Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

НАЦИОНАЛЬНАЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
89
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / КРИТЕРИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Герандоков М.Х., Герандоков Р.М.

В статье описывается формирование классической массовой культуры, ее критерии, обоснована необходимость создания современного культурного, национального проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL AND MASS CULTURE: THE DIALECTIC INTERACTION

This paper describes the formation of the classical mass culture, its criteria, the necessity of creating a modern cultural national project.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

лизе северокавказского романа, выражением которого и является балкарский роман. Типологическое не может существовать в чистом виде, оно проявляется через этнические признаки: национальные типы литературных героев, психологический склад нации, его темперамент, этнические стереотипы мышления и поведения.

В национальном характере героя раскрыт сложный, противоречивый процесс слияния человека и истории. В этом новаторская сущность подхода к исследованию связи человека и действительности в балкарском романе с литературно оправданной попыткой показать национальные черты этнопсихологии горцев.

"Стремление писателей глубже исследовать правду эпохи, ту почву, на которой формируется сознание человека, его отношение к жизни, закономерно привело и к более полному раскрытию национального характера героев", - заметил Н. Джусойты.

Национальный характер вырастает из недр этнического бытия, а его художественное реше-

УДК 303.446

ние связано с крупной эпической формой повествования - романом.

Литература

1. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. - М., 1964. С. 60.

2. Ауэзов М. Мысли разных лет. По литературным тропам. // Литературная газета. 1965, №1, 12 октября. С. 60-61.

3. Гегель. Соч. Т. XIV. - М., 1958. С. 189, 190, 289, 274.

4. Белинский В.Г. ПСС в 9-ти томах. М., 1976. Т. I. С. 271, 261.

5. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. -Нальчик, 1993. С. 178.

6. Толгуров З.Х. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. - Нальчик, 1974.

7. Мусукаева А.Х. Указ. соч., с. 88.

8. Теппеев А.М. Указ. соч., с. 141.

9. Джусойты Н. Чурек на завтра, или душа о будущем. // Дружба народов. №11, С. 45.

НАЦИОНАЛЬНАЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Герандоков М. Х., кандидат исторических наук, академик АМАН Герандоков Р. М., аспирант

Академия народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ

NATIONAL AND MASS CULTURE: THE DIALECTIC INTERACTION Gerandokov M. H., Candidate of Historical Sciences, Academician CIA Gerandokov R. M., Post-graduate

В статье описывается формирование классической массовой культуры, ее критерии, обоснована необходимость создания современного культурного, национального проекта.

Ключевые слова: массовая культура, критерии, национальный проект.

This paper describes the formation of the classical mass culture, its criteria, the necessity of creating a modern cultural national project.

Key words: popular culture, criteria, national project.

При анализе диалектики взаимодействия национальной и массовой культуры необходимо прежде всего уточнить дефиницию национальной культуры. Культура рассматривалась обычно в рамках жизненного (географического преимущественно) пространства нации, в рамках национальной принадлежности субъекта культурного творчества и культурного восприятия. Но вне исследования оставалась важная проблема - проявление национального самосознания в культуре. Причем, не как этнически определен-

ного, как бы раз и навсегда увековеченного национальным характером, а как национального самосознания в его диалектическом движении, изменении психологических особенностей в разных исторических условиях, применительно к разным историческим периодам. Совершенно очевидно, что национальное самосознание в условиях социализма отличается от его современного состояния. В национальной культуре советского периода оно подавляется, а точнее поглощается интернациональным началом, при-

сущим всем социалистическим нациям. С другой стороны, оно в эмбриональном состоянии по отношению к историческим условиям того времени, поскольку в них не могло появиться именно как самосознание нации, а не этнически присущая ей особенность.

Причем, на уровне этноса в качестве основных его признаков выделяли именно традиционные, уходящие корнями в далекие исторически пласты, черты. А современными его характеристиками были все те же принципы советского патриотизма и интернационализма. В современных исторических условиях национальное самосознание проходит стадию своего развития, во многом определенную прежними историческими условиями. Поэтому, с одной стороны, это патриотизм россиянина (его причастность к единому целому - многонациональному государству). С другой стороны, патриотизм собственно национальный, причастность к определенной нации, национальному региону. В начале периода пробуждения национального самосознания в его освобождении от прежних идеологических установок, на всем постсоветском пространстве национальное самосознание как бы возвращается назад к своим истокам. Но при завышенной оценке национального идеала. Эго каждой нации персонифицируется как «супер-эго». Чертами превосходства становятся зачастую реакционные традиции, обычаи. Они, к сожалению, возрождаются у многих народов постсоветского пространства. И рассматриваются ими не как нечто отжившее, не соответствующее современным историческим условиям, а чуть ли не как идеал. Диалектика национального самосознания в современных исторических условиях - сложный процесс, взаимосвязанный и с прежними историческими условиями, с их отражением в современном национальном самосознании, и с отражением национального самосознания в различные исторические периоды (в том числе и в периоды становления, построения и развития социализма) в современном национальном самосознании. Иными словами, в современных исторических условиях национальное самосознание ищет глубинную диалектическую взаимосвязь, мосты между прошлым, настоящим и будущим. Во всей своей сложности и многогранности, вмещающей как прошлое, так и настоящее. Национальное самосознание воплощается в национальной культуре именно в своем развитии и обновлении этнического начала и в связи с изменяющимися историческими условиями. Учитывая всю сложность этого процесса, при определении национальной культуры естественно обращение к различным аспектам, раз-

работанным в трудах предшественников. Прежде всего это структура национального самосознания, его психологического эквивалента, исследование национальной культуры в различных исторических периодах, специфики культуры народов Северного Кавказа.

Национальная культура определяется нами как духовное измерение нации и каждого составляющего ее человека, как материализация национального духовного потенциала, его овеществление в конкретных результатах деятельности. Духовное измерение нации, ее творческий потенциал конкретизируются в бытовании культуры, ее распространении, восприятии. Если обозначить нацию как субъект культуры, творчество - есть высшее проявление субъективного потенциала нации, тот духовно-творческий предел, который достигнут нацией в ходе ее исторического развития. Сохранение национального богатства в виде культуры и ее наследия необходимо для жизнеобеспечения нации, так как предохраняет ее от растворения в безликой массе антикультурной объективации, которую некоторые практики и псевдотеоретики выдают за «новую» культуру, якобы более соответствующую современным историческим условиям. Речь идет о так называемой массовой культуре. В появлении ее, кстати, ничего нового нет. О ней писали еще в начале XX в. и его 1-ой половине. Мережковский, к примеру, предупреждал об опасности некого «грядущего Хама», которому классическая культура покажется непонятной, сложной, а потому и ненужной. А известный философ Хосе Ортега-и-Гассет еще в 20-е годы XX в. фактически предсказал сценарий распространения упрощенной, уже не культуры в ее истинном понимании, а массово-зрелищной примитивной продукции, рассчитанной на самые низкие вкусы и потребности. Фактически в его пророческом эссе - современные телевизионные проекты, рассчитанные на леденящие кровь зрелища, пошлейший юмор и разнузданную эротику. Добавлены к ним апробированные Голливудом истории Золушек, в современном варианте либо выходящих замуж за олигархов, либо нашедших счастье в собственном успешном бизнесе, слащавые семейно-бытовые сериалы, обильно насыщенные «треугольниками». Так что же такое «массовая культура»? Монстр или веяние времени, навязываемое кем-то в своих прагматических целях, или потребность отвлечься с помощью незамысловатого примитива от сложных жизненных проблем. Поначалу в самом определении привлекательным кажется само слово «массовая», импонирующая особенно как советскому, так и пост-

советскому сознанию, сохраняющему глубинные связи с прежними историческими условиями. А в этом сознании идеология как бы вбивала четкую ритмику стихов Маяковского по поводу того, что единица - это ничто, это ноль, а если в массу сгрудились малые - «сдайся, враг, замри и ляг». Конечно, называя Маяковского лучшим поэтом эпохи, Сталин не погрешил против истины в этом смысле, что никто так четко не выявил чувство причастности каждого к массе -будь то советская страна или трудовой коллектив. Так что массовость как бы исторически, из советского пространства импонирует сознанию россиянина. С другой стороны, в доступности культуры массам нет ничего плохого. Век салонной культуры, замкнутой в кругу избранных и посвященных, казалось бы в прошлом. И средства ТВ сделали культуру доступной каждому. Вопрос лишь в том, какую культуру и культуру ли вообще. Деятели культуры еще в начале XX в. видели опасность не в том, что культура станет доступной широким слоям общества, а в том, что через массовость неизбежно снижение эстетических, художественных критериев, примитивизация культуры, ее вырождение в антикультуру, зрелище, откровенный китч. Для того чтобы классическое наследие стало доступным, необходимо не только распространение культуры, но и ее восприятие, адекватное эстетическим, художественным критериям наследия. Добиться этого на практике если и возможно, то чрезвычайно трудно, ибо речь идет о воспитании субъекта культурного восприятия, его эстетического, нравственного развития. А поскольку масса включает немалое количество людей вне культуры вообще, снижение эстетических, художественных критериев, примитивизация художественной продукции неизбежна. Плюсом социалистической культурной революции было стремление приобщить если и не всех, то хотя бы большинство, к классическому национальному наследию. Пропаганда его осуществлялась по разным каналам через виды искусства, через клубы и избы-читальни, через широкое обсуждение произведений искусства, через литературные диспуты, декады национальных культур в Москве, через экранизацию литературных произведений и лучших театральных спектаклей и т.п. Даже то, что в советское время в годы застоя в залах драматических театров свободные места заполняли солдатами советской армии, можно считать плюсом, поскольку посещение театра, хотя бы у некоторых из них могло перейти в потребность, в желание что-то узнать об искусстве. В современных исторических условиях весь ценный культурно-просветительный

опыт прошлого утрачен. Это привело к утрате культурного иммунитета. При его наличии, знании истинных ценностей, хотя бы некоторых из них, можно противостоять напору антикультуры. При утрате иммунитета человек беззащитен перед заразой псевдокультуры. А именно такой, а отнюдь не новой и прогрессивной, предстает современная массовая культура.

В классической массовой культуре при ее формировании была все же ориентация не только на доступность, но и на критерии классической культуры. Многие фильмы Голливуда, вошедшие в историю кино, можно отнести не только к классике, но и к массовой культуре. К примеру, понятны всем комедии Чаплина, фильмы с участием Дины Дурбин и т. п. Однако в такого рода художественных произведениях, рассчитанных на массовое восприятие, сохранялась ориентация на критерии классического искусства.

По нашему мнению, известные советские комедии 30-40-х гг., музыка Дунаевского и т. п., не только классика советского периода, но и массовая культура. И они так же, как и фильмы Голливуда, сочетали ориентацию и на каноны классического искусства, и на массовость. В современных исторических условиях массовая культура во всех странах отошла от своих классических канонов и ориентирована не на массы, как таковые, а, говоря словами Ленина, ее «нижайшие низы». То есть, сам по себе каждый народ при своем большинстве не может быть столь примитивным, как тот субъект антикультуры, на который и рассчитана продукция современной массовой культуры.

Во многих своих проявлениях, не имея никакой связи не только с классикой, но и с культурой вообще, современная массовая культура, однако, нуждается в классической культуре. Об этом свидетельствует и использование классических сюжетов, и повторение произведений искусства XX в. в новой интерпретации, приближенной к современным историческим условиям. В претензиях называться культурой, а не ее фактическим суррогатом, заменителем, современная массовая культура стремится использовать ценности национальной культуры. Но это использование несет искажения, осовременивание чисто внешнее.

Диалектическая взаимосвязь массовой культуры с рациональной классической и в том, что в современных исторических условиях в массовой культуре появляется как бы элитарная ипостась. Это, так называемая, гламурная культура, рассчитанная на избранных, на узкий круг и упрощенные поделки, ориентированные на массо-

вого потребителя. Невольно вспоминается любезная некоторым классикам марксизма-ленинизма градация Чернышевского, разделяющего каждую культуру на две культуры: дворянскую и народную. С той лишь разницей, что жизнь избранных, как бы нового дворянства, включая актеров, поп-звёзд, телеведущих, заметных фигур шоу-бизнеса и просто лиц с обложек гламурных журналов, постоянных участников гламурных тусовок стремятся максимально сделать доступной для широких масс. Откровения «новой элиты» о себе и близком окружении, оформленные в виде литературных изысканий неопределенного жанра, заполняют страницы гламурных изданий. В одном из таких ведущих журналов, как «Караван», например, можно узнать практически все об известном режиссере Михалкове, и о балерине Волочковой, и о многих других. Но четкая грань между народом и теми, кто считает себя новой элитой, и в интерьерах, и в роскошных особняках, на фоне которых они позируют.

Гламурная культура - мифологизация реальности, ее глянцево раскрашенный вариант. В нем жизнь избранных, их изображение Рождественской в костюмах исторических персонажей знаменитых картин классической живописи. С одной стороны, сохраняется какая-то связь с классикой в том смысле, что предполагаются какие-то познания из истории живописи, которыми массовый потребитель не обладает. А потому гламурная культура в данном случае претендует на некую элитарность, с другой стороны, классическая живопись опошляется. Портретная живопись переписывается с ориентацией на телеведущих, актеров, депутатов Госдумы и прочих, причисляющих себя к кругу избранных. Современные лица с их весьма современным выражением не соответствуют как историческим костюмам, так и сюжетам классических композиций.

Что касается массовой культуры, рассчитанной не на избранных, а на всех и каждого, то она предполагает реципиента, не имеющего никакого отношения к культуре вообще. Пошлый, примитивный юмор, убойные мордобойные боевики и триллеры, сериалы на уровне обсуждения соседей и жизни вообще на каждой дворовой лавочке и т. д. К этому набору можно добавить многочисленные проекты, по которым любой дилетант, не обладая способностями, может стать и звездой «фабрики звезд», и народным артистом. А люди, не имеющие по своей профессии никакого отношения к спорту или танцам, но засветившиеся на телеэкранах, на уровне новичков катаются на коньках, постига-

ют азы бальных танцев. Противостоять разрушению национального самосознания, духовных традиций нравственности призвана национальная культура.

Однако диалектика ее взаимосвязи с массовой культурой в том, что национальная культура нуждается в омассовлении. Она не может оставаться наследием безымянным для большинства, особенно для молодежи, которая, к сожалению, отходит в своем большинстве от чтения, умения излагать мысли хотя бы в эпистолярном стиле, не способна к углубленному самоанализу и адекватной своим способностям и личностному потенциалу самооценке. Мнимая свобода оборачивается для нее поклонением чужому мнению авторитетов своей среды, языческому поклонению различным идолам, от поп-группы, до Гитлера и прочих исторических и современных персонажей. Ничего общего с истинной свободой не имеет ни разнузданность в одежде, поведении, ни прыжки под лихие современные ритмы. Интернет из средства массовой информации превращается для такой молодежи в средство бездумной болтовни, поверхностного общения с кем попало, получения недостоверных знаний и непроверенной лживой информации. Разумеется, речь не о всех. Но, увы, о многих. Поэтому как воздух, без которого задохнется любая нация, необходимо культурное просвещение, пропаганда классической культуры и ее истинных ценностей. Как ни парадоксально, необходим возврат к идеологической работе, в которой основа уже не ценности социализма, а ценности национальной культуры. Пропаганде ширпотреба массовой культуры, чем занимаются активно ТВ и СМИ, необходимо противопоставить пропаганду национальной культуры с оценкой антикультуры, ее анализом. И начинать надо с азов, с ликвидации культурной безграмотности, прежде всего молодежи. Надо дать ей основные понятия культуры речи, поведения, образа жизни, показать их несовместимость с пьянством, наркоманией, матерщиной, незнанием собственного национального языка. На Северном Кавказе необходима пропаганда лучших народных традиций горцев: крепкой дружной семьи, уважения к старшим, душевной доброты, гостеприимства и т. д. От ликвидации культурной безграмотности надо перейти к познанию основ национальной культуры. Пропаганда, омассовление национальной культуры имеет в виду не чисто внешний антураж (современные костюмы, отсутствие декораций и любого намека на исторические условия, соответствующие тому или иному классическому произведению), а созвучие проблематики национальной культу-

ры современности. Осовременивание именно в актуальности проблематики классического наследия.

Сохранение национальной культуры - это сохранение нации как таковой, ее обычаев, традиций. Поэтому в национальном сознании необходимо сформировать неприятие если не всей массовой культуры, то, по крайней мере тех ее вариантов, которые как отмечалось, не имеют никакого отношения к культуре, и тех, которые несовместимы с национальным самосознанием, чужды вере, исповедуемой той или иной нацией, ее национальным традициям и обычаям, которые ниспровергают общепринятые нравствен-

УДК 81'37

ные нормы, разрушают духовные начала, присущие национальной культуре.

Литература

1. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. - Нальчик: Эльбрус, 1978.

2. Гутов А.М. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. - М.: Наука, 1997.

3. Кочан М.Н., Холастова Т.В. Культура-философия, искусство. - М.: Знание, 1998.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

5. Мамбетов Г.Х. Братская помощь русского и других народов СССР в развитии культуры в Кабардино-Балкарии. - Нальчик: Эльбрус, 1984.

СЕМАНТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПОПЫТКА КЛАССИФИКАЦИИ ГЛАГОЛОВ, ВХОДЯЩИХ В ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ THAT-CLAUSE

Гоова Ф. И., старший преподаватель

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова»

SEMANTICO-SYNTACTIC PECULIARITIES OF THE PREDICATES, INFRODUCING THAT-CLAUSE AND THEIR CLASSIFICATION

Goova F. I., Senior teacher

FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov»

Целью исследования являются глаголы, вводящие придаточное that-clause. Продолжение исследования семантических особенностей этих глаголов и попытка их классификации.

Ключевые слова: предикативные высказывания, придаточные определительные, придаточные предикативные.

Проблема отражения истинности и неистинности высказывания обозначаемого всегда волнует исследователя. Языковой формой отражения соотношения между тем, что говорится и тем, что есть на самом деле, является форма придаточного that-clause. А это придаточное, в свою очередь, вводится различными глаголами, что и является объектом исследования данной статьи.

Анализ предложений с that-clause был произведен на базе произведений Maugham'a «Theatre» and Hemingway's «To Have and Have not».

Начальным этапом исследования было разграничение всех сложноподчиненных предложений по синтаксическим функциям придаточ-

The aim of investigation is predicates combining subordinate that-clause and the attempt of their classification.

Key words: predicative sayings, predicative subordinate that-clause, attributive subordinate that-clause.

ного that-clause. Как показал анализ, that-clause может выступать как часть составного глагольного сказуемого (that-clause predicative):

My only fear was that you would be bored a little.

может выполнять функцию определения (attributive - that-clause):

It was a little gold watch that could not have cost more than 10 pounds.

может быть придаточным изъяснительным (objective - that-clause):

Some hours later she discorered that it was his birthday and sent him a gold cigarette-case.

Исследуя придаточные that-clause с позиции семантического синтаксиса, можно определить их как характеризующие и пропозициональные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.