К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
Танимов О.В., Федичев А.В.*
Аннотация. В статье анализируются проблемы обеспечения информационной безопасности государства на современном этапе развития человеческого общества. Рассматриваются угрозы интересам государства в информационной сфере на фоне различных факторов, определяются задачи государства в области обеспечения информационной безопасности. Рассматриваются понятия «информационный терроризм», «компьютерный терроризм», «высокотехнологичный терроризм». Предлагается для устранения непонимания в терминологическом аппарате и краткости все вышеуказанные категории объединить в одно название - «кибертерроризм».
Ключевые слова: государство, информационная безопасность, терроризм, кибертерроризм, угрозы в информационной сфере, задачи обеспечения информационной безопасности.
Основу национальной безопасности современного цивилизованного государства составляют жизненные интересы в области экономики, обороны, безопасности, защиты прав его граждан.
Однако не следует проводить тождество между национальной безопасностью и государственной безопасностью. Такое толкование будет неверным, поскольку национальная безопасность подразумевает триединую составляющую, каждый компонент которой одинаково значим - безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства9.
Таким образом, под национальной безопасностью следует понимать состояние защищенности
9 Беркетов Г.А., Микрюков А.А., Федосеев С.В. Оптимизация системы обеспечения безопасности информации в автоматизированных информационных системах // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. 2010. №1. С. 331-334; Ващекина И.В. Об информационной безопасности расчетов и платежей в Российской Федерации // В книге: «Повышение открытости отечественной статистики». РЭУ им. Г.В. Плеханова, Федеральная служба государственной статистики. 2016. С. 40-43; Ниесов В.А. Систематизация законодательства сфере защиты информации судопроизводства // Проблемы информационной безопасности. Компьютерные системы. 2014. № 4. С. 126-132; Общая теория национальной безопасности: Учеб. / Под общ. ред. А.А. Прохожева. Изд. 2-е. М.: Изд-во РАГС, 2005. С. 17.
трех названных субъектов от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность страны10. Отметим, что данное определение имеет и нормативно-правовое закрепление в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года11, представляющей собой официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.
Сегодня информация является важнейшим источником развития личности, общества и государства в условиях интенсивной информатизации
10 Гунич С.В. Конституционно-правовые аспекты определения сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 6. С. 15-17.
3 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
* Танимов Олег Владимирович, кандидат юридических наук, доцент кафедры информационного права, информатики и математики РГУП, докторант МГЮА им. О.Е.Кутафина, Российская Федерация, г. Москва. E-mail: tanimov@mail.ru
Федичев Андрей Валерьевич, кандидат технических наук, доцент, директор ФБУ НЦПИ при Минюсте России, Российская Федерация, г. Москва.
E-mail: andrey.fedichev@scli.ru
общественных отношений12. В связи с этим одной из важнейших составляющих как национальной безопасности в целом, так и государственной безопасности в частности, является информационная безопасность, под которой понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере от внутренних и внешних угроз.
Эти угрозы определяются внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами.
Угрозы интересам государства в информационной сфере
• размывание единого правового и информационного пространства России;
• вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации, российских производителей средств информатизации с внутреннего информационного рынка, противодействие доступу России к новейшим информационным технологиям,
• монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами;
• блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории;
• закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам;
• ослабление роли русского языка как государственного языка Российской Федерации;
• целенаправленное вмешательство и проникновение в деятельность и развитие информационных систем Российской Федерации;
• низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики.
4 Квачко В.Ю. Динамические процессы в предметной области информационно-правовой сферы в условиях неопределенности и риска // В сборнике: Современные тенденции в науке, технике, образовании. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. 2016. С. 173-174; Цибуля А.Н., Гордин В.А. К вопросу о состоянии информационной безопасности государства в условиях современных вызовов и угроз // Военно-юридический журнал. 2014. №3. С. 20-24.
Одной из основных функций государства является устранение указанных угроз. В процессе реализации данной функции участвуют индивиды, общество и государство.
В частности, одно из ведущих мест в ходе реализации занимают органы государственной охраны, которым законодатель определил в качестве основных задач13:
- обеспечение организации и функционирования федеральных информационных систем, находящихся во владении или в пользовании органов государственной охраны;
- участие в пределах своих полномочий в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации.
Сеть Интернет создает виртуальную информационную среду, в которой возникают, изменяются и прекращаются различные общественные отношения (гражданско-правовые, моральные, этические и т. д.)14. Интернет представляет собой яркий пример того, насколько удачно и эффективно может развиваться столь сложная техническая система практически в отсутствие государственного регулирования, основываясь только на выработанных внутри Сети правилах. Это порождает важный вопрос о том, как скоро уровень развития социальных отношений, связанный с существованием подобной системы, потребует разработки и применения соответствующего правового регулирования15.
Возвращаясь к деятельности отдельных лиц и групп лиц в сети, остановимся на примере Украины, а именно деятельности КиберБеркута.
«КиберБеркут» и «Киберсотня». 3 марта 2014 г. на виртуальном фронте Украины появился «КиберБеркут» - группа хактивистов после расформирования спецподразделений милиции «Беркут». Состав сообщества неизвестен, его члены соблюдают анонимность. «КиберБеркут» позиционирует себя как хакерская группировка, которая «помогает Украине сохранить независимость от военной агрессии Запада, готового защитить правительство неофашистов».
13 Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране» (в ред. от 12 марта 2014 г.), ст. 13.
6 Танимов О.В., Кудашкин Я.В. О правовой природе и возможности правового регулирования отношений в сети Интернет // Информационное право. 2012. № 2. С. 17-21; Ловцов Д.А., Черных А.М. Геоинформационные системы: учебное пособие. М.: изд-во РГУП, 2012. 192 с.
7 См.: Танимов О.В., Кудашкин Я.В. Перспективы правового регулирования отношений в сети Интернет // Информационное право. 2010. № 4. С. 16-19.
В первом сообщении говорится: «...как несгибаемый «Беркут» стоял до конца, так и «КиберБер-кут» будет охотиться на фашистскую нечисть, пока не истребит её! Сегодня мы начали взлом сайтов, чтобы заткнуть поток лжи запуганных СМИ! Мы заявляем, что отстоим Украину, сбережем её историю и защитим будущее её народа!!!» 8.
Среди многочисленных атак, взломов и иных действий «КиберБеркута» заслуживают внимания следующие:
- атаки на продавшиеся радикалам СМИ: за первые 10 дней были блокированы десятки сайтов;
- 15 марта 2014 г. - атака на ресурсы НАТО: http://ccdcoe.org
http://nato.int
http://nato-pa.int
http://ccdcoe.org - это сайт Таллиннского киберцентра НАТО (NATO Cooperative Cyber Defence Centre of Excellence).
Дело в том, что по просьбе новых властей на Украину прибыла группа сотрудников киберцентра и назвала себя майдановской «Киберсотней». Прикрываясь ими, Запад ведет активную пропаганду среди населения через СМИ и социальные сети, блокирует объективные источники информации, скрывает действия преступников, называющих себя «законной властью». При этом в Киев прибыл весь цвет киберруководства НАТО во главе с полковником А. Сузиком. В целях подрыва доверия к «КиберБеркуту» эта группа создавала его ложные аккаунты в социальных сетях:
8 Подробнее см.: Глобальная безопасность в цифровую эпоху: стратагемы для России. Под общ. ред. Смирнова А.И. - М. :
ВНИИгеосистем, 2014. С. 179 - 186.
22.03.2014 взломана переписка политиков, в т. ч. украинских НПО с посольством США и американскими фондами:
SLIVMAIL.com
Переписка политиков, добытая хакерами
1. Переписка украинских НПО с США 1 400 шт.
2. Переписка "Удара". Винница 161 шт
3. Переписка "Удара". Львов 755 шт.
4. Переписка "Удара". Луганск 226 тт.
5. Переписка "Удара". Донецк 2 521 шт.
6. Переписка "Удара". Киров 467 шт
7. Переписка "Батькивщины". Луганск 414 шт. В. Переписка Джейсона Греша S6 шт
9. Переписка Дмитрия Святаша 2 198 шт.
10. Переписка Олега Шаблатовича 2 623 шт
11. Переписка Виталия Кпичко 1 402 шт
12. Переписка Дениса Шарова 739 шт.
13. Переписка Николая Сидоркина 11 903 шт.
14. Переписка Владимира Коматовского 1 175 шт
15. Переписка Анны Штыфорте 2 431 шт.
16. Переписка Дмитрия Камелькова 1 712 шт 17 Прпрпигкя I |рнтпа "Аналитика" 421 нгт
В поиске можно использовать звездочку в конце слова: навзльн'
Почту Инны Новиковой взломали y3ns0 Украинскую почту доставляют КиберБеркут
Взя информация взята из открытых источников. Мы не знаем, кто и каким образом добыл эти файлы, и вообще настоящие они или нет.
Подемтыя [j
SM 212
Небезынтересна переписка Э. Егорова, руководителя НПО «Учебно-методический центр защиты прав человека», который активно участвовал в протестах на Украине9.
Из переписки видно, что за финансирование деятельности на Украине отвечал Национальный фонд поддержки демократии, который получает деньги от Конгресса США и продвигает «американскую демократию» по всему миру. А за координацию усилий на Майдане, как оказалось, отвечает отдел прессы, образования и культуры посольства США!
24.03.2014 перехвачен и выложен в сеть телефонный разговор от 18 марта 2014 г. бывшего заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Н. Шуфрича и бывшего премьер-министра Ю. Тимошенко. Обсуждалась возможность силового столкновения с Россией.
Тимошенко говорила Шуфричу, что оставит от России «выжженное место», уничтожит восемь миллионов русских, проживающих на Украине, и готова сама взять автомат и «стрелять кацапов».
Разговор в Интернет, похоже, выложили с помощью сотрудников СБУ. Из записи удалены фрагменты, которые могут скомпрометировать третьих лиц.
9.04.2014 «КиберБеркут» наносит ответный удар по американским частным военным компаниям, которые пролили кровь жителей на юго-востоке Украины.
22.04.2014 «КиберБеркут» вскрыл переписку Авакова и его бывшего пресс-секретаря и делового партнера Дмитрия Брука10.
В переписке недвусмысленно указывается, что убийство Сашко Билого было спланировано Ава-ковым, а в качестве «расплаты» за его смерть так называемое правительство выдает Ярошу бойцов «Беркута».
Кроме того, из переписки видно, как цинично власть устраняет неугодных им журналистов, например К. Долгова.
03.05.2014 КиберТрибунал вынес приговор виновницам в сожжении живых людей в Одессе и т. д.11
9 См.: Глобальная безопасность в цифровую эпоху: стратагемы для России. Под общ. ред. Смирнова А.И. М. : ВНИИгео-систем, 2014. С. 179 - 186
10 Глобальная безопасность в цифровую эпоху: стратагемы для России. Под общ. ред. Смирнова А.И. М. : ВНИИгеоси-стем, 2014. С. 179-186.
11 Там же'
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537) состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, позволяющее обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства, определено как внутренняя и внешняя потребность государства12.
Таким образом, угрозы безопасности всех потребностей государства следует рассматривать как деятельность, направленную против национальных интересов и стратегических национальных приоритетов государства. В современной действительности между государствами наблюдается устойчивый рост обострения противоречий, связанных с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, проблемами ядерного оружия и разоружением, в итоге возрастает уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз, в т. ч. и в информационной сфере13.
Поведение государства в контексте рассмотрения проблемы безопасности регулируется соответствующей идеологией. Размышляя о значении государственной идеологии применительно к отраслевой проблематике, безусловно, можно прийти к мысли о том, что без нее государства в его положительной социально-исторической значимости нет14.
Следует отметить, что основными источниками угроз национальной безопасности Российской Федерации в сфере государственной и общественной безопасности являются разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба в первую очередь посредством возможностей в информационной сфере. При этом в условиях наращивания в мире процессов глобализации и формирования информационного общества ин-
12 Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
13 Роганов А.А., Борисов Р.С., Карпов Д.С. Системы передачи информации: учебное пособие. Часть 1. М.: Бестселлер, -2013. 136 с.; Цибуля А.Н., Гордин В.А. указ. соч. С. 20 - 24.
14 Танимов О.В., Баранова Н.Н. Проблемы правоприменения в обеспечении деятельности печатных СМИ в Республике Мордовия // Информационное право. 2008. № 1. С. 29.
формационный терроризм стал выступать в качестве самостоятельного фактора, способного угрожать национальной безопасности любой страны мира15.
Одной из разновидностей терроризма является информационный терроризм, представляющий собой совокупность насильственных действий в отношении специально выбранных целей. Иными словами, информационный терроризм (терроризм в информационном пространстве) - «использование информационных ресурсов и (или) воздействие на них в информационном пространстве в террористических целях»16.
К сожалению, сегодня нет общепринятого определения понятия «терроризм в информационном пространстве». Поэтому невозможно не согласиться с Е. Старостиной, отмечающей, что «...терроризм давно уже стал международным, или транснациональным преступлением, то и ки-бертерроризм (в литературе его еще называют «информационный терроризм», «компьютерный терроризм», «высокотехнологичный терроризм») уже вышел на мировую арену в качестве особенно опасного явления, поэтому к нему часто добавляется определение «международный»...»17.
Предлагаем для устранения непонимания в терминологическом аппарате и краткости все вышеуказанные категории объединить в одно название - «кибертерроризм».
Важно отметить, что угроза кибератак на критически важные информационные инфраструктуры может исходить не только от террористических организаций, но и от молодежи, увлеченной компьютерными технологиями и использующей свои умения ради интереса18.
Направления (виды) воздействия кибертерро-ризма19:
- нанесение ущерба отдельным физическим элементам информационного пространства;
15 Цибуля А.Н., Гордин В.А., указ. соч. С. 20-24.
16 Глобальная безопасность в цифровую эпоху: стратагемы для России. Под общ. ред. Смирнова А.И. М. : ВНИИгеоси-стем, 2014. С. 358.
"Старостина Е. Подход к выработке единого понятия «кибертерроризм». URL: http://rudocs.exdat.com/docs/ index-198810.html (дата обращения: 08.09.2015).
18 Бурмистрова Е.С. К вопросу об исполнении исполнительных документов в электронной форме // В сборнике: Современные тенденции в науке, технике, образовании. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. 2016. С. 165-166; Услинский Ф.А. Кибертерроризм в России: его свойства и особенности // Право и кибербезопасность. 2014. № 1. С. 6-11.
19 Услинский Ф.А. Указ. соч. С. 6-11.
- кража или уничтожение информационного, программного и технического ресурсов, имеющих общественную значимость, путем преодоления систем защиты, внедрения вирусов, программных закладок и т. п.;
- воздействие на программное обеспечение и информацию с целью их искажения или модификации в информационных системах и системах управления;
- раскрытие и угроза опубликования или само опубликование закрытой информации о функционировании информационной инфраструктуры государства, общественно значимых и военных информационных систем, кодах шифрования, принципах работы систем шифрования, успешном опыте ведения информационного терроризма и др.;
- захват каналов СМИ с целью распространения дезинформации, слухов, демонстрации мощи террористической организации и объявления своих требований;
- уничтожение или активное подавление линий связи, неправильная адресация, искусственная перегрузка узлов коммутации;
- проведение информационно-психологических операций и др.
В конкурентной борьбе широко распространены разнообразные действия, направленные на получение (добывание, приобретение) конфиденциальной информации самыми различными способами, начиная от подкупа обладателя информации до прямого промышленного шпионажа с использованием современных технических средств разведки. Условия, способствующие неправомерному овладению конфиденциальной информацией, сводятся к ее разглашению, утечке и несанкционированному доступу к ее источникам20.
Так, с момента появления синдрома «Викиликс»21 стало очевидным, что крайне остро стоит вопрос о необходимости единообразного подхода к регулированию информационной сферы в общемировом масштабе. Именно это послужило началом переоценки мировым сообществом традицион-
20 Ефименко А.А., Баринов Ю.Н., Нечаева В.К. Использование экспертно-информационных систем в АСУ сложными динамическими объектами // Труды Кубанского государственного технологического университета. 2000. Т. 7. № 1. С. 59-65; Цибуля А.Н., Гордин В.А., указ. соч. С. 20-24.
21 Сайт М^еакБ, запущенный в 2006 г. под руководством основателя Джулиана Ассанжа, впоследствии опубликовал 77 тыс. секретных документов по действиям США в Афганистане, выложил 400 тыс. документов по войне США в Ираке, а также личную переписку американских чиновников и дипломатов.
ных отношений к информации, которая способна не только нанести вред, распространяющий свое влияние практически на все сферы государственного управления, но также может оказать долгосрочное влияние на дальнейшее развитие того или иного правового субъекта, чьи интересы напрямую или косвенно расходятся с ее содержимым. Таким образом, ни у кого уже не вызывает сомнений тот факт, что сегодня информация способна если не изменить, то оказать реальное влияние на ход истории развития мировой государственности, а «Викиликс» - это еще один вид оружия в жестокой информационной войне, целью применения которого является стремление неких сил ограничить мировое влияние ведущих стран бескровным, но очень технологичным способом22.
В связи с этим становится актуальной необходимость борьбы с кибертерроризмом, которая, на наш взгляд, предполагает деятельность, осуществляемую компетентными правоохранительными органами (органами по борьбе с кибертерроризмом) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов в информационной сфере посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.
Российская Федерация пытается обеспечить не только внутригосударственную, но и международную информационную безопасность путем выработки и активного продвижения на международной арене проектов международных документов, регулирующих глобальную политику в сфере использования ИКТ путем принятия в данной сфере конвенций ООН. Ключевая инициатива в этом перечне - концепция Конвенции об обеспечении международной информационной безопасности, презентация которой прошла 1 ноября 2011 г. на первой международной Конференции по вопросам киберпространства в Лондоне. В частности, в ней предпринята попытка определить международную информационную безопасность как состояние международных отношений, исключающее нарушение мировой стабильности и создание угрозы безопасности государств и мирового сообщества в информационном пространстве23.
22 Цибуля А.Н., Гордин В.А., указ. соч.
23 Конвенция об обеспечении международной информа-
ционной безопасности (концепция) // URL: http://www.scrf.
gov.ru/documents/6/112.html. Сайт Совета Безопасности РФ. Дата обращения 8.12.2015.
Отметим тот факт, что конвенцию до сих пор не удается принять в связи с мощным сопротивлением США и некоторых их союзников.
По мнению многих экспертов и политологов, отголоски великого разоблачения еще не раз дадут о себе знать, ибо проблема информационного противостояния - проблема всего современного информационного общества. Решить такую проблему представляется возможным лишь только силами самого общества, постепенно переходя от ставших теперь уже традиционными для него проблем национальной безопасности к проблемам современного информационного демократического общества24.
Тем не менее, исследования в этом направлении активно ведутся, в т. ч. и отечественными учеными (И.А. Саитов, А.Е. Миронов, А.В. Королев и др.), что позволяет сформулировать актуальные направления в сфере обеспечения информационной защиты. Среди них25:
- организация мониторинга и прогнозирование потребностей различных структур в процессе информационного обмена через международные сети;
- координация мер государственных и негосударственных ведомств по предотвращению угроз информационной безопасности в открытых сетях;
- разработка федеральных программ совершенствования информационных технологий, обеспечивающих подключение национальных и корпоративных сетей к мировым открытым сетям в условиях соблюдения требований безопасности информационных ресурсов;
- установление перечня информации, не подлежащей передаче по открытым сетям, и обеспечение контроля за соблюдением установленного статуса информации.
Основные задачи в области обеспечения информационной безопасности государства в современных условиях
♦ выработка и осуществление государственной политики по обеспечению защиты национальных интересов от угроз в информационной сфере, обеспечение прав и свобод
24 Цибуля А.Н., Гордин В.А.,указ. соч. С. 20-24.
25 Саитов И.А., Миронов А.Е., Королев А.В. Противодействие кибертерроризму - важнейшая задача обеспечения информационной безопасности // Вестник национального антитеррористического комитета. 2012. № 2. С. 78-79.
граждан в процессе информационной деятельности;
♦ совершенствование законодательства РФ в области обеспечения информационной безопасности;
♦ согласование деятельности органов государственной власти в процессе обеспечения информационной безопасности;
♦ защита отечественной информационной инфраструктуры, форсирование прогрессивной деятельности в ходе создания и совершенствования новых информационных технологий и их широкое распространение;
♦ совершенствование средств поиска, сбора, хранения, обработки и анализа информации с учетом вхождения России в глобальную информационную инфраструктуру;
♦ разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также сертификации этих систем и средств26;
♦ реализация единой технической политики в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
♦ создание и формирование современной защищенной технологической основы управления страной в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время;
♦ защита государственных информационных систем и ресурсов27;
♦ формирование условий для эффективного развития негосударственного компонента в области обеспечения информационной безопасности;
♦ духовное возрождение России28;
♦ усиление роли русского языка как государственного языка Си формы национальной культуры) и инструмента межгосударственного общения народов России и государств-участников СНГ;
♦ формирование комфортных условий для реализации существенных видов созидательной деятельности и функционирования учреждений культуры;
♦ противостояние угрозе развязывания информационных войн;
26 Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: человек. Общество. Государство. СПб., 2000.
27 Там же.
28 Там же.
• организация целостной эффективной системы подготовки кадров в сфере обеспечения информационной безопасности;
• обеспечение организации межгосударственного сотрудничества по обеспечению ин-
формационной безопасности в процессе интеграции России в мировое информационное пространство.
Литература
1. Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция). / и^: http://www.scrf.gov.rU/documents/6/112.html. Сайт Совета Безопасности РФ. Дата обращения 8.12.2015.
2. Беркетов Г.А., Микрюков А.А., Федосеев С.В. Оптимизация системы обеспечения безопасности информации в автоматизированных информационных системах // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. 2010. №1. С. 331-334.
3. Бурмистрова Е.С. К вопросу об исполнении исполнительных документов в электронной форме // В сборнике: Современные тенденции в науке, технике, образовании. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. 2016. С. 165-166.
4. Ващекина И.В. Об информационной безопасности расчетов и платежей в Российской Федерации // В книге: «Повышение открытости отечественной статистики». РЭУ им. Г.В. Плеханова, Федеральная служба государственной статистики. 2016. С. 40-43.
5. Глобальная безопасность в цифровую эпоху: стратагемы для России. Под общ. ред. Смирнова А.И. М. : ВНИИгеосистем, 2014. 394 с. ил.).
6. Квачко В.Ю. Динамические процессы в предметной области информационно-правовой сферы в условиях неопределенности и риска // В сборнике:
Современные тенденции в науке, технике, образовании. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. 2016. С. 173-174.
7. Ловцов Д.А., Черных А.М. Геоинформационные системы: учебное пособие. М.: изд-во РГУП, 2012. 192 с.
8. Саитов И.А., Миронов А.Е., Королев А.В. Противодействие кибертерроризму - важнейшая задача обеспечения информационной безопасности // Вестник национального антитеррористического комитета. 2012. № 2. С. 78-79.
9. Старостина Е. Подход к выработке единого понятия «кибертерроризм». URL: http://rudocs.exdat. com/docs/index-198810.html (дата обращения: 08.12.2015).
10. Танимов О.В., Кудашкин Я.В. О правовой природе и возможности правового регулирования отношений в сети Интернет // Информационное право. 2012. № 2. С. 17-21.
11. Танимов О.В., Кудашкин Я.В. Перспективы правового регулирования отношений в сети Интернет // Информационное право. 2010. № 4. С. 16-19.
12. Услинский Ф.А. Кибертерроризм в России: его свойства и особенности // Право и кибербезопас-ность. 2014. № 1. С. 6-11.
13. Цибуля А.Н., Гордин В.А. К вопросу о состоянии информационной безопасности государства в условиях современных вызовов и угроз // Военно-юридический журнал. 2014. № 3. С. 20-24.