Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ БАЛКАРСКОГО РОМАНА КАК ЛИТЕРАТУРНОГО ЖАНРА'

СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ БАЛКАРСКОГО РОМАНА КАК ЛИТЕРАТУРНОГО ЖАНРА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИЧЕСКИЙ РОМАН / НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / НАРОДНЫЙ ЭПОС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гелястанова Э.Х.

В работе дан общий анализ специфики становления балкарского романа как литературного жанра в рамках северокавказского литературного процесса. Выявлены основные закономерности его последовательного развития не только в процессе становления, но и на стадии полноценного формирования как неотъемлемого компонента художественно - эстетической культуры балкарцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF FORMATION OF BALKARIAN NOVEL AS A LITERARY GENRE

The paper presents a general analysis of the specific formation of the Balkarian novel as a literary genre within the literary process of the North Caucasus. It was revealed the principle conformities of its consequent development and not only on the stage of its formation, but also on the stage of final forming as an integral component of art - aesthetic culture of Balkarians.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ БАЛКАРСКОГО РОМАНА КАК ЛИТЕРАТУРНОГО ЖАНРА»

УДК 82: 821. 35

СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ БАЛКАРСКОГО РОМАНА КАК ЛИТЕРАТУРНОГО ЖАНРА

Гелястанова Э. Х., кандидат филологических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова»

SPECIFICITY OF FORMATION OF BALKARIAN NOVEL AS A LITERARY GENRE

Gelyastanova E. H., Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov»

В работе дан общий анализ специфики становления балкарского романа как литературного жанра в рамках северокавказского литературного процесса. Выявлены основные закономерности его последовательного развития не только в процессе становления, но и на стадии полноценного формирования как неотъемлемого компонента художественно - эстетической культуры балкарцев.

Ключевые слова: эпический роман, национальное своеобразие, литературный жанр, национальная литература, народный эпос.

Современный эпический роман выражает черты национального своеобразия в художественной литературе, так как раскрывает жизнь личности и жизнь народа в их диалектическом единстве. Именно в романе национальный характер получает наибольшее типическое обобщение и достигает предельной конкретности изображения, так как широкие возможности эпического романа заложены в самой природе этого жанра. "Роман - это полнота реализма", -утверждал А.В.Чичерин. С художественным завоеванием романа в мировой литературе всегда были связаны завоевания реализма как литературного направления.

Примечательно суждение об эпическом романе одного из его крупнейших мастеров -Мухтара Ауэзова "Что же взять, что же освоено?" - писал он. Меня по-прежнему привлекает широкоохватный роман, объемлющий события целой исторической полосы ... Лично мне роман такого широкого плана кажется наиболее удобным и законным также при разработке современной темы ... Я не собираюсь отрицать, что и на очень малом можно раскрыть очень много. Пример тому - рассказ М.Шолохова "Судьба человека". Путь Андрея Соколова вбирает в себя путь целого народа. Однако, оставаясь верными этой прекрасной традиции, подаренной нам классиками, сейчас, когда мы раздумываем

The paper presents a general analysis of the specific formation of the Balkarian novel as a literary genre within the literary process of the North Caucasus.

It was revealed the principle conformities of its consequent development and not only on the stage of its formation, but also on the stage offinal forming as an integral component of art - aesthetic culture of Balka-rians.

Key words: epic novel, national peculiarity, literary genre, national literature, folk epic.

над художественным воплощением героя наших дней, нашей действительности, нам следует пытаться вырабатывать и новые традиции, смелее овладевать формой широкоохватного произведения". (Общеизвестно, что М. О. Ауэзов - автор романа - эпопеи в двух томах «Путь Абая», посвященного жизни и творчеству великого казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева) Эпические образы отражают полноту народной жизни во всем богатстве ее национальных особенностей в современном романе, который ныне приобретает различные художественные грани: многосюжетный, многогеройный, многопроблемный, многоаспектный. И каждая из них определяет свою идейно-творческую зрелость тем, насколько совершенно овладела она высоким искусством этого жанра.

Неисчерпаемые художественные возможности эпического образа Гегель первым пророчески связывал с будущим романа как с будущим литературы. Если искусство в целом погружено в многообразие своих связей "с остальным бытием" мира, если "состав и способ проявления этого бытия искусство делает своим содержанием и своей формой", благодаря чему любое "поэтическое произведение преисполнено материей действительности", то именно перед романом, который "подобно эпосу, требует полноты мира и жизнесозерцания", и открывается, по мысли

Научно-практический журнал

Известия КБГАУ - № 2(4), 2014

философа, поистине "неограниченный простор" для выражения "современной национальной и социальной жизни".

И в эстетике Белинского "тайна его необыкновенного успеха, его безусловного владычества", поставившая роман на "почетное место ... между родами искусства", виделась критику в его жанровой специфике, в том, что "форма и условия романа удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни...".

Становясь, таким образом, наиболее полным выражением реалистической зрелости художественной литературы этноса, роман воплощает ее национально-самобытные черты, менталитет, обогащающие культурную сокровищницу народа.

Современный северокавказский роман предстает в многообразии национальных форм, что и подчеркивает исследователь природы и специфики северокавказского романа А. Х. Мусукае-ва: "Общность судеб народов особенно ярко проявлялась в историческом романе литератур Северного Кавказа, но, несмотря на схожесть тематики и характеров, лучшие романы в литературах региона стали явлением самобытным".

Широкий охват событий, масштабность социального взгляда, целеустремленность, гражданский и гуманистический пафос, тяготение к крупным жанрам, широкий охват событий, масштабность исторического взгляда, ярко выраженное стремление романистов Северного Кавказа к глубоким философским обобщениям -вот что характерно для художественных произведений младописьменных национальных литератур Северного Кавказа со сложившимися и устоявшимися литературными традициями традициями.

Не составляет исключение и балкарский роман, слабым местом которого является неумение соединить героику и психологию характера. Этому мешала теория бесконфликтности, провозглашенная пролетарской идеологией государства, сохранившего свои позиции на протяжении всей советской эпохи. Именно на это указывал исследователь балкарской литературы З. Х.Толгуров: "... на первых порах балкарские поэты (считаем, и прозаики - Э.Г.), не понимая сущности проблемы традиций и новаторства, механически заимствовали отдельные элементы и формы поэзии Маяковского, переносили их на национальную почву без учета специфики языка, и не преломив в своем индивидуальном".

Взяв на себя некоторые функции народного эпоса, роман способен масштабно запечатлеть жизнь народа, но в отличие от эпоса, он тесно

связан с жизнью народа. И поэтому в нем ставятся ключевые проблемы современной действительности: социальные, политические, экономические и др.

Вырабатывание собственного романного стиля - это сложный, продолжительный процесс. Жанр, отражающий исторические пути этноса, становится необходимым не потому, что существовавшие до него жанры не могут выполнять эту роль, а потому что рассказ и повесть развиваются параллельно с большими жанрами, "сгорающими" по мере набирания художественной силы главным объектом исследования - романа, систематически оттачивающего свою форму.

Как и другие северокавказские романы: карачаевки Х. Байрамуковой ("Утренняя звезда"), ингуша С. Чахкиева ("Волчьи ночи"), абазина Б. Тхайцукова ("Горсть земли"), ингуша И. Ба-зоркина ("Мюрид революции"), аварца М. Ма-гомедова (трилогия "Месть", "Корни держат дерево", "Раненые скалы") - балкарская проза (роман и повесть) в начале 1960-х годов тоже начался историко-революционной тематикой: "В теснине" О. Этезова, "Горные орлы" Ж. За-лиханова, "Мурат" М. Шаваевой, "На заре" С. Шахмурзаева, "Адильгирей" и "Новый талисман" Б. Гуртуева и др.

Эти произведения воссоздают историческую панораму, охватывая период от революции 1905 года до гражданской войны в 1918-1921 г.г. А. Х. Мусукаева по этому поводу пишет: "Историческая тематика оказалась плодотворной для жанровых поисков больших эпических форм. Она позволяла мыслить масштабно, пространственно, художественно познавать большие временные отрезки, создавать объемный плацдарм повествования".

Для балкарского романа это было попыткой осмысления народной истории в переломную эпоху, вместившую в себя грандиозные исторические события, но главным художественным достижением этого жанра было выявление взаимосвязи сознания героя с революционным переустройством жизни. А. Теппеев справедливо считает, что "такая масштабность", характерная и для других северокавказских романов (А. Кешоков "Вершины не спят", Т. Керашев "Дорога к счастью", И. Базоркин "Из тьмы веков" и др.), исторически оправдана. Ибо нельзя полно воссоздать историю революции и гражданской войны в Балкарии в отрыве от революционной борьбы за Северный Кавказ".

Рассмотрение диалектики типологического и национально-этнического, на наш взгляд, является целесообразным при художественном ана-

лизе северокавказского романа, выражением которого и является балкарский роман. Типологическое не может существовать в чистом виде, оно проявляется через этнические признаки: национальные типы литературных героев, психологический склад нации, его темперамент, этнические стереотипы мышления и поведения.

В национальном характере героя раскрыт сложный, противоречивый процесс слияния человека и истории. В этом новаторская сущность подхода к исследованию связи человека и действительности в балкарском романе с литературно оправданной попыткой показать национальные черты этнопсихологии горцев.

"Стремление писателей глубже исследовать правду эпохи, ту почву, на которой формируется сознание человека, его отношение к жизни, закономерно привело и к более полному раскрытию национального характера героев", - заметил Н. Джусойты.

Национальный характер вырастает из недр этнического бытия, а его художественное реше-

УДК 303.446

ние связано с крупной эпической формой повествования - романом.

Литература

1. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. - М., 1964. С. 60.

2. Ауэзов М. Мысли разных лет. По литературным тропам. // Литературная газета. 1965, №1, 12 октября. С. 60-61.

3. Гегель. Соч. Т. XIV. - М., 1958. С. 189, 190, 289, 274.

4. Белинский В.Г. ПСС в 9-ти томах. М., 1976. Т. I. С. 271, 261.

5. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. -Нальчик, 1993. С. 178.

6. Толгуров З.Х. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. - Нальчик, 1974.

7. Мусукаева А.Х. Указ. соч., с. 88.

8. Теппеев А.М. Указ. соч., с. 141.

9. Джусойты Н. Чурек на завтра, или душа о будущем. // Дружба народов. №11, С. 45.

НАЦИОНАЛЬНАЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Герандоков М. Х., кандидат исторических наук, академик АМАН Герандоков Р. М., аспирант

Академия народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ

NATIONAL AND MASS CULTURE: THE DIALECTIC INTERACTION Gerandokov M. H., Candidate of Historical Sciences, Academician CIA Gerandokov R. M., Post-graduate

В статье описывается формирование классической массовой культуры, ее критерии, обоснована необходимость создания современного культурного, национального проекта.

Ключевые слова: массовая культура, критерии, национальный проект.

This paper describes the formation of the classical mass culture, its criteria, the necessity of creating a modern cultural national project.

Key words: popular culture, criteria, national project.

При анализе диалектики взаимодействия национальной и массовой культуры необходимо прежде всего уточнить дефиницию национальной культуры. Культура рассматривалась обычно в рамках жизненного (географического преимущественно) пространства нации, в рамках национальной принадлежности субъекта культурного творчества и культурного восприятия. Но вне исследования оставалась важная проблема - проявление национального самосознания в культуре. Причем, не как этнически определен-

ного, как бы раз и навсегда увековеченного национальным характером, а как национального самосознания в его диалектическом движении, изменении психологических особенностей в разных исторических условиях, применительно к разным историческим периодам. Совершенно очевидно, что национальное самосознание в условиях социализма отличается от его современного состояния. В национальной культуре советского периода оно подавляется, а точнее поглощается интернациональным началом, при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.