- преемственность (на основе результатов, достигнутых одним из партнеров, их консолидация и развитие в деятельности другого);
- адекватное представление и взаимный учет тех возможностей, которые способствуют эффективному сотрудничеству;
- взаимная подготовка специалистов, представляющих различные органы и учреждения, участвующих в организации формирования художественного образования;
- содействие в создании условий для организации подобной деятельности [5].
Установление таких отношений позволяет в полной мере использовать специфические возможности каждого субъекта взаимодействия для достижения успеха. Кроме того, реализуя программы и проекты подобного направления, образовательное учреждение выступает в качестве «заказчика» по созданию образовательных учреждений, города (района) общественных объединений в качестве партнеров по расширению позитивной среды.
2. С учётом имеющегося опыта организации деятельности по формированию художественного поведения. Преемственность в формирующемся опыте позволяет минимизировать наличие «слабых мест» в деятельности, учесть успехи и неудачи, выделить положительную практику организации деятельности.
Привлечение молодых квалифицированных кадров к работе со студентами будет способствовать внедрению инноваций в процесс организации и реализации мероприятий по организации художественного образования, обеспечит пополнение коллектива энергичными, творческими, оригинальными, активными специалистами, неравнодушными к проблемам студентов.
Внедрение в практику эффективного современного международного опыта способствует выходу на новый уровень деятельности, предполагает реализацию творческого потенциала организаторов в обобщении накопленного опыта.
Успешность разработанной модели можно охарактеризовать следующими параметрами:
- широта взаимодействия - активное участие всех заинтересованных сторон в деятельности;
- полнота и развитие содержательных отношений между субъектами взаимодействия;
- функциональная целесообразность деятельности участников взаимодействия;
Библиографический список
- наличие единого гуманистического и конструктивного подхода в построении деятельности.
Главное в изменении смысла деятельности заключается в том, что она приобретает социально-практический характер в связи с необходимостью осознанного, ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам их социально-психологической, нравственной, культурно-нравственной самоорганизации и участия в социальном управлении.
Успех организации во многом зависит от способности выбирать приоритеты в меняющихся условиях. Общественное объединение может развивать свою адаптивность не столько за счет увеличения материальных ресурсов, сколько за счет достижения общественного признания.
Таким образом, для отражения сущности организации формирования художественного образования со стороны воспитательного отдела, преподавательского состава и студентов, его основных функций и направлений выбран метод моделирования. Предлагаемая структурная модель деятельности средствами вокального искусства в колледже культуры (в составе целевого, субъективного, мотивационного, организационно-методического, процессуального (деятельност-ного), содержательного, оценочного компонентов) представляет этот процесс как естественную часть образовательного процесса в колледже, направленного на формирование художественного поведения студентов. Необходимо проверить предположение о том, что художественная деятельность, организованная и осуществляемая воспитательным отделом, преподавательским составом и студенческим коллективом в колледже культуры в соответствии с данной моделью, позволит достичь большей эффективности процесса формирования художественного поведения у студентов.
Теоретическое исследование позволило определить, что художественное образование взаимосвязано с эстетическим образованием и направлено на формирование потребности в общении с искусством, способности воспринимать искусство во всем его жанрово-видовом разнообразии и социально-исторической определенности, умения адекватно оценивать эстетические достоинства произведений искусства. Формирование художественного поведения студентов рассматривается как процесс, направленный на раскрытие потенциала, развитие личности молодого человека в специально организованных социально-педагогических условиях, проявление активности личности в формировании художественного поведения [5].
1. Собкин В.С., Маркина О.С. Структурные компоненты я-концепции подростка. Вопросы психологии. 2008; 5: 44 - 53.
2. Варкки Н. Ребёнок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников. Дошкольное воспитание. 2003; 6: 57 - 67.
3. Черникова Т. А. Совместная превентивная антинаркотическая деятельность социально-педагогической службы и студенческих общественных объединений вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Омск, 2014.
4. Губарева Т.А. Модель воспитания культуры толерантного общения студентов вуза. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. Сборник статей по материалам XXXII международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2013; 9 (32).
5. Чернявская Н.Э., Коренева Е.Н., Киреев М.Н. Нравственное воспитание личности в контексте динамики развития педагогической науки. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. Сборник статей по материалам XXXI международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2013; 31.
References
1. Sobkin V.S., Markina O.S. Strukturnye komponenty ya-koncepcii podrostka. Voprosy psihologii. 2008; 5: 44 - 53.
2. Varkki N. Rebenok v mire tvorchestva: Tvorcheskoe i 'esteticheskoe vospitanie doshkol'nikov. Doshkol'noe vospitanie. 2003; 6: 57 - 67.
3. Chernikova T.A. Sovmestnaya preventivnaya antinarkoticheskaya deyatel'nost' social'no-pedagogicheskoj sluzhby i studencheskih obschestvennyh ob'edinenij vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2014.
4. Gubareva T.A. Model' vospitaniya kul'tury tolerantnogo obscheniya studentov vuza. Lichnost', sem'ya i obschestvo: voprosy pedagogiki i psihologii. Sbornik statej po materialam XXXII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: SibAK, 2013; 9 (32).
5. Chernyavskaya N.'E., Koreneva E.N., Kireev M.N. Nravstvennoe vospitanie lichnosti v kontekste dinamiki razvitiya pedagogicheskoj nauki. Lichnost', sem'ya i obschestvo: voprosy pedagogiki ipsihologii. Sbornik statej po materialam XXXI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: SibAK, 2013; 31.
Статья поступила в редакцию 15.04.19
УДК 378
Berezhnova L.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, honored worker of the higher school of the Russian Federation, Head of Department of Theory and Methodology of Continuing Professional Education of the Faculty (training of highly qualified personnel and additional professional education), St. Petersburg Military Institute of the National Guard of the Russian Federation (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Novozhilov V.Yu, Doctor of Sciences (Pedagogy), Doctor of Sciences (History), honored worker of culture of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE NEED FOR TRAINING OF CADETS OF MILITARY INSTITUTES OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION TO SOLVE PROBLEMS OF PUBLIC SECURITY. The article deals with an impact of information infrastructure on the information security of society, which is an important component of state and public security, a factor that significantly affects the level of public order in society. It is noted that public safety and protection of public order is one of the important areas of training of future military specialists - cadets of military institutions of the national guard of the Russian Federation. The work presents an analysis of current theoretical views on the concept of public order and the role of its study in the implementation of educational activities. Key words: informatization, safety, public safety, public order, education, cadets, self-preservation, interaction.
Л.Н. Бережном, д-р пед. наук, проф., заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, зав. каф. теории и методики непрерывного профессионального образования факультета (подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования), ФГКВОУ «Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
В.Ю. Новожилов, д-р пед. наук, д-р ист. наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]
НЕОБХОДИМОСТЬ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В представленной публикации рассматривается влияние информационной инфраструктуры на информационную безопасность общества, являющеюся важным компонентом государственной, общественной безопасности, фактором, существенно влияющим на уровень общественного порядка в социуме. Отмечено, что, обеспечение общественной безопасности и охрана общественного порядка одно из ключевых направлений подготовки будущих военных специалистов - курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществлён анализ актуальных теоретических взглядов на понятие общественный порядок и на роль его изучения при осуществлении образовательной деятельности.
Ключевые слова: информатизация, безопасность, общественная безопасность, общественный порядок, образование, курсанты, самосохранение, взаимодействие.
Мировое сообщество вступает в период создания нового типа своего существования - в эру информационной цивилизации. Информация становится универсальным инструментом прогресса человечества, глобальным и наиболее дефицитным ресурсом развития общества, одной из основных общечеловеческих и национально-государственных ценностей. Развитие информатизации, технические и технологические новшества открывают широкие перспективы для развития личности, общества и государства. Интенсивное развитие средств вычислительной техники, постепенное внедрение её во все сферы человеческой жизни, способствовало автоматизации умственного труда и привело к созданию большого числа разного рода автоматизированных информационных и управляющих систем, а также к возникновению принципиально новых информационных технологий.
Индустрия информатизации, телекоммуникации и связи, информационных услуг является одной из наиболее динамично развивающихся сфер мировой экономики. Наукоёмкость информационных технологий как промышленной продукции определяет их конкурентоспособность на мировом рынке. Информационная инфраструктура, информационные ресурсы во все большей степени становятся ареной межгосударственной борьбы за лидерство.
Информатизация практически всех сторон общественной жизни, деятельности органов государственной власти и управления существенно усилили зависимость эффективности функционирования общества и государства от состояния информационной сферы. Индивидуальное, групповое и массовое правовое сознание людей все в большей степени зависят от деятельности средств массовой информации и массовой коммуникации. Эти аспекты существенно влияют на уровень общественной безопасности общества. Поэтому приобретение знаний о безопасном взаимодействии в современном мире должно носить опережающий характер, быть непрерывным и охватывать все сферы жизнедеятельности человека.
Исторически сложилось, что в России проблемы информационной безопасности изучались и решались для защиты государственной тайны и не рассматривались как возможные угрозы, влияющие на повседневную жизнь личности, на экономическое и культурное развитие страны. Недостаточное внимание, уделяемое вопросам информационной безопасности личности, общества и государства может привести к достаточно серьёзным, а иногда и к катастрофическим последствиям. В содержательном плане информационная безопасность является составной частью общественной безопасности. Информационная безопасность является важным компонентом государственной, общественной безопасности и фактором, существенно влияющим на уровень общественного порядка в социуме.
В Федеральном законе «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» указывается, что войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Одной из важнейших задач войск национальной гвардии Российской Федерации является «участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности» [1]. Под общественным порядком в широком смысле понимается весь строй, вся система общественных отношений, существующих в обществе. По мнению К.С. Бельского, «общественный порядок как политико-правовая категория означает социальную благоустроенность и организованность всего общества, охватывает все сферы общественных отношений, регулируемых юридическими и неюридическими нормами. Основу общественного порядка в широком смысле составляет правопорядок в обществе» [2, с. 85]. Таким образом, в широком смысле данная категория отражает общесоциальный аспект упорядоченности общественных отношений, устойчивость и стабильность социально-экономических институтов, их направленность на гармонизацию социальных связей и оптимизацию общественного развития, на основе используемых в обществе социальных регуляторов. До настоящего времени в научной литературе доминировали две основные концепции общественного порядка, предложенные М.И. Еропкиным [3, с. 67] и А.В. Серегиным [4, с. 19]. М.И. Еропкин трактует общественный порядок как обусловленную интересами советского народа и задачами коммунистического строительства и регулируемого нормами права, правилами социалистического общежития и обычаями систему общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных ме-
стах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести, укрепление народного достояния, общественное спокойствие, создание нормальных условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций. Близкое по смыслу определение было дано Н.Ф. Кузнецовой [5, с. 3], по мнению которой общественный порядок - это закрепленный нормами права и морали определенный порядок отношений в общественных местах, это определенная совокупность видов и форм поведения граждан в обществе, сформулированных в нормативных актах, регулирующих поведение людей в общественных местах. А.В. Серегин, в свою очередь, определяет общественный порядок как урегулированную нормами правами и иными социальными нормами систему общественных отношений, установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности. Разрабатывая механизм административно-правового регулирования деятельности государственных органов, осуществляющих правоприменительную деятельность по совершенствованию охраны общественного порядка, И.И. Веремеенко указал, что авторам названных концепций не удалось четко определить круг отношений, возникающих в этой сфере [6, с. 22]. При этом в качестве важнейшего критерия для выделения отношений в сфере общественного порядка А.В. Серегин использует «содержание конкретных общественных отношений независимо от места их образования» и все общественные отношения в сфере общественного порядка объединяет в три группы. Первую группу образуют общественные отношения, «обеспечивающие состояние общественного спокойствия, согласованности и ритмичности наиболее значимых процессов и явлений жизни и деятельности больших коллективов или групп людей или даже в целом населения городов, районов и других населенных пунктов. Вторую группу образуют те общественные отношения, которые способствуют поддержанию личного спокойствия граждан и сложившегося благоприятного распорядка их жизни. Третья группа отношений, образующих сферу общественного порядка, включает те из них, которые обеспечивают соблюдение требований общественной нравственности об уважении чести и человеческого достоинства». Определив в качестве классифицирующих признаков характер и содержание общественных отношений, А.В. Серегину все же не удалось получить полное представление об общественных отношениях в сфере общественного порядка и четко определить их круг При различных подходах к уяснению понятия «общественный порядок» авторы указанных концепций пришли к одному и тому же выводу: регулирование отношений, возникающих в сфере общественного порядка, направлено на обеспечение общественного спокойствия, охраны жизни, здоровья граждан, уважения их чести и достоинства. М.Я. Саввин и А.И. Силаев [7, с. 60], исследуя понятие «общественный порядок», провели анализ соотношения и взаимодействия существа и формы реализации общественных отношений на основе диалектических положений о содержании (сущности) и форме: содержание (сущность) оформлено, имеет форму, форма содержательна (существенна). Они подробно проанализировали общение как основную форму общественных отношений и вопрос о структуре общественных отношений, реализующихся в общественных местах, который не был к тому времени достаточно детально изучен. Как правило, все исследователи, изучающие этот вопрос, ограничивались указанием на то, что в общественных местах «складывается» (реализуется) некая совокупность общественных отношений, не проводя дальнейшего анализа этой совокупности. Углубленно и детально исследовав структуру общественных отношений в общественных местах, М.Я. Саввин и А.И. Силаев рекомендуют всю сферу социальной жизни, связанную с удовлетворением жизненных потребностей людей, делить на пять крупных блоков: бытовую сферу, культурную сферу, рекреационную сферу, сферу социальной жизни и производственную сферу, или сферу трудовой деятельности. И.И. Веремеенко считает, что специфика нарушений общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах, является для законодателя первым признаком для выделения этих отношений в обособленную группу, которая вправе называться общественным порядком, но этого признака для выделения исследуемых общественных отношений явно недостаточно, поэтому нужны другие критерии. Анализ круга отношений по месту возникновения показывает, что суть их одна и та же - безопасность: либо общественная, либо личная. Это не только безопасность здоровья отдельного члена общества или коллектива, это - безо-
пасность их чести, достоинства, нравственности, их имущества. Общественные отношения по своим родовым признакам могут быть объединены в отдельные группы, как, например, отношения, образующие сферу общественного порядка, общественной безопасности и другие. Отметим, что законодатель выделяет понятие общественного порядка в узком смысле не случайно, поскольку порядок в общественных местах служит важнейшим условием нормальной деятельности государственной власти, предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, безопасности и покоя граждан. Являясь неотъемлемым элементом функционирования социума, общественный порядок представляет собой сложное социальное явление, устойчивую систему общественных отношений, складывающихся под воздействием широкого круга социальных норм, обеспечивающих упорядоченность, согласованность и предсказуемость поведения членов сообщества, образует основу эффективного функционирования социальных институтов, успешного развития общества в целом. Как отмечает М.И. Еропкин [8, с. 215], общественный порядок - результат закрепления реальных общественных отношений (как идеологических, так и экономических) нормами права и иными социальными нормами. Этим результатом и является определенная система общественных отношений, закрепленная различными социальными нормами, в первую очередь нормами права; общественный порядок - это система общественных отношений, закрепленная различными социальными нормами, определяющими права и обязанности их участников; общественный порядок -это не только просто общественные отношения, закрепленные в нормативном порядке. Несмотря на различные подходы к определению понятия общественного порядка, можно выделить следующие общие позиции учёных относительно сущности и содержания общественного порядка:
1. Обусловлен сложившейся в обществе системой общественных отношений.
2. Включает все сложившиеся в обществе под воздействием социальных норм отношения.
3. Является объектом воздействия всей политической системы.
4. Должен обеспечить укрепление и развитие государственного и общественного строя, неприкосновенность личности, защиту жизни и здоровья граждан, неприкосновенность собственности.
Таким образом, представляется возможным определить общественный порядок как важный элемент правовой основы жизнедеятельности граждан, включающий систему общественных отношений, которая возникает и развивается в процессе общения её участников преимущественно в общественных местах, и регулируется правовыми и иными социальными нормами, соблюдение которых обеспечивает личную и общественную безопасность людей, обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни.
Исследование и обсуждение проблем информационной безопасности, общественного порядка, общественной безопасности, проблем безопасности жизнедеятельности в военном вузе актуально на протяжении всего периода профессиональной подготовки курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации [9; 10; 11; 12; 13; 14; 15]. Перспективно, чтобы проблемы собственной безопасности жизнедеятельности раскрывали сами кур-
Библиографический список
санты с позиции своих ценностей, собственного опыта, накопленных знаний и т. д. В частности, важно обсуждать вопросы:
- безопасного взаимодействия с информацией, природой, социумом и разными культурами, так как это способствует развитию их профессиональной и социальной зрелости;
- устойчивой безопасности реализации профессиональных функций военнослужащего войск национальной гвардии.
Знания, которые являются значимыми для курсанта, вписываются в его ежедневную деятельность сегодня и в будущем, соответствуют логике развития универсальных умений и компетенций обеспечения в сфере безопасности и самосохранения. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека (А. Маслоу). Без ощущения безопасности невозможно достичь гармонии развития профессиональных качеств военнослужащих. Длительное присутствие факторов опасности нарушают гомеостаз живого организма: на физиологическом уровне происходят необратимые изменения. Человек вынужден выбирать безопасность в пользу самосохранения и преодоления конфликта между силами самосохранения и потенциальными силами разрушения. Самосохранение человека предполагает сохранение психического здоровья, субъектной целостности, обеспечивающей ориентацию на преодоление проблем жизнедеятельности, особенно в стремительно изменяющихся современных условиях [16]. Проблемы самосохранения соотносятся с проблемами безопасности человека. Безопасность понимается не только как защищённость человека и общества в целом от военной и криминогенной угрозы, техногенных катастроф, стихийных бедствий природного происхождения. Безопасность связана с чувствами, понятиями и представлениями человека об угрозах и опасностях, которые могут происходить из разных источников, в том числе из духовной сферы [197]. Нами также поддерживается точка зрения о том, что «система образования в области безопасности жизнедеятельности должна носить опережающий характер, быть непрерывной и охватывать все этапы образовательного процесса» [18, с. 36]. Поэтому вопросы безопасности как государственной безопасности (национальная, общественная, военная), так личной и общественной безопасности становятся объектами обсуждения с курсантами вузов войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с подготовкой их к решению профессиональных задач обеспечения общественной безопасности страны.
Постоянно меняющиеся социально-экономические условия, появление новых внешних и внутренних угроз и вызовов безопасности нашей страны, постоянно влияют на изменение места и роли войск национальной гвардии в системе обеспечения национальной безопасности России. Поэтому устойчивое функционирование информационной инфраструктуры, обеспечение общественной безопасности интересов граждан в этой сфере становится важным фактором национальной безопасности. Именно с этих позиций необходимо развивать образовательную деятельность и информационную инфраструктуру в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации при этом необходимо рассматривать это важным условием подготовки будущих офицеров к профессиональной деятельности и их безопасному взаимодействию с социумом.
1. Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. От 11.10.2018) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». Российская газета. 06.07.2016; № 146, ст. 1, 2.
2. Бельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995.
3. Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. Москва, 1965.
4. Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. Москва, 1975.
5. Кузнецова Н.Ф. Уголовная ответственность за нарушение общественного порядка. Москва, 1963.
6. Веремеенко И.И. Сущность и понятие общественного порядка. Советское государство и право. 1982; 3: 22.
7. Савин М.Я. Эффективность административно-правовой деятельности органов внутренних дел в сфере охраны общественного порядка и её оценка: пособие. Москва, 1990.
8. Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. Москва, 1965.
9. Бережнова Л.Н., Викулин П.В., Туркин Е.В., Тарасов Д.Ю. Междисциплинарные исследования в образовании: монография. Новосибирск: НВИ имени генерала армии И.К. Яковлева ВНГ РФ, 2016.
10. Бережнова Л.Н., Сидорина Т.В., Зотов А.А., Тарасов Д.Ю. Педагогические условия эффективного применения проектной деятелности в воспитательно-образовательной среде военного вуза. Профессиональное образование в современном мире. Научный журнал. Новосибирск: Издательство Сибирского отделения РАН. 2018; Т. 8; № 3: 2048 - 2053.
11. Бережнова Л.Н., Тарасов Д.Ю. Принципы разработки организационно-педагогических условий включения студентов вузов России в проектную деятельность. Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. Т. 15, № 6. Под редакцией Н.В. Шумкиной. Бишкек: КРСУ, 2015: 152 - 155.
12. Бережнова Л.Н., Тарасов Д.Ю. Теоретические аспекты полифункционального педагогического сопровождения курсантов военного института. European Social Science Journal. 2018; 2-2: 100 - 109.
13. Бережнова Л.Н., Тарасов Д.Ю. Теоретические позиции полифункционального педагогического сопровождения курсантов военного образовательного учреждения высшего образования. Современные исследования социальных проблем. Электронный научный журнал. 2018; Т. 9; № 3: 153 - 170.
14. Бережнова Л.Н., Тарасов Д.Ю., Зотов А.А. Педагогические проекты в военном вузе как способ формирования профессионального мировоззрения будущих офицеров: монография. Новосибирск: НВИ ВВ имени генерала-армии И.К. Яковлева МВД России, 2015.
15. Бережнова Л.Н., Сидорина Т.В., Зотов А.А., Тарасов Д.Ю. Интеграция и междисциплинарное проектирование в повышении конкурентно устойчивости военных институтов. Профессиональное образование в современном мире. Научный журнал. Новосибирск: Издательство Сибирского отделения РАН. 2017; Т. 7 № 1: 873 - 879.
16. Бережнова Т.С. Проблема самосохранения человека. Самосохранение в личностно-профессиональном развитии: методическое пособие по сопровождению студентов в вузе. Под общей редакцией Л.Н. Бережновой. Санкт-Петербург, Астерион, 2003; 13 - 14.
17. Власов Е.А., Постнов А.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей и форм обучения. Санкт-Петербург: ИПК СПбГИЭУ, 2003.
18. Белов С.В., Девисилов В.А. Концепция образования в области безопасности жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности. 2001; 3: 36.