Научная статья на тему 'Феномен единства и его значение в становлении общенациональной идеи Казахстана'

Феномен единства и его значение в становлении общенациональной идеи Казахстана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
162
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИДЕОЛОГИЯ / ПАРАДИГМА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОНСОЛИДАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жумасултанова Г.А.

Статья посвящена актуальной для современного казахстанского общества проблеме становления общенациональной идеи. Автор рассматривает опыт поиска и формирования национальной идеи современного Казахстана, в основе которого лежит идея народного единства и консолидации общества как основополагающей ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен единства и его значение в становлении общенациональной идеи Казахстана»

ФЕНОМЕН ЕДИНСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СТАНОВЛЕНИИ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ КАЗАХСТАНА

© Жумасултанова Г.А.*

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, Республика Казахстан, г. Караганда

Статья посвящена актуальной для современного казахстанского общества проблеме становления общенациональной идеи. Автор рассматривает опыт поиска и формирования национальной идеи современного Казахстана, в основе которого лежит идея народного единства и консолидации общества как основополагающей ценности.

Ключевые слова: национальная идея, государственная политика, идеология, парадигма, глобализация, консолидация.

Не секрет, что для любого государства в современную эпоху, в условиях все более глобализирующегося мира нет сомнений в важности и необходимости определения основ национальной идеи, которая бы могла сплотить все общество для дальнейшего цивилизованного развития. В этой связи вопрос о поиске консолидирующего фактора и необходимости выдвижения национальной идеи в Казахстане стала наиболее актуальной задачей. Это особенно важно сегодня, потому что наше молодое независимое, но уже состоявшееся государство ориентировано на качественный скачок, на прорыв сегодняшних политико-экономических реалий.

В контексте реализации важнейших задач внутренней и внешней политики, которые выдвинул Президент страны Н. Назарбаев в своем Послании Народу Казахстана в декабре 2012 года, несомненно, требуется консолидация всего казахстанского общества вокруг определенной идеи. Такой идеей стала общенациональная идея «Мэцгшк Ел» (Вечный народ), сформулированная Главой нашего государства в Послании 2014 года [1]. Выдвижение этой идеи стала необходимой для того, чтобы решить достаточно амбициозную задачу вхождения Казахстана в число 30 конкурентно способных стран мира.

История всего человечества показывает, что во все времена появление подлинной и действенной национальной идеи нужно было для мобилизации населения той или иной страны на прорыв. По мнению ряда казахстанских ученых: «Это является основополагающим и в этом контексте единственным историческим смыслом существования национальной идеи в качестве системообразующего цивилизационного феномена» [2, с. 4].

Однако, следует иметь в виду, что проблема осознания необходимости национальной идеи в любом обществе не возникает сразу, не из чего. Она

* Доцент кафедры Политологии и социологии, кандидат исторических наук.

является логическим результатом становления и развития народа, с ним формируется и развивается. Вместе с тем уровень осознания ее необходимости всегда является критерием роста и силы общества. Потребность в наличии национальной идеи и признание ее необходимости со стороны государства или какой-либо социальной группы, даже обладающей властным ресурсом, или со стороны общества в целом является важным условием, способствующей её формированию. Но сама возможность иметь национальную идею связана не столько с субъективной потребностью в её наличии, сколько с объективными условиями, в которых функционирует общество. То есть, говоря словами И.Ильина, национальную идею можно назвать «самоподдерживающейся общностью» [3, с. 128].

Если говорить конкретно об условиях формирования национальной идеи, и ее основ, то можно отметить, что эти два феномена пережили вместе с самим народом разные этапы проявления. На всем протяжении исторического развития казахский народ показывал свой сильный характер и достоинство. История доказывает, что казахи всегда стойко выносили все беды и лишения, но не сломились. Они выходили из критических ситуаций разоренными, обнищалыми, усталыми, но не сломленными.

Сегодня можно наблюдать, что во многих постсоветских странах все еще отмечается глубокий идеологический кризис, обусловленный отсутствием национальной идеи, как конкретной программы действий на ближайшее и отдалённое будущее. В этом плане программу Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «Казахстан 2050» можно рассматривать как попытку выдвижения национальной идеи сверху, со стороны политической элиты. Общество же зачастую видит национальную идею в обращении к своим духовным корням, как религиозным, так и этническим. Однако уважая свою многовековую историю и испытывая по отношению к ней чувство глубокой национальной гордости индивид зачастую не находит в ней нужных примеров, способных повлиять на развитие современных отношений и составить программу на будущее. Следовательно, поиск примеров следует направлять не в прошлое, а в настоящее, используя при этом опыт формирования национальной идеи в наиболее развитых современных обществах.

Исторически впервые о формировании нации и появлении национальной идеи можно говорить применительно к постреволюционной Франции. Именно тогда национальная идея этой страны стала не столько выражением величия нации, сколько способом решения тех психологически сложных проблем, которые поставила перед страной Великая Революция. Сейчас, конечно, национальная идея в том виде, в каком она некогда зародилась, Франции уже не нужна. Однако, поскольку французы - это тот же самый народ, который был порожден великими идеями ХУШ-ХГХ столетий, они для ощущения собственной идентичности все же нуждаются в преемственности идей.

Не без интересен также опыт США в формулировании национальной идеи. На протяжении всего исторического развития в Америке функциони-

ровала теория «плавильного котла». Согласно этой теории предполагалось, что американская нация должна быть спаяна в результате «переплавки» выходцев из разных частей света, а «стержнем американской национальной идентичности, - по словам С. Хантингтона, - была англо-протестантская культура». Следовательно, можно сказать, что национальная идея по-американски представляет собой, примерно следующий культурный манифест: «не следует отказываться от стремлений, не следует уходить от борьбы, не следует уменьшать свои цели; непростительной для человека является не неудача, а заниженная цель» [4, с. 16].

Мировой опыт, конечно, накопил множество других примеров действенности и решающей роли национальной идеи в поступательном развитии государства. Однако даже на примере вышеупомянутых государств можно увидеть, что в развитии любого из них национальная идея становилась исторической миссией и выполняла консолидирующую функцию. Более того, при всех различиях национальная идея в этих государствах достаточно чётко показывала историческую роль объединительной идеи и миссию той или иной страны в мировом масштабе и, соответственно, историческую роль и миссию того поколения людей, которое живет в этой единой стране.

Рассмотренные выше примеры, поднимают закономерный вопрос: «Насколько опыт данных стран был применим к процессу становления национальной идеи Казахстана и что лежит в ее основе»?

Как известно еще в конце XIX века Казахстан был практически моноэт-ничной национальной окраиной России. Казахи тогда составляли 87 % всего населения страны. Сейчас же, в результате массового переселения крестьян из Европейской части Российской империи в период присоединения Казахстана к России, массовой депортации народов при Сталине, освоения целины при Хрущеве и участия в эксперименте по созданию «новой этнической общности - советского народа» при Брежневе, наша республика стала полиэтническим государством.

В этой связи отечественные ученые отмечают, что в таких полиэтнических обществах как казахстанское - «национальная идея не может быть идеей какого-либо одного этноса. Но национальную идею нельзя сконструировать и из совокупности национальных идей множества этносов. Национальная идея с самого начала должна быть общенациональной» [2, с. 6]. Но здесь, на наш взгляд, следует задаться вопросом, что же должно лежать в основе такой идеи?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос следует обратиться к истории нашего государства. Как известно, в каждом государстве существует своя система ценностей и идеалов, свое мировоззрение и отношение к мироустройству. Каждый народ в ходе своего исторического развития становится носителем некой величественной идеи, которую он пытается воплотить в жизнь. Такой важной идеей, сыгравшей основополагающую роль в станов-

лении общенациональной парадигмы современного Казахстана, можно считать идею народного единства.

Идея народного единства пережила вместе с самим народом разные этапы проявления. Как отмечал Н. Назарбаев в своем ежегодном Посланий в декабре 2012 года: «История - свидетель: в непростые времена наш народ всегда объединялся и превращал невзгоды в свои победы. Так было почти 300 лет назад у Аныракая, где объединились казахи. В тот момент преданность своей земле и здравый смысл взяли верх. И то, как мы выйдем из грядущих трудностей, также зависит от нас, от нашего единства» [5].

У идеи единства глубокие корни. В этом смысле большую исследовательскую ценность несут в себе исторические памятники духовной и материальной культуры древней цивилизации тюркских племен, живших на территории современного Казахстана в далекое средневековье. Среди исторических памятников, отражающих основное содержание мировоззрения древних тюрков значительное место, конечно, принадлежит руническому письму. Ученые всего мира считают, что самыми крупными образцами древнетюрк-ского рунического письма являются памятники, сосредоточенные в бассейнах рек Орхон, Толы и Селенги. Они были воздвигнуты в эпоху второго Тюркского каганата (689-744 гг.) Наиболее известные из них так называемые Кошо-цайдамские памятники-стелы в честь Бильге-кагана и его брата, полководца Кюль-тегина. Надписи на этих стелах свидетельствуют о том, что означало для тюрков мудрость правителя и единство народа. «Когда вверху возникло голубое небо, а внизу - бурая земля, между ними обоими возникли сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели мои предки! Четыре угла света были им врагами. Выступая в поход с войском, народы четырех углов света все они покорили. Они правили..., устанавливая порядок среди голубых тюрков, не имевших до того господина. Они были мудрые каганы, они были мужественные каганы; и их приказные были, надо думать, мудрыми, были, надо думать, мужественными; и их дети и народ были единодушны. Потому то надо думать, они и правили столь долго государством...» - говорилось в одной из этих надписей [6, с. 28].

Как видим, социально-политические идеалы и мировоззрения древних тюрков отражали основное содержание эпохи, главной ценностью которой была идея сполченности и единства народа. Эта идея красной нитью проходит в сознании масс многих поколений казахского народа. Именно в недрах национального самосознания возникает национальная идея, которая, по мнению казахстанской ученой Ж. Кыдыралиной, концентрирует в себе осознание нацией, как своего исторического развития, так и своей собственной судьбы в настоящем и будущем [7, с. 274].

В процессе определения национальной идеи у нас в стране самой значительной проблемой был вопрос как сформулировать общенациональную идею, не сводимую ни к национальной идее отдельных этносов, ни к сумме

их национальных идей. Сложность формулирования национальной идеи в Казахстане заключалась именно в необходимости одновременного синтеза возможностей, чаяний и надежд всех этнических групп и превращения этого широкого спектра идей в единую общенациональную идею.

На сегодняшний день можно сказать, что в многолетней дискуссии о том какой должна была быть наша национальная идея поставлена точка. Этот факт признается всей общественностью Казахстана. Так, видный ученый, доктор юридических наук, академик, ректор гуманитарного университета имени Кунаева Омрали Копабаев в своем интервью отмечает: «За эти 20 лет мы говорили о национальной идее, говорили писатели, интеллигенция, все, какая у нас должна быть идея? И наконец то, наш Президент в последнем послании сказал «Мэцгшк Ел». Это вечный народ, который сплотил вокруг себя многие народы» [8].

Идея «Мэцгшк Ел» базируется не только на многовековой мечте нашего народа, но и на конкретных результатах развития Казахстана за годы независимости. Как отметил Н.Назарбаев: «За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности - опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем» [1].

В «Мэцгшк Ел» воплощены главные ценности нашего общества, которые веками культивировались в историческом и духовном наследии казахского народа. Поэтому, считаем вполне проавомерным говорить о том, что национальная идея в идеальной форме повторяет процесс формирования единой казахстанской нации, для которой феномен единства и консолидации общества был основополагающей ценностью и мерилом цивилизованного развития. Это идея, безусловно, будет способствовать достойному вхождению Казахстана в глобальный мир, оптимальному участию нашей страны в сложных глобальных процессах. При этом, еще раз отметим, что в основе этой идеи лежит феномен народного единства, который является одним из базовых составляющих общенациональной идеи Казахстана.

Список литературы:

1. Назарбаев Н. Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее/ Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. - Режим доступа: www.akorda.kz.

2. Ашимбаев М., Косиченко А., Нысанбаев А., Шоманов А. Национальная идея: предложение к обсуждению // Analytic. - 2005. - № 1.

3. Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. - М.: Мысль, 1996.

4. Хантигтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. - М., 2004.

5. Назарбаев Н.Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 14 декабря 2012 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. - Режим доступа: http://www.akorda.kz.

6. Орынбеков М.С. Духовная консолидация казахов. - Алматы: ИД «Ар-каим», 2001.

7. Кыдыралина Ж. Нация и история. - Астана: Елорда, 2009.

8. «Мэцгшк Ел» - идея которой суждено стать реальностью. 19 февраля 2014 [Электронный ресурс] / Агентство ХАБАР. - Режим доступа: http://kha-bar.kz/ru/view/obwestvo/page_61901.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.