.zonakz.net/articles /4print.php?artid=4150?

54. Рогов И. Конституция Казахстана — центральное звено национальной идеи // Казахстанская правда. 2008. 30 авг.

55. Сабден О. Национальная идея Казахстана и стратегия конкурентоспособности // Там же. 2006. 10 февр.

56. СатпаевД. Тоска по национальной идее : (10-летию казахстанской национальной идеи посвящается). URL: http://www.gazeta.kz/art.asp?aid=20956

57. Сатубалдин С. Какую идеологию востребует время? // Мысль. 1994. № 10.

58. Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье : информ.-аналит. бюл. 2008. 6 окт. № 204. URL: http://www.materik.ru/upload/iblock/2b9/ 2b954bd7d572d86cca2b8036e128584f.pdf

59. Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира : Послание Президента республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1141208040

60. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. URL: http://www.bureau.kz/lib/download/515.doc

61. Токаев К.-Ж. Идея качества должна стать национальной идеей // Казинформ. 2003. 17 окт.

62. Умбеталиева Т. Б. От государственной идеологии к национальной идее. URL: http://www.kisi.kz/site.html?id=677#0

63. Холодков А. Есть ли будущее у социалистической идеологии? // Мысль. 1993. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

64. Холодков А. О мнимых и фактических противоречиях в теории и практике социализма // Там же. № 6.

65. Хохлов И. И. Российские внешнеполитические школы. Гл. 2. URL: http://www. nationalsecurity.ru/library/00001/00001ch2part2f.htm

66. Чеботарев А. Национальная идея Казахстана: быть или не быть? URL: http://www.ia-centr.ru/expert/2368/

67. Шерьязданова К. Г. Идея евразийства: классическая теория и современность // Саясат. 2007. № 4.

68. Шоманов А. Стратегия конкурентоспособного развития в контексте национальной идеи независимого Казахстана // Литер. 2006. 27 дек.

69. URL: http://evrazia.org/modules.php?name=News&sid=2182

70. URL: http://gu.interro.ru/2009/02/10/18/

71. URL: http://www.geokz.tv/article.php?aid=8305

72. URL: http://www.geokz.tv/printing.php?aid=8305

73. URL: http://www.gylymkaz.kz/otchet1.html

74. URL: http://www.kt.kz/index.php?lang=rus&act=arch_n&n_date=2009-7-10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.