О 03
н
и и
У S
^
а н
о и
и о
X
^
о
а
<
Й
и
96
К.И. УСЕНОВ,
*
адъюнкт кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел (Академия управления МВД России)
Взаимодействие органов внутренних дел с общественными объединениями
(по материалам Кыргызской Республики)
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений правоохранительной направленности и проблемы выработки эффективного механизма совместного осуществления ими охраны общественного порядка и безопасности.
Милиция, общественные объединения, добровольные народные дружины, взаимодействие, охрана общественного порядка, общественная безопасность.
События, произошедшие в последние годы в Кыргызской Республике в общественно-политической и социально-экономической сфере, обусловили необходимость масштабных и коренных преобразований в структуре целого ряда служб и подразделений системы МВД. Отметим, что приведение деятельности данной правоохранительной структуры в соответствие с происходящими политическими и социально-экономическими реформами не должно затягиваться, так как доверие населения к органам внутренних дел Кыргызской Республики оставляет желать лучшего. Поэтому главной целью всех перемен должен стать возврат доверия граждан к органам внутренних дел, восстановление их авторитета в глазах населения.
Проблема охраны общественного порядка имеет важное концептуальное значение для любого государства, поскольку правопорядок — это базис для создания социально ориентированного правового государства. Эта проблема всегда была актуальной, и ей постоянно уделялось пристальное внимание со стороны практиков и ученых.
В юридической литературе понятия «общественный порядок» и «общественная безопасность» рассматриваются в широком и узком значении. Так, в своей работе М.И. Еропкин и Л.Л. Попов писали, что «общественный порядок в государстве — это определенная система общественных отношений, регулирующих поведение людей в общественных местах, это ре-
Ранее - оперуполномоченный ОУР ГОМ-10 УВД Свердловского района г. Бишкек Кыргызской Республики.
зультат закрепления социальными нормами фактических отношений, которые развиваются в процессе общения людей» [4, с. 7].
Рассматривая данную тему, Ф.Е. Колонта-евский под общественным порядком в широком смысле слова понимал «...весь строй, всю систему общественных отношений, существующих в данном обществе» [11, с. 12], складывающихся вследствие соблюдения и реализации действующих во всех сферах жизни социальных норм (норм права, иных социальных норм неюридического характера), принципов, идей, заключающих общественно необходимое и наиболее важное для данного экономического и политического строя поведение людей, государственных организаций и общественных объединений. «В таком значении общественный порядок является объектом охранительного воздействия всех социальных институтов государства»[10,с.7].
Если отношения, составляющие сферу общественного порядка, в широком смысле слова обеспечиваются и охраняются всей системой органов государства, то отношения, составляющие сферу общественного порядка, в узком понимании требуют создания специальных органов, наделенных специальными полномочиями по поддержанию общественного порядка с использованием не только общих средств регулирования (информационных, организационных и др.), но и специальных (преимущественно административно-правовых, уголовно-правовых, оперативно-разыскных, гражданско-правовых), определяемых «сущностью общественных отношений, непосредственно охраняемых в том или ином случае» [4].
Одной из основных трудностей продолжает оставаться проблема поддержания общественного порядка на уровне, соответствующем нормам развития современного общества, что замедляет темпы экономического роста и оказывает негативное влияние на инвестиционную привлекательность страны и развитие внутреннего бизнеса.
К основным факторам, дестабилизирующим общественный порядок, следует отнести: несогласованность интересов общества, госу-
дарства и отдельной личности; активизацию забастовочного движения, которое зачастую перерастает в акты гражданского неповиновения, сопровождаясь столкновениями с силами правопорядка, человеческими жертвами; рост уличной преступности; неспособность правоохранительных органов раскрывать и расследовать сложные, резонансные дела; отсутствие механизма реализации идей, заложенных в программах и документах государства в части защиты прав, свобод личности и охраны общественного порядка (порой даже отсутствие правовых актов).
Массовые беспорядки и погромы, произошедшие в Кыргызской Республике в ночь с 24 на 25 марта 2005 г., а также последовавший за этим захват Верховного суда страны, здания администрации Президента и Правительства Кыргызской Республики выявили в работе правоохранительных органов республики серьезные недостатки [5, с. 11].
Политические катаклизмы показали, что активное участие гражданского общества в осуществлении охраны правопорядка и поддержании общественного спокойствия является необходимым условием построения крепкого, демократического, социально-правового государства. Анализ отечественного опыта по обеспечению правопорядка позволяет выделить главное в этом вопросе — взаимодействие населения с органами внутренних дел должно осуществляться на добровольных началах, с предоставлением со стороны государства правовых, социальных и экономических гарантий. Одной из наиболее важных задач на современном этапе является выработка эффективных организационных форм взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений правоохранительной направленности при осуществлении охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.
В настоящее время одним из принципов деятельности милиции является принцип взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.
Рассмотрим подробнее взаимодействие милиции и общественных объединений правоохранительной направленности. Проанализируем само понятие «взаимодействие». Так, например, В.К. Звирбуль считает, что «под взаимодействием понимается всякая согласованная деятельность государственных органов и общественных организаций по выполнению общих задач» [6].
Р.Н. Зинуров под взаимодействием понимает «...совместную деятельность правоохранительных, иных государственных органов, не-
государственных организаций без постоянно действующего организационного центра и нормативно регламентированных полномочий и статуса участников по обеспечению и реализации своих функциональных обязанностей» [7].
Сейчас в обеспечении правопорядка все чаще участвуют негосударственные организации, поскольку, как отмечают политологи, борьба с преступностью, терроризмом уже не может быть достаточно эффективна без использования сил и ресурсов негосударственной системы обеспечения безопасности [8].
Итак, субъектами взаимодействия в сфере обеспечения правопорядка выступают государственные органы (правоохранительные органы, государственные структуры правоохранительного назначения) и негосударственные организации. В процессе их взаимодействия встречаются трудности, связанные с тем, что общественная правовая идеология, опирающаяся на научный подход, за годы реформ не сформировала в массовой общественной психологии системы единых критериев взаимодействия [13]. Это приводит к существованию разнохарактерных, порой противоречивых тенденций в понимании необходимости исследования вопроса взаимодействия как у представителей правоохранительных органов, так и в широких слоях населения.
Чем менее значима угроза безопасности, тем меньшее количество граждан поддерживает идею необходимости взаимодействия с органами внутренних дел и участия в общественных объединениях правоохранительной направленности. Вместе с тем следует отметить, что взаимодействие между государственными органами и общественными объединениями в области охраны правопорядка и безопасности происходит не спонтанно. Практика осуществления такого взаимодействия выработала ряд основных направлений, которые, учитывая огромную социальную значимость охраны общественного порядка и безопасности, законодательно закреплены. Основополагающим в этом вопросе, на наш взгляд, является то, что народ Кыргызстана осуществляет свою власть непосредственно на выборах и референдумах, а также через систему государственных органов и органов местного самоуправления [1, ст. 2]. Соответственно, непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия. Учитывая, что с юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане», а термин «власть» — с возможностью распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других [9], принцип осуществления непосредственной власти народом, заложенный в Конституции Кыргызской Рес-
97
О 03
н
и и
У S
^
а н
о и
и о
X
^
о
а
<
Й
и
98
публики, в равной степени распространяется и на сферу административно-правовых отношений с участием граждан. Поэтому, создавая правовые условия для участия общественных объединений правоохранительной направленности в охране общественного порядка, государство тем самым реализует право граждан самим создавать условия достойной жизни и свободного развития.
В сентябре 2010 г. был проведен Съезд народных дружин, где все дружины страны были объединены в одну мощную организацию под названием «Союз Народных Дружин» (далее — СНД), председателем которого был избран лидер ДНД «Патриот» Данияр Тербишалиев. В марте 2011 г. прошел второй съезд СНД [14], где рассматривались вопросы о роли ДНД во время апрельских событий 2010 г., охраны ЦИК во время выборов, а также — содействия правоохранительным органам во время июньских событий 2010 г. на юге страны. Кроме того, в рамках данного мероприятия было отмечено, что с помощью добровольных народных дружин было раскрыто 260 преступлений, арестовано свыше 3 тыс. правонарушителей.
Дни апрельской революции и июньские события на юге республики 2010 г. со всей определенностью показали необходимость пересмотра государственной политики в сфере обеспечения безопасности в целом и общественной безопасности, в частности, а также — отношения к участию граждан в общественных объединениях, содействующих поддержанию общественного порядка, межнационального и межконфессионального согласия в стране.
На сегодняшний день в г. Бишкек существует 40 народных дружин численностью 2540 человек, в целом в стране их — более 12 000; кроме того, во всех областях и районах Кыргызстана функционируют 555 общественно-профилактических центров и 813 судов аксакалов1 [12], которые оказывают неоценимую помощь в поддержании правопорядка и общественной безопасности в стране.
Как показала практика, в неспокойные для Кыргызстана дни ДНД сыграли важную роль в ликвидации внутренних беспорядков и сохранении стабильности в стране.
ДНД представляют собой сложившийся институт общества, который способен безвозмездно оказать консультативную и физическую помощь в установлении общественного порядка
1 Суды аксакалов - это создаваемые на добровольных началах, на основе выборности и самоуправления общественные органы, призванные рассматривать материалы, направляемые в их адрес в установленном порядке судом, прокурором, органами внутренних дел и другими государственными органами и их должностными лицами в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.
и безопасности граждан как при чрезвычайных обстоятельствах, так и в мирное время. К сожалению, органам внутренних дел не всегда удается эффективно действовать в ситуации возникновения массовых беспорядков, в связи с этим необходимо совершенствовать правовую и организационную базу деятельности ДНД, а также их материально-техническое обеспечение.
В настоящее время вопросы участия граждан в охране общественного порядка регламентируются в соответствии с Положением «О дружинах по охране правопорядка в Кыргызской Республике», утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 15 апреля 1994 г. № 231 [2]. Подчеркнем, что нормы данного Положения были приняты еще в 1994 г. и не в полной мере определяют правовой статус и гарантируют безопасность гражданам, участвующим в охране общественного порядка.
В связи с этим Правительством Кыргызской Республики разработан проект Закона Кыргызской Республики «Об участии граждан в обеспечении правопорядка» [3], в котором заложены нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при участии граждан в обеспечении правопорядка. В данном законопроекте подробно регламентируется порядок создания и организация деятельности народных дружин, их взаимодействие с органами внутренних дел, а также правовые основы, принципы участия граждан в обеспечении правопорядка; обязанности, права и ответственность народных дружинников; общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы; гарантии правовой и социальной защиты граждан, участвующих в обеспечении правопорядка, а также формы их поощрения.
Принятие вышеуказанного законопроекта позволит органам внутренних дел привлекать к обеспечению правопорядка на добровольной основе максимально возможное количество заинтересованных граждан, что, несомненно, будет способствовать поддержанию должного правопорядка в общественных местах; оперативно получать от граждан достоверную информацию о фактах готовящихся, совершаемых и совершенных преступлений; исключать факты недобросовестного исполнения сотрудниками правоохранительных органов служебных обязанностей, превышения ими полномочий, нарушения прав граждан, поскольку повседневное взаимодействие населения с правоохранительными органами будет исполнять функцию общественного (гражданского) контроля за их деятельностью.
Помимо этого, ДНД могут стать связующим звеном между правоохранительными органами и населением.
Таким образом, для повышения уровня общественной безопасности требуется объединение усилий органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений, а также всего населения в целом. Кроме того, необходимо принять закон
Кыргызской Республики «Об участии граждан в обеспечении правопорядка», в котором определялись бы права и обязанности членов общественных объединений правоохранительной направленности, финансирование их деятельности, правовая защита и социальные льготы.
Список литературы
1. Конституция Кыргызской Республики: принята референдумом (всенародным голосованием) в г. Бишкек 27 июня 2010 г. // Эркин Тоо. 2010. 23 авг.
2. О дружинах по охране правопорядка в Кыргызской Республике: постановление Правительства Кыргызской Республики от 15 апреля 1994 г. № 231. URL: http: // www. old-online.adviser .kg (дата обращения: 23.05.2013).
3. Об участии граждан в обеспечении правопорядка: проект Закона Кыргызской Республики. Официальный сайт Правительства Кыргызской Республики. URL http / www. gov.kg (дата обращения: 12.04.2011).
4. Еропкин М.И., Попов Л.Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. Л., 1973.
5. Ежегодник по правам человека в Кыргызской Республике за 2005 год. Бишкек, 2006.
6. Звирбуль В.К. Деятельность прокуратуры по предупреждению преступлений. М., 1971.
7. Зинуров Р.Н. Координационная деятельность российской прокуратуры: тенденции и закономерности. Уфа, 2002.
8. Кашурников С.Н. Негосударственная система обеспечения безопасности российского общества на современном этапе. Политологический анализ: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2008.
9. Козлова Е.И. Конституционное право Российской Федерации: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. М., 1996.
10. Колонтаевский Ф.Е. Теория и практика совершенствования охраны общественного порядка. // Труды Академии МВД СССР. М., 1985.
11. Колонтаевский Ф.Е. Организационные основы охраны общественного порядка в современных условиях: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1996.
12. Официальный сайт Министерства внутренних дел Кыргызской Республики. URL: http / www.mvd.kg. (дата обращения: 9.10.2012).
13. Ревин И.А. Взаимодействие органов внутренних дел с общественными формированиями правоохранительной направленности в обеспечении общественной безопасности в Северо-Кавказском регионе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
14. Школа публичной политики: Добровольные народные дружины в мирное время. Проблемы и перспективы. URL: http / www. publicpolicy.kg/index. (дата обращения: 15.03.2011).
E-mail: [email protected]