И.Д. Бредихин,
Воронежский государственный университет
О ПРОБЛЕМЕ СООТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА, ПРАВОПОРЯДКА, ЗАКОННОСТИ, ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
ABOUT THE PROBLEM OF CORRELATION BETWEEN PUBLIC ORDER, LAW AND ORDER, LEGALITY, PUBLIC SECURITY AND PUBLIC IMPROVEMENT: ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECT
Статья посвящена актуальной проблеме — определению сущности общественного порядка и его соотношения со смежными сферами общественных отношений в административном праве. Автор анализирует взаимосвязь и взаимообусловленность групп общественных отношений, составляющих общественный порядок, правопорядок, законность, общественную безопасность и общественное благоустройство. Аргументируется позиция об относительной самостоятельности такой сложной и многоаспектной правовой категории, как общественный порядок.
The article focuses on an up-to-date problem -the identification of the entity of public order and its correlation with closely-related spheres of public relations in administrative law. The author analyses the interconnection and interdependence of the groups of public relations, which form public order, law and order legality, public safety and public improvement. Relative independence of such a complicated and multiple-aspect legal category as public order is also discussed.
Проблема соотношения общественного порядка со «смежными сферами» [1,2,3,4] общественных отношений занимает важное место в науке административного права. Следует отметить, что общественный порядок — это ком -плексное явление общественной жизни, состоя -щее из многих относительно самостоятельных элементов, которые в своей совокупности представляют сложный механизм. Поэтому уяснение сущности, содержания общественного порядка, соотношения его с другими смежными группами общественных отношений, такими как общественная безопасность, общественное благоустройство, правопорядок и законность, имеет важ -ное теоретическое и практическое значение. В первую очередь это касается совершенствования административного законодательства, норматив -ного регулирования деятельности правоохрани-тельных органов, правильной квалификации административных правонарушений, а также определения приоритетных форм и методов обеспечения безопасности граждан на улицах и в других общественных местах. Однако необхо-димо обратить внимание, что, несмотря на тес -ную взаимосвязь и взаимообусловленность всех вышеперечисленных сфер общественных отно-шений, это не может служить основанием для их смешения или отождествления.
Словарь современного русского литературного языка трактует понятие «порядок» как «состоя-
ние благоустроенности, налаженности и организованности», противопоставляя его «беспорядку, хаосу» [5]. Следует отметить, что в общей теории права, науке административного и уголовного права различают общественный порядок в широком и узком значении. Однако в данной статье не ставится задача анализа различных позиций ученых по поводу содержания указанных дефиниций, в связи с чем используются наиболее распространенные и обобщенные точки зрения ряда исследователей.
В современной правовой науке под общественным порядком в широком смысле понимается все общественное устройство, совокупность социальных связей и отношений, существующих в обществе и складывающихся в процессе соблюдения и реализации действующих во всех сферах жизни общества социальных норм, принципов, идей. В таком значении обществен -ный порядок является объектом охранительного воздействия всех социальных институтов государства [4,6,7—16].
Отметим, что в узком смысле слова общественный порядок понимается, как система воле -вых общественных отношений, формирующихся и развивающихся в общественных местах, урегулированных правовыми и иными социальны -ми нормами, обусловленных интересами государства, общества и личности, направленных на поддержание общественного спокойствия, а также уважение чести, человеческого достоин -
ства и общественной нравственности. Следует заметить, что ученые, формулируя определение общественного порядка в узком значении, по -разному расставляют акценты. Например, М. И. Еропкин считает, что главным критерием для отнесения тех или иных общественных отноше-ний к категории «общественный порядок» вы -ступает место, где эти отношения складываются (общественные места) [17], противоположной точки зрения придерживается А.В. Серегин, указывая, что отношения общественного порядка не могут быть отграничены от других только местом их возникновения и развития, при таком выделении необходимо прежде всего учитывать их содержание «независимо от места.. . образования» [9].
Необходимо подчеркнуть, что обществен -ный порядок находится в органической взаимосвязи с другой сферой общественной жизни — правопорядком, под которым понимается со -стояние урегулированности общественных отношений посредством правовых норм [18,19,20]. Следует обратить внимание, что пра -вопорядок представляет собой также сложное социально-правовое явление, которое находит выражение в многообразии общественных отношений и связей. Нельзя не согласиться с Н. В. Макарейко, утверждающим, что правопорядок характеризуется организованностью и стабиль -ностью общественных отношений; крепостью, согласованностью и системностью составляю -щих его элементов; обеспеченностью принуди -тельной силой государства и динамизмом развития общественных процессов [3].
В юридической литературе по этому поводу высказаны различные суждения. Некоторые ав -торы считают, что правопорядок является лишь частью общественного порядка [21,22]. Данное утверждение представляется верным, если рассматривать общественный порядок в широком смысле слова, как совокупность всех социальных связей и отношений, складывающихся под воздействием всего круга социальных норм, в отличие от правопорядка, включающего лишь отношения, регулируемые нормами права.
Что касается общественного порядка в уз -ком смысле слова и правопорядка, то более обоснованно мнение, что образующие их сферы совпадают лишь в той части, в которой общественный порядок регулируется нормами права, а данные отношения возникают в общественных местах. При этом сферы общественной жизни, регулируемые нормами морали и нравственно -сти (не правовыми, а социальными нормами), полностью находятся за границами правопорядка и лишь частично — в границах общественно -го порядка. Однако это не дает оснований к вы -воду о том, что правопорядок уже, чем общественный порядок [4]. Таким образом, они в из -
вестной мере представляют собой пересекающиеся явления.
В свете данных рассуждений необходимо отметить, что общественный порядок и правопорядок находятся в тесной взаимосвязи, что обусловлено единым объектом регулирования, на -личием права в качестве нормативного регулято -ра и схожими целями. Отличия между ними наблюдаются главным образом в форме, методах, структуре и масштабах
Следует иметь в виду, что понятие общественного порядка тесным образом связано с за -конностью. В юридической литературе исполь -зуются различные дефиниции для определения законности: принцип, метод, средство, правовой режим, неотъемлемый элемент демократии, сис -тема организации общественных отношений [23,24,25]. Такой широкий спектр взглядов на проблему законности объясним сложностью и многогранностью рассматриваемого явления. Резюмируя различные точки зрения относитель -но понятия законности, необходимо отметить, что общей стержневой идеей, пронизывающей все эти определения, является строгость и не -укоснительность соблюдения Конституции, за -конов и других нормативно-правовых актов все -ми субъектами правовых отношений. Законность в первую очередь предполагает верховенство Конституции Российской Федерации на всей ее территории [26].
Законность выступает в качестве важнейшего принципа, способа охраны общественного порядка [27]. Как справедливо подметил Н. В. Макарейко, «невозможно говорить о законности в указанной сфере без учета юридических норм, ... необходимо рассматривать совокупность тех общественных отношений в области общественного порядка, которые входят в правопорядок» [3].
Таким образом, законность — это основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества и всех звеньев его политической системы. Охватывая своими действиями наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей [24].
Рассматривая соотношение общественного порядка со смежными сферами общественных отношений, нельзя обойти вниманием общественную безопасность.
В словарях русского языка (В.И.Даль, С.И. Ожегов и др.) понятие «безопасность» трактуется как положение, при котором отсутствует опасность [28]. Общественная безопасность — это положение или состояние общества, которому не угрожают опасности социального, техно -генного, природного и иного характера. Следует отметить, что согласно действующему законода -тельству Российской Федерации под безопасностью понимается состояние защищенности жиз -
ненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [29].
Однако в юридической литературе по этому поводу высказаны различные точки зрения. Многие ученые-административисты составной частью общественного порядка считают общественную безопасность [18], четко не разграничивая эти сферы правового регулирования. В частности, И.И. Веремеенко относит общественную безопасность к общественному порядку, поскольку включает в его сферу отношения процесса производства, связанные с соблюдением правил борьбы с пожарами, стихийными бедствиями, правил безопасности движения транспорта и пешеходов, правил производства строительных и ремонтных работ в общественных местах и т. п [30].
Тождественной позиции придерживается
О.Н. Горбунова. Она отмечает, что обществен -ные отношения, которые создают в государстве обстановку спокойствия и безопасности, составляют систему волевых общественных отноше-ний, совокупность которых можно назвать общественным порядком в узком смысле слова [31].
Существуют и диаметрально противоположные точки зрения. Например, А.В. Готовцев утверждает, что «если общественный порядок — это обеспечение безопасности людей, то общественная безопасность — это и сохранность имущества, и нормальная работа источников повы -шенной опасности, представляющих угрозу для человека и общества». Отсюда следует вывод, что понятие «общественная безопасность» несколько шире понятия «общественного порядка» [32].
В литературе встречаются мнения о то жде -ственности определений общественного порядка и общественной безопасности и употребление данных понятий как синонимов [33].
Однако большинство исследователей все же разграничивают эти сферы, считая, что общественная безопасность включает в себя отноше -ния, связанные с предотвращением или ликви -дацией вредных последствий для жизни и здо -ровья человека, вызываемых опасным для окружающих поведением людей или действием сти -хийных сил природы [34,35,36,37]. Так, по мнению Б.П. Кондрашова, к сфере общественной безопасности относятся общественные отноше -ния, которые связанны с проявлением негатив -ных свойств источников повышенной опасности при неправильном пользовании ими [38]. Ана-логичны и взгляды С. С. Яценко, что в основе отношений общественной безопасности и обще -ственного порядка лежат специфические соци-альные потребности (интересы). Если общественная безопасность обусловливается, прежде всего, потребностью в обеспечении жизни здо -ровья членов общества при их взаимодействии и с источниками повышенной опасности, включая стихийные силы природы, то формирование отношений общественного порядка определяется в
первую очередь потребностями обеспечения внешних условий жизнедеятельности людей, включающих общественное спокойствие, обще -ственную нравственность [39]. В частности, А.Ф. Гранин, разграничивая общественный по -рядок и общественную безопасность, указывает, что существенные различия между ними связа -ны как с особенностями их содержания, так и с нормативными средствами регулирования дан -ных явлений. Общественный порядок дости -гается в результате упорядочения обществен -ных отношений с помощью всех форм нормативного регулировании, тогда как общественная безопасность — только с использованием пра-вовых и технических норм [40].
Безусловно, общественный порядок и общественная безопасность взаимосвязаны и взаимообусловлены. Внутренняя взаимосвязь состоит в том, что строгое соблюдение правил, регули-рующих отношения в сфере безопасности, явля -ется одним из необходимых условий обеспечения общественного порядка. Так, например, соблюдение правил безопасности на транспорте и противопожарных правил предотвращает те вредные последствия, которые могут вызвать нарушение общественного порядка.
В свою очередь, укрепление общественного порядка имеет важное значение для обеспечения общественной безопасности, поскольку при этом складываются необходимые условия безо -пасности для жизни и здоровья населения.
Необходимо отметить, что со сферой общественного прядка близко взаимодействует об -ласть общественного благоустройства, под ко -торым понимается рациональная планировка и застройка населенных пунктов, общественных мест, их обустройство и поддержание в состоя -нии, благоприятствующем труду и отдыху лю -дей [2]. Степень благоустроенности населенных пунктов и других общественных мест оказывает двоякое влияние на общественный порядок. При выполнении задач по обеспечению обществен -ного порядка большое значение имеет плани-ровка населенных пунктов, размещение куль -турно-зрелищных учреждений (театров, спортивных сооружений, кинотеатров), предприятий торговли и общественного питания, устройство пешеходных тротуаров и переходов улиц, осве -щение дворов и жилых подъездов и т. д. Следует обратить внимание, что состояние благоустрой -ства оказывает влияние на формирование общественной нравственности: загрязнение парков, скверов, неудовлетворительное содержание об -щественных мест, повреждение или уничтоже -ние зеленных насаждений наносят ущерб общественной нравственности [3]. Создается своеобразный отрицательно-эмоциональный фон, что способствует развитию криминогенных ситуа-ций и зачастую приводит к нарушению общественного порядка.
Однако общественный порядок и общественное благоустройство являются различными социальными явлениями. Если общественный порядок характеризуется межличностными связями, то общественное благоустройство — это отношение людей, прежде всего, к объектам окружающего материального мира. Указанная особенность подчеркивается и нормативной основой общественного благоустройства, которой являются организационно-технические нормы [41].
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что общественные отношения в об -ласти общественного порядка являются состав -ной частью многосложной системы социальных связей, существующих в обществе, где в роли синтезирующего начала общественных отноше -ний выступают нормативные регуляторы — социальные нормы. В этой связи соотношение общественного порядка со смежными сферами общественных отношений является весьма акту -альной задачей современной административно -правовой науки. Представляется, что выработанные теоретические постулаты будут направ-лены на создание эффективных средств обеспе-чения общественного порядка, выработку действенных мер предупреждения его нарушений, дальнейшее совершенствование деятельности правоохранительных органов и всех граждан в борьбе с антисоциальными проявлениями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бельский К.С. Полицейское право: лекционный курс / под ред. А.В. Куракина. — М.: Дело и Сервис, 2004. — 816 с.
2. Административная деятельность ОВД. Часть общая: учеб. / под. ред. А. П. Коренева. — М.: МЮИ МВД России; Щит-М, 2000. — 307 с.
3. Макарейко Н.В. Государственное принуждение, как средство обеспечения общественного порядка: дис. ... д-ра. юрид. наук. — М., 1996. — 249 с.
4. Сидорцов Р. В. Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации ответственности за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок: дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2005. — 176 с.
5. Словарь современного русского литературного языка. — Т. 10. — М., 1960. — 1175 с.
6. В.И. Ленин. Полн. собр. соч. — Том. 31.
— М., 1981. — 671 с.
7. Даньшин И. И. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. — М.: Юрид. лит., 1973. - 200 с.
8. Еропкин М.И., Попов Л. Л. Административно -правовая охрана общественного порядка.
— Л.: Лениздат, 1973. — 328 с.
9. Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. — М., 1975. — 194 с.
10. Колонтаевский Ф.Е. Теория и практика совершенствования охраны общественного по -рядка // Труды Академии МВД СССР. — М., 1985. — 146 с.
11. Колонтаевский Ф.Е. Организационные основы охраны общественного порядка в современных условиях: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 1996. — 58 с.
12. Жильский Н.Н. Органы внутренних дел в государственном механизме обеспечения общественно го порядка, общественной безопасности граждан: дис. ... д-ра юрид. наук. — С-Пб., 2000. — 296 с.
13. Кононов А.М. Теоретические основы организации муниципальных органов охраны общественного порядка в Российской Федерации: дис. ... д-ра. юрид. наук. — М., 2000. — 364 с.
14. Чижков П. Л. Общественный порядок и общественная безопасность как объекты посяга -тельства административных правонарушений, связанных с нарушением правил оборота оружия // Закон и право. — 2006. — № 8. — С. 43-44.
15. Административное право: учебник / под ред. Л .Л. Попова, М .С. Студеникиной. — М.: Норма, 2010. — 992 с.
16. Адилов А.Н. Понятие, содержание и сущность системы охраны общественного по -рядка // Административное право и процесс. — 2009. — № 4. — С. 7 — 9.
17. Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. — М.: Юрид. лит., 1965. — 215 с.
18. Теория государства и права: учебник / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — М.: Де -ло, 2009. — 525 с.
19. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2010. — 512 с.
20. Рассказов Л .П. Теория государства и права: учебник для вузов. — 3-е изд. — М.: ИН-ФРА — М., 2010. — 464 с.
21. Соколов Ю.А. Участие трудящихся в охране советского общественного порядка. — М., 1962. — 170 с.
22. Явич Л.С. Государство, право, общественный порядок в период строительства коммунизма: лекционный курс. — М., 1967. — 43 с.
23. Лисюткин А.Б. Принципы законности и их реализация в условиях формирования правового государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Саратов, 1992. — 26 с.
24. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учеб. / под ред. В.Г. Стрекозова. — 4-е изд., испр. — М.: Омега-Л, 2010. — 323 с.
25. Теория государства и права: учебник / под ред. В. К. Бабаева. — М.: Юристъ, 2006. — 637 с.
26. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря
1993 г., с изм. и доп. от 30 декабря 2008г. № 7- ФКЗ Ст. 10 // Российская газета. — 1993. — № 237.
27. Серегин А.В. Принципы охраны социалистического общественного порядка: лекцион -ный курс. — М., 1983. — 68 с.
28. Словарь русского языка. Т. 1. — М., 1985. — 797 с.
29. О безопасности: Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 (в ред. от 20.06.2008 № 103-ФЗ) // Российская газета. — 1992. — № 103.
30. Веремеенко И.И. Сущность и понятие общественного порядка // Советское государство и право. — 1982. — № 3. — С. 26—27.
31. Горбунова О.Н. К вопросу об определении понятия «общественный порядок» в советской науке административного права // Труды Иркутского госуниверситета. Т. XIX. Серия юридическая. Вып. 8, ч. 2. — Иркутск, 1967. — С. 118.
32. Готовцев А.В. Организационно-правовые вопросы взаимодействия милиции и внутренних войск в охране общественного порядка: дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2000. — 162 с.
33. Куделич А. В. Уголовно-правовая охрана общественного порядка в современной России: автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. — М., 2000. — 43 с.
34. Здир А.Я. По поводу напечатанного // Советское государство и право. — 1967. — № 2.
— С. 136—137.
35. Зарубин В.И. Понятие общественного порядка как объекта хулиганства // Журнал российского права. — 2001. — № 8. — С. 124 — 128.
36. Рыжаков А.П. Постатейный комментарий к Закону РФ «О милиции». — М.: Норма, 2004. — 446 с.
37. Денисенко В.В. Определение и содержание понятия «оперативная обстановка» // Административное право и процесс.. — 2006. — №
2. — С. 68—69.
38. Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. — М., 1998. — 213 с.
39. Яценко С. С. Уголовно-правовая охрана общественного порядка (сравнительно-правовой аспект). — Киев, 1986. — 124 с.
40. Гранин А.Ф. Теоретические вопросы социалистической законности в деятельности органов внутренних дел: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. — Киев, 1975. — 32 с.
41. Серегин А.В. Административная ответственность за нарушение общественного порядка: учебное пособие. — М., Высш. шк. МВД СССР, 1968. — 108 с.