Научная статья на тему 'РОЛЬ МОЛОДЁЖИ В СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА'

РОЛЬ МОЛОДЁЖИ В СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
233
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНА КУЛЬТУРА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ДУХОВНАЯ ЦЕННОСТЬ / ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Герандоков М.Х., Герандокова В.З.

В статье поднимается проблема сохранения классической национальной культуры народов Северного Кавказа в одновременном движении вперѐд в условиях новейших тенденций авангарда. Классическое наследие объединяет общество и сохраняет его от всеобщей эйфории в связи с модернизацией и осовремениванием всех и вся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF YOUTH IN PRESERVING AND DEVELOPMENT OF NATIONAL CULTURE IN CONDITIONS OF MULTIPOLAR WORLD

In the article it is raised the problem of preserving classical national culture of the North Caucasian peoples in simultaneous movement forwards, in conditions of the newest tendencies of vanguard. Being classical legacy it can join and unite the society and preserve it from universal euphoria in connection with modernization of all and everything.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МОЛОДЁЖИ В СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА»

Герандоков М. Х., Герандокова В. З.

Gerandokov M. Kh., Gerandokova V. Z.

РОЛЬ МОЛОДЁЖИ В СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА

THE ROLE OF YOUTH IN PRESERVING AND DEVELOPMENT OF NATIONAL CULTURE IN CONDITIONS OF MULTIPOLAR WORLD

В статье поднимается проблема сохранения классической национальной культуры народов Северного Кавказа в одновременном движении вперёд в условиях новейших тенденций авангарда. Классическое наследие объединяет общество и сохраняет его от всеобщей эйфории в связи с модернизацией и осовремениванием всех и вся.

Ключевые слова: национальна культура, модернизация, духовная ценность, проблема сохранения.

In the article it is raised the problem of preserving classical national culture of the North Caucasian peoples in simultaneous movement forwards, in conditions of the newest tendencies of vanguard. Being classical legacy it can join and unite the society and preserve it from universal euphoria in connection with modernization of all and everything.

Key words: national culture, modernization, spiritual value, the problem of preserving

Герандоков Михаил Хамзетович -

кандидат исторических наук, профессор, академик АМАН, г. Нальчик Тел.: 8 928 717 88 88

Герандокова Вера Зачиевна -

член Союза журналистов РФ, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик Тел.: 8 903 491 55 55

Gerandokov Mikhail Khamzetovich -

Candidate of Historical Sciences, Professor, Academician of AIAS, Nalchik Tel.: 8 928 717 88 88

Gerandokova Vera Zachievna -

Member of journalists' society of RF, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov», Nalchik Tel.: 8 903 491 55 55

Чтобы узнать, какова нация в действительности, надо всмотреться в художественное наследие как классического, так и народного искусства. Только тогда можно познать

свое национальное Эго (Я) в его отличии от других и сходстве с другими.

Вот почему ни художественное наследие в целом, ни фольклор, в частности, не устаре-

вают и не утрачивают своего значения. Это сравнительный анализ национального Эго (Я) с тем, каким оно было в прошлом. Что ценного утрачено и чем оно обогатилось в ходе исторического развития? Ничего этого мы не можем знать вне изучения национального характера, его генетики, психологического своеобразия. А сохраняются они в первозданном виде именно в результатах культурного творчества, в его овеществлении. Оно показывает, что утрачено, и что необходимо взять из прошлого, чтобы ощутить национальную полноценность и не поддаться модным веяниям, быть во всем как другие развитые национальные образования, достигшие процветания.

Задача - развивать национальное «Я», свою самобытность через взаимодействие с другими национальностями, не утрачивая при этом своего «лица».

В современном мире и в практике социально-экономической динамики, и в научной терминологии чаще употребляют понятие «модернизация». Этот термин превалирует над традиционным понятием «развитие». И если в практике общественной жизни, в экономике это понятие вполне уместно, то по отношению к культуре оно приобретает далеко не традиционный смысл, так как модерн -современное искусство, например, рассматриваются новейшие течения авангарда, что сужает рамки и искусства, и культуры в целом, отнюдь не ограниченными только современным, во-первых, только модернистским, во-вторых, и только какими-то определенными направлениями, течениями, исключающими все остальное, как не соответствующее им. К тому же модерн и в культуре и в искусстве - прежде всего ориентация на массовую культуру, которую во многих образцах и культурной назвать трудно.

По отношению к национальной культуре модернизм несет в себе некое разрушительное начало, которое не сразу можно разглядеть за новизной и ориентацией на современность во всем: от культуры до промышленности и художественного дизайна, стиля жизни, одежды и т. д.

Во-первых, в национальной культуре ядро - классическое наследие и наследие фольклора, народного творчества. И если ориентироваться на все новое как единый эталон для всех, космополитическое содержание культуры может вытеснить самое главное, нацио-

нальное своеобразие, ту «самость», о которой упоминал Гегель.

Однако при всей трансформации основа национального характера сохраняется и воплощается национальной культурой. К тому же и в генезисе национального характера, и в генетической памяти народа эти черты самобытности все же устойчиво сохраняются.

Но не только для культуры, но и для различных форм общественной жизни, модернизация далеко не всегда позитивна. В модернизации - движение к осовремениванию. Это нечто новейшее, к чему надо стремиться, чтобы не отстать от других стран, которые к этому тоже стремятся. Быть как все, быть на уровне мировой динамики. Все это необходимо и само по себе может рассматриваться лишь со знаком плюс.

Поскольку творческий потенциал связан напрямую с внутренним самодвижением культуры, необходимо, прежде всего, осознать, что спасение национальной культуры, ее способность к самосохранению зависят от самой культуры. Культура может помочь себе через творческие искания, имеющие целью создание духовных ценностей нации. Но чтобы сделать эти ценности достоянием нации, нужны и усилия нации, и определенная культурная политика в регионе.

Если нет четкой государственной культурной политики, нацеленной на культурное развитие россиян, сохранение национальной культуры и ее динамическое самодвижение, регионы, и в лице руководства, власти, и в лице самих деятелей культуры и всех заинтересованных в ее существовании, должны проводить собственную культурную политику.

Что же собой представляет реальная культурная политика в национальном регионе. Министерство культуры КБР активизирует расширение культурных связей, как с регионами Северного Кавказа, так и с другими регионами, в процессе взаимообмена национальных культур предусматривается участие в региональных и российских национальных проектах. Например, за последние годы в региональном фестивале «Мир Кавказу» (в Карачаево-Черкесии), в научно-практической конференции Южного Федерального округа «Новые тенденции в театральном деле: поиск совместных путей интеграции», в семинаре руководителей учреждений культуры Юга России (г. Владикавказ) в Ш Всемирном фес-

тивале адыгской культуры (республика Адыгея). В соответствии с федеральной программой «Диалог культур» прошли гастроли нашего Музтеатра в Ставрополе и Ставропольского краевого театра оперетты в г. Нальчике, Государственный академический ансамбль танца «Кабардинка» гастролировал в г. Тольятти, принял участие в конкурсе «Лидер года» (г. Москва), в концерте в Санкт-Петербурге, выступил на праздновании Дня города в Пятигорске, государственный фольклорный ансамбль песни и пляски терских казаков - во Владикавказе, на родине М. Шолохова - станице Вешенской. Кабардинский госдрамтеатр им. А. Шогенцукова участвовал в региональном фестивале «адыгских театров «Кавказский меловой круг» (г. Майкоп). Балкарский госдрамтеатр им. К. Кулиева гастролировал в Карачаево-Черкесии. В рамках федеральной программы «Диалог культур» республики Северного Кавказа с участием Ставропольского края организовали «Концерт дружбы». А в рамках федеральной программы «Сцена без границ» в г. Нальчике гастролировал Новочеркасский театр, в г. Кисловодске - русский госдрамтеатр им. М. Горького из г. Нальчика. Художники республики приняли участие во Всероссийской выставке декоративно-прикладного искусства в г. Москве, в выставке «Нартский эпос» в г. Владикавказе. На форуме архитекторов Юга России «Южная столица» (г. Элиста) работы представителей КБР стали победителями и отмечены дипломами 1 степени в 4-х номинациях. На международном фестивале зодчества (г. Москва) экспозиция «Архитектура Кабардино-Балкарии» удостоена диплома Союза архитекторов России, диплома и специального приза «Общественное признание», вручаемого Российским общественным фондом. Журналисты республики участвовали во Всероссийском фестивале прессы «Вся Россия», где лауреатом стала газета «Кабардино-Балкарская правда». Учащиеся ДМШ № 1 г. Нальчика стали лауреатами и дипломантами Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» (г. Москва), получили предложение на продолжение своего образования в учебных заведениях г. Москвы. Шесть человек из КБР стали президентскими стипендиатами Федеральной программы «Одаренные дети России». Съемочная группа телеканала «Культура» познакомила широкую зритель-

скую аудиторию со многими ведущими деятелями культуры КБР.

Важный аспект деятельности Министерства культуры КБР - сохранение культурного наследия, традиций, обычаев.

Разработана и проводится в жизнь целевая программа развития культуры КБР, направленная на сохранение традиций национального искусства, дальнейшее его развитие во взаимодействии с инонациональными культурами. В рамках этой программы - обогащение репертуара театральных коллективов национальной классикой и произведениями современных драматургов КБР.

В нашу задачу не входит анализ культурной политики в регионе. Обозначены основные направления: сохранение национальной культуры и наследия, развитие народного искусства и расширение географии взаимообмена национальных культур в целях их взаимообогащения и знакомства с ними широкой аудитории. На пути осуществления этой программы есть препятствия различного характера: от экономической необеспеченности до поиска новых форм репродуцирования, тиражирования художественных ценностей, что дает возможность не только создать условия для восприятия культуры, но и повысить массовую заинтересованность в национальной культуре.

Можно осознавать, что в республике есть определенный круг деятелей культуры и определенное число людей, для которых культура необходима. Но этот круг естественно будет сужаться, если не будет притока новых сил, и прежде всего, молодежи. Ей предстоит сохранять и развивать культуру и передать эстафету последующему поколению.

Патриотизм должен базироваться на знании собственной национальной истории, вне которой национальное наследие станет непонятным и чуждым, прежде всего, молодежи. К сожалению, известное высказывание Пушкина по поводу незнания собственной истории относится к любому национальному характеру. Для того, чтобы историческое знание стало достоянием нации, необходимо преодолеть общий недостаток. Мы ленивы и нелюбопытны. К молодежи это можно отнести в полной мере, поскольку, если дело касается кумиров поп-культуры, их жизни, они проявляют и любопытство, и запоминают детали,

которые, по сути - лишняя нагрузка для ума, занятого малозначимым и бесполезным.

Перед народами Северного Кавказа веками стояла проблема сохранения самобытности при одновременном движении вперед. Без этого движения неизбежно отставание и при сохранении национального своеобразия - некоторый застой. Как раз то, что мы наблюдаем у живущих где-нибудь в тропических лесах Австралии племен, оказавшихся вне цивилизации, но почти полностью сохранивших образ жизни своих предков. Как правило, такие первобытные племена пронесли через века свою культуру - от языческой веры до искусства. Но для этого необходима изоляция. А каждый национальный субъект наших республик, живет, что называется, в миру, в тесном контакте с другими странами и народностями. В этих условиях многополярного мира сохранить все культурное наследие без изменений практически невозможно, да и не нужно, ибо все культурное наследие, включая и народное искусство, сохраняя свою первооснову, должно быть созвучно времени, чтобы быть понятным для новых поколений.

Классическое наследие может помочь в сплотить общество и уберечь от всеобщей эйфории по поводу модернизации и осовременивания всех и вся.

Но осовременивание народного творчества, например, может быть связано и с чисто внешними аспектами, помогающими лишь лучше понять культурное наследие, отнюдь не искажая его при этом. К примеру, звучание народных песен на радио и ТВ необходимо приблизить к слушателям за счет современной аранжировки, использования новейших музыкальных электроинструментов и аппаратуры.

Почему, на наш взгляд, такое осовременивание необходимо? Прежде всего потому, что исполнители всех этих песен - молодежь. Она, исходя из своей поп-культуры и желания быть на уровне своего времени, приемлет именно новое звучание. В нем и классическое национальное наследие для неё становится понятным, сближаясь с её музыкальными вкусами и потребностями. Но в этом осовременивании национального культурного наследия необходимо не перейти ту грань, за которой утрачивается национальная форма в искусстве.

Во взаимовлиянии и взаимопроникновении национальных культур действует философ-

ский закон единства и борьбы противоположностей. С одной стороны, сталкиваются национально-самобытные, непохожие одна на другую, а потому и как бы противоположные культуры, базирующиеся на разном культурном наследии и традициях, с другой стороны, их движение навстречу друг другу. С одной стороны, эти процессы обогащают творческий потенциал национальной культуры. Но с другой стороны, могут затормозить его развитие в том случае, если, во-первых, инонациональная культура как бы поглотит национальное своеобразие, и чуждые национальные традиции и иное культурное наследие станет эталоном для подражания (на что, кстати, и рассчитывают идеологи и практики американской массовой культуры). Во- вторых, торможение самодвижения национальной культуры и даже некая деградация творческого потенциала может наступить в том случае, если инонациональные культурные ценности и традиции станут не только превалирующими, но и, по сути, нивелирующими нравственные и духовные ценности национальной культуры. А это вполне реально в том случае, если из инонациональной культуры осваивать то, что абсолютно чуждо нравственным устоям народов Северного Кавказа. Модная и пропагандируемая уже не только в американской, зарубежной, но и отечественной массовой культуре вседозволенность, нетрадиционные ориентации и сексуальная свобода «без границ» -разрушение той нравственности, которой многие народы привержены веками.

Как, при всем объективно неизбежном и в целом позитивном культурном обмене и воздействии национальных культур друг на друга, избежать разрушительных для собственной национальной культуры тенденций?

Прежде всего, с помощью активной, интересной по своей форме, пропаганды национальных нравственных ценностей, основанной все на том же фундаменте здорового патриотического начала, которое заложено в каждой нации и в каждой национальной культуре.

Разве в нравственных традициях кабардинцев, балкарцев нет ценного, уникального опыта, чему могут поучиться и другие? А прочность семьи, тесное взаимодействие и дружба многочисленной родни, а взаимопонимание поколений с опорой на опыт старшего поколения. Отсюда и уважение к этому опыту. Наконец, необходимо опровергнуть расхожее,

неглубокое, основанное на незнании, понимание характера мужчины - горца как человека только горячего, вспыльчивого. Честь горца не в проявлении экзальтации чувств, вспыльчивости и мстительности. А в мужской сдержанности и широте натуры, способности к настоящей дружбе и умении прощать.

На ярких примерах и классической национальной культуры, и народного искусства, и современной жизни надо доказать, что честь горца - мужчины и в традиционном, и в современном понимании - защита родины, семьи от всех проявлений зла, защита от чуждых национальным традициям и национальному характеру влияний. Мужчина - горец -опора и своего государства, и своей республики, и своей семьи, стена, способная оградить от зла окружающего мира. На таких традиционных нравственных ценностях и идеалах и надо воспитывать современную молодежь. Такие ценности должны стать мощным стимулом развития творческого потенциала

Литература

1. Кушхабиев А.В. Черкесская диаспора в арабских странах (Х1Х-ХХ вв.). Нальчик, 1997.

2. Мамсиров Х.Б. Культура традиционного и индустриального обществ: диалектика взаимодействия (Социально-трудовые права граждан и их реализация в условиях рыночных отношений. Материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения и 45-летия научно-педагогической деятельности Л.Т. Елеева). Нальчик, 2011.

3. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. М., 1982.

4. Философский словарь. М., 1986.

национальной культуры, обеспечивающего ее самодвижение, прочность ее основ и существования в современном мире, в новых исторических условиях.

Культура может и отвлечь, и нейтрализовать пагубное влияние разрушительных сил и бездуховности в современном мире. Может, конечно, не в ширпотребном варианте китча массовой культуры, а в классическом воплощении и народном творчестве нести то духовное начало, опирающееся на истинные основы и исторический опыт предшествующих поколений, которое необходимо в новых исторических условиях для выживания и развития каждой нации и народности.

Иными словами, культура поможет национальному самосохранению, но и нация, и народность обязаны помочь культуре с помощью продуманной и финансированной, при опоре на собственный бизнес и богатую диаспору, культурной политики.

References

1. Kushkhabiev A. V. Cherkesskaya diaspora v arabskikh stranakh (Х1Х-ХХ vv.). Nalchik, 1997.

2. Mamsirov Kh.B. Kultura traditsionnogo i industrialnogo obschestv: dialektika vzaimo-dejstviya (Sotsialno-trudovye prava grazhdan i ikh realizatsiya v usloviyakh rynochnykh otno-shenij. Materialy nauchno-prakticheskoj konfe-rentsii, posvyaschennoj 70-letiyu so dnya rozh-deniya i 45-letiya nauchno-pedagogicheskoj deyatelnosti L.T. Eleeva). Nalchik, 2011.

3. Plakhov V.D. Traditsii i obschestvo. Opyt filosofsko-sotsiologicheskogo issledovaniya. M., 1982.

4. Filosofskij slovar. M., 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.