ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В.Н. АМЕЛЬЧАКОВА,
доцент кафедры административного права ОВД МосУ МВД России Научная специальность: 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право
E-mail: Venera [email protected]
Аннотация. Анализируются национальная безопасность, общественный порядок и общественная безопасность как тесно связанные и взаимообусловленные, самостоятельные субъекты охраны, отличающиеся спецификой рассматриваемых общественных отношений, характером правонарушений и разными средствами регулирования. Определены сферы общественных отношений, национальной безопасности, общественного порядка и общественной безопасности, подлежащих правовой охране, границы правоохранительной деятельности соответствующих государственных органов.
Ключевые слова: национальная безопасность, безопасность личности, общественная безопасность.
NATIONAL SECURITY AS A SUBJECT OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL RESEARCH
V.N. AMELCHAKOVA,
the associate professor of administrative law of ATS University of Moscow Russian Interior Ministry
Annotation. Analyzing the national security, the public order and security as closely connected and interdependent, independent subjects of the differing characteristics considered the public relations, the offense, and the various means of regulating. Allows you to define the scope of the public relations, the national security, public order and public safety, subjecting to legal protection, also defining the limits of the law enforcement relevant government bodies.
Keywords: national security, personal security, public safety
Категории «национальная безопасность», «общественный порядок», «общественная безопасность» являются ключевыми в правовой науке и правоприменительной практике.
Национальная безопасность складывается из общественных отношений, определяющих систему внутренних и внешних условий, предотвращающих угрозу неопределенному кругу лиц. Анализ сферы национальной безопасности предполагает определение и установление круга общественных отношений, составляющих ее содержание. К ним можно отнести отношения:
• создающие условия для национальной безопасности;
• складывающиеся в процессе обеспечения национальной безопасности;
• непосредственно обеспечивающие национальную безопасность.
Все эти отношения определяют в конечном счете национальную безопасность, под которой следует
понимать систему внутренних и внешних условий экономического, политического, социального, экологического, юридического и иного характера, предотвращающих угрозу неопределенному кругу лиц, в целях обеспечения их жизни и здоровья, прав и свобод, чести и достоинства, половой неприкосновенности и половой свободы, а также общественной нравственности, осуществляемой органами государственной власти и местного самоуправления во взаимодействии с общественными объединениями.
В понятии национальной безопасности необходимо выделить следующие элементы: содержание, правовые средства, цель, гарантии.
Нормы права, установленные и санкционированные государством, определяют систему внутренних и внешних условий, предотвращающих угрозу личности. Реализация этих норм в общественных отношениях составляет основное содержание национальной безопасности.
Правовое воздействие на национальную безопасность призвано направлять поведение субъекта путем установления общих норм, определяющих, как следует себя вести в конкретных случаях, запретов совершения противоправных поступков, применения санкций к субъектам в случае нарушения запретов1. Правовые нормы регулируют вопросы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению национальной безопасности.
Механизм правового воздействия на обеспечение национальной безопасности охватывает широкий круг отношений общественной жизни, нормы которого можно подразделить на следующие группы.
Правовые нормы, определяющие систему внутренних и внешних условий, предотвращающих угрозу национальной безопасности Конституция РФ обязывает органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения соблюдать установленные государством правила. Она определяет круг должностных лиц и органов власти, призванных обеспечить национальную безопасность (Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и др.).
Закон РФ «О безопасности» определяет систему национальной безопасности, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении разных сфер национальной безопасности.
Правовые нормы, определяющие полномочия органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц по обеспечению национальной безопасности К этой группе относятся нормы, регламентирующие права и обязанности Совета Безопасности РФ, Вооруженных Сил, ФСВР России, ФСБ России, ОВД, внутренних войск МВД России, формирований гражданской обороны и др.
Правовые нормы этой группы определяют государственно-властные полномочия органов государственной власти, границы и порядок их осуществления и возлагают на них обязанности по обеспечению осуществления прав и свобод человека и гражданина.
Правовые нормы, устанавливающие полномочия органов местного самоуправления по непосредственному обеспечению жизнедеятельности населения муниципального образования. В 2003 г. принят Федераль-
ный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», расширяющий самостоятельность населения при решении ряда вопросов местного значения, прежде всего по обеспечению своей безопасности.
В каждом субъекте Федерации принимаются нормативные правовые акты, определяющие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц по выполнению их функций в сфере национальной безопасности. Так, в Москве районные управы организуют работу совместно с ОВД по охране правопорядка и общественной безопасности, осуществляют взаимодействие с органами ГИБДД по осуществлению безопасности дорожного движения; с органами государственной противопожарной службы по вопросам осуществления мер пожарной безопасности; с органами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций по осуществлению безопасности населения при чрезвычайных ситуациях (3акон г. Москвы от 11 сентября 1996 г. «О районной управе города Москвы», постановление правительства г. Москвы от 27 мая 2003 г. № 402-ПП «Об итогах формирования территориальных органон исполнительной власти управ районов города Москвы и органов местного самоуправления в городе Москве и мерах по совершенствованию их деятельности»).
Правовые нормы, определяющие права и обязанности граждан, осуществление которых не должно нарушать нрава и свободы других лиц, а также нормы, предусматривающие ответственность за их нарушение. Эти нормы закреплены в разных правовых актах: Конституции РФ (ст. 17), федеральных конституционных и федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, а также в нормативных правовых актах субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Юридическая ответственность за совершение действий, представляющих угрозу разным объектам национальной безопасности, предусмотрена в УК, КоАП, где определены санкции к лицам, нарушившим запреты, установленные государством.
Гарантиями национальной безопасности является соблюдение всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями Конституции РФ и законов, а также способность государства
1 Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1965. С. 11.
создать условия, обеспечивающие безопасность человека, общества и самого государства от внутренних и внешних угроз. Цель обеспечения национальной безопасности — защита личных, политических, социально-экономических прав человека и гражданина, интересов общества и государства.
В обеспечении национальной безопасности немаловажную роль играют следующие факторы: нравственное воспитание граждан, их правовая культура, интернационализм и др.; эффективная борьба с преступлениями и административными правонарушениями, прежде всего способность государства влиять на внешние и внутренние процессы, связанные с межнациональными конфликтами и сепаратистскими тенденциями, в ходе которых затрагиваются интересы личности, общества и государства.
Теоретический и практический интерес представляет соотношение понятий национальной безопасности и правопорядка. С точки зрения В.В. Борисова, правопорядок — это «объективное обусловленное состояние, свойство социальной жизни, которая характеризуется внутренней согласованностью и урегулированием систем правовых отношений и связей, основанных на реализации демократических, гуманистических принципов и нормативных основ права и законности: прав, свобод и обязанностей всех субъектов»2.
В соотношении правопорядка и национальной безопасности необходимо учитывать все аспекты социальных связей и отношений. Свойства этих категорий имеют много общего: они взаимопроникаемы, зависимы; формируются почти на одних принципах; взаимосвязаны с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Так, национальная безопасность и правопорядок — это состояние правовой жизни государства при упорядоченной системе правовых отношений и свойств, которая создает систему внутренних и внешних условий экономического, политического, социального, экологического, юридического и иного характера для предотвращения возможных угроз человеку, гражданину, обществу и государству. Они выступают одинаковыми этапами реализации воли органов государственной власти, органов местного самоуправления во взаимодействии с общественными объединениями для достижения единой цели — обеспечить национальную безопасность.
Национальная безопасность и правопорядок несут одинаковую функциональную правовую нагрузку, ре-
зультатом которой является осуществление законности в охране жизни, здоровья, чести и достоинства граждан; обеспечении общественного спокойствия; создании нормальных условий для деятельности организаций. Национальная безопасность и правопорядок — инструменты, влияющие на общественные отношения в обществе. Обеспечивается национальная безопасность, значит, существует должный правовой порядок; нарушается правопорядок — нарушаются отношения, связанные с национальной безопасностью. Они выступают как общее и частное. Правопорядок является составной частью национальной безопасности. Эта целостность позволяет исследовать внешние и внутренние связи, обеспечивающие взаимодействие личности, общества и государства.
В связи национальной безопасности, общественного порядка и общественной безопасности важно уяснить близость этих сфер, позволяющую установить границы охраняемых общественных отношений, более четко определить пределы компетенции в смежных областях общественной жизни и их соотношение.
Проблема соотношения национальной безопасности, общественного порядка и общественной безопасности относится к числу недостаточно разработанных. По этому вопросу сложилось несколько мнений. Одни исследователи считают общественную безопасность составной частью общественного порядка3, другие оценивают общественную безопасность как более емкое явление по отношению к общественному порядку4. Третьи в общественном порядке и общественной безопасности видят самостоятельные категории. Так, Ю.А. Соколов отмечает органическую связь общественного порядка с общественной безопасностью, выделяет последнюю как явление, хотя и тесно примыкающее к общественному порядку, но имеющее ряд существенных отличий от последнего5.
2 Общая теория государства и права. Академический курс: в 2 т. / под ред. М.Н. Марченко. М. 1998. Т. 2. С. 535.
3 Еропкин М.И. Указ. соч. С. 17, 18; Еропкин М.И., ПоповЛ.Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. Л., 1973. С. 18; Загородников Н.И. Советское уголовное право. М, 1975. С. 499, 500.
4 Матышевский П.С. Ответственность за преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. М, 1974. С. 8, 9; Андрусенко Е.А. Понятие и система преступлений против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения // Вопросы уголовного права, прокурорского надзора, криминалистики и криминологии. Душанбе, 1971. С. 37, 38.
5 Соколов Ю.А. Теоретические и правовые основы участия трудящихся в обеспечении законности и охране общественного порядка // Труды ВШ МООП. 1963. № 8. С. 102.
Национальная безопасность, общественный порядок и общественная безопасность выступают как тесно связанные и взаимообусловленные, но не тождественные категории. Так, сходство национальной безопасности, общественного порядка и общественной безопасности заключается в следующем:
• национальная безопасность, общественный порядок и общественная безопасность представляют собой сложные социальные явления, имеющие в своей основе определенные совокупности общественных отношений, которые охраняются социальными нормами. Существенные и многочисленные отношения регулируются нормами права. Однородность общественных отношений, составляющих содержание каждого из этих явлений, и урегу-лированность их определенными совокупностями правовых норм позволяют рассмотреть последние как самостоятельные комплексы, правовые институты, а обозначающие их понятия — как межотраслевые правовые категории;
• в основе национальной безопасности, общественного признака порядка и общественной безопасности в государстве лежат общие принципы, к которым относятся законность, стабильность и гаран-тированность, взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности, соблюдение баланса жизненно важных интересов человека, общества и государства.
Трудно выделить отношения национальной безопасности, общественного порядка или общественной безопасности, которые существовали бы изолированно. В любой совокупности общественных отношений доминируют те, которые придают совокупности качественную определенность. Сфера национальной безопасности, общественной безопасности может включать в себя связи, характерные для общественного порядка, но последние в данной сфере являются второстепенными, не определяющими ее сущность. В таких случаях нарушение общественных отношений одновременно воздействует на отношения общественного порядка. Так, несоблюдение правил дорожного движения, правил движения на объектах транспорта имеет основным субъектам общественную безопасность, так как ставит под непосредственную угрозу жизнь и здоровье людей при пользовании источниками повышенной опасности. Вместе с тем в этой ситуации происходит нарушение общественного спокойствия,
нормального ритма жизни, т.е. общественного порядка, хотя основными в нарушаемой сфере являются отношения общественной безопасности. Вот почему задачи по охране общественного порядка, обеспечение национальной безопасности и общественной безопасности во многих случаях решают одни и те же государственные органы. ОВД наряду с надзором за соблюдением правил движения осуществляют меры по предупреждению и пресечению нарушений общественного порядка. Органы надзора, обеспечивая общественную безопасность при производстве работ на разных объектах транспорта, при ведении, например, взрывоопасных работ способствуют сохранению общественного спокойствия, нормального функционирования организаций, оказывая тем самым положительное воздействие на состояние охраны общественного порядка и обеспечение национальной безопасности.
В основу разграничения общественного порядка, общественной безопасности, национальной безопасности можно положить следующие признаки:
• специфичность общественных отношений, составляющих содержание национальной безопасности, общественного порядка и общественной безопасности. В основе тех или иных общественных отношений лежат социальные потребности (интересы), под воздействием которых и складываются эти отношения;
• отличие в средствах регулирования;
• существенные различия в характере нарушений общественного порядка и общественной безопасности.
Таким образом, национальная безопасность, общественный порядок и общественная безопасность выступают как тесно связанные и взаимообусловленные, самостоятельные субъекты охраны, отличающиеся спецификой рассматриваемых общественных отношений, характером правонарушений и разными средствами регулирования. Но главным объектом их охраны является человек.
Определение сферы общественных отношений, национальной безопасности, общественного порядка и общественной безопасности, подлежащих правовой охране, позволяет определить границы правоохранительной деятельности соответствующих государственных органов. Это, в свою очередь, будет способствовать устранению дублирования их функций. Кроме того, появляется возможность четкого разграничения проступков и юрисдикционных полномочий субъектов.
-^jjjj^.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Обеспечение национальной безопасности, общественной безопасности и охрана общественного порядка осуществляются в процессе единой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, прежде всего административно-надзорной.
Общественная безопасность, общественный порядок и другие виды безопасности (военная, информационная, продовольственная, нравственная и т.д.)
есть элементы одной общей категории — национальной безопасности.
Под национальной безопасностью понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства; принадлежащих стране объектов материальной, интеллектуальной, духовной и иных видов собственности, охраняемых государством в их особого значения для существования и развития личности, общества и самого государства.
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА НАРОДОВ
КРАЙНЕГО СЕВЕРА
И.Ю. АНТОНОВ,
кандидат юридических наук
Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
E-mail: [email protected]
Аннотация. На основе анализа и обобщения позиций различных авторов по проблеме так называемого права народов Крайнего Севера раскрываются отдельные аспекты этой проблемы.
Ключевые слова: право, народы Крайнего Севера, правосудие народов Крайнего Севера.
SCIENTIFIC APPROACHES TO THE ORIGIN OF THE RIGHT OF PEOPLES OF THE FAR NORTH
I.JU. ANTONOV
candidate of law sciences
Annotation. Based on the analysis and synthesis of the positions of different authors on the issue of socalled «right of the peoples of the Far North» in the article reveals someaspects of the problem. Keywords: right, peoples of the Far North, justice of the Far North.
В научной литературе проблема происхождения права народов Крайнего Севера учеными почти не исследовалась, за исключением анализа некоторых исторических аспектов1. Исходя из общей концепции теории права, можно выделить общие подходы к проблеме происхождения права вообще, которые применимы к проблеме происхождения народов Крайнего Севера. Однако общие подходы имеют специфику.
Первая общепризнанная точка зрения в правовой науке сводится к следующему. Право — это институт, который тесно и неразрывно связан с государством, т.е. право связывается с появлением государства. Иначе говоря, право, возникая вместе с государством, тут же обретает важнейший признак — санкции, кото-
рые следуют за его нарушение. Санкции исходят от публичной государственной власти. С момента, когда государственная власть берет под свою защиту и делает гарантированной ту или иную нормативную систему, последняя наделяется юридическим свойствами и чертами. Поскольку нельзя разделить возникновение и функционирование государства и права, то генезис права и государства проходит обычно синхронно. Становление государства и права — две стороны единого политико-властного процесса в обществе.
1 Емельянова Т.Н., Южанинов М.В. Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (ХХ в.), М., 2002; Хаючи С.Н. Во имя Севера, Салехард, 2005; Антонов И.Ю. Социальные нормы народов Крайнего Севера. М.: Юнити, 2007. С. 20—25.