ЗАСЛОН ДЛЯ ТЕРРОРИЗМА
2 (2) - 2005
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И ТЕРРОРИЗМ. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ И ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ТЕРРОРИЗМА
Д. Г. КОРОВЯКОВСКИЙ, кандидат юридических наук, доцент
Каждый день мы сталкиваемся с грустной реальностью нашей жизни: эгоизм, равнодушие, неуверенность в завтрашнем дне и постоянные катаклизмы. Самый актуальный вопрос в настоящее время - безопасности. Человек не может чувствовать себя защищенным, даже находясь в собственной квартире. Проблемы безопасности и устойчивого развития общества волновали человечество всегда. И чем больше развивалось человечество, тем острее становилась эта проблема для цивилизации в целом, тем больше внимания уделялось наукой и практикой проблемам безопасности личности, общества, цивилизации.
В настоящее время в мире можно выделить весьма большое количество различных видов безопасности. В частности: национальная, военная, геополитическая, политическая, экологическая, духовно-нравственная, социальная, экономическая, информационная, демографическая, продовольственная и др. Соответственно этим видам безопасности можно противопоставить такое же огромное количество угроз, которые можно классифицировать по разным основаниям: по объектам, по величине ущерба, по вероятности возникновения, по причинам появления, по направлениям безопасности, по отношению к объекту, по пространственному размаху и др. В рамках одной статьи весьма затруднительно рассмотреть все виды обеспечения безопасности и потенциальных угроз, поэтому анализируются две основные составляющие безопасности России, — национальную безопасность и информационную безопасность, а также одну из самых важных на сегодняшний день угроз всем видам безопасности - терроризм.
Сегодня в мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций. Со-
52 -
гласно исследованиям ряда российских ученых и данных зарубежных исследовательских центров, совокупный ежегодный бюджет в области террора составляет от 5 до 20 млрд дол. Терроризм стал международной индустрией, способной распоряжаться огромными информационными, финансовыми, технологическими и другими возможностями. В условиях глобализации происходит эскалация технологий терроризма, «совершенствуются» методы террористических действий. Складывается парадоксальная ситуация. Гибель от террористических актов невиновных людей происходит на глазах суперсовременных армий, когда классические воинские схемы не срабатывают. Таким образом, прежние системы коллективной безопасности оказываются не адекватными вызовам времени и требуют радикального пересмотра. Противостоять современному терроризму можно только консолидированными действиями при активной позиции гражданских институтов общества. Терроризм - это мировое зло, поэтому победить его можно только при условии согласованных действий всех стран. Сейчас об этом очень много говорится, но, помимо фомких заявлений, нужны конкретные дела.
В первую очередь необходимо создать международный центр, который объединит пока, к сожалению, разобщенные усилия профессионалов и экспертов, которые борются с этим злом. Необходимы более эффективные меры по своевременному, упреждающему выявлению готовящихся бандитских акций и немедленная нейтрализация всех исполнителей и участников этих акций. Самое сложное — нужно создавать экономические условия для вовлечения значительного числа, прежде всего, молодежи в общественно-полезный труд. То есть
исключить всякую социальную базу для рекрутирования безработных в число террористов. Конечно же, с этим злом должны бороться высококвалифицированные и в профессиональном плане подготовленные, опытные сотрудники соответствующих служб. Но с терроризмом бороться должны не только они, но и вбе граждане, кому дорога наша страна и собственная жизнь. Всем хорошо известно, что у террористов нет ни национальности, ни веры, нет ничего святого. И поэтому выявлять террористов, их преступные замыслы спецслужбам должны помогать как граждане России, так и граждане всего мирового сообщества. Надо создать международный антитеррористический центр, в который должны войти, в первую очередь, высококвалифицированные профессионалы, накопившие большой опыт в этой сфере.
Актуальность и серьезность этой темы сегодня чрезвычайно велика, и борьба с террором сегодня может быть доверена только профессионалам. Такой международный антитеррористический центр будет организован в ближайшем будущем, президент Путин не раз говорил об этом в своих выступлениях. Сегодня над этим вопросом активно работают государство и специалисты. Если такой центр будет создан, куда будут входить высококвалифицированные специалисты по борьбе с террором, вопросы, связанные с обменом информацией, со взаимодействием, - будут быстро отлаживаться. Разумеется, Совет Безопасности ООН тоже делает немало, но если мы создадим централизованный международный центр антитерроризма, мы будем работать более эффективно.
Система национальной безопасности. Создается с целью выявления и прогнозирования, предотвращения, локализации, устранения, отражения и уничтожения угроз национальным интересам страны, а также для формирования международных условий, благоприятствующих национальным интересам России. Национальная безопасность—достаточная по уровню и характеру защищенность национальных ресурсов и ценностей, а также государственных, общественных и личных интересов от внутренних и внешних угроз. Совокупная система национальной безопасности - это комплексная система, включающая три взаимосвязанные системы:
1) систему обеспечения жизнедеятельности государства, общества, личности;
2) систему защиты государства, общества, личности;
3) систему управления национальной безопасностью.
Одна из наиважнейших составляющих национальной безопасности - информационная безопасность.
Правовые основы информационной безопасности. Национальные интересы России в информационной сфере и их обеспечение. 22 июля 2000 г. была принята Окинавская хартия глобального информационного общества, в которой отмечается необходимость сделать так, чтобы современные «информационные технологии служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления международного мира и стабильности».
Впервые понятие «информационная безопасность» приобрело государственное звучание на уровне государственных органов власти и управления в 1989-1990 гг., когда решением Президиума Верховного Совета СССР была организована рабочая комиссия по совершенствованию системы национальной безопасности (руководил академик Ю. А. Рыжов), в которой определены необходимые алгоритмы поведения государственных структур по выработке и реализации такой политики национальной безопасности. Тогда же пришли к выводу, что общенациональная безопасность реализуется в двух измерениях: общественном и государственном, и подразделяется на внутреннюю и внешнюю в зависимости от источников угроз, опасностей и рисков для жизненно важных интересов. Первоосновой безопасности является безопасность личности, что предопределяет безопасность гражданского общества и легитимность государства.
Для обеспечения национальной безопасности необходима система, включающая совокупность законодательных актов и созданных на их основе структур и механизмов взаимодействия по защите интересов субъектов правоотношений. При этом устойчивость системы должна основываться на общенациональном согласии. Одной из основных составляющих системы обеспечения национальной безопасности была названа информационная безопасность. По предложениям ряда ученых был подготовлен и принят Закон РФ «О безопасности», создан Совет Безопасности и целый ряд ситуационных центров, призванные стать интеллектуальной и организационной основой для подготовки решений. К сожалению, как и десять лет назад, ситуационные центры, важнейшая их составля-
- 53
ющая, остаются дорогостоящими. Были созданы соответствующие структуры в Правительстве РФ, в Администрации Президента РФ, в Совете Безопасности РФ, которые занимаются напрямую вопросами национальной и информационной безопасности. Эти вопросы присутствуют во всех посланиях Президента РФ.
Согласно Доктрине информационной безопасности от 9 сентября 2000 г. N9 ПР-1895, которая развила применительно к нашей стране Окинавскую хартию глобального информационного общества, информационная безопасность РФ является одной из составляющих национальной безопасности РФ и оказывает влияние на защищенность национальных интересов РФ в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Одной из составляющих национальных интересов РФ в информационной сфере является защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
54 -
Военная доктрина РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 21.04.2000 г. № 706, одной из основных задач Вооруженных Сил РФ и других войск определяет обеспечение информационной безопасности. Обеспечение информационной безопасности является задачей и Федеральной службы безопасности РФ, что закреплено Указом Президента от 11.08.2003 г. № 960. Участие в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности РФ, противодействие техническим разведкам и защите сведений, составляющих государственной тайну, является одной из основных задач Федеральной службы охраны РФ согласно Положению о Федеральной службе охраны РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 07.08.2004 г. № 1013.
Сегодня очевидно, что явно отстает формирование общей теории безопасности как систематизированного и обобщенного знания о безопасности, являющейся важнейшим условием выживания и развития человека, общества, государства. Роль теории государства и права в этом определяется прежде всего тем, что государство является главным среди остальных субъектов обеспечения безопасности и должно выступать организатором такой системы, а право должно стать главным регулятором отношений в этой сфере.
В Концепции национальной безопасности РФ на основе и с учетом результатов проведенных исследований существенно дополнены и конкретизированы положения, ранее закрепленные в Законе РФ «О безопасности», что предопределяет необходимость их последующего подтверждения в новом Федеральном законе «О национальной безопасности».
При определении содержания понятия «информационная безопасность» одни, исходя из того, что ранее обеспечение информационной безопасности сводилось лишь к защите информации (да и то далеко не всей, а только государственной и служебной тайны) ошибочно, скорее по инерции, отождествляют два разных понятия — защита информации и информационная безопасность, хотя это сегодня совсем не одно и то же. Другие, говоря об информационной безопасности, нередко понимают этот термин узко, как набор аппаратных и программных средств для обеспечения сохранности, доступности и конфиденциальности данных в компьютерных сетях. По их мнению, то, что в 1970-е гг. называлось компьютерной безопасностью, а в 1980-е гг. — безопасностью данных, сейчас именуется информационной безопасностью. Информационной же безопасностью они называют «меры по защите
информации от неавторизованного доступа, разрушения, модификации, раскрытия и задержек в доступе», при этом используется термин «критические данные», под которыми понимают данные, требующие защиты из-за вероятности нанесения ущерба и его величины в том случае, если произойдет случайное или умышленное раскрытие, изменение, или разрушение данных. В соответствии с этой логикой цель информационной безопасности - обезопасить ценности системы, защитить и гарантировать точность и целостность информации и минимизировать разрушения, которые могут иметь место, если информация будет модифицирована или разрушена. На самом деле информационная безопасность дает гарантию того, что достигаются следующие цели: конфиденциальность критической информации; целостность информации и связанных с ней процессов (создания, ввода, обработки и вывода); доступность информации, когда она нужна; учет всех процессов, связанных с информацией. В обоих указанных выше случаях в качестве объекта защиты предлагается только информация. Третьи под информационной безопасностью понимают «защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или Пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры», выделяя тем самым уже два объекта защиты — информацию и информационную инфраструктуру.
Некоторые ученые считают, что состояние информационной безопасности личности, общества и государства, определяется главным образом, двумя факторами: информационно-психологической удовлетворенностью потребностей граждан и негативными (преднамеренными и случайными) информационно-психологическими и информационно-техническими воздействиями. Существуют и другие подходы к определению понятия и предмета информационной безопасности. В целом сегодня сложились две тенденции в органах государственной власти в определении понятия и структуры информационной безопасности. Представители гуманитарного направления связывают информационную безопасность только с институтом тайны. Представители силовых структур предлагают распространить сферу информационной безопасности практически на все вопросы и отношения в информационной сфере, по сути, отождествляя информационную безопасность с информационной сферой. Эти два взаимоисключающих подхода порождают путаницу, причем не только в публикациях, но и в
законодательных актах. Истина, как всегда, лежит где-то посредине.
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности РФ. Национальная безопасность РФ существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
Под информационной безопасностью предлагается понимать состояние защищенности национальных интересов страны (жизненно важных интересов личности, общества и государства на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз. Это соответствует логике Закона «О безопасности» и содержанию Концепции национальной безопасности.
На сегодняшний день выделяется четыре основные составляющие национальных интересов РФ в информационной сфере. Первая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Вторая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам. Третья составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей
- 55
внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности. Четвертая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Одной из самых серьезных угроз национальной и, как следствие, информационной безопасности России, является терроризм.
Терроризм. Угроза терроризма в информационной сфере. Явлением, представляющим с каждым днем все более серьезную угрозу безопасности и жизненно важным интересам, как личности, так общества и государства, является терроризм. Террористическая деятельность как сложное, многоаспектное и крайне негативное социально-политическое явление давно переросла рамки национальных границ и превратилась в масштабную угрозу для безопасности всего человечества. Российское общество еще в недавнем прошлом обладало достаточным иммунитетом к терроризму, однако в настоящее время он нарушен. Объясняется это тем, что терроризм, являясь по сути своей сложным социально-политическим явлением, аккумулирует в себе социальные противоречия, достигшие в нашем обществе уровня многостороннего конфликта. Актуальность этой проблемы для современной России обозначена в Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24, где отмечено, что серьезную угрозу национальной безопасности России представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.
Статья 205 Уголовного кодекса РФ дает следующее определение терроризма: «Терроризм - это есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных
56 -
последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».
Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N9 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» дает более расширенное определение терроризма: «Терроризм - насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений». В данной формулировке отчетливо просматриваются две формы терроризма — физическая и духовная (психологическая). Если физическое воздействие предполагает применение самых изощренных методов насилия, то духовное (психологическое) воздействие — это применение информационно-психологических методов (личного общения и информационных средств).
Терроризм как элемент общемировой политической реальности пока еще отстает в своем развитии от среды, в которой он существует, по крайней мере, в части идеологии и применяемых технологий. Однако мы должны быть готовы к тому, что рано или поздно «идеологи» терроризма обратят внимание на возможность использования высоких технологий в реализации своей преступной деятельности. Очевидно, что применение террористами достижений науки и техники расширит их разрушительные возможности, позволит им привлекать к себе всеобщее внимание, держать людей в постоянном страхе. Терроризм в новом
веке будет отличать качественно новый технико-организационный уровень.
Серьезную опасность для всего мирового сообщества представляет все более распространяющийся технологический терроризм, составной частью которого является информационный или кибернетический терроризм.
Информационный терроризм осуществляется в области, охватывающей политические, философские, правовые, эстетические, религиозные и другие взгляды и идеи, то есть в духовной сфере, там, где ведется борьба идей. Информационный терроризм — это, прежде всего, форма негативного воздействия на личность, общество и государство всеми видами информации. Его цель - ослабление и расшатывание конституционного строя. Он ведется разнообразными силами и средствами - от агентуры иностранных спецслужб до отечественных и зарубежных СМИ.
Согласно Концепции национальной безопасности РФ серьезную опасность в информационной сфере представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
Сам термин «терроризм» был известен с давних пор. По мнению американского политолога А. Кас-сиса, существует более ста определений терроризма. Так, в словаре Французской Академии Наук 1798 г. этоттермин определялся как «система страха» и происходит он от латинского слова «1еггог» — страх, ужас. Явление это не новое, весьма опасное, и сопряжено не только с безопасностью одного человека, но и направлено на государство и общественную безопасность в целом, носит массовый характер, нацелен на широкий размах и общественный диссонанс. В теории политологии и права существует объективная трудность - не совсем четкое разделение понятий «террор» и «терроризм». Одни авторы полностью игнорируют это различие. Другим представляется более правомерным и логичным разделять два этих понятия. Согласно теоретической позиции последних, террор присущ политическим силам, находящимся у власти, опирающимся на властные структуры и репрессивный аппарат подавления — армию, контрразведку, различные спецслужбы и прочее, то есть силам, ко-
торые объективно являются более сильной стороной в конфликте. Терроризм же характерен для оппозиционных сил, выступающих против «истеблишмента» и объективно являющихся стороной более слабой. Этой точки зрения, в частности, придерживается известный польский ученый, автор книги «Стратегия терроризма» А.Бернгард. Он пишет: «Террорявляется насилием и устрашением, используемым объективно более сильными в отношении более слабых; терроризм - это насилие и устрашение, используемое объективно более слабыми в отношении более сильных». За основное определение терроризма возьмем общее определение, прописанное в Федеральном Законе РФ «О борьбе с терроризмом», которое было дано выше. Террористический акт, как один из фрагментов общей картины, предполагает эмоциональное воздействие на общественное мнение, порождает в обществе страх, панические настроения, ведет к потере доверия к власти и в конечном итоге вызывает политическую нестабильность. Терроризм является политическим преступлением, направленным против общественных интересов, безопасности государства, общества и отдельных граждан. На практике бывает трудно отличить действительное применение террористических методов от практически неизбежного (даже легитимного) применения насилия в социально-политической сфере жизнедеятельности общества.
Кибертерроризм отличается от иных форм воздействия на информационное пространство своими целями, свойственными политическому терроризму, а тактика и приемы его применения хотя в чем-то и схожи с терроризмом, но, по сути, все же отличаются от тактики информационных войн и уголовных преступлений в сфере компьютерной информации. Основное в тактике кибертерроризма
— это стремление к тому, чтобы террористический акт имел опасные последствия и получил большой общественный резонанс, как и при терроризме, хотя и качественно иного уровня. Кибертерроризм
— это новая форма терроризма, которая для достижения своих террористических целей использует компьютеры и электронные сети, современные информационные технологии. Криминал в информационной сфере — это действия отдельных лиц или фупп, направленные на взлом систем зашиты, на хищение или разрушение информации в корыстных или хулиганских целях и т.д.
С учетом этого постараемся дать определение этому сравнительно новому явлению. Понятие «кибертерроризм» образовано слиянием двух слов: киберпространство и терроризм. В русскоязычной литературе все чаще встречаются термины «виртуальное пространство», «виртуальный мир», что
- 57
обозначает - моделируемое с помощью компьютера информационное пространство, в котором существуют определенного рода объекты или символьное представление информации — место, в котором действуют компьютерные программы и перемещаются данные. Исходя из основного понятия терроризма и сочетания его с виртуальным пространством можно вывести следующее определение: кибертерроризм — это комплексная акция, выражающаяся в преднамеренной, политически мотивированной атаке на информацию, обрабатываемую компьютером и компьютерными системами, создающая опасность для жизни или здоровья людей или наступление других тяжких последствий, если такие действия были содеяны с целью нарушения общественной безопасности, запугивания населения, провокации военного конфликта. Одним из способов кибертерроризма является политически мотивированная атака на информацию, которая заключается в непосредственном управлении социумом посредством превентивного устрашения. Это проявляется в угрозе насилия, поддержания состояния постоянного страха с целью достижения определенных политических или иных целей, принуждения к определенным действиям, привлечения внимания к личности ки-бертеррориста или террористической организации, которую он представляет. Причинение или угроза причинения вреда является своеобразным предупреждением о возможности причинения более тяжких последствий, если условия кибертеррориста не будут выполнены. С другой стороны, кибертерроризм является новым оружием со стороны террористических группировок, и охватить все его признаки на данный момент невозможно.
Необходимо учитывать положение по обеспечению информационной безопасности в большинстве государственных и коммерческих структурах и отношение к решению этой проблеме со стороны многих руководителей. Существует недостаток средств на реализацию программ по защите информации, низкий уровень правовой культуры у большинства населения, - все это дает предпосылки для развития кибертерроризма в России.
Угрозы информационной безопасности посредством СМИ. Одним из источников угроз интересам общества в информационной сфере является непрерывное усложнение информационных и телекоммуникационных систем, сетей связи, информационной составляющей критически важных объектов инфраструктуры жизни общества. Эти угрозы могут проявляться в виде нарушения устойчивости фун-
58 -
кционирования составляющих информационной инфраструктуры, несанкционированного доступа к охраняемой законом информации экономически и социально значимых структур со стороны преступных, в том числе террористических, организаций. Объектами реализации таких угроз могут выступать информационные системы энергетической, транспортной и некоторых других инфраструктур. Другим опасным источником угроз социальным интересам человека является использование во вред его интересам персональных данных, накапливаемых различными структурами, втом числе органами государственной власти, а также расширение возможностей скрытого сбора информации, составляющей его личную и семейную тайну, сведений о его частной жизни. Это обусловлено дальнейшими успехами в области миниатюризации средств скрытого сбора и передачи информации. Для противодействия угрозам социальным интересам человека необходимо разработать и реализовать действенные правовые механизмы охраны этих сведений, которые не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения. Опасным источником угроз выступает возможность концентрации средств массовой информации в руках небольшой группы собственников. Эти угрозы могут проявляться в виде манипуляции общественным мнением по отношению к тем или иным общественно значимым событиям, атакже разрушения духовных устоев общества путем навязывания ему чуждых ценностей.
Если взять деятельность современных СМИ как зарубежных, так и отечественных, то она в значительной степени несет на себе прямые признаки информационного терроризма, является опасным орудием духовного перерождения личности за счет негативного воздействия на нее посредством СМИ. Некоторые органы печати, пользуясь несовершенством законодательства, постоянно проповедуют безысходность положения граждан, устрашают их неизбежностью различных катастроф и стихийных бедствий, порождают недоверие к органам власти, всячески восхваляют стремление отдельных лиц к наживе и обогащению, слепому подражанию не лучшим традициям Запада. Основной удар СМИ направлен в первую очередь против подрастающего поколения России с целью его морального растления и последующего уничтожения или использования в качестве рабов.
Идеология, пропагандируемая СМИ, - это идеология наживы, эгоизма, обмана, национального презрения и полной бездуховности. Возникает вопрос — нуждается ли страна в СМИ, которые стремятся уничтожить ее изнутри? Информацион-
ная сфера все более превращается в арену международного соперничества, противоправных действий криминальных структур и террористов, создающих существенные угрозы национальным интересам государств, реализации прав и законных интересов личности, общества и государства. Необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией и манипулирование людьми посредством информации вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе. Наличие нерешенных проблем обеспечения информационной безопасности в условиях роста открытости общества, широкого применения новых информационных технологий и развития телекоммуникаций создает предпосылки для несанкционированного доступа и противоправных действий в отношении информации, ее пользователей, информационных систем и сетей связи. Эти и другие факты показывают, что необходимо вести активную борьбу с любым проявлением терроризма, в том числе и информационного.
Методы обеспечения информац ионной безопасности и борьбы с терроризмом. Доктриной информационной безопасности указаны общие методы обеспечения информационной безопасности РФ, подразделяющиеся на правовые, организационно-технические и экономические. К правовым методам обеспечения информационной безопасности РФ относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности РФ. Наиболее важными организационно-техническими методами обеспечения информационной безопасности РФ являются: создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности РФ; создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации; разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств; формирование системы мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности РФ в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства. Экономические методы обеспечения информационной безопасности РФ включают в себя разработку программ обеспечения информационной безопасности РФ и определение порядка их финансирования; совершенствование системы финансирования работ, связанных с реа-
лизацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.
Необходимо предпринять следующие меры в борьбе с терроризмом и в достижении информационной безопасности, чтобы обеспечить национальную безопасность нашей страны в целом:
1) в первую очередь следует начать с совершенствования законодательства, а именно ужесточить ответственность за терроризм, причем не только физический, но и духовный;
2) необходимо восполнить так называемые «дыры законодательства» и тем самым закрыть дорогу произволу, обосновавшемуся в органах государственной власти и не только. Так, например, разработать и применять на практике правовое сопровождение и механизмы защиты служебной и коммерческой тайн;
3) жизненно необходимы преобразования в сфере экономики, чтобы вывести экономическую систему страны на должный уровень, а значит, увеличится столь необходимое финансирование всех структур власти;
4) следует обеспечить технологическую независимость от зарубежных производителей в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи;
5) необходимо активизировать деятельность правоохранительных органов. Они должны в подобной обстановке осуществлять безотлагательные меры по выявлению, предупреждению и пресечению акций информационного терроризма, используя различные силы, средства и способы. Особенно эффективны в этом отношении контртеррористические операции, когда на основе проверенных данных наносятся прицельные удары не только по террористам непосредственно, но и их пропагандистским органам;
6) успешному решению вопросов обеспечения информационной безопасности РФ способствуют государственная система защиты информации, система защиты государственной тайны, системы лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны и системы сертификации средств защиты информации. Следует усовершенствовать эти системы с целью исключения всякой возможности «сбоя» в работе этих систем;
7) требуется создание правовой базы для формирования и функционирования на территории субъектов РФ регионал ьн ых структур обеспечен ия и н-формационной безопасности. В субъектах РФ уже ведется борьба за обеспечение информационной безопасности. Так, например, во многих субъектах при главах исполнительной власти созданы орга-
- 59
ны, призванные обеспечивать информационную безопасность регионов оказывать практическую помощь в координации усилий федеральных и региональных структур в этой деятельности. Однако медленно совершенствуется нормативная правовая база, регулирующая отношения в этой области, а также недостаточно эффективно используются региональные информационные ресурсы; 8) наряду с государственными органами немалую роль в деле борьбы с терроризмом и нарушением информационной безопасности, как одной из составляющих национальной безопасности РФ, может сыграть и общественность, в том числе и научная, средства массовой информации, общественно-политические партии, организации и движения. Весьма эффективным может стать отказ всех без исключения социально-политических сил и субъектов от насильственных и вооруженных способов борьбы за реализацию своих целей. Важнейшим условием является ликвидация всех незаконных военизированных формирований в стране. Общественные авторитеты могли бы также способствовать прекращению конфликтов, междоусобных стычек, противостояния, снижению социальной напряженности в городах и регионах России, что является питательной средой для терроризма и экстремизма. Существенным пробелом в вопросе борьбы с кибертерроризмом является неразработанность информационного законодательства нашей страны. В России ни Уголовный Кодекс, ни Закон РФ от 25.07.98 г. «О борьбе с терроризмом» № 1ЗО-ФЗ, даже с принятыми поправками и дополнениями, к сожалению, также не раскрывают понятие и содержание кибертерроризма. Таким образом, можно констатировать, что угроза кибертерроризма в настоящее время является оченьсложной и актуальной проблемой, причем она будет усиливаться по мере развития и распространения информационныхтехнологий. Правда, зачастую бывает трудно провести четкие грани между киберпреступностью и кибертерроризмом.
В рамках развития международного сотрудничества 04.07.1996 г. был принят Федеральный закон №85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», целью которого является создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене. С целью обеспечения информационной безопасности
60 -
РФ при осуществлении международного информационного обмена посредством информационных систем, сетей и сетей связи, включая международную ассоциацию сетей Интернет, 12.05.2004 г. был принят Указ Президента N9 611 «О мерах по обеспечению информационной безопасности РФ в сфере международного информационного обмена».
Для борьбы с терроризмом нужно создать профессионально подготовленные, оснащенные современной техникой и оружием разнородные антитеррористические силы, а также координировать их усилия и действия на национальном, региональном и глобальном уровнях, дистанцируясь от прямого вмешательства в гражданскую среду. Однако данная проблема не может быть полностью решена только с помощью репрессивных мер. Для полной победы над терроризмом и искоренения его как социального явления необходимо, чтобы эти меры сочетались с ликвидацией или хотя бы нейтрализацией тех источников, которые питают терроризм, принципиальной неуступчивостью возможному шантажу со стороны экстремистов и одновременным применением всеми странами международно-правовых норм, а также с оказанием содействия лицам, отказавшимся идти таким путем, для возвращения к нормальной жизни.
Национальная безопасность России немыслима в современных условиях без эффективной информационной безопасности страны. Также особым направлением в области информационной безопасности следует считать совершенствование организационно-технических форм и методов зашиты информации и тайн государственных структур и органов, в функции которых и входит обеспечение национальной безопасности страны.
В условиях развития демократических реформ в России, при соблюдении прав и свобод граждан и гражданских объединений на свободный доступ к информации и информационным ресурсам, в целях обеспечения эффективной информационной безопасности страны главенствующую рол ьдолжно играть государство. Системный подход к информационной безопасности требует определения ее субъектов, средств и объектов, принципов обеспечения, источников опасности, направленности опасных информационных потоков. Источники информационных опасностей могут быть естественными (объективными) и умышленными. Если же говорить о социальных объектах информационной безопасности, то к ним можно отнести личность, коллектив, общество, государство, мировое сообщество. Субъектами информационной безопасности следует считать те органы и структуры, которые занимаются ее обеспечением.
Это могут быть органы не только исполнительной, но и законодательной, судебной власти.
Рассмотрение информационной безопасности с позиций системного подхода позволило увидеть автору отличие научного понимания этой проблемы от обыденного. В повседневной жизни информационная безопасность понимается лишь как необходимость борьбы с утечкой закрытой (секретной) информации, а также с распространением ложных сведений. Осмысления новых информационных опасностей, особенно технического плана, в обществе еще не произошло. Развитие и внедрение в различные сферы жизни общества новых информационных технологий, как и любых других научно-технических достижений, не только обеспечивают комфортность, но и нередко несут опасность.
Сегодня можно выделить следующие наиболее существенные группы информационно-технических опасностей, обусловленных достижениями научно-технического прогресса. Первая группа связана с бурным развитием нового класса оружия
- информационного, которое способно эффективно воздействовать и на психику, сознание людей, и на информационно-техническую инфраструктуру общества и армии.
Вторая группа информационно-технических опасностей для личности, общества, государства
— это новый класс преступлений, основанных на использовании современной информационной технологии (махинации с электронны ми деньгами, компьютерное хулиганство и др.).
По мнению специалистов, компьютер становится самым многообещающим орудием преступления. Быстрыми темпами развивается промышленный шпионаж, контршпионаж. Существует и развивается направление информатики, обслуживающее эту деятельность, разрабатывающее законные и незаконные методы и средства получения информации о секретах конкурентов. Компьютерная борьба стала обычным явлением в мире рыночных отношений, в том числе и во внешней торговле. Поскольку информационно-вычислительные сети развитых государств объединяются, возможности внедрения логических бомб расширяются. Их закладывают в программное обеспечение еще при разработке как средство борьбы с незаконным копированием. Компьютерная борьба дополнила электронный шпионаж, сделала его активным. Понятно, что она разворачивается и на международной экономической арене. Появились новые преступления против личности.
Третья группа информационно-технических опасностей — электронный контроль за жизнью,
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИВДЕРЕСЫ:
настроениями, планами граждан, политических организаций.
Четвертая группа информационных опасностей - использование новой информационной технологии в политических целях. Попытки внедрения информационного тоталитаризма вполне объяснимы. Ведь рост воздействия средств массовой информации на ход и содержание политических процессов, функционирование механизма власти - одна из доминирующих тенденций современного общественного развития. Борьба за контроль над новыми средствами массовой информации и информационной структурой, их использование для учета и обработки общественного мнения стали центральной проблемой во внутриполитической жизни государств. Передача информационной технологии неизбежно ведет к передаче соответствующих административных процедур, форм учета, методов управления и контроля. Все это постепенно превращает передаваемую информационную технологию в политический и идеологический фактор, оказывающий давление на экономику развивающихся стран. Поэтому требование установления «нового информационного порядка» означает равноправие и независимость во всем международном информационном обмене, то есть в обмене экономической, научно-технической, политической, культурной и пропагандистской (идеологической) информацией, а не только последней, как это иногда представляется.
Роль и значение информационной безопасности в обществе возрастают. Отставание в информатике может привести в перспективе к уязвимости компьютерных сетей страны и в целом всей ее информационной, управленческой инфраструктуры.
Таким образом, по мере развития научно-технического прогресса роль информационной безопасности личности, общества, государства увеличивается, и ее обеспечение должно занять подобающее место в политике государства, в том числе и военной. Информация стала фактором, способным привести к крупномасштабным авариям, военным конфликтам и поражению в них, дезорганизовать государственное управление, финансовую систему, работу научных центров. И чем выше уровень интеллектуализации и информатизации общества, тем надежнее его информационная безопасность.
Только совместные действия государственных структур и гражданского общества могут стать мощным фактором противодействия распространению терроризма в России, обеспечения информационной, а значит, и национальной безопасности, достижения и сохранения подлинного гражданского мира в обществе.
_-я