ГЕНЕЗИС ФОРМИРОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ СУЩНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Б.Т. ХАМХОЕВ,
докторант кафедры управления ОВД Академии управления МВД России, кандидат юридических наук Научная специальность: 12.00.04 — административное право, финансовое право, информационное право
E-mail: h-hoev@mail.ru
Аннотация. Проанализировано мнение ряда российских ученых по родовому понятию безопасность, предложено авторское понятие общественной безопасности в соотношении с такими близкими категориями, как общественный порядок и правопорядок.
Ключевые слова: общественная безопасность, защищенность, общественный порядок, правопорядок, безопасность.
GENESIS OF FORMATION OF UNDERSTANDING OF ESSENCE OF PUBLIC SAFETY
B.T. KHAMKHOEV,
candidate of law sciences,, the doctoral candidate of the department of management of law-enforcement bodies ofAcademy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. The opinion of some the Russian scientists on patrimonial concept safety is analyzed, the author's concept of public safety in the ratio with such close categories, as a public order and the law and order, and also a public order is offered.
Keywords: public safety, security, a public order, the law and order, safety.
Проблемы обеспечения общественной безопасности в России не становятся менее актуальными в связи с некоторой стабилизацией социально-политической обстановки в стране, экономическим ростом и другими позитивными процессами, которые мы наблюдаем в последние годы. Необходимость поиска и использования новых и эффективных решений обеспечения общественной безопасности не становится менее актуальной.
Сегодня еще не разработан понятийный аппарат, а отсутствие единой терминологии создает условия для разнообразного понимания одинаковых терминов, ведет к смысловым подменам, синонимизации разных по значению понятий, что становится тормозом в развитии той или иной области научного знания. На практике неоднозначное толкование понятийной базы приводит к неясности целей и неточному формулированию задач, качественной неопределенности субъектов деятельности, образуемой на соответствую-
щем теоретическом фундаменте, множественности и дублированию функциональных связей между ними, конфликту их интересов.
Как самостоятельная научная категория понятие «безопасность» активно используется учеными с середины 1980-х гг., что связано с интенсивным изменением общественных отношений и возникновением новых угроз личности, общества и государства. Это понятие употребляется, как правило, применительно к особенным признакам безопасности объекта и отражает его специфику. Но не только это характерно для данного термина, в нем есть нечто общее, что позволяет активно его использовать для характеристики как самого объекта, так и части общественных отношений, сфер правового регулирования. Это нечто общее есть отсутствие опасности, угрозы, сохранности существующего положения.
В современной научной литературе однозначное понимание термина «безопасность», к сожалению,
не сформировано. С одной стороны, существует множество близких по содержанию формулировок, которые не совсем точно отражают суть явления; а с другой, — отдельные наиболее важные аспекты и характерные черты безопасности часто не находят в них отражения.
Р.Г. Халиуллин считает, что большинство существующих в науке определений безопасности несовершенно. Среди причин такого положения — фундаментальность самого явления безопасности, множественность содержательных связей и форм внешних проявлений и взаимодействий с иными близкими явлениями1.
Анализ содержания понятия безопасности провел С.З. Павленко, который не только обобщил дефиниции безопасности, но и рассмотрел отдельные ее виды. Среди пяти близких по содержанию терминов им анализируется безопасность как состояние защищенности объекта, через отсутствие опасности, как свойство социальной системы, как специфическая деятельность государственных органов. Пятая группа характеризует безопасность как некоторое определенное состояние2.
Г.С. Катанджян раскрывает безопасность через деятельность органов государственной власти, особенно его силовых органов: вооруженных сил, внутренних дел, разведки, контрразведки и т.д.3
Определение, предложенное А.В. Возжениковым, относится к национальной безопасности. Тем не менее, под безопасностью следует понимать такое состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности от внутренних и внешних опасностей и угроз, характеризующееся положением страны, при котором обеспечиваются ее целостность и внутренняя стабильность, суверенное и прогрессивное развитие, возможность выступать самостоятельным и полноправным субъектом международных отноше-ний4. Это определение близко по содержанию и к нормативному определению, приведенному в Феде-
ральном законе «О безопасности», и к понятию национальной безопасности, которое дано в Стратегии национальной безопасности РФ.
По мнению Е.А. Ходаковского, безопасность должна рассматриваться в связи с внутренними источниками развития, реализация которых обеспечивается в ходе взаимодействия со средой не оградительными мерами, а преобразованием негативных условий в фактор прогресса. Иначе говоря, безопасность не должна отождествляться ни с защищенностью от неблагоприятных воздействий, зачастую стимулирующих совершенствование, ни с созданием условий, максимально способствующих жизнедеятельности объекта, что неизбежно приводит к остановке в развитии, регрессу в комфортной среде5. Мнение исследователя противоречит не только позиции А.В. Возженикова, но и легальному определению безопасности.
Такой подход возможен, но тогда, когда речь идет о конкретной личности, а не о государстве и обществе, что незащищенность государства не приведет к прогрессу, реализованная угроза хотя бы в одной сфере приведет к неблагоприятным последствиям и во всех остальных, что характерно для целостных, взаимосвязанных систем6.
Вышеприведенные определения во многом сходны с содержанием понятия «национальная безопасность», но так как речь идет об уточнении объекта безопасности, это не может считаться недостатком. Объектом национальной безопасности являются государство, общество и личность, а объект родового понятия безопасности в них не определен.
Более того, термину безопасность присущи особенности, которые еще полнее его характеризуют. Действительно, безопасность есть защищенность объекта от разных угроз, которая может выражаться как в низкой вероятности возникновения потенциальных опасностей, так и в наличии таких его характеристик, которые обеспечивают минимизацию причиненного ему ущерба в случае осуществления угроз.
1 Халиуллин Р.Г. Безопасность: многообразие подходов и проблемы определения понятия // Юридическое образование и наука. 2007. № 4.
2 Павленко С.З. Безопасность российского государства как политическая проблема: автореф. ... д-ра полит. наук. М., 1998. С. 94—99.
3 Катаджанян Г.С. Этнополитические проблемы национальной безопасности. Цивилизационный анализ «консенсуса-конфликта»: автореф. ... д-ра полит. наук. М., 1992. С. 15.
4 Возжеников А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М. 2000. С. 48.
5 Ходаковский Е.А. Цивилизованный подход к разработке концепции национальной безопасности России // Безопасность. 1995. № 11. С. 54—58.
6 Шуберт Т.Э. Национальная безопасность России: конституционно-правовые аспекты. Сравнительно-правовое исследование. М., 2001. С. 6—9.
Защищенность — это определенное состояние объекта, которое достигается в результате целенаправленной деятельности системы обеспечения безопасности, а также может быть количественно измерено, что позволяет оценивать эффективность функционирования системы управления. Кроме того, обеспечение безопасности не означает стремления к максимальной и беспредельной степени защищенности. Как правило, достаточным является уровень защищенности, когда для объекта возможны благополучное существование, беспрепятственная реализация интересов и успешное, полноценное развитие и совершенствование.
Но безопасность не только состояние защищенности. Часто безопасность есть свойство собственно объекта, означающее, что это свойство ему присуще в силу положения и не представляет угрозы другим объектам, с которыми он взаимодействует.
Рассматривая безопасность как систему общественных отношений, можно сформулировать теоретико-методологическую основу для выявления некоторых однотипных отношений, которые выступают в виде разновидностей общего понятия безопасности, в осмыслении которого в равной степени важны все образующие его компоненты7. Такой подход позволяет выделить конкретные виды безопасности в зависимости от предмета охраны (предметно-охранительный критерий): транспортную — объектами охраны является транспортная инфраструктура и транспортные средства (см. Федеральный закон «О транспортной безопасности»); пожарную — объектами охраны от пожаров являются личность, имущество, общество и государство (см. Федеральный закон «О пожарной безопасности»); дорожного движения — объекты охраны жизнь, здоровье и имущество граждан, их права и законные интересы, а также интересы общества и государства (см. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 25 ноября 2009 г.) «О безопасности дорожного движения») и т.д.
Важнейшее и особое место среди видов безопасности занимает общественная безопасность. И здесь надо уяснить, что является объектом охраны общественной безопасности. Часто таким объектом называют жиз-
ненно важные интересы страны, когда опасность возникновения внутренних и внешних угроз реальна, но обеспечивается возможность функционирования и развития личности и общества. Но интересы всей страны, государства — это не интересы отдельного человека и даже не интересы самого общества.
По мнению В.С. Комиссарова, общественная безопасность в широком смысле есть безопасность общества от причинения вреда общественными посягательствами, предусмотренными УК (социальная безопасность); общественная безопасность в широком смысле — это родовой объект, на который направлены посягательства, предусмотренные разд. IX, а в узком — видовой объект посягательства, предусмотренного гл. 248.
Понятие «общественная безопасность» включает в себя не только управленческие, но и правовые аспекты, поскольку ее обеспечение требует установления и применения соответствующих нормативных правовых актов. Выделение отдельных видов безопасности происходит в зависимости от объекта безопасности. Это могут быть государство, общество, личность. Такое выделение позволяет перечислить составные части безопасности, как родового понятия, и можно говорить о конкретных видах безопасности — национальной, государственной, частной, общественной и т.д. Но если интересы государства и личности, государства и общества, государства и организаций могут и не совпадать, они различны и по своему объему, то обеспечение общественной безопасности невозможно без защиты всей полноты интересов личности и всего общества.
Общественная безопасность — это защищенность качественного состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессивное развитие человека и общества в конкретных исторических и природных условиях, от опасностей, источником возникновения которых являются внутренние и внешние противоречия, которые меняют свое содержание и направленность под воздействием разных факторов. Общественная безопасность — такое состояние общества и человека, когда обеспечены стабильность и устойчивость развития общества как целостного социального механизма, права и свободы человека, благоприятные
7 Синецкий В.П. О понятийном аппарате общей теории безопасности // Военная мысль. 1994. № 8.
8 Комиссаров В.С. Преступления, нарушающие общие правила безопасности (понятие, система, общая характеристика): автореф. ... д-ра юрид. наук. М., 1997. С. 19—24.
условия и возможности для удовлетворения и реализации его жизненных потребностей.
П.Г. Виноградов считал, что общественный порядок — это состояние, гарантирующее охрану общества, собственности и жизни граждан, порядок между людьми, при котором они не причиняют вреда друг другу, удовлетворяются их интересы в «законном определении»9. В этой формулировке находит отражение социальная природа общественного порядка, рассматриваемого в качестве условия жизнедеятельности общества и регулятора отношений между людьми.
В советское время задача охраны общественного порядка стала одной из важнейших функций государственного управления. Однако в теории советского государственного строительства эта категория понималась скорее в значении общественного устройства, при котором люди будут добровольно «соблюдать элементарные условия общественности»10, а в практике нормотворческой и правоприменительной деятельности заменялась понятиями «революционный порядок» или «государственный порядок», как наиболее точно выражавшими сущность и классовую политическую направленность системы общественных отношений, устанавливаемых в ходе социалистической революции11.
В Инструкции по организации советской рабоче-крестьянской милиции, утвержденной НКВД и НКЮ РСФСР 12 октября 1918 г., наряду с обязанностями по охране государственного и общественного строя, борьбе с преступностью закрепляются обязанности по поддержанию общественного порядка: фиксирование правонарушений и происшествий, принятие мер по их пресечению; обеспечение порядка в общественных местах; обеспечение порядка и безопасности во время стихийных бедствий; оказание помощи при несчастных случаях; надзор за санитарным состоянием и благоустройством; выдача удостоверений личности и некоторых других документов в случаях, предусмотренных распоряжениями правительства и органов власти на местах.
В то же время, история знает немало примеров, когда под маркой борьбы с нарушениями общественного порядка милиция выполняла разные обязанно-
сти по претворению в жизнь «руководящих» решений коммунистической партии и правительства, имевших сугубо «народнохозяйственное», политическое или идеологическое значение.
Практика использования милиции для выполнения не свойственных ей обязанностей сохранялась на протяжении всего советского периода. Такие факты продолжают иметь место и в настоящее время. Однако возложение на милицию задач, не отвечающих ее прямому назначению, не носит сегодня политического или идеологического характера, а вызвано прежде всего необходимостью удовлетворения имеющихся социальных потребностей и интересов, отсутствием иных учреждений, способных эффективно решать эти задачи.
Юридическая неопределенность категории «общественный порядок» постоянно побуждала отечественных ученых и практиков правоохранительной деятельности заниматься исследованием этого социального явления. Не угас интерес к этой проблеме и в настоящее время. Однако в отличие от недавнего прошлого, когда в анализе сущности общественного порядка доминировал двусмысленный подход, современные научные взгляды на содержание этого понятия изменились.
Традиционно в советском административном праве социалистический общественный порядок рассматривался в широком и узком смыслах. В широком понимании содержание общественного порядка включало в себя всю систему общественных отношений, складывавшихся вследствие соблюдения и реализации во всех сферах жизнедеятельности общества социальных норм правового и неправового характера. В таком значении общественный порядок рассматривался как объект охранительного воздействия всех социальных институтов государства.
В узком смысле в понятие общественный порядок включались не все общественные отношения, а лишь их часть: волевые общественные отношения, складывавшиеся между людьми на основе норм права и правил социалистического общежития, обеспечивавших поддержание общественного спокойствия, нормальных условий для функционирования государственных и общественных организаций, для труда и отдыха граждан,
9 Виноградов П.Г. Очерки по теории права. М., 1915. С. 9, 10.
10 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 83.
11 Желудкова Т.И. Деятельность советской милиции по охране общественного порядка. М., 1979. С. 9; Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993. С. 127.
уважения их чести, достоинства, общественной нрав-ственности12. В качестве мест, где складывались эти общественные отношения, или «мест дислокации» правил общественного порядка, стали рассматривать не только публичные места, доступные для неопределенного круга лиц (улицы, парки, зрелищные и торговые заведения, общественный транспорт и т.п.), но и производственные помещения, жилые дома, квартиры13.
Узкое понимание содержания общественного порядка на деле оказалось не таким уж и узким, поскольку охватывало круг общественных отношений, складывавшихся в трех основных сферах жизнедеятельности человека — труда, быта, отдыха. Это порождало неясность в определении границ охраняемых общественных отношений и проявлялось в неоправданном расширении сферы надзора и вмешательства правоохранительных органов государства и организаций, привлекаемых к решению задач охраны общественного порядка, в частную жизнь граждан, в стремлении закрепить за милицией (без учета ее реальных возможностей) новые обязанности.
Современное понимание роли правоохранительных органов, прежде всего милиции в современной России, провозгласившей себя демократическим правовым государством, заставляет по-новому взглянуть на содержание задач и функций, возложенных на милицию. В полной мере это относится и к деятельности по охране общественного порядка.
В последние годы учеными-административистами предпринимались попытки решения этой проблемы. В научных публикациях на эту тему можно увидеть предложения сузить сферу общественных отношений, составляющих общественный порядок и являющихся объектом охраны милиции, или вообще отказаться от понятия «охрана общественного порядка» при определении ее задач. Если говорить о сужении содержания общественного порядка, то следует признать обоснованным предложение об ограничении охраняемых в этой сфере общественных отношений кругом отношений, возникающих в публичных (общественных) ме-
стах, к числу которых относятся улицы, площади, транспортные магистрали, транспорт общественного пользования, парки, жилые микрорайоны и иные места, свободные для доступа неопределенного круга лиц14.
До недавнего времени считалось почти аксиоматичным, что содержание общественного порядка составляют общественные отношения, которые складываются на основе норм права и иных социальных норм, не имеющих правового характера: традиций, обычаев, морали, религиозных заповедей, элементарных правил человеческого общежития. Нормы права регулируют поведение людей в общественных местах в той их части, в которой оно требует законодательного закрепления и волевого воздействия институтов государства, иные социальные нормы — в той части, в которой они воспринимаются и осознаются людьми как сложившиеся, устоявшиеся и обязательные для всех нормы поведения.
Неправовые нормы могут стать источником норм юридических, однако вряд ли представляется возможным законодательно урегулировать все общественные отношения, возникающие между людьми в процессе их общения и жизнедеятельности. В то же время правоохранительные органы способны эффективно осуществлять охрану только тех социальных норм, которые имеют юридическое выражение. Правовое регулирование общественного порядка должно идти по пути создания норм права, содержание которых детерминировало бы существующие социальные нормы неправового характера. Таким образом, объектом охраны действительно станет «правопорядок в общественных местах», что позволит правоохранительным органам действовать строго в рамках права, сохраняя при этом определенную свободу усмотрения и выбора адекватных средств реагирования в случае нарушения установленных норм поведения.
Ю.П. Соловей предлагает отказаться от термина «общественный порядок», заменив его понятиями «личная безопасность» и «общественная безопас-ность»15. Это заманчивое предложение имеет немало
12 БезденежныхВ.М. Социалистический общественный порядок: сущность, структура и социальное назначение. М., 1983. С. 17; Донь-шин И.И. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. М., 1973. С. 68; Еропкин М.И., Попов Л.Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. Л., 1973. С. 7; СерегинА.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. М., 1975. С. 19, 20.
13 Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1965. С. 11; Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: учебник. М., 1996. С. 416, 417.
14 Алехин А.П., КармолицкийА.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 1996. С. 559; Административное право России. Особенная часть: учебник / под ред. Д.Н. Бахраха. М., 1997. С. 54.
15 Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993. С. 127.
аналогов в зарубежных правовых системах, где категория «общественный порядок» либо вообще не применяется, либо трактуется крайне неопределенно как «совокупность всяких неписанных правил поведения индивидуума в обществе»16, отсутствие беспорядка, спокойствие и должное поведение в публичных местах17. В пользу этого предложения говорит и тот факт, что в российском законодательстве, несмотря на довольно частое употребление, определение термина «общественный порядок» отсутствует.
По мнению А.М. Кононова, даже самый общий анализ замещения одного понятия другим18 обнаруживает отсутствие какого-либо единства во взглядах на содержание понятий «личная и общественная безопасность», в связи с чем их научная судьба представляется не менее сложной, чем судьба понятия «общественный порядок». Чтобы не заниматься словесной эквилибристикой и учитывая, что категория «общественный порядок» содержится в Конституции РФ, ряде законов и подзаконных актов России и субъектов Федерации, широко используется в отечественной правоохранительной и правоприменительной деятельности, имеет смысл вспомнить о предложении законодательно закрепить этот термин19. Несомненно, при реализации этого предложения должны быть учтены как современное видение содержания общественного порядка, так и реальные потребности юридической практики.
Отталкиваясь от понимания общественного порядка как определенного качества (свойства) системы общественных отношений20, можно дать определение общественного порядка, отражающее социальную природу этой категории, раскрывающее содержание общественных отношений, подлежащих охране в случае угрозы посягательства на них, и места их возникновения. Учитывая высокую степень взаимосвязанности, взаимопроникновения и взаимообусловленности общественных отношений, составляющих содержание общественного порядка,
личной и общественной безопасности, можно согласиться с мнением, что определение общественного порядка должно быть интегрировано с понятиями личной и общественной безопасности21.
Понимаемые как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества, личная и общественная безопасность являются важнейшей целью деятельности по охране общественного порядка, поскольку любое посягательство на здоровье, жизнь, права и свободы, честь и достоинство, личную и имущественную неприкосновенность конкретного человека (что и есть угроза личной безопасности) или угроза безопасности обществу нарушают упорядоченные связи и отношения между людьми, ритм их жизнедеятельности, обстановку общественного спокойствия, т.е. того, что составляет общественный порядок.
Под общественным порядком следует понимать качество (свойство) социальной системы, совокупность упорядоченных связей и публичных отношений, в которой обеспечивают обстановку не только общественного спокойствия, но и личной и общественной безопасности. Обстановка общественного спокойствия — это состояние урегулированной, бесконфликтной и правомерной жизнедеятельности всех участников публичных отношений, т.е. отношения между людьми, которые складываются на основе норм права и иных социальных норм в местах постоянного или временного их пребывания и имеющих свободный доступ для неопределенного круга лиц (в публичных местах).
Общественный порядок — это режим общественной жизни, основанный на традициях, обычаях и целенаправленно выработанных нормах, положительный характер которого зависит от уровня реализации требования защищенности прав, интересов человека, общественных организаций, интересов общества.
Е.А.Черепанов считает установление и поддержание общественного порядка целью обеспечения обществен-
16 Peters F. Lehrbuch der Verwaltungsrecht. Frankfurt am Main, 1961. Р. 377.
17 Осипов Ю.И. Проблемы профессионализма в деятельности полиции США: теория и практика // Профессиональные и общественные начала в деятельности органов внутренних дел: история и современность: тр. Академии МВД СССР. М., 1990. С. 141.
18 Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая: учебник / под ред. А.П. Коренева. М., 1996. С. 32, 33; Колонта-евский Ф.Е. Организация и совершенствование деятельности милиции общественной безопасности: учеб. пособие. М., 1995. С. 11, 12; Соловей Ю.П. Указ. соч. С. 130.
19 Безденежных В.М. Правовые формы административной деятельности советской милиции: автореф. ... канд. юрид. наук. М., 1968. С. 45.
20 Лазарев В.В., Попов Л.Л., РогозинЛ.М. Правовые основы обеспечения общественного порядка: учеб. пособие. М., 1987. С. 9.
21 Колонтаевский Ф.Е. Указ. соч. С. 10.
ной безопасности, а результатом такой деятельности — создание благоприятных условий для нормальной жизнедеятельности людей в разных сферах22. Позиция исследователя скорее описывает идеальный вариант устройства общественных отношений, при котором созданы максимальные условия для безопасного существования, и остается лишь приложить усилия по их сохранению. Реалии современной жизни таковы, что охрана общественного порядка не всегда гарантирует безопасность личности и общества, защищенность их прав, свобод и интересов.
Охрана общественного порядка есть не только правовая, но и общественно-политическая категория, выраженная в виде совокупности правовых норм, мер и средств государства и общества, направленных на поддержание и обеспечение режима законности в общественных местах, защиту прав и свобод личности, имущества, чести и достоинства, интересов государства и общества с целью сохранения порядка, общественного спокойствия, нормального функционирования организаций, транспорта, средств коммуникаций и устранения причин и субъектов, их дестабилизирующих.
Приоритетным значением в обеспечении общественной безопасности обладает поиск путей совершенствования общественных отношений, разработка мер и средств, направленных на повышение благополучия населения, защищенность от угроз, лежащих корнями в техно-, био-, социосфере и т.д. Охрана общественного порядка по отношению к этим мероприятиям играет вспомогательную, но немаловажную роль, суть которой заключается в защите и поддержании образовавшегося или вновь складывающегося режима общественной жизни.
Под охраной общественного порядка следует понимать общественно-политическую и правовую категорию, выраженную в виде совокупности правовых норм, реализуемых государством и обществом мер и средств, направленных на поддержание и обеспечение режима законности в общественных местах, защиту прав и свобод личности, имущества, чести и достоинства, а также интересов общества с целью сохранения общественного спокойствия, нормального функционирования организаций, транспорта, коммуникаций и устранения факторов, их дестабилизирующих.
22 Черепанов Е.А. Общественная безопасность: теоретико-правовые и организационные проблемы ее обеспечения // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности. М.: ГУООП МВД России, ВНИИ МВД России, 2002. С. 45—47.
Г
История
политических и правовых учений
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
Учебное пособие / Под ред. Н.В. Михайловой, А.А. Опалевой, А.Ю. Олимпиева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 367 с.
Изложены основные политические и правовые теории Древнего мира, Средних веков, Возрождения, Нового и Новейшего времени, дан анализ представлений о власти, политике, праве в восточной, европейской, американской политико-правовой мысли. Большое внимание уделено истории политических и правовых учений в России, в том числе концепции государства и права в теории и практике ленинизма, политико-правовой мысли русского зарубежья.
Для студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов, а также для всех тех, кто интересуется историей политических и правовых учений.
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Генеральный директор В.Н. Закаидзе Адрес редакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. ЮнТТти Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 UNITY E-mail: unity@unity-dana.ru, www.unity-dana.ru