Научная статья на тему 'Взаимодействие органов внутренних дел с общественными объединениями (по материалам Кыргызской Республики)'

Взаимодействие органов внутренних дел с общественными объединениями (по материалам Кыргызской Республики) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
690
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИЛИЦИЯ / MILITIA / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / PUBLIC BODIES / ДОБРОВОЛЬНЫЕ НАРОДНЫЕ ДРУЖИНЫ / VOLUNTARY CITIZEN PATROL / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / MAINTENANCE OF PUBLIC ORDER / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PUBLIC SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усенов К. И.

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений правоохранительной направленности и проблемы выработки эффективного механизма совместного осуществления ими охраны общественного порядка и безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of Internal Affairs Agencies and Public Bodies (Kyrgyzstan Republic data is used)

The paper considers the issues of interaction of internal affairs agencies and public bodies involved in the law enforcement activity, the issues related to the development of effective mechanism of their co-operation in maintenance of public order.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие органов внутренних дел с общественными объединениями (по материалам Кыргызской Республики)»

О 03

н

и и

У S

^

а н

о и

и о

X

^

о

а

<

Й

и

96

К.И. УСЕНОВ,

*

адъюнкт кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел (Академия управления МВД России)

Взаимодействие органов внутренних дел с общественными объединениями

(по материалам Кыргызской Республики)

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений правоохранительной направленности и проблемы выработки эффективного механизма совместного осуществления ими охраны общественного порядка и безопасности.

Милиция, общественные объединения, добровольные народные дружины, взаимодействие, охрана общественного порядка, общественная безопасность.

События, произошедшие в последние годы в Кыргызской Республике в общественно-политической и социально-экономической сфере, обусловили необходимость масштабных и коренных преобразований в структуре целого ряда служб и подразделений системы МВД. Отметим, что приведение деятельности данной правоохранительной структуры в соответствие с происходящими политическими и социально-экономическими реформами не должно затягиваться, так как доверие населения к органам внутренних дел Кыргызской Республики оставляет желать лучшего. Поэтому главной целью всех перемен должен стать возврат доверия граждан к органам внутренних дел, восстановление их авторитета в глазах населения.

Проблема охраны общественного порядка имеет важное концептуальное значение для любого государства, поскольку правопорядок — это базис для создания социально ориентированного правового государства. Эта проблема всегда была актуальной, и ей постоянно уделялось пристальное внимание со стороны практиков и ученых.

В юридической литературе понятия «общественный порядок» и «общественная безопасность» рассматриваются в широком и узком значении. Так, в своей работе М.И. Еропкин и Л.Л. Попов писали, что «общественный порядок в государстве — это определенная система общественных отношений, регулирующих поведение людей в общественных местах, это ре-

Ранее - оперуполномоченный ОУР ГОМ-10 УВД Свердловского района г. Бишкек Кыргызской Республики.

зультат закрепления социальными нормами фактических отношений, которые развиваются в процессе общения людей» [4, с. 7].

Рассматривая данную тему, Ф.Е. Колонта-евский под общественным порядком в широком смысле слова понимал «...весь строй, всю систему общественных отношений, существующих в данном обществе» [11, с. 12], складывающихся вследствие соблюдения и реализации действующих во всех сферах жизни социальных норм (норм права, иных социальных норм неюридического характера), принципов, идей, заключающих общественно необходимое и наиболее важное для данного экономического и политического строя поведение людей, государственных организаций и общественных объединений. «В таком значении общественный порядок является объектом охранительного воздействия всех социальных институтов государства»[10,с.7].

Если отношения, составляющие сферу общественного порядка, в широком смысле слова обеспечиваются и охраняются всей системой органов государства, то отношения, составляющие сферу общественного порядка, в узком понимании требуют создания специальных органов, наделенных специальными полномочиями по поддержанию общественного порядка с использованием не только общих средств регулирования (информационных, организационных и др.), но и специальных (преимущественно административно-правовых, уголовно-правовых, оперативно-разыскных, гражданско-правовых), определяемых «сущностью общественных отношений, непосредственно охраняемых в том или ином случае» [4].

Одной из основных трудностей продолжает оставаться проблема поддержания общественного порядка на уровне, соответствующем нормам развития современного общества, что замедляет темпы экономического роста и оказывает негативное влияние на инвестиционную привлекательность страны и развитие внутреннего бизнеса.

К основным факторам, дестабилизирующим общественный порядок, следует отнести: несогласованность интересов общества, госу-

дарства и отдельной личности; активизацию забастовочного движения, которое зачастую перерастает в акты гражданского неповиновения, сопровождаясь столкновениями с силами правопорядка, человеческими жертвами; рост уличной преступности; неспособность правоохранительных органов раскрывать и расследовать сложные, резонансные дела; отсутствие механизма реализации идей, заложенных в программах и документах государства в части защиты прав, свобод личности и охраны общественного порядка (порой даже отсутствие правовых актов).

Массовые беспорядки и погромы, произошедшие в Кыргызской Республике в ночь с 24 на 25 марта 2005 г., а также последовавший за этим захват Верховного суда страны, здания администрации Президента и Правительства Кыргызской Республики выявили в работе правоохранительных органов республики серьезные недостатки [5, с. 11].

Политические катаклизмы показали, что активное участие гражданского общества в осуществлении охраны правопорядка и поддержании общественного спокойствия является необходимым условием построения крепкого, демократического, социально-правового государства. Анализ отечественного опыта по обеспечению правопорядка позволяет выделить главное в этом вопросе — взаимодействие населения с органами внутренних дел должно осуществляться на добровольных началах, с предоставлением со стороны государства правовых, социальных и экономических гарантий. Одной из наиболее важных задач на современном этапе является выработка эффективных организационных форм взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений правоохранительной направленности при осуществлении охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.

В настоящее время одним из принципов деятельности милиции является принцип взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Рассмотрим подробнее взаимодействие милиции и общественных объединений правоохранительной направленности. Проанализируем само понятие «взаимодействие». Так, например, В.К. Звирбуль считает, что «под взаимодействием понимается всякая согласованная деятельность государственных органов и общественных организаций по выполнению общих задач» [6].

Р.Н. Зинуров под взаимодействием понимает «...совместную деятельность правоохранительных, иных государственных органов, не-

государственных организаций без постоянно действующего организационного центра и нормативно регламентированных полномочий и статуса участников по обеспечению и реализации своих функциональных обязанностей» [7].

Сейчас в обеспечении правопорядка все чаще участвуют негосударственные организации, поскольку, как отмечают политологи, борьба с преступностью, терроризмом уже не может быть достаточно эффективна без использования сил и ресурсов негосударственной системы обеспечения безопасности [8].

Итак, субъектами взаимодействия в сфере обеспечения правопорядка выступают государственные органы (правоохранительные органы, государственные структуры правоохранительного назначения) и негосударственные организации. В процессе их взаимодействия встречаются трудности, связанные с тем, что общественная правовая идеология, опирающаяся на научный подход, за годы реформ не сформировала в массовой общественной психологии системы единых критериев взаимодействия [13]. Это приводит к существованию разнохарактерных, порой противоречивых тенденций в понимании необходимости исследования вопроса взаимодействия как у представителей правоохранительных органов, так и в широких слоях населения.

Чем менее значима угроза безопасности, тем меньшее количество граждан поддерживает идею необходимости взаимодействия с органами внутренних дел и участия в общественных объединениях правоохранительной направленности. Вместе с тем следует отметить, что взаимодействие между государственными органами и общественными объединениями в области охраны правопорядка и безопасности происходит не спонтанно. Практика осуществления такого взаимодействия выработала ряд основных направлений, которые, учитывая огромную социальную значимость охраны общественного порядка и безопасности, законодательно закреплены. Основополагающим в этом вопросе, на наш взгляд, является то, что народ Кыргызстана осуществляет свою власть непосредственно на выборах и референдумах, а также через систему государственных органов и органов местного самоуправления [1, ст. 2]. Соответственно, непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия. Учитывая, что с юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане», а термин «власть» — с возможностью распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других [9], принцип осуществления непосредственной власти народом, заложенный в Конституции Кыргызской Рес-

97

О 03

н

и и

У S

^

а н

о и

и о

X

^

о

а

<

Й

и

98

публики, в равной степени распространяется и на сферу административно-правовых отношений с участием граждан. Поэтому, создавая правовые условия для участия общественных объединений правоохранительной направленности в охране общественного порядка, государство тем самым реализует право граждан самим создавать условия достойной жизни и свободного развития.

В сентябре 2010 г. был проведен Съезд народных дружин, где все дружины страны были объединены в одну мощную организацию под названием «Союз Народных Дружин» (далее — СНД), председателем которого был избран лидер ДНД «Патриот» Данияр Тербишалиев. В марте 2011 г. прошел второй съезд СНД [14], где рассматривались вопросы о роли ДНД во время апрельских событий 2010 г., охраны ЦИК во время выборов, а также — содействия правоохранительным органам во время июньских событий 2010 г. на юге страны. Кроме того, в рамках данного мероприятия было отмечено, что с помощью добровольных народных дружин было раскрыто 260 преступлений, арестовано свыше 3 тыс. правонарушителей.

Дни апрельской революции и июньские события на юге республики 2010 г. со всей определенностью показали необходимость пересмотра государственной политики в сфере обеспечения безопасности в целом и общественной безопасности, в частности, а также — отношения к участию граждан в общественных объединениях, содействующих поддержанию общественного порядка, межнационального и межконфессионального согласия в стране.

На сегодняшний день в г. Бишкек существует 40 народных дружин численностью 2540 человек, в целом в стране их — более 12 000; кроме того, во всех областях и районах Кыргызстана функционируют 555 общественно-профилактических центров и 813 судов аксакалов1 [12], которые оказывают неоценимую помощь в поддержании правопорядка и общественной безопасности в стране.

Как показала практика, в неспокойные для Кыргызстана дни ДНД сыграли важную роль в ликвидации внутренних беспорядков и сохранении стабильности в стране.

ДНД представляют собой сложившийся институт общества, который способен безвозмездно оказать консультативную и физическую помощь в установлении общественного порядка

1 Суды аксакалов - это создаваемые на добровольных началах, на основе выборности и самоуправления общественные органы, призванные рассматривать материалы, направляемые в их адрес в установленном порядке судом, прокурором, органами внутренних дел и другими государственными органами и их должностными лицами в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.

и безопасности граждан как при чрезвычайных обстоятельствах, так и в мирное время. К сожалению, органам внутренних дел не всегда удается эффективно действовать в ситуации возникновения массовых беспорядков, в связи с этим необходимо совершенствовать правовую и организационную базу деятельности ДНД, а также их материально-техническое обеспечение.

В настоящее время вопросы участия граждан в охране общественного порядка регламентируются в соответствии с Положением «О дружинах по охране правопорядка в Кыргызской Республике», утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 15 апреля 1994 г. № 231 [2]. Подчеркнем, что нормы данного Положения были приняты еще в 1994 г. и не в полной мере определяют правовой статус и гарантируют безопасность гражданам, участвующим в охране общественного порядка.

В связи с этим Правительством Кыргызской Республики разработан проект Закона Кыргызской Республики «Об участии граждан в обеспечении правопорядка» [3], в котором заложены нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при участии граждан в обеспечении правопорядка. В данном законопроекте подробно регламентируется порядок создания и организация деятельности народных дружин, их взаимодействие с органами внутренних дел, а также правовые основы, принципы участия граждан в обеспечении правопорядка; обязанности, права и ответственность народных дружинников; общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы; гарантии правовой и социальной защиты граждан, участвующих в обеспечении правопорядка, а также формы их поощрения.

Принятие вышеуказанного законопроекта позволит органам внутренних дел привлекать к обеспечению правопорядка на добровольной основе максимально возможное количество заинтересованных граждан, что, несомненно, будет способствовать поддержанию должного правопорядка в общественных местах; оперативно получать от граждан достоверную информацию о фактах готовящихся, совершаемых и совершенных преступлений; исключать факты недобросовестного исполнения сотрудниками правоохранительных органов служебных обязанностей, превышения ими полномочий, нарушения прав граждан, поскольку повседневное взаимодействие населения с правоохранительными органами будет исполнять функцию общественного (гражданского) контроля за их деятельностью.

Помимо этого, ДНД могут стать связующим звеном между правоохранительными органами и населением.

Таким образом, для повышения уровня общественной безопасности требуется объединение усилий органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений, а также всего населения в целом. Кроме того, необходимо принять закон

Кыргызской Республики «Об участии граждан в обеспечении правопорядка», в котором определялись бы права и обязанности членов общественных объединений правоохранительной направленности, финансирование их деятельности, правовая защита и социальные льготы.

Список литературы

1. Конституция Кыргызской Республики: принята референдумом (всенародным голосованием) в г. Бишкек 27 июня 2010 г. // Эркин Тоо. 2010. 23 авг.

2. О дружинах по охране правопорядка в Кыргызской Республике: постановление Правительства Кыргызской Республики от 15 апреля 1994 г. № 231. URL: http: // www. old-online.adviser .kg (дата обращения: 23.05.2013).

3. Об участии граждан в обеспечении правопорядка: проект Закона Кыргызской Республики. Официальный сайт Правительства Кыргызской Республики. URL http / www. gov.kg (дата обращения: 12.04.2011).

4. Еропкин М.И., Попов Л.Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. Л., 1973.

5. Ежегодник по правам человека в Кыргызской Республике за 2005 год. Бишкек, 2006.

6. Звирбуль В.К. Деятельность прокуратуры по предупреждению преступлений. М., 1971.

7. Зинуров Р.Н. Координационная деятельность российской прокуратуры: тенденции и закономерности. Уфа, 2002.

8. Кашурников С.Н. Негосударственная система обеспечения безопасности российского общества на современном этапе. Политологический анализ: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2008.

9. Козлова Е.И. Конституционное право Российской Федерации: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. М., 1996.

10. Колонтаевский Ф.Е. Теория и практика совершенствования охраны общественного порядка. // Труды Академии МВД СССР. М., 1985.

11. Колонтаевский Ф.Е. Организационные основы охраны общественного порядка в современных условиях: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1996.

12. Официальный сайт Министерства внутренних дел Кыргызской Республики. URL: http / www.mvd.kg. (дата обращения: 9.10.2012).

13. Ревин И.А. Взаимодействие органов внутренних дел с общественными формированиями правоохранительной направленности в обеспечении общественной безопасности в Северо-Кавказском регионе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

14. Школа публичной политики: Добровольные народные дружины в мирное время. Проблемы и перспективы. URL: http / www. publicpolicy.kg/index. (дата обращения: 15.03.2011).

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.